Научная статья на тему 'Самоорганизация функционального пространства публичной речи в контексте американской идентичности'

Самоорганизация функционального пространства публичной речи в контексте американской идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВОСИНЕРГЕТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ ДИСКУРСА / РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ECONOMIC DISCOURSE / FUNCTIONAL LINGUOSYNERGETICS / DISCOURSE EVOLUTION / SPEECH STRATEGIES / IDENTITY / NATIONAL SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радюк Александра Владимировна, Литвинов Александр Викторович

Целью статьи является функциональный анализ воздействующей публичной речи и выявление роли американской идентичности в дискурсе. Функциональная перспектива экономического дискурса выстраивается в двух типах речевых стратегий: направленных на идентичность как единение и идентичность как отличие от других наций, в том числе врагов. Выявлены соответствующие речевые тактики: тактики позитивной риторики, благодарности, обещания, лести и тактики создания образа врага, угрозы, декларации намерений. Анализ показал, что свойство нелинейности дискурса позволяет ораторам пользоваться смысловыми приращениями (спонтанно возникающими в ходе развития смысловой системы) для достижения своих коммуникативных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Радюк Александра Владимировна, Литвинов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION OF PUBLIC SPEECH FUNCTIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF THE AMERICAN IDENTITY

The purpose of the article is the functional analysis of public speech impact and the revelation of the American identity role in discourse. The functional perspective of economic discourse is formed in two types of speech strategies: aimed at identity as unity and identity as difference from other nations, including enemies. The corresponding speech tactics have been revealed: tactics of positive rhetoric, gratitude, promise, flattery, and tactics of creating the image of an enemy, threats, and declarations of intentions. The analysis has shown that the nonlinearity property of discourse allows speakers to use semantic augments (spontaneously arising during the semantic system development) to achieve their communicative goals.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация функционального пространства публичной речи в контексте американской идентичности»

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-12-2.36

Радюк Александра Владимировна, Литвинов Александр Викторович САМООРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Целью статьи является функциональный анализ воздействующей публичной речи и выявление роли американской идентичности в дискурсе. Функциональная перспектива экономического дискурса выстраивается в двух типах речевых стратегий: направленных на идентичность как единение и идентичность как отличие от других наций, в том числе врагов. Выявлены соответствующие речевые тактики: тактики позитивной риторики, благодарности, обещания, лести и тактики создания образа врага, угрозы, декларации намерений. Анализ показал, что свойство нелинейности дискурса позволяет ораторам пользоваться смысловыми приращениями (спонтанно возникающими в ходе развития смысловой системы) для достижения своих коммуникативных целей. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/12-2/36.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(90). Ч. 2. C. 367-371. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

19. Сильницкий Г. Г., Андреев С. Н., Кузьмин Л. А., Кусков М. И. Соотношение глагольных признаков различных уровней в английском языке. Мн.: Наука и техника, 1990. 182 с.

20. Тишина А. Е. Особенности метафоризации в индивидуальном стиле раннего А. Ч. Суинберна // Риторика. Лингвистика. 2015. № 11. С. 112-119.

21. Юрганов А. А. Авторский инвариант как метод атрибуции текста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 29 (111). С. 18-20.

22. Camall G. Robert Southey and His Age: The Development of a Conservative Mind. Oxford: Clarendon Press, 1976. 246 p.

23. https://archive.org/details/poeticalworksofr01soutuoft/page/n45 (дата обращения: 31.10.2018).

24. https://archive.org/details/poeticalworksofr10soutuoft/page/54 (дата обращения: 31.10.2018).

ROBERT SOUTHEY'S INDIVIDUAL STYLE EVOLUTION (BY THE MATERIAL OF POEMS)

Popova Vera Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

vkps@mail.ru

The article is devoted to the evolution of the individual style, one of the most relevant areas of linguistics. The works of the English poet of the XVIII-XIX centuries Robert Southey were used as the material for the research. The main attention is paid to the description of the poet's metaphoric system and the identification of the chief dominants of his conceptual sphere at various stages of creativity, which allowed the author to trace the evolution of the poet's individual style. As a result of the research, the constants of the metaphorical system that constitute the characteristic features of Robert Southey's individual style were revealed.

Key words and phrases: Robert Southey; individual style; concept-target; concept-source; conceptual sphere; metaphor; nominative field.

