Научная статья на тему 'Самосовершенствование как основа конкурентоспособности будущих выпускников современного вуза'

Самосовершенствование как основа конкурентоспособности будущих выпускников современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1602
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PERSON’S SELF-DEVELOPMENT / SELF-IMPROVEMENT / SELF-ACTUALIZATION / COMPETITIVENESS / PHYSICAL TRAINING UNIVERSITY GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Яна Владимировна

Освещается актуальная проблема подготовки квалифицированных, конкурентоспособных выпускников современного вуза. Рассмотрена идея саморазвития личности, нашедшая свое отражение в современных образовательных стандартах высшего образования. Проанализированы взгляды ученых на процесс саморазвития личности. Представлены результаты изучения потребности в самосовершенствовании и особенностей поведения в различных ситуациях студентов вуза физической культуры. В качестве методического инструментария выбран тест, разработанный Г. Д. Бабушкиным «Диагностика потребности в самосовершенствовании». Результаты исследования студентов показали преобладание среднего балла (среднестатистическая норма). Эти данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов осознали потребность в самосовершенствовании и берут на себя ответственность за собственное развитие. Выявлена важная роль преподавателя в подготовке самосовершенствующегося, конкурентоспособного выпускника в образовательном процессе вуза. Делается вывод о необходимости целенаправленного развития мотивационной сферы студентов для повышения актуализации потребности в самосовершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-IMPROVEMENT AS BASIS OF COMPETITIVENESS OF GRADUATES TO BE OF MODERN UNIVERSITY

In the article urgent problem of training of qualified, competitive modern university graduates is covered. The idea of person’s self-development, which is found in modern educational standards of university education, is studied. The views of scientists on the process of person’s self-development are analyzed, which may be functional for studying of the level of self-improvement of the university graduates to be, because the very process of self-improvement is supposed to have certain consciousness of yourself as personality, your activity, your place in the world. The author presents the results of studying of need of self-improvement and peculiarities of behaviour of students of Physical Training University in different situations. The test «Diagnostics of Need of Self-improvement» developed by G. Babushkin was chosen as the methodological tool. The results of students’ survey showed the predominance of average score, which is average rate. These data show that the majority of respondents realize the need of self-improvement and take responsibility for their own development. The important part of teacher in training of self-improving, competitive graduates in the university educational process is discovered. The conclusion is made, that purposeful development of students’ motivation sphere for the increasing of actualization of need for self-improvement is necessary.

Текст научной работы на тему «Самосовершенствование как основа конкурентоспособности будущих выпускников современного вуза»

УДК 378

Я. В. Кириллова

канд. пед. наук, Уральский государственный университет физической культуры E-mail: [email protected]

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Освещается актуальная проблема подготовки квалифицированных, конкурентоспособных выпускников современного вуза. Рассмотрена идея саморазвития личности, нашедшая свое отражение в современных образовательных стандартах высшего образования. Проанализированы взгляды ученых на процесс саморазвития личности. Представлены результаты изучения потребности в самосовершенствовании и особенностей поведения в различных ситуациях студентов вуза физической культуры. В качестве методического инструментария выбран тест, разработанный Г. Д. Бабушкиным «Диагностика потребности в самосовершенствовании». Результаты исследования студентов показали преобладание среднего балла (среднестатистическая норма). Эти данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов осознали потребность в самосовершенствовании и берут на себя ответственность за собственное развитие. Выявлена важная роль преподавателя в подготовке самосовершенствующегося, конкурентоспособного выпускника в образовательном процессе вуза. Делается вывод о необходимости целенаправленного развития мотивационной сферы студентов для повышения актуализации потребности в самосовершенствовании.

Ключевые слова: саморазвитие личности, самосовершенствование, самоактуализация, конкурентоспособность, выпускники вуза физической культуры

Для цитирования: Кириллова, Я. В. Самосовершенствование как основа конкурентоспособности будущих выпускников современного вуза / Я. В. Кириллова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 149-154.

Присоединение России к Болонскому процессу требует от высшей школы выпускников, обладающих прежде всего профессионально-личностными качествами. Роль вузов в решении этой задачи заключается в подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих своей профессией, способных работать по специальности на уровне мировых стандартов. Сегодня конкурентоспособный выпускник вуза должен обладать широкими разносторонними знаниями, а также быстро овладевать новыми навыками в разных отраслях.

Процесс подготовки специалистов данного формата, способных к саморазвитию, принятию нестандартных решений, активному восприятию нового, базируется на личностной готовности будущего специалиста к непрерывному самосовершенствованию [3, с. 331].

От будущих выпускников требуется не столько воспроизведение полученных знаний, сколько творческий подход к решению профессиональных задач, способность к самоактуализации, личностному и профессиональному самосовершенствованию. Способность к профессионально-творческому саморазвитию становится необходимым качеством профессионала, развивать которое необходимо в вузе.

