ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
SOCIAL SCIENCES.
2018. No. 3
УДК 130.2:316.3
DOI 10.23683/0321-3056-2018-3-14-18
САМОБЫТНОСТЬ СМЕХОВОИ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РУССКОГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА ДОНБАССА)
© 2018 г. Е.В. Гришанова a
a Донецкий национальный университет, Донецк
ORIGINALITY OF THE LAUGHTER CULTURE IN CONTEXT THE CIVILIZATION SPACE OF THE RUSSIAN WORLD (ON THE EXAMPLE OF THE DONBASS FOLKLORE)
E. V. Grishanova a
a Donetsk National University, Donetsk
Гришанова Екатерина Валерьевна -аспирант, кафедра философии, Донецкий национальный университет, ул. Университетская, 24, г. Донецк, 83001. Е-mail: katyushka.0312@mail.ru
Ekaterina V. Grishanova -Postgraduate, Department of Philosophy, Donetsk National University, Universitetskaya St., 24, Donetsk, 83001. E-mail: katyushka.0312@mail.ru
Анализируются самобытность и сущность смеховой культуры цивилизационного пространства русского мира, отмечаются особенности интерпретации понятия смеховой культуры, рассматриваются подходы различных мыслителей к проблеме комического и историко-философские варианты интерпретации смеха. Показано, как фольклор, являющийся элементом культуры в произведениях народного искусства населения Донбасса, влияет на повышение жизнеспособности и жизнестойкости людей, занимающихся тяжелым физическим трудом (например шахтеры) или попавших в непростую жизненную ситуацию. Сделан вывод о том, что явление комического есть специфическое выражение понимания, которое в свою очередь обусловлено набором общественно значимых элементов культуры, включающих нормы, традиции, ценностные ориентации.
Ключевые слова: комическое, самобытность, смех, юмор, комический анализ, фольклор.
The originality and essence of the laughter culture of the civilization space of Russian world are analyzed, the features of the interpretation of the concept of laughter culture are exposed, the approaches of various thinkers to the issue of comic and historical and philosophical interpretations of laughter are examined. It is shown how folklore, which is an element of culture in the folk art of the population of Donbass, influences the increase of the viability and vitality of people engaged in heavy physical labor (for example, miners) or those have fallen into a difficult life situation. It is concluded that the phenomenon of comic is a specific expression of understanding, which in its turn is determined by the set of socially significant elements of culture, including norms, traditions, value orientations.
Keywords: comic, originality, laughter, humor, comic analysis, folklore.
Анализ комического позволяет исследовать смешное как часть культуры. Область комического является предметом научного интереса таких ученых, как М. Бахтин, В. Карасев, Д. Лихачев, А. Панченко, В. Пропп, А. Сычев. Со сменой исторических и культурных эпох пространства русского мира меняются и особенности бытия комического. Осмысление самобытности русской народной культуры в контексте ее развития в качестве самодостаточного явления национальной культуры актуализируется в период затянувшегося глубокого кризиса, пора-
зившего важнейшие сферы духовной жизни современного русского мира.
Цель работы - анализ самобытности смеховой культуры цивилизационного пространства русского мира.
Каждый человек испытывает духовную потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Поэтому люди объединяются в определенные группы, связанные между собой различными отношениями. Одни социальные группы появляются, другие - исчезают, третьи -развиваются. Подобные социальные системы
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
могут организовывать различные общественные структуры, имеющие различную тематику и направленность, не зависящую от характера отдельного индивида.
Потребность в смехе проявляется в жизни первобытного общества: смех исполняет роль противовеса страху и серьезности ежедневной борьбы за выживание; не случайно празднествам, где смех занимал ведущее место, отводилось до трети календарного года. Период истории русской культуры вплоть до середины XVII в. можно назвать эпохой скоморохов, так как именно они являлись первыми представителями театральных и литературных жанров. Их искусство было обращено к народу и отличалось подлинным демократизмом. Скоморошество могло возникнуть только в связи с внутренней потребностью общества. Оно являлось обязательным составным элементом социокультурной практики и было связано с архаическими ритуалами и обрядово-ритуальной практикой. Скоморохи активно участвовали в социокультурной жизни русского общества на протяжении нескольких веков. Первым затронул проблемы происхождения русских скоморохов историк И.Д. Беляев. Он утверждал, что деятельность скоморохов не ограничивается участием в обрядах, они «предлагали свои услуги повсюду, где открывалась какая бы то ни было потребность в музыке и игрищах» [1, с. 76-77].
