Научная статья на тему 'Саммиты «Россия-Африка» в контексте меняющегося мира: взгляд с Африканского континента'

Саммиты «Россия-Африка» в контексте меняющегося мира: взгляд с Африканского континента Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Африка / саммитовая дипломатия / многосторонние отношения / великодержавная конкуренция / экономическое партнерство / внешняя политика России / Russia / Africa / summit diplomacy / multilateral relations / Great Power Rivalry / economic partnerships / Russian foreign policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чакран Антуан Адебайо

С начала XXI в. Африка вновь становится пространством конкурентной борьбы великих держав в контексте формирования новой геополитической конфигурации мира. Несмотря на обретение странами континента своей независимости в 1960-х гг., де-факто Африка все еще находится в состоянии зависимости от крупных акторов мировой политики, что ставит под сомнение ее субъектность на международной арене. Поиск изменения отношений со странами континента отражается, в том числе, через организацию крупными мировыми державами «африканских» саммитов. Проведение саммитов Россия-Африка в 2019 и 2023 г. подтверждает тезис о том, что Африка является стратегически важной площадкой в поиске баланса сил между великими державами. Однако во всех этих дипломатических инициативах Африка имеет право и возможность сама определять ключевые вопросы, которые помогут ей эффективно встроиться в новую геополитическую систему с одновременным укреплением своего экономического, социального и политического значения. Даже если социально-экономический контекст по-прежнему зависит от многочисленных эндогенных и экзогенных факторов, новая формула, с которой сегодня сталкивается Африка, уже не обязательно может быть достигнута только благодаря многосторонним встречам. Роль Африки как системообразующего компонента международной системы была ограничена относительно невысоким уровнем ее участия в мировой торговле и в ВВП. Поэтому представляется целесообразным, чтобы различные саммиты Россия-Африка вышли за традиционные рамки, в которых континент недопредставлен, и пересмотрели границы партнерства в сторону взаимной динамики, как в политическом, так и в экономическом плане, что и является основными направлениями саммитов Россия-Африка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia-Africa Summits in the Context of a Changing World: a View from the African Continent

Since the beginning of the 21st century, Africa has once again become a space of competition between the great powers in the context of a new geopolitical configuration of the world. Despite the formal independence of the continent’s countries in the 1960s, Africa is still de facto dependent on the major actors of world politics, which calls into question its subjectivity in international politics. The search for a change in relations with the countries of the continent is reflected, inter alia, through the organization of “African” summits by major world powers. The organization of Russia-Africa summits in 2019 and 2023 confirms the thesis that Africa is a strategically important platform in the search for a balance of power between the great powers. However, in all these diplomatic initiatives, Africa has the right and the opportunity to determine for itself the key issues that will help it to effectively embed itself in the new geopolitical system while strengtheni ng its economic, social, and political importance. Even if the socio-economic context remains dependent on numerous endogenous and exogenous factors, the new formula that Africa is facing today can now be achieved not necessarily through multilateral meetings alone. Africa’s role as a systemically important component of the international system has been limited by its relatively low level of participation in world trade and GDP. It therefore seems appropriate for the various Russia-Africa summits to move beyond the traditional framework in which the continent is underrepresented and redefine the boundaries of the partnership towards mutual dynamics, both politically and economically, which are the main thrusts of the Russia-Africa summits.

Текст научной работы на тему «Саммиты «Россия-Африка» в контексте меняющегося мира: взгляд с Африканского континента»

Научная статья

РОССИЯ - АФРИКА

САММИТЫ «РОССИЯ - АФРИКА» В КОНТБКСТБ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА: ВЗГЛЯД С АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

О 2024 A.A. Чакран

ЧАКР АН Антуан Адебайо, ассистент, департамент политической науки, Факультет права и политической науки, Университет Абомей-Калави, Республика Бенин. ORCID: 0009-0006-90444693. E-mail: [email protected]

Аннотация. С начала XXI в. Африка вновь становится пространством конкурентной борьбы великих держав в контексте формирования новой геополитической конфигурации мира. Несмотря на обретение странами континента своей независимости в 1960-х гг., де-факто Африка все еще находится в состоянии зависимости от крупных акторов мировой политики, что ставит под сомнение ее субъектность на международной арене. Поиск изменения отношений со странами континента отражается, в том числе, через организацию крупными мировыми державами «африканских» саммитов. Проведение саммитов Россия-Африка в 2019 и 2023 г. подтверждает тезис о том, что Африка является стратегически важной площадкой в поиске баланса сил между великими державами. Однако во всех этих дипломатических инициативах Африка имеет право и возможность сама определять ключевые вопросы, которые помогут ей эффективно встроиться в новую геополитическую систему с одновременным укреплением своего экономического, социального и политического значения. Даже если социально-экономический контекст по-прежнему зависит от многочисленных эндогенных и экзогенных факторов, новая формула, с которой сегодня сталкивается Африка, уже не обязательно может быть достигнута только благодаря многосторонним встречам.

Роль Африки как системообразующего компонента международной системы была ограничена относительно невысоким уровнем ее участия в мировой торговле и в ВВП. Поэтому представляется целесообразным, чтобы различные саммиты Россия-Африка вышли за традиционные рамки, в которых континент недопредставлен, и пересмотрели границы партнерства в сторону взаимной динамики, как в политическом, так и в экономическом плане, что и является основными направлениями саммитов Россия-Африка.

Ключевые слова: Россия, Африка, саммитовая дипломатия, многосторонние отношения, великодержавная конкуренция, экономическое партнерство, внешняя политика России

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-69-4-106-120

Для цитирования: Чакран A.A. Саммиты «Россия-Африка» в контексте меняющегося мира: взгляд с Африканского континента. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 4. С. 106-120. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-69-4-106-120

ВВЕДЕНИЕ

После падения в 1989 г. Берлинской стены и последовавшего через два года распада СССР американцы, как отмечает французский геополитик П. Бонифас, предпочли быть победителями в «холодной войне», а не строителями нового мирового порядка, надеясь жить в однополярном мире, не имея соперников [Boniface 2018: 39]. Исчезновение советского блока открыло путь к триумфу либеральных идей, рыночной экономики и господству западных транснациональных корпораций в глобальном масштабе [Sur 2004: 104]. По утверждению бенинского ученого и общественного деятеля В. Топану, однополярный мир понимался как международная система, в которой большая часть власти сосредоточена у единственной сверхдержавы [Topanou 2017: 39]. Согласно этому тезису, американская гегемония воспринималась не только как очевидный факт, но и как позитивный инструмент обеспечения стабильности международного сообщества, его демократизации и прогресса.

