Научная статья на тему 'САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ'

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
847
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети группы риска / несуицидальное самоповреждающее поведение / самоповреждения / селфхарм / подростки / children at risk / non-suicidal self-harming behavior / self-harm / selfharm / teenagers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосова Алина Александровна, Чабуева Татьяна Петровна, Федоренко Инна Григорьевна

В статье рассматривается несуицидальное самоповреждающее поведение (селфхарм) у подростков, которое в настоящее время является широко распространенной проблемой. Рассмотрены основные виды и формы селфхарм, причины возникновения и методы диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федосова Алина Александровна, Чабуева Татьяна Петровна, Федоренко Инна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-HARM BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

The article examines non-suicidal self-harming behavior (selfharm) in adolescents, which is currently a widespread problem. The main types and forms of selfharm, causes and diagnostic methods are considered.

Текст научной работы на тему «САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.922+376

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ

(обзорная статья)

Федосова Алина Александровна

педагог-психолог, ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»,

Республика Крым, Россия E-mail: [email protected]

Чабуева Татьяна Петровна

педагог-психолог, ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»,

Республика Крым, Россия E-mail: chabuevatt@yandex. ru

Федоренко Инна Григорьевна

педагог-психолог, ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»,

Республика Крым, Россия E-mail: Fedorenko_inna1981 @mail. ru

SELF-HARM BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Fedosova Alina Alexandrovna

teacher-psychologist, «Artek» International Children's Center, Republic of Crimea, Russia E-mail: [email protected]

Chabueva Tatyana Petrovna

teacher-psychologist, «Artek» International Children's Center, Republic of Crimea, Russia E-mail: chabuevatt@yandex. ru

Fedorenko Inna Grigorievna

teacher-psychologist, «Artek» International Children's Center, Republic of Crimea, Russia E-mail: Fedorenko_inna1981 @mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается несуицидальное самоповреждающее поведение (селфхарм) у подростков, которое в настоящее время является широко распространенной проблемой. Рассмотрены основные виды и формы селфхарм, причины возникновения и методы диагностики.

Abstract. The article examines non-suicidal self-harming behavior (selfharm) in adolescents, which is currently a widespread problem. The main types and forms of selfharm, causes and diagnostic methods are considered.

Ключевые слова, дети группы риска, несуицидальное самоповреждающее поведение, самоповреждения, селфхарм, подростки.

Keywords: children at risk, non-suicidal self-harming behavior, self-harm, self-harm, teenagers.

Сохранение и укрепление здоровья нации в целом зависит от здорового образа жизни молодого поколения. Поэтому очень важно, чтобы семьи, школы и общество в целом проводили образовательную и воспитательную работу по

этому вопросу. Дети, находящиеся в группе риска, являются особенной категорией, которая требует специальных методов воспитательной работы и внимания со стороны педагогов, классных руководителей, психологов и других специалистов в образовательном учреждении. Эта группа детей находится в более уязвимом положении, чем другие, из-за определенных обстоятельств своей жизни и подвержена негативным воздействиям со стороны общества.

В нашем информационном пространстве есть мифы, связанные с самоповреждающим и суицидальным поведением. Принято считать, что дети группы риска - дети, непринятые обществом. На самом деле - это дети, которые имеют особенности с медицинской (ОВЗ), социальной (антисоциальная семья, более других подвержены влиянию негативных факторов), педагогическая (неуспеваемость) и поведенческая (трудности во взаимоотношениях, тревожность).

Исследователями выявлено, что расстройства настроения, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и расстройство социального поведения выступают прогнозами несуицидальных самоповреждений. Осложняется процесс совладения со сложными ситуациями, оказывая значительное влияние на способности регулировать эмоции, что ведет к тому, что дети и подростки фокусируются исключительно на негативных аспектах жизни. Следует отметить, что масштабных научных российских и зарубежных исследований самоповреждающего поведения очень мало, несмотря на то что, отмечается увеличение числа самоповреждений в последние годы, которые негативно влияют на психологическое и физическое здоровье подростков. Большинство людей, которые совершают несуицидальные самоповреждения, используют их как краткосрочную стратегию для снятия эмоционального дистресса. Однако, это решение проблемы имеет временный эффект и в долгосрочной перспективе может только ухудшить ситуацию. При суициде мотив один - лишение себя жизни. У самоповреждающего поведения совершенно другие мотивы, причины.

