Научная статья на тему 'Самопознание как психолого-педагогическая основа снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву'

Самопознание как психолого-педагогическая основа снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / САМОПОЗНАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОМАНДИРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Невенчанный Сергей Владимирович

В статье приведены основные результаты диссертационного исследования на тему: «Психолого-педагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву». Намечены примерные направления дальнейшей работы по указанной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самопознание как психолого-педагогическая основа снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву»

Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии Московского государственного

гуманитарного университета им. М.А.Шолохова 117142, Москва, ул. Адмирала Руднева, 12-146),

e-mail: [email protected].

Невенчанный Сергей Владимирович, кандидат психологических наук,

офицер войсковой части 03770

142856, Московская область, Ступинский район, п/о Мещерино-1, д.8, кв.34, e-mail:[email protected].

Сорокоумова Е.А., Невенчанный С.В.

Самопознание, как психолого-педагогическая основа снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву

В рамках проводимой реформы Вооруженных сил закладываются новые принципы военной службы по призыву, которые в первую очередь строятся на ином восприятии личности солдата. Теперь это не просто боевая единица, а личность, гражданин, соблюдение чести и достоинства которого является приоритетной задачей для командиров.

Справедливости ради, надо отметить, что далеко не во всех воинских частях командный состав трепетно относится к вопросам поддержания правопорядка и воинской дисциплины в солдатских подразделениях. Часто это вызвано тем, что офицеры не понимают проводимых системных изменений в Вооруженных силах, а органами военного управления не достаточно уделяется внимания вопросам переосмысления ответственными должностными лицами самих основ военной службы по призыву, ценности военнослужащего по призыву как личности, сохранения его физического и психического здоровья.

В настоящее время руководящие документы по работе с личным составом не соответствуют складывающейся действительности в войсках, а существующая нормативно-правовая база, вступает в противоречие с кадровой политикой, проводимой в части касающейся органов по работе с личным составом. В свою очередь, рост преступлений против военной службы в сфере военной службы по призыву вскрывает несоответствие между требованиями руководящих

документов и наличием реальных механизмов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения в солдатской среде.

Такое положение дел, скорее всего, вызвано тем, что современная социокультурная ситуация в обществе выдвигает на первый план в ценностных ориентациях молодых людей призывного возраста материальные, а не нравственные ценности. Это ведет к оскудению взаимоотношений между людьми, к непониманию чувств и состояний другого, к неумению сопереживать другому человеку.

Становится очевидным, что без ориентации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на самопознание через понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему солдата принять сослуживца как своего друга. Это обусловливает необходимость поиска психологической наукой способов и средств, обеспечивающих становление самопознания молодых людей призывного возраста. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире [5].

В Отечественной психологии под самопознанием понимается процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечит готовность солдат к воинскому обучению через всю службу. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии [6].

В ходе развития самопознания обогащается сознание человека. Под «обогащением» сознания мы понимаем совершенствование сознания путем активного приобретения и включения новых знаний о мире через актуализацию знаний о себе самом, своем месте в окружающем мире на основе как межличностного, так и опосредованного взаимодействия участников учебного процесса [7].

Указанные противоречия и острые проблемы в работе с военнослужащими по призыву и продиктовали необходимость проведения исследования, целью которого стало выявление психолого-педагогических условий, способствующих снижению агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

В отечественной психологической науке агрессия рассматривается с разных концептуальных позиций. Левитов Н.Д. (1972) рассматривает агрессию как свойство личности, Мерлин В.С.(1976) как свойство темперамента, Василюк Ф.Е. (1984) рассматривает агрессию с позиции теории переживания, Петровский А.В.(1987) как механизм психологической защиты, Мухина В.С. (1992) как тенденцию, сопровождающую развитие личности, Семенюк Л.М. (1998) изучает агрессию с точки зрения нормативного подхода, Глуздова О.В. (2002) как социально-психологическую дезадаптацию, Колосова С.Л. (2004) как один из видов активности и т.д. Неоднозначность подходов и определения агрессии показывает сложность данной проблемы.

Современная психология до сих пор не дает четкого общепризнанного определения агрессии. А соотношение понятий агрессия, агрессивное поведение и агрессивность трактуется разными авторами с различных теоретических позиций.

