Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, N° 3 (35), с. 65-73
65
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.1
САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ АКТИВИЗАЦИИ © 2014 г. В.Н. Келасьев, И.Л. Первова
Санкт-Петербургский госуниверситет
Поступила в редакцию 05.06.2014
Общество рассматривается как динамически развивающаяся целостность с различающимися слоями явлений. В основе функционирования общества лежит самоорганизационный цикл, в соответствии с которым процессы, начавшись с уровня индивидов, социальных групп, организаций (находящихся в рамках целого), через этап взаимодействия и совмещения интересов, целей, стремлений социальных субъектов порождают новые качества, совмещающие их интересы и цели. Эти новые качества в виде тех или иных форм социальной рефлексии влияют на поведение социальных субъектов, корректируя его в соответствии с требованиями человеческого общежития. Подробно рассматриваются помехи в работе отдельных звеньев самоорганизационного цикла; формулируются условия, необходимые для разблокирования, активизации и работы звеньев самоорганизационного цикла. Описываются этапы выхода общества из состояния стагнации и застоя и условия, делающие общество подлинно саморазвивающимся.
Ключевые слова: социальная целостность, самоорганизация, социальные субъекты, процессы совмещения, социальная рефлексия, самоорганизационный цикл, состояние стагнации.
Разработкой проблематики самоорганизации общества занимались многие исследователи начиная с 1960-х годов, пытаясь обосновать теорию, базирующуюся на логике системы, ее контроле и методологии [1—5].
В отечественной и зарубежной науке в начале XXI в. сложился ряд самостоятельных подходов к проблематике самоорганизации: синергетический [6], конфликтологический [7], системных изменений [8], конструктивистский [9], инновационный [10], гносеологический [11-13], культурологический [14] и ряд других. В рамках самоорганизационного подхода показано, что пути развития общества не являются предзаданными, что социальные системы обладают свойством нелинейности, отклонения в функционировании общества жизненно важны для его развития, охарактеризованы определенные режимы развития социальной системы и т.д. Но еще не сложилась обобщенная самоорганизационная модель общества, представляющая общество в разнообразии его многомерных качеств и позволяющая раскрыть динамику становления самоорганизационных процессов и механизмы влияния на них.
Самоорганизационная модель общества Ранее нами была предложена самоорганизационная модель общества, в соответствии с которой общество было представлено как сложная форма целостности с особым типом причинности, выраженной субъектностью, характеризующейся различающимися слоями явлений [15; 16]. Общество - это многомерное образование, включающее в себя и отдельных социальных субъектов (индивидов, социальные группы, организации, институты), и явления морали, права, а также других форм социальной рефлексии, и взаимодействие социальных субъектов, их обмен информацией, товарами, услугами, и невидимые механизмы, лежащие в основе такого взаимодействия (достаточно неочевидные, недоступные внешнему наблюдению). В зависимости от позиций и установок исследователя общество будет раскрываться перед ним теми или иными его сторонами. Вместе с тем востребовано целостное отражение этих различающихся слоев явлений. Эти слои связывает определенная логика, которая не была раскрыта в предшествующих исследованиях и которую мы собираемся положить в основу самоорганизационной модели. С нашей точки зрения, обще-
ство можно рассматривать как разновидность динамической развивающейся целостности с сильно различающимися слоями явлений. Надо отличать слой внешне наблюдаемых явлений в обществе от слоя ненаблюдаемых качеств социальной рефлексии и т.д. Из методологических соображений целесообразно выделить три уровня таких слоев, с которыми связаны качественно различные процессы. Для такого целостного отражения имеющегося разнообразия составляющих общества предлагается его описание как многомерного образования с взаимодействующими слоями явлений. Общее понятие социального взаимодействия, а также ситуации, возникающие в процессе социального взаимодействия на разных уровнях, проанализированы коллективом авторов [17].
Итак, в обществе выделяются следующие слои взаимодействующих явлений.