Однако, после десятилетия доминирования США оказались под давлением новых требований глобализации. Речь идет не столько о том или ином упадке самой Америки, сколько о произошедших изменениях самой международной системы, в которой стали формироваться новые центры влияния и появилась необходимость экономической и политической диверсификации и интеграции, когда одно государство уже не может в одиночку определять повестку дня и правила для остального мира [Garcin2001: 178]. Более того, внутри международного сообщества организующим принципом становится не американская гегемония, а, наоборот, сопротивление американской гегемонии [Boniface 2018: 131].

В целом, начало XXI в. не оправдало надежд на мир и стабильность, а, напротив, ознаменовалось началом новой конфликтной страницы в социально-экономической и политической истории мира1. Самой актуальной глобальной проблемой становятся вопросы безопасности и противостояния международному терроризму. Это стало очевидным после ударов по Всемирному торговому центру 11 сентября 2001 г., новой эскалацией войны в Афганистане в 2001 г. на этот раз с участием Международных сил содействия безопасности (ISAF) и вторжением военной коалиции во главе с США в Ирак в 2003 г. Произошедшее подтолкнуло большинство государств, вне зависимости от их размеров и значения в международной системе отношений, к поиску новых подходов к обеспечению своей внутренней и внешней безопасности. Тем более, что с трансграничным терроризмом ни одно государство не может справиться в одиночку, и требуются совместные и синхронизированные действия.

Перед лицом глобальных вызовов начала XXI в. становится все более значимой роль России. Приход к власти президента В.В. Путина в начале 2000-х гг. позволил России преодолеть последствия распада советского блока [Perspectives diplomatiques 2017: 10]. Президент России определил распад Советского Союза как одну из самых страшных геополитических катастроф XX в.2 и приступил к пересмотру позиции своей страны на международной арене. Как отмечает французский эксперт Н. Мулен, сегодня внешняя политика России основывается на двух основных концепциях. С одной стороны, Россия позиционирует себя как оплот консервативных сил, которая видит

1 Rapport 2018 sur la pauvreté et la prospérité partagée: compléter le puzzle de la pauvreté. Banque Mondiale. https://www.banqueimndiale.org/fr/research^riei7poverty-aM poverty-puzzle-frequently-asked-questions (accessed: 15.12.2024)

2 Путин объяснил, почему считает распад СССР крупнейшей катастрофой XX века. РИА Новости. 13.06.2017. https://ria.ru/20170613/1496353896.htinl?ysclid=m4mv63pjlb920209622 (дата обращения: 12.11.2025)

свою миссию в борьбе с либеральными идеями, навязываемыми миру США и Европой. С другой стороны, существует так называемый «русский мир», который сегодня выходит за пределы национальных границ России [Perspectives diplomatiques 2017: 30].

Выступление В.В. Путина в Мюнхене (Германия) в 2007 г. с жесткой критикой однополярного мира, возглавляемого США , многие эксперты расценили как шаг к возрождению утраченной лидерской роли России как преемницы СССР. В.В. Путин поставил задачу определить законное место своей страны на международной арене. Задача не предполагала роли второстепенной региональной державы, содержала стремление к построению державы в соответствие с ее потенциалом и возможностями, возвращение позиции равного диалога с Соединенными Штатами и предполагала, в частности, поиск новых партнеров и выход за пределы дружеских связей, унаследованных от советской эпохи [Saaf 2016: 8].

Основания для качественно нового возвращения России на международную арену были подтверждены ее непосредственным участием в разрешении ряда последовавших конфликтов и международных кризисов: конфликт Южной Осетии с Грузией в 2008 г., проблема отношений Крыма с Украиной в 2014 г., контроль за ядерными программами Ирана и Северной Кореи, конфликты между Арменией и Азербайджаном, израильско-палестинский конфликт. Свои возможности Россия продемонстрировала и на определенном этапе сирийского кризиса, когда ей удалось убедить президента Башара Асада ликвидировать в 2014 г. арсенал химического оружия, а затем открыто выступить на его стороне с участием Воздушно-космических сил РФ в борьбе с вооруженной оппозицией и террористическими группировками, при этом не вступая в прямой конфликт с США и Турцией, также воюющих на территории Сирии.

В этом контексте естественным стал и поворот внимания России на Африку, чья роль в мировом экономическом и геополитическом пространстве за последние тридцать лет отсутствия там России существенно изменилась. Вопросы российского-африканского сотрудничества в контексте саммитовой дипломатии в последние годы получили освещение в трудах ведущих российских африканистов А. А. Абрамовой и JI.JI. Фитуни [Абрамова, Фитуни 2019; Абрамова, Фитуни 2021 ; Абрамова, Фитуни 2022; Фитуни 2023], а также А.Б. Мезяева [Mezyaev 2020]. Вышла и русскоязычная научная статья, обобщающая итоги Второго саммита РФ-Африка [Андреева и др. 2023]. Критический анализ российской саммитовой дипломатии представлен в трудах западных африканистов [Bilban, Hainzl 2023; Droin, Dolbaia 2023; Dusoulier 2019; Duursma, Masuhr 2022; Kalika, 2019; Kanet, Moulioukova 2022; Vigne 2018], a также турецких экспертов [Acma, Tekang 2024]. Конкуренция великих держав в Африке («африканская геополитика»), а также восприятие африканской стратегии России со стороны самих африканцев и других внерегиональных игроков также нашла свое отражение в целом ряде работ [Ahcène 2022; Chena 2020; Hugon 2006; Issaev, Shishkina, Liokumovich 2022; Околи 2024].

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОГО БАЛАНСА

После распада Советского Союза внутренние экономические и политические процессы в России ослабили ее присутствие на Африканском континенте. Наглядным свидетельством этого являлось закрытие в 1992 г. в Африке девяти посольств и четырех консульств, торговых представительств и культурных центров. Как отмечает

3 Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Президент России. 10.02.2007. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 15.12.2024)

бельгийский исследователь Э. Винье: «Годы, последовавшие за распадом Советского Союза в 1991 г., ознаменовались резким сокращением участия Москвы в делах Африки. Столкнувшись с глубоким экономическим и финансовым кризисом и серьезными внутренними проблемами, российское государство в первую очередь сосредоточилось на преодолении шока, вызванного распадом советской системы и последовавшим внутренним кризисом» [Vigne 2018: 7].

Все же необходимо отметить, что после 1991 г. Россия не ушла полностью с континента и продолжала развивать сотрудничество с несколькими странами по различным направлениям в экономическом, военно-техническом и культурном аспектах. Прежде всего, с Египтом, ЮАР, Алжиром и Марокко. На рубеже веков на континент пришли и такие российские экономические гиганты как ПАО «Газпром», ПАО «Нефтяная компания „Роснефть"», Объединенная компания «Русал», одна из крупнейших российских нефтяных компаний «Лукойл», российская группа алмазодобывающих компаний «АЛРОСА», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», российская транснациональная компания в отрасли информационных технологий «Яндекс» и другие.

