СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316.61 : 004.738.5
О. А. Пикулёва
Самопрезентация личности пользователей сети Интернет
В статье рассматриваются особенности коммуникативного поведения пользователей сети Интернет; представлен краткий обзор отечественных и зарубежных научных исследований по изучению социально-психологического феномена самопрезентации личности, опосредованного компьютерной техникой. Самопрезентация личности в пространстве интернет-коммуникаций рассматривается как опосредованная самопрезентация личности (субъект - объект -субъектное взаимодействие), ее основной особенностью является возможность активного экспериментирования c идентичностью и почти абсолютного управления впечатлением о себе.
The article considers the peculiarities of communicative behavior of Internet users and provides a brief overview of domestic and foreign scientific research on the socio-psychological phenomenon of self-presentation, mediated by computer technology. Self-presentation in the space of Internet communications is regarded as mediated self-presentation (subject - object - subject interaction), its main feature is the possibility of experimentation with personal identity and the almost absolute impression management about yourself.
Ключевые слова: опосредованная самопрезентация личности, управление впечатлением, тактики и стратегии самопрезентации, интернет-коммуникации.
Key words: mediated self-presentation, impression management, tactics and strategies of self-presentation, Internet communications.
С началом ХХ! в., ознаменовавшим бурное развитие интернет-коммуникаций, появились исследования по изучению новой грани феномена самопрезентации личности - самопрезентации пользователей информационной сети Интернет. В англоязычных источниках уже признано возникновение нового типа коммуникации и предложен термин «computer-mediated communication» [4]. В лексике отечественных исследователей часто используется русскоязычный термин «компьютерная коммуникация» - вид межличностного опосредованного общения, осуществляемого компьютерными средствами (Иванов, 2000; Почепцов, 2001; Овчарова, 2008; Ахренова, 2009 и др.).
© Пикулёва О. А., 2013
Зарубежные исследователи изучали особенности самопрезентации личности в режиме online - коммуникаций (Ellison, Heino, Gibbs, 2006; Bargh, McKenna, Fitzsimons, 2002; McLaughlin, Osbourne, Ellison, 1997; Parks, Floyd, 1996; Roberts, Parks, 1999; Utz, 2000), выясняли различия в самопрезентации между разными видами интернет-коммуникаций: «лицом к лицу» при взаимодействии по скайп-системе и без «встречи лиц в общении» в опосредованной Интернет-сетями переписке (Gibbs, Ellison, Heino, 2006; Walther, Loh, Granka, 2005), изучали использование стратегий самопрезентации в online-коммуникациях (Ramirez, Walther, Burgoon, Sunnafrank, 2002; Tidwell, Walther, 2002; Bowker, N., Tuffin, 2003; Shah, Kesan, 2003; Howard, Jones, 2004), выявляли особенности самопрезентации через изучение персональных web-сайтов (Joinson, 2008; Lampe, Ellison, Steinfield, 2006, 2008; Dominick, 1999; Schau, Gilly, 2003; Baker, 2002; Fiore, Donath, 2004), особенности Я-представления в личных страницах социальных сетей (Chandler, 1998; Chandler, Roberts-Young, 1998; Karlsson, 1998; Cheung, 2000; Kibby, 1997; Erikson, 1996; Shedroff, 2000; Miller, 1995; Miller, Mather, 1998).
В свою очередь, предметом серьезного изучения для отечественных исследователей являлись: особенности различных форм общения в пространстве Интернет (Жичкина А.Е., 1999; Белинская Е.П., 2011), вариативность самопрезентации личности и образ «Я» в интернет-общении (Шевченко И.С., 2002; Чудова Н.В., 2002; Наумова Т.А., 2006, 2007; Хороших В.В., 2011 и др.), средства самопрезентации личности в интернет-коммуникации (Чепель Ю.В., 2009; ЗатулийА. И., Бурнаева Е.М., 2012), влияние интернет-коммуникации на формы, способы и процесс самопрезентации личности в условиях чат-коммуникации (Крылов Е.Ю., 2012; Завьялова Е.С., 2011 ; Чудова Н.В., 2002; и др.).
Следует отметить, что информационное пространство в своем виртуальном выражении является вербальным, в котором в виде опосредованной самопрезентации личности на первом плане выступают самоописания, самохарактеристики личных страниц и т. п. Обобщая специфические условия социального взаимодействия и восприятия в ситуации опосредованного мировой информационной сетью общения, можно выделить ряд характеристик интернет-коммуникаций.
1. Анонимность участников коммуникаций.
2. Инициативный характер и добровольность контактов.
3. Устоявшиеся нормы коммуникативного поведения (сленг, система знаков-символов и др.).
4. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации (за исключением общения в режиме Skype).