Под самосовершенствованием, вслед за Г. К. Селевко, мы понимаем процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Потребность в самосовершенствовании является глубинным личностным образованием и источником активности личности в различных видах деятельности, а также в будущей профессиональной деятельности [11, с. 78].

149

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Я. В. Кириллова

Самосовершенствование как основа конкурентоспособности...

Идея саморазвития в образовании сегодня приобретает важнейшее значение и находит свое отражение в статьях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.) [14], Национальной доктрине образования РФ до 2025 г. [13], Концепции модернизации российского образования до 2020 г. [12] и других нормативно-правовых документах.

Понятие саморазвитие личности изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями (Р. Бернсом, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейном, И. И. Чесноковой, Д. Я. Элькониным и др.).

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев считают, что саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [9, с. 159].

М. А. Щукина показывает самостоятельный онтологический статус понятия саморазвитие, выделяя его специифические черты, такие как позитивная направленность изменений, целенаправленный характер саморазвития, субъектный характер изменений, осознанность, опосредованность. Автор полагает, что «саморазвитие проявляется в осознанном самоизменении», «именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как творец своего “Я” и своего жизненного пути» [11, с. 112].

Первая часть само указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться [6, с. 9]. Таким образом, саморазвитие воспринимается как процесс активного и самостоятельного труда, в результате которого появляются новые личностные свойства и качества, необходимые для дальнейшего профессионального роста и эффективного достижения поставленных целей.

С точки зрения Д. И. Дубровинского, важными формами саморазвития являются:

самоутверждение, самоактуализация и самосовершенствование. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, но лишь на высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление к самосовершенствованию, которое выражает желание человека приблизиться к некоторому идеалу [2, с. 65].

Самоактуализация позволяет выявить в себе определенный потенциал, использовать его в жизни. А. Маслоу трактует потребность в самоактуализации как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен [7, с. 406].

Следовательно, все три формы позволяют выразить себя и реализоваться в разной степени. Поэтому именно они полно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности. Самосовершенствование как центральная форма саморазвития означает, что человек сам стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и личностные качества, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел.

Таким образом, процесс самосовершенствования является сознательным управлением личностью развитием своих качеств и способностей, т. е. обладает направленностью личности на улучшение самой себя; это динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство развития всех сфер индивидуальности, выступающее регулятором социальных и индивидуальных притязаний личности, способствующее осознанному подходу к выбору ее жизненной позиции, анализу потребностей, возможностей и их совершенствованию. Поэтому данный процесс также можно объяснить как взаимодействие человека с социальной средой, в ходе которого вырабатываются качества, приводящие его к успеху как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.

Важно отметить, что самосовершенствование - интеллектуальный процесс, предполагающий определенную осознанность человеком себя, своей деятельности, своего места в мире. Од-

150

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Я. В. Кириллова

Самосовершенствование как основа конкурентоспособности...

новременно это и волевой процесс, позволяющий человеку настойчиво продвигаться вперед к достижению поставленной цели и охватывающий всю жизнедеятельность: от конкретной ситуации до всего образа жизни человека.

Интеллектуальная и волевая стороны тесно переплетаются с эмоционально-нравственной, составляя сложную картину самоизменения личности [5, с. 433].

Именно в процессе самосовершенствования проявляется и духовный мир человека: его нравственность, интеллект, воля и эмоции. У духовно развитой личности оценка значимости, самоутверждение происходит на уровне самооценки и самоопределения, и уже на высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление к самосовершенствованию.

А. И. Клизовский полагает, что процесс самосовершенствования может идти разными путями: в одном случае - приобретение социально значимых свойств и качеств, в другом -овладение негативными способами жизни и деятельности. Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, присущих ему ранее [4, с. 53].

Таким образом, к результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самосовершенствование побуждается чаще всего стремлением превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести значимые для себя качества личности. Это постоянная работа над собой с целью позитивного изменения, приближения к некоторому идеалу я, реализации тенденции к личностному росту [10, с. 76].

Важно отметить, что самосовершенствование предполагает процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Кроме того, процесс обучения в вузе - это сенситивный период для саморазвития, затрагивающего все внутренние сферы личности молодых людей. Основными новообразованиями этого периода являются сформировавшееся мировоззрение, целостное представления о себе, способность к самоутверждению, самопознанию, самореализации.

Для изучения потребности в самосовершенствовании и особенностей поведения в различных ситуациях у студентов нами было проведено исследование, в котором приняли добровольное участие 36 обучающихся на 5 курсе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по направлению «Адаптивная физическая культура».

В качестве методического инструментария мы выбрали тест, разработанный Г. Д. Бабушкиным «Диагностика потребности в самосовершенствовании» [1, с. 23]. Респондентам было предложено 30 вопросов, содержащих по три альтернативных ответа в каждом, из которых необходимо было выбрать только один и отметить его в опросном листе.

