исследовательская деятельность в современном образовании
Т.Г. Угрюмова
Ключевые слова:
информационная
компетентность,
современный студент,
компьютерная
грамотность,
саморазвитие, новые
информационные
технологии,
метод проектов,
исследовательская
деятельность.
саморазвитие личности студента
через научно-исследовательскую деятельность
В статье рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая профессиональной компетенции современного студента. Это качество включает такие компоненты, как опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационных технологий, готовность к саморазвитию через научно-исследовательскую деятельность, компьютерная грамотность. Автор размышляет о роли метода проектов в научно-исследовательской деятельности современного студента на примере дисциплины «Основы исследовательской деятельности».
Сегодня в регионе актуальной остается проблема профессиональной подготовки будущего специалиста. Такие ученые, как М.М. Поташник, Э.Д. Днепров, А.М. Новиков рассматривают постепенный переход образовательной парадигмы на овладение комплексом компетенций. Компетенция - это подтвержденная способность использовать знания и умения для достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности. Известные педагоги И.А. Зимняя, А.В. Хуторской из множества компетенций наиболее существенными для профессио-
нального образования называют профессиональные, предметные и ключевые. Важной составляющей профессиональной компетенции современного студента является информационная компетентность. Это интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Это качество включает такие компоненты, как компьютерная грамотность, опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационных технологий, готовность к саморазвитию в сфере новых информационных технологий.
Одним из перспективных направлений использования новых информационных технологий для формирования исследовательской компетенции студента, разрабатываемых в Бурятском филиале МЭСИ, является метод проектов, т.е. система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Данный метод используется на занятиях гуманитарных и технических специальностей филиала. Особенно ярко это видно на дисциплине «Основы исследовательской деятельности», где студенты получают первичные знания об исследовании, научном познании окружающей действительности. Необходимо отметить, что все студенты творчески работают в системе дистанционного обучения «Виртуальный Кампус», преподаватели активно используют технологии Web 2.0, обсуждая отдельные темы в социальных сетях «facebook», «livejournal», «twitter».
Чтобы студенты владели навыками обучения для самореализации, саморазвития личности, преподаватели разрабатывают разноуровневые задания, инструментарий достижения целей, диагностические карты индивидуальных особенностей и уровня подготовленности студентов, мотивационную и деятельностную педагогические технологии, стараются реализовать основные требования к современному уроку М.М. Поташника.
Особенности которые в первую очередь следует учитывать при дифференциации учебной работы, являются: обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные способности; обучен-ность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений, навыков; мотивационная сфера, в которую входят потребности, интересы, мотивы, эмоции студента.
исследовательская деятельность в современном образовании I
Для объяснения нового материала преподаватели используют раздаточный материал в виде схем - конспектов, структуры файлов и команд и т.д., это экономит время и дает больше возможностей для практического закрепления материала. На практических занятиях преподаватели создают временные творческие группы. На начальном этапе формирование таких групп осуществляют сами студенты, но практика показала, что менее сильные учащиеся просто переписывают уже решенные задания у более сильных, не интересуясь объяснением того, как было выполнено задание. После создания групп преподаватель старается корректировать их состав, учитывая уровень подготовки по предмету. Задания отличаются по уровню сложности. Кроме того, если в одной группе студенты примерно одинакового уровня, им вместе приходится искать пути решения. На протяжении всего курса проводится диагностика знаний, которая заключается в следующем: заранее определяются образцы самостоятельных и лабораторных работ; студенты конкретно знают требования к знаниям и умениям; сами планируют свою работу и уровень нагрузки. При использовании такой технологии для них выстраивается четкая и рациональная схема требований к знаниям и умениям.
Преподаватели, рассматривая саморазвитие студентов в условиях учебной деятельности, акцентируют внимание на таких педагогических условиях, как: включенность студентов в процессы рефлексии, самопознания, самоопределения, саморегуляции, которые помогают им выйти на путь самосовершенствования; использование структурно-логических схем, отражающих личные цели и смыслы изучаемого материала, содействующих формированию рефлексивного отношения к учебной деятельности.
В ходе реализации программы саморазвития личности студента в учебно-воспитательном процессе через «погружение» в профессиональную деятельность, студент должен быть высококультурным человеком, обладать всем комплексом фундаментальных знаний, быть способным вести правовоспитательную работу среди населения, уметь и нравственно быть готовым защищать права человека и гражданина, разбираться в проблемах рыночной экономики и предпринимательской деятельности, стоять на защите свободы договоров, соблюдать нормы профессиональной этики в своей повседневной работе с коллегами, гражданами и организациями, быть аналитиком как с точки зрения профессиональной, так и общефилософской, нравственной,
политической, психологической; уметь работать в коллективе, а если нужно, то и осуществлять руководство, принимать выверенные профессиональные решения с учетом реальной ситуации и норм закона.
