СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 37.04, 37.06.
Гусева Наталья Александровна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА В «ПОЛЕ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
В статье раскрывается понятие и особенности самореализации подростка в процессе взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами. Автор связывает условия самореализации подростков с возможностями использования «поля» взаимодействия ДОО. Предлагаются формы и методы диагностики и развития социальной одаренности в процессе взаимодействия детского объединения с социальными партнерами.
Ключевые слова: самореализация, социальная одаренность, условия взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами.
Самореализация в подростковом возрасте выступает как психическое новообразование личности, условием успешной социализации и индивидуализации, а также фактором развития способностей. Процесс самореализации исследовался различными авторами в русле философии, культурологии, психологии. Рассматривались различные психолого-педагогические аспекты данного феномена: условия самореализации личности в различных типах образовательных учреждений (Н.Г. Крылова, Ю.П. Васильев, Н.В. Кокорева, С. Сулейманова, Т.И. Барышникова,
A.И. Березенцева, О.А. Прядкина, Л.Р. Муллина); педагогические условия самореализации в различных видах деятельности (О.В. Вандышева, Е.А. Никитина, Г.А. Бошук, Н.В. Эверт, Е.Е. Квимсадзе,
B.В. Садовая, Н.А. Омбоева, П.А. Маслов, Н.Н. Шатохина, Е.Г. Гуляева, О.Г. Готовцева); факторы и средства самореализации личности (Э.В. Га-лажинский, В.А. Колесников, О.А. Прядкина,
Н.В. Белобородов, Н.Г. Дмитрук, О.Н. Мартынова, М.Г. Квитков, Н.Н. Комарова, Н.А. Вединеева,
C.М. Азизова, О.Н. Тверская).
Анализ философской и психолого-педагогичес-кой литературы позволил А.В. Матвееву рассматривать самореализацию как личностно значимое опредмечивание индивидуумом своих сущностных сил в деятельности и общении посредством самовыражения с перспективой дальнейшего саморазвития [2].
Самореализация в подростковом возрасте характеризуется интенсивным поиском сферы для реализации потребностей и интересов формирующейся личности. Подросток находится в постоянной ситуации «примерки» на себя новой для него деятельности, отношений, мотивов для проявления активности.
Однако величайшая потребность в самореализации в подростковом возрасте имеет и большие ограничения: контроль взрослых, относительная самостоятельность, физические и временные затраты на учение, неопределенность выбора, влия-
ние множества внутренних и внешних условий на самоопределение. Условия одного воспитательного пространства (школы, дополнительного образования, общественной организации и др.) не могут гарантировать предоставление всех ситуаций выбора и возможностей при многообразии индивидуальных особенностей подростков. Следовательно, необходимо искать скрытые ресурсы воспитательных пространств тех институтов, в которые входит подросток. Одним из них является социальное взаимодействие с целью содействия самореализации подростка.
Особенно важно это становится для ребенка, обладающего выдающимися социальными способностями: коммуникативными, организаторскими, аналитическими, аттрактивными, художественноисполнительскими. В общественной деятельности проявлением незаурядных способностей является феномен лидерства (М.И. Рожков, Л.И. Уманский).
Профессор М.И. Рожков выделяет три группы качеств, отражающих сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальная активность, стремление к социальному творчеству [3]. Проявлениями социальной одаренности являются:
- инициирование различных общественных мероприятий;
- активное участие в создании различных групп и объединений;
- отсутствие боязни выражать свои чувства;
- умение устанавливать контакты и поддерживать длительные взаимоотношения с людьми;
- стимулирование активного поведения других;
- способность справляться со сложными социальными ситуациями.
Видами социальной одаренности М.И. Рожков определил коммуникативную, аналитико-прогнос-тическую и организаторскую, выделив их на основании особенностей характера проявлений социальной одаренности и реализуемой цели.