Данное исследование показало следующие результаты:

Высокую степень выраженности потребности в самосовершенствовании проявили только 4 (11,1 %) студента, молодые люди обладают высокой внутренней мотивацией к получению знаний и практических навыков, активной позицией в самостоятельном получении знаний. Им свойственно осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности, высокий уровень самостоятельности, развитая рефлексия, готовность к включению в любую деятельность (в том числе творческого характера), высокая результативность, а также поиск наиболее оптимального решения ситуации.

151

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Я. В. Кириллова

Самосовершенствование как основа конкурентоспособности...

Среднюю степень показали большинство респондентов - 26 (72,2 %). Данный уровень характеризуется присутствием как внутренней, так и внешней мотивации к образовательному процессу. Молодые люди обладают потребностью в поиске недостающей информации, элементами самостоятельности в получении знаний, могут анализировать структуру своей деятельности и разрешать затруднения, однако не всегда ясно осознают жизненные и профессиональные цели и имеют недостаточную способность к творческому подходу к делу.

Низкая степень выраженности потребности в самосовершенствовании обнаружена у 6 (16,7 %) студентов. У них преобладает ситуативная мотивация к образовательному процессу, отсутствует стремление к профессиональному совершенствованию, заинтересован-

ность в получении новой информации, активность и самостоятельность в приобретении новых знаний. Слабо выражена потребность в поиске недостающей информации, основной движущей силой деятельности для молодых людей выступают внешние стимулы.

Таким образом, результаты диагностики потребности в самосовершенствовании студентов вуза физической культуры показали преобладание среднего балла. Этот факт свидетельствует о том, что большинство респондентов осознали потребность в саморазвитии и самосовершенствовании и берут на себя ответственность за свои действия и собственное развитие.

Данная ситуация является естественной и отражает общую картину, отмеченную А. Маслоу. Исследования самоактуализирую-

щихся личностей показали, что таких людей в обществе не более 2 %, основная же часть демонстрирует средние результаты и является среднестатистической нормой. Однако мы рассматриваем не процесс самоактуализации в целом, а только потребность в самосовершенствовании как его составляющую, которая соответственно может проявляться у большего числа людей. Поэтому правомерно будет говорить о необходимости работы по формированию и развитию данной потребности у студентов вуза физической культуры.

На потребность в самосовершенствовании могут влиять и такие факторы, как: возрастные и личностные особенности, социальная активность, семья, материальное положение, умение усваивать академические знания и др. Самосовершенствование при всей своей индивидуальности - управляемый и регулируемый процесс, успешность и результативность которого зависит от соблюдения принципа преемственности в образовании, от усилий самой личности и профессорскопедагогического состава по подготовке самосовершенствующегося, конкурентоспособного выпускника современного вуза.

Кроме того, процесс обучения и воспитания в вузе физической культуры будет более эффективным, если учитывать выявленные в ходе исследования особенности студентов и целенаправленно влиять на мотивационную сферу для повышения актуализации потребности в самосовершенствовании, реализации профессиональных и жизненных перспектив.

1. Бабушкин, Г. Д. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» / Г. Д. Бабушкин. - Омск: Сиб. гос. акад. физ. культуры и спорта, 2004. - 83 с.

2. Дубровинский, Д. И. Психические явления и мозг. Философский анализ проблемы с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики / Д. И. Дубровинский. - Москва: Наука, 1997. - 200 с.

3. Каримова, А. А. К вопросу о преемственности этапов профессионально-личностного совершенствования будущих преподавателей-филологов в условиях непрерывного образования / А. А. Каримова // Филология и культура. - 2012. - № 4 (30). - С. 331-335.

4. Клизовский, А. И. Психическая энергия / А. И. Клизовский. - Рига: Висда, 1990. - 130 с.

5. Левшин, С. В. Самосовершенствование личности в педагогическом процессе / С. В. Левшин // Известия государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 433-436.

152

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Я. В. Кириллова

Самосовершенствование как основа конкурентоспособности...

6. Ложкова, Г. М. Самосовершенствование как фактор оптимизации инновационной деятельности преподавателя высшей школя / Г. М. Ложкова // Образование и самообразование. - 2009. - № 5 (15). - С. 8-14.

7. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; под ред. Г. А. Балла, А. В. Киричука, Д. А. Леонтьева; пер. с англ. Г. А. Балла, А. П. Попогребского. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2011. - 498 с.

8. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. - Москва: НИИ шк.

Технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с.

9. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва: Шк. пресса, 2000. - 416 с.

10. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - Москва: Интерпракс, 1995. - 154 с.

11. Щукина, М. А. Об онтологическом статусе саморазвития личности / М. А. Щукина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 110-115.

