12. Paulson, Daryl S. Wilber's Integral Philosophy: A Summary and Critique // Journal of Humanistic Psychology. August 23, 2007. URL: https://doi.org/10.1177/0022167807309748
13. Popper K. Normal Science and its Dangers // Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge: Cambridge University Press, 1970.
14. Prigogine, Ilya; Stengers, Isabelle. La nouvelle alliance: Metamorphose de la science. Paris: Gallimard, 1979.
15. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006.
16.ХабермасЮ. Демократия. Разум. Нравственность. - М.: Наука, 1992.
References and Sources
1. Puti Rossii. Novye yazyki social'nogo opisaniya. / Sbornik statej. Tom XIX. Pod red. M. G. Pugacheva, V. P. ZHarkova. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014.
2. Danto A. Analiticheskaya filosofiya istorii / Per. s angl. A.L. Nikiforova, O.V. Gavrishinoj pod red. L. B. Makeevoj. - M: Ideya-Press, 2002.
3. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij / Per. s angl. Sost. V.Yu. Kuznecov. - M.: AST, 2003.
4. Stepin V. S. Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razlicheniya // Postneklassika: filosofiya, nauka, kul'tura: Kollektivnaya monografiya / Otv. red. L. P. Kiyashchenko i V. S. Stepin. - SPb., 2009.
5. Feyerabend P. Against Method. London, 1975.
6. Fejerabend P. Izbrannye trudy po metodologii nauki. - M., 1986.
7. Preston J. Feyerabend: Philosophy, Science and Society. Cambridge: Polity Press, 1997.
8. Lakatos I. Fal'sifikaciya i metodologiya nauchno-issledovatel'skih programm. - M.: Medum, 1995.
9. Spinner N. Theoretische Pluralismus. Meisenheim am Glan, 1971.
10. Werner, Michael und Bénédicte Zimmermann. Vergleich, Transfer, Verflechtung. Der Ansatz der Histoire croisée und die Herausforderung des Transnationalen // Geschichte und Gesellschaft. Band 28, 2002, S. 607-636.
11. Werner, Michael und Bénédicte Zimmermann. Beyond Comparison. Histoire Croisée and the Challenge of Reflexivity // History and Theory. Band 45, 2006, S. 30-50.
12. Paulson, Daryl S. Wilber's Integral Philosophy: A Summary and Critique // Journal of Humanistic Psychology. August 23, 2007. URL: https://doi .org/10.1177/0022167807309748
13. Popper K. Normal Science and its Dangers // Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge: Cambridge University Press, 1970.
14. Prigogine, Ilya; Stengers, Isabelle. La nouvelle alliance: Metamorphose de la science. Paris: Gallimard, 1979.
15. Stepin V. S. Filosofiya nauki. Obshchie problemy. - M.: Gardariki, 2006.
16. Habermas Yu. Demokratiya. Razum. Nravstvennost'. - M.: Nauka, 1992.
АЛИКБЕРОВ АЛИКБЕР КАЛАБЕКОВИЧ - кандидат исторических наук заместитель директора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ([email protected]). ALIKBEROV ALIKBER KALABEKOVICH - Ph.D. in History, Deputy Director of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Head of the Center for the Study of Central Asia, the Caucasus and the Ural-Volga Region ([email protected]).
УДК 94(415) «1485/1603»
ВОЛКОВА Ю.А., СУРОВЕГИНА Е.С. SACRA RHETORICA: ДЖОН ФИШЕР И ИСКУССТВО ПРОПОВЕДОВАНИЯ
Ключевые слова: Генрих VIII, Маргарет Бофор, Кембриджский университет, колледж св. Иоанна, Реформация, апостол Павел, Священное Писание, Рочестер.
В статье исследуется проповедническая деятельность английского католического богослова Джона Фишера (1469 - 1535). Отмечаются его уникальные качества в должности епископа. Анализируются его реформы по внедрению проповеднической деятельности в Кембриджский университет. Рассматривается отношение Эразма Роттердамского к распространению проповедей в Англии. Делается вывод о важности проповедования во время распространения реформационных движений в Европе. Показано, как активная полемическая работа против Лютера и проповедование против ереси, отодвинули Реформацию в Англии на 10 лет, и повели её по другому пути, нежели в Европе. Отмечено отношение Джона Фишера к Генриху VIII во время его отхода от католической церкви.
