УДК 371
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИИ
SELF-DEVELOPMENT OF TEACHER'S PERSONALITY AS THE FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF GYMNASIUM SUBJECT-ORIENTED EDUCATION SYSTEM
О. Л. Шабалина, Н. Б. Антоничева O. L. Shabalina, N. B. Antonicheva
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. В данной статье представлены основные направления саморазвития личности учителя в системе профильного образования гимназии, рассмотрены пути формирования конкурентоспособной личности учителя, а также обозначены подходы и принципы, на основании которых проектируется процесс творческого саморазвития личности педагога.
Abstract. This article represents the main orientations of self-development of teacher's personality in the gymnasium subject-oriented education, considers the ways of formation of competitive teacher's personality, it also offers the approaches and principles on which the process of creative self-development of teacher's personality is based.
Ключевые слова: саморазвивающаяся система, профильное образование, индивидуальная траектория саморазвития.
Keywords: self-developing system, subject-oriented education, individual trajectory of selfdevelopment.
Актуальность исследуемой проблемы. Сфера образования является одной из разновидностей социальных систем: здесь концентрируются и реализуются интересы общества, его различных групп и слоев. От уровня развития системы образования, качества и богатства ее жизнедеятельности зависят перспективы национального прогресса [5]. Социально-экономические, политические реформы изменили смысл и содержание деятельности образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев и гимназий) на старшей ступени образования, усложнили задачи, стоящие перед ними. В условиях демократизации и гуманизации системы образования успех экспериментальных преобразований и повышения качества профильного гимназического образования в значительной степени зависит от компетентности, личностных и деловых качеств учителей [4]. Профессиональная компетентность учителя как центральной фигуры и основного субъекта образовательного процесса - одно из условий эффективного развития системы профильного образования гимназии [1], [6]. Известные ученые (В. И. Андреев, Е. А. Климов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Л. М. Митина) подчеркивают неравномерность этапов и ступеней профессионального становления личности педагога, обозначая его как индивидуальную траекторию саморазвития [2], [3].
Материал и методика исследований. Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностика (комплексные личностные опросники, интервьюирование, анкетирование, педагогическое тестирование), педагогический мониторинг (диагностика уровня конкурентоспособности учителей, уровня их способности к саморазвитию), методы математической обработки данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы.
Результаты исследований и их обсуждение. Одним из решающих факторов развития системы профильного образования гимназии является саморазвитие участников образовательного процесса, в первую очередь учителей, способных к эффективной и продуктивной профессиональной деятельности. Основные предпосылки для успешного саморазвития учителей создаются в системе профильного образования гимназии в ходе осознания ими того, что процесс повышения профессиональной компетентности обязательно включает в себя целенаправленное изменение человеком самого себя, системы собственных ценностей и целевых ориентиров [5].
Особую значимость на современном этапе развития системы профильного образования гимназии приобретает проектирование ситуаций саморазвития, предполагающих становление учителя не только как предметника, но и как профессионала, методиста, модератора, эксперта [2].
В связи с этим возникла необходимость разработки модели индивидуальной траектории саморазвития учителя. Конструирование учителем индивидуальной траектории саморазвития на основе данной модели с учетом принципов самоопределения, саморазвития, рефлексивности, успешности позволило осуществить творческое саморазвитие педагога в процессе развития системы профильного образования гимназии [4].
Согласно разработанной модели движение учителя по индивидуальной траектории саморазвития осуществлялось в три этапа.
На первом этапе происходило погружение в проблему, осознание ее важности, анализ уровня развития, уровня конкурентоспособности, проектирование конечных целей, определение задач этапа. Важным являлось то, что учитель ставил перед собой конкретные и реальные задачи, определял пути их решения, продумывал формы методической работы, способствующие саморазвитию и повышению уровня методологической культуры конкурентоспособности. Основное внимание на данном этапе уделяется повышению квалификации в различных формах: самообразованию, обучению на очных и дистанционных курсах, повышению методологической культуры посредством посещения занятий методологического семинара «Творческое саморазвитие конкурентоспособного учителя», программа которого была разработана и реализована в ходе экспериментального исследования.
На втором этапе осуществлялось осознание конструирования траектории, анализ и обобщение опыта, накопленного на первом этапе, формирование «портфолио». На данном этапе уровень развития учителя позволил ему включиться в работу творческих групп, научного общества учителей с целью занятия экспериментальной и исследовательской деятельностью. Повышение методологической культуры и уровня конкурентоспособности обеспечило ему успешные выступления на научно-практических семинарах, конференциях с целью трансляции и обобщения накопленного методического и педагогического опыта.
