УДК 316.37
САМОСОЗНАНИЕ И ВЕРА:
ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ НА ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (на примере республики Башкортостан)
Храмова К.В., Азаматов Д.М.
Цель: обобщение результатов проведенного эмпирического исследования особенностей самосознания верующей молодежи республики Башкортостан.
Метод или методология проведения работы: для сравнения были выбраны две конфессии: традиционный ислам и секта «Свидетелей Иеговы», в качестве фоновой группы выступали студенты. В качестве методов исследования применялась стандартизированная беседа, проективный метод депривации самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов), методика М. Куна, Т. Макпартленда «20 ответов на самоотношение».
Результаты: обнаружены различия формирования самосознания и
социальной деятельности у всех трех групп. В частности, выявилось, что идеология представленных религиозных конфессий, четко определяет нормы и правила общественной и личной жизни верующих. В тоже время, социальные идеалы, система семейных и образовательных ценностей «Свидетелей Иеговы», в отличии от мусульман приводит к серьезным искажениям развития личности, обрекая на замкнутое существование в рамках религиозного сообщества, на выпадение из многообразия общественных отношений. Все структурные звенья самосознания верующих юношей и девушек содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознание характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Личность реализует себя лишь в культовой практике и деятельности. Половая идентификация определяется культовыми
эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Мусульмане и студенты фоновой группы, демонстрируют более выраженные чем «Свидетели Иеговы» способности к рефлексии собственно - личностных качеств, что позволяет сделать вывод о более адекватной их адаптации в многообразии социальных отношений.
Область применения результатов: полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния религии на формирование самосознания современного человека в рамках таких наук как: социальная философия, философия религии, социология, психология личности и педагогика
Ключевые слова: самосознание; рефлексия; идентификация;
депривация; поведенческая реакция; социальная ситуация.
CONSCIOUSNESS AND FAITH:
THE INFLUENCE OF TRADITIONAL AND NONTRADITIONAL DENOMINATIONS ON PERSONALITY OF MODERN YOUTH (for example, the Republic of Bashkortostan)
Khramova. K.V., Azamatov D.M.
Purpose: The purpose of this paper is a generalization of the empirical studies results devoted to the self-believing youth of the Republic of Bashkortostan.
Methodology: Traditional Islam and the sect "Jehovah's Witnesses" were selected for analysis. The students were the background group of the issue. Differences of identity formation and social activity for all groups is detected. As the research methods used a standardized interview, projection method (V. S. Mukhina, K. A. Hvostov), the method M. Kunn, T. Makpartlenda "20 responses to the selfrelation. "
Results: In particular, it was revealed that the ideology of represented religious faiths clearly defines the rules and regulations of public and private lives of believers. At the same time, social ideals, the system of family and educational values of "Jehovah's Witnesses" members in contrast to Muslims are leading to serious distortions of personality development. "Jehovah's Witnesses" members drop out of the diversity of public relations dooming them to the existence within the tight frames of religious community. Meaningful value orientations of the religion fill up all of structural units of the faithful people’s self-consciousness. Self- consciousness is characterized by mild self-reflection. Person realizes itself only in the religious practices and activities. Sexual identity is determined by the religious cult standards of male and female behavior, deviation from which is considered unacceptable. Muslims and students of the background group show more explicit ability reflecting the personal qualities than the "Jehovah's Witnesses” members. It allows us suggest a more appropriate adaptation in a variety of social relationships.
Practical implications: findings offer the prospect of further investigation of the influence of religion on identity formation of the modern human sciences in such as: social philosophy, philosophy of religion, sociology, psychology and pedagogy of personality
Keywords: self-consciousness; reflection; identification; deprivation;
behavioral response; social situation.
В последние десятилетия в Башкортостане, как и в России в целом, мы можем наблюдать рост религиозности населения, самой общей причиной которого большинство ученых считают размытость идентификационных критериев в массовом сознании современного общества. «Неадекватность социальных, статусных, этатистских идентификаторов предшествующего периода новым реалиям способствует появлению идеологического вакуума, одновременно маргинализируя массовое сознание. В подобной ситуации
естественная потребность людей жить в «духовной защищенности» вынуждает их обращаться к религии как основе моральных ценностей» [4].