При этом экономическому присутствию России в Африке не хватало именно политической поддержки, стратегии государства по отношению к континенту в целом. Поэтому в этот же период началось восстановление российско-африканских контактов на высшем политическом уровне: в начале 2000-х гг. Россию посетили с официальными визитами главы Анголы, Намибии, ЮАР, Габона, Гвинеи, Нигерии и Эфиопии. В сентябре 2006 г. ЮАР и Марокко посетил президент РФ В.В. Путин, в 2009-м президент РФ Д.А. Медведев нанес визит в Анголу, Египет, Намибию, Нигерию и был подписан ряд соглашений о совместной реализации в Африке крупных экономических проектов.

Новая африканская политика России, за которой виделись традиции СССР, была ожидаема на континенте. В связи с чем необходимо кратко обозначить различия в истории отношений Африки с европейскими странами (так называемым Западом) и Россией (Российской империей, СССР). Линию Африка-Европа можно разделить на три этапа: эпоху торговцев, во время которой континент развивал торговлю с западным миром, в том числе болезненный период работорговли, затем эпоху миссионеров, которые изменили культурный и религиозный ландшафт Африканского континента с проникновением сюда монотеистических религий и, наконец, появление колониальных военных администраций.

В течение этих трех этапов африканской истории, западные страны смогли утвердиться на континенте и создать долгосрочные системы своего господства и влияния. Кульминацией этой политики в отношении Африки стала Берлинская конференция 1884-1885 гг., разделившая континент между европейскими державами.

В этот период Российская империя, обладая необходимым арсеналом для появления на континенте, была представлена разве что в Эфиопии [Дегтерев, Ныгусие 2018]. Соответственно у России нет репутации колониальной империи. Проникновение Советского Союза в Африку произошло на границе 1950-х - 1960-х гг. в условиях существования двухблочной мировой системы. В рамках этого противостояния Москва настаивала на процессе деколонизации, в том числе с использованием механизмов ООН, различными методами активно поддерживала национально-освободительные движения. Впоследствии это позволило многим африканским странам выстраивать отношения с СССР на позитивной основе.

Играла свою роль и идеологическая составляющая советской политики, опиравшейся на идеалы интернационализма и справедливости, а также масштабные

программы помощи новым независимым государствам. Советское присутствие на Африканском континенте продолжалось с 1960-х по 1990-е гг.

Идеологический и экономический крах Советского Союза с последующим распадом государства, утверждение рыночной экономики, следование в русле западноевропейской политики не могли сохранить предыдущие отношения Москвы с африканскими столицами. Но сама история присутствия СССР оставила в массовом сознании и политической культуре африканских государств положительную оценку, так как не носила империалистического характера, была тесно связана с развитием промышленности, систем здравоохранения и образования. Немаловажным в ожидании активного появления России являлось и существенное количество представителей африканских элит (политиков, ученых, специалистов, военных), прошедших свое обучение в Советском Союзе [К^акюпз 2019].

Существенным фактором в обращении России к континенту стало стремление Кремля к изменению своей роли на международной арене, желание продемонстрировать, что у него есть призвание и возможность влиять на основные международные вопросы в статусе ядерной державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН, важного участника обеспечения международной безопасности, в том числе в борьбе с терроризмом, а также суверенного экономического субъекта. Новое позиционирование на международной арене без африканской стратегии было уже невозможным.

Функционирование международной системы существенно усложнилось, ее однополярность конца XX в. стала постепенно уходить в прошлое, что предоставило Российской Федерации новые возможности при соответствующей открытости дипломатии по отношению к Африканскому континенту [СЬапПоп 2002: 177]. Об этом свидетельствовало, например, включение в 2011 г. в БРИК страны с ведущей экономикой континента - Южно-Африканской Республики, последующее проведение в 2013 г. саммита БРИКС в ЮАР, которое было полностью посвящено взаимодействию и партнерству объединения с Африкой [Шубин 2015].

Однако к этому времени большинство стран, претендующих на изменение своей геополитической позиции, уже планомерно выстраивали свои линии стратегического сотрудничества с Африкой [и, Ап 2021]. Так, первый форум Китай-Африка состоялся в 2000 г. и проводился каждые три года. С этого же года начались регулярные саммиты Европейского союза (ЕС) и Африканского союза (АС), в 2008 г. прошли первые форумы Индия-Африка и Турция-Африка. В этом перечне первый форум Россия-Африка 2019 г. выглядит запоздавшим ответом на происходящие геополитические изменения. Тем не менее главным является содержательный аспект саммита и его последствия, а также продемонстрированное со стороны России понимание и способность выстраивать новые отношения с континентом в совершенно ином контексте, чем это было тридцать лет назад при СССР.

С начала XXI в. сотрудничество с Африкой выступает в качестве важного фактора международного влияния для ведущих стран мира. Во-первых, участие в решении африканских проблем - это обязательное условие изменения или восстановления своего статуса в глобальной мировой системе. Во-вторых, континент представляет обширные экономические возможности особенно в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций, горнодобывающей и машиностроительной промышленности. В-третьих, это растущий потребительский рынок, который преодолел отметку в один миллиард двести миллионов человек и стремительно расширяется [ОшоиНег 2022].

При этом принципиальное отличие Африки от других континентов - в стремлении африканских государств стать единым геополитическим и макроэкономическим

субъектом. В 2015 г. Ассамблея глав государств и правительств Африканского союза приняла стратегический документ «Повестка дня - 2063», тем самым реализуя желание отцов-основателей континентальной организации от 25 мая 1963 г. объединить государства в рамках сильного федеративного или конфедеративного союза. Утвержденные в «Повестке-2063» 15 континентальных проектов нацелены на ускорение и обеспечение прогресса во всех основных областях развития от экономики до образования. Особенность Африки и в наличии нескольких субрегиональных объединений, которые были реструктурированы и стали полюсами притяжения для общей интеграции [Нгщоп 2006: 9].

Тем самым, первый саммит и сопряженный с ним Экономический форум Россия-Африка собрался в Сочи 23-24 октября 2019 г. в достаточно благоприятных геополитических и макроэкономических условиях, сопровождался повышенными ожиданиями и взаимным интересом сторон, предоставлял возможность эффективного входа России на континент в новых условиях.

ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО САММИТА: В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

По своим показателям саммит Россия-Африка 2019 г. соответствовал ожиданиям: присутствовали представители 54 стран Африки, делегации 45 стран - на уровне глав государств и правительств, в работе участвовали руководители Африканского союза, шести субрегиональных интеграционных объединений, были подписаны 92 соглашения на общую сумму более 1 трлн. рублей ($12,5 млрд)4. Декларация саммита обозначила дружеские связи между Российской Федерацией и африканскими государствами и напомнила о традициях совместной борьбы за деколонизацию и становление независимости африканских стран, как основы партнерских, долгосрочных и взаимовыгодных отношений5. В целях координации развития российско-африканских отношений был учрежден Форум партнерства Россия-Африка с высшим органом -саммитом Россия-Африка, с периодичностью его проведения один раз в три года. Между саммитами предполагалось проведение ежегодных политических консультаций министров иностранных дел Российской Федерации и африканских государств, являющихся действующими, предыдущими и будущими председателями Африканского союза [КаНка 2019: 21].

В отношениях со странами континента декларировался равноправный диалог на основе многостороннего характера мироустройства. Важнейшим инструментом взаимодействия определялась ООН и Совет Безопасности, в том числе в вопросе реформирования СБ ООН в целях придания ему более представительного характера за счет обеспечения широкого участия африканских государств. Россия обещала содействие углублению партнерства БРИКС-Африка в рамках многополярной системы международных отношений и активизацию российско-африканских межпарламентских контактов.

Оценить геостратегическое влияние саммита и его значение в российско-африканских отношениях крайне затруднительно: буквально через несколько месяцев мир сосредоточиться на борьбе с пандемией СОУЮ-19. Ситуация стабилизируется к окончанию 2021 г. с существенными экономическими и социальными потерями для всех стран мира. В эти годы Африка особенно остро столкнулась с обострением

4 Подведены итоги первого Саммита и Экономического форума Россия - Африка. Росконгресс. ЬйрвУ/вштпйа^са.ги/аЬоЩ-вшштй/вшшпЬ-оЩсотев^О^ (дата обращения: 15.12.2024)

5 Декларация первого саммита Россия - Африка. Президент России. 24.10.2019. http://kremlin.ru/ 8ирр1етеШ/5453 (дата обращения: 15.12.2024)

проблемы обеспечения продовольствием и отсутствием собственной вакцины для противодействия пандемии. Геостратегическое соперничество между основными центрами влияния в мире проходило в том числе по линии регистрации и применения в Африке российской вакцины «Спутник V», китайских и западных разработок. Большинство стран континента признали несколько вариантов, заметное противодействие «Спутнику» наблюдалось только в ЮАР6.

Тем не менее, заложенные в декларации саммита 2019 г. инструменты взаимодействия не были использованы в полной мере: предусмотренные ежегодные политические консультации министров иностранных дел состоялись только один раз в видеоформате. События 2022 г., а именно начало Российской Федерацией специальной военной операции (СВО) на Украине, которая переросла в затяжной вооруженный конфликт, поставили под сомнение саму возможность проведения в этот год саммита и в последующем кардинально изменили всю геополитическую ситуацию в мире.

Реакция в Африке на начало российско-украинского конфликта и последовавшей за этим поляризацией мирового сообщества не была однозначной и определенной, что отразилось в голосованиях по резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Помимо вопросов глобальной безопасности, перед странами континента обострилась проблема дефицита продовольствия: обе стороны конфликта являлись крупнейшими поставщиками пшеницы, для некоторых стран вплоть до 70 и более процентов (Алжир, Зимбабве, Тунис, Египет, Судан, Уганда и другие), а с учетом распространения санкций на Беларусь резко сократилось и поступление удобрений на континент. Необходимо обратить внимание, что зерновая проблема первоначально решалась при участии ООН и активном посредничестве Турции и оставалась первоочередной на протяжении 2022 и 2023 гг.

Существенным препятствием реализации заявленных на саммите 2019 г. экономических проектов с участием России стали санкции со стороны ЕС, США и других стран западного блока, но одновременно для африканских компаний открывались возможности замещения своих предыдущих поставщиков российским газом и нефтью, а также участие в параллельном импорте в Россию.

Необходимо иметь в виду, что после 2019 г. на самом континенте нарастает внутренняя политическая нестабильность, связанная с военными переворотами в Мали, Гвинее, Судане и Буркина-Фасо. Тем не менее политические контакты между Россией и странами Африки не прекращались как на площадках международных организаций, так и в двустороннем режиме.

Стала еще более очевидной существенная роль Африки в общемировых процессах. В связи с этим можно считать знаковыми встречи президента РФ В.В. Путина 3 июня 2022 г. в Сочи с председателем Африканского союза, президентом Сенегала Макки Саллом и председателем Комиссии Африканского союза Мусса Факи Махамат7, переговоры В.В. Путина 25 октября 2022 г. с президентом Республики Гвинея-Бисау, председателем Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) Умару Сиссоку Эмбало в Москве8.

Позиция Кремля опиралась на историю поддержки СССР борьбы с колониализмом, давние товарищеские отношения СССР, а затем и России, со странами континента,

6 South Africa rejects Russian Sputnik vaccine over HIV fears. AfricaNews. 18.10.2021. https://www.africanews. coin/2021/10/18/south-africa-rejects-rassian-sputnik-vaccine-over-liiv-fears/ (accessed: 15.12.2024)

7 Встреча с Председателем Африканского союза. Президентом Сенегала Макки Саллом. Президент России. 03.06.2022. http://www.kremlin.ru/events/president/news/68564 (дата обращения: 15.12.2024)

8 Встреча с Президентом Республики Гвинея-Бисау Умару Сиссоку Эмбало. Президент России. 25.10.2022. http://www.kreinlin.ru/events/president/news/69675 (дата обращения: 15.12.2024)

признание его возрастающей роли в мире. Африканская сторона признавали роль России в обретение независимости и заинтересованность в продолжении дружеских связей и сотрудничества, обозначала разнородность позиций стран континента и оказываемое на них давление со стороны. Ключевой темой переговоров становились негативные последствия конфликта России и Украины для Африканского континента, а приоритетными - вопросы мира и продовольственной безопасности.

ВТОРОЙ САММИТ: ПОДГОТОВКА И ИТОГИ

Помимо прочего, в ходе встреч 2022 г. В.В. Путин проанонсировал проведение саммита Россия-Африка в июле 2023 г. в Санкт-Петербурге. Подготовка саммита сопровождалась беспрецедентным по своей насыщенности африканским турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова: в январе, феврале и мае 2023 г. им были посещены 10 стран (ЮАР, Ангола, Эсватини, Эритрея, Мали, Мавритания, Судан, Кения, Бурунди, Мозамбик)9.

