Научная статья УДК 130.2:331.54
https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.10
Сакрализация понятия профессионализма: архаичный подход или требование нашего времени?
Виктория Геннадьевна Алексеева
Независимый исследователь, Кемерово, Россия, [email protected]
Аннотация. На всем историческом пути развития феномен профессионализма трансформировался согласно требованиями времени, но непременно подвергался сакрализации и сохранял неповторимое осмысление индивидом своей трудовой жизни. Для истинных профессионалов всегда было характерно отсутствие эгоцентрических мотивов и непрерывное самосовершенствование, поддерживаемые духовным стремлением. Сегодня отношение к данному институту претерпевает изменения. Все чаще исследователи и обычные граждане задумываются о том, что отличает профессионалов от рядовых исполнителей конкретной задачи, почему в совокупности они представляют собой особую социальную группу и почему именно этический аспект работы профессионалов сегодня приобретает особое звучание. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать эволюцию понятия профессионализма и рассмотреть его элементы применительно к государственным служащим - представителям именной той уникальной социальной группы, от которой напрямую зависит благополучие государства и общества.
Ключевые слова: профессионализм, профессионализация, компетенции, компетентностный подход, государственный служащий
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Алексеева В.П Сакрализация понятия профессионализма: архаичный подход или требование нашего времени? // Общество: философия, история, культура. 2025. № 3. С. 78-84. https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.10.
Original article
Sacralization of the Concept of Professionalism: an Archaic Approach or a Requirement of Our Time?
Victoria G. Alekseeva
Independent researcher, Kemerovo, Russia, [email protected]
Abstract. Throughout its historical trajectory, the phenomenon of professionalism has undergone transformations congruent with the demands of each era, invariably experiencing sacralization and retaining a singular individual understanding of one's working life. Historically, true professionals have been characterized by a lack of egocentric motivation and a commitment to continuous self-improvement, underpinned by a spiritual aspiration. Modern perspectives on this institution are evolving. Increasingly, researchers and laypersons alike are contemplating the distinguishing characteristics that differentiate professionals from routine task performers, elucidating the rationale behind their constitution as a distinct social group, and understanding the elevated significance of the ethical dimension of their work in the present context. This article undertakes an analysis of the evolution of the concept of professionalism and examines its constituent elements, particularly with reference to civil servants. This specialized social group significantly influences the well-being of the state and society, thereby rendering the analysis especially pertinent. Specifically, the study aims to determine if imbuing the concept of professionalism with sacred values is an imperative for upholding societal stability and security in the 21st century.
Keywords: professionalism, professionalization, competence, competence-based approach, civil servant
Funding: Independent work.
For citation: Alekseeva, V.G. (2025) Sacralization of the Concept of Professionalism: an Archaic Approach or a Requirement of Our Time? Society: Philosophy, History, Culture. (3), 78-84. Available from: doi: 10.24158/fik.2025.3.10 (In Russian).
Введение. Понятие профессионализма всегда было в фокусе внимания научного сообщества, и сегодня продолжаются дискуссии о том, что представляет собой этот удивительный феномен. Исследователями данного понятия неоднократно предпринимались попытки определить критерии, которые и отличают истинного профессионала от рядового специалиста или просто граждан. Несмотря на то, что этот феномен рассматривается под разными углами зрения, большинство исследователей сходятся во мнении, что для настоящего профессионала всегда было
© Алексеева В.П., 2025
ФИЛОСОФИЯ РЖЬОБОРНУ
характерно глубокое осмысление трудовой жизни, верность долгу и этике профессиональной группы. В сложных реалиях сегодняшнего дня отношение к данному социальному институту претерпевает изменения, но именно этический аспект приобретает особую актуальность. В настоящей статье дана попытка проанализировать то, как феномен профессионализма трансформировался с течением времени, как менялось отношение и подход к его сакрализации, а также рассмотреть элементы профессионализма государственных служащих, трудовая деятельность которых определяет благополучие и безопасность государства и общества.
