Научная статья на тему 'Саммит АТЭС-2012: формирование Владивостокской агломерации'

Саммит АТЭС-2012: формирование Владивостокской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЭС / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ВЛАДИВОСТОКСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / APEC (ASIAN-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION) / THE ASIAN-PACIFIC REGION / STRATEGY / THE VLADIVISTOK AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фаттахов Рафаэль Валиахметович

Статья посвящена анализу плана создания «точки роста» на Дальнем Востоке России в форме кластера. Этот кластер должен связать образовательный потенциал г. Владивосток, промышленный потенциал региона и его выгодное геополитическое и экономическое положение, связанное с выходом к морю и близостью к Китаю, Японии и Корее. В становлении кластера должен сыграть большую роль саммит-2012 организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Реализация планов создания бурно развивающегося кластера в этом регионе должна решить две задачи: сохранение суверенитета России над своими дальневосточными территориями и экономическую их интеграцию в общее экономическое поле этой части континента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The APEC Summit-2012: The Vladivistok Agglomeration Development

This paper is devoted to the analysis of a plan for the development of “a growth point” on the Russian Far East as a cluster. This cluster should join Vladivostok’s educational potential, the industrial potential of the region and its advantageous geopolitical and economic position (its proximity to the sea and China, North Korea and South Korea). The summit of the Asian-Pacific Economic Cooperation (APEC) to be held in 2012 should play a significant role in the development of this cluster. Plans to develop the cluster are aimed at, firstly, preserving Russia’s sovereignty over its Far-Eastern territories and secondly, integrating them with the economy of this part of the continent.

Текст научной работы на тему «Саммит АТЭС-2012: формирование Владивостокской агломерации»

Р.В. Фаттахов

САММИТ АТЭС-2012: ФОРМИРОВАНИЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ*

Владивосток и прилегающая к нему прибрежная зона Южного Приморья являются естественным «контактным модулем», обеспечивающим включение России и ее тихоокеанской провинции (Дальневосточный федеральный округ) в Азиатско-тихоокеанский регион (АТР).

Развитие российского Дальнего Востока исторически было связано с использованием потенциала экономических взаимодействий с АТР. Начало целенаправленных интенсивных взаимодействий с АТР относится к первой половине 1960-х гг. Развитие экономических взаимоотношений со странами АТР к настоящему времени представляет собой по-прежнему одну из главных экономических и политических задач Российского государства.

Россия, 2/3 территории которой находится в Азии, является неотъемлемой частью АТР, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы.

Разрабатывая российскую стратегию, исходящую из интеграционной мотивации, необходимо осознать, что Россия — евразийское государство, расположенное между ЕС и Северо-Восточной Азией (СВА), и потому невозможно игнорировать двойственную направленность его развития.

Дальний Восток в силу его окраинного положения относится к числу тех регионов России, которые в наибольшей степени испытывают на себе влияние процессов глобализации. Пока это воздействие носит достаточно скрытый характер, что обусловлено наличием серьезных пограничных, таможенных и иных барьеров. С другой стороны, российский Дальний Восток находится в

зоне сильных геополитических контрастов. Государства, с которыми в этом регионе граничит Российская Федерация, отличаются иным общественно-политическим устройством и, что более важно, другим, более высоким уровнем социально-экономического развития. Поэтому в будущем при условии значительного усиления контактов с сопредельными странами регионы Дальнего Востока неизбежно будут втягиваться в орбиту экономического и политического влияния этих государств. В этой связи чрезвычайно важно проведение такой государственной (федеральной и региональной) политики, которая бы, с одной стороны, позволяла извлекать максимум выводы из этих контактов, а с другой — способствовала бы сохранению государственной целостности России.

Соотношение экономической мощи трех ос-новныгх центров мирового хозяйства — Северной Америки, Западной Европы и АТР, на которые приходится 3/4 мирового валового продукта, довольно быстро меняется в пользу стран АТР. Удельный вес последнего возрастает и в производстве ВВП, и в международной торговле (табл. I), резко усилились его позиции и в мировой финансовой системе [I].

Таблица I Доля регионов в мировой торговле, %

Регионы мира 1986 г. 1996 г. 2010 г.