Июнь 2023 г. ознаменовался событием, которое обозначило принципиально иную, непривычную и во многом неожиданную для мировых центров силы роль Африканского союза - появление «Африканского мирного плана» для российско-украинского конфликта. Африка обозначала свои стремления и возможности участия в завершении вооруженного противостояния, впервые сформулировала свою позицию по «европейским делам». В Киев и Москву направилась делегация в составе президента ЮАР Сирила Рамафоса, председателя Африканского союза, президента Союза Коморских Островов Азали Ассумани, президента Замбии Хакаинде Хичилема, президента Сенегала Макки Салла, премьер-министра Египта Мустафы Мадбули, государственного министра, директора кабинета президента Конго Флоран Нтсиба и специального посланника президента Уганды по особым поручениям Рухакана Ругунда. 16 июня они были приняты президентом Украины В.А.Зеленским, а 17 июня-президентом России В.В. Путиным10.

Мирная инициатива включала 10 пунктов, суть которых заключалась в скорейшем прекращении огня, достижении мира дипломатическим путем, обеспечении суверенитета стран и народов в соответствии с Уставом ООН и создание гарантий безопасности для всех стран. Не вдаваясь в подробности обсуждений и дискуссий во время встреч делегации с лидерами конфликтующих сторон, необходимо выделить существенные препятствия реализации инициативы. Украина поставила условием прекращения огня и переговоров вывод российский войск со всей своей территории. Россия заявила, что никогда не отказывалась от переговоров и представила проект Стамбульского соглашения марта 2022 г., а также показала, что продовольственный кризис не является следствием СВО, а возник в результате экономической политики западных стран.

Формальная оценка инициативы Афросоюза может говорить о ее неудаче, но она стимулировала решение гуманитарных проблем вооруженного конфликта. С обменом военнопленных и возвращением в свои семьи разделенных конфликтом детей, Афросоюз укрепил свой статус перспективной переговорной площадки, беспристрастной и независимой от других акторов мировой политической системы. Об этом свидетельствует совместное заявление по итогам встречи В .В. Путина с

9 Когалов Ю. Как прошло африканское турне Сергея Лаврова. Российская газета. 03.06.2023.

https://rg.ru/2023/06/03/kak-prosЫo-afrikanskoe-tш•ne-sergeia-lavrova.html (дата обращения: 15.12.2024) 111 Встреча с главами делегаций африканских государств. Президент России. 17.06.2023. http://kremlin.ru/ еуеШ5/рге51с1еп1/пе\У5/71451 (дата обращения: 15.12.2024)

лидерами Африканской мирной инициативы в ходе саммита Россия-Африка 28 июля 2023 г., как и содержание самой этой встречи11. Мирная миссия лидеров африканских стран была поддержана и в итоговой декларации саммита стран БРИКС 24 августа 2023 г.12

Второй саммит Россия-Африка состоялся 27-28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге, был сопряжен с экономическим и гуманитарным форумами. Также ему предшествовала парламентская конференция «Россия - Африка в многополярном мире», проведенная в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в марте 2023 г.

В сравнении с первым саммитом произошло объяснимое снижение количества официальных делегаций и статуса представителей (48 стран, 27 - на уровне первых и вторых лиц), присутствовали представители пяти интеграционных объединений континента13. В отличие от сочинского саммита, было большое количество сопутствующих мероприятий, таких как Медиафорум, Съезд ректоров университетов, насыщенная молодежная, культурная и спортивная программы. Смещение акцента на гуманитарную сферу отразилось в итоговых документах и подписанных соглашениях: из 161 соглашений 56 касались международного и межрегионального сотрудничества, 51 - образования и науки, 10 - научно-технического сотрудничества. Суммы соглашений не разглашались.

Итоговая декларация саммита существенно расширила направления и принципы сотрудничества в политической и правовой сферах, более жестко обозначив противодействие неоколониализму, терроризму, в обеспечении безопасности и суверенитета африканских государств, соблюдение принципов ООН14 Перечень механизмов реализации решений саммита был дополнен ежегодными политическими консультациями между министром иностранных дел РФ и Председателем Комиссии Африканского союза, созданием постоянно действующего российско-африканского диалогового механизма на высшем уровне, функционирующего в рамках Стратегии по развитию многосторонних партнерств Африканского союза. Помимо углубления партнерства БРИКС-Африка, было заявлено о налаживании диалога Африканского союза с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Важным результатом стало согласование Плана действий Форума партнерства Россия - Африка на 2023-2026 гг.15, в котором субъектом отношений в реализации плана обозначен Африканский союз. В целом принятые документы определяли равноправность отношений РФ и Африканского союза, взаимодействие с ведущими интеграционными экономическими объединениями с существенным участием России (в том числе через Евразийский экономический союз) и с ведущими региональными организациями Африки.

Саммит 2023 г. необходимо рассматривать в совокупности с последующим через месяц после его окончания саммитом БРИКС в Йоханнесбурге под председательством ЮАР. Ключевым решением по итогам саммита стало приглашение о вступлении в

11 Встреча с главами делегаций африканских государств по украинской проблематике. Президент России. 28.07.2023. http://www.kremlin.ni/events/president/news/71835 (дата обращения: 15.12.2024)

12 Вторая Йоханнесбургская декларация стран БРИКС. Президент России. 24.08.2023. http://kreinlin.ru/ events/president/news/72103 (дата обращения: 15.12.2024)

13 Подведены итоги второго Саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия - Африка. Росконгресс. https://sulшшtafrica.ru/news/podvedeny-itogi-vtorogo-salшшta-i-ekonolшcheskogo-i-gulnaшtar-nogo-fomma-rossija-afrika/?ysclid=lv9sfy8i3w640396244 (дата обращения: 15.12.2024)

14 Декларация второго саммита Россия - Африка. Президент России. 28.07.2023. http://kreinlin.ru/ 5ирр1етеШ/5972 (дата обращения: 15.12.2024)

15 План действий Форума партнерства Россия - Африка на 2023-2026 годы. Президент России. 28.07.2023 http://kreinlin.ru/supplement/5971 (дата обращения: 15.12.2024)

качестве постоянных членов БРИКС Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ и двух стран Африканского континента - Египта и Эфиопии. С учетом ведущей роли в объединении, наряду с Китаем, России можно говорить, что тем самым она упрочила свои позиции как на континенте, так и в процессе формирования нового влиятельного и ресурсного геополитического центра, тем более, что не подвергалось сомнению председательство РФ в БРИКС на 2024 г. и проведение следующего саммита уже расширенного состава в Казани.