Методы и методология исследования. Эмпирическая база исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили классические и современные подходы, исследования из области социальной философии, социологии управления, менеджмента. Использовался также аксиологический подход, представляющий профессионализм как одну из интегральных ценностей общества, и исторический подход, позволяющий проследить генезис данного социального явления. Для достижения цели и задач исследования использованы идеи структурного функционализма Т. Парсонса (2000), представляющие профессионалов как уникальную социальную группу, мотивационная теория Г. Олпорта (А!!рог1, 1937) и концепция «профессионального этоса» М. Вебера (1990) и Э. Дюркгейма (1996). Эмпирической базой исследования послужили данные опроса ВЦИОМ. В процессе обоснования теоретических положений и выводов использовались общенаучные методы аналогии, анализа и синтеза, методы социологического исследования.
Основная часть. Профессионализм - одна из интегральных ценностей общества; уровень и качество выполнения профессиональной деятельности выступают маркерами благополучия и эффективности развития социума.
Еще в древние времена, когда специальная человеческая деятельность напрямую была связана с выживанием, сохранение и передача знаний были крайне бережными и сопровождались созданием таинственного ореола, а сами они подвергались сакрализации. Так, деятельность жрецов, принадлежащих к разряду хранителей жизненно важных знаний и технологий, имела ореол мистики, принципы ее осуществления передавалась из поколения в поколение только самым достойным преемникам. Уже тогда у людей было четкое представление о том, что реальную помощь может оказать не любой обученный человек, а лишь тот, кто обладает особыми качествами и, главное, готов к самопожертвованию ради других1.
На ранних стадиях развития человечества люди уже имели представление о пластичности человеческой природы. Именно поэтому, передавая накопленный опыт новым поколениям, они стремились не только донести до них знания, но и заложить базу для развития внутренних возможностей и профессиональных склонностей каждого отдельно взятого индивида. Такое восприятие профессионализма нередко получало выражение в мифах о покровительстве богов в определенном виде деятельности. Так, Гермес помогал пастухам и торговцам, Дионис благоволил виноделам и виноградарям, Артемида не оставляла без своего внимания охотников, а мореплаватели взывали к Посейдону; покровителями врачевания были Апполон, Гигея, Панакея.
Основы профессиональной морали в частности и основы отношения к профессии в целом были заложены уже в Древнем мире. Согласно Пифагорейскому уставу, философа отличал довольно строгий образ жизни. Он состоял из ряда аскез: необходимо было не использовать в пищу мясо, делать физические упражнения для поддержания силы тела и заботиться о силе духа, размышляя об истинах и совершая ежедневный самоотчет в нравственности. Уже в те времена пифагорейцами особенно ценилась коллегиальность, взаимная помощь, сохранение профессиональной тайны, верность долгу, забота о престиже общины2.
Понятие профессионализма всегда содержало коннотации, связанные с образованием, интеллектом и широтой кругозора. Аристотель в «Политике» приводил рассуждения о том, что среди людей, которые занимаются врачеванием, есть три категории: первые лечат, вторые - исследуют, а третьи - имеют околомедицинские знания (Аристотель, 2024). Любопытно, что здесь четко прослеживается та самая сакрализация профессионализма: именно в медицине, как в науке, которая напрямую способствует выживанию, впервые появились моральные требования, клятвы и запреты для профессионалов.
Мощный стимул для развития данного феномена дала эпоха распространения христианства. В то время активно строились храмы, некоторые из них сохранили свой облик до наших дней. И, глядя на красоту этих сооружений и богатство внутреннего убранства (которые, к слову, были созданы не произвольно, а с соблюдением особых канонов), сложно представить, какое количество высококлассных мастеров, истинных профессионалов (зодчих, кузнецов, живописцев, стекольщиков, ткачей, мастеров по серебряным делам) над ними трудились. И здесь кроется секрет высочайшего качества и филигранного исполнения - люди работали для Бога, а не для
1 Лихолетов В.В. Профессиональная этика и служебный этикет : учебное пособие. СПб., 2020. С. 56.
2 Там же. С. 89.
себя. К продукту своего труда они относились с особым трепетом - как к творению, потому как оно было создано не во благо себя, а во имя Создателя. И здесь без особого усердия и включения в процесс было не обойтись. Вера в Бога укрепляла не только дух человека, но и создавала мощный фундамент для профессионального развития на основе морали, придавала целостность трудовому процессу и цементировала основы духовного мира работников. Это постепенно формировало представление о том, что «плохой человек не может сделать хорошую вещь», поскольку все, что делается людьми, делается с Божьей помощью1.