АТЭС 43.4 50.6 53.5

НАФТА 22.2 19.8 19.2

ЕС 44.3 39.2 36.8

Одним из наиболее эффективных механизмов экономического взаимодействия стран АТР является форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)1. На страны

* Саммит АТЭС в г. Владивосток проводится в соответствии с Указом Президента РФ № 74 от 15 января 2008 года.

1 Образован в 1989 г. в Канберре. Объединяет экономику 21 страны (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (КНР), Канада, Китайская Народная Республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная

Фаттахов Рафаэль Валиахметович, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

©Фаттахов Р.В., 2011

АТЭС приходится более 40% населения мира, 47 — мировой торговли, более 55 — мирового ВВП, 70% мирового экономического роста за последние 10 лет (табл. 2).

Таблица 2

Показатели внутреннего валового продукта стран АТЭС

Страна ВВП. ВВП на душу населения.

млрд. долл. США тыс. долл. США

США 12376.10 41.674

Китай 5333.20 4.091

Япония 3870.30 30.290

Россия 1697.50 11.861

Мексика 1175.00 11.317

Канада 1133.00 35.078

Южная 1027.40 21.342

Корея

Индонезия 707.90 3.234

Австралия 671.50 32.798

Тайвань 590.50 26.068

Таиланд 444.90 6.869

Малайзия 299.60 11.466

Филиппины 250.00 2.932

Гонконг 243.10 35.680

Чили 199.80 12.277

Сингапур 180.10 41.478

Вьетнам 178.10 2.142

Перу 176.20 6.474

Новая 100.70 24.554

Зеландия

Бруней 17.60 47.465

Папуа-Новая 12.02 11.999

Гвинея

Непрерывно увеличивается и значение АТР как фрагмента мирового рынка капитала. В течение 1990-х гг. объем прямых иностранных инвестиций в Китай, Тайвань, КНДР, Республику Корея, Японию увеличился в 5 раз. Наиболее активно привлекал инвестиции «Большой Китай» (Макао, Гонконг, Тайвань, Сингапур) — более 80% иностранных инвестиций в Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию (ЮВА). Восточная Азия все в большей степени начинает играть роль огромного «инвестиционного пылесоса», который втягивает все большую часть мирового капитала.

В Концепции участия России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» сформулирована задача: «выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики». В течение после-

дних лет многосторонние и двусторонние политические связи России в этом регионе интенсивно развиваются.

Политическое внимание России к АТР формально вполне соответствует все более возрастающему статусу последнего на фоне глобальных экономических и политических процессов. Однако в реальности степень вовлеченности России в процессы международной интеграции в Азиатско-тихоокеанском регионе недостаточна.

Россия продолжает оставаться на периферии экономической интеграции также в Северо-Восточной Азии и Восточной Азии в целом. В то же время сама экономическая интеграция в Восточной Азии все более набирает скорость. Если в 1986 г. суммарная торговля трех ведущих стран СВА и стран ЮВА (Япония, Китай+Гонконг, Республика Корея, страны АСЕАН+Сингапур) составляла 16% мировой торговли, то к 2010 г. эта доля составила уже более 26%. В то же время доля России в товарообороте Северо-Восточной Азии не превышает 1%. Но следует учесть еще и то, что Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия для России является в географическом и экономическом смысле ключом к экономически безграничному потенциалу «большого АТЭС».

Конечно, Дальний Восток России максимально ориентирован в экономическом смысле на рынки стран АТР и СВА. Например, доля стран АТЭС в целом и СВА в частности во внешней торговле федеральных округов европейской части России составляет от 7—17 и 5—10% соответственно, для Сибирского федерального округа эти показатели составляют соответственно 32 и 17,4%, а в Дальневосточном федеральном округе на страны АТЭС и СВА приходится 85 и 77% внешнеторгового оборота. Почти 17% всего торгового оборота России со странами АТЭС обеспечивает Дальний Восток.

