ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2016 Философия. Психология. Социология Выпуск 4 (28)
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
DOI: 10.17072/2078-7898/2016-4-128-130
САМОНАБЛЮДЕНИЕ МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И ПОВЕСТВОВАНИЕМ: ОБЗОР КОЛЛЕКТИВНОЙ МОНОГРАФИИ CLEGG J.W. (ED.) SELF-OBSEVATION IN THE SOCIAL SCIENCES (N.J.: TRANSACTION PUBLISHERS, 2013. 308 P. + XIII)
Вайнштейн Сергей Викторович
Пермский государственный национальный исследовательский университет
INTROSPECTION BETWEEN PHENOMENOLOGY AND NARRATION: REVIEW OF COLLECTIVE MONOGRAPH CLEGG J.W. (ED.) SELF-OBSEVATION IN THE SOCIAL SCIENCES (N.J.: TRANSACTION PUBLISHERS, 2013. 308 P. + XIII)
Sergey V. Weinstein
Perm State University
Сегодня сообщения о «возрождении интроспекции» уже не являются поводом для восклицательных знаков на научных форумах и в информационных лентах. Несмотря на обилие публикаций, современное научное состояние проблемы было «рассыпано» по различным журналам, в лучшем случае — тематическим выпускам. Было, так как перед нами труд, целостно, последовательно, критично и глубоко освещающий как «генетический код», так и актуальные «формы жизни» самонаблюдения в социальных науках.
Для достижения цели разработки адекватной теории самонаблюдения коллектив из 13 авторов последовательно решает три задачи: 1) различные аспекты научного самонаблюдения анализируются в исторической перспективе; 2) обсуждаются теоретические вопросы, характерные для современных концепций самонаблюдения; 3) разрабатываются технические и прикладные аспекты самонаблюдения как элемента феноменологической традиции и нарративного подхода в психологии. В тексте сбалансированно представлены история (р. 57) и современное состояние (р. 63) интроспекции как метода психологии (20 % и 22 % текста работы соответственно). Феноменологические аспекты самонаблюдения (р. 75, 26 %) описаны более развернуто, чем повествовательные (р. 53, 19 %). Содержание четко структурировано: каждая из
четырех основных частей монографии содержит по три главы, в которых освящаются с различных авторских позиций обозначенные темы. Издание содержит предметный указатель.
В предисловии делается акцент на значении качественной методологии для решения глубоких, сущностных проблем современного человека. Так, по мнению автора (Jaan Vaalsiner, p. vii-xiii), фиксированные, негибкие рамки современных теоретических конструкций превращают социальное знание в потребительский продукт — имеющую срок годности упаковку эмпирических данных, собранных стандартизированными методами. Это, безусловно, удобно для разработки дидактических схем, но такие схемы упускают сам процесс научного открытия как работу на границе уже знаемого и еще непознанного и игнорируют способность человеческой души к формированию самой себя как иерархического порядка смыслов в ситуации социального конструирования знания. Предисловие подготавливает читателя к восприятию работы в целом как феноменологической критики — исследования по конституции разворачивающегося в социальных науках повествования о самонаблюдении.
Во введении (Joshua W. Clegg, p. 3-24) формулируются требования к современной теории самонаблюдения. Разработка проблемы взаимодействия
© Вайнштейн С.В., 2016
С. В. Вайнштейн
между различными агентами социального познания (исследователем, участником исследования, научным сообществом) выступает способом и критерием достижения адекватности теории наблюдаемым феноменам. При этом имеет значение различие между интерсубъективной и интрасубъективной согласованностью результатов как вовлеченного, актуального (experience-near), так и отвлеченного, ретроспективного (experience-distant) самонаблюдения. Иными словами, речь идет о развитии специфических критериев валидности и надежности интроспективных данных. В связи с этим хочется отметить, что книга может быть интересна не только сторонникам качественной методологии психологических исследований, но и ее оппонентам, т.к. приглашает к критическому осмыслению альтернативных форм установления научных фактов.
