№ 1 (25) 2010
Д. В. Денисов
SAAS-РEШEHИЯ ЛИДЕРОВ 1Т-ИНДУСТРИИ
Статья посвящена анализу практических аспектов использования «облачных» сервисов, предлагаемых западными компаниями отечественным пользователям. Особое внимание уделяется вопросам внедрения, сопровождения и эксплуатации SaaS-решений, что связано с новыми формами взаимодействия пользователей, разработчиков, а также компаний, занимающихся внедрением и технической поддержкой (на примере Softline).
В Москве 13 апреля 2009 г. состоялась первая конференция «SaaS в России», на которой было объявлено о создании Российской ассоциации SaaS-индустрии, призванной объединить работающих на российском рынке вендеров SaaS, системных интеграторов и партнеров по внедрению, а также корпоративных пользователей.
В пресс-релизе конференции отмечается: «Ведущие аналитики прогнозируют взрывообразный рост мирового рынка SaaS. Gartner ожидает роста рынка до 15 млрд долл. США в 2012 г. (по сравнению с 5 млрд долл. США в 2007 г.), а IDC оценивает, что в ближайшие годы рост затрат на SaaS будет в 4 раза превышать рост затрат на приобретение прикладного программного обеспечения в целом. "Российский рынок SaaS ожидает бурный рост в самое ближайшее время", — убежден Василий Шабат, организатор первой конференции "SaaS в России"» [5].
17 ноября 2009 г. на конференции «Экономичные и безопасные решения на базе Linux для построения лицензионно чистой информационной системы предприятия» был представлен доклад руководителя отдела корпоративных интернет-решений компании Softline А. Салова на тему: «SaaS-решения SoftCloud и Softline Linux Solutions».
Казалось бы, какое отношение к SaaS имеет программное обеспечение с открытым кодом? Оказывается, самое прямое с точки зрения сокращения расходов на IT-инфраструктуру компании.
На рабочую станцию устанавливаются операционная система семейства Linux, минимальный набор приложений свободного программного обеспечения для выполнения основных пользовательских функций (печать документов, архивирование, запись CD-DVD, защита от вредоносного программного кода) и доступа в Интернет. Прикладное программное обеспечение автоматизации основной деятельности компании, включая офисные приложения, электронную почту, систему бухгалтерского учета и т. д., размещается в «облаке» и реализуется посредством SaaS.
Таким образом, может сложиться впечатление, что развитие SaaS является вызовом и даже угрозой благополучия IT-вендеров, занимающихся разработкой «традиционного» программного обеспечения. Однако лидеры IT-индустрии потому и являются лидерами, что очень чутко и быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, а зачастую и сами ее формируют. Кроме того, у крупных компаний гораздо больше финансового, аппаратного и кадрового потенциала для того, чтобы предложить клиентам эффективное решение по доступной цене.
Особую роль в позиционировании крупных IT-вендеров играет брэнд компании, определяющий степень доверия к предлагаемому решению, что для SaaS является крайне важным. Действительно, в случае приобретения готового программного продукта у не вполне надежного разработчика компания в худшем случае рискует использованием «сырого» программного обеспечения и прекра-
№ 1 (25) 2010
щением технической поддержки при разорении поставщика. Если разоряется компания, предоставляющая SaaS-решения, риски возрастают многократно, и главный из них — риск потери данных. На это активно указывают Google, IBM, Microsoft, Oracle и другие крупные компании, позиционирующие себя как проверенные, надежные партнеры.
Важно отметить еще два обстоятельства, обусловливающие возрастающую активность на рынке SaaS.
Во-первых, это принципиальное и кардинальное решение проблемы нелегального использования программного обеспечения, проще говоря, компьютерного пиратства. Поскольку программное обеспечение физически находится у разработчика и у него же сохраняются права собственности, то только он может определить круг пользователей.
Во-вторых, зависимость от разработчика и владельца SaaS-решения гораздо значительней, чем при использовании SAAP. В случае, если компанию не удовлетворяет купленный программный продукт или его техническая поддержка, она может перейти на другой продукт, что сложно, но в принципе реализуемо. Так, в конце 1990-х — начале 2000-х годов отмечалась активная миграция на новые программные продукты, например, массовый перевод бухгалтерского учета на платформу 1С.