Условно нижний слой явлений в обществе как социальной целостности выступает на первый план, если мы анализируем общество с позиций некоторого внешнего наблюдателя (эмпирика). Реальностью для социолога-эмпирика выступает только то, что он видит, непосредственно наблюдает, фиксирует: отдельные люди, малые группы, организации, их активность. Общество предстает видимыми компонентами (социальными субъектами) и их связями. Такая позиция наиболее близка к позиции социального бихевиоризма. Но необходим учет и других, менее очевидных слоев и явлений.
Промежуточный слой явлений в социальной целостности существует в виде процессов совмещения. Процессы совмещения порождаются тем, что люди, группы и организации всегда оказываются включенными в целое. Такое целое может выступать в различных формах: в виде общей деятельности, единой территории, общей культуры, единого государства и т.п. Вхождение же в любые формы целого всегда требует некоторого согласования, совмещения, гармонизации компонент нижнего слоя. Процессы совмещения обнаруживаются в широком диапазоне - от живой клетки до общества. Процессы совмещения внешне проявляются в форме взаимодействия социальных субъектов, неизбежных, поскольку есть вхождение в целое.
Верхний слой образуют разнообразные новые качества, порождаемые в итоге совмещения составляющих нижнего слоя (отдельных людей, малых групп, организаций). Главным из этих новых качеств является социальная рефлексия (в форме управленческих решений, законодательных актов - различных форм осознания обществом самого себя).
Саморазвитие общества как социальной целостности осуществляется по следующей схеме. Индивиды, группы, организации, находящиеся в рамках целого, должны пройти этап совмещения своих действий, интересов и целей - породить новые качества, совмещающие их интересы и цели. Далее самим своим смыслом эти новые качества в виде тех или иных форм социальной рефлексии корректируют движимое этими интересами и целями поведение социальных субъектов в соответствии с требованиями человеческого общежития. Самоорганизация и выступает сначала как движение от нижнего к промежуточному и верхнему слоям явлений и далее как обратное влияние явлений верхнего слоя на поведение составляющих нижнего слоя (социальных субъектов).
Процессы, начавшись с уровня отдельных людей, социальных групп, замыкаются, заканчиваются на них же. Этот цикл лежит в основе механизмов развития социума на протяжении как длительных, так и коротких интервалов времени. Понятием социальной самоорганизации, очевидно, предполагается такой цикл.
Иными словами, говоря о социальной самоорганизации, мы имеем в виду формирование различных форм отражения, самоотражения (качеств социальной рефлексии), их синтеза и их обратного влияния на происходящее в обществе. Этот механизм, с нашей точки зрения, является достаточно универсальным, проявляющимся на уровне всех обществ и всех этапов общественного развития.
Самоорганизация, таким образом, порождается, во-первых, самой тенденцией к совмещению, во-вторых, ее результатами - новыми качествами (в виде различных форм рефлексии), осуществляющими совмещение интересов и установок отдельных людей или социальных групп.
В соответствии со сказанным выше, обобщенная самоорганизационная модель общества (разумеется, в упрощённой форме) может быть представлена на рисунке (см. рис. 1).
Общество, в котором четко функционирует самоорганизационный цикл, налажены процессы согласования интересов социальных субъектов, формирования адекватной социальной рефлексии и ее обратного влияния на жизнедеятельность индивидов и социальных групп, будет эффективным, ибо в его развитии задействованы все механизмы саморазвития. Но предложенная модель представляет идеализированное описание реальных процессов. В действительности все звенья самоорганизации общества работают с издержками, различными
Рис. 1. Самоорганизационная модель общества
сбоями, затруднениями, поэтому необходимо создавать условия для активизации всех звеньев самоорганизационного цикла. Применительно к модели активизация может осуществляться на следующих уровнях.
Первый уровень - активизация социальных субъектов - повышение их инициативы, социальной компетентности, создание ориентации на саморазвитие, использование скрытых ресурсов, стимулирование социального творчества и т.д. Роль таких инициативных граждан в самоорганизационных процессах чрезвычайно велика, хотя количество их в обществе и незначительно (5-7%). Степень самоорганизации общества напрямую зависит от числа таких инициативных и компетентных граждан, без них оно будет впадать в состояние застоя и стагнации.