Ослабление позиций восточных регионов РФ как на внутреннем, так и внешнем политическом и экономическом пространстве противоречит стратегическим интересам России. С экономической точки зрения необходимо противопоставить динамично развивающимся странам Восточной Азии, интегрированным в союз международного сотрудничества АТЭС, аналогичную

Корея, Япония). Выразили желание влиться в ее ряды Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки. Вопрос о приеме России в члены АТЭС был решен в ходе пятого саммита в Ванкувере (Канада, 1997 г.), после чего на прием в организацию был объявлен 10-летний мораторий.

модель макрорегиона и на территории России — Российского тихоокеанского региона (РТР), включающего, прежде всего, территории, примыкающие к российскому тихоокеанскому побережью (Приморский, Хабаровский, Камчатский края, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ).

Усиление региональных взаимосвязей и развитие региональных экономических центров является магистральным процессом в рамках глобализации и тихоокеанской интеграции. Общее экономическое развитие и формирование систем расселения стран АТР направлено на создание конкурентоспособного глобального макрорегиона, опирающегося на крупные центры развития.

Россия к настоящему времени не имеет ни одного экономически значимого центра на Дальнем Востоке, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств. Между тем в АТР быстро развиваются крупные городские агломерации, которые являются ядрами формирования территориальных экономических комплексов и инновационных кластеров. Наличие таких агломераций является важным конкурентным преимуществом, которого в настоящее время лишена Россия на востоке.

Крупнейшие агломерации играют все большую роль в мировой экономике, в стягивании демографического, инновационного и научно-образовательного потенциала. На территории зоны АТР происходит формирование крупных городов как центров развития АТР со своими функциями, включение их в мировую распределительную систему управления глобальными процессами. Однако при этом сложился значительный расселенческий дисбаланс приграничных дальневосточных территорий России и граничащих с ней государств. Даже если не учитывать крупные столичные мегаполисы, а лишь городские агломерации СВА, составляющие ближайшую конкуренцию российскому Дальнему Востоку, то средняя численность населения этих агломераций — 3,5 млн человек. Россия же имеет на всем Дальнем Востоке всего два относительно крупных города — Владивосток и Хабаровск с численностью населения 584 и 578 тыс. чел. соответственно.

В этой связи ставится стратегическая задача — обеспечить экономический прорыв в развитии Владивостокской агломерации, рост ее демографиче-

ского потенциала и определить ее функциональную роль и место среди крупнейших агломераций — центров АТР. В случае создания единой селитебной агломерации в прибрежной зоне Южного Приморья, ядром которой будет являться Владивосток, ее численность составит около 0,9 млн человек. Это уже будет некоторой основой для наращивания конкурентных возможностей.

Следовательно, необходимо рассмотреть вариант формирования подобной агломерации, которая играла бы роль не только конкурентного представителя России в регионе, но и служила бы проводником многообразных экономических, социальных и технологических эффектов тихоокеанской интеграции.

В этом случае экономическое присутствие России в Азиатско-тихоокеанском регионе, которое в настоящее время ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией, получило бы серьезное подтверждение. Авторитет Российской Федерации в АТР, который до сих пор во многом обеспечивается лишь за счет военного присутствия в регионе, был бы укреплен фактом наличия центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-тихоокеанском регионе, центра интеграции со странами АТЭС.

Среди претендентов на эту роль безусловный приоритет имеет г. Владивосток и зона его влияния (прибрежная зона Южного Приморья), которые являются опорным центром России на Дальнем Востоке, самым экономически развитым и географически близким к развитым и развивающимся странам АТЭС регионом России, имеющим достаточные основания позиционировать себя как центр международного сотрудничества и интеграционных процессов России в АТР.

Административно прибрежная зона Южного Приморья включает пять муниципальных образований Приморского края: два городских округа (Владивостокский, Артемовский) и три муниципальные района (Надеждинский, Хасанский, Шкотовский).

Прибрежная зона Южного Приморья с центром во Владивостоке имеет ряд преимуществ и определенные ограничения в развитии, которые следует учитывать2.

2 К позитивным моментам относятся:

• уникальное приморское положение (относительно ресурсов Тихого океана, мировык морских транспортных путей и приморских зарубежный стран; более половины акватории Мирового океана находится

Проведение в г. Владивосток саммита в рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г. будет способствовать решению стратегической задачи создания центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-тихоокеанском регионе, центра интеграции со странами АТЭС. Подобный центр должен быть также ориентирован на создание импульса развития территории всего Приморского края и Дальнего Востока в целом, формируясь как полюс роста на территории Приморского края и Дальневосточного федерального округа.

