Научная статья на тему 'Самооценка результатов обучения как фактор повышения качества образования'

Самооценка результатов обучения как фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / САМООЦЕНКА / КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова О. А.

В статье рассматривается проблема самооценки как фактор формирования рефлексивного мышления студентов, раскрывается и обосновывается сущность, содержание и критерии самооценки и показывается ее роль и значение в повышении качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT OF EDUCATION QUALITY EVALUATION

Describes a problem of self-esteem as a factor of formation of reflective thinking of students; disclosed and justified the essence, content and criteria for self-evaluation and demonstrates its role and value in improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «Самооценка результатов обучения как фактор повышения качества образования»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

167

УДК 37.017.4

САМООЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О.А. Соколова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема самооценки как фактор формирования рефлексивного мышления студентов, раскрывается и обосновывается сущность, содержание и критерии самооценки и показывается ее роль и значение в повышении качества обучения.

Ключевые слова: образование, обучение, компетентность, качество образования, самооценка, критерии самооценки, рефлексия.

В последнее время большое внимание уделяется вопросам повышения качества образования. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «качество образования» рассматривается как «комплексная характеристика образовательной деятельности обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»1. Качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности

образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

В.Н. Манюкова и О.В. Кузьмина выражают свою позицию в отношении качества профессионального образования: «До настоящего времени для системы

профессионального образования в качестве целей выступала совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками («должен знать...», «должен уметь...»), но для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, важна способность к реализации этой суммы в практической педагогической деятельности. Для потребителя в условиях рыночной экономики, будь то промышленность или система образования, важно то, как будет работать молодой специалист, а не то, что он знает* 2. Уровень знаний в современных условиях не является главной целью образования (знания ради знаний). Только знания недостаточны для того, чтобы быть успешными в современном обществе, для человека важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько

1

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. N 273-ФЗ.

КонсультантПлюс. www.consultant.ru.

2

Манюкова В.Н., Кузьмина О.В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста в современных социально-экономических условиях // Среднее профессиональное образование. 2009. №

2.

168

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

способность применять обобщенные знания и умения в конкретных жизненных или профессиональных ситуациях. Только при таком подходе знания являются базой компетентности человека. Таким образом, речь идет об изменении единиц содержания образования и изменении способов оценки эффективности процесса образования (оценки качества)3.

А. С. Роботова отмечает, что в современных педагогических научных трудах слишком мало уделяется внимания всестороннему и многоаспектному раскрытию личностных, профессиональных и социальных качеств преподавателя4. Нет сомнения в том, что именно педагог - самое ответственное лицо в борьбе за выход из кризиса высшего образования и повышения его качества. В постиндустриальную эпоху, когда главной производительной силой общества становится личность, ее интеллект, духовность, высокие нравственно-этические качества, сформированная способность к принятию решений и активная деятельностная позиция, роль и значение преподавателя в качестве подготовки будущих специалистов возрастает. Теория профессиональной компетентности современного преподавателя вуза активно исследуется в современных педагогических трудах (А.С. Белкин, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Э.Ф Зеер, С.И. Змеев, Д.А. Иванов, Е.Б. Купцова, А.К. Маркова,

С.И. Пассов, В.В. Сериков, Ю.В. Фролов, В.В. Щербакова и др.).

Для достижения такого качества профессионального образования, можно выделить следующие факторы: а) высокий уровень профессиональной

компетентности преподавателя вуза; б) высокую мотивированность и

заинтересованность обучающегося в качестве и результатах обучения в вузе. Оба эти фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены: отсутствие или же недостаточность каждого из них уже не гарантирует высокое качество образования. Достаточно интенсивно изучается роль и назначение студента в аспекте раскрытия новых тенденций в подготовке будущего компетентостного специалиста в образовательном процессе вуза.

