Бакшеева Н.В.
студент магистратуры 2 курса группы ZMT-МвО-3-1 «Менеджмент в образовании» ФГБОУ ВО «АГПУ» Терсакова А.А., к.п.н., доцент кафедры ТИПИОП ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
САМОМЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация: в статье мы анализируем основные аспекты современного руководителя как менеджера образовательной организации. Ключевые слова: образование, образовательные технологии, инновационные методы преподавания, система самоменеджмента.
Baksheeva N. V.
2nd year master's student of the ZMT-MvO-3-1 group ""Management in education"" FGBOU VO "AGPU"
Tersakova A.A.
PhD, associate professor of the department of TIPIOP FGBOU VO ""Armavir State Pedagogical University""
SELF-MANAGEMENT IN THE ACTIVITIES OF THE MANAGER
Abstract: in the article we analyze the main aspects of a modern leader as a manager of an educational organization.
Key words: education, educational technologies, innovative teaching methods, self-management system.
Образование становится одной из самых значительных сфер деятельности. Оно переплетается со всеми другими областями жизни общества: политикой, культурой, экономикой. В последнее десятилетие система образования в России находится в состоянии кризиса и поиска выхода из него. В этом проявляются особенности современного высшего образования.
Одной из важнейших особенностей управления в высшем образовании является то, что решение проблем происходило только на уровне самой системы образования. Сегодня решение проблем этой сферы вышло на общегосударственный уровень.
Основные задачи менеджмента в сфере высшего образования определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1]. Менеджмент в системе высшего образования будет эффективным в случае применения современных образовательных технологий, инновационных методов
преподавания и обучения. Также эффективность менеджмента зависит и от других не менее важных аспектов таких, как уровень преподавания, научно-исследовательская работа, механизмы и уровень финансирования учебного процесса и др. Проблемы модернизации образовательного процесса, его экономической и организационной стороны должны решаться комплексно, в рамках единого процесса.
В современных условиях менеджмент сферы высшего образования обуславливает необходимость привлекать для решения проблем и задач социальные институты, в первую очередь семью, и модифицировать роль студента в организации учебного процесса. Роль студента тут имеет значение в определении выбора образования в разнообразном образовательном пространстве, а также в значении участника финансирования образования. Семья, как социальный институт, в образовательном процессе выполняет следующие задачи: она, с одной стороны, участвует в финансировании образования студента, с другой стороны, участвует в выборе вуза и специальности будущего студента.
Особенностью менеджмента в высшем образовании должно быть развитие автономности вузов, возможность самостоятельного определения методики и технологии учебного процесса, структурирования кадров, источники финансирования и пр. Проблемы формирования и развития системы самоменеджмента в последние годы получили широкое отражение в научной литературе.
Это актуальное направление в научном менеджменте, возникшее благодаря потребностям общества и призванное повысить эффективность деятельности человека для достижения его личных и профессиональных целей. Известный американский исследователь П.Друкер отмечает, что важнейшей задачей научного менеджмента становится проблема управления на уровне отдельного человека, т.е. самоменеджмент, одним из важнейших разделов которого является персональный стратегический менеджмент.
Каким должен быть успешный, эффективный руководитель -менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, умело управлять, уметь ставить цели и добиваться их. Профессия менеджера требует от специалиста умения управлять, прежде всего, собой. Ведь как может человек руководить другими людьми, целой организацией, если он не может управлять даже собой? Но все эти качества бесполезны, если человек не может планировать собственное время.
Менеджеру необходимо критически оценивать свои личные и деловые качества, анализировать достижения и неудачи, ставить цели личного и профессионального развития.
Имеется ряд методологических разработок по общему самоменеджменту, по самоменеджменту в отдельных отраслях деятельности. Однако в трудах В.И. Андреева, Г.А. Бордовского
подчеркивается, что технология самоменеджмента для образовательных систем пока не разработана, однако весьма актуальна.
Образовательная система несколько отстает в силу объективных причин от сферы бизнеса и производства, однако в ней также применимы основные принципы, правила и методы эффективного самоменеджмента т.к. руководитель образовательного учреждения выполняет аналогичные функции.
Компетентность современного руководителя образовательного заведения базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков, обеспечивающих управление школой. Поэтому управленцам следует выходить за рамки школьной действительности и в первую очередь активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательного учреждения сегодня - организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.
На уровне государственного менеджмента закреплены такие функции, как проектирование стратегии развития высшего образования и управление ее реализацией.
Немаловажно, что экономическая система влияет на экономическую устойчивость вузов. Экономическая политика вузов зависит от экономической политики государства в области высшего образования.
Помимо экономики на менеджмент системы высшего образования оказывает значительное влияние и другие внешние факторы: политические, правовые, социокультурные и т.д. Успешная деятельность образовательной организации зависит также и от внутренней среды (1111С, студенты, учебный процесс, финансирование и пр.) и окружения (работодатели, которые хотят получить специалистов того или иного вуза; другие вузы; группы населения, составляющие будущих студентов и пр.).
Стратегический менеджмент в высшем учебном заведении важен и для формирования и определения миссии и цели вуза. Это зависит от социокультурного окружения вуза. Оно образуется при взаимодействии социокультурных факторов и организационной культуры вуза. Помимо этого социокультурная среда вуза формируется под воздействием других факторов внешней среды: территориальных, культурных, этнических, экономических и др.
Стратегический менеджмент - важный фактор эффективности работы вуза. Его основным положением является анализ внутренней и внешней среды вуза.
Важный аспект менеджмента вуза - гарантия эффективности управленческих решений и контроль их исполнения. Журко В.И. выделяет следующие основные принципы управления образовательной деятельностью: обеспечение образовательного процесса на основе непрерывности и преемственности уровней высшего образования; интегрированность довузовского, высшего и послевузовского профессионального образования при реализации инновационных технологий и при сохранении традиций; конкурентность и открытость при определении приоритетных направлений образовательной деятельности [2].
Менеджмент должен быть направлен на создание стратегии и основ учебной деятельности вуза, внедрение инновационных технологий в учебный процесс, разработку нормативно-правовых, экономических основ, координацию работы структурных подразделений и т. д.
Эффективный менеджмент вуза тот, который будет обеспечивать высокое качество образования при результативной экономической и социальной политике образовательной организации. Он является одновременно системой и непрерывным процессом, обеспечивающим успешное развитие и функционирование вуза. Именно грамотно выстроенный менеджмент дает возможность поддерживать все важные функции вуза. И тем не менее, система менеджмента в образовательном учреждении - это комплекс, который нуждается в постоянном совершенствовании.
Использованные источники:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d 7244d8033c66928fa27e527/ (Дата обращения: 27.02.2018)
2. Журко В.И. Особенности управления в современной системе высшего образования / В.И. Журко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2003. - № 6. - С. 84-95.
3. Боголепова С.В. Использование потенциала современных систем управления обучением в вузовском образовании / С.В. Боголепова, Н.В. Малкова // Высшее образование в России. - 2017. - № 5. - С. 105-112.
4. Быкасова О.О. Качество образования и система менеджмента качества как основа конкурентоспособности современного высшего образования / О.О. Быкасова // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - № 4. - С. 104-106.
5. Дмитриев Н.А. Внедрение элементов системы менеджмента качества в высшем образовании / Н.А. Дмитриев, Е.П. Верховская // Известия
Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 46-50.
6. Язовских Е.В. Роль менеджмента в области высшего образовании / Е.В. Язовских // В сборнике: Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты Материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. - 2016. - С. 157-159.