Можно представить рост религиозности в Башкортостане, в трех аспектах: рост интереса к религии всего населения (такая религиозность, как указывалось, в условиях идеологического вакуума выполняет, скорее, функцию социокультурного идентификатора, одновременно компенсируя издержки социально-психологической фрустрации); рост числа приверженцев традиционных конфессий, прежде всего ислама и православия, являющийся результатом свободного духовного самоопределения в условиях идеологического плюрализма; рост сторонников «нетрадиционных», новых для Башкортостана конфессий.
Предметом нашего исследования стали мировоззренческие ориентиры юношей и девушек мусульман и свидетелей Иеговы. Ислам - это официальная, традиционная религиозная конфессия, а Свидетели Иеговы относятся к так называемым сектантским направлениям. На наш взгляд, именно в данных религиозных направлениях наиболее четко сформулированы догматические предписания, регулирующие всю систему социальных отношений личности. В эмпирическом исследовании критерием истинной религиозности юношей и девушек, мы посчитали соблюдение всех догматов и традиций своего вероисповедания, и именно в сообществе мусульман и Свидетелей Иеговы мы обнаружили наиболее ярких представителей глубоко верующей молодежи. Это послужило основанием для предположения о том, что структурные звенья самосознания юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы, в отличии от секулятивной молодежи, в наибольшей степени содержательно наполняют ценностные ориентации их религии.
Выбор данных религиозных направлений, обусловлен так же тем, что на территории Башкортостана, Ислам в настоящее время, является официальной (традиционной) религией, и имеет большое количество последователей в Башкортостане. Свидетели Иеговы, являются яркими представителями
неопротестантских культов, которые беспрепятственно распространяются в нашей республике и особый интерес, на наш взгляд вызывает сопоставление восточных и западных религиозных традиций в рамках одного исследования, здесь мы выявляем наибольшую близость догматики Свидетелей Иеговы к исламу, чем к христианству, от одного из направлений которого иеговизм и возник.
Изучение самосознания верующих этих двух конфессий, способствует наиболее полному раскрытию сущности мировоззренческих установок их личности и соответственно прогнозировать их социальную активность, так как, даже несмотря на отсутствие в обществе объективных причин для проявления нетерпимости, и религиозных конфликтов, субъективные факторы, в частности формирование личностных структур, развитие самосознания верующих молодых людей, могут спровоцировать негативные социальные трансформации даже в такой относительно стабильно развивающейся республике как Башкортостан.
Информационную базу составили результаты исследований проведенных в г.Уфе, Бирске и п. Краснохолмский, в нем принимали участие: 1. Учащиеся Исламских институтов им. Разетдина Ибн-Фатхетдина и «Муслима». 2. Община Св. Иеговы (п. Краснохолмский). Для исследования отбирались верующие не менее полутора лет исповедующие догматы и регулярно выполняющие все необходимые обряды и предписания. 3. Студенты Бирской государственной педагогической академии (фоновая группа).
Проблема социальной и личностной характеристик самосознания молодежи с различной религиозной ориентацией, в рамках данного исследования, рассматривается через анализ эмпирических данных по особенностям личностной саморефлексии и формированию социальных идеалов, системы образовательных и семейных ценностей юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы.
В основании эмпирического исследования, лежит концепция структуры самосознания В.С. Мухиной, согласно которой развитие личности осуществляется внутри следующей структуры: идентификация с именем, притязание на признание, половая идентификация, бытие в психологическом времени, бытие в социальном пространстве.
В ходе исследования выявлялись особенности саморефлексии, определялись сферы рефлексивной направленности самосознания и значимость данных сфер для личности. Так же, в структуре самосознания, определялось соотношение двух типов идентичности - социальной и персональной, что может быть также представлено как соотношение суждений, отражающих позицию социальной единицы «Я как все», и индивидуально-личностной позиции «Я как неповторимая индивидуальность» [2].