УДК 811.111 Дата поступления рукописи: 17.10.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-2.36

Целью статьи является функциональный анализ воздействующей публичной речи и выявление роли американской идентичности в дискурсе. Функциональная перспектива экономического дискурса выстраивается в двух типах речевых стратегий: направленных на идентичность как единение и идентичность как отличие от других наций, в том числе врагов. Выявлены соответствующие речевые тактики: тактики позитивной риторики, благодарности, обещания, лести и тактики создания образа врага, угрозы, декларации намерений. Анализ показал, что свойство нелинейности дискурса позволяет ораторам пользоваться смысловыми приращениями (спонтанно возникающими в ходе развития смысловой системы) для достижения своих коммуникативных целей.

Ключевые слова и фразы: экономический дискурс; функциональная лингвосинергетика; эволюция дискурса; речевые стратегии; идентичность; национальное самосознание.

Радюк Александра Владимировна, к. филол. н.

Российский университет дружбы народов, г. Москва radyuk_av@pfur. гы

Литвинов Александр Викторович, к. пед. н.

Московский государственный психолого-педагогический университет alisal01 @mail. гы

САМООРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья посвящена изучению функционально-прагматических свойств экономического дискурса на материале речи американских бизнесменов, экономистов и политических деятелей. Актуальность исследования обусловлена тем, что на практике существует необходимость распознавать средства риторического воздействия на поведение аудитории. Специфика экономического дискурса состоит в том, что он вобрал в себя такие характеристики современной деловой жизни, как агрессивность и манипулятивность. Умение навязывать и доказывать свою точку зрения, продвигать видение ситуации является неотъемлемой чертой американской деловой риторики.

Изучение профессионального языка средства воздействия довольно часто становится предметом лингвистического исследования [4; 5; 7; 8], тем не менее применение функционально-синергетического анализа используется недостаточно широко. При этом потенциал применения функционально синергетического анализа для выявления прагматических свойств экономического дискурса достаточно велик. Целью статьи является описание механизма взаимодействия прагма-семантических компонентов публичной речи, изучение взаимовлияния семантики положительно и отрицательно окрашенных прагмем и роли американской идентичности в механизме манипулятивного влияния.

В связи с этим задачи исследования состоят в том, чтобы:

- проанализировать корпус речевых произведений, принадлежащих к регистру публичной речи и связанных со сферой экономических отношений;

- выделить дискурсивные параметры, маркирующие самоидентификацию американцев в экономическом дискурсе;

- описать механизм самоорганизации прагма-семантических элементов дискурса, способствующих реализации манипулятивных речевых стратегий и тактик.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые дискурсивные характеристики американского экономического дискурса исследовались методом лингвосинергетического анализа.

Современные исследования экономического дискурса проводятся в парадигме функциональной лингвистики, которая объясняет выбор тех или иных речевых форм целеполаганием со стороны говорящего. Этот аспект представляется весьма актуальным в особенности в регистрах монологической публичной речи, когда задачей выступления становится убеждение массовой аудитории в тех или намерениях, создание образа партнера или конкурента, налаживание взаимовыгодных деловых отношений [5].

При этом немаловажным компонентом является принадлежность собеседников к той или иной национальной культуре. Исследованию межкультурного компонента деловой коммуникации уделяется немалое внимание [7]. Известно, что американцам в деловом общении присущи индивидуализм, независимость, самоуверенность, открытость, ориентация на результат [14]. Лингвокультурная идентичность и дискурс тесно связаны, так как являются компонентами социальной деятельности людей. Принадлежность американской нации формируется дискурсивно, то есть формируется с помощью семиотических систем (в том числе языка) и существует в сознании людей как совокупность знаний о стране и ее жителях.

Под идентичностью понимают общественный феномен и модель поведения, доступные для восприятия другими людьми и выделяемые на основе того или иного обобщающего признака: национальности, языка, вероисповедования, убеждений, культуры, возраста, пола, политической принадлежности и др. Как отмечают исследователи, идентичность не только отражается в дискурсе, но и конструируется с помощью дискурса [9]. То есть социальная активность выражается с помощью определённых риторических средств, служащих индикаторами самосознания личности или нации. Определенный образ себя создается на дискурсивном уровне, зачастую с определенной целью - этот образ развивается, навязывается - для формирования того или иного отношения к идентифицируемому.

Исследователи идентичности подчеркивают, что она формируется как путем подчеркивания общих факторов, так и на основе описания отличий той или иной нации от других наций путем противопоставления. Так Р. Силиа, М. Рейзигл и Р. Водак (R. Cillia, M. Reisigl, R. Wodak) пишут:

"The discursive construction of nations and national identities always runs hand in hand with the construction of difference/distinctiveness and uniqueness. As soon as it is elevated to an imaginary collective level, both the construction of sameness and the construction of difference violate pluralistic and democratic variety and multiplicity by group-internal homogenization (of in-groups as well as out-groups)" [6, р. 154]. / «Дискурсивное конструирование наций и национальных идентичностей всегда идут рука об руку с созданием различий и уникальности. Как только они поднимаются на воображаемый коллективный уровень, создание сходства и различия нарушает плюрализм и демократическое разнообразие групповой гомогенизацией (внутренних и внешних групп)» (здесь и далее перевод автора статьи. - А. Р.).

В исследовании анализируются публичные выступления представителей американских должностных лиц, чья сфера профессиональной деятельности связана с коммерцией, финансами и деловым общением.

В ходе анализа деловой риторики американских экономистов были выявлены синергийные свойства их речи. Это значит, что для более аффективного воздействия ораторы эксплуатируют нелинейные свойства дискурса, а именно - его способность аккумулировать потенциал разноуровневых речевых средств для достижения коммуникативной цели. В лингвосинергетике такое свойство характеризуется формулой: результат суммы воздействий (их взаимоусиление) не равен сумме результатов воздействий. Взаимоусиление свойств происходит при развитии системы как целого, то есть рождаются новые смыслы, не характерные для отдельных пропозиций дискурса.

Метод лингвосинергетического анализа основан на утверждении, что функционально-прагматическая организация дискурса системна [3]. Коммуникативная цель высказывания служит функциональным аттрактором - сферой притяжения прагматического потенциала разнонаправленных речевых средств [2; 4]. Прагма-семантические связи между высказываниями, расположенные в определённой последовательности, служат параметрами порядка и управляют функционированием системы. Под влиянием динамических колебаний внутри и вне системы происходят колебания. В точке бифуркации система дискурса подходит к выбору пути дальнейшего развития (либо достижение коммуникативной цели, либо коммуникативная неудача) [2].

Как показал языковой материал, идентичность, направленная на единение, присутствует в американском экономическом дискурсе повсеместно и используется для создания чувства общности американской нации с другими партнерами на мировой арене [10]. Так, в речи министра коммерции Вильбура Росса (выступление на деловом круглом столе в честь инаугурации президента Парагвая) формируется образ союзника. Вербализация отношений «союзник» происходит за счет концептов деловые связи (companies open operations, improve transparency and fight corruption (компании открывают подразделения, улучшают прозрачность и борются с коррупцией)), исторические связи (historic ties, unique culture (исторические связи, уникальная культура)),

военные связи (largest contingents of Peace Corps (крупнейшие контингент Корпуса Мира)), экономические связи (an open market, top trading partner (открытый рынок, главный торговый партнер)), дипломатические связи (a major new embassy (крупное новое посольство)).

В функционально-прагматическом плане дискурс развивается от точки равновесия (поздравление) к области колебания, где свое влияние оказывают доводы, подтверждающие дружеское отношение США к Парагваю. В стремлении к коммуникативной цели высказывания встречаются и хаотизирующие элементы, не соответствующие общей торжественной окраске речи.

We are also here to reinforce America's commitment to the region, for we know that our global competitors have targeted Latin America in a way that may not prove beneficial for anyone other than those who want to exploit resources and burden countries with unhealthy levels of debt. We have no intention of working in such a manner [13]. / Мы здесь, чтобы укрепить преданность Америки данному региону, так как нам известно, что наши мировые конкуренты нацелились на Латинскую Америку, и этот факт выгоден только тем, кто желает эксплуатировать ресурсы и обременять страны нездоровым количеством долговых обязательств. Мы не намерены работать таким образом.

На фоне подчеркнуто дружелюбной риторики, описания сотрудничества между двумя странами из общей картины выбивается упоминание о международных конкурентах (global competitors).

