УДК 159.922+376
САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ
(обзорная статья)
Федосова Алина Александровна
педагог-психолог, ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»,
Республика Крым, Россия E-mail: [email protected]
Чабуева Татьяна Петровна
педагог-психолог, ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»,
Республика Крым, Россия E-mail: chabuevatt@yandex. ru
Федоренко Инна Григорьевна
педагог-психолог, ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»,
Республика Крым, Россия E-mail: Fedorenko_inna1981 @mail. ru
SELF-HARM BEHAVIOR IN ADOLESCENTS
Fedosova Alina Alexandrovna
teacher-psychologist, «Artek» International Children's Center, Republic of Crimea, Russia E-mail: [email protected]
Chabueva Tatyana Petrovna
teacher-psychologist, «Artek» International Children's Center, Republic of Crimea, Russia E-mail: chabuevatt@yandex. ru
Fedorenko Inna Grigorievna
teacher-psychologist, «Artek» International Children's Center, Republic of Crimea, Russia E-mail: Fedorenko_inna1981 @mail. ru
Аннотация. В статье рассматривается несуицидальное самоповреждающее поведение (селфхарм) у подростков, которое в настоящее время является широко распространенной проблемой. Рассмотрены основные виды и формы селфхарм, причины возникновения и методы диагностики.
Abstract. The article examines non-suicidal self-harming behavior (selfharm) in adolescents, which is currently a widespread problem. The main types and forms of selfharm, causes and diagnostic methods are considered.
Ключевые слова, дети группы риска, несуицидальное самоповреждающее поведение, самоповреждения, селфхарм, подростки.
Keywords: children at risk, non-suicidal self-harming behavior, self-harm, self-harm, teenagers.
Сохранение и укрепление здоровья нации в целом зависит от здорового образа жизни молодого поколения. Поэтому очень важно, чтобы семьи, школы и общество в целом проводили образовательную и воспитательную работу по
этому вопросу. Дети, находящиеся в группе риска, являются особенной категорией, которая требует специальных методов воспитательной работы и внимания со стороны педагогов, классных руководителей, психологов и других специалистов в образовательном учреждении. Эта группа детей находится в более уязвимом положении, чем другие, из-за определенных обстоятельств своей жизни и подвержена негативным воздействиям со стороны общества.
В нашем информационном пространстве есть мифы, связанные с самоповреждающим и суицидальным поведением. Принято считать, что дети группы риска - дети, непринятые обществом. На самом деле - это дети, которые имеют особенности с медицинской (ОВЗ), социальной (антисоциальная семья, более других подвержены влиянию негативных факторов), педагогическая (неуспеваемость) и поведенческая (трудности во взаимоотношениях, тревожность).
Исследователями выявлено, что расстройства настроения, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и расстройство социального поведения выступают прогнозами несуицидальных самоповреждений. Осложняется процесс совладения со сложными ситуациями, оказывая значительное влияние на способности регулировать эмоции, что ведет к тому, что дети и подростки фокусируются исключительно на негативных аспектах жизни. Следует отметить, что масштабных научных российских и зарубежных исследований самоповреждающего поведения очень мало, несмотря на то что, отмечается увеличение числа самоповреждений в последние годы, которые негативно влияют на психологическое и физическое здоровье подростков. Большинство людей, которые совершают несуицидальные самоповреждения, используют их как краткосрочную стратегию для снятия эмоционального дистресса. Однако, это решение проблемы имеет временный эффект и в долгосрочной перспективе может только ухудшить ситуацию. При суициде мотив один - лишение себя жизни. У самоповреждающего поведения совершенно другие мотивы, причины.
Виды способов самоповреждающего поведения:
1. Инструментальные - порезы режущими предметами; уколы или проколы острыми предметами; самоожоги; удары кулаком, ногой, головой или корпусом тела по твердым поверхностям.
2. Соматические самоповреждения - удары по собственному телу; выдергивание волос; расчесывание кожи; глотание коррозийных химикалий; обкусывание ногтей; расчесывание ран и тела: обкусывание губ, прикусывание щек или языка [13].
Что же заставляет подростков прибегать к этому неэффективному способу совладания с тревогой, стрессом. Какие можно выделить причины?
- потребность принадлежности к референтной группе;
- потребность почувствовать себя настоящим, живым при психических и психологических травмах;
- уменьшение чрезмерного напряжения и давления стресса;
- физическое выражение эмоциональной боли;
- повреждение, как забота о себе, Синдром Мюнхаузена;
- наказание себя, ненависть к себе;
- манипуляция, как призыв о помощи;
- попытка восстановить контроль над собственным телом и жизнью.