Виды способов самоповреждающего поведения:

1. Инструментальные - порезы режущими предметами; уколы или проколы острыми предметами; самоожоги; удары кулаком, ногой, головой или корпусом тела по твердым поверхностям.

2. Соматические самоповреждения - удары по собственному телу; выдергивание волос; расчесывание кожи; глотание коррозийных химикалий; обкусывание ногтей; расчесывание ран и тела: обкусывание губ, прикусывание щек или языка [13].

Что же заставляет подростков прибегать к этому неэффективному способу совладания с тревогой, стрессом. Какие можно выделить причины?

- потребность принадлежности к референтной группе;

- потребность почувствовать себя настоящим, живым при психических и психологических травмах;

- уменьшение чрезмерного напряжения и давления стресса;

- физическое выражение эмоциональной боли;

- повреждение, как забота о себе, Синдром Мюнхаузена;

- наказание себя, ненависть к себе;

- манипуляция, как призыв о помощи;

- попытка восстановить контроль над собственным телом и жизнью.

Мода, сериалы, референтная группа, группы и сообщества в соцсетях

приводят к невротическому состоянию и могут быть пуском самоповреждения. Многие социальные сети формируют модное течение самопомощи через самоповреждающее поведение. На просторах интернета можно встретить различные сообщества по данной теме, ролики с показательным применением селфхарм, а также сериалы и фильмы. Анкетирование старших школьников, использующих Facebook, выявило более тревожное отношение к собственному телу по сравнению со школьниками, не использующими эту социальную сеть [14]. Описанные риски и негативные последствия активности в социальных сетях характеризуют повышенную уязвимость молодых людей и подтверждают необходимость внимательного отношения и информированности ответственных взрослых - родителей, учителей и терапевтов. Важно, чтобы в

этот момент был рядом взрослый, который расскажет обратную сторону такого поведения.

Согласно литературным данным, распространенность

самоповреждающего поведения варьирует в зависимости от возраста, наиболее уязвимым периодом является подростковый возраст [2, 15]. Акты самоповреждения у подростков могут выступать как некий способ саморегуляции своего психологического состояния. Психологическая уязвимость к внешним факторам, гормональные перестройки приводят к изменению психоэмоционального статуса подростка, что усугубляется при недовольстве собственным телом. Избыток веса в подростковом возрасте нередко сопровождается неудовлетворенностью собой, снижением самооценки, однако, роль ожирения в развитии несуицидальных самоповреждений остается неизученной [15].

К сожалению, в нашей стране исследований, связанных с данной проблематикой, объясняющих сущность и механизмы самоповреждающего поведения крайне недостаточно. Если и проводятся исследования в данном направлении, то они носят больше клинический характер (Г.С. Банников, А.А. Зайченко, Н.А. Польская, А.Б. Холмогорова и др.). Долгое время самоповреждающее поведение сводили к суицидальным проявлениям (вскрывание вен, например), неправильно идентифицировали (как попытку самоубийства), считали всего лишь симптомом (пограничного расстройства личности), давали неверную трактовку в средствах массовой информации и неверно воспринимали в обществе. В результате выстроилось множество мифов, ложных трактовок и, как следствие, неэффективных форм оказания помощи при столкновении с подобными симптомами.

В отечественной практике, данным вопросом занимается Н.А. Польская, она выделила 4 стратегии поведения при селфхарм, а также выделила цели и мотивации данных действий, мы их разложили по категориям: Первая стратегия: восстановление контроля над эмоциями - избавление от чувства опустошенности, депрессии, чувства

нереальности происходящего;

- желание ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, с ними не получается бороться, от физической боли становится легче);

- чтобы испытать эйфорию;

- чтобы выразить боль, сильные эмоции, с которыми не получается справляться и терпеть сил нет.

