УДК 37.323
ЛК. Раицкая САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Аннотация. В статье рассматриваются акмеологические аспекты самообразования в форме самообразовательной познавательной деятельности студента в интернет-среде, влияние деятельности на личностно-профессиональное развитие. Анализируются характеристики Интернета как акмеологической среды развития.
Ключевые слова: акмеология, акме, самостоятельная познавательная деятельность, интернет-среда, информационно-образовательная среда.
Lilia Raitskaya SELF-RELIANT COGNITIVE ACTIVIIES OF STUDENTS
IN THE INTERNET ENVIRONMENT AS ACMEOLOGY PHENOMENON
Abstract. The article considers acmeology aspects of self-education by means of self-reliant cognitive activities of students in the Internet environment, its influence on their personal and professional development. The author analyzes Internet features as acmeology environment of development. Keywords: acmeology, acme, self-reliant cognitive activity, Internet environment, information and educational environment.
В современных условиях в российском образовании смена парадигм приводит к изменению как сущности и понимания образовательного процесса, так и форм, методов и содержания образования [1; 5; 12]. Автономия, самостоятельность студента, самообразование как форма образования становятся важными характеристиками нового образования [2; 6]. В высшем профессиональном образовании все большую роль играют акмеологические аспекты, связанные с личностно-профес-сиональным развитием студента [3].
Термин «акме» употребляется в значении высот, которых удается достигать взрослому человеку в своем развитии на разных возрастных этапах. Наука акмеология появилась в 20-е гг. XX века как наука о развитии взрослых людей (Н.А. Рыбников). Объектом акмеологии стали не только зрелость, или взрослость и широкий спектр характеристик взрослого человека, но и профессионализм. В акмеологии исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы осуществления им своей профессиональной деятельности (В.И. Иванова).
Акмеологический подход позволяет рассмотреть феномен самостоятельной познавательной деятельности студентов в интернет-среде как акмеологический, то есть способствующий развитию личности, достижению ею тех или иных «высот» в личностном и профессиональном развитии. Поскольку исследуемый вид деятельности осуществляется студентами в вузе, акмеологический анализ феномена познавательной деятельности мы начнем с выявления акмеологических характеристик среды вуза, где эта деятельность (само)организуется и осуществляется. По мнению А.А. Деркача, акмео-логическая среда должна обладать следующими свойствами:
- «гибкостью, обозначающей способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в сочетании с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
- вариативностью, предполагающей изменение среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах;
- интегративностью, обеспечивающей решение профессиональных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
© Раицкая Л.К., 2014
- открытостью, предусматривающей широкое участие всех субъектов образования в управлении;
- саморазвитием и саморегуляцией, основанными на процессах развития и саморазвития личности;
- установкой на совместное деятельностное обучение, диалог всех субъектов образовательного процесса» [4, с. 14].
Традиционная среда вуза обладала указанными свойствами не в полном объеме. Именно трансформация образовательной парадигмы из знаниевой в деятельностную ведет к преобразованию среды вуза, делает ее акмеологической по своей сути. Информатизация образования и формирование информационно-образовательной среды (ИОС) вузов также способствуют усилению гибкости, открытости, вариативности, интегративности среды вуза.
ИОС представляет собой среду, которая включает в себя разнообразные возможности для быстрой перестройки под любые нужны, для адаптации при появлении новых потребностей. При этом ИОС не нужно время и дополнительные ресурсы для трансформации, так как гипертекстовая среда, которой, по сути, является любая ИОС, имеет в своем потенциале бесконечное множество вариантов использования, то есть путей, по которым субъекты осваивают или используют среду. Вариантив-ность и гибкость в данном случае представляют собой характеристики, свойственные гипертекстовой природе ИОС.
Интегративность ИОС обеспечивается большим количеством составляющих, которые взаимодействуют и сотрудничают, обладая синергетическим эффектом (ИОС по своим возможностям больше, чем простое суммирование ее составляющих). Параллельное применение нескольких технологий, видов ресурсов и пр. значительно увеличивают продуктивность деятельности, экономя время и другие ресурсы. Открытость ИОС и интернет-среды определяется возможностью всех субъектов влиять на среду, создавать или менять составляющие этой среды, что дает доступ любому субъекту благодаря характеристикам среды участвовать в управлении средой. ИОС и интернет-среда в силу психоактивного потенциала (снятие барьеров в общении, возможности различных способов самовыражения и самореализации и пр.) способствуют саморазвитию личности студента, реализации «Я-концепции».
ИОС и интернет-среда, являясь распределенными средами, то есть используемыми бесконечно большим количеством участников, предполагают их совместное использование. Взаимодействие с этими средами и в этих средах происходит через деятельность субъектов образовательного процесса. Основной формой взаимодействия (и деятельности) в таких средах является диалог / полилог или интерактивность (то есть диалог и обратная связь). Следовательно, указанные А.А. Деркачем установки на деятельностное обучение и диалог субъектов являются естественными для информационно-образовательных сред.
Для современного человека профессиональная деятельность является, как правило, одним из важнейших путей самореализации. Е.М. Иванова отмечает, что осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность. Ценность профессиональной деятельности в жизни человека определяется ее высокой значимостью на протяжении многих лет жизни и востребованностью обществом.