VOLKOVA, ХА., SUROVEGINA, Е.Б. SACRA RHETORICA: JHON FISHER AND THE ART OF PREACHING
Keywords: Henry VIII, Margaret Beaufort, University of Cambridge, St. John, Reformation, Apostle Paul, Scripture, Rochester.
In the article researched the preaching work of the English Catholic theologian John Fisher (1469 - 1535). It is noted his unique qualities as a bishop. It is analyzed his reforms on the introduction of preaching at Cambridge University. It is considered the attitude of Erasmus of Rotterdam to the distribution of sermons in England. The conclusion is drawn on the importance of preaching during the spread of the Reformation movements in Europe. It is shown how active polemic work against Luther and preaching against heresy pushed the Reformation in England for 10 years, and led it on a different path than in Europe. It is noted the attitude of John Fisher to Henry VIII during his departure from the Catholic Church.
Как известно, Реформационный процесс, проходивший в Англии, отличался от других стран Европы. Англиканство не выражалось в критике церковных догм, а просто отрицало первенство Папы Римского и подчиняло церковь государству. А главным реформатором был
представитель власти - Генрих VIII, который в начале 1520-х гг. выступал против «лютеранства» и подключал научные круги Англии для борьбы с ересью [1].
Благодаря Джону Фишеру (1469-1535) - английскому католическому кардиналу и богослову, канцлеру Кембриджского университета в период с 1500 по 1530 гг. широкое распространение получает проповедническая деятельность. Стоит предположить, что именно с помощью донесения до людей «божественной правды» и проповедования против ереси, Англия смогла не поддаться реформационному движению, которое в то время охватило Европу и активно критиковало церковь.
Дж. Фишер имел способности к проповедованию и также стремился расширить и улучшить проповедование в пределах епархии и церкви. По его мнению, проповедование занимает важное место в христианской жизни [2]. М. Бофорт - мать короля Генриха VII, несомненно, побудила Дж. Фишера, проспонсировав проповедование в Кембридже и проповедование широкой аудитории Кембриджскими учёными. Во всём этом Фишер видел логическое расширение образовательных обязанностей, главной целью, которых являлось распространение убеждений Христа на территории Англии людьми науки и добродетели. Необходимо подчеркнуть, что Эразм Роттердамский восхвалял М. Бофорт за её попечительство в обучении людей, которые проповедовали Евангелие широкой аудитории [3]. И М. Бофорт, и Дж. Фишер верили, что «реформирование морального аспекта людей было ценным и необходимым, т.к. священники наделены даром посева зерна евангельского учения». Для этого М. Бофорт выделила огромную сумму денег, чтобы Фишер потратил их на обучение проповедников и на помощь бедным. В 1526 г. Дж. Фишер сказал в его проповеди, что слово Бог - это зерно, заброшенное Христом. Проповедники должны быть тем бункером, в котором это зерно прорастает. А ораторское искусство не является пустым местом, если проповедник движим Духом Бога. «Проповедник вполне может повторять слова Священного Писания, но они не исходят от него, т.к. это слова Христа» [4].
Дж Фишер внёс значительный вклад, чтобы обеспечить проповедников хорошим образованием. В соответствии с многочисленными уставами, изданными после учреждения в 1502 г. богословских лекций в Кембриджском университете, необходимо было избирать каждый год выпускника магистратуры, на которого налагались обязанности по прочтению шести проповедей в указанном месте в стране. Одним из первых был Джон Фаун. А также устанавливалась обязанность по изложению Священного Писания, посредством его каждодневного прочтения в колледже в течение установленного времени. В мае 1503 г., Кембридж получает папскую лицензию на назначение 12 проповедников ежегодно из среды докторов, магистров и аспирантов. В их обязанности входило проповедование в стенах университета, Англии, Шотландии и Ирландии для духовенства и обычных людей. Папская булла устанавливает, что лицензия дарована по просьбе Дж. Фишера. До нас дошли из учётных записей Кембриджа имена более 150 человек, кто имел должные поручения с 1504 г. по 1523 г. В них указаны: Ричард Рейнолдс, Томас Кранмер, Хью Латимер и Генри Холд и т.д. Впоследствии все они стали жертвами Тюдоровских религиозных изменений [5].