Вторая стратегия: снятие напряжения

- выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто направляются внутрь, а не наружу;

- многие говорят, что наносят повреждения, чтобы хоть что-то почувствовать, удостовериться, что живой;

- самонаказание (наносят себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия, и они продолжают наказывать уже сами себя);

- чтобы отвлечься от чего-то, что слишком болезненно (мыслей, воспоминаний, эмоций).

Третья стратегия: повлиять на поведение других людей

- попытаться показать другим, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело;

- просьба / крик о помощи.

Четвертая стратегия: выражение или подавление сексуальности.

- попытка выразить или бороться с ощущением отчужденности, отстраненности, одиночества;

- попытка повлиять на контроль над собственным телом (часто при анорексии) [10].

Общее во всех исследованиях то, что именно непреодолимое желание избавиться от эмоциональной боли толкает к самоповреждающему поведению. Перевод психологической боли в физическую дает временное душевное облегчение, но усиливает чувство вины и социальную изоляцию.

В настоящее время в России более 9 млн детей подросткового возраста, из них около 40 000 ежегодно приезжают в «МДЦ «Артек». За 2022 год - 170 детей с порезами приезжали в наш детский центр, из этих 170 детей, возраст от 12-17 лет, подавляющее большинство девочек. В «МДЦ «Артек» в основной своей массе приезжают дети, которые активно участвуют в спорте, науке, искусстве, хорошо учатся в школе и добиваются высоких результатов, то есть из 9 млн в «Артек» попадают лучшие из лучших, так что же происходит с другими подростками, которых мы не можем наблюдать? Сколько там может быть самоповреждающего поведения, остается только предполагать.

В консультационной работе с подростками, которые себя периодически ранят, как правило, называют две вещи - это импульсивность и пустота. Часто они говорят, что поступают импульсивно, потому что это дает им чувство немедленного избавления от эмоциональной боли. Также, кроме самоповреждений, импульсивность может проявляться у них в трате денег, рискованном сексуальном поведении, незащищенных контактах, бросании кружков, секций, даже обучения школы, употреблении ПАВ (психоактивные вещества) и алкоголя.

Про пустоту, подростки обычно говорят так:

- как будто у меня нет никаких чувств, только черная дыра;

- чувство сильнейшей уязвимости;

- нет понимания, образа себя;

- расплывчатые границы;

- мне все время пусто и скучно;

- чувство потерянности;

- чувство опустошенности.

У подростков первые проявления НССП (несуицидальное самоповреждение) наблюдаются в период между 12-14 годами, с 14-15 лет они резко возрастают и достигают максимума к 16-19 годам. В отличие от суицидального поведения, которое чаще наблюдается у лиц мужского пола, НССП чаще встречается у женщин. Согласно данным за 2015 -2019 гг по

Минской области Республики Беларусь среди детей и подростков с НССП 85% составили девочки [4]. НССП распространены среди людей, имеющих психические расстройства, такие как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессивные расстройства, обсессивно -компульсивное расстройство, тревожное расстройство, пограничное расстройство личности (ПЛР) и расстройство пищевого поведения [4].