Второй уровень - активизация процессов согласования, совмещения интересов социальных субъектов и общества. На этом уровне происходит согласование интересов социальных субъектов, образование на базе общности интересов инициативных групп, жестко отстаивающих эти интересы, которые часто ущемлены, согласование их с интересами ведомств, учреждений, структур (обладающих большими ресурсами).
Именно в результате неналаженности процессов согласования интересов разных групп произошла чрезмерная поляризация российского общества, на которую резко реагирует население, воспринимая ее как несправедливую. Ведь именно в ее итоге потребности одних групп перенасыщены, а других - не удовлетворяются даже на минимальном уровне.
Функцию согласования интересов выполняют различные формы социальной рефлексии, но они слишком долго формируются в недрах соответствующих властных структур. Конечно, согласование предполагает гласность, открытость, общественные обсуждения различных статей и направлений бюджетов, которыми располагает тот или иной регион РФ. Регуляторы такого согласования оказываются несовершенными, односторонними. Вырабатываемые государством решения, законодательные акты по согласованию интересов страдают неполнотой, не учитывают интересы различных групп, в итоге чего в процессах взаимосогласования интересов различных социальных субъектов остается место несправедливости, произволу. Но в условиях изменившейся социальной реальности социальная рефлексия выступает в качестве базового регулятора процессов социального развития.
Третий уровень - активизация процессов формирования качеств социальной рефлексии, контроль за тем, чтобы социальная рефлексия не замещалась точками зрения отдельных социальных групп, а отражала интересы всего общества. Социальная рефлексия российского общества уже давно и капитально нарушена и именно замещается точками зрения отдельных социальных групп. Функцию активизации процессов формирования социальной рефлексии должны выполнять междисциплинарные команды из представителей разных социогуманитарных дисциплин. Но следует признать, что здесь пока сделано мало.
Самоотражение социума может формироваться очень медленно, встречаться с рядом
препятствий. По тем или иным причинам «Я» социума может быть неадекватным и тогда «ак-тивизатор» может задать ложное направление развитию общества. Рефлексия социума -управленческие решения, право, мораль - все многоликое «Я» социума часто неадекватно, запаздывает или подчинено интересам элит и искажает реальность.
Однако полноценное, неискаженное «Я» социума - основа точности его реагирования на очередной вызов со стороны собственной среды или других обществ. Неслучайно в развитых обществах сейчас нарастает удельный вес рефлексии. К сожалению, как говорилось выше, адекватная рефлексия может замещаться точками зрения отдельных политических партий, властных элит, харизматических лидеров.
Четвертый уровень - активизация обратного влияния порожденных качеств рефлексии на активность социальных субъектов, их деятельность, контроль за тем, чтобы это влияние не запаздывало, было обеспечено ресурсами и т.д. Часто решение принято на бумаге, но его реализации нет или она сильно запаздывает, недостаточно обеспечена ресурсами для осуществления этого обратного влияния. Это - хроническая болезнь российского общества, которое нуждается в разблокировании препятствий в работе самоорганизационного цикла.
Выделяется и ряд других уровней, на которых начинает осуществляться активизация, в частности уровень, связанный с разблокированием различных препятствий в работе самоорганизационного цикла. Российское общество представлено большим числом менталитетов, что порождает разнообразие форм рефлексии и расколотость общества на отдельные социальные группы, по разному понимающие ситуацию в обществе. Определенной помехой выступает и то, что в роли средств общественной рефлексии в России часто выступали красивые, но крайне абстрактные схемы, утопические проекты, которыми русская мысль изобиловала во все времена. Такая рефлексия приводила к тупикам и разрушениям в обществе. В России с давних времен в качестве активизаторов выступали насилие, принуждение и террор [18]. Эти и ряд других помех самоорганизационным процессам предстоит преодолеть и разблокировать.
Препятствия в реализации самоорганизационных процессов
Можно поставить вопросы о том, почему самоорганизационный цикл в российском социуме складывается с таким трудом, почему так вяло функционирует, почему столь много пре-
пятствий возникает на пути его функционирования и как их устранить.
В общем для этого надо попытаться прояснить следующие вопросы:
- как повысить адекватность процессов рефлексии;
- как увеличить число инициативных, активных граждан;
- как вычленить признаваемые большинством членов общества критерии самоорганизации;
- как сделать общественное мнение активи-затором самоорганизационного цикла;
- как превратить креативный потенциал, исходящий от различных социальных групп, в активизатор самоорганизационного цикла;
- как выявить возможные активизаторы самоорганизационных начал в обществе;
- как нейтрализовать возникающие барьеры действия данных активизаторов и т.д.
Препятствием реализации креативного потенциала часто выступает то, что власть в ответ на предложения от активных индивидов и/либо инициативной группы игнорирует их или манипулирует позициями людей, не доводя эти позиции до уровня управленческих решений и законодательных актов. Подлинная самоорганизация может иметь место только при условии равноправного диалога и взаимопонимания власти и населения. Поэтому необходимо поднимать статус и возможности инициативных групп, особенно в связи с тем, что они пока являются наиболее слабой стороной во взаимодействии с властью (и бизнесом).
Самоорганизационные процессы не должны ничем тормозиться и во внешней среде. Если во внешней среде мы не находим ничего кроме государства (доминируют лишь его структуры), то вместо самоорганизации получаем организацию, которая только тормозит подлинную самоорганизацию. Для инициативы людей и их самостоятельной активности просто не остается места. На идее о доминирующей роли государства расцветали иждивенчество, пассивность, а также базировалось убеждение в том, что все проблемы в обществе можно решить с помощью силы и власти. На этом пути общество, как известно, закономерно ждал крах. Однако таким же односторонним является и подход к социальной среде с позиций неолиберализма. Как известно, в перестроечной России делали ставку на рынок, надеясь, что он обеспечит самоорганизацию, но тоже не добились успеха.
Высокий уровень самоорганизации в обществе предполагает наличие как активности человека, так и активности властных структур.
Тормозит самоорганизацию то, что человек часто пассивен, не проявляет социальных инициатив, с трудом согласует свои интересы с другими. Властные структуры тоже часто безразличны к человеку или, более того, вообще закрыты для него. Поэтому явно или неявно предполагалось, что поиск средств привития человеку навыков самостоятельного решения проблем, развития его инициативности не нужен. Естественно было искать эти средства в рамках наиболее близкой человеку социальной структуры - органов местного управления. Инициатива здесь должна проявляться в сфере, затрагивающей непосредственные жизненные интересы: жилье, транспортное обслуживание, состояние дорог, торговлю и др. Это то, что окружает человека. Простора для проявления инициативы в решении этих весьма понятных человеку задач предостаточно. Человек при этом улучшает ближайшую среду своего обитания, должен быть заинтересован в этом.
Надо заметить, что общинный принцип управления составляет один из краеугольных камней самоорганизации развитых обществ. Когда вводили муниципальное управление, казалось, что так будет и в России. Однако население не проявляет необходимой инициативы во взаимодействии с местной властью. Да и сама местная власть тоже оказалась недостаточно готовой к взаимодействию с населением (мешает этому правовая необеспеченность местного управления, недоверие населения к власти, отсутствие необходимого финансирования и др.). В России так называемая коммьюнити (община в урбанистической среде) не сложилась - люди часто даже не знают, кто живет за стенкой, и только здороваются в подъезде. В итоге вместо активного человека и активной властной структуры мы имеем во многом пассивных социальных субъектов, не умеющих конструктивно взаимодействовать друг с другом. Нужны специальные технологии активизации социального участия населения в деятельности местного самоуправления.
Уже сложились некоторые технологии адек-ватизации «Я» на уровне муниципального социума. С их помощью преодолевается то, что называется «параличом сознания» населения. Они открывают возможность для отдельных индивидов и социальных групп более ясно понимать и формулировать окружающую их ситуацию и выделять факторы, посягающие на их экономические, социальные и политические интересы. Методы активизации формирования такого локального муниципального «Я» социу-
ма, в частности, были развиты и используются социальными службами [19].