Профессиональная деятельность основывается на профессиональной культуре, которая включает «совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда» [8, с. 69]. Главными источниками формирования профессиональной культуры следует считать образование, квалификацию и опыт профессиональной деятельности. Профессиональная культура формируется во время обучения, получения квалификации, а затем на протяжении
всей профессиональной деятельности [1]. Культуроформирующий эффект имеют также систематические повышения квалификации, стажировки, овладение смежными профессиями и специальностями, которые позволяют преодолевать профессиональную ограниченность.
В индустриальном обществе специалист получал образование, которое заключалось в определенном и сравнительно медленно изменяющемся наборе знаний и навыков, освоении стабильной структуры учебных дисциплин, позволяющих успешно освоить профессиональную деятельность. Образование создавало профессиональную основу на всю жизнь. В постиндустриальную эпоху, которая также определяется как информационное общество (то есть общество, в котором работающие в своем большинстве заняты в информационной сфере, т.е. обеспечивают производство, хранение, обработку, передачу и распределение информации, а также являются ее потребителями [7, с. 8]), появились новые условия осуществления профессиональной деятельности, которые изменяют как саму профессиональную деятельность, так и профессиональную культуру. Частью любой профессиональной культуры в новых условиях следует считать информационную культуру, которая, по определению А.В. Кириленко, представляет собой умение грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении новые информационные технологии, современные технические средства и методы [7].
Еще во время обучения в средней школе у молодых людей возникает необходимость, а затем потребность работать со всем спектром информационных источников и хранилищ информации. Если в индустриальную эпоху дети и подростки приобщались к книге, обучались чтению, а затем пользованию библиотеками при поиске необходимой учебной или иной информации, то в информационном обществе ребенок сталкивается с безграничным информационным пространством, освоение которого сопряжено с большими трудностями, включая невысокую структурированность информации и источников, сложности с ориентацией в информационной среде, с определением качества и пригодности информации, необходимость дополнительных знаний и навыков для осуществления поиска информации кроме традиционного умения читать и пользоваться библиотечными ресурсами. Как правило, дети информационного общества осваивают перечисленные знания и навыки эмпирически, часто неэффективно. Одной из задач преподавателей всех дисциплин на всех уровнях образования, а также библиотечных работников становится оказание помощи и поддержки обучающемуся в выборе эффективных путей освоения данных навыков и умений [11].
Для успешной работы с цифровыми источниками информации обучающемуся необходимы знания и навыки, а затем и компетентность в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Данное обстоятельство можно считать барьером, который преодолевают не все обучающиеся в силу материальных, финансовых и психологических причин. Роль преподавателя заключается в том, чтобы он на своем примере показал, для чего нужны ИКТ, как можно их использовать, какие безграничные возможности они открывают в плане и познания, и развлечения (игры). Для тех обучающихся, которые имеют ограниченное представление об ИКТ, может стать мотивирующим знакомство с новыми для них и интересующими именно их технологиями (как технологически и функционально, так и содержательно).
В информационном обществе возникла новая парадигма образования для обеспечения потребностей экономики и общества в профессионалах, которые могут работать в условиях полной неопределенности при постоянных сменах технологий и техники, качественных изменениях способов организации и функционирования экономического механизма общества. По определению А.М. Новикова, «основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» [9, с. 12]. Образование как транслятор социального опыта и социального заказа претерпевает беспрецедентные изменения. Образование
должно также стать постиндустриальным, или информационным, соответствующим историческому этапу развития общества и экономики. Современные студенты вынуждены перерабатывать безграничные объемы информации, постоянно вносить коррективы и пересматривать имеющиеся или формирующиеся знания, успешно принимать критические решения в условиях неопределенности. Студент сегодня должен уметь самостоятельно работать с информацией, извлекать из нее знания и обучаться с ее помощью новым видам деятельности. «Новое образование должно научить человека классифицировать информацию, оценивать ее, <...> рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя» [9, с. 40]. Обучение не ограничивается вузом или университетом, а является непрерывным, то есть длится всю жизнь (точнее, как минимум, всю профессиональную жизнь).
Образование направлено, прежде всего, на самореализацию человека, а интересы общества обеспечиваются именно через развитие личности каждого человека [10]. Следовательно, личностная компетентность становится не только ценностью каждого отдельного человека, но и общества в целом.
Библиографический список
1. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. -2009. - № 9. - С. 110-114.
2. Воронова Е.Ю. Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 5. - С. 270-275.
3. Деркач А.А. Акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. -2007. - № 3. - С. 15-21.
4. Деркач А.А. Акмеологическая среда развития профессионала: монография / А.А. Деркач [и др.]. - Воронеж: Научная книга, 2006.
5. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности ее проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности // Акмеологя. - 2010. - № 4. - С. 28-33.
6. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 20-23.
7. Кириленко А.В. Основы информационной культуры / А.В. Кириленко. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008.
8. Кравченко А.И. Культурология: уч. пособ. для вузов / А.И. Кравченко - М.: Академический проспект, 2002.
9. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2008.
10. Раицкая Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: дис. ... докт. пед. наук. - М., 2013.
11. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников / Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 1. - С. 7-8.
12. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2 (29). - С. 7-11.