Педагоги-психологи ФГБОУ «МДЦ «Артек» собрали следующие статистические данные. На протяжении трех месяцев 2023 года при заезде в детский центр было выявлено 37 детей (35 девочек и 2 мальчика) в возрасте от 12-17 лет со шрамами от селфхарма. Дети приехали из разных регионов, как из крупных городов-миллионников, так и из небольших поселков. Прибывшие дети прошли диагностическую методику - «Шкала безнадежности» А. Бека (шкала оценки депрессивного состояния), по результатам диагностики - у 5 -ти детей высокий балл (15/20), у остальных средний и низкий балл по данной методике. В ходе диагностического интервью, психологи индивидуально у каждого ребенка узнавали причину порезов, в результате не удалось выявить какой-либо преобладающей причины, причины разнообразны. Данное исследование позволило сделать вывод, который также подтверждается другими аналогичными исследованиями, что наносят себе повреждения в подавляющем большинстве девочки. Связь со «Шкалой безнадежности» А. Бека (шкала оценки депрессивного состояния) можно проследить, только в случае «свежих» порезов (нанесены меньше года назад), но также не все дети, имеющие высокий балл по диагностике А. Бека имеют следы самоповреждающего поведения.

С.В. Давидовским с соавторами были выявлены клинические особенности, связанные с полом у лиц, совершивших суицидальную попытку и с НССП. У женщин с НССП преобладают расстройства адаптации с нарушениями эмоций и поведения, у женщин, совершивших суицидальную попытку, наблюдались более выраженные депрессивные проявления. Мужчинам с НССП и суицидальными попытками характерно злоупотребление

психоактивными веществами (ПАВ). У них наблюдались следующие психологические особенности: низкая подвижность, инертность нервных процессов, застревание на негативных событиях, эмоциональная лабильность, возбудимость, повышенная раздражительность, склонность к импульсивному реагированию в ситуации стресса, трудности выработки новых стратегий поведения [1].

У подавляющего большинства подростков с НССП наблюдаются нарушения адаптации в большинстве жизненных сфер: семья, обучение, общение со сверстниками, экзистенциальные проблемы. Наиболее остро они переживают сложности в семейных отношениях [2].

Самоповреждающее поведение не зависит от возраста и гендера, поэтому мы применяем различные методы для работы с разными возрастными группами в нашей практике. Для диагностики мы используем следующие методы:

1. Шкала безнадежности А. Бека - измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Все дети от 12-ти лет включительно, проходят данную диагностику. С помощью которой мы можем выявить тех детей, которые имеют кроме порезов еще и высокий уровень безнадежности.

2. Проективная диагностика исследования личности «Тест руки» Э. Вагнера (Hand test), которая может показать склонность к агрессивному, в том числе агрессивному сексуальному поведению, а также аутодеструктивному поведению, также с помощью нее можно предположить психопатологию.

3. Тест антисуицидальных мотивов «Сигнал», метод, с помощью которого можно не только выявить склонность к суицидальному поведению, но и выявить антисуицидальные мотивы и уже на основе их проводить терапевтическое вмешательство.

Специфика нашей деятельности заключается в краткосрочности, немедленном реагировании здесь и сейчас, поэтому все эти методики просты, легки в обработке и показательны.

Проективная методика «Человек под дождем» также актуальна в нашей

работе, так как дети любят рисовать и арт-терапевтический метод диагностики может быть и ключом к контакту с ребенком и сам по себе является механизмом терапии. В том числе шкала самоповреждающего поведения, Н.А. Польской, она направлена именно на измерения интенсивности, способов и поиска причин этого деструктивного поведения у подростков.

Несмотря на то, что в DSM 5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) рубрика НССП (несуицидальное самоповреждение) выделена, как отдельная категория с 2013 года, в МКБ 10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра), которым руководствуются учреждения здравоохранения, категория НССП (несуицидальное самоповреждение) обозначена в рубрике: F63.8 Расстройства привычек и влечений [18]. Только в пересмотре МКБ 11 (Международная классификация болезней 11-го пересмотра), выделили в рубрике: MB23 Симптомы и признаки, относящиеся к внешнему виду и поведению [19], как отдельную категорию: MB23.E Несуицидальные самоповреждения [19]. Умышленное нанесение себе телесных повреждений, чаще всего порезов, царапин, ожогов, укусов или ударов, с ожиданием того, что травма приведет лишь к незначительным физическим повреждениям [19].