Одним из первых шагов в нашем исследовании, в процессе анализа существующих подходов к проблеме агрессивного поведения в современной науке нами определено агрессивное поведение применительно к военнослужащим по призыву. Под агрессивным поведением понимается мотивированное или не мотивированное разрушительное поведение, направленное на сослуживца или неодушевленные объекты, противоречащее нормам сосуществования людей в условиях прохождения воинской службы по призыву, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

Для достижения целей, поставленных в исследовании, был проведен психолого-педагогический эксперимент, который состоял из 3-х этапов.

Целью первого, констатирующего, этапа исследования явилось изучение психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

Изучение психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих по призыву проходило с помощью специально подобранного комплекса психодиагностических методик: методика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, методика тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, методика оценки самоконтроля в общении (М. Снайдер), Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайма), тест самоактуализации личности (М. Кроз, Л. Гозмана).

Предполагалось, что указанные показатели (коммуникативный самоконтроль, личностная тревожность, ситуативная тревожность, внутренняя и внешняя поддержка, косвенная агрессия, вербальная агрессия, когнитивные, эмоциональные, поведенческие копинг-стратегии), замеренные в условиях традиционного прохождения службы, позволят выявить психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

Для анализа достоверности различий выбран критерий Стьюдента, в связи с тем, что выборки экспериментальной группы и контрольной группы носят характер нормального распределения. Все результаты, полученные при расчетах в данном исследовании могут считаться валидными.

Таким образом, констатировано, что экспериментальные и контрольные выборки относятся к одной генеральной совокупности и отслеживание результативности специального влияния при формирующем эксперименте на экспериментальную группу может соотноситься с результатами контрольной группы, которая выступает фоновым показателем по изменению измеряемых показателей.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили составить программу формирующего этапа эксперимента [3].

Цель формирующего этапа эксперимента организация психологопедагогических условий, направленных на самопознание через понимание

окружающего мира, сослуживцев и себя самого, на основе межличностного взаимодействия и общения, способствующих снижению агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

На формирующем этапе эксперимента приняли участие военнослужащие экспериментальной группы в количестве 93 человек.

Основной задачей снижения агрессивного поведения является — развитие умения воина понимать свои потребности, права и чувства и выражать их социальноприемлемым способом, который отвечает условиям военной службы. Данная задача разрешима при нацеливании на изменение внутренних диспозиций личности (создания личностью новых систем ценностей, смыслов), перестройки системы отношений, изменение взгляда, отношения личности на существующие проблемы, трудные ситуации, преобразования образов объективной конфликтной ситуации, формирование более эффективной системы саморегуляции, умение личности быть «самим собой», работа личности над собой, в результате которой у нее изменяются те или иные черты характера, установки, волевые качества. При этом во внутриличностной сфере могут быть достигнуты изменения познавательного характера - в определенной ценностной установке, аффективного характера -принятие самого себя и поведенческого характера - усвоение действий, приносящих удовлетворение. В межличностной сфере целью может стать: на познавательном уровне - изменение перцепций, на аффективном - достижение чувства удовлетворения в отношениях с людьми, на поведенческом уровне - приобретение социальных навыков.

Психолого-педагогическая программа рассчитана на реализацию в течение шести месяцев. Программа направлена на осознание имеющихся психологических трудностей, вызывающих негативное воздействие на общение с другими людьми, оказание помощи в осознании и изменении неадекватных установок по отношению к другим людям, осознание неадекватных способов выражения себя, своих мыслей, чувств, отношений, переживаний вербальными и невербальными средствами, осознание неэффективных способов вступления в контакт, осуществления межличностного взаимодействия, осмысление причин имеющихся межличностных

конфликтов и путей их разрешения, повышение компетентности в умении предвидеть возникновение конфликтных ситуаций, адекватно в них ориентироваться, эффективно взаимодействовать с оппонентом в случае возникновения конфликтов и эффективно их разрешать, овладение эффективными способами межличностного взаимодействия и управления совместной деятельностью, снижение уровня личностной тревожности, раздражительности, обидчивости, подозрительности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе в трудных ситуациях, овладение навыками самоконтроля и релаксации, способствующих эффективному общению.