Анализ рефлексивного самоописания осуществлялся с помощью выявления особенностей самооценки, идеологических убеждений и ориентаций, интересов, стремлений, целей, социальных групп и ролей.
Для более полного изучения самосознания мусульман и Свидетелей Иеговы, в исследовании участвовала контрольная выборка студентов которые отнесли себя к категории неверующих в бога, и не принадлежавших к какому либо религиозному сообществу. Анализ полученных эмпирических данных осуществлялся с помощью сравнения содержательной наполненности структурных звеньев самосознания мусульман, Свидетелей Иеговы и студентов контрольной группы.
Для выявления ценностно-ориентационной наполненности самосознания юношей и девушек использовалась стандартизированная беседа. Беседа строится на вопросах, поставленных в открытой форме. Для обнаружения адаптированности респондентов к ситуациям фрустрации, а также определения реакций на депривацию самосознания использовался проективный метод депривации самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов). Метод содержит 26 черно-белых рисунков (с изображением ситуаций общения с авторитетным
лицом, родителями и со сверстниками), провоцирующих поведенческие реакции в ситуациях фрустрации, в соответствии со структурными звеньями самосознания. В настоящем исследовании используется модификация методики, адаптированная автором с учетом возраста респондентов, с вариантами для юношей и девушек. Ответы оцениваются по параметрам: активность - пассивность, адекватность - неадекватность, лояльность -нелояльность, направленность на преодоление фрустрации - фиксация на фрустрации [3]. Для выявления особенностей саморефлексии и идентификации использовался метод М. Куна, Т. Макпартленда «20 ответов на самоотношение». Интерпретация ответов заключалась в обработке полученных данных с помощью метода контент-анализа, в основу которого легла сетка категорий [1].
В ходе проведенного эмпирического исследования, нами были получены следующие результаты: по сравнению с их неверующими ровесниками, в ситуациях фрустрирующего их взаимодействия с авторитетами, родителями и сверстниками у 56 % юношей и 44 % девушек мусульман более выраженным является игнорирующий тип поведения. Игнорирование травмирующего воздействия не является продуктивной формой поведения, хотя и демонстрирует сопротивление фрустратору. Особенно ярко различия между верующими мусульманами и студентами фоновой группы, выражались в том, что юноши и девушки мусульмане демонстрируют беспрекословное подчинение авторитету (12,1 % у юношей и у девушек). Доминирование такого типа поведения у мусульман еще раз доказывает влияние Исламской религиозной субкультуры на личность своих последователей, мусульманин обязан проявлять уважение к старшему по статусу. В отношении с авторитетом должен занимать подчинительную позицию и следовать всем указаниям. У студентов же, напротив, являются значительно выраженными агрессивные реакции (у юношей 19 %, у девушек 20%). При взаимодействии со
сверстниками во фрустрирующей их ситуации, мусульмане так же проявляют меньше агрессивных реакций, чем студенты.
Мусульмане демонстрируют больше безусловных примеров послушания и подчинения в своих отношениях с родителями (17% юношей, 32,9 % девушек), чем студенты. Это может быть объяснено более жесткими условиями в семейном окружении традиционного Ислама. В ходе исследования половой идентификации мусульман, у девушек обнаружилась депривированность данного структурного звена самосознания. Это можно интерпретировать как следствие принижения роли женщины в Исламской религиозной субкультуре. В студенческой группе данные структурные звенья самосознания не имеют тенденции к депривации, в то время как у девушек студентов оказалось депривировано психологическое время личности, что можно объяснить трудностью определения социальных перспектив в современном обществе.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что по сравнению со своими неверующими ровесниками, положительным качеством мусульман является меньшая агрессивность, стремление рационально подойти к депревирующей ситуации, а не слепо, аффективно реагировать на нее. Но в то же время, чрезмерная конформность по отношению к авторитету, принятая как норма в Исламской религиозной субкультуре, не является благоприятным фактором для формирования зрелого самосознания личности. К тому же накопление фрустрации без нормативной агрессии, чревато патологичным формированием личностных структур.
