УДК 159.922.8
САМООЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ*
Надежда Ф. Голованова @101; Ирина Б. Дерманова 102
а Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9 @ [email protected]
101 https://orcid.org/0000-0002-5932-0047
102 https://orcid.org/0000-0001-5742-4451
Поступила в редакцию 22.08.2018. Принята к печати 18.09.2018.
Ключевые слова:
самоосуществление, удовлетворённо сть жизнью, самовыражение, самореализация, самотрансценденция, направленность самоосуществления, мотивы, подросток, взрослый.
Аннотация: Процесс самоосуществления авторы статьи рассматривают как экстериоризацию внутреннего мира личности в масштабе жизни. Описаны способы самоосуществления личности: самовыражение (позиционирование себя), самореализация (реализация своего потенциала) и самотрансценденция (самоотдача), отмечен как конструктивный, так и неконструктивный характер их проявления с учётом направленности по шкале «Я» - «Другой», то есть в интересах собственной личности и в интересах других людей. Эффективность самоосуществления, выраженность вариантов и направленность измерялись с помощью авторской анкеты. Анализируются результаты эмпирического исследования самооценки эффективности самоосуществления у подростков и взрослых и её влияния на психологическое благополучие и эмоциональное состояние личности. Обнаружено, что и у подростков, и у взрослых позитивная оценка самоосуществления связана с выражением психологического благополучия, общей удовлетворённостью жизнью и сопровождается направленностью на другого. Обращено внимание на то, что у подростков переживание удовлетворённостью жизнью, эмоционального и психологического благополучия определяется, прежде всего, позитивной оценкой самореализации, а у взрослых - всех способов самоосуществления.
Для цитирования: Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 85-92. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-85-92.
Введение
Исследование вопросов самоосуществления личности приобретает в последние десятилетия актуальное значение. Это связано с тем, что в условиях цифровизации социально-экономической и культурной жизни общества современный человек стоит перед проблемой ценностного осмысления новых жизненных реалий и вынужден серьёзно переоценивать смысл своего существования. Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что человеку свойственны врождённые «стремления быть» (биологические потребности, потребность в безопасности) и «стремления жить» (потребность в сознательной деятельности, в развитии, в совершенствовании). «Оба эти стремления вместе составляют одно общее, всеобнимающее собой стремление быть и жить. Для тела важно - быть, для души же - жить» [1, с. 65]. Жить - значит
предъявлять окружающим людям себя, свой внутренний мир, осуществлять себя.
Под самоосуществлением (СО) в данной работе будем подразумевать процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни [2]. Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа, которая направлена на понимание смысла жизни, т. е. процесс самоопределения. Его продуктом является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Чем глубже и адекватнее понимание человеком смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления [3]. По сути, самоосуществление - это процесс экстериоризации внутреннего мира человека.
Эффективность самоосуществления оценивается самим человеком, т. е. является его субъективной, внутренней характеристикой. Она существует
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 16-06-00307.
во «внутренней системе отсчета» человека и, так же как и психологический возраст, не подлежит внешней оценке, т. е. измеряется как интраиндивидуальная переменная, а не путем интериндивидуальных сопоставлений [4, с. 172]. В то же время она в значительной степени зависима от актуальной жизненной ситуации и предыдущей истории развития личности. Оценка эффективности самоосуществления - это процесс, который происходит непрерывно. Но она является и промежуточным итогом жизни на данный момент времени. Если он позитивен, то можно ожидать устойчивого позитивного баланса эмоционального состояния, удовлетворенности жизнью в целом и более высокими показателями психологического благополучия.
Самоосуществление может проявляться различными вариантами, или способами. В частности, анализ литературных источников позволяет выделить по крайней мере три способа самоосуществления: самовыражение (как позиционирование себя), самореализация (реализация себя и своего потенциала) и самотрансценденция (самоотдача).
Самовыражение (СВ) - это способ, которым человек апробирует, или демонстрирует, предъявляет себя в разных сферах (общении, деятельности, искусстве, творчестве и т. п.). Сходными явлениями можно считать самопроявление и самопредъявление. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самовыражение (как активность) имеет разные степени зрелости, разные этапы сформированности: от демонстраций своего Я до адекватного и сущностного выражения [5].
Самореализация (СР) - продуктивное использование, применение, осуществление во внешней деятельности всех своих способностей, потенциалов, качеств, свойств (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Ан-цыферова, Л. А. Коростылева и др.). Реализация чаще осуществляется с выгодой для себя и других. Но самореализуясь, человек может и не считаться с теми внешними последствиями, к которым этот процесс может привести. Так, например, К. Роджерс, рассуждая о самореализации, принципиально не разграничивает «хорошее» и «плохое» творчество, считая, что один человек может искать способ облегчения боли, а другой - изобретать новые, более изощренные способы пыток политических заключенных, что выводит на эгоцентричную модель личности и ее развития [Цит. по: 6].
Самотрансценденция (СТ) - направленность человеческого бытия на нечто, что не является им самим, на что-то или кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на человека, к которому мы тянемся любовью. Самотрансценден-ция - выход человека, смыслов его жизни за границы собственного существования, направленность на инобытие - будь то другой человек или дело.
В. Франкл использовал термин «самотрансцен-денция», противопоставляя его содержание самоактуализации. «Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется» [7, с. 59]. Однако исследователи отмечают и возможность деструктивной самотрансценденции, в частности, когда служение детерминировано исключительно чувством долга либо стремлением компенсировать свои проблемы с полным отказом от себя. Личность при этом не совершенствуется, происходит постепенная утрата своего Я, что ведет к саморазрушению. Примером такой неконструктивной самотрансценденции может служить исполнительный тип личности, описанный К. А. Абульхановой-Славской [5].
Таким образом, мы видим, что каждый из способов самоосуществления может иметь как конструктивный, так и неконструктивный характер в зависимости от общей направленности этого процесса, его мотивационной доминанты. Так, самовыражение может быть представлено как зрелой, так и незрелой формой. Самореализация может быть ориентирована исключительно на максимальную реализацию своей сущности (без учета последствий этого процесса) или с учетом своих действий для окружающих. Самотрансценденция как самоотверженное служение, но без учета потребностей собственной личности, может привести к полному отказу от себя и деформировать развитие личности.
Суммируя знаки различных способов самоосуществления, можно описать общую направленность данного процесса, обозначив его точкой на шкале Я - Другой (Дело). Чем ближе к полюсу Я, тем более представлены интересы собственной личности; чем ближе к полюсу Другой (Дело), тем больше доминируют внешние интересы. Первый вектор направленности самоосуществления обозначим как «индивидуалистический» (эгоцентрический); второй - как «самоотверженное служение».
Оценка важности той или иной формы самоосуществления, как и оценка ее эффективности, происходит уже в подростковом возрасте. Это период особенно интенсивной интериоризации ценностных норм социума, поиска ответа на вопрос о смысле жизни и освоения сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения. Подростковое самоосуществление берёт начало в досуговой деятельности, в проявлениях моды, жаргона. Младшее поколение всегда хочет заявить своё отличие от старших, а с помощью аксессуаров попкультуры это сделать легче всего. Но именно в таких, порой эпатаж-ных и дерзких, формах подростки выражают нечто
сущностное, своё личностное своеобразие как значимость и пытаются привлечь внимание взрослых к своим жизненным поискам.
Современные подростки имеют значительно большую свободу индивидуального выбора (школы, досу-говых занятий, будущей профессии), чем их родители. Кроме того, в реалиях цифрового общества с глобальным проникновением Интернета во все сферы жизни, с массовым распространением персональных коммуникативных устройств очевидно, что подростковая интерпретация современной жизненной ситуации оказывает влияние на взрослых, на их самоосуществление. Взрослые, пытаясь вписаться в прагматический контекст современного общества, нередко осознают, что находятся во власти привычки к постоянному социальному контролю, что им порой недостаёт опыта «здорового эгоизма», ориентации на свои собственные интересы, что жизнь требует большей активности, креативности, проявления индивидуальности.
Для взрослого разрыв между важностью и оценкой результатов самоосуществления становится в определенные периоды жизни особенно драматичным. Он может способствовать возникновению или обострению кризиса, прорываясь вопросами: Свою ли жизнь я проживаю? Так ли я живу? Удается ли мне моя жизнь? Отрицательный ответ на них может привести к потере самоидентичности, способствует разочарованию в себе и окружающих, вызывает общую неудовлетворенность жизнью.
Целью нашей работы было исследовать влияние собственной оценки эффективности самоосуществления на психологическое благополучие и эмоциональное состояние личности подростков и взрослых.
Гипотеза. Мы предположили, что 1) оценка эффективности самоосуществления тесно связана с удовлетворенностью жизнью, психологическим благополучием личности и устойчивым эмоциональным состоянием; 2) из трех способов самоосуществления наибольшее влияние на исследуемые характеристики оказывает оценка эффективности самореализации (реализации своего потенциала); 3) подростки в сравнении со взрослыми характеризуются более выраженными показателями самовыражения (позиционирования себя) и более выраженной общей направленностью на себя, в то время как у взрослых выше самотрансценденция (направленность на самоотдачу) и направленность на другого.
Выборка. Взрослые - 160 человек, среди них 99 женщин, 61 мужчина; возраст - от 18 до 56 лет; все - жители Санкт-Петербурга. Подростки -55 человек (28 юношей и 27 девушек), учащиеся санкт-петербургских школ; возраст - от 14 до 17 лет.
Методики
Для измерения направленности на самоосуществление использовалась авторская анкета «Варианты и направленность самоосуществления» [8]. В данной методике испытуемого просили отметить значимость представленных форм поведения в баллах от 1 до 7, где балл 1 означает, что это совсем не важно, а 7 - очень важно, а также насколько им это удается (по той же 7-балльной шкале). После каждого вопроса предлагалось пояснить, почему это для него важно (или не важно), выбрав наиболее подходящую из предложенных объяснительных категорий, в которых фиксировалась направленность данного действия (на себя или на другого). Например, отмечалась важность «быть оригинальным во внешности (одежде, прическе, украшениях, манере поведения и т. д.)» по 7-балльной шкале, и предлагались пояснения к этому («чтобы меня заметили», «потому что это радует других», «утвердить свою индивидуальность», «чтобы нравиться себе»). Все пояснения предварительно были отобраны с помощью контент-анализа из ответов на открытые вопросы в пилотажной группе испытуемых.
Психологическое и эмоциональное благополучие измерялось с помощью методик: «Психологическое благополучие личности» К. Рифф [9], оценка психического состояния [10], Индекс жизненной удовлетворенности Э. Динера1, «Шкала аффективного баланса» Р. М. Брэдбурна (у подростков) [11] и методика М. Фордис (у взрослых) [12].
Математико-статистический анализ полученных данных осуществлялся с использованием статистического пакета SPSS 23.
Результаты и обсуждение
И у подростков, и у взрослых наибольшая важность признается за самореализацией (что подтверждает нашу вторую гипотезу), важность самовыражения находится на второй позиции, а са-мотрансценденции - на третьей (таблица 1). Однако по показателю СР обнаруживаются значимые различия, свидетельствующие о том, что взрослые придают СР большую значимость, чем подростки.
С точки зрения оценки результатов СО и подростки, и взрослые считают, что в наибольшей степени им удается СР, но на втором месте у подростков - СТ, а у взрослых - СВ. Стандартные отклонения по оценке важности различных способов СО свидетельствуют о достаточной однородности по этим показателям обеих выборок, в то время как по показателям направленности СО стандартные отклонения довольно
1 Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/506-test-indeks-zhiznennoj-udovletvorennosti-izhu-adaptatsiya-n-v-paninoj-oprosnik-obshchego-psikhologicheskogo-sostoyaniya-cheloveka (дата обращения: 27.02.2018).
Таблица 1. Средние, стандартные отклонения и значимость различий по показателям самоосуществления у подростков и взрослых
Table 1. Standard mean deviations and the significance of differences according to the indicators of self-fulfillment in teenagers and adults
Подростки (55 человек) Взрослые (160 человек) р
М о М о
СВ важно 14,38 3,95 14,08 3,96 -
СР важно 15,16 3,31 16,63 3,14 0,00
СТ важно 13,94 4,22 12,95 3,38 -
СВ удается 13,81 4,01 12,57 4,09 0,05
СР удается 14,54 3,41 13,36 3,65 0,03
СТ удается 14,52 3,99 11,55 3,61 0,00
На себя 7,51 3,41 8,35 3,05 -
На другого 6,18 3,31 6,70 3,03 -
большие, что свидетельствует о большом разбросе оценок в обеих возрастных выборках.
Признание за СТ меньшей важности по сравнению с другими формами СО и у подростков, и у взрослых, возможно, свидетельствует о доминировании в современном обществе установок на индивидуализм и рыночные отношения. А более низкие оценки по параметрам эффективности всех трех вариантов СО у взрослых можно объяснить большей критичностью взрослых в оценке своих достижений.
Ориентация на себя или на другого значимых различий между подростками и взрослыми не обнаружила. И у тех, и у других преобладает направленность на себя. Однако, интересно, что с возрастом у подростков снижается ориентация на другого (1=-0,266 при р=0,05), т. е. разрыв в направленности СО еще больше увеличивается в пользу себя. А у взрослых, наоборот, снижается ориентация на себя (г =-0,239 при р=0,002) и возрастает важность СТ (г=-0,227 при р=0,004), т. е. возрастает значимость другого. У взрослых уменьшается разность между оценкой важности и оценкой эффективности СР, т. е. происходит постепенная выравнивание ее значимости и результативности (г=-0,195 при р=0,014).
Полученные результаты в целом подтверждают наше предположение о том, что подростки более склонны к эгоцентрической позиции, в то время как у взрослых нарастает самоотдача. Но наше ожидание, что подростки придают большую значимость СВ в сравнении со взрослыми, не оправдалось, т. е. взрослым также важно демонстрировать себя, как и подросткам.
Для выяснения места СО в общей структуре показателей психологического и эмоционального благополучия человека проводился факторный анализ по показателям СО и по интегральным показателям психологического благополучия, удовлетворенности и некоторым характеристикам устойчивого эмо-
ционального состояния. У подростков было получено 3 фактора с общей объясненной дисперсией 69,136 %. Первый фактор объединил позитивную оценку различных способов СО с общими показателями психологического благополучия и удовлетворенностью жизнью. Второй фактор включил оценку значимости СО в разных его вариантах с позитивной оценкой эффективности СР и СТ при направленности на другого, но отказе от себя. Общий уровень психологического благополучия - отрицательный. В третий фактор с наибольшим весом вошли показатели важности СВ и направленности на себя. Общий уровень психологического благополучия и уровень удовлетворенности жизнью вошли в него с отрицательными знаками. Т. е. позитивная оценка самоэффективности всех трех способов СО является важным условием психологического благополучия и удовлетворенности жизнью, а признание важности и позитивная оценка эффективности только СВ недостаточна для ощущения благополучия и общей удовлетворенности жизнью у подростков, также как и низкая оценка эффективности СВ и низкая оценка СР (таблица 2).
У взрослых было получено 3 фактора с общей объясненной дисперсией 61,845 %. Первый фактор, как и у подростков, объединил позитивную оценку различных способов СО (их важность и эффективность) с показателями психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Второй фактор объединил признание важности и эффективности СВ, важности СР, неважности и неэффективности СТ с направленностью на себя. Третий фактор объединил низкие показатели психологического благополучия и удовлетворенности с характеристиками значимости СВ, значимости и эффективности СТ, но неэффективной СР и направленностью от себя и на другого (таблица 3).
