УДК-378.14
САМОПОЗНАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
С.Л.Черенкова
В статье раскрываются актуальность и возможности самопознания современного специалиста в физической культуре и спорте. Выделены компоненты физической культуры специалиста, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию в процессе физического воспитания студентов. Ключевые слова: специалист, самопознание, самооценка, самоанализ, физическая культура, спорт.
В современных социокультурных условиях профессиональное становление человека выходит за рамки жестких социальных норм, предъявляя все более высокие требования к специалистам с высшим образованием. Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, готовой участвовать в инновационных процессах, способной адаптироваться к новым типам отношений, к самореализации в любых проблемных ситуациях.
Профессионально-личностное развитие современного специалиста тесно связано с умением постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизнедеятельности. Так, А.К. Маркова отмечает, что как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации в труде, он неизбежно обращается к познанию себя как профессионала [2]. Актуальность и значимость проблемы самопознания обусловлена взаимовлиянием гармоничной организации внутреннего мира человека и эффективности отношений с внешним миром - в отношениях с другими людьми, в процессе реализации профессиональной деятельности, жизнедеятельности и восприятии окружающего мира в целом.
Процесс самопознания следует определить как личностно обусловленный процесс познания, действования и оперирования знанием о себе в жизненном пространстве. Итоговый продукт самопознания «Я-образ», являющийся, обобщенной системой представлений субъекта о себе, при строительстве которого используются такие приемы, как самоанализ, самоосмысление, самовосприятие и самонаблюдение. Вследствие постоянного поступления новой информации образ "Я" является гибким, изменчивым психологическим образованием.
Студенческий возраст является определяющим этапом в процессе самопознания. Именно на данном этапе создается своеобразная социальная ситуация развития, провоцирующая резкий скачок в развитии самопознания. Сущность ее, как правило, в противоречии между возросшими возможностями молодого человека и реальным положением, которое он занимает в жизни.
Значительным потенциалом в разрешении данного противоречия обладают занятия физической культурой и спортом. В студенческом возрасте у юношей и девушек заметно повышается интерес к физическому самосовершенствованию и самоопределению в физкультурной деятельности. Для одних из них физические упражнения становятся средством совершенствования своего телосложения, укрепления здоровья и повышения работоспособности, для других - средством психической саморегуляции, переживания положительных эмоций, для третьих - средством самоутверждения. Интерес молодых людей к самим себе, познанию своих индивидуальных особенностей формируется благодаря возможности выбора ими из многообразия различных видов спорта или систем физических упражнений такого, который, с одной стороны, соответствует индивидуально-психологическим особенностям, а с другой - развивает личностные качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Физкультурная деятельность связана с физическими упражнениями, целенаправленно выполняемыми двигательными действиями, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты, благодаря которым происходит познание своих физических, психологических, функциональных, соматических и других возможностей.
Занятия по физическому воспитанию, как правило, носят коллективный характер, что дает возможность наблюдать за поведением своих сверстников в различных ситуациях, особености их отношения к различныи сторонам жизни. Переживая различные эмоции, оценивая и сопоставляя черты своего характера с теми, что присущи сверстникам, а также получая непосредственные оценки себя и своей деятельности от товарищей по спортивной команде, молодой человек формирует самооценку.
Самооценка определяется как ценность, значимость, которой человек наделяет себя в
целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [3]; как относительно устойчивое центральное личностное образование, которое выражает отношение к себе. Отношение к себе складывается у человека под влиянием окружающих, значимых для человека людей, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений человека о себе [8]. Самооценка органично включена в процесс самопознания, то есть в самовосприятие, самонаблюдение, самосравнение, самоанализ. Различие между самопознанием и самооценкой заключается в том, что самопознание имеет процессуальный, непрерывно развивающийся характер, в то время как самооценка дает срез знаний человека о себе на определенном этапе его развития. Результат самопознания является содержательной основой самооценки, а самооценка становится побудителем к дальнейшему расширению, углублению, обобщению знаний человека о себе, наполнению их личностными смыслами, прежде всего в тех случаях, когда самооценка становится объектом осознания.
Объективная оценка самого себя становится важным внутренним регулятором поведения и деятельности будущего специалиста. Если человек обладает неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной), снижаются его способности к саморегуляции, повышается личностная тревожность. [4, 7]. В результате самопознания противоречие между реальным и идеальным представлениями человека о себе приводится в состояние баланса, что позволяет противостоять появлению данных состояний, неадаптивных форм поведения.
Как отмечет А.Ц.Пуни [5], спортивная деятельность имеет свою специфику. Прежде всего, предметом этой деятельности выступает человек, увлеченный спортом. Однако этот же человек является еще и объектом и субъектом спортивной деятельности. Это выражается в том, что вся деятельность спортсмена направлена на формирование собственных качеств, как физических, так и психологических.
Занятия спортом немыслимы без познавательной активности: 1)познание себя в деятельности; 2) познание чувственной стороны спортивной практики; 3) познание спортивной деятельности, законов спорта.