Программа состоит из четырех блоков, которые реализуются поэтапно. Обучение агрессивных солдат способам выражения гнева в приемлемой форме: поведение агрессивных военнослужащих является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных, стоящих перед командирами всех степеней и офицерами - воспитателями. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций: военнослужащие, находясь в сложных условиях, не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию: в случае возникновения конфликтных ситуаций, командир разбирает ситуацию с подразделением, при этом поочередно ставит себя на место участников конфликта, появляется возможность для конструктивного диалога. Отработка навыков общения: умение выражать адекватными способами свои эмоции одно из важных умений. Задача офицера-воспитателя - научить военнослужащих выражать различные эмоции приемлемыми способами [3].

Занятие состоит из пяти частей: приветствия, разминки, основной части, рефлексии прошедшего занятия и заключительной части.

Для повышения психологической устойчивости воина в ходе психокоррекционных бесед, ситуационно-ролевых игр особое внимание обращалось на управление своими эмоциями в проблемных ситуациях. Военнослужащие обучались методикам волевой саморегуляции (аутогенной тренировки), предложенной И.Г.Шульц, Я.В. Подоляком.

Для достижения максимального обучающего эффекта руководитель в течение всей программы выполнял различные функции: инструктора, советника, образца. Инструктор дает установку на выполнение задания и все исчерпывающие объяснения. Советник, если возникают сложные или неоднозначные ситуации, переводит их в задачи, но не принимает решения и не дает готовых ответов. Образец в процессе проведения занятий задает эмоциональный тон всему занятию, показывает образцы поведения, отношений, выбора и принятия решений при выполнении заданий.

Далее, выполняя и вышеназванные функции, осваивает позицию наблюдателя и фасилитатора. Наблюдатель, для которого очень важна наблюдательность и рефлексия, после выполнения задания организует обсуждение темы. Фасилитатор способствует формированию представления военнослужащего о самом себе, дает ему возможность почувствовать себя увереннее, в безопасности, повысить его самооценку [4].

С вышеназванными функциями, командир выполняет функцию партнера, понимающего личностный смысл высказываний и поведения военнослужащего и поэтому готового к принятию его инициатив и к организации помощи в их выполнении на основе взаимоконтроля и взаимопомощи в данном сообществе.

Для выявления результатов изменений произошедших у военнослужащих в ходе формирующего этапа эксперимента проведен контрольный этап эксперимента по исследуемым показателям. Проведен статистический анализ достоверности различий.

Для анализа достоверности различий выбран t - критерий Стьюдента, хи -критерий, в связи с тем, что выборки экспериментальной группы и контрольной группы носят характер нормального распределения.

На основе данных, полученных при помощи t - критерия Стьюдента можно сделать вывод о том, что только одна переменная «косвенная агрессия» имеет тенденцию быть эффективной. По остальным переменным в ходе реализации психолого-педагогической программы значимых результатов получено не было.

Результаты, полученные при помощи хи-критерия, позволяют утверждать, что по переменной «Эмоциональные копинг-стратегии» значимых различий между группами не обнаружено. По этой переменной предложенная психологопедагогическая программа не продемонстрировала своей эффективности.

По переменным «Когнитивные копинг-стратегии», «Поведенческие копинг-стратегии» имеются значимые различия между группами. По этим переменным, предложенная психолого-педагогическая программа продемонстрировала свою эффективность.

Таким образом, на основании сопоставления значений исследуемых показателей на начало и конец эксперимента можно с полной уверенностью говорить о статистически значимых изменениях по показателям когнитивные и поведенческие копинг-стратегии на выбранном нами статистически достоверном уровне р<0,05. Наблюдается ярко выраженная тенденция к изменению показателя косвенная агрессия. После проведения занятий по предложенной нами экспериментальной программе произошли качественные изменения по исследуемым показателям в экспериментальной группе. У военнослужащих уменьшились случаи проявления агрессии, которая косвенно направлена на другое лицо, — злобные сплетни, шутки, а также агрессии, которая ни на кого не направлена и неупорядочена, — взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу, по стене. В стрессовых ситуациях военнослужащие быстро и продуктивно обдумывают и определяют свою линию поведения, которая помогает быстро и успешно совладать со стрессом, распределяя свои силы по степени значимости стрессовых ситуаций.

Результаты нашего исследования позволили сформулировать выводы:

1. Уточнено понятие агрессивного поведения применительно к военнослужащим по призыву. (Под агрессивным поведением понимается мотивированное или не мотивированное разрушительное поведение, направленное на сослуживца или неодушевленные объекты, противоречащее нормам сосуществования людей в условиях прохождения воинской службы по призыву,

приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт).

