Т. В. Устюгова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин
В статье рассматриваются экономико-правовые основы и особенности деятельности саморегулируемых организаций. Внимание акцентируется на целесообразности саморегулирования в промышленном секторе экономики региона.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, управление организационными системами, промышленный сектор экономики.
T. Ustyugova
SELF-REGULATION IN THE INDUSTRIAL SECTOR OF A REGIONAL ECONOMY
The article is devoted to the economic-legal bases and features of activity of self-regulation organisations. Attention is accented on the expediency of self-regulation in a regional economy's industrial sector.
Key words: self-regulation organisations, management of organisational systems, industrial sector of economy.
Первого декабря 2007 г. принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», в соответствии с положениями которого разделяется ответственность между государством и бизнес-сообществом за деятельность юридических и физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую и профессиональную деятельность [2].
Саморегулирование - одна из высших ступеней самоорганизации современного гражданского общества и естественная необходимость процесса развития общемирового
ЭКОНОМИКА, ПРАВО
хозяйства под влиянием научно-технического прогресса.
Опыт зарубежных стран показывает, что формирование цивилизованного рынка обусловлено соединением усилий государства и общества. Причем административные и рыночные методы регулирования экономики совместно существовали всегда, а степень их сочетания определялась уровнем общественного воспроизводства. Процесс сокращения роли государства в управлении экономикой в западных странах происходил эволюционным путем в течение десятилетий. В период индустриализации и расширения границ частной собственности нарастала и доля участия государства в экономике. Однако в 70-х гг. XX в., когда мировое хозяйство перешло от индустриальной к научно-технической системе производительных сил, произошли значительные сдвиги в сторону общественной организации производства, изменилась и роль государственного регулирования. В общественном производстве получили развитие процессы саморегулирования.
В нашей стране взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов ранее строились посредством командно-административного управления. Новые формы научно-технической революции в мировом хозяйстве и международное разделение труда явились объективной причиной для создания новых экономических условий и формирования новых хозяйственных отношений. В связи с этим в середине 1980-х гг. в стране был взят курс на радикальное реформирование существовавших принципов управления экономикой и переход на рыночные отношения хозяйствования. Ключевым направлением развития экономики, по определению Президента РФ, является реформа управления народным хозяйством, сокращение функций государственных органов управления и передача этих функций субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно их осуществлять. При этом государство должно
создавать правовую основу действия рыночного механизма и порядок его регулирования.
Основополагающие законодательные документы для экономических преобразований в стране - Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс - были приняты в начале 1990-х гг. Они гарантировали свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, ввели понятие «предпринимательская деятельность», что способствовало возникновению предприятий и организаций разных типов и форм собственности. При этом изменились принципы управления ими, что в свою очередь потребовало преобразования и системы органов исполнительной государственной власти. По сути, нужна была административная реформа. Необходимость ее проведения указывалась в посланиях Президента Российской Федерации уже с 1996 г., в которых ставилась задача преобразования системы и структуры органов государственной власти. Само понятие административной реформы впервые использовалось в Послании Президента РФ в 2001 г. В нем предлагалось пересмотреть функции органов государственной власти, организовать и начать административную реформу. Начало реформы в сфере государственного регулирования было положено принятием Федерального закона «О техническом регулировании» в 2002 г. Закон снял с государства функцию «единого заказчика». Государство перестало диктовать обязательные требования к качеству выпускаемой продукции, оставив за собой только требования, касающиеся национальной безопасности. Закон дал свободу технического нормотворчества деловому сообществу, а вместе с ней переложил на него и ответственность за качество выпускаемой продукции.
Конкретные меры по проведению административной реформы были определены указом Президента РФ в 2003 г. В том же году был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в
Саморегулирование в промышленном секторе экономики региона
Российской Федерации», в котором одним из важнейших направлений реформы признано развитие территориального самоуправления. Порядок территориального планирования «в целях обеспечения устойчивого развития территорий» был определен Градостроительным кодексом, принятым в 2004 г. Таким образом, государство прикладывает большие усилия для реализации административной реформы.
В этих условиях определенный научный и практический интерес представляет саморегулирование в промышленном секторе экономики региона.
Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» допускает создание саморегулируемых организаций в промышленном секторе экономики и утверждает в п. 1 ст. 3: «Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида» [2].
Закон не накладывает каких-либо территориальных ограничений при создании и осуществлении деятельности саморегулируемых организаций. С другой стороны, п. 1 ст. 1 указывает на необходимость учета интересов органов власти субъектов Российской Федерации и ОМСУ: «Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления».
То есть с точки зрения Федерального закона «О саморегулируемых организациях» правомочно и целесообразно говорить о саморегулировании в промышленном секторе экономики региона. Рассмотрение саморегулирования в промышленном секторе экономики региона с точки зрения теории организации, теории систем, теории регулирования приводит нас к вопросам институционального управления организационными системами. В ряде работ Института проблем управления РАН управление организационными системами определяется как воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ею поведения, приводится система классификаций механизмов управления: управление составом, управление структурой (в которое обычно в рамках теоретико-игровых моделей включают управление порядком функционирования, институциональное управление (управление «допустимыми множествами»), мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами - целевыми функциями) и информационное управление (управление информацией, которой обладают участники ОС на момент принятия решений) [1]. В рамках приведенной классификации институциональное управление понимается как ограничивающее, в то время как побуждающий его аспект может быть отнесен к «стыку» институционального (в узком смысле), мотивацион-ного и информационного управления.
Вопросы регулирования и, соответственно, саморегулирования организаций (организационных систем) связаны с определением эффекта и эффективности их деятельности. Наряду с определением социального, экономического, экологического и институционального эффекта деятельности саморегулируемых организаций промышленного сектора экономики региона, для обеспечения устойчивого развития региона несомненный научный и
ЭКОНОМИКА, ПРАВО
практический интерес представляет возможность получения синергетического эффекта и эффекта эмерджентности от создания и деятельности саморегулируемых организаций в промышленном секторе экономики региона.
Таким образом, опыт отечественных и зарубежных исследований, связанных с фор-
мированием и функционированием саморегулируемых организаций в промышленном секторе экономики региона, показывает необходимость дальнейшего изучения проблем саморегулирования промышленных организаций как в теоретическом, так и практическом аспектах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новиков Д. А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН,
2004.
2. Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях».