КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 008
МИХАЙЛОВА Лариса Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Автор 31 научной публикации, в т. ч. одной монографии
САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВОВ
Сакральный ландшафт Соловецких островов включает пространство, имевшее сакральное значение для первобытных людей, культурный ландшафт Соловецкого монастыря, символическое воплощение Иерусалима на Соловках и сакральные топонимы. В статье дана характеристика сакральной топонимии Соловков, состоящей из топонимов, определенных автором как мифологические, православные и библейские названия географических объектов островов Соловецкого архипелага. Процесс создания топонимов в дорелигиозный период шел параллельно процессу освоения мира и имел на первых этапах мифологический характер. Мифологические топонимы характеризуют ту часть пространства Соловецких островов, где у первобытных людей были места поклонения языческим богам. К таким топонимам относятся названия географических объектов, происхождение которых связано с именами священных растений или животных. значительную группу составляют основанные на православной и библейской лексике сакральные топонимы Соловецкого монастыря: названия бухт, заливов, озер, гор, скитов, храмов, часовен и т. д., отражающие процесс символизации пространства Соловецкого архипелага. Отантропонимные наименования, образованные от имен иноков, сохранили для нас память о соловецких аскетах, живших там когда-то в пустынях. Проведенные нами исследования показывают, что в топонимии островов Соловецкого архипелага количество сакральных топонимов превышает количество установленных нами мирских названий.
Ключевые слова: Соловецкий архипелаг, топонимы Соловков, сакральный ландшафт, языческий топоним, библейский топоним, мифологический топоним.
Северные монастыри, в т. ч. и Соловецкий, создавались в ландшафтах, имевших сакральное значение для первобытных людей как места поклонения языческим богам. Процесс создания топонимов в до-религиозный период шел параллельно процессу освоения («сотворения») мира и имел на первых этапах мифоло-
гический характер. Осваивая новое пространство, человек знакомился с расположенными в его границах географическими объектами, именовал их, используя названия растений или животных, являющихся для него священными.
Сакральное пространство Соловецкого архипелага до-религиозного времени составляют
© Михайлова Л.В., 2015
125
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
мифологические топонимы, отражающие мировоззрение первобытных людей островов и побережья Белого моря. Это священные деревья -сосна, ель, береза. Сравни: Березовое, озеро; Березовский, остров; Новососновая, губа; Со-свенкино, озеро; Сосновое, озеро; Сосновая, губа; Сосновой Губы, залив [1]. К священным животным Соловков можно отнести почитаемых на Русском Севере, в Поморье и Карелии представителей животного мира, таких, как лось, олень, медведь, бобер, выдра, лисица, волк, собака, змея; морских животных и рыб: кит-белуха, тюлень, семга, кумжа, щука; птиц: гагара, гусь, журавль, лебедь, утка, орел, чайка. Древние люди, рыбаки и охотники, жили в благоприятных природно-климатических условиях. Примерно 6,5 тыс. лет назад среднегодовая температура была выше современной на 2-3 °C. В лесах кроме ели, сосны, березы произрастали дубы и другие широколиственные деревья, вплоть до побережья Белого моря. С сакральными животными древнего мира Русского Севера знакомит нас «каменная книга», библия каменного века - петроглифы: как онежские, так и беломорские [2]. Петроглифы Беломорья выбиты на островах реки Выг, недалеко от ее впадения в Белое море. Здесь можно увидеть изображения лебедей, оленей, лосей, уток, белух и др., выполненные талантливыми художниками, имен которых мы никогда не узнаем. Если петроглифы сохранили для нас память о далеком мифологическом времени Поморья, то отражение этого времени мы находим в мифологических топонимах островов Соловецкого архипелага, сохранившихся до наших дней. Белуха: Белужья, губа; Белужий, мыс; волк: Волчье, озеро; Волчьи, горы; Волчья, гора; гагара: Гагарье 1-е, озеро; Гагарье 2-е, озеро; Гагарье (Гагар), озеро; журавль: Журавлиное, озеро; кумжа: Большое Кумажье (Большое Ку-можье), озеро; Малое Куможье, озеро; нерпа: Нерпичья, губа; тюлень: Тюленье, озеро. Характерный для мифологического сознания дуалистический принцип противопоставления в топонимии Соловецкого архипелага выражен в топонимах: Серая вода, озеро - Серебряное,
озеро; Скатерка, озеро - Тряпка, озеро; Тундровое, озеро - Песочное, озеро; Промысловое, озеро - Чудотворное, озеро; Толстик, мыс - Тонкий, мыс и др.
В монашестве существуют различные виды табу, например на светское имя. Именование имело сакральный и идентификационный смыслы, означало смерть в одном статусе и рождение в другом. Лишаясь своего мирского имени, монах лишался всего, что было с ним связано в прошлом, в светской жизни, он умирал для всех близких и знакомых ему людей и вновь возрождался для новой жизни с получением нового имени после пострижения. П. Флоренский считал, что для древнего сознания вся жизнь имеет уклад религиозно-теургический. Любое изменение в жизни человека: постриг в монашество, крещение, болезнь, смерть и др. - все это было для древнего человека проявлением каких-то переломов в трансцендентном, подлинным религиозным скачком. По его мнению, человек, претерпевший религиозное перемещение, перестает быть с мистической точки зрения прежним человеком, что отражается на его имени. Для древнего сознания имя и сущность - не два взаимообусловленных явления, а одно: имя-сущность [3]. Ряд объектов островов Соловецкого архипелага получили названия по именам живших там когда-то людей. Вениамин: Вениаминово, озеро; Герасим: Герасимово, озеро; Еремей: Еремеева, губа; Ероним: Еронимово, озеро; Леонид: Леонидово, озеро; Пафнутий: Пафнутьево, озеро; Филимон: Большое Филимоновское, озеро; Филимонова, тоня; Филимоново, район; Филимоновское, озеро; Фи-лимоновские, озера и др.