Такая активизация рефлексивных процессов у местных жителей позволяет проживающим на данной территории индивидам лучше понять причины, понижающие качество и уровень их жизни. Определенными приемами у местного населения формируется сознание «меня в этой ситуации» - оно способно привести к видению «меня в другой ситуации» в некотором будущем. Задача профессионала состоит в том, чтобы помочь индивидам и социальным группам ясно отрефлексировать желательное будущее состояние дел в местном сообществе, а затем работать с ними над реализацией данного состояния. Для этого профессионалу необходимо сформировать активную группу из местных жителей, способных осознать себя как «новых людей» и взяться за задачи, о которых они раньше не могли и помыслить. Он должен уметь вдохновить людей, уметь перевести предварительное самопонимание в более развитое, убедить как можно больше людей местного сообщества принять этот коллективно выработанный «новый мир», поселить веру в его обоснованность и затем перевести ее в активные действия по улучшению ситуации.
Нельзя недооценивать роль добровольных организаций, объединений людей и территориальных сообществ для становления самоорганизации общества. Такие добровольные ассоциации, организации людей и были той базой, на которой образовалось общество - они первичнее государства и рынка. Их значимость определяется тем, что в такой сложной целостности, как общество, невозможно все запрограммировать, предвидеть, управлять всем происходящим, решать все только сверху, идя от государства. Не может всего решить и рынок (деньги). Появившиеся новые социальные движения (молодежные, зеленые, женские, сетевые и др.) решают задачи, которые не решаются такими средствами, как власть или деньги (социализация, культурное воспроизводство, социальная интеграция). Именно в рамках таких движений активизируются способности человека к самоорганизации и адекватной рефлексии. Однако государство тяжело расстается со своими претензиями на абсолютную власть. В России до сих пор идет поиск целей развития социума и оптимального баланса трех секторов общества: государства, рынка, добровольных организаций и территориальных сообществ (о чем не раз писала И.А. Григорьева [20; 21]), хотя давно уже очевидна необходимость обогащения управле-
ния потенциалом гражданских форм самоорганизации людей.
Модель динамики выхода общества из состояния стагнации
Базой новой модели будет являться тот же самоорганизационный цикл, но в основу этой модели будет положено само состояние стагнации: оно начинает осознаваться под влиянием новой социальной проблемы - отдельные индивиды, группы активизируются этой проблемой -вхождение в целое побуждает их согласовывать свои интересы - из них формируется некоторая целостность (группа по интересам) - она начинает вырабатывать стратегии изменения ситуации - наконец, формируются новые качества в форме активной рефлексии, влияющие на отдельных субъектов, которые своими обновленными, скорректированными действиями выводят общество из состояния стагнации.
Предлагается следующая модель динамики выхода общества из состояния стагнации, включающая ряд этапов (терминология самоорганизационного цикла при этом модифицирована в соответствии со спецификой исходной проблемы и особенностями управленческой терминологии, что позволяет конкретизировать обобщенную модель и приблизить ее к реалиям и профессионального языка в этой сфере).
Этап стагнации. Пассивное существование индивидов и социальных групп в традиционных формах деятельности может быть обусловлено рядом причин: приемлемым уровнем удовлетворения базовых потребностей, отсутствием желания что-то менять, привычным упованием на государство, отсутствием инноваций, усталостью населения, отсутствием инициативных и творческих лидеров и т.п.
Этап активизации. Появляется новая социальная проблема, не решаемая традиционными способами, которая ущемляет базовые моральные, политические и жизнеобеспечивающие потребности, и появляются активные индивиды, социальные группы, рефлексирующие проблему и понимающие, что необходимо консолидироваться для ее решения.
Этап формирующейся целостности. Происходит объединение субъектов для проявления солидарности, ответственности, гражданских инициатив, социального контроля. Они находятся в сфере общей деятельности, общего пространства, что побуждает их к интеграции. Появляется инициативная группа, объединяющая население, затрагиваемое новой проблемой. Возникает групповое осознание необходимости менять ситуацию.
Этап выработки стратегии изменения ситуации. Осуществляется выстраивание планов, программы действий, формирование общественного мнения, - но вначале неизбежна пассивная рефлексия. Однако идет давление на органы власти, административные структуры по признанию выработанных предложений.