В 1504 г. Дж. Фишер получил должность епископа, к тому времени он уже успел получить славу в образовании и добродетели. Это и побудило Генриха VII для принятия решения по его назначению. Генрих VII, хотя и не был замечен как церковный реформатор, в тоже время отличался благочестием. В своём письме к Леди Маргарет он писал: «Я уверяю Вас, что нахожу в нём добродетель, а также хитрость и природную мудрость.. .необходимо продвигать такого человека, чтобы он мог поощрять других, жить в добродетели. Вы знаете, я назначал многих людей без предубеждений. И теперь я рекомендовал бы поощрить хорошего человека, который без всяких сомнений, должен наилучшим образом угодить Богу» [6].
Джон Фишер был уникальным епископом, как своего времени, так и последующих столетий. Его епископат многие зарубежные учёные сравнивают с моделью идеального епископата святого Павла [7]. И это неслучайно. Всю жизнь Джон Фишер пробыл в одной епархии, при этом стоит отметить в одной из бедных епархий Англии. Он проводил всё своё свободное время в Рочестере и следил за порядком внутри. Несмотря на досадные перерывы
11
и отвлечение на светские дела, Дж. Фишер ответственно подходил к выполнению своих пасторских и административных обязанностей. Он был также наиболее сознательным в проведении церемоний в епархии. Всего он провёл 39 из 42 церемоний, когда в это же время епископ Лондона провёл лишь 2 из 42. Добросовестность Дж. Фишера заставляла его регулярно и в деталях заполнять актовые книги и епископский регистр.
Стремление Фишера в обеспечении лучшими проповедями можно соотнести с воззрениями апостола Павла, который провозглашал важность проповедей в жизни христианского народа и на важности места проповедования в христианском служении. Ссылаясь на высказывания Павла, он отметил, что священники заслужили называться «отцами христиан», т.к. они выполняют главную роль в проповедовании, и обучении их христианским доктринам [8].
Колледж Святого Иоанна, основанный Дж. Фишером на территории Кембриджского университета, стал главным центром, где проводилось обучение проповедованию. В статуте 1516 г., адресованном колледжу Св. Иоанна было выдвинуто ряд требований. Из них можно выделить следующие аспекты: четверть студентов должны прочесть как минимум восемнадцать проповедей в год в разных местах, где они пожелают, а по воскресеньям или в праздничные дни они должны проповедовать в часовне колледжа. Те, кто выполнял данные требования, получал определённые привилегии, а на тех, кто уклонялся от обязанностей, налгался штраф. В статутах следующих лет эти требования были дополнены. Регуляция проповедования была закреплена новым сводом статутов 1524 г. Данная реформа была проведена в связи с тем, что некоторые члены научного общества уклонялись от службы и от своих обязанностей. Несомненно, Фишер был обеспокоен качеством проповедования. Регуляция 1524 г. показала, что Дж. Фишер был практикующим пастором, который знал трудности в осуществлении проповедования. Статуты показывают и раскрывают важность реализации образования проповедников, которые были доступны простому народу [9].
Дж. Фишер, как правило, подчёркивал роль епископа в качестве «пастуха», а не правителя или судьи. В своих проповедях по Покаянным псалмам он утверждал, что духовенство обязано знать законы Бога и доносить их людям, или они будут прокляты. Духовенство должно служить хорошим примером для остальных. А.Х. Томпсон в своей работе по изучению духовенства позднего средневековья признаёт, что такая доброжелательная идея «пастуха душ» существовала в теории, но преобладающим аспектом епископского отцовства среди средневекового епископата был «дух исправления», а не «сострадания» [10]. В этом аспекте Джон Фишер имел отличительную особенность от остальных епископов.
В оценке Фишера «люди» Христа были из тех, кто проповедовал Евангелие широкой аудитории. Духовность Дж. Фишера была основана на концепции искреннего и смиренного покаяния, вере в божественную милость и огромной любви к Богу. Дж. Фишер активно добивался стимулирования проповедующего духовенства, не только в Англии, но и во всём христианском мире [11].
В 1519 г. Фишер произнёс пронзительную речь на церковном соборе, обвиняя духовенство в его обремененности светскими вопросами. В речи содержался большой упрёк Уолси и выражалось разочарование Фишера необходимостью оставить свои пасторские обязанности, чтобы решать мирские дела. «В то время, когда я должен полностью заботиться о своей епархии, управлять церковью и отвечать «врагам Христа», я был призван вами непонятно для чего, что заставило меня оставить свою прежнюю должность» [12].
Джон Фишер также посвятил много времени и энергии, проповедуя против ереси в Англии, написав многочисленные полемические работы на латыни. Все они были направлены на искоренение ереси в епархии в Рочестере и университете. Полемика с Лефевром, показала, что Дж. Фишер был в ужасе от ереси, а его трактаты против Реформационной идеологии были не столько его собственной инициативой, сколько результатом политики короля.
