Научная статья на тему 'Самостоятельная познавательная деятельность студентов в интернет-среде как акмеологический феномен'

Самостоятельная познавательная деятельность студентов в интернет-среде как акмеологический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раицкая Лилия Климентовна

В статье рассматриваются акмеологические аспекты самообразования в форме самообразовательной познавательной деятельности студента в интернет-среде, влияние деятельности на личностно-профессиональное развитие. Анализируются характеристики Интернета как акмеологической среды развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-RELIANT COGNITIVE ACTIVIIES OF STUDENTS IN THE INTERNET ENVIRONMENT AS ACMEOLOGY PHENOMENON

The article considers acmeology aspects of self-education by means of self-reliant cognitive activities of students in the Internet environment, its influence on their personal and professional development. The author analyzes Internet features as acmeology environment of development.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная познавательная деятельность студентов в интернет-среде как акмеологический феномен»

УДК 37.323

ЛК. Раицкая САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье рассматриваются акмеологические аспекты самообразования в форме самообразовательной познавательной деятельности студента в интернет-среде, влияние деятельности на личностно-профессиональное развитие. Анализируются характеристики Интернета как акмеологической среды развития.

Ключевые слова: акмеология, акме, самостоятельная познавательная деятельность, интернет-среда, информационно-образовательная среда.

Lilia Raitskaya SELF-RELIANT COGNITIVE ACTIVIIES OF STUDENTS

IN THE INTERNET ENVIRONMENT AS ACMEOLOGY PHENOMENON

Abstract. The article considers acmeology aspects of self-education by means of self-reliant cognitive activities of students in the Internet environment, its influence on their personal and professional development. The author analyzes Internet features as acmeology environment of development. Keywords: acmeology, acme, self-reliant cognitive activity, Internet environment, information and educational environment.

В современных условиях в российском образовании смена парадигм приводит к изменению как сущности и понимания образовательного процесса, так и форм, методов и содержания образования [1; 5; 12]. Автономия, самостоятельность студента, самообразование как форма образования становятся важными характеристиками нового образования [2; 6]. В высшем профессиональном образовании все большую роль играют акмеологические аспекты, связанные с личностно-профес-сиональным развитием студента [3].

Термин «акме» употребляется в значении высот, которых удается достигать взрослому человеку в своем развитии на разных возрастных этапах. Наука акмеология появилась в 20-е гг. XX века как наука о развитии взрослых людей (Н.А. Рыбников). Объектом акмеологии стали не только зрелость, или взрослость и широкий спектр характеристик взрослого человека, но и профессионализм. В акмеологии исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы осуществления им своей профессиональной деятельности (В.И. Иванова).

Акмеологический подход позволяет рассмотреть феномен самостоятельной познавательной деятельности студентов в интернет-среде как акмеологический, то есть способствующий развитию личности, достижению ею тех или иных «высот» в личностном и профессиональном развитии. Поскольку исследуемый вид деятельности осуществляется студентами в вузе, акмеологический анализ феномена познавательной деятельности мы начнем с выявления акмеологических характеристик среды вуза, где эта деятельность (само)организуется и осуществляется. По мнению А.А. Деркача, акмео-логическая среда должна обладать следующими свойствами:

- «гибкостью, обозначающей способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в сочетании с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

- вариативностью, предполагающей изменение среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах;

- интегративностью, обеспечивающей решение профессиональных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

© Раицкая Л.К., 2014

- открытостью, предусматривающей широкое участие всех субъектов образования в управлении;

- саморазвитием и саморегуляцией, основанными на процессах развития и саморазвития личности;

- установкой на совместное деятельностное обучение, диалог всех субъектов образовательного процесса» [4, с. 14].

Традиционная среда вуза обладала указанными свойствами не в полном объеме. Именно трансформация образовательной парадигмы из знаниевой в деятельностную ведет к преобразованию среды вуза, делает ее акмеологической по своей сути. Информатизация образования и формирование информационно-образовательной среды (ИОС) вузов также способствуют усилению гибкости, открытости, вариативности, интегративности среды вуза.

ИОС представляет собой среду, которая включает в себя разнообразные возможности для быстрой перестройки под любые нужны, для адаптации при появлении новых потребностей. При этом ИОС не нужно время и дополнительные ресурсы для трансформации, так как гипертекстовая среда, которой, по сути, является любая ИОС, имеет в своем потенциале бесконечное множество вариантов использования, то есть путей, по которым субъекты осваивают или используют среду. Вариантив-ность и гибкость в данном случае представляют собой характеристики, свойственные гипертекстовой природе ИОС.

Интегративность ИОС обеспечивается большим количеством составляющих, которые взаимодействуют и сотрудничают, обладая синергетическим эффектом (ИОС по своим возможностям больше, чем простое суммирование ее составляющих). Параллельное применение нескольких технологий, видов ресурсов и пр. значительно увеличивают продуктивность деятельности, экономя время и другие ресурсы. Открытость ИОС и интернет-среды определяется возможностью всех субъектов влиять на среду, создавать или менять составляющие этой среды, что дает доступ любому субъекту благодаря характеристикам среды участвовать в управлении средой. ИОС и интернет-среда в силу психоактивного потенциала (снятие барьеров в общении, возможности различных способов самовыражения и самореализации и пр.) способствуют саморазвитию личности студента, реализации «Я-концепции».

ИОС и интернет-среда, являясь распределенными средами, то есть используемыми бесконечно большим количеством участников, предполагают их совместное использование. Взаимодействие с этими средами и в этих средах происходит через деятельность субъектов образовательного процесса. Основной формой взаимодействия (и деятельности) в таких средах является диалог / полилог или интерактивность (то есть диалог и обратная связь). Следовательно, указанные А.А. Деркачем установки на деятельностное обучение и диалог субъектов являются естественными для информационно-образовательных сред.