Пересматривая историю интроспекции, авторы обосновывают ее специфическую методологическую роль в психологии (Adrian C. Brock, p. 25-44). Интроспекция как исследовательская программа никогда не доминировала ни в американской, ни в европейской психологии. Ее противостояние с бихевиоризмом во многом надуманно и мотивировано политической привлекательностью исследований, поддерживающих иллюзию достижения полного внешнего научного контроля человеческого поведения. Более того, мы можем проследить вклад метода самонаблюдения в историю становления стандартизированных опросников. Свободные самоотчеты и открытые вопросы играли существенную роль в исследовании как общих, так и специфических психологических феноменов до начала Л. Терстоуном активной работы по шкалированию самоотчетных данных в психологии (Jacy L. Young, p. 45-66). Исторический обзор завершается деконструкцией способа рассказывать историю психологической науки как историю процесса объективации познания психического в движении от стадии интроспекции через этап бихевиоризма к когнитивной парадигме. Такой взгляд на историю конституирован мифологией субъект-объектного дуализма в методологии психологии (Allan Costall, p. 6782). В целом раздел в несколько иной перспективе, но также на основании тщательного анализа исторических источников воспроизводит давнее наблюдение Э. Боринга - интроспекция никогда не покидала методологического строя психологии.
Следующая часть монографии, посвященная современной теории и практике самонаблюдения, начинается с исследования роли языка (Brady Wagoner, p. 83-102). Опираясь на американский прагматический функционализм, автор обосновывает самонаблюдение как социальный процесс, выражающийся в языковой коммуникации. Прослеживается роль языка в различных психологических традициях сбора данных. Разрабатывается модель цикла, состоящая из внутренне направляемой (inner-directed) фазы наблю-
дения и внешне направляемой (outer-directed) коммуникативной фазы. Эта модель применяется к анализу использования самоотчетных шкал. Исследовательская ситуация рассматривается как диалогический процесс совместного языкового порождения смыслов. Далее (Christopher L. Heavy, p. 103-120) описывается выборочный метод описательного опыта (Descriptive Experience Sampling). Задача сбора психологической информации о внутреннем опыте в естественных социальных ситуациях здесь реализуется при помощи наушника, через который исследователь периодически инструктирует участника записывать свои актуальные переживания. Раздел завершается (Stephen Gould, p. 121-145) систематизацией различных методов самонаблюдения как научных подходов, так и культурных практик. Особое значение придается медитативной интроспекции. Предложенная классификация и медиативные упражнения обозначаются как теория мультимодальной интроспекции (Multimodal Introspection Theory).
Осмысление проблемы в связи с феноменологической традицией открывает анализ исторической динамики идеи самонаблюдения от Ф. Брентано через Э. Гуссерля к М. Хайдеггеру: от наблюдения самого себя, через самоотвлеченное наблюдение опыта, к осмысленной само-вовлеченности проживаемого опыта (Edwin E. Gantt, Jeffrey L. Thayne, p. 147-172). Далее реконструируется традиционная феноменологическая критика субъект-объектного различения, опирающаяся на идеи интенциональности и здесь-бытия. Внутренний взгляд рассматривается как герменевтическая редукция Я (Samuel D. Downs, p. 173194). Следующий автор (Svend Brinkmann, p. 195221) обобщает вклад феноменологической традиции и описывает три типа самонаблюдающего Я: феноменологическое Я — чувственное и переживаемое; нарративное Я — проговариваемое о себе; дискурсивное Я — конституированное Другим и взаимодействующее с другими.
Феноменологическое самонаблюдение разрабатывается в направлении анализа художественного творчества как повествования (Andrew McCarron, p. 223238). Описанная в предыдущем разделе модель трех типов самонаблюдения совмещается с психодинамической традицией и применяется к интерпретации американской поэзии с целью выявления срытой мотивации поэта. Проблематизируется возможность самонаблюдения в нарративном подходе (Mark Freeman, p. 239-258). Если речь идет о самопознании, открываемом в повествовании, то мы имеем дело скорее с ретроспективной интерпретацией себя, чем с прямым самонаблюдением. Интерпретативный аспект самонаблюдения также акцентируется в сопоставлении метода с этнографией (Alessandra Fasulo, p. 259-275). Личность исследователя при этом является основным инструментом, а автоэтнография представлена как рефлексивный метод создания ин-
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
терпретаций и описаний культурных артефактов от первого лица.
