Резюмируя итоги нашего исследования, отметим следующее:
— стрельба из огнестрельного оружия (особенно на первоначальном этапе обучения) является стрессовой ситуацией, которая нарушает нормальное течение психических процессов, нерационально концентрирует сознание на одном виде деятельности, ухудшает внимание, дезорганизует двигательные функции. К такой дезорганизации двигательной функции можно отнести широко распространенную ошибку начинающих стрелков «ожидание выстрела»;
— корректировка негативных психологических состояний — одна из актуальных проблем в методике огневой подготовки сотрудников полиции в процессе первоначального обучения. Один из способов такой коррекции — метод визуализации, реализуемый как при участии психологов, так и самостоятельно (в форме идеомо-торной тренировки);
— при разработке материалов коррекции психологических состояний обучающихся необходимо учитывать особенности восприятии ими процесса стрельбы;
— в целях совершенствования процесса обучения и минимизации ошибки «ожидание выстрела» рекомендуется применение психодиагностических комплексов, направленных на выявление уровня личностной и ситуационной тревожности
1 Пивоваров Д. В., Пенькова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы ХХ всерос. науч . -метод, конф. Иркутск, 2015 . С 250-253.
2 Жуков В. М., Завирюха А. М., Кочуров А. Г., Устинова О. В. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Подготовка кадров для силовых структур: современные
направления и образовательные технологии : мат-лы ХХ всерос. науч . -метод, конф. Иркутск, 2015. С. 199 .
3 Кривошеева О. Р., Чусовитина О. М., Герман Е. В. Социальная ответственность как основа поведения личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012 . № 1(48). С 52-55.
4 Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте : междунар . сб. науч. ст. / сост. Ю. Л. Ханин . М. , 1983. С. 9-17 .
5 Бакланова Е. А., Шелегауцкая Н. Л. Некоторые характеристики тревожности студентов гуманитарных специальностей // Человеческий капитал. 2015 . № 9(81). С. 24-26 ; Курчатова А. А., Скурыдина А. С. Тревожность как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии // Современные наукоемкие технологии. 2013 . № 7. С. 211-212 ; Маслова Т. М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки Томского государственного университета. 2014. № 4(30). С 168-171.
6 Бойков А. А., Таран А. Н. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право . 2014. № 1(47) . С 325-329.
7 Абарцумов Н. А., Блеер М. Г., Покотило М. Г. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) // Молодой ученый. 2014. № 4. С 716-722 ; Гусев Ю. М., Попова И. В Психолого-педагогические аспекты техники производства меткого выстрела // Проблемы правоохранительной деятельности и образования : сб . науч . тр. докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей . Белгород, 2009. С. 114-118 ; Са-ламашкина Н. В., Москвин Н. Т., Головин В. В. Методы визуализации в карате и других видах спорта // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб ст междунар науч . -практ. конф. Казань, 2015 . С. 473-478 ; Смоленцева В. Н. Средства психической саморегуляции и успешность их применения в практике спорта // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений : мат-лы 2-й всерос . науч . -практ конф Омск, 2014 С 63-68
УДК 623
САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СТРЕЛЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
И. В. Пенькова, О. О. Осипов
Самое главное — «включать голову» во все, что делаешь и что собираешься сделать Большинство совершенных ошибок происходит от недостаточной включенности сознания в процесс движения
Брюс Дженнер
В статье представлено обобщение длительного педагогического опыта авторов по обучению курсантов проведению самоанализа результатов стрельбы в процессе огневой подготовки. Предлагаются форма дневника самоанализа и его научное обоснование. Правильно проведенный самоанализ закрепляет в сознании стрелка нужную схему дей-
ствий, позволяет вскрывать и анализировать допущенные ошибки, укрепляет понимание того, что результат стрельбы зависит от правильности действий стреляющего.
Ключевые слова: самоанализ стрельбы, техника выполнения меткого выстрела, огневая подготовка.