В 1519 г. Дж. Фишеру исполнилось 50 лет. В этот год он совершил первый шаг в поле религиозной контроверсии. Как ведущий полемист на европейской сцене, он обозначил себя
12
в 1520 г. Дж. Фишер завоевал репутацию священника, который на редкость соответствовал гуманистическим идеалам. Его репутация сложилась благодаря восторженным речам Эразма в его корреспонденции на тему святого и научного подкованного епископа из Рочестера, даже несмотря на то, что между ними была идеологическая дистанция. Стоит отметить, что роль Дж. Фишера в качестве проповедника возросла в 1519 г., когда он выразил недовольство лютеранской ересью, проникшей за пределы Германии. Фишер осознавал, что Лютер был не просто критиком нарушений в католической церкви, таких как, продажа индульгенций, а теологом-бунтарём, чьи доктрины угрожали авторитету и единству церкви [13].
В 1521 г. на погосте собора св. Павла кардинал Уолси прочёл папскую буллу «Exsurge Domine» об опале Лютера и сожжении всех его книг. В это же время 12 мая 1521 г. главный английский католический теолог и лучший проповедник - Дж. Фишер участвовал в церемонии, направленной на многочисленную аудиторию, где прочёл «Проповедь против пагубного учения Мартина Лютера», впоследствии опубликованную на латыни и английском. Это была первая важная католическая публикация, в которой обличалось ядро учения Лютера. Проповедь против Лютера (1521 г.) была опубликована год спустя и переведена на латынь Р. Пейсмом [14].
В своей работе Assertions Lutheranae Confutatio (1523 г.), ведя полемику с Лютером, Фишер отбросил надежду на его спасение, но предпринял попытку выполнить свой долг епископа в оказании помощи более слабой душе, чья вера была в сомнении (на краю ножа, как он выразился). В тот момент перед народом был поставлен выбор, либо отступить от отцов церкви, либо отступить от Лютера. В защиту Священного Писания Фишер повторил, что епископат является призванием, в соответствии с моделью Павла. Фишер подчёркивал, что проповедь и воспитание в более широком смысле являются фундаментальными основами [15].
Обратив внимание на благосклонное отношение Эразма к проповеднической деятельности, он решил привлечь его к руководству этой сферой. Определённая часть учёных и церковных служителей поддержали этот проект. Но Эразм неоднократно говорил, что ведущая роль принадлежит Дж. Фишеру, который настоятельно убеждал его заняться данной работой. В сентябре 1524 г. Эразм принёс свои извинения Фишеру, за то, что не успел закончить книгу. «Я только сейчас смог настроить себя на работу, которую ты требовал от меня, и ты был не единственным, но серьёзные заболевания и другие обстоятельства вынудили прервать меня эту работу... Но я должен буду посвятить свою душу, чтобы выполнить это задание. Я разоблачу ошибки определённых проповедей и, следовательно, коснусь догм некоторых теологов» [16]. Дж. Фишер видел в этой работе пользу для церкви, но он так и не дожил до того момента, когда смог бы увидеть её появление.
Подводя итоги, следует отметить совместные и слаженные действия короля и главного католического церковного деятеля Англии по борьбе с протестантскими настроениями и идеями вначале XVI в. Но, несмотря на это, Реформация в Англию всё же пришла. Для Джона Фишера, начавшееся противостояние Генриха VIII с Папой Римским стало неожиданностью. Несмотря на свою приверженность королю, он не потерпел его самовластия и отхода от католической церкви. Весь бракоразводный процесс Дж. Фишер придерживался одной позиции и находил ответ на любое заявление Генриха, за что, в итоге, и поплатился своей жизнью [17].
Литература и источники
1. Scarisbrick J. Fisher, Henry VIII and the Reformation crisis // Humanism. Reform and Reformation: The career of Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw, E Duffy. - Cambridge: The University Press, 1989. - P.155-168.
2. Duggan G. The church in the writing of John Fisher. - Rome, 1937. - P. 33.
3. Underwood J. The King's mother: Lady M. Beaugfort. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - P. 221.
4. RexR. The theology of John Fisher. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991. - P. 113-118.
5. DowlingM. Fisher of Men: a life of John Fisher, 1469-1535. - London: Macmillan Press LTD, 1999. - P.66-74.
6. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII / Ed. by J. Brewer.: 21 vols. - London: Oxford University Press, 1862-1932.