Анализируя результаты исследования самосознания мусульман и студенческой молодежи, мы можем сделать следующие выводы: Рефлексивные акты мусульман характеризуются сильной загруженностью религиозной терминологией. У юношей и девушек мусульман отсутствуют ориентации на рефлексивные самооценки в контексте общения с противоположным полом (1 - 8), рефлексия себя через аллегорические самоопределения (1 - 10), рефлексия через само-отношение. Слабо выражена
ориентация на рефлексию элементов в структуре общения (1 - 6);
индивидуального стиля (1 - 9); физического «Я»(1 - 1).
У юношей и девушек студентов все категории явно и разнообразно представлены, что свидетельствует о разнообразии оттенков рефлексии в их самооценках. В то же время бедность содержательной представленности самооценок мусульман свидетельствует о том, что они плохо рефлексируют собственные физические и психологические качества и свойства характера, акцент саморефлексии смещается в идеологическую сферу.
Качественный анализ категорий религиозно-мистических суждений у мусульман показал, что юноши и девушки демонстрируют удивительное сходство даваемых ответов, воспроизводя в них догматы Исламской религиозной субкультуры: «Я поклоняюсь единому Аллаху и его пророку Мухамеду», «Я раб Аллаха», «Я тот, кто встал на истинный путь» и т.д. При этом подобные суждения располагаются на первых позициях в общей последовательности ответов на бланке, что иллюстрирует их субъективную значимость для мусульман.
Таким образом, учитывая количественную, наполняемость категорий идеологической номинации религиозным содержанием, а также распределение видов идеологических суждений в первых позициях даваемых ответов на бланке, можно говорить о том, что именно в религиозно - идеологической сфере наиболее сильно актуализируется рефлексивное «Я» юношей и девушек мусульман.
Содержательный анализ интересов, стремлений и целей юношей и девушек мусульман показал, что у них наиболее выражена категория религиозные интересы, стремления, цели (26% юношей, 41% девушек). Качественный анализ позволяет привести типичные примеры ответов по данной категории: «Хочу проповедовать Ислам», «Стремлюсь найти истинный путь».
У юношей и девушек студентов наиболее сильно выражено рефлексивное самоопределение интересов, стремлений, целей, входящих в категорию «хобби» (70% юношей, 45 % девушек), например: «люблю танцевать, петь», «люблю природу и животных». На втором месте по выраженности интересы и стремления связанные с общением со сверстниками «хочу иметь много друзей», «хочу общаться с интересными людьми» (10% юношей, 14% девушек). У данной категории молодежи отсутствуют религиозные стремления и цели.
Содержательный анализ категорий социальные группы и роли выявил следующие закономерности: у юношей и девушек мусульман наиболее выражена категория учебно-профессиональные роли (32 % юношей и 29% девушек), при этом большее количество суждений отражает профессиональные роли внутри Исламской религиозной субкультуры: «Я шакерт Исламского института», «Я студент медресе». Затем отмечается важность для верующих их религиозная принадлежность: «мусульманин»,
«правоверный» (16 % юношей, 14 % девушек).
В студенческой группе наиболее выраженной является категория семейных ролей «сын», «дочь», «брат», «сестра» и т. д. (33% юношей 33% девушек). Далее по выраженности следуют категории учебнопрофессиональных ролей. Однако качественный анализ опросных листов выявил совершенно иную направленность этих категорий, юноши и девушки чаще всего идентифицировали себя как студенты, что объясняет характер их занятий.
Резюмируя данные анализа особенностей саморефлекции и
иентификации юношей и девушек мусульман и студентов мы можем отметить, что рефлексивные акты у юношей и девушек мусульман характеризуются сильной загруженностью религиозной терминологией, что говорит о тенденции их самосознания к обращенности во внутрь и замкнутости
на себе «Я образа», который детерминирован привнесенными из доктрин Исламской субкультуры эталонами самоидентификации.