Таким образом, можно отметить, что и у подростков, и у взрослых позитивная оценка эффективности
Таблица 2. Результаты факторизации показателей самоосуществления, психологического благополучия и удовлетворенности у подростков
Table 2. The results of factorization of the indicators of self-fulfillment, psychological well-being and satisfaction in teenagers
Матрица компонентов
Шкалы Компоненты*
1 2 3
Общий уровень психологического благополучия 0,521 -0,279 -0,525
Общий уровень удовлетворенности 0,688 - -0,424
СВ важно 0,537 0,639 0,223
СР важно 0,721 0,341 0,287
СТ важно 0,648 -0,320 0,477
СВ удается 0,695 0,337 -0,357
СР удается 0,813 - -0,220
СТ удается 0,657 -0,513 -
Направленность СО на себя - 0,812 -
Направленность СО на другого 0,456 - 0,562
Вес фактора 37,615 17,914 13,610
Прим.: * - метод выделения факторов: метод главных компонент.
Таблица 3. Результаты факторизации показателей самоосуществления, психологического благополучия и удовлетворенности у взрослых
Table 3. The results of factorization of the indicators of self-fulfillment, psychological well-being and satisfaction in adults
Шкалы Компоненты*
1 2 3
Общий уровень психологического благополучия 0,735 - -0,485
Общий уровень удовлетворенности 0,617 - -0,493
СВ важно 0,479 0,622 0,387
СР важно 0,647 0,262 -
СТ важно 0,511 -0,560 0,435
СВ удается 0,622 0,495 -
СР удается 0,711 - -0,335
СТ удается 0,600 -0,539 0,331
Направленность СО на себя - 0,486 -0,236
Направленность СО на другого 0,298 - 0,445
Вес фактора 31,927 16,471 13,446
Прим.: * - метод выделения факторов: метод главных компонент.
СО во всех трех его вариантах связана с выраженным психологическим благополучием и общей удовлетворенностью жизнью, в то время как понижение оценки эффективности СО (хотя бы по одному из его вариантов) либо не образует этих связей, либо образует отрицательные. Общее благополучие и позитивная оценка эффективности при этом сопровождается направленностью на другого, а знак направленности в симптомокомплексах с низким уровнем благополучия и низкой оценкой эффективности (хотя бы одного из способов СО) может быть разным, т. е. существенной роли не играет.
У взрослых к тому же обнаруживается, что даже высокая оценка СТ при низкой оценке СР не компенсирует переживание неудовлетворенности жизнью и ощущение психологического неблагополучия.
Углубленное рассмотрение показателей СО в качестве предикторов психологического и эмоционального благополучия оценивалось с помощью регрессионного анализа. По его результатам было обнаружено, что коэффициенты множественной корреляции (КМК) для окончательных моделей статистически достоверны для большинства исследуемых показателей благополучия и у подростков,
и у взрослых (таблицы 4 и 5). Коэффициенты множественной дисперсии (КМД) также достаточно большие, и регрессионные модели у подростков объясняют от 28 % до 87 % дисперсий зависимых переменных (таблица 2), у взрослых - от 10 % до 35 %. Итак, результаты по данным факторам могут быть приняты во внимание.
У взрослых:
- общий уровень психологического благополучия = 41,496 + 1,135 (СР удается) + 0,336 (СВ удается) + 0,321 (СТ удается);
- удовлетворенность жизнью = 10,472 + 0,598 (СР удается);
- психическая активность = 15,626 - 0,168 (СР
удается);
Таблица 4. Результаты оценки зависимых переменных от показателей эффективности различных вариантов самоосуществления у подростков
Table 4. The results of the assessment of the dependent variable from the indicators of efficiency for the different variants of self-fulfillment in teenagers
КМК КМД F Р
1. Общий уровень благополучия 0,460 >21 % 4,584 0,007
2. Удовлетворенность 0,696 >48 % 15,945 0,000
3. Психическая активность 0,419 >17 % 3,557 0,021
4. Интерес 0,578 >33 % 8044 0,000
5. Эмоциональный тонус 0,477 >22 % 4,915 0,005
6. Аффективный баланс 0,938 >87 % 4,840 0,074
Таблица 5. Результаты оценки зависимых переменных от показателей эффективности различных вариантов самоосуществления у взрослых
Table 5. The results of the assessment of the dependent variable from the indicators of efficiency for the different variants of self-fulfillment in adults
КМК КМД F Р
1. Общий уровень благополучия 0,582 >33 % 26,569 0,000
2. Удовлетворенность 0,410 >16 % 10,478 0,000
3. Психическая активность 0,226 >15 % 2,796 0,042
4. Интерес 0,370 >13 % 8268 0,000
5. Комфортность 0,341 >11 % 4.164 0,000
6. Время счастья 0,289 >8 % 4,736 0,003
7.Время несчастья 0,345 >11 % 7039 0,000
Уравнения регрессии по этим параметрам свидетельствуют о том, что позитивная оценка СР вносит значимый вклад в общее самочувствие человека. У подростков они имеют следующий вид:
- общий уровень психологического благополучия = 43,261 + 0,728 (СР удается);
- удовлетворенность жизнью = 5,417 + 0,735 (СР удается);
- психическая активность = 20,279 - 0,396 (СР удается);
- интерес = 17,378 - 0,514 (СР удается);
- эмоциональный тонус = 14,345 - 0,462 (СР удается);
- аффективный баланс = 7,668 + 0,432 (СР удается).