В качестве инструмента реформирования системы образования, как правило, предлагается формализованный прагматический подход, который предусматривает различные формы контроля, когда любой вид учебной деятельности оценивается посредством специальных показателей с целью распределения учащихся, исходя из рейтинга. Однако система оценки академических достижений обучающихся - лишь составляющая часть интегративного сложного комплекса проблем, выявляющих качество полученного образования. А как же быть с профессиональными, личностными, социальными, духовно - нравственными качествами? Как быть с проверкой и оценкой системности, целостности и глубины полученных знаний, личностной и профессиональной готовности действовать в любых стандартных и нестандартных ситуациях? Поэтому оценку качества работы преподавателей и оценку качества подготовки в образовательном процессе вуза необходимо рассматривать, исходя из уровня сформированности критериев их профессиональной компетентности.

Как правило, качество образования обучаемого оценивается в вузе преподавателями. Это неопровержимая истина в педагогической деятельности. Но... изменились условия оценки в постиндустриальную эпоху. Она востребовала

3

Коваленко В.И., Маторина О.П., Соколова О.А. Компетентностный подход: теория и

практика реализации в высшем профессиональном образовании. Монография. Белгород. 2013. 242 с.

4

Роботова А.С. Невидимая лаборатория труда преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 28-35.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

169

подготовку в системе высшего образования нового, интеллектуального и духовного развития специалиста с высоким уровнем рефлекторного мышления. Поэтому к процессу выявления качества обучения, воспитания и развития будущих специалистов должны быть в органическом единстве, подключены процессы самообучения, самовоспитания, саморазвития студентов, обусловленные рефлексией. «Рефлексия» - 1) внутренняя психологическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; 2) осознание человеком самого себя таким, каким он видится другим, как принимается окружающими; 3) способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать свою собственную деятельность5.

Рефлексия студента формируется тогда, когда он, непрерывно

совершенствуясь в самооценке качества образования, достигает объективности и целеустремленности и, опираясь на нее, стремиться к самосовершенствованию.

Итак, в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза мы рассматриваем самооценку студентом качества обучения как фактор формирования рефлексивного мышления, способствующий эффективности его подготовки к будущей профессиональной деятельности. Под самооценкой Е.А. Сорокоумова понимает «оценку личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качества и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет активность, отношение субъекта к себе и другим людям»6. Психологами самооценка рассматривается как одно из важнейших личностных образований, принимающих участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности. Функционирование самооценки как интеллектуального, социального и нравственно-этического действия придает ей глубинный рефлексивный характер. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наличие самооценки обучающихся в определении качества образования является условием, фактором и средством эффективности

самовоспитания, самообучения, саморазвития студентов.

У словием определения качества образования самооценка является потому, что делает возможным формирования самосознания в процессе обучения, осуществление комплекса взаимодействий, которые способствуют овладению знаниями, умениями, навыками, способами профессиональной деятельности, желаемыми личностными качествами, ценностными установками.

Фактором определения качества образования самооценка является потому, что она как акт рефлексивного мышления - причина, движущая сила процесса обучения, влияющая на его протекание и результативность.

Средством определения качества образования самооценка является потому, что она на основе рефлексии действий и явлений, преднамеренно включенных в образовательный процесс обучения, воспитания, развития и саморазвития и обусловливается важнейшим компонентом становления самосознания личности.

Самооценка студентами качества текущего итогового контроля органически включается во весь ход обучения: на занятиях, в рецензии на свой автореферат, при анализе курсовой и дипломной работы, на зачетах и экзаменах. В качестве нового подхода к оценке качества профессионально-педагогической подготовки выступила

5

Вербицкий А.А. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе». «Из

материалов «круглого стола». Педагогика. 2013. № 3. С.100-121.

6 Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология : краткий курс / Е. А. Сорокоумова. СПб.,

2009. 176 с.

170

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

компетентность как интегральная характеристика, определяющая способность преподавателя решать профессиональные проблемы и типичные и нетипичные задачи педагогической деятельности с использованием знаний, жизненного опыта,

-7

ценностей .