Познавательная активность распространяется и на практические элементы спортивной жизни. Человек обязан формировать субъективные знания и умения с помощью технической, тактической подготовки. Ему необходимо осваивать специфические условия общения, самоуправления, реагирования. Он должен стремиться к решению проблем алгоритмизации профессионально значимых действий и развития вариативности их интегрального использования в различных ситуациях (накопление опыта).
Для достижения определенного спортивного результата нужно быть способным трезво оценить собственные возможности, взвесить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть в себе не только внешние проявления, их причины и механизмы, но и возможности их корекции, что означает прогнозирование качественных изменений.
Переход от реконструктивного познания себя к опознаванию возможных состояний, субъективных механизмов и соотнесение их с причинами неудач в процессе достижения определенного результата, смещение статуса возможного состояния на статус требования к желаемому результату - все это придает процессу самопознания в физической культуре и спорте субъектно-преобразовательную направленность.
Вместе с преобразовательной направленностью субъект может выстраивать образ хода преобразования с внесением в него внешних и внутренних факторов, предопределяющих достижение цели.
По образному выражению В.П. Зинченко «самоосуществляющийся человек проникает внутрь самого себя», таким образом, раскрывая, обновляя, совершенствуя и умножая свои ресурсные возможности как индивида, как субъекта и как индивидуальности [1].
Педагогическая задача здесь заключается в создании условий этим процессам и предоставлении соответствующего диагностического инструментария.
Таким образом, формирование современного специалиста в пространстве физической культуры предполагает обязательную организацию специальной работы, направленной на осознание и самоанализ индивидуальных особенностей (физиологических характеристик, склонностей, мотивов, ценностей и т.д.) а также их диагностику. При этом в прооцессе самопознанияя будущего специалиста имеет смысл, опираться на профессионально значимые личностные качества и характеристики, учитывая специфику их проявлений в конкретной профессии.
Тем не менее, научные исследования процесса самопознания в сфере физической культуры
и спорта, его структуры и содержания в настоящее время практически отсутствуют. Процесс физического воспитания в вузе не включает в себя самопознание как выделенно значимую составляющую; возникающие процессы самопознания в физической культуре и спорте происходят большей частью стихийно и в определенной степени интуитивно, что приводит к снижению его эффективности.
На основе практического опыта и анализа литературы по изучаемой проблеме были выделены компоненты физической культуры будущего специалиста, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию:
- качества личности и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям, физкультурно-спортивной деятельности, самому себе (личностно-характерологические особенности);
- предпочтения, интересы, мотивы, ценности, которые определяют физкультурно-спортивную активность (мотивационно-аксиологическая сфера личности);
- эмоциональные состояния, доминирующие чувства, а также свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент (эмоциональная сфера);
- способности и возможности для осуществления замыслов в физкультурно-спортивной деятельности, наличие таких личностных качеств, как настойчивость, упорство, целеустремленность и др. (волевая сфера);
- функциональные резервы, уровни физического развития и физической подготовленности (сфера физических способностей);
- функционирование психических процессов восприятия, памяти (в том числе двигательной), мышления, воображения, свойств и качеств интеллекта, внимания; способы решения задач, возникающих в процессе физкультурно-спортивной деятельности (информационно-когнитивная сфера);
- телесные идеалы, собственный облик, особенности телосложения, внешнего вида, походки, манеры держать себя, разговаривать (сфера внешнего облика);
- складывающиеся взаимодействия студента с другими субъектами педагогического процесса (преподавателями, тренерами, товарищами по команде, противниками), стратегии поведения в конфликтных ситуациях (сфера отношений с другими людьми);
- существующие барьеры и ограничения в сфере физической культуры и спорта, в том числе связанные с наличием определенных заболеваний, склонность к девиантному поведению (сфера ограничений);
- самопрогнозирование и самопроектирование в пространстве физической культуры (сфера собственного жизненного пути).
Таким образом, актуализация процесса самопознания будущего специалиста в физической культуре и спорте, его содержательное наполнение с учетом профиля будущего специалиста будет способствовать задействованию и наиболее полной реализации его творческого потенциала, созданию возможностей для самосовершенствования.
The article describes the importance and capabilities of self-knowledge of modem specialists in physical culture and sports. Isolated components of physical culture of specialist, which may be subject to self-awareness and self-knowledge in physical education students.
The key words: specialist, self-knowledge, self-assessment, introspection, physical culture, sports.
Список литературы
1. Зинченко, В.П, Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б Моргунов М.: Тривола, 1994. 304 с.
2. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. 308 с.
3. Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. №4. С.15-29.
4. Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для физкультурных вузов / А. Л. Попов. М.: Флинта, 2000. 152 с.
5. Пуни, А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1984. 286 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Принципы творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. №4. С.101-107.
7. Стрекаловская, И.Н. Самооценка и ее коррекция средствами самопознания: автореф. дис. канд. психол. наук / И.Н. Стрекаловская. - СПб.: ГУФК, 2005. - 18с.
Об авторе
Черенкова С.Л.- доцент, канд. психол. наук, Брянский государственный технический университет, 241035 Брянск, ул. Харьковская 10 к.38. e-mail: [email protected]; тел. 89208559916.
Self-knowledge future specialist in physical culture and sports. Tcherenkova S.L. [email protected].