Остальные варианты самоосуществления и оценка их эффективности не имеют столь значимого влияния на исследуемые показатели у подростков.
- интерес = 15,685 - 0,235 (СР удается) - 0,125 (СТ удается);
- комфортность = 17.264 - 0,165 (СР удается) -0,127 (СВ удается) - 0,136 (СТ удается);
- время счастья = 15,525 + 1,151 (СР удается);
- время несчастья = 43,194 - 1,917 (СР удается).
У взрослых же, как мы видим, СР оказывает
наибольшее влияние на общее самочувствие человека, но наряду с СР существенное значение имеют и оценки других способов самоосуществления (СВ и СТ). В частности, общий уровень психологического благополучия и комфортность зависят от оценки всех трех вариантов СО.
Заключение
Итак, в исследовании было обнаружено, что в целом оценка эффективности самоосуществления (особенно самореализации), действительно, тесно связана с удовлетворенностью жизнью, психологическим благополучием личности и устойчивым
эмоциональным состоянием. Дополнительно по результатам исследования могут быть сформулированы следующие выводы, отражающие специфику этих связей у взрослых и подростков.
1. Подростки более склонны к эгоцентрической позиции, в то время как у взрослых нарастает самоотдача. Однако наше ожидание, что подростки придают большую значимость СВ в сравнении со взрослыми, не оправдалась, т. е. взрослым также важно демонстрировать себя, как и подросткам.
2. И у подростков, и у взрослых позитивная оценка эффективности СО во всех трех его вариантах связана с выраженным психологическим благополучием и общей удовлетворенностью жизнью и сопровождается направленностью на другого.
3. Снижение оценки эффективности СО (хотя бы по одному из его вариантов) может свидетельствовать об определенном неблагополучии и / или неудовлетворенности жизнью.
4. Знак направленности СО не обнаружил взаимосвязей со сниженными показателями благополучия и удовлетворенности.
5. Ведущий вклад в переживание удовлетворенности, эмоционального и психологического благополучия у подростков вносит позитивная оценка СР, у взрослых важную роль играет оценка и других вариантов СО.
Полученные результаты заставляют более внимательно отнестись к проблеме самоосуществления как взрослых, так и подростков. Они свидетельствуют о том, что процесс самоосуществления личности, независимо от возраста, предполагает наличие значимой для себя и направленной на другого деятельности, а самооценка его эффективности имеет непосредственное отношение к проблеме психоэмоционального благополучия личности.
Литература
1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 6. 528 с.
2. Щукина М. А. Психология саморазвития личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. 348 с.
3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности. Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.
4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
6. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Тускарора, 1996. 175 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. 368 с.
8. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б., Ануфриюк К. Ю. Теоретическое определение и опыт исследования самоосуществления подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 547-555.
9. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. № 2. С. 82-93.
10. Курганский Н. А., Немчин Т. А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 44-51.
11. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969.
12. Fordyce M. W. A Review of Research on the Happiness Measures: A Sixty Second Index of Happiness and Mental Health // Social Indicators Research. 1988. Vol. 20. Iss. 4. P. 355-381.