Три важнейших события 2023 г. по линии Россия-Африка позволяют утверждать, что благодаря хоть и запоздавшему, но состоявшемуся возвращению России на Африканский континент, ей удалось избежать здесь политической изоляции, показать свою ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности континента, в определенной степени восстановить свои позиции в глобальной геополитической системе. Это стало возможным благодаря своевременной оценке потенциала Африки и принципиальному отличию внешней политики России от бывших колониальных государств Европы.

В ПРЕДДВЕРИИ СЛЕДУЮЩЕГО САММИТА: НАРАСТАЮЩИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Нападение группировки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 г. и развернувшаяся после этого война существенно изменила геополитический расклад. Произошло резкое размежевание международного сообщества по линии поддержки или осуждения действий сторон, оценки причин конфликта. События в Израиле оказали существенное влияние на Африканский континент, при этом позиция стран также резко разделились. При общей оценке недопустимости решения израильско-палестинской проблемы через насилие и террор, часть стран открыто встали на сторону Палестины, которая имеет статус наблюдателя при АС с 2013 г. При этом, еще относительно недавно Организация африканского единства (ОАЕ), предшественник Африканского союза, разрывала отношения с Израилем после октябрьской войны 1973 г., из 54 стран континента государственность Израиля признают 44 страны16, а статус наблюдателя при АС Израиль получил только в 2021 г., но затем и оно было приостановлено.

Смещение актуальной международной повестки в сторону Ближнего Востока, переход российско-украинского вооруженного конфликта в позиционную стадию при усилении санкционного давления Запада на Россию отразились на возможностях африканско-российского сотрудничества.

Из существенных событий конца 2023 г. - начала 2024 г., отражающих взаимоотношения континента и России, необходимо выделить формирование Министерством обороны РФ Африканского корпуса с его планируемым размещением в Буркина-Фасо, Ливии, Мали, ЦАР и Нигере. Сведения в открытых источниках о формировании корпуса последовали после поездок осенью 2023 г. заместителя министра обороны РФ Юнус-Бека Евкурова по странам Северной и Западной Африки. После его сентябрьского тура в Мали, Буркина-Фасо и Нигер было объявлено о создании военного «Альянса государств Сахеля», что позволяет предполагать активное участие Москвы в его формировании17. С одной стороны, в этом процессе вновь можно

16 List of countries and status of diplomatic relations with Israel. Ministry of Foreign Affairs. 15.02.2023. https://www.gov.il/en/pages/israeli_relations (accessed: 15.12.2024)

17 Лакстыгал И. Что известно об «Африканском корпусе» России. Ведомости. 22.12.2023. https://vedo-mosti.m/politics/articlcs/2023/12/22/1012398-chto-iz\cstno-ob-afrikanskom-korpusc-rossii (дата обращения: 15.12.2024)

увидеть возвращение традиций африканской политики СССР, с другой - очевидное усиление позиции России на континенте, демонстрация серьезности намерений в исполнении договоренностей по всему спектру отношений, не взирая на противодействие Запада. Активное сотрудничество по линии обеспечения безопасности стран континента и противодействия терроризму стало возможным по итогам саммита Россия-Африка 2023 г., который предоставил прямые и конструктивные контакты руководителей государств Сахеля с руководством России, а также показал различия российской и западноевропейской политик.

Главное международное событие 2024 г., организованное Россией и имеющее непосредственное отношение к российско-африканским отношениям, - это саммит БРИКС в Казани с 22 по 24 октября 2024 гг. уже в расширенном формате, в итоговой декларации которого отмечалась роль саммитов и министерской конференции Россия-Африка18. Статус и масштаб мероприятия обеспечил беспрецедентное внимание к нему мирового сообщества и глобальных СМИ. В Казань прибыли 36 делегаций, с Африканского континента помимо руководителей стран-членов БРИКС - президента ЮАР Сирил Рамафоса, президента Египта Абдул-Фаттах ас-Сиси и премьер-министра Эфиопии Абий Ахмед Али - были главы Алжира и Республики Конго, присутствовал председатель Африканского союза, президент Исламской Республики Мавритания Мохамед Ульд Шейх Эль-Газуани. Важнейшим событием саммита стало участие в его работе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Россия открыто продемонстрировала, что все попытки со стороны Запада добиться ее международной изоляции не увенчались успехом и многополярный мир становиться реальностью.

Важнейшим итогом саммита стало утверждение статуса «государство-партнер» БРИКС, который получили 13 стран, среди которых - Алжир, Нигерия и Уганда19. Таким образом, ведущие экономики и влиятельные страны Африканского континента оказываются либо в составе объединения, либо активно вовлекаются в его деятельность как организационного центра Глобального Юга, выстроенного без доминирования «коллективного Запада».

Через две недели после завершения Казанского саммита БРИКС 9-10 ноября в Сочи прошла первая министерская конференция Форума партнерства Россия-Африка, проведение которой было предусмотрено решением второго саммита Россия-Африка20. Это стало главным событием года по развитию российско-африканских отношений. По данным МИД России, конференцию посетили 54 официальные делегации африканских государств и региональных интеграционных объединений, более 40 министров из 23 государств континента. Встреча объединила руководителей внешнеполитических ведомств Российской Федерации и государств континента, руководство Комиссии Африканского союза и исполнительных органов региональных интеграционных объединений.

Общие подходы к решению глобальных проблем и углублению сотрудничества в направлении подготовки третьего саммита Россия-Африка 2026 г. были зафиксированы

18 XVI Саммит БРИКС. Казанская декларация. Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. Казань, Российская Федерация. Президент России. 23.10.2024. http://static.kreinlin.ra/media/events/files/ra/lVnJCfWDg0QRs3xfIVIU (дата обращения: 15.12.2024)

19 13 стран получили статус государств-партнеров БРИКС. Коммерсантъ. 24.10.2024. ШрвУ/коттегеай. гиЛ1ос/7250515 (дата обращения: 15.12.2024)

211 О первой министерской конференции Форума партнерства Россия - Африка. МИД России. 10.11.2024. https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1980737/ (дата обращения: 15.12.2024)

в четырех совместных заявлениях участников конференции21: Совместное заявление участников первой министерской конференции Форума партнерства Россия-Африка; Совместное заявление о ходе реализации декларации второго саммита Россия-Африка об укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом; Совместное заявление по актуальным вопросам исследования и использования космического пространства в мирных целях; Совместное заявление о мерах по формированию справедливой и равноправной системы международной информационной безопасности.

