REFERENCES
1. Gorbunov, G.D. (2007), Psychopedagogics of sport, Soviet Sport, Moscow.
2. Ed. Leontyev, D.A. (2011), Personal potential: structure and diagnostics, Science, Moscow.
3. Odintsova M.A. (2015), Psychology of resilience. Study guide, FLINT, Science, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.03.2018
УДК 159.9:796/799
САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ СПОРТСМЕНА
Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, Московский архитектурный институт; Анна Николаевна Авдеева, студентка, Московский государственный психолого-педагогический университет г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы влияния самооценки как фактора мотивации у спортсменов-футболистов. Авторами проведен анализ данных, полученных в результате тестирования спортсменов футбольной команды. Полученные данные позволяют утверждать о влиянии самооценки на формирование мотивационной сферы в спортивной деятельности.
Ключевые слова: самооценка, мотивационная сфера, спортсмены, футболисты.
PERSONALITY SELF-ASSESSMENT AS DEFINING FACTOR OF ATHLETE'S
MOTIVATION SPHERE
Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Mahov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Natalia Grigoryevna Puchkova, the senior lecturer, Moscow Architectural Institute, Moscow; Anna Nikolaevna Avdeeva, the student, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
Annotation
The article puts forward the questions of self-assessment influence as motivation factor among the football players. Authors have carried out the analysis of the soccer team's athletes testing data. The obtained data allow claiming about influence of the self-assessment on formation of the motivational sphere at sports activity.
Keywords: self-assessment, motivational sphere, athletes, football players.
ВВЕДЕНИЕ
В спортивной психологии специалистами активно исследуется вопрос о формировании мотивации у спортсменов [1 ,4, 5]. В связи с тем, что самооценка является ключевым образованием, определяющим развитие личности, возникает закономерное предположение о взаимосвязи мотивации с самооценкой в спортивной деятельности. Актуальность данной статьи состоит в расширении понимания мотивационной сферы и её формирования путем исследования спортсменов на примере футбольной команды.
Цель исследования: изучение влияние самооценки на мотивационную сферу спортсменов. Самооценка в психологии воспринимается как оценка самого себя личностью, своих способностей, возможностей, качеств и взаимоотношений с другими людьми [3]. Являясь важнейшим личностным образованием и компонентом «Я-концепции» по
К. Роджерсу, она осуществляет регулятивную и защитную функции, формируя направление деятельности, поведения и развития личности. Ведущим направлением в самооценке является творческое саморазвитие как необходимый компонент улучшения личности и реализации данного стремления. Проблемами самооценки занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.В. Столин, И.И. Чес-нокова и А. Г. Спиркин, они рассматривали самооценку как компонент самосознания в контексте личностного развития. М.И Лисина и О. А. Белобрыкина, Д. Мид, Ч. Кули понимают личность как целостное и базовое ядерное образование, которое формируется на основе знаний о себе и личностных взаимоотношениях.
Психологи рассматривают мотивационную сферу как совокупность личностных мотивов, актуализируясь, которые реализуются в источниках её активности. Р. А. Пилоян определяет мотивацию деятельности в спорте как состояние спортсмена, основополагающее для постановки и выполнения целей, направленных на достижение результата, предельно возможного на данный момент. Такого же мнения придерживаются и другие спортивные психологи. Для функционирования мотивации необходимо положительное отношение к спортивной деятельности, преодоление трудностей, чувство коллективизма и его проявления, высокий уровень эмоционально-волевой сферы, в частности, уверенности в себе [2, 6]. По мнению А.В. Шаболтаса, проявление мотивации в определенной мере зависит от самооценки спортсменами своих личностных особенностей. Самооценка является внутренним условием для актуализации и реализации опредмеченных мотивов. Значимыми параметрами могут выступать уверенность в себе, удовлетворенность предыдущими спортивными успехами и оценка своего физического состояния.
Футбол - самый популярный вид спорта на планете, игроки - публичные личности. Принятые этические нормы в спортивной игре предполагают наличие определенной спортивной воспитанности, которая проявляется во внешнем облике, поведении, личностных качествах. Собственная высокая оценка, реализация качеств личности позволяет обрести уверенность и проявить целеустремленность в спортивной деятельности [7, 8, 9]. Мотива-ционная сфера является определяющим фактором достижения побед футбольной команды, мотивация определяет стремления, активизирует способности и осуществляет деятельность, позволяющую добиться результата. Именно поэтому вопрос связи мотивации и самооценки является актуальным в психологии спорта.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие 25 человек в возрасте от 18 до 25 лет, все испытуемые мужского пола. Выборка состояла из представителей футбольной команды AFC Wimbledon Moscow, лига AFL (Amateur Football League). Привлечение к участию в исследовании проводилось путем изучения естественных групп, участие в исследовании было добровольным. Сбор данных осуществлялся путем компьютерного анкетирования.
Для исследования самооценки использовались методики: Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва и методика Дембо-Рубинштейн, адаптированная А.М. Прихожан. Для оценки мотивационной сферы спортсменов использовались: Тест-опросник А. Мехрабиана, адаптированный М.Ш. Магамед-Эминовым, и Опросник для определения источников мотивации MSI Д. Барбуто и Р. С колла.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных результатов, по данным указанных выше методик, показал средний уровень самооценки у 56% испытуемых, притом, что сами испытуемые, 86%, определяли свой уровень как высокий и оценили свои показатели выше нормы. В мотива-ционной сфере спортсменов-футболистов большинство испытуемых обладает стремлением избегать неуда (80%), в то время как 20% из них нацелены на успех. Преобладающими мотивами являются: внутренние процессы и внутренняя Я-Концепция - высокий
уровень отмечен у 76% испытуемых, у 64% опрошенных интернационализация цели.
Для анализа полученных данных был использован корреляционный анализ Спир-мена по Т-критерию. Данные анализировались в программе SPSS. Из анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии корреляции между самооценкой и мотивацией, что говорит о взаимосвязи данных понятий.
Таблица 1 - Корреляционная зависимость уровней самооценки и мотивации спортсменов-футболистов_
мотивационные тенденции самооценка мотивация внутренних процессов инструментальная мотивация внешняя я-концеп-ция внутренняя-кон-цепция интернационализация цели самооценка-здоровье самооценка-характер самооценка-ум самооценка-способность самооценка-авторитет самооценка-красота самооценка-уверенность
мотивационные тенденции 1,00
самооценка 0,05 1,00
мотивация внутренних процессов 0,02 -0,09 1,00
инструментальная мотивация -0,16 -0,36 0,10 1,00
внешняя я-кон-цепция -0,33 -0,07 -0,13 0,36 1,00
внутренняя я-концепция 0,12 -0,56 0,11 0,37 -0,02 1,00
интернационализация цели 0,09 -0,18 0,15 0,35 -0,04 0,56 1,00
самооценка-здоровье 0,06 -0,15 -0,33 0,30 -0,02 0,12 0,01 1,00
самооценка-характер -0,18 -0,42 0,12 0,25 0,08 0,13 -0,17 0,04 1,00
самооценка-ум 0,45 -0,21 -0,06 0,30 -0,09 0,53 0,37 0,27 0,23 1,00
самооценка-способность -0,23 -0,13 -0,10 -0,05 0,43 -0,09 -0,13 0,14 0,08 0,09 1,00
самооценка-авторитет 0,25 0,24 -0,26 -0,07 0,29 -0,36 -0,42 0,05 0,11 0,09 0,18 1,00
самооценка-красота 0,19 -0,17 -0,24 0,25 0,17 0,39 0,12 -0,07 0,09 0,18 -0,27 0,08 1,00
самооценка-уверенность -0,08 -0,25 0,04 -0,10 0,31 0,23 0,12 0,16 -0,09 0,22 0,52 0,09 -0,09 1
Для подтверждения выводов исследования приведем описание корреляционной взаимосвязи по шкалам, наиболее коррелирующим по интересующим параметрам:
1. Прослеживается положительная корреляционная связь между шкалами мотива-ционных тенденций с самооценкой ума (г=0,45), авторитета в футбольной команде (г=0,25) при уровне значимости (р= 0,01). Это свидетельствует о значении авторитета и сообразительности в формировании мотивационной сферы в условиях спортивной деятельности.
2 Показатели внешней Я-концепции коррелируют с самооценкой способностей (г=0,43), самооценкой авторитета в команде (г=0,29) и уверенности в своих силах (г=0,31). Данные показатели могут говорить об определяющей роли оценки своих возможностей и способностей в формировании внешнего представления о себе, как мотива к деятельности.
3. Мотивы внутренней Я-концепции обладают значительной корреляцией с показателями самооценки ума (г=0,53), красоты (г=0,40) и уверенности в своих силах (г=0.23). Это может обуславливаться значительной ролью умственных и физических способностей в формировании мотивационной сферы футболистов.
4. Мотивация по интернационализации цели показывает значительную корреляционную связь с самооценкой ума (г=0,37), красоты и уверенности в себе во время игры
(r=0,12). Это может говорить о влиянии самооценки на основополагающие мотивы в игровой деятельности спортсмена, такие как целеполагание и внутреннюю приверженность футбольной команде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретически было исследовано влияние самооценки на мотивационную сферу спортсменов-футболистов. Полученная корреляционная взаимосвязь свидетельствует о наличии прямой взаимозависимости самооценки личности с мотивационной сферой спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаларов, Х.Р. Современные теории мотивации: основные понятия и принципы / Х.Р. Агаларов // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 2. - С. 7.
2. Антонова, Э.Р. Влияние образа «я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов / Э.Р. Антонова, С.Ю. Червоткина, И.Ф. Черкасов // Вестник ЧГПУ. - 2016. - № 8. - С. 109-113.
3. Воронкина, Л.В. Исследование самооценки спортсменов в связи с реализацией соревновательных результатов / Л.В. Воронкина // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2015. -№ 4. - С. 82-87.
4. Илькевич, К.Б. Педагогические правила формирования внутренней мотивации студентов к физическому совершенствованию / К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, А.С. Болдов // Развитие науки и образования в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно практической конференции : в 6 частях. Ч. 2. - М. : ООО "АР-Консалт", 2015. - С. 96-99.