2. Определены субъективные и объективные факторы, оказывающие влияние на агрессивное поведение военнослужащих по призыву: объективные -климатические: жара, холод, повышенная влажность, сухость; бытовые: эффект тесноты, ограниченность территории, высокая плотность проживания, ограничения в свободе передвижения, режимность организации, нарушение персонального пространства; физические: повышенный радиоактивный фон, слабое освещение, шум, загрязнение воздуха.; субъективные - психологические: коммуникативный самоконтроль, индивидуальный стиль совладания со стрессом, самоактуализация, ситуативная и личностная тревожность.

3. Подобран комплекс психодиагностических методик для исследования психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву: тест самоактуализации личности, разработанный М. Крозом под руководством Л. Г озмана; тест оценка самоконтроля в общении М. Снайдера; методика определения индивидуальных копинг - стратегий, разработанная Э. Хаймом; методика показателей агрессии А. Басса и А. Дарки, методика изучения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

4. Выделены психологические особенности, детерминирующие

агрессивное поведение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (в качестве значимых: коммуникативный самоконтроль;

индивидуальный стиль совладания со стрессом; самоактуализация; личностная и ситуативная тревожность военнослужащих).

5. Выделены психолого-педагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву: содержание специально разработанной психолого-педагогической программы, направленной на самопознание солдат, через понимание себя как субъекта деятельности, взаимодействия и общения; воспитательные функции командира: инструктора, советника, образца, наблюдателя, фасилитатора, партнера;

организация межличностного взаимодействия военнослужащих по призыву в процессе решения учебно-боевых задач.

5. Применение разработанной психолого-педагогической программы показало, что она эффективна при работе направленной на снижение индекса враждебности (в частности, фактора косвенная агрессия), на формирование когнитивных и поведенческих копинг-стратегий.

Полученные, в ходе настоящего исследования результаты и сделанные на их основании выводы, подтвердили нашу гипотезу.

Полученные, в ходе настоящего исследования результаты и сделанные на их основании выводы, подтвердили наши гипотезы, которые сводились к следующему:

1. Специфика агрессивного поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обусловлена недостаточным пониманием себя как субъекта деятельности, взаимодействия и общения.

2. Условиями снижения агрессивного поведения военнослужащих по

призыву являются: содержание специально разработанной психолого-

педагогической программы, направленной на самопознание солдат, через понимание себя как субъекта деятельности, взаимодействия и общения, воспитательные функции командира (инструктора, советника, образца, наблюдателя, фасилитатора, партнера), организация межличностного взаимодействия военнослужащих по призыву в процессе решения учебно-боевых задач [2].

Таким образом, выделяются следующие основные направления дальнейшей работы:

1. Доработка предложенной психолого-педагогической программы, с тем чтобы увеличить ее эффективность при воздействии на эмоциональную сферу личности военнослужащих (так как эмоционально-аксиологическая сфера личности является центральной областью общей профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву);

2. Выработка подхода к профилактике неуставных взаимоотношений в воинском коллективе не только через снижение агрессивного поведения

военнослужащих по призыву, а через коррекцию форм их активности. Так, например, за центральную (приемлемую) форму активности можно принять ассертивное поведение военнослужащих, а в качестве отклоняющихся форм активности рассмотреть агрессивное поведение и виктимное поведение. А психолого-педагогическое воздействие на солдат направить на трансформацию отклоняющихся форм активности к ассертивному поведению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дохолян С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности: автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1998.

2. Невенчанный С.В. Психолого-педагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву: автореф. дис... канд. психол. наук. М., 2012.

3. Невенчанный С.В. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения военнослужащих по призыву: методическое пособие. СПб., 2013.

4. Сорокоумова Е.А. Функции учителя в инновационном обучении // Вестник МГГУ им.М.Шолохова, Серия педагогика и психология, №4, 2009, С. 102-110

5. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М., 2010.

6. Сорокоумова Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Инициативы 21 века №1, 2009, С. 41-45

7. Сорокоумова Е.А. Самопознание в процессе обогащения сознания // Вестник МГОПУ им.М.Шолохова, Серия педагогика и психология, №3, 2009, С. 89-95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.