9. Седов, К.Ф. Возрастная психолингвистика / К.Ф. Седов. - М. : Лабиринт, 2004. - 210 с.
10. Лалаева, Л.И. Особенности проявлений взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Л.И. Лалаева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2008. - № 3. - С. 52-58.
11. Халилова, Л.Б. Психолингвистический подход и его использование в изучении речевых расстройств / Л.Б. Халилова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. - М. : Экономика, 1997. - С. 11-20.
УДК 159.922.76
Н.Л. Лихачева, г. Шадринск
О Н. Елисеева, г. Сургут
Самоконтроль как средство снижения агрессивного поведения гиперактивных детей старшего дошкольного возраста
В статье предпринята попытка выявить и систематизировать факторы, формы, уровни агрессивного поведения старших дошкольников с комплексными коррекционными ориентирами для формирования самоконтроля как средства снижения агрессии и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения. Результаты данного исследования позволяют выстраивать практику нравственного воспитания, преодолевая целевую и содержательную раздробленность педагогического процесса современной школы.
Агрессивное поведение, самоконтроль, саморегуляция, гиперактивность, коррекция.
N.L. Lihacheva, Shadrinsk O.N.Eliseeva, Surgut
Self-control as a means of reducing aggressive behavior hyperactive children of senior preschool age
The article attempts to identify and to systematize the factors, forms, levels of aggressive behavior senior preschool children with a comprehensive corrective guidance for the formation of self-control as a means of reducing aggression and necessary link in the Genesis of arbitrary behaviours. Results this study help to build a moral practice education, overcoming of the task and content fragmentation pedagogical process of the school.
Key words: Aggressive behavior, self-control, self-regulation, hyperactivity, correction.
В условиях многогранных перемен в обществе, в связи с реформированием системы дошкольного образования необходим методологический аспект к организации жизнедеятельности, межличностного взаимодействия современного дошкольника, основанный на приоритете индивидуально-личностных особенностей, направленный на создание условий и средств для вхождения личности в социум. В среде дошкольников, имеющих индивидуальные особенности в поведении и развитии («дефицит внимания с
гиперактивностью», «агрессия») происходит наибольшее число конфликтов, могут закладываться асоциальные привычки и формироваться агрессивные формы поведения.
Родители и педагоги данную группу детей характеризуют как «трудную» из-за чрезмерной активности, излишней подвижности, невозможности длительного сосредоточения внимания, агрессивных форм поведения, несформированности самоконтроля. Оставаясь нерешенными в дошкольном периоде, указанные проблемы имеют негативные отдаленные последствия: в школьном возрасте прогрессируют трудности учебного и поведенческого характера; проявляется выраженность симптомов в стойкой агрессии и раздражительности, проблемных межличностных отношениях [Захаров А.И., 1989; Кондрашенко В.Т., 2008].
При изучении данной проблемы мы опирались на научный потенциал отечественных исследований психологических особенностей, диагностики гиперактивности. Это труды В.М. Астапова (2008), Л.О. Бадалян (1993), М.М. Безруких (2004), О.В. Бездетко, И.П. Брязгунова (2001), Н.Н. Заваденко (2005), Е.Б. Касатиковой (2002).
Многоаспектное изучение причин, последствий, диагностики, коррекции и профилактики агрессии, представление позиций внешнего наблюдателя, субъекта агрессии (самого агрессора), объекта агрессии (жертвы) опубликовано в трудах А.Н. Басс (1994), Л. Берковец (1989,2001), Г.Э. Бреслав (2004), Э.Ш. Бубновой (1989), ), Р. Бэрон (1997).
При изучении проблемы формирования самоконтроля как средства снижения агрессии у гиперактивных детей возникают следующее противоречие:
- между запросами практики и не разработанностью теоретических основ коррекционно-формирующего процесса формирования самоконтроля агрессии гиперактивных дошкольников (неоднозначность понятий «агрессия», «агрессивное поведение» «агрессивность», множественность определений, классификаций, форм, видов агрессии).
Проблема исследования формирования самоконтроля как средства снижения агрессии гиперактивных детей старшего дошкольного возраста самостоятельно не рассматривается в качестве экспериментального, специального предмета исследования, а лишь попутно в контексте других проблем.