В результате освоения учебной дисциплины «Огневая подготовка» необходимо не только подготовить выпускника, способного эффективно применять табельное оружие, но и развить у обучающихся способность самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе стрельбы
Проблема самоанализа стрельбы не нова, но приобрела особую актуальность в настоящее время в связи с переходом на обучение по новым стандартам на базе ком-петентностного подхода. Суть его заключается не в усвоении готовых знаний, а в развитии у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности 1
В основе эффективного применения оружия лежат сформированные умения и навыки скоростной стрельбы
Следовательно, обучение курсантов и слушателей проведению самоанализа стрельбы будет способствовать пониманию сущности и движущих сил в формировании техники выполнения меткого выстрела, что позволит развивать способности к самосовершенствованию .
Еще в 60-х гг. прошлого века Л. М . Вайнштейн считал ведение стрелкового дневника обязательным условием тренировочного процесса и залогом его успешности 2 . Важность проведения самоанализа стрельбы подтверждена и другими научными исследованиями Так, М . Я. Жилина пишет: «...чем выше квалификация стрелка, тем лучше у него осознаваемость параметров техники стрельбы» 3 . Можно предположить, что повышение осознаваемости параметров техники стрельбы будет способствовать улучшению результатов
Аналогичные выводы были сделаны и Ю . Г. Кудря-шовым. В результате проведенных исследований он установил, что самооценка стрелком качества выполнения отдельных операций в процессе работы над выстрелом является одним из главных показателей, влияющих на надежность выстрела 4.
О пользе проведения самоанализа результатов стрельбы курсантами в процессе огневой подготовки говорилось как в наших работах 5, так и в трудах других ученых и практиков 6. Основная проблема заключается в том, что отсутствие единого подхода и научно обоснованного алгоритма проведения самоанализа результатов стрельбы привело к большому многообразию форм и содержания последнего . Цель данной статьи — обобщить существующий опыт самоанализа стрельбы курсантами в процессе огневой подготовкии, разработать рекомендации по повышению эффективности названного процесса.
На наш взгляд, необходимо определиться, что такое «самоанализ» . Это анализ самого себя, в нашем случае — своих действий, мыслей и состояния в целом в процессе выполнения выстрелов Но самоанализ — это не просто отражение процессов, происходящих внутри нас Смысл его не в том, что все изменится, когда его проведешь Самоанализ позволяет посмотреть на процесс обучения технике меткого выстрела совершенно иначе . Многое в работе над выстрелом может предстать в ином свете Самоанализ — наблюдение за собой с уклоном на прослеживание причинно-следственных связей . Многие ошибки в технике стрельбы, возникающие на различных этапах обучения, довольно типичны, но их исправление всегда индивидуально и у всех протекает по-разному Под самоанализом стрельбы мы будем понимать анализ процессов, происходящих внутри человека в ходе выполнения выстрелов с выявлением возникающих ошибок и установлением их причин
Поскольку выполнение выстрела — работа статичная, то возможности внешнего контроля преподавателя ограниченны Происходящая при стрельбе мышечная деятельность трудно поддается визуальному контролю Педагогу видны только изготовка курсанта и выжим спуска, а также он может определить устойчивость (относительно какой-либо точки на фоне за удерживаемым пистолетом). Опытный преподаватель может судить о состоянии техники стрельбы по расположению
пробоин на мишени. Иногда (особенно вследствие наложения ошибок) невозможно уловить тончайшие изменения и отклонения в исполнении отдельных технических действий стрелка при производстве выстрела Следовательно, руководитель стрельб, опирающийся только на зрительные впечатления, не может давать точных оценок движения Его информация носит качественный характер: «резко/плавно», «устойчивость плохая/хорошая», «быстрее/медленнее». Самоанализ нужен для распознавания связей между отдельными элементами техники стрельбы, для улавливания внешних и внутренних условий, обеспечивающих успешное выполнение выстрела в целом Самоанализ необходим для формирования мышечного чувства, которое может обеспечить большую точность движения по сравнению с другими формами обратной связи, для более глубокого понимания движущих сил, условий, закономерностей, определяющих освоение курсантами техники стрельбы, для определения способов устранения ошибок, возникающих в процессе выполнения выстрела и для самосовершенствования личностных свойств и качеств Только с помощью самоанализа можно понять причины неудачной стрельбы, т е определить задачи и средства дальнейшего обучения Правильно проводимый самоанализ будет способствовать достижению высоких результатов в обучении, заложенных в современном образовательном стандарте: формировать умение самостоятельно повышать уровень своей огневой подготовленности