Д.С. Лихачев и А.М. Панченко рассматривали смеховую культуру в Древней Руси как определенный антимир [2], в который переносится все неблагополучное и неправильное. По мнению ученых, смех является разрушительным феноменом настоящего мира, имеющим в то же время и некое созидательное начало при возникновении мира свободного и неупорядоченного.
Определенную роль в смеховую стихию вносила стихотворная форма: «Лирическая поэзия включала в себя рифму с большой осторожностью, стремясь избегнуть любых смеховых сочетаний» [2, с. 56]. Д.С. Лихачев отмечал, что только в Древней Руси стихи и стихотворные послания сохраняли элемент шуточности, театральности, которая может сливаться с искусством, а может быть и автономной от него. Театральность как таковая не всегда отождествляется с театром, так и зрелище не всегда можно назвать спектаклем. Авторы считали, что именно Древняя Русь, как и средневековая Европа, являлась театральной. А.М. Панченко пишет: «Разве не зрелище - парадный царский обед или
"шествие на осляти", когда царь под уздцы ведет лошадь, на которой восседает патриарх, а отроки, загодя обученные, устилают им путь разноцветными кафтанами? Разве не зрелище -царская раздача милостыни в ночь на большие праздники, причем приготовления к ней покрыты строгой тайной, хотя она бывает каждый год, в одно и то же время, в раз и навсегда избранном месте?» [2, с. 107].
Самым многоликим феноменом культуры в Древней Руси было юродство. О нем писали многие историки церкви. Юродство не могло существовать без церкви. В Евангелии оно искало свое нравственное оправдание. Между юродивыми и нищими часто устанавливались неприязненные отношения. Существовала всегда определенная культура смеха в народном представлении и культура смеха в религии, принадлежащая церковным служащим. Промежуточное положение между этими культурами и занимало юродство: «...без скоморохов и шутов не было бы юродивых. Юродивый балансирует на грани между смешным и серьезным, олицетворяя собою трагический вариант смехового мира» [2, с. 93]. Тем самым ученые показали, что юродство может являться третьей культурой, полагая, что чем решительнее российское общество стремилось к европейскому пути, тем сильнее становились и сами гонения на юродивых.
Во все эпохи праздникам отводилась огромная роль. Потребность в них присуща человечеству с самых ранних времен. У людей праздник всегда связан с традицией. Но у праздников есть не только своя история, но и определенные моменты, которые показывают стремление в будущее.
Л. Витгенштейн понятие комического связывает с языковыми играми, раскрывая игровые основы языковой коммуникации [3]. Им впервые указано на то, что «язык - это не просто констатация фактов или выражение правды или лжи, но самостоятельная форма жизни, которая развивается по определенным законам - законам игры» [3, с. 412]. Закон языковой игры занимает одно из ключевых мест в философии Л. Витгенштейна. Речь, характерная для конкретной практической деятельности, применение определенных слов в конкретном смысле и вызывает успешность общения. О связи комического и языковых игр пишет Е.А. Хрущева: «В основе лингвистической характеристики анекдота лежит такое понятие, как языковая игра -вид языковой деятельности, при которой гово-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
рящий "играет" с формой речи, нарушая языковую норму с целью, с одной стороны, создания комического эффекта, с другой - получения эстетического удовольствия [4, с. 118]. Автор отмечает, что анекдот является одним из самых ярких примеров жанра, в котором языковая игра является средством для достижения комического эффекта. Сам же комический эффект может создаваться различными языковыми средствами в области фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.
Анализируя смеховую культуру современного Русского мира, можно рассмотреть самобытность смехового пространства отдельного региона, например Донбасса, где на данный момент проживает огромное количество людей, для которых юмор - это выражение народного менталитета, мироощущения и мировоззрения.