На третьем этапе осуществлялся выход на уровень саморазвития, происходила самооценка, самоактуализация, самоопределение, самореализация, осознание своей роли как учителя-экспериментатора, учителя-исследователя. Обобщение и трансляция опыта реализовывались не только в рамках научно-практических семинаров и конференций, сетевых предметных объединений, но и профессиональных конкурсов, а также в публикациях. Методологический уровень учителя на данном этапе позволил разработать и реализовать авторские методики, программы, научно-исследовательские проекты, а уровень конкурентоспособности - побеждать и самореализовываться на профессиональных конкурсах. По завершению каждого этапа происходила рефлексия, самооценка достигнутых результатов и постановка целей следующих этапов. В процессе рефлексии педагог рассматривал самого себя, свои знания, ценностные ориентации, способности как важнейший фактор эффективности педагогического воздействия. После заключительного этапа осуществлялась оценка достигнутого уровня конкурентоспособности, профессиональной компетентности и саморазвития.
Движение педагога по траектории саморазвития постоянно диагностировалось по следующим направлениям: динамика уровня конкурентоспособности, динамика развития исследовательских компетенций, динамика сформированности индивидуального педагогического стиля, динамика оценки педагогами приоритетности педагогических проблем, динамика способности к саморазвитию. Результаты диагностик позволяют сделать вывод, что развитие педагогов посредством реализации индивидуальных траекторий саморазвития существенным образом повышает уровень их способности к саморазвитию. Если на первом этапе среди педагогов-экспериментаторов не было учителей с наивысшим уровнем способности к саморазвитию, то на заключительном этапе таких педагогов стало
3.0 %. Выросло на 5,0 % количество педагогов с высоким и очень высоким уровнем способности к саморазвитию. Значительно уменьшился процент педагогов со средним (на
8.0 %) и особенно с низким (на 18,0 %) уровнями способности к саморазвитию. Сравнительный анализ уровня конкурентоспособности педагогов-экспериментаторов, спроектировавших и реализовавших траекторию саморазвития, и педагогов, не участвовавших в эксперименте, показал, что уровень конкурентоспособности у педагогов-экспериментаторов выше на 3,5 % [1].
Рост конкурентоспособности и уровня саморазвития педагогов подтверждается и результатами участия педагогов-экспериментаторов в конкурсах профессионального мастерства. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что процент педагогов-экспериментаторов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, увеличился с 26,0 на первом этапе до 38,0 на заключительном этапе эксперимента, а процент лауреатов конкурсов от числа педагогов-экспериментаторов составил 53,0, от числа педагогов, не принимавших участия в эксперименте, - 4,0. Проектирование и реализация индивидуальной траектории саморазвития учителя стали эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе профильного образования. Педагоги в ходе эксперимента овладели умением развивать в себе новые качества, выполнять иные роли и занимать определенные позиции.
Переход системы профильного образования на уровень саморазвития требует от педагога постановки принципиально новой цели и иных задач [4]. Целью деятельности является переход на уровень саморазвития посредством реализации творческого потенциала субъектов, развития их коммуникативных способностей, различного рода компе-
тенций, способностей к самоанализу, духовному самосовершенствованию. Объектом совместной деятельности педагога и обучающихся является ситуация саморазвития, в которой способы действий, нормы строятся самим человеком, оказавшимся перед проблемой выбора. Предметом взаимодействия становится уровень собственной компетентности субъектов образовательного процесса и способность выхода ее за пределы для поиска общих способов действия в новых ситуациях [2].
Резюме. Индивидуальная траектория саморазвития является действенным инструментом, способствующим творческому саморазвитию обучающихся и развитию системы профильного образования гимназии в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В. И. Конкурентология : учебный курс / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М. ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 400 с.
3. Князева, Е. Н. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М. : КомКнига, 2006. - 232 с.
4. Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту : сборник статей и научно-методических материалов / под ред. Г. А. Игнатьева. -Н. Новгород : ООО «Типография "Поволжье"», 2007. - 188 с.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271.] // Вестник образования. - 2010. - № 4. -С. 62-76.
6. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии : пособие для руководителей образовательных учреждений / Т. П. Афанасьева и др. - М. : Классик Стиль, 2006. - 592 с.