После установления смысла самоанализа нам необходимо определиться с технологией его проведения Поскольку процесс освоения техники стрельбы у каждого человека уникален и неповторим 7, мы вряд ли сможем выработать единую 100-процентную эффективную форму проведения самоанализа и гарантировать получение конкретного результата Обобщение нашего 20-летнего опыта педагогической деятельности по обучению курсантов огневой подготовке помогли выделить основные направления проведения самоанализа, выявить основные ошибки и разработать рекомендации
Н . А. Бернштейн писал: «Изучаемое движение нужно не один раз выполнить на самом деле, чтобы в действительности испытать все те ощущения, которые лягут в основу его сенсорных коррекций Его нужно проделать много раз, чтобы чувствительные отделы мозга успели познакомиться со всем многообразием отклонений и разновидностей и составить себе «словарик» для всех предстоящих перешифровок Конечно, самой рациональной и правильно поставленной будет такая тренировка, при которой будут созданы наилучшие условия, чтобы осмысленно запомнить и усвоить эти ощущения» 8 .
По нашему мнению, умение курсантов проводить самоанализ собственных действий при выполнении выстрела складывается из формирования:
1) правильного, четкого и ясного представления о технике меткого выстрела Особое значение уделяется пониманию и осознанию требований к элементам техники, т е курсанты обязаны четко знать, каким должен быть тот или иной элемент техники, а также понимать, почему он должен быть именно таким;
2) умения определять ошибки по расположению пробоин на мишени Поскольку ошибки большинства курсантов типичны (они аналогичны при выполнении различных упражнений и стрельбе из разных положений), то большое значение уделяется их разбору и установлению причин;
3) умения анализировать «чувство выстрела», сопоставлять его с представлением, делать отметку выстрела и оценивать его качество. Установлено, что стрелок после выстрела примерно в течение 15-20 сек. сохраняет «чувство выстрела», т е все те мышечные и зрительные ощущения, которые запечатлелись у него во время выстрела
Для изучения сформированности правильного представления о технике меткого выстрела курсантам было предложено подробно описать свой идеальный выстрел В исследовании принятии участие курсанты 3-го курса (76 человек) и 4-го курса (52 человека) Анализ полученных данных позволяет заключить, что после проведения 10 занятий учебных стрельб у курсантов 3-го курса в 93% случаев сформировалось неполное представление о метком выстреле, т е в описании отсутствуют различные элементы техники (чаще прицеливание) Кроме того, изложение многих элементов неконкретно: «правильно прицелиться», «правильно выжать спуск», «выполнить правильный хват» и т д На 4-го курсе были получены другие результаты . Отсутствие четкого представления о технике выстрела было отмечено только у 8% курсантов Еще у 36% обучающихся при правильном и полном представлении о технике стрельбы наблюдалось некорректное описание ее отдельных элементов (момент прицеливания) Например, встречались такие формулировки: «принять устойчивую изготовку», «найти ровную мушку» и т. п. Формирование правильного представления о технике меткого выстрела — это длительный процесс, который должен осуществляться на всем протяжении обучения
В научно-методической литературе представлены различные (как по форме заполнения, так и по содержанию) рекомендации по проведению курсантами самоанализа результатов стрельбы Предлагаются не только графические формы дневников самоанализа с унифицированной формой и содержанием, но и варианты свободного заполнения Наш опыт и анализ дневников курсантов показывают, что наиболее эффективна смешанная форма Положительная сторона дневников самоанализа с преимущественной графической формой заполнения — экономия времени занятия, но в этом случае есть реальная опасность замены самоанализа простой регистрацией результатов Использование только текстовой формы изложения материала может затруднить поиск и восприятие нужной информации Выполняя упражнение стрельб на конкретном занятии, курсанты в любом случае оценивают его результаты, но отдельные результаты стрельбы могут быть случайными и никак не смогут охарактеризовать общую картину обучения. Только продуманный самоанализ поможет обучаемому оценить все предпринятые им шаги, весь результат обучения техники стрельбы за определенный период Цель самоанализа не в том, чтобы зафиксировать ошибки от-
дельного занятия, а в том, чтобы понять значимые моменты, определяющие результаты всего процесса обучения Вычленение отдельных закономерностей, некоторых типичных ошибок и причин их возникновения поможет сформулировать новые цели обучения и определить средства их достижения
Дневник самоанализа должен стать источником информации для обучающегося, с которым он будет постоянно работать, т е он должен быть наглядным и информативным Именно смешанная форма заполнения стрелкового дневника отвечает заданным критериям
Вне зависимости от выбранной формы ведения дневника, чтобы провести самоанализ, необходимо ответить на вопросы, касающиеся ключевых элементов техники меткого выстрела . Перечень этих вопросов должен соответствовать основным элементами техники стрельбы (от качества которых зависит успешность выполнения выстрела в целом на данный момент)
Нами были выделены обязательные вопросы для начального этапа обучения.