Значительная выраженность суждений подобных: «Я мусульманин», «Я покорный», демонстрирует ориентацию мусульман на идентификацию себя в качестве функционального члена религиозной общности, связанного с этой общностью посредством обязанностей и ролевых позиций. Положительным моментом можно отметить то, что в саморефлексии мусульман не наблюдается уничижительных самохарактеристик.
В целом у юношей и девушек мусульман наиболее представлена идеологическая сфера, именно в ней актуализируется рефлексивное «Я».
В сфере интересов, стремлений и целей мусульмане демонстрируют примат религиозных рефлексивных актов. Из поля рефлексии выпадают такие интересы и стремления, как разнообразные увлечения, хобби, интересы, связанные с друзьями, это свидетельствует о том, что рефлексия направленная на интересы и стремления у юношей и девушек узко замкнута в религиозной сфере, у них не выражены стремления и цели, характерные для секуляризованного юношества.
Анализ соотношения социальной и персональной идентификации показал специфические особенности, присущие самосознанию юношей и девушек мусульман. Мусульмане демонстрируют примат персональной идентичности над социальной, это свидетельствует о том, что они не завязаны на рефлексии собственно - личностных качеств и демонстрируют свою способность к их глубокому анализу.
Результаты исследования Свидетелей Иеговы, показали следующие отличительные особенности самосознания этих юношей и девушек от студентов фоновой группы.
В ситуациях фрустрации, у юношей и девушек Свидетелей Иеговы преобладает игнорирующий тип поведения (78% - у юношей, 71,5% - у девушек). Данная форма психологической защиты не является конструктивной
для решения стоящих перед человеком проблем. Принятые как норма в религиозной субкультуре Свидетелей Иеговы данные формы реагирования на проблемные ситуации, входят в диссонанс с формами адаптивности к фрустрации в магистральной культуре, где требуется когнитивная инициатива и умение постоять за себя.
Отличительной особенностью юношей и девушек Свидетелей Иеговы является отсутствие агрессивного типа поведения. Данная тенденция объясняется тем, что в общине Свидетелей Иеговы от людей не требуется самостоятельного решения проблемных ситуаций, поведение верующих четко регламентировано инструкциями, его модели отрабатываются на специально организованных занятиях, а на агрессию наложено абсолютное табу.
При фрустрирующих взаимоотношениях с окружающими их людьми, юноши и девушки Свидетели Иеговы демонстрируют игнорирование мнений лиц имеющих более высокий статус в обществе, родителей и сверстников.
При депривирующем воздействии на собственное имя, у юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы более всего выражен игнорирующий тип реагирования. Юноши и девушки студенты проявляют агрессивный тип реагирования. Это определяется стремлением отстоять значимость своего имени.
Притязания на признание у Свидетелей Иеговы замкнуты в узком мире религиозной общности.
При депривации половой идентичности у юношей и девушек Свидетелей Иеговы и у студентов максимально выражен игнорирующий тип реагирования.
Половая идентификация Свидетелей Иеговы в значительной мере определяется принятыми в данной организации эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Прошлая жизнь, до прихода в общество Сторожевой Башни, «свидетелями» оценивается негативно, факт приобщенности к своей религиозной общности определяет положительную оценку своей настоящей жизни. Можно отметить,
что социальное пространство юношей и девушек Свидетелей Иеговы замыкается в локальном мире «Мы» данной организации.
Религиозные ценностные ориентации представляют собой наиболее важные для юношей и девушек Свидетелей Иеговы насыщенные комплексы, содержательно наполняющие все структурные звенья самосознания. Ценностные ориентации Свидетелей Иеговы обоих полов определяются мировоззренческими доктринами своей деноминации и подчинены жестким нормативным предписаниям и ограничениям данной культовой общности. Таким образом, в организации Свидетелей Иеговы, можно наблюдать юношей и девушек, которые адаптированы к существованию в рамках своей локальной субкультуры.