При таком коренном теоретико-методологическом, педагогическом и психолого-педагогическом обновлении образовательного процесса меняется и понятие качества образования. Под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результата, выражающая меру их соответствия социальному заказу общества и государства, т.е. отвечающим требованиям того, каким должен быть образовательный процесс, каких целей он должен достичь. Качество образования определяется факторами: содержанием обучения, новейшими педагогическими технологиями, материально-технической оснащенностью, гуманистической направленностью, полнотой удовлетворения обучающихся потребностью в знаниях, умениях, навыках, в овладении способами учебно-познавательной, профессиональной и социально-активной деятельности, перцептивностью педагога, способностью объективно понять и оценить как внутреннее состояние обучающегося, так и его успехи в обучении, воспитании и развитии, в овладении способами деятельности в личной, учебно-познавательной и профессиональной сфере.

Качество образования включает в своей логически-структурной системе те же компоненты, что и в целом компетентность: потребностно-мотивационный,

когнитивный, практически-деятельностный, эмоционально-волевой и ценностносмысловой. Эти компоненты, являясь критериями качества образования, свидетельствуют о сложности, многогранности, комплексности и интегративности его оценки.

Современный образовательный процесс должен проходить с активным участием обучающихся на основе их высокой мотивации, отличаться полным личностно-эмоциональным включением всех его субъектов в продуктивную совместную деятельность и общение, осуществляя опору на опыт обучающихся, актуализируя полученные знания, оптимизируя взаимодействие преподавателя и студентов. Более того, в образовательном процессе должны быть использованы разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения. По мнению В.К. Дьяченко, В. А. Тестова и др., обучение студентов - это, прежде всего общение, диалог. «Как отмечают ученые, - пишет В.А. Тестов, - понимание возникает тогда, когда есть диалог, поскольку мышление неразрывно от речи, и в этом суть диалогического понимания». Понимание неизбежно диалогично. Диалогу в обучении всегда уделялось особе внимание, так как восприятие нового материала, его понимание возникает исключительно в процессе общения (диалога). В итоге появляются вопросы, ранее казавшиеся затруднительными. И не только потому, что участники общения узнают что-то новое, хотя это очень важно. Тут, прежде всего, играет важную роль то, что общение будит мысль, а истина рождается в споре между людьми»* 8.

Сегодня в профессиональной педагогике происходит трансформация объяснительно-иллюстративного типа обучения в инновационный тип обучения, в

7

Вершловский, С.Г. Теоретические и организационные проблемы постдипломного

педагогического образования. // Педагогика. 2010. № 5. с.108.

8 Тестов В.А. Информационное общество: переход В.А. Тестов // Педагогика. 2012. № 4.

к новой парадигме образования /

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

171

инновационную практику использования новых или обновленных форм и методов обучения. «Изменения концептуальных оснований государственного

образовательного стандарта, как известно, заключается в смещении акцента с минимума содержания образования на результаты образования в компетентностном формате, что является отражением общемировой тенденции возрастания «студентоцентрированности» в организации высшего образования» 9.

Студентоцентрированный подход рассматривается, прежде всего, как подход, осуществляющий субъект-субъектные отношения сотрудничества и

взаимопонимания преподавателя и студентов, их активное взаимодействие между собой, общение в форме диалога на основе коренного обновления теоретикометодологического содержания педагогической технологии и использования в ней интерактивных форм, методов, приемов и средств обучения, обуславливающих развитие творческих способностей студентов, их высокого уровня интеллекта и рефлексивного мышления. Качество образования должно проявляться в формировании высокоинтеллектуальной, творчески развитой, духовно-богатой, эмпатийной, профессионально-деятельностной и мобильной личности, владеющей современными научными знаниями, общечеловеческими нормами нравственности и культуры.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями ФГОС наполняется новым интегральным и комплексным содержанием определение качества образования в высшем образовании. Качество образования обусловливается, с одной стороны, высокой профессиональной компетентностью преподавателя, а с другой - сформированностью в образовательном процессе личностной, профессиональной и социальной компетентностью обучающихся.