В то время профессионал, мастер, создатель продукта олицетворял собой одновременно и гарантию качества. Он обладал собственным клеймом и правом обучения. Подготовка подмастерьев была длительной и занимала не менее 4-5 лет. Мастер не только учил своих последователей тому, как выполнять ту или иную работу, но и прививал им ответственное и добросовестное отношение к профессии. Это была очень сложная задача в условиях общей низкой грамотности населения. Мастером мог стать далеко не каждый, здесь значение имело все: от репутации до происхождения (например, является ли человек законнорожденным или нет).
Известно, что тайны и рецепты мастерства, технологии и ноу-хау в ремесленных цехах передавались от одного носителя к другому очень трепетно и аккуратно, в обстановке секретности и сакральности. Так, к примеру, в Венеции стеклодувы хранили тайну производства стекла, в Болонье - шелка, в Золингене мастера изготовления ножевого товара никому не раскрывали свои технологии. За разглашение ремесленного секрета были предусмотрены суровые наказания, вплоть до смерти.
Посвящение в мастера представляло собой особый ритуал: для допуска к нему с пристрастием оценивались не только производственные компетенции претендента, но и его приверженность своему делу, лояльность к цеху, готовность самозабвенно трудиться и следовать всем установленным канонам. К примеру, чтобы получить статус иконописца, монах должен был сначала получить благословение, после - выдержать строгий пост, и только после этих испытаний он мог получить разрешение написать икону самостоятельно.
Значение мастерства, которое формировалось в Средневековье, стало базой для отношения к профессионализму в культуре Нового времени. Росли города, налаживались экономические связи между ними, что способствовало формированию династического профессионализма. Занятия человека считались делом рода, фамилии или сословия - отчетливо прослеживалась взаимосвязь профессионального и сословного этосов. Мастерство передавалось от отца к сыну и даже являлось определяющим фамилию: Кузнецовы, Ткачевы, Винокуровы2.
Конец XVIII в. Был ознаменован зарождением индустриальной цивилизации, когда основная производственная роль стала отводиться машинам. Зародившаяся в Англии промышленная революция, затем перекинувшаяся на Францию (начало XIX в.), а далее - в Германию (с 40-х гг. XIX в.), стала «переходом от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры - к капиталистической фабрике» (Маркс, 2024). В этих условиях профессионализм стал носить в большей степени технологичный характер.
Современная постиндустриальная цивилизации, которую еще называют «информационным обществом», на первый план выдвинула построение и развитие автоматизированных систем, потребовала профессионала, способного выполнять творческие нестандартные задачи и работать с большим объемом данных, что предполагает глубокую активацию интеллектуального и креативного потенциала работников, сокращения разрыва между умственным и физическим аспектами. «Профессиональная деятельность все больше сочетает в себе такие сущностные стороны, как созидательная, познавательная, воспитательная, управленческая и эстетическая. А это уже подтверждает наличие тенденции к усилению целостности в реализации через профессиональную деятельность сущностных сил человека» (Цвык, 2009).
Однако современная действительность характеризуется значительными трансформациями, влекущими за собой уменьшение мотивации к компетентностному росту и совершенствованию среди специалистов и снижение уровня их профессионализма.
Следует отметить, что качественно изменилось отношение общества к исходному понятию - труд. Современное воспитание далеко от представления о том, что он представляет собой то, что отличает человека от обезьяны, и именно в труде и есть благородство (Цвык, 2009). Сегодня представители молодого поколения, и, к слову, немолодого тоже, не склонны воспринимать труд как важную и интереснейшую часть человеческой жизни - именно ту, которая и раскрывает человека как существо созидающее. Большинство склонно трактовать его как неизбежную нагрузку, дающую средства для существования. Позволяет ли такой подход активно наращивать компетенции, если сегодня так называемые «лидеры мнений» являются авторитетами,
1 Лихолетов В.В. Указ. соч. С. 93.
2 Там же. С. 112.
не будучи профессионалами? В таких условиях порой достаточно просто создать имидж компетентности (Тихонова, 2022: 20). Вероятно, поэтому, согласно данным опроса ВЦИОМ, сегодня по специальности трудятся в среднем 51 % людей, 28 % (почти треть россиян) никогда не работали по освоенной в вузе профессии; 48 % россиян трудились по специальности более пяти лет, но по каким-то причинам вынуждены были сменить направление деятельности; 16 % - занимались профессиональной деятельностью от года до пяти лет и еще 6 % - менее одного года1. Согласно данным Росстата, трудоспособное население в нашей стране составляет около 82 млн человек2. Из этого следует, что почти 40 млн людей занимаются не тем, чему они учились в вузах и сред-неспециальных учебных заведениях. При этом первичным атрибутивным признаком профессионализма является наличие профильного образования.