В целом состояние системы смыслов дискурса находится в равновесии и направлено к коммуникативной цели высказывания - поздравлению с избранием на должность. Исходное состояние системы естественным образом подвержено влиянию извне - воздействию случайных хаотических смысловых колебаний. В данном случае таким колебанием служит упоминание о внешних врагах, эксплуатирующих ресурсы страны (who want to exploit resources). Оно является хаотизирующим, так как не совпадает с изначальным направлением эволюции смыслов системы (речь не идет о полном хаосе, а относительной разупорядоченности). Здесь речевой прием оценки таких стран как конкурентов, эксплуататоров, ввергающих страну в долговую яму, содержит негативную прагматику [1]. С помощью данного приема автор достигает цели идентификации Парагвая как своего союзника, единения стран на почве общих интересов. Способная к самоорганизации, система смыслов данного высказывания адаптируется к колебаниям и достигает «точки ветвления», выбора дальнейшего пути развития.

В данном случае оратор возвращается к комбинированию тактик позитивной риторики (благодарности (Thank you again), обещания (will always be a true friend and ally), лести (top trading partner)) и завершает речь на оптимистичной ноте.

Примером американского экономического дискурса, конструирующего идентичность как различие, может служить выступление министра финансов Стивена Мнучина. Оно посвящено введению санкций в отношении Северной Кореи. Через формирование образа «другого» определяется и роль Америки в мировом экономическом порядке. Речевая стратегия оценки характеризует деятельность северной Кореи как deceptive (коварную), dangerous (опасную), evasive (уклончивую).

This action targets the deceptive shipping practices that have enabled the Kim regime to fund its dangerous weapons _programs. Our actions target shipping and trade companies, vessels, and individuals across the world who we know are working with North Korea's behalf. Specifically, we are sanctioning 27 entities, 28 vessels, and 1 individual, all involved in sanctions evasions schemes [12]. / Эти действия нацелены на устранение обманных способов транспортировки, которые позволили режиму Кима финансировать опасные программы вооружения. Наши санкции налагаются на грузовые и торговые компании, суда и людей по всему миру, которые, как нам известно, работают на пользу Северной Корее. А именно, санкции касаются 27 компаний, 28 суден и 1 человека, вовлеченных в схемы уклонения от санкций.

Равновесное состояние системы обозначено сообщением о факте наложения санкций (announcing the largest set of sanctions). Коммуникативная цель высказывания (функциональный аттрактор) - тезис о необходимости денуклеаризации Корейского полуострова. На пути к доказательству необходимости отказа от ядерного оружия автор использует тактики создания образа врага (rogue regime, conceal illicit cargo, attempt to evade sanctions, dangerous weapons programs), угрозы (do so at their own peril, we are putting on notice), декларации намерений (will not sit idly, maximum economic pressure campaign).

Таким образом, эволюция функционального пространства дискурса продвигается от сообщения о фактах недобросовестной морской торговли (функция сообщения) к наложению санкций за ведение дел с помощниками Северной Кореи (функция запрета) и, наконец, к объяснению этих действий целью денуклеаризации корейского полуострова (функция обоснования).

Выход к новому равновесному состоянию смысловой системы дискурса обозначен пропозициями «обязательство» и «решение» (is committed to, strong resolve).

This administration is committed to full, irreversible, and permanent denuclearization of the Korean Peninsula. And our actions today, against those who continue to fuel this rogue regime, amplify our strong resolve to achieve that end [Ibidem]. / Администрация ставит своей задачей полное, необратимое и постоянное избавление от ядерного оружия на Корейском полуострове. И наши сегодняшние санкции против тех, кто поддерживает режим-изгой, свидетельствуют о нашей решимости достичь этой цели.

Лексические средства (качественные прилагательные illicit, evasive, prohibitive, deceptive, dangerous) формируют оценочное видение действий страны. Синтаксические конструкции (сложноподчиненные предложения с those who) косвенно описывают противника, не используя напрямую слово враг, и способствуют дистанцированию стран друг от друга. Таким образом, потенциал всех речевых средств данного дискурса

направлен к точке наибольшего притяжения - функциональному аттрактору - созданию образа «другого» (those who engage in trade with them, those who trade with North Korea, rogue regime) и образа союзника (ally, national security, American allies and territories).

Как показало исследование, дискурс американской идентичности постоянно актуализируется в речи американских экономистов и должностных лиц. Создание образа страны в дискурсивном пространстве происходит за счет применения коммуникативных стратегий, подчеркивающих одинаковость (тактики позитивной риторики, благодарности, обещания, лести), и стратегий, конструирующих идентичность как отличие от «чужих» (тактики создания образа врага, угрозы, декларации намерений).