Гиперактивность - это характеристика детей с нормальным развитием, но имеющих особенности поведения в виде трудностей планирующей функции и концентрации внимания, чрезмерной подвижности с недостаточно сформированным самоконтролем как важным условием и необходимым звеном в генезисе произвольных форм поведения.
В современных исследованиях гиперактивность и дефицит внимания, рассматривается с диаметрально разных позиций от нормы до патологии (множество определений), что значительно осложняет диагностические и коррекционные аспекты в образовательной практике; изучены причины, последствия данного поведения; апробированы методы диагностики и коррекции. Весь массив известных данных и полученных в данном исследовании особенностей поведения гиперактивных детей старшего дошкольного возраста представлен для удобства восприятия в виде сравнений, гиперактивность (от греч.Нурег-над, сверху) это [3,6]:
- дети «группы риска» [И.В.Дубровина, 1996];
- вариант развития [В.И.Перегуда, 1994];
- заболевание, при среднем интеллектуальном уровне [S/D/Clements,1966];
- болезненное проявление двигательной активности ребенка [Г.В. Грибанова, 1994];
- количественная и качественная характеристика двигательного поведения [М.М. Безруких, 2004];
- отклонение от возрастных норм онтогенетического развития [Е.К.Лютова, 2006, Х.Лукерт 2011, Ю.Шиндлер 2011, К.Фишер,2009];
- трудности в поведении, нарушении межличностных отношений [П.Альхерр, 2011];
- категория детей с нормальным развитием, имеющих специфические особенности развития психики, поведения [М. С. Дьячкова, 2006];
- новый тип отклоняющегося развития [О.А.Ларионова, 2010].
Исторические аспекты гиперактивности [7]: феномен гиперактивности (1845 г.); дефект морального контроля (1902 г.); органическое повреждение головного мозга (19001920 г.); минимальное мозговое повреждение (1930-1950 г.); минимальная мозговая дисфункция (1960 г.); синдром гиперактивного ребенка (1960-1970 г.); синдром дефицита внимания (1980 г.); гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (1987 г); дисфункция префронтальной области и нарушения управляющих функций мозга (1990-е гг.).
Были сделаны следующие выводы: исследователями достаточно давно подмечены особенности гиперактивных детей в виде дефекта морального контроля (1902 г.). Мы отмечаем «двухслойность» в изучении поведения старшего дошкольника: первична гиперактивность («фигура»), а вторична агрессия («фон»), где для снижения агрессии важен развитый самоконтроль.
Следует особо заметить, что, несмотря на наличие причин генетического и наследственного характера, отмечаемая слабость или недостаточная зрелость центральной нервной системы гиперактивных детей позволяет в социальном (педагогическом) плане при создании специальных условий поэтапно, системно и последовательно снижать агрессивное поведение и формировать самоконтроль. Закрепление навыков самоконтроля в игровой деятельности будет способствовать замедлению импульсивных реакций и развитию тормозящей функции.
Одной из форм поведения человека является агрессия (от лат.аggression -нападение), понимаемая как осознанное действие, которым причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, неживому объекту [В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков].
Отечественные исследователи: - сильная активность; стремление к самоутверждению; средство достижения значимой цели; реакция на стресс; механизм психологической защиты; способ психической разрядки; специфическая форма действий человека, с демонстрацией превосходства в силе; отрицательное доминирование [К.С. Шалагинова, Л.И.Шакирова, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, Л. Пасечник, О.Н. Истратова];
Зарубежные исследователи [1]:
- форма поведения, нацеленная на причинение физического или психологического ущерба [Л. Берковец];
- реакция на болевые стимулы [Buss A.];
- внутренняя сила, как возможность противостоять внешним силам[А11ап F.];
- физическое действие, угроза со стороны одной особи, уменьшающее свободу другой особи [Уилсон];
- поведение, с целью нанесения повреждений другому субъекту [Л. Хьюсмен, Л. Ирон].
Для данного исследования предпочтительной является формулировка агрессии как эмоционального мотива с отрицательным доминированием для достижения значимой цели.
Агрессивное поведение в поведении гиперактивных детей старшего дошкольного возраста нуждается в диагностике и коррекции.