Несмотря на то, что профессионализм прошел колоссальный путь институционализации, сегодня он оказался в состоянии кризиса. Современные исследователи одной из причин такого положения дел называют феномен депрофессионализации. Более того, они возлагают на него роль определяющего признака при описании профессии как института в реалиях сегодняшнего дня (Котова, Балашов, 2023: 16; Абдуллина и др., 2019: 33). Депрофессионализация имеет ряд проявлений: падение престижа специальности, снижение уровня компетентности работников, изменение представлений об основах профессиональной этики и, наконец, такое распространенное сегодня явление, как подмена специального знания экспертным мнением3.
Основу депрофессионализации ученые видят, прежде всего в рецессии этики. Считая «профессиональный этос» базисом института профессии (Вебер, 1990: 350; Дюркгейм, 1996: 176; Парсонс, 2000: 367), когда формальные и неформальные этические нормы создают основу для определения статуса индивида в профессиональном сообществе, они акцентируют внимание на появлении «множественности этик», в которых правила становятся размыты, мобильны и противоречивы (Парсонс, 2000: 380). О наращивании компетенций или повышении мастерства не может идти речь, когда нет главного - базиса, который цементирует факторы профессионализма, служит основой для перехода рядового специалиста в статус мастера.
Исследователи сегодня говорят и о таком негативном явлении, как деальтруизация профессионалов. Еще Р. Мертон заметил, что бескорыстное поведение характерно для практики мастерства в большей мере, чем, например, для бизнеса или иных форм деятельности (Мег1оп, 1982: 138). И здесь мы возвращаемся к парадигме, в которой истинный профессионал трудится на для своего личного блага, а для социума, в котором он находится. Современное общество, безусловно, приветствует подобный подход и способствует развитию таких инициатив, как во-лонтерство, оказание бесплатных услуг определенным группам населения. Однако невозможно утверждать, что сегодня профессионалы в своей трудовой жизни на добровольных началах настроены продемонстрировать намного больше, чем от них ожидается или требуется.
Альтруистическое поведение всегда вознаграждалось почетом для тех, кто его активно практиковал и практикует; общественное признание является важным благом и стимулом, однако в реалиях сегодняшнего дня инструментальная (материальная) мотивация работает эффективнее. Активное альтруистическое поведение явно нельзя назвать доминантой в отношении к труду профессионалов сегодняшнего дня. Стремление к повышению личного рейтинга, к выгодной самопрезентации, порой граничащей с откровенным выпячиванием своих достоинств, приходит на смену скромному и самозабвенному каждодневному труду, «простому и честному» (Тихонова, Слободе-нюк, 2022). К сожалению, наиболее ярко эта тенденция проявила себя в самых социально-ориентированных областях: образование, культура, медицина, социальная работа (Тихонова, 2022: 18).
Можно ли утверждать, что феномены деальтруизации и депрофессионализации связаны? Разумеется, ведь институт профессии на протяжении всего периода своего становления был основан именно на особом отношении к труду. Работа во благо общины, социума являлась средством институциализации, укрепляя связи с группой, а также способом индивидуализации, помогая человеку самоидентифицироваться в качестве профессионала. Каждый мыслил в масштабах своей социальной группы и действовал от ее имени.
Нельзя не упомянуть и «профессиональный маргинализм» - понятие, противоположное профессиональной идентичности, подразумевающее личностную позицию непричастности к общественно-приемлемой для данной профессии морали (Ермолаева, 2001: 52). Возникновение данного явления происходит «вследствие потери или необретения идентификации с профессией - как
1 Большая зарплата или работа по специальности? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2019. 15 апреля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bolshaya-zarplata-ili-rabota-po-speczialnosti- (дата обращения: 19.02.2025).
2 Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 19.02.2025).
3 Лихолетов В.В. Указ. соч. С. 124.