А.В. Волохов предложил модель самореализации подростков в детской общественной организации и выдвинул идею «поля самореализации» под-
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Гусева Н.А., 2012
ростка в данном социальном институте [1]. Вслед за ним мы предлагаем создавать «поле самореализации» подростка не только внутри системы ДОО, но и в социальном пространстве взаимодействия детского объединения с социальными партнерами. Для этого мы предлагаем реализовывать модель взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами, ориентированного на самореализацию участников.
Модель предполагает создание «поля взаимодействия» с партнером на основе общих воспитательных или социальных функций. «Поле взаимодействия» - это конвенциально заданные условия совместной деятельности партнеров, которые реализуются за счет синергичного (объединенного) усилия сторон. В «поле взаимодействия» основным компонентом является согласованная цель взаимодействия, ориентированная на самореализацию участников.
Содействие самореализации детей является общей целевой функцией институтов дополнительного образования, молодежных объединений, учреждений культуры. Они в первую очередь могут выступать социальными партнерами детского общественного объединения.
Основным условием самореализации в процессе взаимодействия с социальными партнерами является включенность подростков в партнерские отношения в роли организатора или помощника организатора совместной деятельности. Участие подростков в проектировании совместной деятельности, переговорах с партнерами, координации, организации и анализе партнерских проектов предоставит им неограниченное поле для социальных проб, самопознания и самооценки способностей и направленности развития.
Опрос, проведенный нами среди участников и руководителей детских общественных объединений Ярославской области (всего 106 человек), показал, что около 1/3 опрошенных привлекает в деятельности объединения возможность планировать новые мероприятия, участвовать в переговорах с партнерами организации, в совместных проектах с другими объединениями, учреждениями и организациями. Оценка ценностных ориентаций (по методике ОТеЦ для подростков) участников детского досугового движения «К истокам нашим» указала на наличие ценностей саморазвития, духовного удовлетворения и выбор общественной деятельности в качестве сферы для их реализации. Данные особенности характерны для подростков 14-17 лет. В то же время для младших подростков 12-13 лет указанные ценности являются редкостью и могут быть признаками социальной одаренности. Результаты исследования по той же методике среди участников молодежных объединений 14-17 лет подтвердили преобладание ценностных ориентаций духовного удовлетворения и саморазвития. Одна-
ко сферами самореализации они выбирают не только общественную деятельность, но и сферу увлечений, реже учебную деятельность, еще реже - семью. Наличие нескольких сфер реализации ценностей для подростков 12-14 лет можно считать нетипичным и признаком стремления к социальной активности и творчеству, т.е. признаком социальной одаренности.
Таким образом, нами выдвинута гипотеза о том, что самореализации подростка, участвующего во взаимодействии ДОО с социальными партнерами, будут способствовать следующие условия:
1) включенность подростка в процесс взаимодействия в роли организатора или помощника организатора;
2) осознанность подростком своего развития в деятельности ДОО (предпочитаемые ценности и сферы деятельности).
Обоснование данных условий является задачей опытно-экспериментальной работы, проводимой нами на базе детского досугового движения «К истокам нашим». В рамках программы подготовки к взаимодействию с социальными партнерами «Сто идей - сто друзей» участникам и руководителям движения предложен комплекс диагностических методов и обучающих занятий. Часть методов используется в качестве контрольных срезов для измерения изменений ценностных ориентаций (оценка терминальных ценностей для подростков - НПЦ «Психодиагностика»), оценки лидерского потенциала (Е. Маркова), оценка уровня творческой активности (М.И. Рожков, Ю.С Тюнникова, Б.С. Али-шева, Л.А. Волович). Другие используются в процессе социальной практики подростков во взаимодействии с социальными партнерами: портфолио (по методу Т.Н. Гущиной), адаптированные компьютерные варианты методов «Матрицы Равена» и личностного опросника Кеттела. Обучающие занятия включают упражнения и задания для развития аналитических, коммуникативных и организаторских способностей.
Анализ теоретических и эмпирических источников показал, что самореализация подростков будет иметь особенности. Возможными сферами самореализации детей и молодежи выступает пространство различных социальных институтов: образования, досуга, общественных организаций, семьи, профессиональной деятельности. Вместе с тем, многоуровневость и интенсивное взаимодействие этих и других институтов представляет собой также поле для расширения возможностей самореализации личности.