Мода, сериалы, референтная группа, группы и сообщества в соцсетях
приводят к невротическому состоянию и могут быть пуском самоповреждения. Многие социальные сети формируют модное течение самопомощи через самоповреждающее поведение. На просторах интернета можно встретить различные сообщества по данной теме, ролики с показательным применением селфхарм, а также сериалы и фильмы. Анкетирование старших школьников, использующих Facebook, выявило более тревожное отношение к собственному телу по сравнению со школьниками, не использующими эту социальную сеть [14]. Описанные риски и негативные последствия активности в социальных сетях характеризуют повышенную уязвимость молодых людей и подтверждают необходимость внимательного отношения и информированности ответственных взрослых - родителей, учителей и терапевтов. Важно, чтобы в
этот момент был рядом взрослый, который расскажет обратную сторону такого поведения.
Согласно литературным данным, распространенность
самоповреждающего поведения варьирует в зависимости от возраста, наиболее уязвимым периодом является подростковый возраст [2, 15]. Акты самоповреждения у подростков могут выступать как некий способ саморегуляции своего психологического состояния. Психологическая уязвимость к внешним факторам, гормональные перестройки приводят к изменению психоэмоционального статуса подростка, что усугубляется при недовольстве собственным телом. Избыток веса в подростковом возрасте нередко сопровождается неудовлетворенностью собой, снижением самооценки, однако, роль ожирения в развитии несуицидальных самоповреждений остается неизученной [15].
К сожалению, в нашей стране исследований, связанных с данной проблематикой, объясняющих сущность и механизмы самоповреждающего поведения крайне недостаточно. Если и проводятся исследования в данном направлении, то они носят больше клинический характер (Г.С. Банников, А.А. Зайченко, Н.А. Польская, А.Б. Холмогорова и др.). Долгое время самоповреждающее поведение сводили к суицидальным проявлениям (вскрывание вен, например), неправильно идентифицировали (как попытку самоубийства), считали всего лишь симптомом (пограничного расстройства личности), давали неверную трактовку в средствах массовой информации и неверно воспринимали в обществе. В результате выстроилось множество мифов, ложных трактовок и, как следствие, неэффективных форм оказания помощи при столкновении с подобными симптомами.
В отечественной практике, данным вопросом занимается Н.А. Польская, она выделила 4 стратегии поведения при селфхарм, а также выделила цели и мотивации данных действий, мы их разложили по категориям: Первая стратегия: восстановление контроля над эмоциями - избавление от чувства опустошенности, депрессии, чувства
нереальности происходящего;
- желание ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, с ними не получается бороться, от физической боли становится легче);
- чтобы испытать эйфорию;
- чтобы выразить боль, сильные эмоции, с которыми не получается справляться и терпеть сил нет.
Вторая стратегия: снятие напряжения
- выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто направляются внутрь, а не наружу;
- многие говорят, что наносят повреждения, чтобы хоть что-то почувствовать, удостовериться, что живой;
- самонаказание (наносят себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия, и они продолжают наказывать уже сами себя);
- чтобы отвлечься от чего-то, что слишком болезненно (мыслей, воспоминаний, эмоций).
Третья стратегия: повлиять на поведение других людей
- попытаться показать другим, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело;
- просьба / крик о помощи.
Четвертая стратегия: выражение или подавление сексуальности.
- попытка выразить или бороться с ощущением отчужденности, отстраненности, одиночества;
- попытка повлиять на контроль над собственным телом (часто при анорексии) [10].
Общее во всех исследованиях то, что именно непреодолимое желание избавиться от эмоциональной боли толкает к самоповреждающему поведению. Перевод психологической боли в физическую дает временное душевное облегчение, но усиливает чувство вины и социальную изоляцию.
В настоящее время в России более 9 млн детей подросткового возраста, из них около 40 000 ежегодно приезжают в «МДЦ «Артек». За 2022 год - 170 детей с порезами приезжали в наш детский центр, из этих 170 детей, возраст от 12-17 лет, подавляющее большинство девочек. В «МДЦ «Артек» в основной своей массе приезжают дети, которые активно участвуют в спорте, науке, искусстве, хорошо учатся в школе и добиваются высоких результатов, то есть из 9 млн в «Артек» попадают лучшие из лучших, так что же происходит с другими подростками, которых мы не можем наблюдать? Сколько там может быть самоповреждающего поведения, остается только предполагать.
