Научная статья на тему 'Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи'

Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2844
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / УСТАНОВОЧНО-ОТНОШЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / SELF-REALIZATION / STUDENTS YOUTH / SOCIOCULTURAL DETERMINATION / PERSONAL INVOLVEMENT IN COURSE OF EDUCATION / REALIZATION OF ABILITIES IN EDUCATION / SOCIAL INTEGRATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS / ORIENTATIONAL-ATTITUDES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна

Рассматривается проблема самореализации молодежи в процессе вузовского обучения на современном этапе. Раскрываются основные составляющие самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов. Рассматриваются результаты исследования субъективно-значимых условий самореализации студентов: ориентационно-установочных характеристик и особенностей самоотношения. Показаны актуальные проблемы личностного развития студентов и роль вуза в их решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-realization of students in modern university as the humanitarian problem of youth socialization

The article considers the problem of student's self-realization in the University education at the present time. Reveals the basic components of self-realization and their measurements at the students from various universities. The article gives results of research of subjective conditions of students self-realization: orientational-attitudes characteristics and features of the self-relation. Illustrates the actual problems of personal development of students and the role of the University in resolving them.

Текст научной работы на тему «Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи»

УДК 316.61; 316.37

Е . Н . Шуте н ко

Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи

Рассматривается проблема самореализации молодежи в процессе вузовского обучения на современном этапе. Раскрываются основные составляющие самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов. Рассматриваются результаты исследования субъективно-значимых условий самореализации студентов: ориентационно-установочных характеристик и

особенностей самоотношения. Показаны актуальные проблемы личностного развития студентов и роль вуза в их решении.

Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, социокультурная

детерминация, личностная включенность в обучение, реализация способностей в обучении, социальная интегрированность в образовательном процессе, установочноотношенческие характеристики.

Е. N. Shutenko

Self-realization of students in modern university as the humanitarian problem of youth socialization

The article considers the problem of students self-realization in the University education at the present time. Reveals the basic components of self-realization and their measurements at the students from various universities. The article gives results of research of subjective conditions of students self-realization: orientational-attitudes characteristics and features of the self-relation. Illustrates the actual problems of personal development of students and the role of the University in resolving them.

Keywords: self-realization, students youth, sociocultural determination, personal

involvement in course of education, realization of abilities in education,socia1 integration in the educational process,orientationa1-attitudes of students.

азвитие высшей школы на современном этапе складывается в условиях глобальных, разносторонних и необратимых трансформаций общества, культуры, цивилизации и мира в целом. На рубеже последних веков обнажились процессы размывания и аннигиляции цивилизационных основ функционирования общества. Такие важнейшие социальные институты как мораль, религия, брак, семья, образование и др. подвергаются сегодня серьезным испытаниям на прочность и жизнеспособность [1].

Нарастающая неустойчивость общества обусловила кризис высшей школы как важного агента социализации, чей формирующий ресурс оказался подорванным влиянием массовой культуры, технократическим и постмодернистским вторжением в образование [2].

Кризис высшей школы актуализировал проблемы современной молодежи. Массовый ха-

рактер высшего образования привел к эффекту стьюдентизации молодежи, когда обучение в вузе стало составлять неотъемлемый этап жизни почти каждого молодого человека. И на данном этапе решается судьбоносная задача самоопределения личности, обретения полноценного самосознания и самостоятельности в жизни. В этой связи высшая школа должна стать институтом самореализации молодежи, в котором каждый молодой человек сможет выстроить свой профессиональный, социальный, культурный образ, спроектировать свое будущее [10].

Между тем, ослабленный за годы реформ социализирующий потенциал высшей школы не позволяет вузам в полной мере взять на себя эту роль и ее охотно подбирает массовая культура [8]. Под натиском общества потребления молодому сознанию навязывается иждивенчески меркантильный план существования. Вместо полноценной самореализации культивируется

банальное самоутверждение, в котором окружающий мир и общество есть не более чем средство удовлетворения эгоистических желаний [7].

В научном дискурсе проблематика самореализации наиболее пристально изучалась в гуманистической психологии (К. Гольдштейн, К. Роджерс, А. Маслоу). Исходным здесь стало учение о самоактуализации А. Маслоу, которое сводилось к тому, что сама сущность человека движет им к творчеству и личностному росту, а деформации личности есть следствие неблагоприятных социальных обстоятельств, препятствующих этому росту [11]. Такая линия разработки проблемы самореализации, по мнению Д.А. Леонтьева, представляется как индиви-до-центрическая [3]. Решающее значение здесь придается самости, которая должна найти свое разрешение любыми путями, в том числе и путем подстраивания социального окружения под запросы индивида, который как бы транслирует и утверждает эту самость в окружающем мире. Такое, во многом одностороннее, понимание самореализации оттеняет социальную почву и культурный контекст развития личности.