Надо отметить, что к середине первого года обучения намечаются положительные тенденции изменения личностных качеств будущих специалистов в сравнении с их личностными качествами в начале общения. Совершенствование методов обучения в новых группах было направлено на развитие активности и самостоятельности как фундаментально важных социальных качеств личности, которые определяют продуктивность его деятельности.
В результате инновационной деятельности педагогов у обучаемых в группах первого курса происходят качественные изменения в протекании процессов, которые являются слагаемыми саморазвития: процессе рефлексии, самоопределения, саморегуляции, самореализации.
На лекциях, практических занятиях преподаватели используют проблемное обучение, направленное на решение нестандартных задач, в ходе которого преподаватель не сообщает знания в «готовом виде», а ставит перед студентами задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Самореализация личности обучаемого происходит на лабораторных занятиях, на консультациях по курсовому и дипломному проектированию, где есть возможность индивидуального подхода к каждому, где можно изучить интеллектуальный потенциал, интересы, особенности мышления каждого студента, каждой личности. Сущность процесса саморазвития обучаемых как качественное самоизменение личности в позиции субъекта учебной и внеаудиторной деятельности связана с осуществлением внутренней потребности самосовершенствования и направлена на самостоятельное выстраивание себя для эффективного самопроявления.
Работа над проектом на занятиях проходит такие этапы, как формирование проблемы, которую необходимо решить; организация творческих групп для работы над проектом; планирование работы; поиск и сбор информации; анализ информации; оформление и предоставление проекта; анализ и оценка результатов работы. Технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебно-воспитательном процессе: из авторитарного руководителя он превращается в организатора исследовательской деятельности и консультанта. Задача педагога - системное руководство студентами, оказание им поддержки на всех этапах: в выборе проблемы исследова-
исследовательская деятельность в современном образовании I
ния; в овладении исследовательскими умениями и навыками; в поиске источников информации.
В задачи преподавателя входят также координация всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи, координация поисковой деятельности студентов, организации итогового обсуждения и защиты проектов. Из опыта работы по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» со студентами специальностей «Менеджмент», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Экономика и бухгалтерский учет», особенно на повышенном уровне, можно выделить систему действий преподавателя и студентов на различных этапах исследовательской деятельности.
1. Погружение в проект.
Задачи: определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.
Деятельность студентов: обсуждают (предлагают) тему, цели и задачи проекта; «вживаются» в ситуацию; выдвигают проблемы с последующим коллективным обсуждением.
Деятельность преподавателя: мотивирует студентов; формулирует и объясняет цели и задачи проекта; продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит студентов к самостоятельному определению проблемы проекта.
2. Организация исследовательской деятельности.
Задачи: анализ проблемы; определение источников необходимой информации; выбор методов исследования; распределение ролей в группе; определение критериев оценки результатов работы над проектом; выбор формы презентации в СДО «Виртуальный Кампус».
Деятельность студентов: формируют состав группы и распределяют роли; осуществляют планирование работы; выбирают форму презентации результатов; предлагают и объясняют свои критерии оценки работы над проектом;
Деятельность преподавателя: предлагает возможные варианты состава групп; помогает студентам в анализе, поиске источников информации; планировании; консультирует студентов.
3. Осуществление исследовательской деятельности.
Задачи: выполнение проекта.
Деятельность студентов: активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью; «добывают» самостоятельно недостающие знания; участвуют в промежуточных обсу-
ждениях; оформляют проект; участвуют в коллективном самоанализе.
Деятельность преподавателя: консультирует студентов по мере необходимости; наблюдает.
4. Защита исследовательской работы.
Задачи: подготовка доклада, объяснение полученных результатов; защита; анализ достигнутых результатов; оценка.
Деятельность студентов: защищают проект; участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Деятельность преподавателя: участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом; обобщает полученные результаты.
Метод проектов имеет важное значение в исследовательской деятельности студентов, развитии их информационных компетенций. У студентов формируется большой спектр профессиональных компетенций (познавательных, личностных); повышается самооценка студентов; создаются условия для творческой самореализации личности; обогащается социальный опыт студентов; развиваются исследовательские способности и формируются умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях, которые студенты размещают в рабочих областях системы дистанционного обучения «Виртуальный Кампус». Использование возможностей социальных сетей, особенно «Youtube», smart-курсов, позволяет студентам реализовывать самые смелые и неожиданные идеи. Исследовательская работа побуждает студентов не только к глубокому изучению темы курса, но и к использованию новых информационно-коммуникационных технологий, освоению новых программ и программных продуктов в быстро развивающейся smart - образовательной среде. С 2007 года лучшие студенты филиала защищают свои исследовательские работы на иностранном языке, выполняя одну из стратегических задач МЭСИ.
Литература
1. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2007. 256 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия, 2007. 144 с.