Активная рефлексия - осознание, переходящее в действие через обязательность исполнения принятых решений, законодательных актов. Формируется при заинтересованности социальных субъектов, давлении их на властные структуры в целях изменения ситуации. Социальные активисты способны первыми замечать проблему и довести ее до властных структур. Это стимулирует ее осознание властными структурами и проведение ими необходимых реформ.
Надо подчеркнуть, что роль активных социальных групп и индивидов в современном российском обществе для достижения прогрессивных социальных изменений, новых управленческих решений, обновления всей социальной сферы чрезвычайно велика. Именно на основе их активности и инициатив общество побуждается к деятельности. Рефлексии только бюрократического управленческого аппарата оказывается явно недостаточно.
Инициатива, творчество таких социальных групп выступают в качестве своеобразных ак-тивизаторов социальных процессов. В качестве таких активизаторов могут выступать и другие факторы: внешние угрозы, экономические кризисы, внутренние противоречия, приводящие к мятежам, сам рост креативности людей, уровня их образованности и т.д. Россия на протяжении всей истории постоянно находилась под действием различного рода мятежей, революций, войн, нереализуемых идеологических установок, побуждавших к активности миллионы людей. Но для нормальной мирной жизни в условиях современного общества такие активизато-ры уже не годятся.
Функции активизаторов могут брать на себя не только инициативные граждане, но и социальные службы, стоящие близко к острым социальным проблемам.
Подчеркиваем, что запускает процесс выхода общества из ситуации стагнации появление новой социальной проблемы, на которую реагируют наиболее активные граждане. Из них образуется самоорганизующаяся группа; она может выходить в информационное поле расширяться, привлекать новых сторонников, усиливать свой потенциал. Далее осуществляется давление группы на органы власти, ответственные за ситуацию. Неизбежна реакция органов
власти и их деятельность по подготовке к разрешению проблемы. Наконец, в итоге общественных инициатив происходит масштабное осознание властью (от местной до верховной) полезности инициатив группы и вырабатывается активная рефлексия в форме обязательных к исполнению управленческих решений, законодательных актов, вменяющих в обязанность специализированным властным структурам решать возникшую социальную проблему, производить необходимые изменения и уводить тем самым общество от состояния стагнации. Консолидируемыми усилиями формируется тот же самоорганизационный цикл.
В формировании этого цикла особая роль принадлежит гражданским активистам, самоорганизующейся группе. Однако выход из ситуации стагнации может инициироваться и властными структурами на основе их собственной активности. В реальности оба вида активности могут сочетаться и дополнять друг друга. Но инициативные группы, индивиды усиливают регуляционные возможности государства в согласовании интересов человека и общества, интересов уязвимых социальных групп и общества.
Весь процесс рассмотрения динамики выхода общества из ситуации стагнации преследовал цель демонстрации методологических возможностей обобщенной модели общества. Усиливают эти возможности и некоторые вновь возникшие институты, в частности институт социальной работы. Его представители в качестве объекта воздействия имеют отдельных индви-дов, социальные группы, активизируют их социальную рефлексию, установки на самопомощь и взаимопомощь, способствуют согласованию интересов уязвимых социальных групп с интересами общества. Институт социальной работы, таким образом, оказывается вплетенным в определенные звенья самоорганизационного цикла (на первом и втором уровнях).
Заключение
Итак, самоорганизационные процессы могут развертываться по разным направлениям. Активизироваться они могут прежде всего за счет роста активности и инициативности самих субъектов. Примеров успешности общественных инициатив немало (отмена строительства небоскреба Охта-центр в Санкт-Петербурге, нарушающего архитектурную целостность; сохранение парковых зон в крупных российских городах и т.п.).