По тому, как народ шутит, можно судить о его мышлении и ценностных ориентирах. Профессор социологии и историк по образованию, госпожа О. Михеева, бывшая жительница Донбасса, в 2014 г. уехавшая в г. Львов, в интервью журналу «Фокус» рассказала, как нелегко жить в чужом городе, приспосабливаться к обстановке той местности и, тем более, шутить: «Когда я думала над своей адаптацией во Львове, то заметила, что последним ко мне вернулось чувство юмора. Когда находишься в новой среде, то опасаешься шутить, потому что не знаешь, как воспримут каждую шутку». То есть надо думать о том, что ты говоришь и где. Шутки, понятные и приемлемые для одного региона могут негативно восприниматься в другом. И, наоборот, шутки, которые свойственны, скажем, Западной Украине, не всегда понятны на Донбассе [5].
Донбасс богат на устное народное творчество. С этим могут согласиться все жители Донецкой области, так как живя на Донбассе, понимают, что во многих ситуациях может помочь только смех. В рабочем крае, усеянном шахтами и гигантскими промышленными предприятиями, населенном людьми многочисленных профессий, зарождаются сказки, легенды и другие фольклорные материалы, передающиеся из поколения в поколение. Каждый житель, проживающий в данном регионе, знает историю Пашки коногона и легенду о казаке Сауре.
Также в городах и селах Донецкого края развивался свой особый фольклор, который был связан с жизнью казаков. Казаки считались известными острословами и теми людьми, которые всегда могли помочь в трудную минуту. С
песнями казаки рождались, шли воевать и умирали. В их репертуаре песни исторические и сказочные. Еще в середине XIX в. был записан рассказ о казаке Сауре, которому не было равных в бою на саблях. Ученый М.Я. Олейников рассказывает о молодом казаке Сауре, защищавшем свою родную землю. В одном из сражений он был убит татарами, а на его месте был образован курган. Автор пишет: «...Но вот на него сзади накинули петлю, упал Саур, и засвистели над его телом клинки. В этот же миг вздрогнула и загудела земля, ударил гром небывалой силы, небо расколола молния. На месте гибели Саура вырос второй огромный курган. Татары от страха совсем растерялись и попали под острые сабли подоспевших казаков. Саура похоронили на вершине кургана» [6, с. 7]. С тех пор это место стали называть могилой Саура, т. е. Саур-Могилой, - самой известной могилой, которая в настоящий момент находится на территории Донбасса.
В культуре Донбасса важным является уникальный шахтерский фольклор. Отметим, что шахтерский юмор действительно является специфическим. С одной стороны, он может быть не очень понятным постороннему человеку, а с другой - кому-то как бальзам на душу. Только в определенных условиях рождается этот юмор, и он понятен людям, потому что они так живут. Все смешные истории рождаются сами собой на шахтах, ведь Донбасс - край шахтеров, а это самая опасная «мирная» профессия.
Здесь также существует песенная культура, в которую входят и романсы, и бытовые песни. Одна из самых популярных, ещё дореволюционных - песня «Коногон». Л. Жариков рассказывает историю о молодом шахтёре - коногоне Пашке [7], который писал песни, подхваченные его родной деревней и близлежащими поселками, хотя до поры не было известно, кто их автор. Судьба его была трагической, как и у большинства шахтеров Донецкого края: «Вот мчится лошадь по продольной, по узкой темной и сырой, а молодого коногона несут с разбитой головой. Двенадцать раз сигнал пробило, и клетка в гору понеслась. Подняли тело коногона, и мать слезою залилась» [7, с. 17]. Хотя легенда гласит, что такой поэт, как Пашка, даже смог смерть перехитрить и выжить. Душевные и жалостливые песни легли в основу многих произведений Донецкого региона.