в плане самосознания, так и в сфере реального поведения. Это пограничное состояние характеризуется рассогласованием компонентов в системе "человек - профессия - общество"» (Ермолаева, 2001: 58). Как справедливо заметил Г. Стэндинг, «в глобалиризующемся мире никуда не денешься от мультикультурализма и множественной идентичности» (Стэндинг, 2014: 238).
Еще одним негативным фактором является возрастание влияния экспертных объединений, которые нивелируют престиж профессиональных сообществ. Сегодня рядовые непрофессионалы получили доступ к любым формам информации и ее интерпретации, что является прямой угрозой для благополучия авторитета экспертных объединений. Возможности сетевого общения по любому вопросу (блоги, форумы, чаты и любые другие формы интернет-коммуникации) позволяют найти необходимую информацию, отменяя надобность профессиональной консультации. С распространением Сети профессионалы утратили эксклюзивное право доступа к знанию, в связи с чем их авторитет снижается.
В таких условиях решение профессионала уже не является легитимным, его может поставить под сомнение любое обывательское высказывание, небрежно брошенное в Сеть. Действительно, о какой сакрализации может идти речь в условиях того, что решение профессионала может обсуждаться и оспариваться даже людьми без профильного образования? Да и само право согласования такого обсуждения непосредственно с автором обсуждаемого предмета (профессионалом) никому не требуется.
Таким образом, разрушаются основные принципы работы в парадигме «профессионал - клиент», основанные на доверии. Как ни парадоксально, но сегодня людей никак не смущает тот факт, что самопровозглашенные специалисты и лидеры мнений не несут никакой ответственности за ту информацию, которую они предоставляют, точнее, (чаще) продают. Совершенно возмутительно выглядит и тот факт, что в настоящее время сама возможность обращения к доступному виртуальному знанию провоцирует недоверие и даже враждебность к профессиональной группе.
Сегодня мы наблюдаем не только депрофессионализм как социальное явление, но и обеднение понятия профессионализма в научном дискурсе. Современные его трактовки в большей степени содержат «функциональную» коннотацию, под которой подразумевается прежде всего уровень совершенства в овладении какой-либо специальностью. Многие ученые, рассуждая о профессионализме, приводят разные его определения, в которых можно выделить схожее семантическое ядро, характеризующее феномен профессионализма как способность индивида эффективно выполнять деятельность, требующую определенной квалификации (Абрамова, 2020: 3906, Котова, Балашов, 2023: 11). По мнению исследователей, высокого уровня профессионализма человек может достигнуть, обладая релевантными способностями, а также имея желание, настойчивость и твердый характер, без которых невозможно непрерывно учиться и оттачивать мастерство.
К сожалению, при таком подходе к данному феномену мы забываем, что профессионализм представляет собой крайне сложное, многомерное явление, в котором функциональная часть, безусловно, является базовой, однако всего лишь частью целого. В природе данного явления заложена мощная база нормативно-этического характера1, которая формировалась по мере развития человечества. Она неразрывно связана с духовным миром человека, с его личностными установками, с такими категориями как «совесть» и «достоинство».
Все вышеперечисленное способствует разрушению базиса профессии и снижению уровня профессионализма соответственно. И в этом плане институт государственной гражданской службы не является исключением.
Стабильность в обществе в значительной степени определяется качеством работы именно этого социального института, в государственном управлении - он основа эффективности и устойчивости развития. Современные реалии требуют возрастания роли профессионализма государственных служащих. Согласно Т. Парсонсу, отличительная черта профессионала, дифференцирующая его от обычного исполнителя, заключается в глубоком осмыслении жизненного пути, поддерживаемого духовным стремлением (Парсонс, 2000: 356).
Может ли государственный гражданский служащий позволить себе быть «обычным исполнителем»? В данном контексте примечательна идея поддержания высоких стандартов профессионализма государственных служащих в результате «сдвига мотива на цель», которую в 1937 г. представил Г. Олпорт. Суть ее заключается в том, что мотив со временем превращается в самостоятельную потребность: то есть он становится целью деятельности. Г. Олпорт заявлял, что в этом случае мастер будет делать свою работу «как следует» даже тогда, когда может оказаться в экономически невыгодном положении. Но и в этом случае он будет выполнять работу, гарантируя высокое качество. Исследователь указывает, что власть над человеком того, что называют «мастерством», чрезвычайно сильна (АПрог1, 1937: 145).