В современных условиях интеграции такие переходы, а также доработка и разработка дополнительных модулей и приложений значительно упростились. Главное, что данные физически находятся в компании. Более того, во многих случаях они представлены в виде таблиц одной из популярных СУБД || (SQL Server, DB2, Oracle и т. д.), что позволя-I ет эффективно разрабатывать приложения с Ь использованием различных средств. ¡1 В случае с SaaS миграция, доработка и g разработка приложений крайне затрудни-« тельны, поскольку владелец, несущий ответ-ig ственность за безопасность и целостность || данных компании, не позволит обращаться ьо к ним, кроме как через собственную систе-<2 му. Для осуществления миграции придется
каким-то образом «выгружать» эти данные, однако, их формат не всегда будет удобен пользователю. Таким образом, экономя на начальном этапе реализации SaaS-решения, компания оказывается заложником владельца системы, который на полных основаниях через какое-то время может существенно повысить плату за пользование сервисом.
На этом этапе указанное обстоятельство не беспокоит потенциальных заказчиков по двум причинам. Во-первых, текущая стоимость годовой платы за использование решением SaaS составляет в среднем 50 ев-ро/долл. США за одного пользователя, что существенно ниже затрат на приобретение и поддержку программного обеспечения. Во-вторых, законы рынка и конкурентной борьбы определяют возможность выбора поставщика SaaS, предлагающего наиболее интересные решения. В таблице представлен спектр SaaS-решений, активно продвигаемых на рынке.
Как видно из таблицы, спектр SaaS-решений достаточно широкий, причем больше всего предложений составляют системы совместной обработки данных и CRM. Поскольку анализ предложений в рамках каждого сегмента может стать темой отдельной публикации, рассмотрим наиболее интересные предложения SaaS в разрезе компаний.
Компания Google по праву считается «первопроходцем» в области новых интернет-сервисов и решений. Как отмечалось выше, особым спросом среди предложений SaaS пользуются системы электронной почты, коммуникаций и обработки документов. Логика компаний очень простая: почему бы не вынести в «облако» Интернета те процессы, которые связаны с работой в сети?
Для «облачной» обработки информации Google предоставляет следующие сервисы, входящие в набор Google Apps.
1. Gmail — электронная почта (объем почтового ящика от 6,76 до 25 Гб, доступ с мобильных устройств, встроенный поиск
прикладная информатика
№ 1 (25) 2010
Таблица §
SaaS-решения на рынке IT1 §
№ п/п Решение Разработчик
1 Коммуникации Go g e Microsott•
2 Совместная работа с документами Go gle ====^== .111.111. Microsott ===-= CISCO
3 Безопасность Go gle" ^ Symantec» ^ trend.
4 CRM Microsott• sales/orce [ ^p™ g SUGARCRM. ПРАП P' '■W THE CLOUD IS OPEN ^^^^ |
5 HRM Щк KRONOS SuccessFactors ы ^^ Business Execution Software
6 ERP "j. netsuITE
7 HelpDesk CiTRJX ^ Symantec.
по адресату и ключевым словам, защита от вредоносного программного кода и спама).
2. Google Calendar — календарь (организация ведения расписания и доступа к нему определенных лиц, напоминание о мероприятиях по электронной почте или мобильному телефону).
3. Google Talk — чат, обмен текстовыми сообщениями с возможностью перехода в голосовой и видеочат.
1 Таблица составлена на основе доклада А. Салова «SaaS-решения SoftCloud и Softline Linux Solutions» на конференции «Экономичные и безопасные решения на базе Linux для построения лицензионно чистой информационной системы предприятия», 17 ноября 2009 г.
4. Google Docs & Spreadsheets — размещение и совместная обработка документов в режиме on-line, в формате .doc, .xls и т. д. непосредственно через веб-браузер (наличие на пользовательском компьютере офисных программ не требуется).