Для современного человека профессиональная деятельность является, как правило, одним из важнейших путей самореализации. Е.М. Иванова отмечает, что осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность. Ценность профессиональной деятельности в жизни человека определяется ее высокой значимостью на протяжении многих лет жизни и востребованностью обществом.

Профессиональная деятельность основывается на профессиональной культуре, которая включает «совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда» [8, с. 69]. Главными источниками формирования профессиональной культуры следует считать образование, квалификацию и опыт профессиональной деятельности. Профессиональная культура формируется во время обучения, получения квалификации, а затем на протяжении

всей профессиональной деятельности [1]. Культуроформирующий эффект имеют также систематические повышения квалификации, стажировки, овладение смежными профессиями и специальностями, которые позволяют преодолевать профессиональную ограниченность.

В индустриальном обществе специалист получал образование, которое заключалось в определенном и сравнительно медленно изменяющемся наборе знаний и навыков, освоении стабильной структуры учебных дисциплин, позволяющих успешно освоить профессиональную деятельность. Образование создавало профессиональную основу на всю жизнь. В постиндустриальную эпоху, которая также определяется как информационное общество (то есть общество, в котором работающие в своем большинстве заняты в информационной сфере, т.е. обеспечивают производство, хранение, обработку, передачу и распределение информации, а также являются ее потребителями [7, с. 8]), появились новые условия осуществления профессиональной деятельности, которые изменяют как саму профессиональную деятельность, так и профессиональную культуру. Частью любой профессиональной культуры в новых условиях следует считать информационную культуру, которая, по определению А.В. Кириленко, представляет собой умение грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении новые информационные технологии, современные технические средства и методы [7].

Еще во время обучения в средней школе у молодых людей возникает необходимость, а затем потребность работать со всем спектром информационных источников и хранилищ информации. Если в индустриальную эпоху дети и подростки приобщались к книге, обучались чтению, а затем пользованию библиотеками при поиске необходимой учебной или иной информации, то в информационном обществе ребенок сталкивается с безграничным информационным пространством, освоение которого сопряжено с большими трудностями, включая невысокую структурированность информации и источников, сложности с ориентацией в информационной среде, с определением качества и пригодности информации, необходимость дополнительных знаний и навыков для осуществления поиска информации кроме традиционного умения читать и пользоваться библиотечными ресурсами. Как правило, дети информационного общества осваивают перечисленные знания и навыки эмпирически, часто неэффективно. Одной из задач преподавателей всех дисциплин на всех уровнях образования, а также библиотечных работников становится оказание помощи и поддержки обучающемуся в выборе эффективных путей освоения данных навыков и умений [11].

Для успешной работы с цифровыми источниками информации обучающемуся необходимы знания и навыки, а затем и компетентность в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Данное обстоятельство можно считать барьером, который преодолевают не все обучающиеся в силу материальных, финансовых и психологических причин. Роль преподавателя заключается в том, чтобы он на своем примере показал, для чего нужны ИКТ, как можно их использовать, какие безграничные возможности они открывают в плане и познания, и развлечения (игры). Для тех обучающихся, которые имеют ограниченное представление об ИКТ, может стать мотивирующим знакомство с новыми для них и интересующими именно их технологиями (как технологически и функционально, так и содержательно).

В информационном обществе возникла новая парадигма образования для обеспечения потребностей экономики и общества в профессионалах, которые могут работать в условиях полной неопределенности при постоянных сменах технологий и техники, качественных изменениях способов организации и функционирования экономического механизма общества. По определению А.М. Новикова, «основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» [9, с. 12]. Образование как транслятор социального опыта и социального заказа претерпевает беспрецедентные изменения. Образование

должно также стать постиндустриальным, или информационным, соответствующим историческому этапу развития общества и экономики. Современные студенты вынуждены перерабатывать безграничные объемы информации, постоянно вносить коррективы и пересматривать имеющиеся или формирующиеся знания, успешно принимать критические решения в условиях неопределенности. Студент сегодня должен уметь самостоятельно работать с информацией, извлекать из нее знания и обучаться с ее помощью новым видам деятельности. «Новое образование должно научить человека классифицировать информацию, оценивать ее, <...> рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя» [9, с. 40]. Обучение не ограничивается вузом или университетом, а является непрерывным, то есть длится всю жизнь (точнее, как минимум, всю профессиональную жизнь).

Образование направлено, прежде всего, на самореализацию человека, а интересы общества обеспечиваются именно через развитие личности каждого человека [10]. Следовательно, личностная компетентность становится не только ценностью каждого отдельного человека, но и общества в целом.

Библиографический список

1. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. -2009. - № 9. - С. 110-114.

2. Воронова Е.Ю. Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 5. - С. 270-275.

3. Деркач А.А. Акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. -2007. - № 3. - С. 15-21.

4. Деркач А.А. Акмеологическая среда развития профессионала: монография / А.А. Деркач [и др.]. - Воронеж: Научная книга, 2006.

5. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности ее проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности // Акмеологя. - 2010. - № 4. - С. 28-33.

6. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 20-23.

7. Кириленко А.В. Основы информационной культуры / А.В. Кириленко. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008.

8. Кравченко А.И. Культурология: уч. пособ. для вузов / А.И. Кравченко - М.: Академический проспект, 2002.

9. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2008.

10. Раицкая Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: дис. ... докт. пед. наук. - М., 2013.

11. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников / Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 1. - С. 7-8.

12. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2 (29). - С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.