На наш взгляд, проблема самореализации имеет не столько интра-индивидную, сколько социокультурную детерминацию, содержание и возможности решения. Поэтому приоритет в ее изучении должен принадлежать социально-ориентированной науке, стремящейся раскрыть многообразие форм, путей и механизмов реализации личности своих сущностных сил как социального субъекта. Данный подход отвечает исходной методологии отечественной социально-гуманитарной науки, которая рассматривает самореализацию как важнейший аспект и задачу социализации человека [4].

В рамках проводимого нами исследования, обращаясь к процессу самореализации студенческой молодежи, мы исходили из представления о том, что он возникает в ходе формирования у студента уникального опыта быть личностью как механизм и способ личностного становления в образовательном процессе. В этом контексте мы считаем, что процесс вузовской подготовки должен обеспечивать условия проектирования студентами своего субъективно значимого образа «Я» в будущей профессии и культуре, должен способствовать движению студента к этому образу через развертывание в ходе обучения его личностного потенциала и сущностных как субъекта учебной и профессиональной деятельности [9].

В качестве основных составляющих условий самореализации личности студента в вузовском обучении мы рассматривали следующие три компонента:

1) личностная включенность в процесс обучения (интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, стремление быть похожими на преподавателей

и представителей будущей профессии, желание продуктивно проявить себя в учебе и др.);

2) реализация способностей в обучении (развитие потенциала студентов, возможность лучшего самопознания в учебе, полезность обучения, учеба как средство воплощения мечты, раскрытие способностей и талантов, учеба в вузе как путь к успеху и профессиональному росту, разностороннее самопроявление и полноценное самовыражение в учебе, стимулирование усилий в учебе и др.);

3) социальная интегрированность в образовательное пространство вуза (внимание к личности студента, помощь вуза в решении личных проблем, организация досуга студентов, чувство общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения и т.п.) [9].

Исследуя особенности современного студенчества, мы провели серию экспериментальных замеров, направленных изучение различных личностных характеристик студентов. В течение 4-х лет (с 2008 по 2012 годы) мы проводили исследование особенностей самореализации студентов старших курсов на базе гуманитарного и технологического университетов. Исследованием было охвачено всего 516 студентов, пропорционально представленных двумя выборками из разных вузов (239 чел. из гуманитарного университета, 277 чел. из технологического университета).

Исследовательская работа состояла из двух этапов.

Первый этап был посвящен выявлению особенностей самореализации студентов посредством проведения опросной методики «Самореализация в обучении» [9]. По результатам проведения устанавливались основные категории студентов по уровню самореализации в вузовском обучении (по трем отмеченным выше составляющим).

По итогам проведения первого этапа во всей выборке студентов двух вузов (гуманитарного и технического), были установлены следующие особенности.

Во-первых, было выявлено, что большинство студентов с интересом учиться в своем вузе, они рассматривают обучение как наиболее значимое занятие в текущей жизни, они не сомневаются в правильности выбора вуза и своей специальности, для них не характерно ощущение бессмысленности вузовской подготовки. В результате были получены устойчиво средние и выраженные показатели по шкале личностной включен -ности в обучение.

Во-вторых, по линии реализации способностей в обучении было выявлено, что значительная часть студентов считают себя успевающими и способными, отмечают для себя полезность обучения в вузе, вместе с тем для многих из них собственные способности и потенциал остаются

не полностью востребованными в процессе вузовской подготовки.

В-третьих, с точки зрения социальной интегрированности в обучении, большинство студентов ощущают помощь со стороны вуза, чувствуют ценность своей личности в процессе обучения. Тем не менее, они считают, что их жизнь в вузе могла бы быть активной и насыщенной.

В целом, большая часть студентов показывает позитивное влияние процесса обучения в вузе с точки зрения обеспечения возможностей для их самореализации [6].

Второй этап работы заключался в исследовании личностных особенностей студентов разных уровней самореализации посредством мониторинговых измерений и дифференцированного анализа данных по различным основаниям (по полу, профессиональной спецификации и степени самореализации в вузе).