Предложения о необходимости признания НССП в качестве отдельного диагноза, в ходе разработки пятой редакции DSM (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) поступили сразу от двух рабочих групп - Детских и подростковых расстройств и Расстройств настроения [5]. В результате в опубликованном в мае 2013 г. руководстве DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) «несуицидальные самоповреждения были выделены в качестве отдельной категории в разделе Conditions for Further Study (Положения для будущих исследований). Недостаток согласованности в терминологии приводит к осложнениям при сравнении показателей в

различных исследованиях и определении наилучшей интерпретации для этих показателей» [5].

В DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) существуют критерии, по которым можно проанализировать несуицидальное самоповреждение и отличить от суицидального самоповреждения:

«А. За прошедший год индивид, по крайней мере, 5 дней преднамеренно наносил себе телесные повреждения, не пытаясь совершить суицид.

B. Индивид совершает самоповреждающие действия по одной или нескольким из следующих причин: наносит самоповреждения, ожидая получить облегчение от негативных эмоций; чтобы разрешить внутриличностностный конфликт; пытается достичь положительного эмоционального состояния.

C. Предупреждать самоповреждающий акт должны (и/или): негативные мысли или чувства (C1a), конфликты с другими людьми (C1b), озабоченность поведением, которое трудно контролировать (C2), повторяющиеся мысли о самоповреждающем поведении (С3).

D. Совершённый акт является социально неприемлемым.

E. Самоповреждающее поведение или его последствия вызывают клинически значимый деструктивный стресс.

F. Действие не связано с психотическим эпизодом, делирием (помутнением сознания), опьянением или абстинентным синдромом, и не может быть причиной другого заболевания» [4].

Данный анализ говорит о том, что только с недавнего времени самоповреждающее поведение стали выделять как отдельную категорию, которая нуждается в детальном изучении и новых формах профилактики. Кроме того, отсутствие разделения суицидального поведения и не суицидального самоповреждающего поведения, может привести к неточной концептуализации случая, оценке риска, лечению и госпитализации.

«Росстовским государственным медицинским университетом» было проведено исследование с целью выявления и оценки самоповреждающего поведения у девочек-подростков с ожирением, определение связи с психоэмоциональным состоянием подростков, оценкой собственного тела, самооценкой. В рамках исследования были обследованы 90 девочек-подростков с ожирением I степени (SDS ИМТ 2,0-2,5). Группу контроля составили 25 здоровых девочек-подростков с нормальным ИМТ. Группы обследованных пациенток были сопоставимы по возрасту, который, в среднем, составлял 16 (17,4; 14,5) лет. В результате обследования было выявлено, что среди подростков с ожирением 36,7% (33 чел.) девочек наносили себе самоповреждения [15].

При терапевтической, консультационной работе, вы можете рассматривать, например, самоповреждение через свою школу, в своей парадигме - самое главное, найти и понять вместе с ребенком причину тревоги.

Комплексный подход будет наиболее эффективным, когда работа будет идти, не только с ребенком, а с его окружением и как правило с самым близким окружением - его родителями. Ведь часто причина кроется именно в детско -родительских отношениях. Подростковый возраст является одним из наиболее опасных, т. к. дети нередко с неустойчивой психикой и именно поэтому требуется помощь специалиста, за которой им сложно обратиться в силу возраста.

Заключение

Таким образом, данной обзорной статьей мы бы хотели донести важность изучения самоповреждающего поведения, как отдельного феномена. Ведь, с каждым годом количество случаев только увеличивается, а в информационном научном пространстве так мало способов помощи и профилактики данного поведения. Ясно одно, что самоповреждающее поведение служит способом снятия эмоционального напряжения, тревоги и является попыткой почувствовать облегчение. Также самоповреждающее поведение характеризуется такими признаками, как преднамеренность, повторяемость,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целенаправленность, социальная неприемлемость. Для будущих исследований важно дальнейшее изучение групп, выделяемых по различным критериям проявления селфхарм, а также сопутствующими клиническими и психосоциальными осложнениями. Изучение теоретических аспектов является необходимой основой для изучения самоповреждающего поведения, поскольку существует несогласованность в терминологии. Число случаев и причин самоповреждающего поведения также остается под вопросом, ввиду общей неизученности феномена на территории не только Российской Федерации, но и зарубежья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аведисова А.С. Несуицидальное самоповреждающее поведение в общемедицинскои практике: методические рекомендации / под ред. А.С. Аведисовои. - М.: Департамент здравоохранения Москвы, 2019. - 24 с.