12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eletmenty.ru/Library9/Doctrina/htm.

13. О концепции модернизации российского образования до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.pandia.ru/text/77/148/3684.php.

14. Федеральный закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=140174;dst=101493.

Получено 6.08.2015

Ya. Kirillova

Candidate of Pedagogical Sciences, Ural State University of Physical Culture E-mail: [email protected]

SELF-IMPROVEMENT AS BASIS OF COMPETITIVENESS OF GRADUATES TO BE OF MODERN UNIVERSITY

Abstract. In the article urgent problem of training of qualified, competitive modern university graduates is covered. The idea of person’s self-development, which is found in modern educational standards of university education, is studied. The views of scientists on the process ofperson’s self-development are analyzed, which may be functional for studying of the level of self-improvement of the university graduates to be, because the very process of self-improvement is supposed to have certain consciousness of yourself as personality, your activity, your place in the world. The author presents the results of studying of need of self-improvement and peculiarities of behaviour of students of Physical Training University in different situations. The test «Diagnostics of Need of Self-improvement» developed by G. Babushkin was chosen as the methodological tool. The results of students’ survey showed the predominance of average score, which is average rate. These data show that the majority of respondents realize the need of self-improvement and take responsibility for their own development. The important part of teacher in training of self-improving, competitive graduates in the university educational process is discovered. The conclusion is made, that purposeful development of students’ motivation sphere for the increasing of actualization of need for self-improvement is necessary.

Keywords: person’s self-development, self-improvement, self-actualization, competitiveness, Physical Training University graduate

For citing: Kirillova, Ya. Self-improvement as Basis of Competitiveness of Graduates to be of Modern University / Ya. Kirillova // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 149-154.

153

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Я. В. Кириллова

Самосовершенствование как основа конкурентоспособности...

Reference

1. Babushkin, G. Psikhologicheskiy praktikum dlya spetsializatsii “Teoriya i metodika vidov sporta” [Practical Work on Psychology for Specialization “Theory and Methods of Kinds of Sport”] / G. Babushkin. - Omsk: Siberian State Academy of Physical Culture and Sports, 2004. - 83 p.

2. Dubrovinskii, D. Psikhicheskie yavleniya i mozg. Filosofskiy analiz problemy s nekotorymi aktualnymi zadachami neyrofiziologii, psikhologii i kibernetiki [Psychological Phenomena and Brain. Philosophical Analysis of the Problem with some Neurophysiological, Psychological and Cybernetic Objects of Current Interest] / D. Dubrovinskii. - Moscow: Nauka, 1997. - 200 p.

3. Karimova, A. Revisited Succession of Professional and Personal Improvement Stages of Future Philologists on condition of Permanent Education // Filologiya i kultura [Philology and Culture] / A. Karimova. - 2012. - № 4 (30). -

P. 331-335.

4. Klizovskii, A. Psikhicheskaya energiya [Psychic Energy] / A. Klizovskii. - Riga: Visda, 1990. - 130 p.

5. Levshin, S. Personal Self-improvement in Pedagogic Process / S. Levshin // Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. - 2008. - № 69. - P. 433-436.

6. Lozhkova, G. Self-improvement as Optimization Force of Higher School Teachers Innovation Activity /

G. Lozhkova // Obrazovanie i samoobrazovanie [Education and Self-education]. - 2009. - № 5 (15). - P. 8-14.

7. Maslow, A. Noviye rubezhi chelovecheskoy prirody [The Farther Reaches of Human Nature] / A. Maslow; ed. by G. Ball, A. Kirichuk, D. A. Leontev; translated from En. by G. Ball, A. Popogrebskii. - Moscow: Alpina non-fiktion, 2011. - 498 p.

8. Selevko, G. Entsiklopediya obrazovatelnyh tehnologiy [Encyclopedia of Educational Technologies]: in 2 vol. / G. Selevko. - Moscow: Research Institute of School Technology, 2006. - Vol. 2. - 816 p.

9. Slobodchikov, V. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development] / V. Slobodchikov,

E. Isaev. - Moscow: Shkol'naya pressa, 2000. - 416 p.

10. Tsukerman, G. Psikhologiya samorazvitiya [Psychology of Self-development] / G. Tsukerman, B. Masterov. -Moscow: Interpraks, 1995. - 154 p.

11. Shchukina, M. About Ontological Status of Personal Self-development / M. Shchukina // Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. - 2007. - № 4. - P. 110-115.

12. National Doctrine of Education in Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http://eletmenty.ru/ Library9/Doctrina.htm.

13. About Conception of Russian Education Modernization until 2020 [Electronic resource]. - URL: http://www.pandia.ru/text/77/148/3684.php.

14. Federal Law of the Russian Federation about Education [Electronic resource]. - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140174;dst=101493.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 6.08.2015

154

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.