Отличительными особенностями саморефлексии и идентификации юношей и девушек Свидетелей Иеговы, является то, что юноши и девушки Свидетели Иеговы демонстрируют слабую рефлексию на свое «Я», что можно объяснить особенностями идеологических предписаний, не приветствующих анализ собственной «самости», а также чрезмерной занятостью культовыми обязанностями, которые препятствуют рефлексивному самоанализу.
Рефлексивные акты юношей и девушек Свидетелей Иеговы характеризуются сильной загруженностью религиозной терминологией.
У Свидетелей Иеговы, в отличии от студентов фоновой группы, в рефлексии на собственный «Я образ» суждений с уничижительно-негативными самохарактеристиками не обнаружилось. Что может свидетельствовать о менее критичном к себе отношении или о сформированности более стойкого «Я -образа». Об этом же говорит и яркая выраженность категории «моральные суждения» (41,6% - у юношей, 50,1% - у девушек). Это объясняется тем, что Свидетелям Иеговы задан более четкий эталон поведения, которому необходимо соответствовать, и идентификация с ним облегчает им процесс формирования собственной идентичности.
В четырех выделенных сферах рефлексии: самооценках, идеологических убеждениях и ориентациях, интересах, стремлениях, целях, социальных группах и ролях - можно обнаружить следующие особенности.
В самооценках юноши и девушки Свидетели Иеговы плохо рефлексируют индивидуальные психологические качества, внешний облик, особенности характера, при этом акцент саморефлексии смещается в идеологическую сферу, именно в ней актуализируется их рефлексивное Я. Свидетели Иеговы обнаруживают стереотипность и ригидность рефлексивных актов, воспроизводя интериоризированные из доктрин своего общества эталоны самоидентификации. В данном случае мы наблюдаем гипертрофированная идеологизированость рефлексии, характеризующаяся наличием жестких ориентиров на то, каким должен быть «Я образ». Наличие жестко заданных эталонов стандартизирует рефлексивные акты, избавляя «свидетелей» от глубинного самоанализа.
В сфере интересов, стремлений и целей Свидетели Иеговы наблюдается большая по сравнению со студентами (26,1% - у юношей, 17,4% - у девушек) количественная представленность суждений (47,3% - у юношей, 56% - у девушек). Содержательный анализ категории показал, что у Свидетелей Иеговы наиболее выражена категория религиозные интересы, стремления, цели. Качественный анализ опросных листков позволяет привести примеры ответов по данной категории: «Люблю Иегову Бога, и его сына Иисуса Христа - люблю быть соратником их», «Нашла мудрость в Библии - Слове Бога». На втором месте по выраженности у девушек Свидетелей Иеговы находится категория Семья (21,9%). Типичные примеры: «Люблю своих детей, люблю ...их», «нравится изучать библию вместе с семьей».
У юношей Свидетелей Иеговы в отличии от девушек, в сфере интересов присутствует категория хобби (38,9%).
Таким образом, мы можем констатировать, что рефлексия, направленная на интересы, стремления, цели у юношей и девушек Свидетелей Иеговы носит
преимущественно религиозный характер.
В сфере социальных ролей и групп так же можно наблюдать насыщенность суждений юношей и девушек Свидетелей Иеговы религиозным смыслом, что составляет 96% от общего количества ответов по данной категории. Содержательный анализ категорий выявил следующие закономерности. У юношей и девушек Свидетелей Иеговы наиболее выражена категория религиозной принадлежности (21,2% - у юношей, 28,4% - у девушек). Далее по выраженности идет категория Семья (13,4% - у юношей, 16,3% - у девушек).
Характерным является значительно более слабая выраженность, чем у студентов, суждений относящихся к категории Друзья (2,7% - у юношей), а у девушек данная категория отсутствует вообще. Это говорит об общинной жизни юношей и девушек Свидетелей Иеговы, что определяет выборочный характер их окружения, замыкая его в узкой сфере религиозной идентификации.