В консультационной работе с подростками, которые себя периодически ранят, как правило, называют две вещи - это импульсивность и пустота. Часто они говорят, что поступают импульсивно, потому что это дает им чувство немедленного избавления от эмоциональной боли. Также, кроме самоповреждений, импульсивность может проявляться у них в трате денег, рискованном сексуальном поведении, незащищенных контактах, бросании кружков, секций, даже обучения школы, употреблении ПАВ (психоактивные вещества) и алкоголя.
Про пустоту, подростки обычно говорят так:
- как будто у меня нет никаких чувств, только черная дыра;
- чувство сильнейшей уязвимости;
- нет понимания, образа себя;
- расплывчатые границы;
- мне все время пусто и скучно;
- чувство потерянности;
- чувство опустошенности.
У подростков первые проявления НССП (несуицидальное самоповреждение) наблюдаются в период между 12-14 годами, с 14-15 лет они резко возрастают и достигают максимума к 16-19 годам. В отличие от суицидального поведения, которое чаще наблюдается у лиц мужского пола, НССП чаще встречается у женщин. Согласно данным за 2015 -2019 гг по
Минской области Республики Беларусь среди детей и подростков с НССП 85% составили девочки [4]. НССП распространены среди людей, имеющих психические расстройства, такие как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессивные расстройства, обсессивно -компульсивное расстройство, тревожное расстройство, пограничное расстройство личности (ПЛР) и расстройство пищевого поведения [4].
Педагоги-психологи ФГБОУ «МДЦ «Артек» собрали следующие статистические данные. На протяжении трех месяцев 2023 года при заезде в детский центр было выявлено 37 детей (35 девочек и 2 мальчика) в возрасте от 12-17 лет со шрамами от селфхарма. Дети приехали из разных регионов, как из крупных городов-миллионников, так и из небольших поселков. Прибывшие дети прошли диагностическую методику - «Шкала безнадежности» А. Бека (шкала оценки депрессивного состояния), по результатам диагностики - у 5 -ти детей высокий балл (15/20), у остальных средний и низкий балл по данной методике. В ходе диагностического интервью, психологи индивидуально у каждого ребенка узнавали причину порезов, в результате не удалось выявить какой-либо преобладающей причины, причины разнообразны. Данное исследование позволило сделать вывод, который также подтверждается другими аналогичными исследованиями, что наносят себе повреждения в подавляющем большинстве девочки. Связь со «Шкалой безнадежности» А. Бека (шкала оценки депрессивного состояния) можно проследить, только в случае «свежих» порезов (нанесены меньше года назад), но также не все дети, имеющие высокий балл по диагностике А. Бека имеют следы самоповреждающего поведения.
С.В. Давидовским с соавторами были выявлены клинические особенности, связанные с полом у лиц, совершивших суицидальную попытку и с НССП. У женщин с НССП преобладают расстройства адаптации с нарушениями эмоций и поведения, у женщин, совершивших суицидальную попытку, наблюдались более выраженные депрессивные проявления. Мужчинам с НССП и суицидальными попытками характерно злоупотребление
психоактивными веществами (ПАВ). У них наблюдались следующие психологические особенности: низкая подвижность, инертность нервных процессов, застревание на негативных событиях, эмоциональная лабильность, возбудимость, повышенная раздражительность, склонность к импульсивному реагированию в ситуации стресса, трудности выработки новых стратегий поведения [1].
У подавляющего большинства подростков с НССП наблюдаются нарушения адаптации в большинстве жизненных сфер: семья, обучение, общение со сверстниками, экзистенциальные проблемы. Наиболее остро они переживают сложности в семейных отношениях [2].
Самоповреждающее поведение не зависит от возраста и гендера, поэтому мы применяем различные методы для работы с разными возрастными группами в нашей практике. Для диагностики мы используем следующие методы:
1. Шкала безнадежности А. Бека - измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Все дети от 12-ти лет включительно, проходят данную диагностику. С помощью которой мы можем выявить тех детей, которые имеют кроме порезов еще и высокий уровень безнадежности.
2. Проективная диагностика исследования личности «Тест руки» Э. Вагнера (Hand test), которая может показать склонность к агрессивному, в том числе агрессивному сексуальному поведению, а также аутодеструктивному поведению, также с помощью нее можно предположить психопатологию.
3. Тест антисуицидальных мотивов «Сигнал», метод, с помощью которого можно не только выявить склонность к суицидальному поведению, но и выявить антисуицидальные мотивы и уже на основе их проводить терапевтическое вмешательство.
Специфика нашей деятельности заключается в краткосрочности, немедленном реагировании здесь и сейчас, поэтому все эти методики просты, легки в обработке и показательны.