Символизация пространства Соловецкого архипелага нашла отражение в топонимии, основанной на православной лексике с лексемами «архимандрит», «игумен», «икона», «великомученик», «крест», «монастырь», «келья». Так, например, архимандрит: Архимандритское, озеро; игумен: Игуменский, остров; келья: Келья старца Паисия, пустынь; Келья Скитоначаль-ника, пустынь; Свт. Филиппа Келья, пустынь; крест: Крестильня; У Чудотворного Креста, озеро; монастырь: Монастырская крепость,
126
МихайловаЛ.В._Сакрально£П£ОСТ£анствоСоловецкихост£овов
Монастырь, Монастырь Святого Спаса, Соловецкий Монастырь); Монастырская, библиотека; Монастырская, больница; Монастырская, кухня; Монастырская, гидроэлектростанция; Монастырская, стена; Монастырская, ферма; Монастырский, маяк; Новый Монастырский, причал; Монастырское, пастбище; Монастырская, улица; монах: Монашеская, баня; паломник: Паломническая, пристань; Купальня для Паломников, бухта; Корпус для Паломников и Трудников, корпус; пустынь: Андреевская Пустынь; Елизарова Пустынь; Пустынное, (озеро); Пустынь Св. Филиппа Митрополита Московского, Филипповская Пустынь; святой: Святое, озеро; Святозеро (Светозеро), озеро; Святой, канал; троица: Троицкая, губа; Троицкий, хутор.
Библейская лексика Соловков отражает в топонимах сакральный ландшафт островов.
Голгофа: Голгофа, (Гора Голгофа), гора; Иордан: Иордан, озеро; Фавор: Фавор, гора [4].
Таким образом, в топонимии Соловков выделяется группа топонимов, относящихся к мифологическому времени, когда человек, осваивая территорию, ограничивал ее с помощью названий, являвшихся священными. Проведенные нами исследования показывают, что в топонимии островов Соловецкого архипелага количество сакральных топонимов превышает количество установленных нами мирских названий, т. к. сакральное пространство, которое они отражают, включает до-религиозный период, окружающую природу, духовную жизнь иноков, библейские названия, что значительно превышает реальное пространство Соловков с географическими объектами и хозяйственными постройками Спасо-Преображенского монастыря.
Список литературы
1. Соловецкие острова. Исторический, культурный и природный памятник России. Картографический путеводитель. СПб., 2001.
2. Лобанова Н.В. Тайны петроглифов Карелии. Петрозаводск. 32 с.
3. Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. 224 с.
4. Соловецкий монастырь. Карта-путеводитель. М., 2008.
References
1. Solovetskie ostrova. Istoricheskiy, kul'tumyy i prirodnyy pamyatnik Rossii. Kartograficheskiy putevoditel' [The Solovetsky Islands. Historical, Cultural and Natural Heritage of Russia. A Cartographic Guide]. St. Petersburg. 2001.
2. Lobanova N.V Tayny petroglifov Karelii [The Secrets of Karelian Petroglyphs]. Petrozavodsk. 32 p.
3. Florenskiy P. Opravdanie Kosmosa [Defence of the Cosmos]. St. Petersburg, 1994. 224 p.
4. Solovetskiy monastyr'. Karta-putevoditel' [The Solovetsky Monastery. A Guide Map]. Moscow, 2008.
Mikhaylova Larisa Vladimirovna
Institute of History, Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)
THE SACRED SPACE OF THE SOLOVETSKY ISLANDS
The sacred landscape of the Solovetsky Islands includes the space that had sacred meaning for primitive people, as well as the cultural landscape of the Solovetsky Monastery, the symbolic embodiment of Jerusalem on these islands and sacred place names. The paper describes the sacred toponymy of the Solovetsky Islands consisting of place names defined by the author as mythological, orthodox and biblical
127
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
names of geographical objects. The process of place naming in the pre-religious period ran parallel to the development of the world and at its early stages was of a mythological nature. Mythological place names describe that part of the Solovetsky Islands where primitive people worshipped their pagan gods. These toponyms include geographical names derived from the names of sacred plants and animals. A significant group - sacred place names of the Solovetsky Monastery - is based on the orthodox and biblical vocabulary: the names of the bays, inlets, lakes, mountains, hermitages, churches, chapels, etc. reflecting the process of space symbolization of this archipelago. The toponyms derived from the names of monks preserved the memory of the local ascetics who used to live there in hermitages. The research shows that the number of sacred toponyms exceeds the number of worldly place names on the Solovetsky Islands.
Keywords: Solovetsky Islands, place names of the Solovetsky Islands, sacred landscape, pagan toponym, biblical toponym, mythological toponym.
Контактная информация: адрес: 185910, г. Петрозаводск, просп. Ленина, д. 33;
e-mail: larisa.mihailova@gmail.com
Рецензент - Окунев Ю.П., доктор культурологических наук, профессор, профессор кафедры государственного, муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
128