Наиболее обобщенно итог проделанной работы формулируется в четырех тезисах: 1) необходимо отказаться от дуализма эпохи Просвещения, т. к. он мешает адекватной теории самонаблюдения; 2) требуется специальная эпистемология, учитывающая сложность самонаблюдения, его погруженность в изменяющиеся социокультурные отношения и практики; 3) понятия Я, душа, сознание применимы и необходимы, но вне дихотомии внешнего-внутреннего возникает новый понятийный аппарат: самонаблюдающий оказывается предустановлен, встроен, диалогически конструирован и согласован; 4) фундаментальным ограничением психологической традиции самопознания является не столько «субъективность» источника познания, сколько трансцендентность другого сознания (p. 277). Последний вывод требует несколько более развернутого пояснения. Сознание уже растворено в повествовательных и дискурсивных практиках, предполагающих сознание Другого либо других носителей сознания. Погрешность самонаблюдения основывается на том же, на чем и погрешность всего знания: «язык всегда выражает выражающееся (express excess), олицетворяет трансцендентное, не сворачивая его до имманентного» (p. 283). Границы Я и Другого настолько переплетаются в строе языка, что достоверно знать о другом сознании можно лишь то, что оно до конца не познаваемо.
Чтение монографии может стать увлекательным теоретическим путешествием среди соприкасающихся, пересекающихся и взаимопроникающих традиций самонаблюдения. Методологическое разнообразие
авторских позиций, структурированное главами монографии, разворачивает перед читателем историческую перспективу методологического ландшафта самонаблюдения в философском горизонте.
Удается ли сегодня построить адекватную, достаточную теорию самонаблюдения? Этот вопрос лучше оставить открытым, т.к. любая попытка окончательно на него ответить прерывает психологический дискурс о самонаблюдении. Можно ли дать строгое сциентистское определение валидности и надежности метода самонаблюдения? Нет, так как при такой постановке вопроса мы ищем достоверность интроспекции там, где нам виднее, а не там, где мы ее потеряли. Можно ли искать истину о душе при помощи самонаблюдения, оставаясь при этом ученым? Да, и рассмотренная монография является яркой иллюстрацией этого утверждения.
Благодарно сть
Автор признателен Михаилу Ивановичу Янковскому за предоставление текста монографии и ценные рекомендации, а также за полученный благодаря его усилиям отклик научного редактора рассмотренной монографии на данную рецензию.
References
1. Self-obsevation in the social sciences / ed. by
Clegg J.W. N.J.: Transaction Publishers, 2013. 308 p. (In English).
Получено 22.04.2016
The date of the manuscript receipt 22.04.2016
Об авторе
Вайнштейн Сергей Викторович
старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: weinsteinsv@gmail.com
About the author
Weinstein Sergey Viktorovich
Senior Lecturer of the Department of General and Clinical Psychology
Perm State University,
15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia;
e-mail: weinsteinsv@gmail.com
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Вайнштейн С.В. Самонаблюдение между феноменологией и повествованием: обзор коллективной монографии. Clegg J.W. (ed.) Self-obsevation in the social sciences (N.J.: Transaction Publishers, 2013, 308 p. + XIII) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 4(28). С. 128-130. doi: 10.17072/2078-7898/2016-4-128-130
Please cite this article in English as:
Weinstein S. V. Introspection between phenomenology and narration: Review of collective monograph. Clegg J.W. (ed.) Self-obsevation in the social sciences (N.J.: Transaction Publishers, 2013, 308 p. + XIII) // Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2016. Iss. 4(28). P. 128-130. doi: 10.17072/2078-7898/2016-4-128-130