Ещё один известный персонаж шахтёрского фольклора - Шубин. «Добрый Шубин» - это не
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
только марка местного пива на Донбассе, которую выпускают в донбасском крае уже свыше 20 лет, но и целый пласт сказов, связанных с этим легендарным персонажем, который помогает шахтерам в трудную минуту. По легенде, у Ивана Шубина был кофликт с хозяином шахты. Парня жестоко избили, бросили в шахту, где он, почуяв запах «рудничного газа» метана, вызвал искру и взорвал себя вместе с шахтой. С тех пор считают, что Шубин остался не только духом подземных выработок, но еще и персонажем шахтерского фольклора, которого часто изображали в виде гнома. В г. Донецке в парке кованых фигур установлен памятник Шубину, который является покровителем всех шахтеров.
В Донецком крае абсолютно все люди с уважением относятся к профессии шахтёра. Мужчины, которые связывают жизнь с этой профессией, должны обладать не просто определенным количеством знаний, но также физической силой, терпением и огромной силой воли. И порой только смех помогает шахтеру сохранять самообладание в непростых ситуациях. Авторы шахтерского фольклора в своих песнях отражают тяжелый шахтерский труд и показывают, что рядом с юмором - ощущение опасности бытия. В землг вт грошг огр1бае, У недглю водку пйет [7, с. 55].
Шахтер в яму спущается, С белым светом прощается. Он там ходит со свечою, А смерть носит за плечою [8, с. 59]. Опасность условий труда приводит к тому, что в рабочем шахтерском песенном творчестве часто встречается мотив прощания, который символизирует и прощание с солнцем, светом, а значит, и с жизнью, отрыв от земного мира, погружение в темноту, в небытие и в конце концов - смерть.
С. Мишецкий описывает жизнь шахтеров с давних времен. Он пишет: «.ежели кто не будет пить, то бранят ругательно; и хотя его и не знают, какой бы он человек ни был, однако его потчивают; в каком своем веселии и гулянии чрез немногие дни, удивления достойно, как они прогуливают великую сумму денег; и не токмо что полученную добычу, но и старое что имеют, в забытом своем пьянстве, пропивают, и входят от того в великие долги» [9]. Автор пишет, что такое громкое празднование побед, растрата всего, что было приобретено, и как результат необходимость снова «совершать подвиг» -спускаться в шахту, все эти моменты отражаются в рабочей среде в виде мифопоэтических тек-
стов, фиксирующих определенный уже устойчивый концепт: отражено в следующей песне: Шахтер голый, шахтер босый, Шахтер курит папиросы. Шахтер пашенки не пашет, Косы в руки не берет, Только кайлушком помашет, Зато денежки гребет... Получил получку я Ровно двадцать два рубля, Два рубля отдал домой, Ну а двадцать - на пропой. Американский исследователь Донбасса Г. Куромия пишет: «Безмятежность была частью мужественной культуры шахтеров, и кое-кто, например, легкомысленно зажигал сигареты в шахтах, где встречался газ, или у складов с динамитом» [10, с. 51]. Он говорил, что некий фатализм выступал способом борьбы со страхом, нивелировал отчаяние человека, помогал смириться с неизбежным. В то же время он давал силы жить дальше.
Таким образом, феномен комического является одним из древнейших в истории культуры. В научной литературе, посвященной обряду, мифу, лирическому и эпическому народному творчеству, смеху и юмору уделяется относительно небольшое место. Поэтому можно с уверенностью сказать, что само своеобразие народной смеховой культуры прошлого до настоящего момента является недостаточно раскрытым. Комическое и вызываемый им смех в обществе во многом способствуют изменению структуры и характера социума, соответственно расширяя степень его духовных свобод. Юмор и смех, даже когда их «внешнее» содержание может казаться чрезмерно критическим, стремятся сохранять уклад «серьезной жизни» и поведения людей, в обществе которых они используются. И в этой связи справедливо утверждение, что чем глубже комическое включено в социальную среду, тем в большей степени оно способствует ее сохранению или устойчивости. Пристальное внимание к актуальным проблемам дня позволяет комическому постоянно расширять границы исследования бытия, запечатлевая все новые явления, которые рождает действительность.