5. Карпов, В.Ю. Формирование мотивации студентов к здоровому образу жизни современными средствами двигательной активности / В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Л.А. Сергеева // Фундаментальные проблемы науки : международная научно-практическая конференция. - Уфа : [б.и.], 2016. - С. 83-85.
6. Комаров, М.Н. Проблемы эффективности управления учебно-тренировочным процессом в команде по футболу / М.Н. Комаров, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин // Новая наука: от идеи к результату : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак : [б.и.], 2015. - С. 37-40.
7. Палий, В. И. Экспериментальный анализ соотношения самооценки и притязаний высококвалифицированных спортсменов / В.И. Палий, В.А. Сохликова // Вестник Костромского Государственного Университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 1. - С. 63-69.
8. Серёжникова, Р.К. Мотивация как фактор активизации спортсмена в мини-футболе / Р.К. Сережникова, Е.В. Черных // Учёные записки ЗабГУ. Серия : Педагогика и психология. - 2012. - № 5. - С. 133-136.
9. Уманская, И.А. Самооценка как психологический ресурс успешной спортивной деятельности / И. А. Уманская // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - № 3. - С. 130-132.
REFERENCES
1. Agalarov, H.R. (2017), "Modern theories of motivation: basic concepts and principles", International student's scientific messenger (Electronic scientific journal), No.2.
2. Antonova, E.R., Chervotkin, S.Yu. and Cherkasov, I.F. (2016), "Influence of an «I-image» on development of the motivational and strong-willed sphere of athletes", ChSPU Bulletin, No. 8, pp. 109-113.
3. Voronkina, L.V. (2015), "Research of a self-assessment of athletes in connection with realization of competitive results", Izvestiya TulSU. Physical culture. Sports, No. 4, pp. 82-87.
4. Ilkevich, K.B., Gusev, A.V. and Boldov, A.S. (2015), "Pedagogical rules for the formation of students' internal motivation for physical improvement", Development of science and education in the modern world. Collection of proceedings on materials. International scientific-practical conference: in 6parts, LLC "AR-Consult", Moscow, pp. 96-99.
5. Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Sergeeva, L.A. (2016), "Formation of students' motivation for a healthy lifestyle with modern means of motor", Fundamental problems of science. International scientific-practical conference, Ufa, pp. 83-85.
6. Komarov, MN., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "Problems of effective management of educational and training process in team on soccer', New science: From idea to result the Collection of
articles of the International scientific and practical conference, Sterlitamak RIC AMI, Part.2, pp. 37-40.
7. Paly, V.I. and Sokhlikova, V.A. (2017), "Experimental analysis of a ratio of a self-assessment and claims of highly skilled athletes", Messenger of the Kostroma State University. Series: Pedagogics. Psychology. Sotsiokinetika, Kostroma, No.1. pp. 63 69.
8. Seryozhnikova, R.K. and Chernykh E.V. (2012), "Motivation as a factor of activization of the athlete in mini-soccer", Scientific notes ofZabaikalsky State University. Series: Pedagogics and psychology, Chita, No. 5, pp. 133-136.
9. Umanskaya, I.A. (2013), "Self-assessment as psychological resource of successful sports activity", Messenger of the Kostroma state university. Series: Pedagogics. Psychology. Sotsiokinetika, Kostroma, No. 3, pp. 130-132.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2018
УДК 159.99
ПОНИМАНИЕ СТУДЕНТАМИ СИТУАЦИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Татьяна Борисовна Юшачкова, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), г. Магнитогорск
Аннотация
Статья посвящена проблеме понимания студентами ситуаций межличностного взаимодействия. Содержит результаты изучения оценки студентами собственной способности к пониманию ситуаций, взаимосвязи понимания ситуаций с отдельными свойствами личности и социально-психологическими умениями, их влияния на успешность понимания.
Ключевые слова: понимание ситуации, межличностное понимание, субъект познания, самооценка понимания, студенты.
UNDERSTANDING OF INTERPERSONAL INTERACTION SITUATIONS BY
STUDENTS
Tatyana Borisovna Yushachkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Annotation
The article is devoted to the problem of students understanding the situations of the interpersonal interaction. It contains the results of the studying of the students' assessment of their own ability to understand situations, the correlation between understanding the situation with the individual personality characteristics, and social and psychological skills, their impact on the success of understanding.
Keywords: understanding of the situation, interpersonal understanding, subject of cognition, self-esteem of understanding, students.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, отличающимся обилием информации и быстрой сменой происходящих событий, для достижения успеха очень важно точно воспринимать и понимать ситуацию межличностного взаимодействия. Это позволяет оперативно принимать решения и осуществлять соответствующие ситуации действия.
Понимание относится к числу фундаментальных проблем психологической науки и практики. В исследованиях учеными были получены данные об особенностях понимания людьми различных объектов действительности. Особое внимание было уделено изучению восприятия и понимания людьми друг друга [1, 2, 3].
А. А. Бодалев писал: «Восприятие человека человеком, вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной стороной