Таким образом, обращение к концепту идентичности носит в экономическом дискурсе манипулятивный характер [11]. Функционально-синергетический анализ речевого материала демонстрирует, что смысловое пространство дискурса обладает эмерджентными свойствами - при слиянии потенциалов разноуровневых речевых средств система пополняется смысловыми приращениями. Такими дополнительными смыслами можно считать стремление к прагматическому воздействию на образ мыслей и действия аудитории. Так, поздравление со вступлением в должность служит одновременно побуждением к дальнейшему сотрудничеству, а сообщение о введении санкций выполняет не просто функцию сообщения, а играет роль угрозы и демонстрации силы.

Как показало исследование, понятия идентичности и дискурса имеют точки пересечения. Влияние идентичности на выбор средств речевого выражения выражается в сознательном применении определенных речевых стратегий, имеющих своей целью единение национальных общностей или их разделение. Синергий-ные процессы, происходящие на функционально-прагматическом уровне, позволяют сделать публичную речь экономистов инструментом достижения разнообразных коммуникативных целей: угрозы, предупреждения, предложения сотрудничества, подготовки почвы для дальнейших переговоров. Таким образом, на современный экономический дискурс возлагается задача гармонизации международного коммуникативного пространства, поскольку доля конфликтных тенденций все еще велика.

В современных экономических и политических реалиях исследование подобных свойств речи лингвистическими методами имеет большое значение для установления понимания и дальнейшего совершенствования международных экономических отношений.

Список источников

1. Комиссарова Н. Г., Якупова Д. Р. Оценочность в дискурсе СМИ [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). Ч. 1. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2018/2-1/22.html (дата обращения: 06.09.2018).

2. Пономаренко Е. В. О принципах синергетического исследования речевой деятельности // Вопросы филологии. 2007. № 1. С. 14-23.

3. Пономаренко Е. В. Отношения прагматического комментария в системе функциональных связей английского дискурса [Электронный ресурс] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. URL: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-153-157 (дата обращения: 06.09.2018).

4. Храмченко Д. С. Planning the Functional Field of Business English Discourse: Linguosynergetic Approach // Вопросы прикладной лингвистики. 2015. № 18. С. 151-163.

5. Brasoveanu A., Rett J. Evaluativity across adjective and construction types: An experimental study [Электронный ресурс] // Journal of Linguistics. 2018. Vol. 54 № 2. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-linguistics/article/ evaluativity-across-adjective-and-construction-types-an-experimental-study/D1E5AA3D622E14D812ABE3600D3864F5 (дата обращения: 06.09.2018).

6. Cillia R. de, Reisigl M., Wodak R. The discursive construction of national identities // Discourse & Society. 1999. Vol. 10. № 2. P. 149-173.

7. Guirdham M. Communicating across cultures at work. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2005. 360 p.

8. Hofstetter S. Measure Phrase Constructions in English, German, and French: The (Non-)Occurrence of Antonyms and Effects of Evaluativity // Quantitative Approaches to Grammar and Grammatical Change: Perspectives from Germanic / ed. by S. Featherston, Y. Versley. Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2016. P. 85-112.

9. Hostetler A. L., Neel M. A. Difficult discourses: How the distances and contours of identities shape challenging moments in political discussions [Электронный ресурс] // The Journal of Social Studies Research. 2018. Vol. 42. Iss. 4. URL: https://doi.org/ 10.1016/jjssr.2017.11.002 (дата обращения: 06.09.2018).

10. Khramchenko D. S. Confrontation in Modern American Political Discourse: Linguistic Aspects and Teaching Practice // ICERI2017 Proceedings. Seville: IATED, 2017. P. 2917-2920.

11. Litvinov A., Vedekhina V. On linguistic tools of customer manipulation in modern advertising // SGEM2018: Proceedings of the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science and Arts (Vienna, Austria, 19-21 March, 2018). Vienna: STEF92 Technology, Ltd., 2018. Vol. 5. Science and Society. Iss. 3.1. P. 345-350.

12. Press Briefing by Treasury Secretary Steven Mnuchin on North Korea Sanctions [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/press-briefing-treasury-secretary-steven-mnuchin-north-korea-sanctions/ (дата обращения: 10.09.2018).