Литература
1. Беляев И.Д. О скоморохах // Временник имп. Московского общества истории и древностей российских. М. : Азбука, 1854. Кн. 20.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2. Лихачев Д.С., Панченко АМ. «Смеховой мир» Древней Руси. М. : Наука, 1976. 204 с.
3. Витгенштейн Л. Философские исследования / пер. с англ. В. Руднева. М. : Знание, 1994. 693 с.
4. Хрущева Е.А. Национально-культурная основа анекдота : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 177 с.
5. Коваленко А. Адаптация. Как бывшему жителю Донецка почувствовать себя своим во Львове // Фокус. URL: https://focus.ua/country/361069/ (дата обращения: 20.06.2018).
6. Олейников М.Я. Саур-Могила : путеводитель. Донецк : Донбасс, 1976. 32 с.
7. Жариков Л. Шахтерские сказы. Донецк : Донбасс, 1987. 130 с.
8. Абасов А. Диалог цивилизаций - диалог культур - диалог религий // Глобальное управление на поворотном этапе: инновационные подходы к установлению мира в изменяющемся обществе. Баку : Дом сказки, 2003. 174 с.
9. Мишецький С. Iсторiя про козаюв запорозьких, як вони з давшх чамв почалися, i зввдки свое поход-ження ведуть, i в якому стат тепер знаходяться. URL: http://litopys.org.ua/index.html (дата обращения: 20.02.2018).
10. Куромiя Г. Свобода i терор у Донбас // Укра!н-сько-росшське прикордоння, 1870-1990-i роки. Киев : Основи, 2002. 510 с.
References
1. Belyaev I.D. [About the Buffoons]. Vremennik imp. Moskovskogo obshchestva istorii i drevnostei rossiiskikh [Interim of the Em. Moscow Society of Russian History and Antiquities]. Moscow: Azbuka, 1854, vol. 20, pp. 76-77.
2018. No. 3
2. Likhachev D.S., Panchenko A.M. «Smekhovoi mir» Drevnei Rusi ["Comic World" of Ancient Russia]. Moscow: Nauka, 1976, 204 p.
3. Vitgenshtein L. Filosofskie issledovaniya [Philosophical studies]. Tr. from Engl. V. Rudnev. Moscow: Znanie, 1994, 693 p.
4. Khrushcheva E.A. Natsional'no-kul'turnaya osnova anekdota: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [National-cultural basis of the anecdote]. Moscow, 2009, 177 p.
5. Kovalenko A. Adaptatsiya. Kak byvshemu zhitelyu Donetska pochuvstvovat' sebya svoim vo L'vove [Adaptation. As a former resident of Donetsk feel yourself in Lviv]. Fokus. Available at: https://focus.ua/ country/361069/ (accessed 20.06.2018).
6. Oleinikov M.Ya. Saur-Mogila [Saur-grave]. Guide. Donetsk: Donbass, 1976, 32 p.
7. Zharikov L. Shakhterskie skazy [Miner's tales]. Donetsk: Donbass, 1987, 130 p.
8. Abasov A. [Dialogue of Civilizations - Dialogue of Cultures - Dialogue of Religions]. Global'noe upravlenie na povorotnom etape: innovatsionnye podkhody k ustanovleniyu mira v izmenyayushchemsya obshchestve [Global Governance at the Turning Point: Innovative Approaches to Peace Establishment in the Changing Society]. Baku: Dom skazki, 2003, 174 p.
9. Mishets'kii S. Istoriya pro kozakiv zaporoz'kikh, yak voni z davnikh chasiv pochalisya, i zvidki svoe pokhodzhennya vedut', i v yakomu stani teper znakhodyat'sya [The Story of the Cossacks of Zaporozhye, as they have been from Ancient Times, and Where Their Origin is, and in What State They are Now]. Available at: http://litopys.org.ua/index.html (accessed 20.02.2018).
10. Kuromiya G. [Freedom and Terror in the Donbass]. Ukrains'ko-rosiis'ke prikordonnya, 1870-1990-i roki [Ukrainian-Russian Borderland, 1870-1990s]. Kiev: Osnovi, 2002, 510 p.
Поступила в редакцию / Received 26 августа 2018 г. / August 26, 2018