Одним из средств коррекции является описанная в отечественной психологии регуляция и саморегуляция поведения [2] и деятельности в старшем дошкольном возрасте, изучаемая в разных аспектах: становление волевого поведения (Л.И. Божович, В.К. Котырло, ЯЗ. Неверович Т.И. Шульга и др.), развития произвольности (А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.), саморегуляция, самоуправление, условие сознания и самосознания человека (О.Н. Николаенко, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер), зависимость уровня социализации от уровня самоконтроля поведения (А.Г. Асмолов).
В исследовании ключевым является определение самоконтроля как умение анализировать собственные действия и способность к самопринуждению:
Анализ представленных определений, показал, что имеющиеся исследования, в основном касаются общего понятия саморегуляции как сложного процесса с доминированием значимо разных составляющих, а самоконтроля как механизма саморегуляции поведения и психологического качества личности. Отчасти описаны способы формирования самоконтроля - это присутствие сверстников, способствующих развитию самоконтроля, подчинение правилам в игре без принуждения. Но вместе с тем, отсутствуют диагностические критерии самоконтроля в поведении гиперактивных и негиперактивных детей с агрессивным поведением, имеются лишь схемы наблюдений без количественной интерпретации, что значительно усложняет дальнейшую интерпретацию сформированности данного качества личности.
Помимо представленных определений понимания данного понятия у многих исследователей отмечена важность контроля и самоконтроля [4,5,8] для личностного развития:
- торможение двигательной активности; откладывание удовольствия (подкрепление); возможность вести себя в соответствии с требованиями ситуации у дошкольников [Maccoby];
- одновременное выполнение двойственных функций в игре: выполнение своей роли, и контроль собственного поведения [Д.Б.Эльконин];
- в содержании совместной игровой деятельности имеются правила контрольных взаимоотношений [Е.А.Бугрименко];
- первичен контроль действий других детей, с отметкой правильных и неправильных моментов, вторичен самоконтроль в игре; осознание своего поведения осуществляется в играх с правилом [Е.О.Смирнова];
- правило в сознании ребёнка должно не только выделиться, но и усвоиться [О.В.Гребенникова].
Обзор научной литературы по изучаемой проблеме, свидетельствует, о том, что не представлены данные о возможности формирования самоконтроля у гиперактивных детей
старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением. Это приводит к возникновению противоречия между востребованностью в полной реализации самоконтроля агрессивного поведения у гиперактивных дошкольников и степенью обеспечения формирования самоконтроля как её основы.
В соответствии с целями, задачами, гипотезой исследования для диагностики агрессии у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста применялся диагностический комплекс: интервьюирование, беседа, анкетирование, фиксация поведения детей (по Н.М. Платоновой), модификация карты наблюдений (Й. Шванцар), тест на развитие самоконтроля (Н.В.Нижегородцева), наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игровая, учебная), тесты «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), «Кактус» (М.А. Панфилова), «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс, С.Кауфман), «Два домика» (интерпретация К. Фопель).
Мы первоначально использовали фиксацию поведения детей (по Н.М. Платоновой). Полученные результаты данного наблюдения позволили выделить уровни агрессивного поведения: высокий, средний, низкий.
Критериями выделения уровней явились показатели по Н.М. Платоновой, это:
Высокий уровень (от 131 до 195 баллов) агрессивного поведения выражается в неумеренных эмоциональных проявлениях (возбуждаемость, нетерпеливость), проявлении всех видов агрессии, кроме аутоагрессии, постоянного нарушения правил (выявлено: 27 % гиперактивных испытуемых и 9% негиперактивных).
Средний уровень (от 66 до 130 баллов) агрессивного поведения характеризуется умеренностью в эмоциональных проявлениях (возбуждаемость, тревожность), выраженностью прямой вербальной агрессии, косвенной физической агрессии (выявлено: 39 % гиперактивных испытуемых и 15% негиперактивных)
Низкий уровень (от 0 до 65 баллов) агрессивного поведения отличает не выраженное проявление капризности, плаксивости, отказ от выполнения правил, наличие аутоагрессии, низкая частота актов прямой вербальной и физической агрессии (выявлено: 34 % гиперактивных испытуемых и 15% негиперактивных).