5. Затрудненность передачи и восприятия аффективного компонента общения (за исключением общения в режиме Skype).
6. Отсутствие паралингвистических, невербальных компонентов общения (за исключением общения в режиме Skype).
7. Нивелирование реального социального статуса пользователя, наличие возможности для смены идентичности и выбора желательного статуса.
8. Снятие жестких барьеров общения (культурных, возрастных и других социальных различий).
Очевидно, что в пространстве текстовых интернет-коммуникаций теряют свое значение невербальные средства общения. И хотя существует возможность для участников коммуникации выражать свои чувства при помощи «смайликов» (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys), физическое отсутствие участников в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но также скрывать и симулировать. Таким образом, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных характеристиками внешнего вида партнеров: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью [5].
Особо следует отметить наличие возможности для участников интернет-коммуникаций не соотноситься с той или иной возрастной, половой, этнической, социальной, профессиональной группой, что очень активно способствует стиранию границ и форм социального коммуникативного поведения. Интернет-пространство в силу нарастающей глобализации современного мира является поликультурным, так как в общении могут принимать участие представители различных этнических и социальных культур.
Все перечисленные особенности интернет-общения создают условия и возможности для разнообразия самопрезентационного поведения, «многоликости» пользователей в сети. В реальном со-
циальном взаимодействии человек более ограничен в возможностях управления информацией о себе рамками реально воспринимаемого собеседником пола, внешности, признаков социального статуса, профессии, национальности, возраста. В Интернете же, по словам самих пользователей, «все зависит от твоего умения быть разным, и от желания быть таковым» [2].
Большинством исследователей отмечено, что Интернет как иная социальная реальность предоставляет уникальную возможность для смены идентичности посредством самопрезентационного поведения пользователей сети. В этом случае самопрезентацию личности обычно понимают как поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции, а идентичность -либо как синоним Я-концепции, либо как ее центральный конструкт.
Причинами смены идентичности чаще всего считаются:
• компенсация: неудовлетворенность пользователя определенными сторонами реальной идентичности;
• самоактуализация: люди не имеют возможности в реальном взаимодействии выразить все стороны своего многогранного «Я», в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет;
• получение нового опыта, любопытство;
• формирование определенного образа Я; эта причина особенно характерна для подростков, которые, экспериментируя со своей идентичностью, составляют представление о разных сторонах своего Я;
• стремление пошутить и повеселиться [1].
Однако некоторые люди не склонны изменять идентичность и стратегию самопрезентации в зависимости от ситуации общения. По сути, Интернет-коммуникация дает пользователям исключительные возможности создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, полного редуцирования невербальных проявлений и, в конечном итоге, управления впечатлением о себе. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации личности, которая признается большинством исследователей - это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе. Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью - виртуальная «смена пола» и девиантное поведение в Сети.
По данным Е.Ю. Крылова, изучавшего особенности восприятия в виртуальной среде различных тактик самопрезентации (по классификации Е. Джонса), наиболее высокие оценки со стороны внешних экспертов имеют «...самопрезентации, составленные с целью демонстрации своей привлекательности и представления себя как примера для других. Менее успешное представление личности в Интернете связано с демонстрацией своей компетентности и демонстрацией слабости, зависимости [3, с. 13].
Исследователь вводит понятие продуктивной самопрезентации для виртуальной среды, которую характеризует«...использование таких тактик, как: представление личных интересов и увлечений, оптимистичного отношения к жизни, собственной активности при использовании стратегии «стараться понравиться»; представление знаний и умений при использовании стратегии «саморекла-ма»;представление своих реальных и существенных достоинств при использовании стратегии «примероносительство»; нейтральное описание затруднения при использовании стратегии «мольба»» [3, с.16].
Рассматривая самопрезентацию личности в пространстве интернет-коммуникаций как опосредованную самопрезентацию личности (субъект - объект - субъектное взаимодействие), следует отметить ее специфичность, а также тот факт, что до появления аудиовизуальных информационных технологий общения в режиме реального времени (по системе «скайп»), все виды интернет-коммуникаций в той или иной степени относились к опосредованной самопрезентации и не содержали в себе компонента визуально наблюдаемого невербального самопрезентационного поведения партнеров по общению.
Список литературы
1. Антонова Н.В., Одинцова М.С. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации. 2010. [Электронный ресурс]. - URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/antonova_odincova_2_2010.pdf. (дата обращения 28.08.2012).
2. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. 2004, 14 февр. [Электронный ресурс]. -URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.
3. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2012. - 22 с.
4. Crystal D. Language and the Internet. - Cambridge: CUP, 2001.
5. Reid Elizabeth M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. 1994. [Электронный ресурс]. - URL: http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html