Сложилось и немало технологий, стимулирующих увеличение численности активных граждан, например технология вброса в Интер-
нет актуальной социальной проблемы, затрагивающей интересы большого количества людей. Уже само ее появление приводит к выявлению и объединению сторонников; они ищут пути ее решения и намечают действия по их реализации (благоустройство и уборка территорий, помощь больным и престарелым жителям сообщества, выход на контроль за качеством торговли и т.д.). Такой значимой проблемой может стать и проблема создания специальных дорожек для велосипедистов, которая в интернет-сообществе может найти немало сторонников, способных довести дело до конца. Актуальной проблемой может оказаться и проблема создания доступной и комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями. Вообще любая социальная группа при соответствующей артикуляции своих требований, последовательности и настойчивости в отстаивании своих прав может (способна) влиять на власть и добиваться решения своих проблем [22].
Суммируя, можно сказать, что общество, в котором имеется достаточно большое число индивидов с высокой активностью и высокой адекватностью рефлексии, в котором налажены процессы согласования интересов социальных субъектов, четко функционирует весь самоорганизационный цикл, может рассматриваться как подлинно саморазвивающееся. Самоорганизационные процессы при этом развертываются по многим направлениям и реализуются на многих уровнях. И смысл приведенной обобщенной модели общества состоял в том, чтобы не только раскрыть суть этих звеньев и уровней, но и показать условия, необходимые для их активизации.
Социальная рефлексия при этом - главный активизатор работы самоорганизационного цикла: именно ее адекватность, своевременность дают основание для эффективного обратного влияния на деятельность и поведение индивидов и социальных групп, изменяя их в направлении максимальной самоорганизации.
Список литературы
1. Parsons T. «Interaction» and «Social Systems» // In: The International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: McGraw-Hill, 1968.
2. Kaufman S.A. Origins of Order: Self-Organization and Selection in Evolution. Oxford: Oxford University Press, 1992.
3. Leydesdorff L. Is society a self-organizing system? // Journal for Social and Evolutionary Systems. 1993. № 16. Р. 331-349.
4. Luhmann N. Socialsystems. Stanford: Stanford University Press, 1995.
5. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Лань, 1999. 573 с.
6. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М.: КомКнига, 2005. 248 с.
7. Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. 2011. № 2. С. 96-108.
8. Takatoshi, I. Self-Organization and Society // Agent-Based Social Systems. 2008. Vol. 5. XIV.
9. Glasersfeld E. von Who Conceives of Society? // Constructivist Foundations. 2008. № 3 (2). Р. 59-104.
10. Басов Н.В. Становление и развитие инновации в процессе социальной самоорганизации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11. № 4. С. 185-204.
11. Hargreaves A. Teaching in the knowledge society: education in the age of insecurity. New York: Teachers College Press, 2003. 230 с.
12. Katalinic B. Knowledge based society // Annals of DAAAM for 2010 & Proceedings of the 21st International DAAAM Symposium. 2010. Vol. 21. № 1.
13. Leydesdorff L. Annual Review of Information // Science and Technology. 2010. № 44. Р. 367-417.
14. Strydom P. Toward a global cosmopolis? On the formation of a cosmopolitan cultural model // Irish Journal of Sociology. 2012. Vol. 20.2. Р. 28-50.
15. Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 204 с.
16. Келасьев В.Н. Модели социогенеза // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. Вып. 3. С. 347-356.
17. Социальное взаимодействие в системе социальной работы: учебник для вузов / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. 410 с.
18. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 460 с.
19. Henderson P., Thomas D. Skills in neighborhoods work. L., NY, 2000. 160 p.
20. Григорьева И.А. Развитие социальной политики в России в 1990-2000-х годах // Мир России. 2013. № 1. С. 132-154.
21. Григорьева И.А. Российская социальная политика в последние годы: между уже пройденным путем и все еще неопределенным будущим // Журнал исследований социальной политики. 2007. № 1. С. 7-24.
22. Келасьев О.В., Казаков С.В., Лейес А.Ю. Специфика коммуникации власти и населения в контексте массового публичного протеста // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. № 1. С. 103-123.