Необходимо отметить, что по гендерному при -знаку общий массив студентов, охваченный исследованием, распределился на две почти равные части, состоящих из 522 девушек и 494 юношей. Как показали данные, юноши в меньшей степени испытывают серьезные затруднения в плане самореализации в вузовской подготовке. У них не отмечается наличие чувства разочарования или неудовлетворенности обучением. При этом они не столь активно как девушки принимают участие в жизни вуза. Что касается девушек, то они более критично относятся к своему обучению в вузе, поскольку более эмоционально включены в процесс обучения. Между тем, и у юношей, и у девушек отмечается выраженная социальная интегрированность и общность в пространстве вузовского обучения.

В профессиональном плане было установлено, что у студентов технологического вуза отмечается более ответственный подход к исполнению своих вузовских обязанностей, которые непосредственно рассматриваются ими как этап их профессионального роста. Вместе с тем, студенты-гуманитарии испытывают более полное включение в процесс обучения, принимают большее участие в социальной и досуговой сферах вузовской жизни.

По итогам кластерного анализа данных были выявлены три группы студентов, отличающиеся по уровню самореализации в обучении: первую группу составили студенты с невысокой самореализацией (126 чел.), вторую группы составили студенты со средним уровнем самореализации (207 чел.), в третью группу вошли студенты с повышенной самореализацией (183 чел.). Как видно, первая группа представляет меньшинство студентов, что свидетельствует в целом положительной тенденции вузовской самореализации.

Сравнительный анализ данных студентов выявленных групп показал, что у студентов с более высоким уровнем самореализации отмечается большая уверенность в правильности выбора

вуза и будущей профессии, сознание возможности реализовать в обучении свой личностный потенциал и получить значительную пользу от подготовки в выбранном вузе. Они учатся с большим интересом и само обучение оценивается как столько как формальная необходимость или место встречи с товарищами, а как серьезное и важное дело.

Для студентов с высоким уровнем самореализации также характерно ощущать свою личностную включенность в процесс подготовки, видеть в обучении самое важное занятие, которое ведет их к цели, помогает приблизить воплощение мечты и выступает как источник вдохновения и эмоционального подъема. Студенты данной группы активно пользуются предоставляемыми вузом возможностями раскрыть своей потенциал и проявить свои способности в различных сферах жизнедеятельности.

В аналитической части исследования рассматривались различия в психологических особенностях студентов первой и третьей категорий в рамках следующих сфер: ориентационно- установочной и сфере самоотношения.

Сфера ориентационно-установочных характеристик студентов изучалась по совокупности данных, полученных посредством «Опросника самоактуализации» (Р01 E.Shostrom) [12]. Данная сфера отражала наличие исходных установок студентов о мире и о самих себе как активно реализующихся личностей, имеющих определенных опыт самопонимания и самопознания, адекватно представляющих свои сильные и слабые стороны, особенности ориентаций в социуме, культуре, в жизни и др.

По результатам проведенной методики у студентов с выраженной самореализацией в обучении заметно выделяется показатель самоуважения ^ = 2,767 при р = 0,007), отмечаются также более высокие значения по показателям ориентации во времени ^ = 2,319 при р = 0,022) и признания ценности самоактуализации ^ = 2,180 при р = 0,031). Таким образом, у успешно реализующихся студентов отмечается сознание единства своей жизни в прошлом, настоящем и будущем, им не свойственно откладывать жизнь на завтра, они не фиксируются на прошлом. Их отличают признаки, свойственные самоактуализирующей-ся личности, действующей в согласованном мире своих взглядов, желаний и принципов [12]. Полученные данные показали более позитивный план жизненных установок у студентов с высоким уровнем самореализации в обучении.

Для измерения сферы самоотношения студентов различных категорий применялся «Опросник самоотношения» («МИС» С.Р. Пантилеева) [5]. В этой сфере выявлялся субъективный знак эмоциональной активности в адрес «Я», резуль-тирующийся в общем чувстве «за» или «против» себя. Данный аспект рассматривался как эмоциональный компонент самосознания студентов

и представлялся существенным в контексте их самореализации в обучении.

Сравнительный анализ полученных данных выявил более позитивные переживания образа «Я» у студентов с выраженной самореализацией в обучении. Им более свойственно представлять себя как личность, которая по своему характеру и образу деятельности способна располагать к себе окружающих, достигать уважения, симпатии и одобрения.

У студентов с невыраженной самореализацией в обучении обнаруживаются более высокая закрытость самообращения ^ = 2,932 при р = 0,004), снижение показателей самоуверенности ^ = —2,617 при р = 0,010), более высокие значения внутренней конфликтности ^ = 1,987 при р = 0,049). Анализ этих данных позволил констатировать наличие у студентов данной группы определенных эмоциональных барьеров в осознании себя, которые препятствуют им полностью и разносторонне реализовать себя в обучении.