1. По прицеливанию:
— четкость мушки (или нет);
— положение мушки в прорези целика (ровная или нет, точное положение мушки на каждый выстрел);
— район прицеливания (однообразный или нет)
2. По изготовке:
— устойчивость (хорошая или плохая: был тремор рук или не мог удержать район прицеливания и т д );
— удержание (плотное или нет);
— тонус мышц (сильный или слабый; был постоянным или разным; был нормальным, но расслабил на . выстреле и т д );
— извлечение оружия (быстрое, уверенное или недостаточно быстрое)
3. По управлению спуском курка с боевого взвода:
— по нажиму на спусковой крючок (плавно или резко; автономно или с включением других мышечных групп; одним движением или раздельно свободный и боевой ход; чувствовал работу пальца или нет и т д );
— по времени (долго, быстро или нормально);
— по темпу (каждый выстрел в один промежуток времени или по-разному: то быстрее, то медленнее и т д )
4. По эмоциональному состоянию:
— ожидал выстрела или нет;
— отвлекался на выстрелы соседа или нет;
— боялся не успеть по времени или не думал про это и т д
По мере освоения техники стрельбы хорошо отработанные элементы будут выполняться автоматически, необходимость в специальном анализе отпадет.
Одна из ошибок, встречающихся в стрелковых дневниках, — проведение самоанализа всей стрельбы в целом На наш взгляд, это происходит в том случае, когда курсанты в силу различных причин (чаще психологических) не контролируют свою работу над отдельным выстрелом На начальных этапах обучения очень важно добиваться анализа каждого выстрела в отдельности Это должно научить обучающихся контролировать все свои действия при выполнении каждого выстрела
В итоговой части самоанализа обязательно необходимо отметить, что сегодня получилось лучше всего, а что помешало сделать хорошие выстрелы. Здесь обратим внимание на умение выделить главную ошибку, которая препятствует качественно выполнить двигательное действие
Например, по рисунку пробоин на мишени в дневнике самоанализа курсанта видно, что при управлении спуском курка с боевого взвода палец работал с ускорением. А в самом самоанализе курсант указывает, что выжим спуска было плавным и равномерным Разброс пробоин на мишени указывает на ошибки в прицеливании, а курсант рисует ровную мушку на каждый выстрел и т д
Завершаться самоанализ стрельбы должен постановкой задач по совершенствованию каких-либо элементов техники стрельбы на занятии в процессе работы без патрона или дома (по развитию специальных физических способностей, по формированию психологической устойчивости или с использованием идеомотор-ной тренировки). Следует помнить, что низкие результаты в стрельбе могут иметь две основные причины: технические ошибки и психологическое состояние стрелка, соответственно, средства решения поставленных задач должны быть технические либо психологические .