Проективная методика «Человек под дождем» также актуальна в нашей
работе, так как дети любят рисовать и арт-терапевтический метод диагностики может быть и ключом к контакту с ребенком и сам по себе является механизмом терапии. В том числе шкала самоповреждающего поведения, Н.А. Польской, она направлена именно на измерения интенсивности, способов и поиска причин этого деструктивного поведения у подростков.
Несмотря на то, что в DSM 5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) рубрика НССП (несуицидальное самоповреждение) выделена, как отдельная категория с 2013 года, в МКБ 10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра), которым руководствуются учреждения здравоохранения, категория НССП (несуицидальное самоповреждение) обозначена в рубрике: F63.8 Расстройства привычек и влечений [18]. Только в пересмотре МКБ 11 (Международная классификация болезней 11-го пересмотра), выделили в рубрике: MB23 Симптомы и признаки, относящиеся к внешнему виду и поведению [19], как отдельную категорию: MB23.E Несуицидальные самоповреждения [19]. Умышленное нанесение себе телесных повреждений, чаще всего порезов, царапин, ожогов, укусов или ударов, с ожиданием того, что травма приведет лишь к незначительным физическим повреждениям [19].
Предложения о необходимости признания НССП в качестве отдельного диагноза, в ходе разработки пятой редакции DSM (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) поступили сразу от двух рабочих групп - Детских и подростковых расстройств и Расстройств настроения [5]. В результате в опубликованном в мае 2013 г. руководстве DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) «несуицидальные самоповреждения были выделены в качестве отдельной категории в разделе Conditions for Further Study (Положения для будущих исследований). Недостаток согласованности в терминологии приводит к осложнениям при сравнении показателей в
различных исследованиях и определении наилучшей интерпретации для этих показателей» [5].
В DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders/ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) существуют критерии, по которым можно проанализировать несуицидальное самоповреждение и отличить от суицидального самоповреждения:
«А. За прошедший год индивид, по крайней мере, 5 дней преднамеренно наносил себе телесные повреждения, не пытаясь совершить суицид.
B. Индивид совершает самоповреждающие действия по одной или нескольким из следующих причин: наносит самоповреждения, ожидая получить облегчение от негативных эмоций; чтобы разрешить внутриличностностный конфликт; пытается достичь положительного эмоционального состояния.
C. Предупреждать самоповреждающий акт должны (и/или): негативные мысли или чувства (C1a), конфликты с другими людьми (C1b), озабоченность поведением, которое трудно контролировать (C2), повторяющиеся мысли о самоповреждающем поведении (С3).
D. Совершённый акт является социально неприемлемым.
E. Самоповреждающее поведение или его последствия вызывают клинически значимый деструктивный стресс.
F. Действие не связано с психотическим эпизодом, делирием (помутнением сознания), опьянением или абстинентным синдромом, и не может быть причиной другого заболевания» [4].
Данный анализ говорит о том, что только с недавнего времени самоповреждающее поведение стали выделять как отдельную категорию, которая нуждается в детальном изучении и новых формах профилактики. Кроме того, отсутствие разделения суицидального поведения и не суицидального самоповреждающего поведения, может привести к неточной концептуализации случая, оценке риска, лечению и госпитализации.
«Росстовским государственным медицинским университетом» было проведено исследование с целью выявления и оценки самоповреждающего поведения у девочек-подростков с ожирением, определение связи с психоэмоциональным состоянием подростков, оценкой собственного тела, самооценкой. В рамках исследования были обследованы 90 девочек-подростков с ожирением I степени (SDS ИМТ 2,0-2,5). Группу контроля составили 25 здоровых девочек-подростков с нормальным ИМТ. Группы обследованных пациенток были сопоставимы по возрасту, который, в среднем, составлял 16 (17,4; 14,5) лет. В результате обследования было выявлено, что среди подростков с ожирением 36,7% (33 чел.) девочек наносили себе самоповреждения [15].
При терапевтической, консультационной работе, вы можете рассматривать, например, самоповреждение через свою школу, в своей парадигме - самое главное, найти и понять вместе с ребенком причину тревоги.
Комплексный подход будет наиболее эффективным, когда работа будет идти, не только с ребенком, а с его окружением и как правило с самым близким окружением - его родителями. Ведь часто причина кроется именно в детско -родительских отношениях. Подростковый возраст является одним из наиболее опасных, т. к. дети нередко с неустойчивой психикой и именно поэтому требуется помощь специалиста, за которой им сложно обратиться в силу возраста.