1 Лихолетов В.В. Указ. соч. С. 36.
Уместен ли заложенный в эпоху Средневековья возвышенный тон одухотворения труда при рассмотрении профессионализма государственных служащих, либо это имеет отношение больше к мастерам культуры и искусства? На первый план, безусловно, выходят сущностные характеристики, и здесь понятно мнение С.А. Дружилова, который трактует профессионализм как свойство человека эффективно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. По его мнению, для достижения высокого уровня профессионализма необходимо наличие соответствующих предпосылок: способностей, желания, характера, готовности непрерывно учиться и совершенствовать мастерство (Дружилов, 2003: 44).
Однако, по мнению В.А. Петровского, для профессионализма характерно состояние вдохновения, эмоциональной активации, сверхчувственного постижения мира (Петровский, 2010: 292). Вдохновение - это ли не благословение, которое снисходит свыше, когда человек, как было упомянуто ранее, «трудится для Всевышнего, а не для себя», тем самым гарантируя незаурядность результата своего труда?
А.Р. Фонарев особо выделяет важность социальных связей между субъектом и миром, которые и являются фундаментом для развития скрытого потенциала индивида. По его мнению, особенность профессионализма заключается в том, что в своем развитии индивид стремится выйти далеко за границы конкретной профессии. Он охвачен жаждой знаний в других и смежных областях, желанием обладать универсальными способностями. Только такой подход позволяет быть эффективным в любом виде деятельности (Фонарев, 1998).
Т. Парсонс утверждал, что признание личной ответственности перед обществом является ключевым элементом в отличии профессионалов от других участников трудовой деятельности. Согласно исследователю, профессионалы составляют уникальную социальную группу, для которой важен этический аспект в профессии и отсутствие эгоцентрических мотивов, что выражается в ее устойчивости к внешним переменам и стимулирует непрерывное самосовершенствование (Парсонс, 2000: 167). Исторически именно в рамках определенной социальной группы (общины) и для ее выживания и зарождался феномен профессионализма как высокого уровня мастерства.
Заключение. На протяжении всего исторического пути развития в структуре профессионализма как явления помимо образованности, широты кругозора, незаурядного интеллекта сохранялось и внутреннее стремление субъекта к повышению личной нормы в части уровня знаний и компетенций, непрерывному самосовершенствованию. Этический аспект и глубокое осмысление индивидом своей деятельности и миссии являются тем самым базисом для перехода специалиста из состояния рядового исполнителя в класс истинных профессионалов. Помимо важности сохранения сакрализации в отношении мастеров высокого класса вообще и профессионализма государственных служащих в частности, важно учитывать и то, что это требует от последних формирования нового набора компетенций и выработки принципиально новых подходов к решению поставленных задач.
Профессионализация государственных служащих в условиях нарастающей сложности общественных отношений и ускорения социальных изменений предполагает одновременно и сакрализацию основ функционирования института в целом, которая невозможна без определенной закрытости системы (внимательный отбор кандидатов, пристальный мониторинг, усиление профессиональной идентификации), но и открытости изменениям, внедрению в практику работы творческого подхода, что требует внесения принципиальных корректировок в организацию действующей системы подготовки и переподготовки кадров для государственной службы.
Список источников:
Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А. Феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 30-33. https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10106.
Абрамова М.А. Профессионализм как социокультурный феномен в условиях трансформации современного общества // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 3902-3910. https://doi.org/10.15372/PEMW20200302.
Аристотель. Политика. М., 2024. 384 с.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. 2003. № 52. С. 40-46.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 432 с.
Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья 1) // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 4. С. 51-59.
Котова О.В., Балашов К.Г. Профессионализм как социокультурный феномен в условиях трансформации современного общества // Вестник социологических наук. 2023. Т. 1, № 2. С. 11-18.
Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 2024. Т. 1. 1200 с.
Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 880 с.
Петровский В.А. «Стимул-реакция» или «вызов-выбор?» // 125 лет Московскому психологическому обществу. 2010. Т. 1. С. 291-293.
Стэндинг Г. Прекариат. Новый опасный класс. М., 2014. 328 с.
Тихонова Н.Е. Динамика качества человеческого потенциала российских профессионалов: 2010-2021 гг. // Журнал институциональных исследований. 2022. Т. 14, № 4. С. 18-41. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2022.14A018-041.