В общеполитическом заявлении участники конференции с удовлетворением отметили стратегический уровень сотрудничества Россия-Африка и позитивно оценили темпы реализации договоренностей, достигнутых в ходе первого (Сочи, 23-24 октября 2019 г.) и второго (Санкт-Петербург, 27-28 июля 2023 г.) саммитов Россия-Африка и закрепленных в их итоговых документах, включая План действий Форума партнерства Россия-Африка на 2023-2026 гг. Было подтверждено намерение «продолжать стратегическое взаимодействие в целях достижения такого мироустройства, которое позволило бы обеспечить международные мир и безопасность для всех, равные возможности развития для всех государств, сохранение их культурно-цивилизационной самобытности вне зависимости от различий в политическом, экономическом и

социальном устройствах, в географическом положении, демографических, ресурсных и

22

военных потенциалах» .

Важным является тезис заявления о своей готовности координировать действия по всем направлениям российско-африканских отношений на основе общей приверженности укреплению диалога и взаимодействия в рамках Форума партнерства Россия-Африка и руководствуясь общими интересами стран и соображениями взаимной выгоды. Заявление неоднократно делает отсылки к Повестке дня на период до 2063 г. «Африка, какой мы хотим ее видеть», принятой Африканским союзом в 2015 г. и говорит о необходимости активизировать усилия в достижении ее приоритетных целей.

Многие тезисы заявлений коррелируются с Казанской декларацией саммита БРИКС, который проходил под председательством России, тем самым встреча в Сочи стала как бы ее пролонгацией применительно уже к российско-африканским отношениям. Из особенностей можно выделить поддержку конференцией инициативы Российской Федерации по проведению в Аддис-Абебе (Эфиопия) в 2025 г. Международной конференции по продовольственной безопасности с участием профильных структур Российской Федерации и африканских государств, крупнейших российских поставщиков продовольствия и удобрений, экспертов в сфере сельского хозяйства и ученых. Обращает на себя внимание и оценка серьезности потенциала по содействию обеспечению и поддержанию региональной безопасности и стабильности при взаимодействии Африканского союза и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), к которой Россия играет ключевую роль.

На конференции рассматривался широкий спектр вопросов, включая экономическое и гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в области сельского хозяйства, цифровизации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), продовольственной безопасности, горнодобывающей промышленности, мирного

21 Совместные заявления, принятые на первой министерской конференции Форума партнерства Россия-Африка (Российская Федерация, федеральная территория «Сириус», 9-10 ноября 2024 г.). МИД России. 11.11.2024. https://lшd.ru/ru/foreign_policy/rossiya_afrika/1980801/ (дата обращения: 15.12.2024)

22 Совместное заявление участников первой министерской конференции Форума партнерства Россия-Африка (Российская Федерация, федеральная территория «Сириус», 10 ноября 2024 г.). МИД России. 11.11.2024. https://lшd.ru/ru/foreign_policy/rossiya_afrika/1980876/ (дата обращения: 15.12.2024)

освоения космоса и борьбы с терроризмом. Советник президента РФ и ответственный секретарь оргкомитета форума по подготовке и проведению мероприятий в формате Россия-Африка Антон Кобяков заявил на пресс-конференции: «Для России роль поставщика безопасности для стран Африканского континента - это практическая, жизненная необходимость. На сегодняшний день Россия подписала соглашения о военно-техническом регулярном сотрудничестве с 33 государствами Африканского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23

континента»

Глобальные мировые события последних двух лет и эскалация напряженности в разных точках планеты оказали существенное влияние на российско-африканские отношения, тем не менее, выстроенные в ходе саммитов направления взаимодействия и сотрудничества, их принципы и проявленные инициативы показали в 2024 г. большой потенциал развития в интересах обеих сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возвращение России на Африканский континент, свидетельством чему является проведение саммитов Россия-Африка в 2019 и в 2023 гг., реализация Плана действий Форума партнерства Россия-Африка на 2023-2026 гг. вместе с активизацией двусторонней дипломатии носит долгосрочный характер. Россия в полной мере может использовать на континенте свои существенные конкурентные преимущества в виде позитивного советского наследия, благосклонного отношения африканского общественного мнения к России, наличие востребованных высокотехнологичных производств, отсутствие идеологических догм и свою приверженность многополярному миру.

Представляется, что в интересах своего эффективного присутствия на Африканском континенте России необходимо сохранить свое принципиальное отличие от политики других стран, которые здесь серьезно закрепились за постсоветское время (США, ЕС, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Турция). Африканские страны стараются диверсифицировать внешнеполитических партнеров и нередко рассматривают Россию как субъекта восстановления своего внешнеполитического баланса, без намерений отказа от сотрудничества с «недружественными» для России странами и международными объединениями.

Одновременно принципиальное отличие России может заключаться в транслируемых ценностных основах своей политики, как это было в советский период. Консервативные, традиционные ценности, проповедуемые в последнее годы Россией, могут найти широкий отклик и поддержку в странах Африки, стать основой долгосрочных, фундаментальных отношений. В принятых на прошедших саммитах декларациях этой стороне пока не уделяется достаточного внимания.

В условиях турбулентной мировой обстановки сложно предсказать однозначно, какой контур будет иметь новая геополитическая реальность, но очевидно, что партнерство России и Африки только усиливает позиции и значение в этом новом мироустройстве обеих сторон, приближая образ будущего, описанный в «Повестке-2063»: «Африка должна быть сильным, единым, устойчивым, миролюбивым и влиятельным глобальным игроком и партнером, играющим значительную роль в мировых делах»24.

23 Кобяков: Россия договорилась о военном сотрудничестве с 33 государствами Африки. Африканская инициатива. 9.11.2024. https://afrinz.ni/2024/l 1/kobyakov-rossiya-dogovorilas-o-voennom-sotrudnichestve-s-ЗЗ-gosudarstvami-afriki/ (дата обращения: 15.12.2024)

24 Agenda 2063: The Africa We Want. AU. https://au.int/agenda2063/ (accessed: 15.12.2024)

БИБЛИОГРАФИЯ

Абрамова И.О., Фитуни JT.JT. Пути повышения эффективности африканской стратегии России в условиях кризиса существующего миропорядка. Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92. № 9. С. 837848. https://doi.org/10.31857/S086958732209002X Абрамова И.О., Фитуни JI.JI. Новая стратегия России на африканском направлении. Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 12. С. 90-100. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-12-90-100

Абрамова И.О, Фитуни JI.JI. Стратегия России на африканском направлении: что изменилось после саммита Россия-Африка 2019? Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 12. С. 68-78. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-12-68-78 Андреева Т.А., Баринов А.К., Воронина Н.А., Зеленова Д.А. Второй саммит, экономический и гуманитарный форум Россия-Африка: новая глобальная архитектура. Азия и Африка сегодня. 2023. № 9. С. 5-18. https://doi.org/10.31857/S032150750027590-l Дегтерев Д.А., Ныгусие К.В.М. Первые эфиопские студенты в Российской империи. Вопросы истории. 2018. №5. С. 69-79.