Если основным сбивающим фактором, приводящим к неудовлетворительным результатам стрельбы, является боязнь выстрела, то решать эту проблему необходимо средствами психологического воздействия (аутотренинг и идеомоторная тренировка)
В соответствии с особенностями восприятия информации основным требованием к формулированию задания является его предельная конкретность, т е оно должно быть таким, чтобы к нему невозможно было задать уточняющий вопрос
Например, в качестве ошибки в технике выполнения выстрела обучающийся отмечает, что он «очень медленно выполняет каждый выстрел», а в качестве задания пишет: «больше работать вхолостую» Очевидно, что это задание неопределенное, не раскрывает того, какой элемент техники стрельбы и как нужно отрабатывать в процессе работы без патрона и на следующей стрельбе
Основная проблема низкой эффективности самоанализа стрельбы (как одного из средств достижения цели образовательного процесса по огневой подготовке) заключается в том, что некоторые обучающиеся ведут дневник самоанализа не для себя, а в силу требований преподавателя. В этом случае все записи в дневнике формальны и самоанализом не являются
Обобщая изложенное, мы разработали примерную форму самоанализа стрельбы и заполнения стрелкового дневника, которая может уточняться и дополняться. Дневник самоанализа содержит:
— рисунок мишени с пробоинами;
— фиксацию времени выполнения выстрелов;
— фиксацию результатов;
— анализ основных параметров техники каждого выстрела в отдельности (прицеливание, управление спуском курка с боевого взвода);
— замечания или выводы по результатам стрельбы в целом (что получилось хорошо, что не удалось);
— задания на следующее занятие, работа без патрона
В результате ведения самоанализа стрельбы и заполнения стрелкового дневника представления о технике стрельбы, ее движущих силах, технических действиях во время выполнения выстрела, психологических процессах и состояниях должны стать яснее и понятнее. Следовательно, в дальнейшем обучающийся сможет самостоятельно регулировать свою технику стрельбы, управлять своим психологическим состоянием, справляться с волнением в процессе работы с оружием. Это подтверждают результаты нашего исследования. Так, если у 98% курсантов 3-го курса анализ стрельбы описательный и свидетельствует об отсутствии понимания внутренних процессов, происходящих во время выстрела, то на 4-м курсе количество таких курсантов снижается до 48%, у 30% курсантов 4-го курса представление о метком выстреле индивидуализировано и свидетельствует о появлении внутреннего контроля за выполняемой работой
Регулярное проведение самоанализа позволяет повысить осознаваемость параметров техники стрельбы, научиться определять ошибки и способы их устранения, формирует умение самостоятельного построения процесса совершенствования техники стрельбы, которое является необходимым условием дальнейшей профессиональной деятельности
1 Соловьева А. В. Методы активного обучения в преподавании дисциплины «Основы профайлинга» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57) . С. 79 .
2 Вайнштейн Л. М. Основы стрелкового мастерства М , 1960 С 39
3 Жилина М. Я. Исследование техники спортивной стрельбы из пистолета и методика ее совершенствования с помощью средств срочной информации : автореф . дис . ... канд. пед. наук. М. , 1986. С 17.
4 Кудряшов Ю. Г. Исследование факторов определения надежности выполнения выстрела в спортивной стрельбе из винтовки : автореф . дис . ... канд . пед. наук. М . , 1978. С. 25 .
5 Пивоваров Д. В., Пенькова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы XX всерос. науч . -метод. конф Иркутск, 2015 С 250-253
6 Гусев Ю. М., Воронин Е. В. Индивидуализация процесса обучения огневой подготовке сотрудников ОВД // Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : мат-лы Первой всерос. науч . -метод, конф. Тамбов, 2011. С 54-57 ; Литвин Д. В., Лупырь В. Г. Субъективный контроль техники стрельбы из пистолета как фактор повышения ее эффективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С 9-13 .
7 Гусев Ю. М., Воронин Е. В., Радоуцкий В. Ю. Развитие координации прицельно выстрела с учетом нейродинамических особенностей курсантов образовательных учреждений // Вестник Белгородского государственного технического университета им. В. Г. Шухова. 2015 . № 4. С 187-191.
8 Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. , 1991 . С. 54.