Опираясь на исследования процесса самореализации подростков в учебной деятельности (А.В. Матвеев), в образовательной деятельности детского объединения учреждения дополнительного образования детей (С. Сулейманова), в деятельности детского общественного объединения (А.В. Во-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4
165
лохов), охарактеризуем особенности самореализации подростка, включенного во взаимодействие детского общественного объединения с партнерами. Мы выделили пять общих для указанных исследований компонентов процесса самореализации: ценностный, мотивационный, ориентационный, операциональный и рефлексивный.
В ценностный компонент войдет многообразие ценностей подростка в зависимости от его индивидуальных особенностей, социального опыта и потребностей в общении, саморазвитии, принадлежности к референтной группе и признании, самореализации. Ценность ребенка и его права на самоопределение как высшей ценности гуманистической, экзистенциальной педагогики превалирует над приоритетами социальных институтов, поэтому мы подчеркиваем его значимость.
Осознанные ценности и потребности обретают у подростка форму мотива в аффилиации, расширения сферы общения, самореализации или поиска сферы проявления активности. Выделение, таким образом, мотивационного компонента целесообразно для его соотношения с целевыми функциями ДОО и социального партнера. Реализация данных мотивов личностью есть целевой ориентир создания «поля» взаимодействия между ДОО и другими объединениями.
Ориентационный компонент заключается в выборе подростком способа реализации мотива: пробы, выбора интересной деятельности, принятия предложения об участии в деятельности, наблюдения за деятельностью других, продолжение поиска сферы самореализации, оценка трудностей, затрат, возможных препятствий. Выбор опредмечивается через распределение поручений, ролей, обязанностей в предстоящей совместной деятельности с партнером, а также внутри ДОО.
Компонент операциональный будет характеризовать активность подростка: поиск информации, обучение, воспроизводство имеющегося опыта, подражание примерам деятельности, деловые коммуникации, наблюдение, участие в совместной деятельности, продуктивная мыследеятельность (проектирование, созидание, оценка). Эта активность будет тем более осознанной и продуктивной, чем больше условий создается субъектами взаимодействия и чем согласованней совместные действия. Подросток включается во все доступные действия или информируется о тех действиях, которые субъекты взаимодействия совершают без него. Мы
считаем, что данное условие можно назвать педагогическим управлением взаимодействием ДОО с социальными партнерами, которое требует специальной подготовки от субъектов взаимодействия.
Рефлексивный компонент отражает осознание подростком приобретений от участия в совместной деятельности, новых ценностей и убеждений, потребностей, удовлетворенность от реализации мотивов и потребностей, оценку собственного вклада в результаты коллективной деятельности и умение оценить достижения партнеров, увидеть ошибки и новые возможности от взаимодействия, появление новых мотивов и потребностей высшего порядка (саморазвития). Осознание приобретений от взаимодействия покажет пути саморазвития личности подростка.
Учитывая закономерности самореализации ребенка в деятельности ДОО (А.В. Волохов): зависимость результатов саморазвития от степени активности ребенка и зависимость результатов самореализации от характера общения детей в ДОО, мы предполагаем, что результаты самореализации подростка, включенного во взаимодействие ДОО с социальными партнерами могут иметь уровневые отличия:
- при низкой активности подростка - неосознанность приобретений и низкая самооценка, отказ от дальнейшего участия во взаимодействии;
- при средней активности - осознание приобретений, но недооценка их значения, неопределенное отношение к участию во взаимодействии;
- при высокой активности - осознание приобретений, высокая их оценка, самоуважение и уважение к партнерам, желание продолжать совместную деятельность.
Библиографический список
1. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 1999. - 467 с.
2. Матвеев А.В. Механизм самореализации подростка в учебной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: сб. материалов конф. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001. - С. 54.
3. Рожков М.И. Развитие социальной одаренности детей // Развитие социальной одаренности детей и молодежи: Материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 26-27 октября 2011 г. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - С. 7-10.
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18