Заключение
Таким образом, данной обзорной статьей мы бы хотели донести важность изучения самоповреждающего поведения, как отдельного феномена. Ведь, с каждым годом количество случаев только увеличивается, а в информационном научном пространстве так мало способов помощи и профилактики данного поведения. Ясно одно, что самоповреждающее поведение служит способом снятия эмоционального напряжения, тревоги и является попыткой почувствовать облегчение. Также самоповреждающее поведение характеризуется такими признаками, как преднамеренность, повторяемость,
целенаправленность, социальная неприемлемость. Для будущих исследований важно дальнейшее изучение групп, выделяемых по различным критериям проявления селфхарм, а также сопутствующими клиническими и психосоциальными осложнениями. Изучение теоретических аспектов является необходимой основой для изучения самоповреждающего поведения, поскольку существует несогласованность в терминологии. Число случаев и причин самоповреждающего поведения также остается под вопросом, ввиду общей неизученности феномена на территории не только Российской Федерации, но и зарубежья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аведисова А.С. Несуицидальное самоповреждающее поведение в общемедицинскои практике: методические рекомендации / под ред. А.С. Аведисовои. - М.: Департамент здравоохранения Москвы, 2019. - 24 с.
2. Берёзкин Д.В., Кузовков А.В. Половозрастной состав группы подростков с несуицидальными самоповреждениями, обратившихся в отделение медико-социально-психологической и психотерапевтической помощи СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская-психиатрия» им С.С. Мнухина в первой половине 2021 года, и ее клинико-психологические характеристики // Психиатрия - проза и поэзия: материалы Российской научной коференции «Психиатрия - проза и поэзия». - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2021. - С. 15-18.
3. Бохан Н.А., Евсеев В.Д., Мандель А.И., Пешковская А.Г. Обзор исследовании" несуицидальных форм самоповреждении по шкалам и опросникам NSSI // Суицидология. - 2020. - № 1(38). - С. 70-83.
4. Давидовский С.В., Игумнов С.А. Современные концепции и особенности проявления самоповреждающего поведения // Суицидология. -2020. - № 11 (3). - С. 33-43.
5. Дарьин Е.В. Несуицидальное самоповреждающее поведение у подростков // Медицинский вестник Юга России. - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 6137
14.
6. Дарьин Е.В., Зайцева О.Г. Феномен несуицидального самоповреждающего поведения в классификациях МКБ-10, МКБ-11 и DSM-5 // Российский психиатрический журнал. - 2022. - № 4. - С. 73-82.
7. Ковалев А.И., Шаповалова Л.В., Перехов А.Я., Мрыхин В.В., Крючкова М.Н., Лубянко И.А., Дубатова И.В., Сидоров А.А., Дьяченко А.В., Осадшии Ю.Ю. Self-Harm: Влияние времени или клинический феномен? // Психиатрия - проза и поэзия: материалы Российской научной коференции «Психиатрия - проза и поэзия». - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2021. - С. 78-81.
8. Бохан Н.А., Евсеев В.Д., Мандель А.И., Пешковская А.Г. Обзор исследований несуицидальных форм самоповреждений по шкалам и опросникам NSSI // Суицидология. - 2020. - Т. 11. - № 1 (38). — С. 70-83.
9. Польская Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24. - № 3. - С. 110-125.
10. Польская Н.А. Предикторы и механизмы самоповреждающего поведения (по материалам исследований) // Психологический журнал. - 2009. -Т. 30. - № 1. - С. 96-105.
11. Польская Н.А. Акты самоповреждения у пациентов с пограничными психическими расстройствами // Экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 3. - С. 129-144.
12. Польская Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 2. - С. 45-56.
13. Польская Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - Т. 22. - № 2. - С. 140-152.
14. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27. - № 3. - С. 156-174.
15. Ткаченко Н.В., Заика В.Г. Самоповреждающее поведение у девочек-подростков с ожирением // Психиатрия - проза и поэзия: материалы российской научной конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2021. - С. 200-202.
16. Тарасова А.Е. Причины самоповреждающего поведения подростков и молодежи // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - № 1 (16). -С. 21-33.
17. Чуева Е.Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. - 2017. -№ 1 (29). - С. 71-77.
18. МКБ 10 - Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F60-F69). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации. - URL: https://library.mededtech.ru/rest/documents/1998/?ysclid=lqmebwrt 94565111041.
19. Код диагноза MB23 - Симптомы и признаки, относящиеся к внешнему виду и поведению. Международная классификация болезней 11 -го пересмотра (МКБ-11) // Электронный справочник МКБ-11. Коды диагнозов, поиск по коду и названию болезни. - URL: https://mkb11.online/.