Тихонова Н.Е., Слободенюк Е.Д. Бедность российских профессионалов: распространенность, причины, тенденции // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31, № 1. С. 113-137. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-113-137. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М., 1998. 347 с.
Цвык В.А. Категория «Профессионализм» и ее методологическое значение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2009. № 3. С. 69-77.
Allport G.W. The Functional Autonomy of Motives // American Journal of Psychology. 1937. Vol. 50. P. 141-156. https://doi.org/10.2307/1416626.
Merton R.K. Social Research and Practicing Professions. Cambridge, 1982. 245 p.
References:
Abdullina, L. B., Golovneva, E. V. & Golovneva, N. A. (2019) The Phenomenon of Education and Education in the Culture of the Ancient People of the World. History and Pedagogy Natural Science. (1), 30-33. Available from: doi:10.24411/2226-2296-2019-10106. (In Russian)
Abramova, M. A. (2020) Professionalism as a Sociocultural Phenomenon in the Context of the Modern Society Transformation. Professional'noe obrazovanie vsovremennom mire. 10 (3), 3902-3910. Available from: doi:10.15372/PEMW20200302. (In Russian)
Allport, G. W. (1937) The Functional Autonomy of Motives. American Journal of Psychology. 50, 141-156. Available from: doi:10.2307/1416626.
Aristotel (2024). Politika [Politics]. Moscow. 384 p. (In Russian)
Druzhilov, S. A. (2003) Professionalizm cheloveka kak ob"ekt psikhologicheskogo izucheniya: sistemnyi podkhod [Human professionalism as an object of psychological study: a systematic approach]. Vestnik Baltiiskoi pedagogicheskoi akademii. (52), 40-46. (In Russian)
Dyurkgeim, E. (1996) O razdelenii obshchestvennogo truda [The Division of Labour in Society]. Moscow. 432 p. (In Russian) Ermolaeva, E. P. (2001) Professional Marginalism: Conception and Reality. Psikhologicheskii zhurnal. 22 (4), 51-59. (In Russian)
Fonarev, A. R. (1998) Psikhologiya lichnostnogo stanovleniya professionala [Psychology of personal development of a professional]. Moscow. 347 р. (In Russian)
Kotova, O. V. & Balashov, K. G. (2023) Professionalism as a Socio-Cultural Phenomenon in the Context of the Transformation of Modern Society. Vestnik sotsiologicheskikh nauk. 1 (2), 11-18. (In Russian)
Marks, K. (2024) Kapital. Kritika politicheskoi ekonomii [Capital: A Critique of Political Economy]. Vol. 1. Moscow. 1200 p. (In Russian)
Merton, R. K. (1982) Social Research and Practicing Professions. Cambridge. 245 p.
Parsons, T. (2000) O strukture sotsial'nogo deistviya [The structure of social action]. Moscow. 880 p. (In Russian) Petrovskii, V. A. (2010) "Stimul-reaktsiya" ili "vyzov-vybor?" ["Stimulus-reaction" or "challenge-choice?"]. 125 let Mos-kovskomu psikhologicheskomu obshchestvu. 1, 291-293. (In Russian)
Stending, G. (2014) Prekariat. Novyi opasnyi Mass [Precariat. A new dangerous class]. Moscow. 328 p. (In Russian) Tikhonova, N. E. (2022) The Human Potential Quality of Russian Professionals: Analyzing the Data from 2010, 2021. Journal of Institutional Studies. 14 (4), 18-41. Available from: doi:10.17835/2076-6297.2022.14.4.018-041. (In Russian)
Tikhwnova, N. E. & Slobodenyuk, E. D. (2022) Poverty Among Russian Professionals: Scale, Causes, Trends. Universe of russia. Sociology. Ethnology. 31 (1), 113-137. Available from: doi:10.17323/1811-038X-2022-31-1-113-137. (In Russian)
Tsvik, V. А. (2009) The Category of "Professionalism": Its Methodological Significance. RUDN Journal of Sociology. (3), 69-77. (In Russian)
Veber, M. (1990) Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow. 808 p. (In Russian)
Информация об авторе В.Г. Алексеева - независимый исследователь, Кемерово, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author V.G. Alekseeva - Independent Researcher, Kemerovo, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.10.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.02.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.03.2025.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.