2. Берёзкин Д.В., Кузовков А.В. Половозрастной состав группы подростков с несуицидальными самоповреждениями, обратившихся в отделение медико-социально-психологической и психотерапевтической помощи СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская-психиатрия» им С.С. Мнухина в первой половине 2021 года, и ее клинико-психологические характеристики // Психиатрия - проза и поэзия: материалы Российской научной коференции «Психиатрия - проза и поэзия». - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2021. - С. 15-18.

3. Бохан Н.А., Евсеев В.Д., Мандель А.И., Пешковская А.Г. Обзор исследовании" несуицидальных форм самоповреждении по шкалам и опросникам NSSI // Суицидология. - 2020. - № 1(38). - С. 70-83.

4. Давидовский С.В., Игумнов С.А. Современные концепции и особенности проявления самоповреждающего поведения // Суицидология. -2020. - № 11 (3). - С. 33-43.

5. Дарьин Е.В. Несуицидальное самоповреждающее поведение у подростков // Медицинский вестник Юга России. - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 6137

14.

6. Дарьин Е.В., Зайцева О.Г. Феномен несуицидального самоповреждающего поведения в классификациях МКБ-10, МКБ-11 и DSM-5 // Российский психиатрический журнал. - 2022. - № 4. - С. 73-82.

7. Ковалев А.И., Шаповалова Л.В., Перехов А.Я., Мрыхин В.В., Крючкова М.Н., Лубянко И.А., Дубатова И.В., Сидоров А.А., Дьяченко А.В., Осадшии Ю.Ю. Self-Harm: Влияние времени или клинический феномен? // Психиатрия - проза и поэзия: материалы Российской научной коференции «Психиатрия - проза и поэзия». - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2021. - С. 78-81.

8. Бохан Н.А., Евсеев В.Д., Мандель А.И., Пешковская А.Г. Обзор исследований несуицидальных форм самоповреждений по шкалам и опросникам NSSI // Суицидология. - 2020. - Т. 11. - № 1 (38). — С. 70-83.

9. Польская Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24. - № 3. - С. 110-125.

10. Польская Н.А. Предикторы и механизмы самоповреждающего поведения (по материалам исследований) // Психологический журнал. - 2009. -Т. 30. - № 1. - С. 96-105.

11. Польская Н.А. Акты самоповреждения у пациентов с пограничными психическими расстройствами // Экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 3. - С. 129-144.

12. Польская Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 2. - С. 45-56.

13. Польская Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - Т. 22. - № 2. - С. 140-152.

14. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27. - № 3. - С. 156-174.

15. Ткаченко Н.В., Заика В.Г. Самоповреждающее поведение у девочек-подростков с ожирением // Психиатрия - проза и поэзия: материалы российской научной конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2021. - С. 200-202.

16. Тарасова А.Е. Причины самоповреждающего поведения подростков и молодежи // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - № 1 (16). -С. 21-33.

17. Чуева Е.Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. - 2017. -№ 1 (29). - С. 71-77.

18. МКБ 10 - Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F60-F69). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации. - URL: https://library.mededtech.ru/rest/documents/1998/?ysclid=lqmebwrt 94565111041.

19. Код диагноза MB23 - Симптомы и признаки, относящиеся к внешнему виду и поведению. Международная классификация болезней 11 -го пересмотра (МКБ-11) // Электронный справочник МКБ-11. Коды диагнозов, поиск по коду и названию болезни. - URL: https://mkb11.online/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.