В реальной учебно-воспитательной деятельности самооценка функционирует как на вербально-осознанном, так и на интуитивном уровне. Развитие у студентов в образовательном процессе уровней самооценки можно соотнести с наличием у него умения обосновывать ее, актуализировать знания, которые надо использовать для самоанализа своих знаний и практических умений, оценивания их.

Психологами и педагогами самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции студентов своего поведения и деятельности. Под самооценкой Е.П. Сорокоумова понимает оценку личностью самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение субъекта к себе и другим людям10.

В инновационном образовательном процессе самооценке отводится важная роль в общем контексте обучения и воспитания студентов, в формировании его личности, раскрытии ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Оценить человеку самого себя значительно труднее, чем оценить факты и явления окружающей действительности.

Безусловно, применив самооценку на одном семинаре, ее не соотносят сразу к сформировавшемуся личностному образованию. Самооценка должна войти

9 Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве /Г. А. Берулава, М. Н. Берулава //Педагогика. 2012. N 4 С. 11-20.

Сорокоумова Е.П. Педагогическая психология: краткий курс / Е.П. Сорокоумова. СПб.: Питер, 2009. 208 с.

172

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

составным элементом во все формы образовательного процесса: в лекции, семинары и практические занятия, в рецензии докладов, рефератов, в зачеты и экзамены и т.д. Функционирование самооценки как интеллектуального, профессионального, познавательного, эмоционального, волевого, аксиологического действия придает ей рефлексивный характер. Формирование же рефлексивного мышления обогащает мировоззренческий, культурологический, социальный и профессионально-

деятельностный компоненты сознания и поведения человека, увеличивает значимость его роли во всех сферах жизнедеятельности. Чем выше уровень образования, тем больший вклад в развитие рефлексивного мышления человека оно вносит. Эта мысль весьма образно подчеркнута А.М. Новиковым: «Образование - это развитие жизненного опыта человека, т.е. построение своего образа окружающего мира и своего «Я», обретение своего места и роли в этом мире. «Образованность - это способность общаться, анализировать, проектировать, выбирать, творить»11.

Таким образом, в данной статье, раскрыто и обоснованы понятие «качество образования» в аспекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и требований ФГОС ВО, сделан вывод о том, что самооценка - не единичный прием, а повседневная система целенаправленной работы в образовательном процессе. Объективная необходимость развития способности давать самооценку - не просто условие, фактор и средство формирования рефлексивного мышления студентов, но и важнейшая составная часть повышения качества образования.

Список литературы

1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве /Г. А. Берулава, М. Н. Берулава //Педагогика. - 2012.-N 4 - С. 11-20.

2. Вербицкий А.А. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе». «Из материалов «круглого стола». Педагогика. 2013. - № 3. - С.100-121.

3. Вершловский, С.Г. - Теоретические и организационные проблемы постдипломного

педагогического образования. // Педагогика. - 2010. - № 5. - с.108.

4. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании / Д.С. Ермаков // Педагогика. - 2011. -№ 2. - С. 8-33.

5. Коваленко В.И., Маторина О.П., Соколова О.А. Компетентностный подход: теория и практика реализации в высшем профессиональном образовании. Монография. - Белгород. - 2013. - 242 с.

6. Кондаков, А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 18-28.

7. Манюкова В.Н., Кузьмина О.В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста в современных социально-экономических условиях // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 2.

8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М.: Эгвес. - 2011.

9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. - N 273-ФЗ. КонсультантПлюс www.consultant.ru.

10. Роботова А.С. Невидимая лаборатория труда преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 28-35.

11. Сорокоумова Е.П. Педагогическая психология: краткий курс / Е.П. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме образования / В.А. Тестов // Педагогика. - 2012. - № 4. *

Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. М.: Эгвес. 2011.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

173

theoretical and methodological aspect of education quality evaluation

O.A. Sokolova

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]

Describes a problem of self-esteem as a factor of formation of reflective thinking of students; disclosed and justified the essence, content and criteria for self-evaluation and demonstrates its role and value in improving the quality of education.

Keywords: education, training, competence, quality of education, self-assessment, self-assessment criteria, reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.