Околи А.Ч. Суверенитет Африки в контексте перехода к многополярному миропорядку (на примере дискурса вокруг Сахеля). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 118-133. https://doi.org/lb.31132/2412-5717-2024-67-2-118-133 Фитуни JI.JI. Роль «африканских» саммитов лета 2023 г. в построении нового миропорядка. Ученые записки

'Института Африки РАН. 2023. № 3. С. 5-13. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2023-64-3-5-13 Шубин В.Г. ЮАР в БРИКС: последняя по очереди, но не по важности. Вестник международных

организаций. 2015. Т. 10. № 2. С. 229-247. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2015-02-229 Аста В., Tekang Р.К. Power in The Sun: An Evaluation of the Economic Effects of Russian-Africa Relations

within a Decade. Political Science International. 2024. Vol. 2. № 1. Pp. 1-9. Ahcène A. Les nouveaux enjeux des puissances en Afrique. Recherches Internationales. 2022. № 123. Pp. 7-26.

https://doi.org/10.3406/rint.2022.3331 Bilban Ch., Hainzl G. The 2023 Russia-Africa Summit in St Petersburg. IFKMonitor International. 2023. № 8. Pp. 1-4.

Boniface P. La géopolitique: 48 fiches pour comprendre l'actualité. Paris: Eyrolles, 2018. CharillonF. Politique étrangère: Nouveaux regards. Paris: Presse de Sciences Po, 2002.

Chena S. Un Sahel couleur kaki. Multiplication des acteurs, complexification des enjeux. Recherches

Internationales. 2020. № 117. Pp. 75-93. https://doi.org/10.3406/rint.2020.1738 Drain M., Dolbaia T. Russia Is Still Progressing in Africa. What's the Limit? CSIS, 2023. Dusoulier A. Le «retour» de la Russie en Afrique subsaharienne: sécurité et défense au service de la politique étrangère de Vladimir Poutine. Focus Paper № 39. 07.2019. https://www.defence-institute.be/wp-content/uploads/2020/03/fp-39.pdf (accessed: 15.12.2024) Duursma A., Masulir N. Russia's return to Africa in a historical and global context: Anti-imperialism, patronage, and opportunism. South African Journal of International Affairs. 2022. Vol. 29. № 4. Pp. 407^123. https://doi.org/10.1080/10220461.2022.2136236 Garcin Th. Les grandes questions internationales depuis la chute du mur de Berlin. Paris: Economica, 2001. HugonPh. Géopolitique de l'Afrique. Paris: Armand Colin 2006.

Issaev L„ Shishkina A., Liokumovich Y. Perceptions of Russia's 'return' to Africa: Views from West Africa. South African Journal of International Affairs. 2022. Vol. 29. № 4. Pp. 425-444. https://doi.org/10.1080/ 10220461.2022.2139289

Kalika A. Le «grand retour» de la Russie en Afrique? Notes de l'IFRI. 19.04.2019. № 114. https://www.ifri.org/

fr/notes/le-grand-retour-de-la-rassie-en-afrique (accessed: 15.12.2024) Kanet R. E„ Moulioukova D. Russia's return to Africa: a renewed challenge to the West? Post-Soviet Affairs.

2022. Vol. 38. № 5. Pp. 427-439. https://doi.org/10.1080/1060586X.2022.2034357 Katsakioris C. The Lumumba University in Moscow: higher education for a soviet-third world alliance, 196091. Journal of Global History. Vol." 14. № 2. Pp. 281-300. https://doi.org/10.1017/S174002281900007X Mezyaev A.B. The Russia-Africa Summit and Economic Forum: An Unprecedented Event in the History of

African-Russian Relations. The Thinker. 2020. Vol. 83. № 1. Pp. 58-64. Perspectives diplomatiques : Les politiques étrangères au XXIe siècle. Paris: Les éditions du net, 2017. Saaf A. La Russie et le Maghreb. Research Paper 1605. Rabat: OCP Policy Center, 2016. https://policycenter.

ma/sites/default/files/OCPPC-RP 1605rec.pdf (accessed: 15.12.2024) Sur S. Relations internationales. 3eme édition. Paris: LGDJ, 2004.

Topanou V. Relations internationales contemporaines. Abomey-Calavi: Centre de documentation universitaire, 2017.

Vigne E. Présences chinoise et russe en Afrique: différences, convergences, conséquences. Focus Paper 07.2018.

№ 37. https://defence-institute.be/wp-content/uploads/2020/03/fp-37.pdf (accessed: 15.12.2024) Li X., An Ch. (Eds.). The Changing World and Africa. Singapore: Palgrave Macmillan, 2021. ttps://doi.org/ 10.1007/978-981-16-4983-7

RUSSIA-AFRICA SUMMITS IN THE CONTEXT OF A CHANGING WORLD: A VIEW FROM THE AFRICAN CONTINENT

© 2024 A.A. Chacran

CHACRAN Antoine Adebayo, Assistant, Department of Political Science, Faculty of Law and Political Science, University of Abomey-Calavi, Republic of Benin. ORCID: 0009-0006-9044-4693. E-mail: [email protected]

Abstract. Since the beginning of the 21st century, Africa has once again become a space of competition between the great powers in the context of a new geopolitical configuration of the world. Despite the formal independence of the continent's countries in the 1960s, Africa is still de facto dependent on the major actors of world politics, which calls into question its subjectivity in international politics. The search for a change in relations with the countries of the continent is reflected, inter alia, through the organization of "African" summits by major world powers.

The organization of Russia-Africa summits in 2019 and 2023 confirms the thesis that Africa is a strategically important platform in the search for a balance of power between the great powers. However, in all these diplomatic initiatives, Africa has the right and the opportunity to determine for itself the key issues that will help it to effectively embed itself in the new geopolitical system while strengtheni ng its economic, social, and political importance. Even if the socio-economic context remains dependent on numerous endogenous and exogenous factors, the new formula that Africa is facing today can now be achieved not necessarily through multilateral meetings alone. Africa's role as a systemically important component of the international system has been limited by its relatively low level of participation in world trade and GDP. It therefore seems appropriate for the various Russia-Africa summits to move beyond the traditional framework in which the continent is underrepresented and redefine the boundaries of the partnership towards mutual dynamics, both politically and economically, which are the main thrusts of the Russia-Africa summits.

Keywords: Russia, Africa, summit diplomacy, multilateral relations, Great Power Rivalry, economic partnerships, Russian foreign policy

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-69-4-106-120

For citation: Chacran A.A. (2024). Russia-Africa Summits in the Context of a Changing World: A View from the African Continent. Journal of the Institute for African Studies. № 4. Pp. 106-120. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-69-4-106-120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.