Сравнительный анализ рефлексивных актов по номинации «Социальные группы и роли» показал направленность юношей и девушек Свидетелей Иеговы в культовое пространство их субкультуры. Данная номинация представлена преимущественно религиозной терминологией. «Я Свидетель Иеговы», «проповедник», «служу в собрании» - это демонстрирует ориентацию Свидетелей Иеговы на идентификацию себя в качестве функционального члена религиозной общности, связанного с этой общностью посредством обязанностей и ролевых позиций.
Рефлексия Свидетелей Иеговы актуализируется в социальном пространстве данного общества. Из поля рефлексии выпадают семья, друзья, не являющиеся членами общества «Сторожевой Башни», в их субкультуре отсутствуют неформальные дружеские отношения. В целом же, рефлексивные акты по данной сфере демонстрируют замкнутость социального пространства Свидетелей Иеговы, в узкой сфере религиозного окружения сообщества.
Особенности межполовых различий по рефлексивным самоописаниям показывают большую культово-религиозную направленность рефлексивных актов девушек Свидетелей Иеговы по сравнению с юношами. Данный факт иллюстрирует более выраженную идентификацию девушек Свидетелей Иеговы с данной деноминацией, что свидетельствует об их более выраженной сензитивности к идеологическим воздействиям общества «Свидетелей Иеговы».
Анализ соотношения социальной и персональной идентификации показал специфические особенности, присущие самосознанию юношей и девушек Свидетелей Иеговы.
Юноши и девушки Свидетели Иеговы демонстрируют примат социальной идентичности над персональной, что также можно представить как специфическую ориентацию самосознания на позицию социальной единицы «МЫ» религиозной общности, при не выраженности индивидуальноличностной позиции. Данная форма идентификации идет в разрез с соотношением социальной и персональной идентификацией юношества в магистральном обществе, где более выражена персональная идентификация. Подобная форма идентификации Свидетелей Иеговы свидетельствует о личностной незрелости и неразвитости самосознания, в ней слишком выражена зависимость от групповых нормативов и авторитетов, что затрудняет возможность опереться на собственные силы и жить самостоятельно. Опасность в том, что данная форма идентификации в самосознании Свидетелей Иеговы обрекает их на замкнутое существование в узких рамках субкультуры их религиозной общности, на выпадение из многообразия общественных отношений.
Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать следующие выводы:
1. В последние годы в Башкортостане, как и в России в целом, мы можем наблюдать рост религиозности населения, самой общей причиной которого
большинство ученых считают размытость идентификационных критериев в массовом сознании общества переходного периода. Рост религиозности в Башкортостане можно представить в трех аспектах: рост интереса к религии всего населения (религиозности, выполняет функцию социокультурного идентификатора, компенсируя издержки социально-психологической фрустрации); рост числа приверженцев традиционных конфессий, прежде всего ислама и православия; рост сторонников «нетрадиционных», новых для Башкортостана конфессий.
2. Несмотря на то, что одна из рассматриваемых в данном исследовании конфессий традиционная, а другая является деноминацией, в их идеологии, присутствуют несколько сходных догматических элементов. Мы можем наблюдать полное противопоставление Бога и человека. От верующих ожидаются лишь примеры безусловной преданности Богу. Мировоззрение людей принадлежащих к данным конфессиям, составляют четко определенные нормы и правила не только общественной, но и личной жизни.
3. Анализируя социальные идеалы, систему семейных и образовательных ценностей мусульман и «Свидетелей Иеговы», мы можем отметить, что несмотря на кажущееся сходство их религиозной идеологии, существуют принципиальные различия позволяющие сделать вывод о том, что деятельность Свидетелей Иеговы, оказывает на самосознание молодых людей более деструктивное воздействие чем идеология традиционного ислама. Прежде всего это выражается в их неприятии общественной и личной жизни вне стен организации. Запрете на участие в политической деятельности, отвержении понятия национального и государственного, что приводит к серьезным искажениям развития личности, формирует у нее специфическое мировоззрение и самосознание, обрекая на замкнутое существование в рамках религиозного сообщества, на выпадение из многообразия общественных отношений.