Развитие прибрежной зоны Южного Приморья и г. Владивосток как центра российского политического и экономического влияния в АТР предусматривает формирование нового делового центра зоны (ДЦЗ), на территории которого предполагается размещение объектов, обеспечивающих, прежде всего, возможности для активного расширения контактов и сотрудничества России со странами АТР. На территории ДЦЗ могут также располагаться региональные и международные объекты управления и обеспечения административной, торгово-финансовой, транспортно-логи-стической, индустриальной, научно-образовательной, культурно-развлекательной, туристической и других видов деятельности.

Предлагаемый перечень мероприятий, организуемых в рамках «недели саммита» на территории РФ, в случае ее председательства:

• встречи ряда основных рабочих комитетов АТЭС, предшествующих заключительной встрече старших должностных лиц (СДЛ) форума;

• заключительная встреча СДЛ;

• встреча министров иностранных дел и министров торговли;

• заключительная встреча лидеров АТЭС;

• заключительная программа саммита (включает обособленные мероприятия и культурную программу).

Параллельно с этими официальными мероприятиями будут организованы «Деловой саммит» и сессия Делового консультативного совета АТЭС.

Заявка России на председательство в АТЭС в 2012 г. подразумевает последовательное проведение в течение заявленного года около 100 различных мероприятий высокого уровня, с учетом соблюдения процедур их подготовки и проведения не ниже уровня секторальных министерских встреч (в формате мероприятий «Большой восьмерки»).

Для обеспечения проведения саммита АТЭС в первоочередном порядке необходимо создание основных объектов делового центра саммита (ДЦС), которые определяются в настоящей работе как ядро (базовая часть) будущего нового ДЦЗ.

Участники мероприятий в рамках «недели саммита» АТЭС — делегации, возглавляемые главами государств и правительств 21 страны-участ-

ближе к Владивостоку, чем к европейским портам России; географическое положение в самой южной части Дальнего Востока);

• пограничное положение на побережье Японского моря в непосредственной близости к Японии, Китаю, Корейским государствам, наличие морского выхода ко многим странам АТР, в т.ч. крупнейшим — КНР, Япония, США, Канада и др.;

• живописность расположения — наличие многочисленных незамерзающих бухт в заливах Амурском, Уссурийском, Славянском, Петра Великого, Посьета; сочетание материковой, островной и полуостровной территорий;

• естественная транзитная монополия — Владивосток является конечной географической точкой Транссиба, порты Владивостока и прибрежной зоны Южного Приморья составляют с железнодорожной магистралью практически единый транспортный комплекс, обусловливая объективную роль Южного Приморья как стыковочного узла сухопутного и морского транспорта, формирование транзитно-транспортного центра на востоке России;

к негативным —

• большое экономическое расстояние относительно крупных деловых центров и высоко развитых районов России, ограничивающее контакты с ними;

• климатические условия (устойчивые муссонные ветры, неравномерное распределение осадков, периодические циклоны, частые туманы, а также сейсмичность территории) ограничивают хозяйственную деятельность и, прежде всего, туристско-рекреационную, удорожают ведение бизнеса на этой территории;

• уникальность флоры и фауны, их исключительное разнообразие, сочетанием южных и северных видов, повышенная чувствительность являются сильным ограничением на экономическую деятельность и формирование крупных городских поселений.

ницы, 3-х организаций-наблюдателей АТЭС, Секретариата форума, Делового консультативного совета АТЭС, участников «Делового саммита АТЭС», а также представители зарубежных и российских СМИ. Предполагаемый общий численный состав участников и гостей саммита будет примерно 10—12 тыс. человек.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Золотая книга российского предпринимательства: альманах. — М., 1998. — Ч. 2.

2. Отчет о научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе «Концепция комплексного развития и управления прибрежной зоной Южного Приморья и города Владивостока» по теме: «Разработка концепции комплексного развития и управления прибрежной зоной Южного Приморья и города Владивостока» шифр темы 1810-13-07. — М., 2007.

3. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.11.2007 № 801, от

19.04.2008 № 286, от 02.06.2008 № 423, от 25.08.2008 № 644, от 10.01.2009 № 15, от 31.07.2009 № 633, от

28.11.2009 № 965, от 15.12.2009 № 1012, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 23.04.1996 № 601).

4. Немчинов B.C. Теоретические вопросы рационального размещения производительных сил // Вопросы экономики. — 1961. — № 6.

5. Концепция социально-экономического развития г. Владивостока и агломерации: основные положения // Материалы к проекту «Корректировка генерального плана г. Владивостока». — Владивосток: ОАО «Припоргражданпроект», Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2002.

6. Концепция «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона». — М.: Министерство регионального развития Российской Федерации, 2007.

7. Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в 2006 году. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2007.

8. Экономика и социальная сфера Приморского края за 2006 г. — Владивосток: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Приморье в Дальневосточном федеральном округе на I января 2007 года. — Владивосток: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2007.

10. Аникеев В.В., Обертас В.А. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения. — Владивосток: Дальнаука, 2007. — С. 259: илл.

11. Концепция социально-экономического развития г. Владивостока и агломерации: основные положения. — Владивосток: ОАО Приморгражданпро-ект, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2002.

12. Концепция территориально-отраслевого развития г. Владивостока и Владивостокской агломерации. — Владивосток: Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2001.

13. Материалы предварительного отчета к Концепции комплексного развития и управления прибрежной зоной Южного Приморья и города Владивостока. — СПб.: ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» (НИИП Градостроительства), 2007.

14. Проектные Предложения по выбору и оценке вариантов размещения делового центра под строительство объектов саммита АТЭС-2012.

15. Отчет по научно-исследовательской работе по теме: «Оценка развития города Владивостока и прибрежной зоны Южного Приморья как туристического центра». — М.: Росстрой России, ФГУП «Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», 2007.

16. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Дальневосточный федеральный округ РФ. Проект. — М., 2007.

17. Реестр материалов по теме «Саммит АТЭС 2012», полученных институтом «Гипрогор» в процессе подготовки к разработке Концепции комплексного развития и управления прибрежной зоной Южного Приморья и города Владивостока.

Ключевые слова: АТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, стратегия, Владивостокская агломерация.

Key words: АРЕС (Asian-Pacific Economic Cooperation), the Asian-Pacific region, strategy, the Vladivistok agglomeration.

САММИТ АТЭС-2012: ФОРМИРОВАНИЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу плана создания «точки роста» на Дальнем Востоке России в форме кластера. Этот кластер должен связать образовательный потенциал г. Владивосток, промышленный потенциал региона и его выгодное геополитическое и экономическое положение, связанное с выходом к морю и близостью к Китаю, Японии и Корее. В становлении кластера должен сыграть большую роль саммит-2012 организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Реализация планов создания бурно развивающегося кластера в этом регионе должна решить две задачи: сохранение суверенитета России над своими дальневосточными территориями и экономическую их интеграцию в общее экономическое поле этой части континента.

Kafael V. Fattakhov

THE АРЕС SUMMIT-2012: THE VLADIVISTOK AGGLOMERATION DEVELOPMENT

This paper is devoted to the analysis of a plan for the development of "a growth point" on the Russian Far East as a cluster. This cluster should join Vladivostok's educational potential, the industrial potential of the region and its advantageous geopolitical and economic position (its proximity to the sea and China, North Korea and South Korea). The summit of the Asian-Pacific Economic Cooperation (APEC) to be held in 2012 should play a significant role in the development of this cluster. Plans to develop the cluster are aimed at, firstly, preserving Russia's sovereignty over its Far-Eastern territories and secondly, integrating them with the economy of this part of the continent.

К сведению читателей

Вышла книга:

Евразийское пространство: цивилизационный потенциал тюркоязычных стран и российских регионов в XXI веке:

Материалы IV Международного конгресса социологов тюркского мира. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. — 128 с.

Сборник содержит тезисы докладов и выступлений участников IV Международного конгресса социологов тюркского мира «Евразийское пространство: цивилизационный потенциал тюркоязычных стран и российских регионов в XXI веке» (4—6 октября 2011 г., Уфа, Башкортостан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.