Научная статья на тему 'Самореференция социальной реальности в социальном дискурсе'

Самореференция социальной реальности в социальном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
797
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕФЕРЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дерябин Максим Леонидович

Исследован процесс самореференции социальной реальности в социальном дискурсе. Общество представляется как закрытая самореферентная система, отсылающая каждой своей операцией к другой своей операции. Такой операцией в обществе является коммуникация. Процесс самореференции осуществляется в социальном дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selfreference of social reality in social discourse

Society is presented as closed self-referential system. Each systems operation sends to another systems operation. Communication is the society's system operation. The process of selfreference runs in social discourse.

Текст научной работы на тему «Самореференция социальной реальности в социальном дискурсе»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

22

2006.№3

УДК 101.1::316.32(045) М.Л. Дерябин

САМОРЕФЕРЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Исследован процесс самореференции социальной реальности в социальном дискурсе. Общество представляется как закрытая самореферентная система, отсылающая каждой своей операцией к другой своей операции. Такой операцией в обществе является коммуникация. Процесс самореференции осуществляется в социальном дискурсе.

Ключевые слова: самореференция, социальный дискурс, социальная реальность, общество, коммуникация.

По мнению Н. Лумана, общество представляет собой оперативно закрытую аутопойетическую систему, включающую в себя предыдущие уровни организации: системы интеракции, образованные коммуникациями между непосредственно присутствующими и системы организации, основанные на формальных правилах членства. Общество описывает само себя - оно единственная «точка зрения» для себя самого, а потому должно включать описание этой точки зрения в само описание. Однако само общество как система, не может непротиворечиво описать себя при помощи самонаблюдения только «своими» средствами, а потому создает различения (такие, как общество -индивид, общество - государство, общество - природа), симулирующие «позицию вне», точку, с которой возможен взгляд «на общество». Этот ход позволяет обществу отличать себя от того, чем оно не является, оставаясь операционально-закрытой системой, т.е. не испытывая влияния окружающей среды и не имея возможность осуществлять операции вне своих границ. «Оперативная закрытость - это рекурсивное создание возможностей для собственных операций посредством результатов своих собственных операций... Оперативная закрытость исключает из общественной системы как людей, так и страны. они находятся не в обществе, а в его окружающей среде». [1, С. 33]

Но как общество может отличать свои операции от операций «вне» себя? Н. Луман вводит понятие самореференции: «Самореференция - это отсылка на самое себя. Каждая операция данной системы отсылает к другой операции той же системы и потому можно говорить, что система ссылается

только на себя»[2, С 204].

_Самореференция социальной реальности..._23

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2006.№3

Это означает примерно следующее: это моя операция, так как я отличаю (ее) себя от внешнего (ино-референция), что представляет собой мою другую операцию (концепция аутопойесиса «приходит» из нейрофизиологии (Н. Луман ссылается на Х. Матурану)). Код, позволяющий мозгу отличать свои сигналы от контактов с «внешней средой» всегда продукт самого мозга и он воспроизводится.

Иными словами, различение своего как своего и своего как внешнего обеспечивает единство системы, и принципиально важным становится воспроизведение этого различения или кода системы - аутопойесис. утопойети-ческие системы - это такие системы, которые производят не только свои структуры, но и свои элементы в сети этих элементов. Элементы (а во временном аспекте элементами являются операции), из которых состоят ауто-пойетические системы, не имеют никакого независимого существования. Элементы, каковые своими взаимодействиями и трансформациями постоянно регенерируют и реализуют сеть процессов, отношений, которые их производят; конституируют ее (систему) как конкретное единство.». [2. С.208-209].

Поскольку система автономна, то она с необходимостью обладает самоорганизацией. «Система может определить себя только через свои собственные структуры, а именно: через структуры, которые можно построить и изменить посредством собственных операций» [1, С.36]. Но какие именно операции способны воспроизводить систему из нее самой? Операция, позволяющая осуществляться аутопойесису в обществе, суть коммуникация. «Каждая коммуникация должна одновременно и сообщать, что она есть коммуникация, и помечать, кто что сообщил, чтобы могла быть определена присоединяющаяся к ней коммуникация, т.е. чтобы мог быть продолжен аутопойе-сис. Она не просто производит некоторое различие, но, чтобы наблюдать совершение операции, она производит различение сообщения, информации и понимания. Сама коммуникация функционирует как единство различия информации, сообщения и понимания».[2, С. 216].