13. Remarks by Secretary Wilbur L. Ross at the Business Roundtable and the Evening Reception on the Occasion of the Inauguration of Paraguay President-Elect Mario Abdo Berntez [Электронный ресурс]. URL: https://www.commerce. gov/news/secretary-speeches/2018/08/remarks-secretary-wilbur-l-ross-business-roundtable-and-evening (дата обращения: 12.08.2018).

14. Tomalin B., Nicks M. The World's Business Cultures and How to Unlock Them. L.: Thorogood, 2007. 270 p.

SELF-ORGANIZATION OF PUBLIC SPEECH FUNCTIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF THE AMERICAN IDENTITY

Radyuk Aleksandra Vladimirovna, Ph. D. in Philology Peoples' Friendship University of Russia, Moscow radyuk_av@pfur. ru

Litvinov Aleksandr Viktorovich, Ph. D. in Pedagogy Moscow State University of Psychology & Education alisal01@mail. ru

The purpose of the article is the functional analysis of public speech impact and the revelation of the American identity role in discourse. The functional perspective of economic discourse is formed in two types of speech strategies: aimed at identity as unity and identity as difference from other nations, including enemies. The corresponding speech tactics have been revealed: tactics of positive rhetoric, gratitude, promise, flattery, and tactics of creating the image of an enemy, threats, and declarations of intentions. The analysis has shown that the nonlinearity property of discourse allows speakers to use semantic augments (spontaneously arising during the semantic system development) to achieve their communicative goals.

Key words and phrases: economic discourse; functional linguosynergetics; discourse evolution; speech strategies; identity; national self-identity.

УДК 81'271 Дата поступления рукописи: 12.09.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-2.37

Работа посвящена рассмотрению значимой стилевой черты научного текста - некатегоричности (обозначаемой также термином «хеджирование»), которая понимается как придание высказыванию неокончательного характера. Исследуются подходы к изучению некатегоричности как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике. С целью выявления языковых средств смягчения категоричности высказывания и их функций в научных статьях в сфере технической коммуникации на русском языке проанализированы научные публикации по направлению «Механика». Новизна исследования заключается в выявлении трех групп языковых средств, классифицированных в соответствии с реализуемой лингвопрагматической функцией.

Ключевые слова и фразы: некатегоричность; хеджинг; категоричность суждения; языковые средства некатегоричности; научный текст в сфере технической коммуникации.

Руцкая Екатерина Александровна, к. пед. н. Звягина Валентина Владимировна, к. пед. н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет re10@yandex.ru; z.v.v.210570@gmail.com

НЕКАТЕГОРИЧНОСТЬ В НАУЧНЫХ СТАТЬЯХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ

Особенности научного стиля стали предметом многих исследований. Наряду с работами, посвященными научному стилю в целом [10; 18], академическому письму как предмету обучения [27], некоторые авторы обращаются и к отдельным категориям научных текстов: информативности [17], экспрессивности [7], диа-логичности [8; 9; 19].

Стилеобразующие черты письменной научной коммуникации, такие, как отвлеченно-обобщенный характер речи, последовательность, аргументированность и объективность изложения, точность выражения мысли и диалогичность, тесно связаны с некатегоричностью научного письма (англ. "cautious writing" - «осторожное письмо»). Особенности данной стилевой черты были достаточно широко исследованы в различных устных и письменных текстах на английском языке, в том числе в научных статьях [12; 23; 25-27]. Кроме того, средства мижения категоричности рассматривались на примере лингвистических текстов на русском языке [14]. Однако нельзя не учитывать, что значительную долю научных исследований в России составляют работы технической тематики. Представляется актуальным изучить способы реализации некатегоричности на материале научных статьей в технической сфере коммуникации.

Объектом исследования являются научные статьи на русском языке по направлению «Механика». Особый интерес представляют способы выражения некатегоричности в данных текстах, что является предметом настоящего исследования.

Целью работы является выявление средств реализации некатегоричности как стилевой черты научного текста в технической сфере коммуникации на русском языке, а также их функций. Для этого представляется целесообразным решение следующих задач: выявить существующие подходы к изучению некатегоричности в научных текстах и классификации языковых средств ее репрезентации; выделить средства некатегоричности и определить их семантические и прагматические функции в научных текстах технической сферы коммуникации; классифицировать выделенные языковые средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.