SOCIETY'S SELF-ORGANISATION AND MECHANISMS OF ITS ACTIVIZATION
V.N. Kelasyev, I.L. Pervova
Society is seen as a kind of dynamic emerging entity with different layers of phenomena. The functioning of society is based on self-organizational cycles. These cycles involve multiple levels of functioning; starting from the level of individuals, social groups, organizations (which interact within the framework of the whole) through phases of merging of interests; with the goals of social actors rising to the level of social reflection and awareness, which by its nature begins to affect the behavior of the social actors. There is a process of adjustment according to the requirements of the human community. The difficulties in the self-organizational units cycle, as determined by the conditions necessary to unlock and activate them are considered. The society's stages of getting out of stagnation and actualizing the conditions that make a society truly developing are discussed in detail.
Keywords: social integrity, self-organization, social actors, merging processes, social reflection, self-organizational cycle, state of stagnation.
References
1. Parsons T. «Interaction» and «Social Systems» // In: The International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: McGraw-Hill, 1968.
2. Kaufman S.A. Origins of Order: Self-Organization and Selection in Evolution. Oxford: Oxford University Press, 1992.
3. Leydesdorff L. Is society a self-organizing system? // Journal for Social and Evolutionary Systems. 1993. № 16. R. 331-349.
4. Luhmann N. Socialsystems. Stanford: Stanford University Press, 1995.
5. Vasil'kova V.V. Porjadok i haos v razvitii so-cial'nyh sistem: sinergetika i teorija social'noj samoor-ganizacii. SPb.: Lan', 1999. 573 s.
6. Haken G. Informacija i samoorganizacija: mak-roskopicheskij podhod k slozhnym sistemam. M.: KomKniga, 2005. 248 s.
7. Coj L.N. Social'naja organizacija i samoorganizacija: konflikty i razvitie lichnosti // Mir psihologii. 2011. № 2. S. 96-108.
8. Takatoshi, I. Self-Organization and Society // Agent-Based Social Systems. 2008. Vol. 5. XIV.
9. Glasersfeld E. von Who Conceives of Society? // Constructivist Foundations. 2008. № 3 (2). R. 59-104.
10. Basov N.V. Stanovlenie i razvitie innovacii v processe social'noj samoorganizacii // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 2008. T. 11. № 4. S. 185-204.
11. Hargreaves A. Teaching in the knowledge society: education in the age of insecurity. New York: Teachers College Press, 2003. 230 s.
12. Katalinic B. Knowledge based society // Annals of DAAAM for 2010 & Proceedings of the 21st International DAAAM Symposium. 2010. Vol. 21. № 1.
13. Leydesdorff L. Annual Review of Information // Science and Technology. 2010. № 44. P. 367-417.
14. Strydom P. Toward a global cosmopolis? On the formation of a cosmopolitan cultural model // Irish Journal of Sociology. 2012. Vol. 20.2. P. 28-50.
15. Vasil'ev G.N., Kelas'ev V.N. Samoorganizacija celostnosti: psiho- i sociogenez. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2003. 204 s.
16. Kelas'ev V.N. Modeli sociogeneza // Vestnik SPbGU. Serija 12. 2010. Vyp. 3. S. 347-356.
17. Social'noe vzaimodejstvie v sisteme social'noj raboty: uchebnik dlja vuzov / Pod obsh. red. Z.H. Sara-lievoj. N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2011. 410 s.
18. Zobov R.A., Kelas'ev V.N. Chelovekoznanie: samorealizacija cheloveka. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2008. 460 s.
19. Henderson P., Thomas D. Skills in neighborhoods work. L., NY, 2000. 160 p.
20. Grigor'eva I.A. Razvitie social'noj politiki v Ros-sii v 1990-2000-h godah // Mir Rossii. 2013. № 1. S. 132-154.
21. Grigor'eva I.A. Rossijskaja social'naja politika v poslednie gody: mezhdu uzhe projdennym putem i vse eshhe neopredelennym budushhim // Zhurnal issledo-vanij social'noj politiki. 2007. № 1. S. 7-24.
22. Kelas'ev O.V., Kazakov S.V., Lejes A.Ju. Specif-ika kommunikacii vlasti i naselenija v kontekste masso-vogo publichnogo protesta // Zhurnal sociologii i so-cial'noj antropologii. 2006. № 1. S. 103-123.