Студенты с выраженной самореализацией в обучении имеют значительно более высокие показатели по шкале саморуководства ^ = 4,335

при p < 0,001), а также по линии отраженного самоотношения (t = 3,183 при p = 0,002) и самоуверенности (t = 2,956 при p = 0,0041).

Проведенная работа в целом показала плодотворность социокультурной детерминации исследования проблемы самореализации современной студенческой молодежи, поскольку в ней обнаруживается универсальный механизм самореализации студентов. На уровне личности данный механизм заключается в реализации культуры в себе, а не себя в культуре. Речь идет о развитии у молодежи личностного потенциала, способностей и ценностных отношений, которые открываются изначально не столько во внутреннем плане, сколько в социокультурной сфере, в постоянном движении и посвящении себя чему-то более значительному, чем собственная личность (учебе, профессии, науке, стране, обществу, культуре и т.д.). Такой подход может служить продуктивной основой понимания высшей школы как поля самореализации, как социокультурного пространства поиска смыслов и путей приложения сущностных сил студенческой молодежи.

s

9

10.

11.

12.

1.

2.

3.

10.

11.

12.

ЛИТЕРАТУРА

Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - 390 с.

Ильинский И.М. Образовательная революция. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. - 592 с.

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С. 156-176.

Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.

Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал, 2007. - № 10. - С. 313-326.

Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодёжи // Знание. Понимание. Умение, 2009. - № 2. - С. 66-72.

Шутенко А.И. Социокультурные измерения образовательного процесса в высшей школе // Alma Mater, 2013. №7.С.36-40. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшая школа как пространство самореализации личности / Под общ. ред. А.М. Гридчина.

- Белгород: Изд-во БГТУ 2008. - 146 с.

Шутенко Е.Н. Проблема самореализации в вузовском обучении//А1та Mater (Вестник высшей школы), 2011.№7.С.33-36. Maslow А. Н. Motivation and personality. - N.Y.: Harper, 1954. - 236 p.

Shostrom E. L. An Inventory for the Measurement of Self Actualization // Educational and Psychological Measurement. - 1964.

- Т. 24. - №2. - P. 207-218.

REFERENCES

Bauman Z. Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow, Logos, 2002. 390 p.

Il'inskii I.M. Obrazovatel'naia revoliutsiia [Educational revolution]. Moscow, Izd-vo MGSA, 2002. 592 p.

Leont'ev D.A. Samorealizatsiia i sushchnostnye sily cheloveka // Psikhologiia s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaia perspektiva v postsovetskoi psikhologii [Self-realization and essential powers of human // Psychology with a human face: the humanist perspective in the post-Soviet psychology]. Moscow, Smysl, 1997. pp. 156-176 (in Russian).

Mudrik A.V. Sotsializatsiia cheloveka: uchebnoe posobie [Socialization of the person: a training manual]. Moscow, Akademiia, 2004. 304 p.

Pantileev S.R. Metodika issledovaniia samootnosheniia [Research technique of self-evaluation]. Moscow, Smysl, 1993. 32 p. Sitarov V.A., Shutenko A.I., Shutenko E.N. The image of modern young people in the context of self-realization in the University training. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal - Siberian pedagogical journal, 2007, no.10, pp. 313-326 (in Russian).

Sitarov V.A., Shutenko A.I., Shutenko E.N. Psychological features of sociocultural characteristics of the student youth. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill, 2009, no.2, pp. 66-72 (in Russian).

Shutenko A.I. Socio-cultural dimension of the educational process in the higher school. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) -Alma Mater (journal of higher education), 2013, no.7, pp. 36-40 (in Russian).

Shutenko A.I., Shutenko E.N. Vysshaia shkola kak prostranstvo samorealizatsii lichnosti [The graduate school as a space realization of a personality]. Belgorod, Izd-vo BGTU, 2008. 146 p.

Shutenko E.N. The problem of self-realization in the University training. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) - Alma Mater (journal of higher education), 2011, no.7, pp.33-36 (in Russian).

Maslow A.N. Motivation and personality [Motivation and personality]. N.Y.: Harper, 1954. 236 p.

Shostrom E.L. An Inventory for the Measurement of Self Actualization. Educational and Psychological Measurement, 1964, V.24, no.2. pp.207-218.

Информация об авторе

Шутенко Елена Николаевна

(Россия, Белгород)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом. НИУ «Белгородский государственный университет».

E-mail: [email protected]

Information about the author

Shutenko Elena Nikolaevna

(Russia, Belgorod)

PhD in psychology, Associate Professor of the Department of human resource management chair. National research university «Belgorod State University». E-mail: [email protected]

7

7

s

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.