Коммуникации общества, направленные к предыдущим и последующим коммуникациям, являются единственными самонаблюдающимися операциями, а потому коммуницирование общества о себе функционально равносильно его воспроизведению.

Общество высказывается по поводу себя самого, следовательно, оно начинает существовать в коммуникации, следовательно, оно создает свой собственный образ. Общество есть общество. Таким образом, общество начинает существовать и описываться в дискурсе об обществе, существовать в высказанном слове, существовать в языке.

Однако для того чтобы тождество общество = общество сохранялось и в коммуникациях, то есть в высказываниях об обществе, в языковой реальности закон тождества А=А превращается в А="А" или А=В. Это равенство представляет собой метафорическое тождество общества и общества-выраженного-в-слове. Слово-об-обществе в данном случае будет попыткой общества мыслить себя тождественным с самим собой.«Формула закона тождества - А есть А - не просто говорит: каждое А само по себе есть то же са-

24_М.Л. Дерябин_

2006.№3 СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

мое, скорее, она говорит: каждое А по отношению к себе самому есть то же самое, каждое А тождественно с самим собой»[3, С.33]. Упор в этом высказывании необходимо сделать на слово «говорит», что уже обозначает процесс, появляется существование общества во времени.

Итак, общество в попытке самоопределить себя только из тождественности самому себе, высказываясь о самом себе, пытается предъявить себе образы, в которых оно сможет зафиксировать себе свою самотождественность.

Дать образ, значит, определить, то есть дать определение и наделить смыслом явления, присущие обществу. Но чтобы определить, выделить смыслы, необходимо, чтобы эти смыслы были имманентно даны обществу. При определении смыслов мы, таким образом, лишаем их присущего им спокойствия, и вводим их в качестве означаемых в социальный дискурс, в процессе которого воспроизводятся образы общества.

Так как общество высказывается о самом себе, это как минимум означает, что оно признает присутствие в самом себе невыраженных смыслов. Мы вслед за Ю. Качановым будем говорить о доксическом опыте, на основе которого могут появляться высказывания.

Присутствие социальной действительности провоцирует своей невы-сказанностью попытки ее определить. Однако уже при попытке определить действительность, ввести ее «в оборот», в дискурс, возникает проблема невозможности высказывания смысла до конца. Появляется соотношение означаемого и означающего, цепь означающих становится, таким образом, высказанной социальной действительностью. Высказывание производится через систему языка, следовательно, социальная действительность в системе языка существует как социальная реальность.

Так как означающее не может до предела высказать смысл означаемого, то оно порождает бесконечную цепочку означающих, пытающихся охватить смысл, определить смысл в его целостности. Надеяться на то, что цепочка означаемых выразит общество, что смысл этого высказывания будет тождественен тождеству общество = общество, не приходится. Тем не менее общество пытается выразить само себя. Можно сказать, что оно хочет самоидентифицировать себя в определенных образах, поскольку образ - это всегда нечто целостное.

Коммуникация суть операция общества, вне общества немыслимая. Первым коммуникативным опытом в таком случае была коммуникация общества по поводу нахождения различений внутри себя, который позволял не замыкаться в круге пустой тавтологии и ведущего к возникновению предвзятой точки зрения - идеологии - парадокса. На основе сформировавшихся знаний возникают другие коммуникации, поскольку, по Н. Луману, необходимым условием возникновения коммуникации является наличествование знаний, о которых в рамках текущей коммуникации прямо не заявляется.

Коммуникация отсылает к другой коммуникации и порождает новую коммуникацию. Условием существования общества как системы является непрерывная цепь коммуникаций общества по поводу самого себя. Таким

_Самореференция социальной реальности..._25

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2006.№3

образом в социальном дискурсе осуществляется референция общества, которая по сути является самореференцией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб, 1994.

2. Луман Н. Теория общества // Теория общества: Сб. ст. М., 2000.

3. Хайдеггер М. Закон тождества // Тождество и различие / Пер. с нем. А. Денежкин; ред. О. Никифоров. Издательство "Логос" 1997.

M.L. Deryabin

Selfreference of social reality in social discourse

Society is presented as closed self-referential system. Each systems operation sends to another systems operation. Communication is the society's system operation. The process of selfreference runs in social discourse.

Дерябин Максим Леонидович Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.