Подведя итог данным характеристикам, можно заключить, что общим критерием для гиперактивных детей с агрессивными проявлениями будет наличие агрессии (прямой, косвенной вербальной и физической), а различие между уровнями заключается в частоте агрессивных актов (высокий уровень проявляется почти всегда; средний - наблюдается довольно часто; низкий - проявляется иногда, эпизодически).
Из полученных данных мы можем заключить, что между гиперактивными и негиперактивными детьми имеются достоверные различия в проявлении агрессии. Так, проявление агрессии у гиперактивных респондентов выше на 18% у высокоагрессивных, на 24% у среднеагрессивных и на 42 у низкоагрессивных (наблюдение Н.М.Платонова), на 88% (методика «Кактус»), на 19 % (методика «Несуществующее животное), на 80% (карта наблюдений Й. Шванцар), чем у негиперактивных детей. Также гиперактивные дети более нетерпеливые (78%) и возбудимые (81%). Наличие агрессивного поведения влияет на межличностные отношения гиперактивного ребенка в группе ДОУ, следовательно, социометрический статус ниже, чем у негиперактивного ребенка (отсутствуют «звезды», половина респондентов имеет статус «пренебрегаемые»).
При исследовании уровней агрессивного поведения у гиперактивных дошкольников
закономерно возникает вопрос об уровне самоконтроля, который выступает основным регулятором уровня агрессии. Основным критерием мы считаем способность ребенка к усилию, самопринуждению, сопротивлению плохому поступку, когда волевое «я должен» будет выше импульсивного и сиюминутного «я хочу». Диагностика полученных данных по сформированности самоконтроля показала, что большая часть гиперактивных детей имеет низкий уровень (46%) - неспособность осмысливать и анализировать свои действия, совершать усилия), меньше трети имеет высокий уровень, больше трети имеет средний уровень. Негиперактивные имеют более высокие показатели по развитию самоконтроля: на 39% больше с высоким уровнем, на 15% со средним, на 24% с низким.
Мы можем заключить, что умение осуществлять самоконтроль поведения является ключевым для снижения, перекомбинации агрессии у гиперактивных дошкольников. Без специальных педагогических программ процесс формирования самоконтроля протекает слишком медленно и недостаточно эффективно.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Конкретизировано научное представление о содержании понятия агрессия как сложноструктурированной формы поведения гиперактивных дошкольников, представленной совокупностью устойчивых связей взаимодействующих между собой: отрицательное доминирование для достижения значимой цели, многоуровневость проявления агрессии (высокий, средний, низкий), сложности во взаимоотношениях со сверстниками (низкий социометрический статус как функция поведения), трудности учебного характера, авторитарная смена сюжета игры и смена игровых партнеров до одного; возбуждаемость и нетерпеливость, воспитание в семьях по типу «гармоничное воспитание», «гипопротекция», «повышенная моральная ответственность» при низком уровне самоконтроля.
2. Выделены критерии, показатели, уровни агрессивного поведения гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: многоуровневость агрессивных проявлений: высокий, средний, низкий. Доказана взаимообусловленность уровня агрессии и самоконтроля: чем выше уровень самоконтроля, тем выше социометрический статус, учебные успехи, эмоциональная стабильность и ниже уровень проявления агрессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агрессия у детей и подростков : учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой. - СПб. : Речь, 2004. - 336 с.
2. Быков, А.В. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению / А.В. Быков, Т.И. Шульга. - М. : Изд-во МГОУ 2012. - 142 с.
3. Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. -М. : Медпрактика, 2002. -165 с.
4. Гребенникова, О.В. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Ольга Владимировна Гребенникова. - М., 2006.
5. Дегтярева, С.С. Формирование опыта самоконтроля подростков в учебной деятельности тем : дис. ... канд. психол. наук : 13.00.01/ Светлана Станиславовна Дегтярева. - Армавир, 2005. - 184 с.
6. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь : учеб. пособие / под ред. М.М. Безруких. -М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. - 248 с. - (Библиотека студента).
7. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для
студентов высш. учеб. заведений / Н. Н. Заваденко. - М. : Академия, 2005. - 256 с.
8. Николаенко, О.Н. Стратегия самоконтроля личности : дис ... канд. психол. наук : 19.00.01/ Николаенко Ольга Николаевна. - СПб., 2006. - 200 а