4. Все структурные звенья самосознания юношей и девушек мусульман и
Свидетелей Иеговы содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознания характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Верующая молодежь обеих представленных конфессий притязает быть признанной преимущественно в культовой практике и деятельности. Ее половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Особенности межполовых различий по рефлексивным самоописаниям показывают большую культово-религиозную направленность рефлексивных актов верующих девушек по сравнению с юношами. Данный факт иллюстрирует более выраженную идентификацию девушек со своей конфессией, что свидетельствует об их более выраженной чувствительности к идеологическим воздействиям религии. Мусульмане, демонстрируют более выраженные способности к рефлексии собственно - личностных качеств, что характеризует преобладание персональной идентичности над социальной. «Свидетелям Иеговы», характерна более выраженная социальная идентичность, что можно представить как специфическую ориентацию самосознания на позицию социальной единицы "МЫ" религиозной общности, при не выраженности индивидуально-личностной позиции, что противоречит магистральной линии развития самосознания личности современного человека.
Список литературы
1. Курачев Д. Г. Исследование самосознания при помощи методики М. Куна и Т. Макпартленда «Двадцать ответов на самоотношение». Методические рекомендации. Уфа, 1998. 25 с.
2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 1999. С. 25.
3. Мухина В. С., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Архангельск, 1996. 134 с.
4. Телебаев Г. Т. Религиозная идентификация населения и религиозная ситуация в республике Казахстан // Социологические исследования, 2003. №3. С. 102.
References
1. Kurachev D. G. Issledovanie samosoznanija pri pomowi metodiki M. Kuna i T. Makpartlenda «Dvadcat' otvetov na samootnoshenie» [The study of selfconsciousness technique with M. Kuhn, and T. Makpartlenda "Twenty responses to the self-relation"]. Metodicheskie rekomendacii. Ufa, 1998. 25 p.
2. Muhina V.S. Fenomenologija razvitija i bytija lichnosti [The phenomenology of being and identity]. M.; Voronezh: MPSI: NPO «MODJeK», 1999. Р. 25.
3. Muhina V. S., Hvostov K. A. Psihodiagnostika razvivajuwejsja lichnosti. Proektivnyj metod deprivacii strukturnyh zven'ev samosoznanija [Psycho developing personality. The projective method for the structural parts of self-deprivation]. Arhangel'sk, 1996. 134 p.
4. Telebaev G. T. Religioznaja identifikacija naselenija i religioznaja situacija v respublike Kazahstan [The religious identification of the population and the religious situation in the Republic of Kazakhstan]. Sociologicheskie issledovanija, no. 3 (2003): 102.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Храмова Ксения Вячеславовна, доцент кафедры философии и социальногуманитарных дисциплин, кандидат философских наук
Башкирский государственный медицинский университет ул. Ленина, д. 3. г. Уфа, Башкортостан, 450000, Россия e-mail: Khramkv@mail. ru
Азаматов Дамир Мустафиевич, зав. кафедрой философии и социальногуманитарных дисциплин, профессор, доктор философских наук
Башкирский государственный медицинский университет ул. Ленина, д. 3. г. Уфа, Башкортостан, 450000, Россия
DATA ABOUT THE AUTHOR
Khramova Kseniya Vyacheslavovna, Associate Professor Department of Philosophy and social and humanities, Candidate of Philosophy Science
Bashkir State Medical University
3, Lenin street, Ufa, Bashkortostan, 450000, Russia
e-mail: Khramkv@mail. ru
Azamatov Damir Mustafievich, Department Chair of philosophy and social and humanities, Professor, Doctor of Philosophy Science
Bashkir State Medical University
3, Lenin street, Ufa, Bashkortostan, 450000, Russia
Рецензент:
Иванова Оксана Михайловна, профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой философии психологии и педагогики Башкирского института физической культуры