7. Николаи Ф.В., Софронова Л.В., Хазина А. В. От образов власти к власти образов: актуальные проблемы междисциплинарных гуманитарных исследований // Вестник Мининского университета. - 2013.- №2 (2). - С. 29.
8. Surtz E. The works and days of John Fisher. - Cambridge: Cambridge University Press, 1967. - P.253 - 258.
13
9. Early statutes of the college of St. John the Evangelist / Ed. by J. Mayor. - Cambridge: The University Press. - 408 p.
10. Thompson A.H. The English Clergy and their organization in the later Middle Ages. - Oxford. 1947. - P. 40
11. Софронова Л.В., Волкова Ю.А. Джон Фишер: вариация на тему английского гуманизма // Современная научная мысль. - 2018. №3. - C. 9 -15.
12. Rex R. The theology of John Fisher. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991. - P.184-186.
13. ReynoldsE. St. John Fisher: Humanist, Reformer, Martyr. - London: Mediatrix Press, 2015. - P. 205-214.
14. Fisher J. The sermon against Luther // The English works of John Fisher, bishop of Rochester. - London: Oxford University Press, 2002.- P. 311-348.
15. Fisher J. Assertionis Lutheranae Confutatio. - Antwerp: Chevallon Press, 1523. - P. 14.
16. Erasmus Desiderius. Erasmus and Fisher: Their correspondence 1511-1524 / Ed. by. J. Rouschausse. - Paris: Librairie philosophique J. Virn, 1968. - P.82.
17. Chadwick H. Royal ecclesiastical supremacy // Humanism. Reform and Reformation: The career of Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw., E. Duffy. - Cambridge: The University Press, 1989.- P. 169-203.
ВОЛКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.
СУРОВЕГИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - преподаватель кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. VOLKOVA, JULIA A. - University lecturer of Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin ([email protected]).
SUROVEGINA, EKATERINA S. - University lecturer of Department of History of Russia and Auxiliary Historical Disciplines, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin ([email protected]).
УДК 94(470)« 15 84/1612»
ХОЛЯЕВ С.В.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ: АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1.0
Ключевые слова: Смута, боярство, дворянство, крестьянство, казачество, В.И. Шуйский, Романовы.
В статье рассматривается социально-политическая природа событий «смутного времени». Причиной Смуты стала деятельность боярства, стремившегося к полновластию, возведению на престол боярского царя. Аристократическая революция пыталась остановить наметившуюся трансформацию государства в дворянскую монархию. В итоге, активность боярства, развязавшего гражданскую войну, едва не привела к подчинению России Польше. Помешал этому лишь объединенный союз других слоев общества, в том числе дворянства и казачества. Автор полагает, что события Смутного времени имеют черты сходства с февральским этапом революции 1917 года, поскольку усиливали хаос в стране. Преодоление Смуты было так же необходимо для сохранения государства, как в 1917 году требовалось устранение интеллигентского Февраля.
KHOLYAEV, S.V. TIME OF TROUBLES: THE ARISTOCRATIC REVOLUTION 1.0
Keywords: time of Troubles, the boyars, the nobility, the peasantry, the Cossacks, V.I. Shuyskiy, the Romanovs.
The article discusses the socio-political nature of the events of the Time of Troubles. The cause of the Turmoil was the activity of the boyars, who sought to sovereignty, the enthronement of the boyar king. The aristocratic revolution tried to disrupt the emerging transformation of the state into a noble monarchy. As a result, the activity of the boyars, unleashed a civil war, almost led to the subordination of Russia to Poland. Prevented this only United Union of other segments of society, including the nobility and Cossacks. The Events of the time of Troubles have similarities with the February stage of the 1917 revolution, as they intensified the chaos in the country. Overcoming the Turmoil was also necessary for the preservation of the state, as in 1917 the elimination of the intellectual February was required.
Революцию 1917 года часто сравнивают со Смутным временем. «За свою более чем тысячелетнюю историю Россия всего четыре раза терпела Крушения... Только первое Крушение было вызвано внешним завоеванием. все последующие Крушения объяснялись почти исключительно внутренними причинами, которые порождали революционные взрывы, ставившие страну на грань существования. Так было в начале XVII века, когда Россия захлебнулась в братоубийственной Смуте. Так было после революции 1917 года.» - отмечает В.А. Никонов [1, с. 3-4].