THE SELF-ASSESSMENT OF SELF-FULFILLMENT EFFICIENCY AS A FACTOR
OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING*
Nadezhda F. Golovanova a, @ID1; Irina B. Dermanova a,ID2
aSaint-Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya embankment, Saint-Petersburg, Russia, 199034
ID1 https://orcid.org/0000-0002-5932-0047
ID2 https://orcid.org/0000-0001-5742-4451
Received 22.08.2018. Accepted 18.09.2018.
* The research was supported by the Russian Humanitarian Science Foundation, grant No. 16-06-00307.
Abstract: The authors consider the process of self-fulfillment as an exteriorization of one's inner world on a life scale. The research features the following ways of self-fulfillment: self-expression (positioning oneself), self-realization (the realization of one's potential) and self-transcendence (commitment). The authors describe their constructive and non-constructive character, taking into consideration the "Oneself -the Other" axis, i.e. in the interest of one's personality, as well as for the sake of other people. The efficiency of the self-fulfillment, the manifestation of the variants and the directivity were measured by means of the authors' questionnaire. The authors conducted an empirical research of the self-assessment of self-fulfillment among teenagers and adults and its influence on the psychological well-being and emotional state. It was discovered that both the adults and the teenagers had a positive assessment of the self-fulfillment related with the expression of psychological well-being and general life satisfaction and was accompanied by the axis towards "the Other". The authors point out that life satisfaction, emotional and psychological well-being in teenagers was connected with a positive assessment of self-realization, while in the adults it was predetermined by all the ways of the self-fulfillment.
For citation: Golovanova N. F., Dermanova I. B. Samootsenka effektivnosti samoosushchestvleniia kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiia lichnosti [The Self-Assessment of Self-Fulfillment Efficiency as a Factor of Psychological Well-Being]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3 (2018): 85-92. DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2018-3-85-92.
References
1. Ushinsky K. D. Pedagogicheskie sochineniia [The Pedagogical Works]. Moscow: Pedagogika, vol. 6 (1990): 528.
2. Shchukina M. A. Psikhologiia samorazvitiia lichnosti [The psychology of a person's self-development]. Saint-Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2015, 348.
3. Karpinskii K. V. Psikhologiia zhiznennogo puti lichnosti [The psychology of a personality life path]. Grodno: GrGU, 2002, 167.
4. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psikhologicheskoe vremia lichnosti [A personality's psychological time]. Moscow: Smysl, 2008, 267.
5. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategiia zhizni [The strategy of life]. Moscow: Mysl', 1991, 299.
6. Kulyutkin Yu. N., Sukhobskaya G. S. Lichnost': vnutrennii mir i samorealizatsiia. Idei, kontseptsii, vzgliady [A personality's inner world and self-realization. Ideas, concept, views]. Saint-Petersburg: Tuskarora, 1996, 175.
7. Frankl V. Chelovek vpoiskakh smysla [Man's search for meaning]. Moscow: Progress, 1990, 368.
8. Golovanova N. F., Dermanova I. B., Anufriyuk K. Yu. Teoreticheskoe opredelenie i opyt issledovaniia samoosushchestvleniia podrostkov [Theoretical definition and research experience of the self-fulfillment of the adolescent]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia = The problems of the contemporary education, no. 52-7 (2016): 547-555.
9. Zhukovskaya L.V.,Troshikhina E.G., Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff [K. Ryffs scale of psychological well-being]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal, no. 2 (2011): 82-93.
10. Kurganskii N. A., Nemchin T. A. Otsenka psikhicheskoi aktivatsii, interesa, emotsional'nogo tonusa, napryazheniia i komfortnosti [An assessment of psychological activation, emotional tonus, tension and comfort]. Praktikumpo eksperimental'noi iprikladnoipsikhologii [A workshop on the experimental and applied psychology]. Ed. Krylov A. A. Leningrad: LGU, 1990, 44-51.
11. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969.
12. Fordyce M. W. A Review of Research on the Happiness Measures: A Sixty Second Index of Happiness and Mental Health. Social Indicators Research, 20, Iss. 4 (1988): 355-381.
Keywords: self-fulfillment, life satisfaction, self-expression, self-realization, self-transcendence, self-fulfillment directivity, motives, a teenager, an adult.