5. Google Page Creator — средство создания и размещения веб-страниц, по умолчанию сайт пользователя создается на бесплатном хостинге Google http://yoursitename. googlepages.com.
6. Start Page — стартовая страница, являющаяся единой точкой доступа ко всем приложениям пользователя.
7. Google Search Appliance — сервис поиска документов внутри компании.
№ 1 (25) 2010
х
Шш
LXj
Google J-
Рис. 1. Организация почтового сервиса Google2
I Í
со
0
Su
1
Ü <u
а £
os <0 ."в os
8. Google Security & Compliance обладает следующими возможностями:
• Google Message Filtering;
• Google Message Security;
• Google Message Discovery;
• Google Web Security.
Основная идея этих сервисов заключается в том, что первичная обработка входящих сообщений осуществляется на стороне Google. Именно она выполняет работу по фильтрации сообщений, выявлению и удалению вредоносного программного кода, защиту от сетевых атак и т. д. Таким образом, непосредственно в компанию поступает только необходимая, проверенная почта, как это показано на рис. 1. Кроме того, предлагаются широкие возможности по совместной обработке документов, изображений, аудио- и видеоданных.
Сервис Google Message Discovery дополнительно предлагает следующие расширенные возможности по хранению, обработке и администрированию электронной почты.
1. Создание архива входящей и исходящей почты (включая вложения) на сервере Google. Это снижает риск потери данных и избавляет компанию от необходимости расширения аппаратных возможностей по мере роста объема хранимой и обрабатываемой информации. При необходимости данные из архива могут быть конвертированы в формат PST или Mbox.
Иллюстрация с сайта http://www.google.com
2. Индексирование электронной почты и быстрый поиск нужной информации по архиву. Данная функция может быть доступна как непосредственным адресатам, так и пользователям, имеющим соответствующие права, что в принципе является способом контроля корпоративной переписки сотрудников. С одной стороны, такая функция может негативно восприниматься отдельными сотрудниками, а с другой — снижается риск инсайдерских угроз, руководство располагает полной информацией о том, как, с кем и какого рода переписку осуществляют сотрудники. В условиях активного общения по e-mail можно отследить соблюдение сроков ответа сотрудника на входящие сообщения, выявить факты удаления или игнорирования важных писем, а также контролировать пересылаемые вложения. При этом пользователь получает в свое распоряжение эффективное средство быстрого поиска необходимой информации (по адресату, ключевым словам в тексте письма или вложения и т. д.).
3. Реализация централизованной политики управления электронным контентом. Например, администратор может установить для каждого пользователя права доступа к архиву почты, ограничения по отправке вложений и т. д.
4. Совместимость с Microsoft Exchange Server и Lotus Domino 6.5-7x.
5. Формирование отчетов об обращениях к архиву и активности пользователей (объем входящего и исходящего трафика, количество сообщений и адресаты, стати-
38
2
№ 1 (25) 2010
Sender/ Recipient
Message Consolidation
( Message Security)
V_; \
Archive Contene policy management Index servers Long term storage servers Audit database
Recipient/ Sender
Access, search, and extract
Û
Users
L
Investigators
- i
ITAdministrators
« о
S s
Audit and Usage Reporting Рис. 2. Организация сервиса Google Message Discovery3
стика обращений к архиву в разрезе выполняемых запросов и пользователей, а также другая информация).
Более наглядно работа сервиса Google Message Discovery представлена на рис. 2.
IBM
В апреле 2009 г. IBM анонсировала «облачные» сервисы LotusLive Engage. Как следует из названия, основные сервисы разработаны на базе платформы Lotus и, по сути, представляют собой вывод в «облако» офисных приложений. В пакет LotusLive Engage входят:
1. Lotus Notes — электронная почта;
2. Lotus Quicker — совместная обработка документов;
3. Lotus Sametime — обмен сообщениями и организация интернет-конференций;
3 Иллюстрация с сайта http://www.google.com
4. Lotus Connections — организация социальных сетей;
5. Lotus Forms — работа с электронными формами.
Первые четыре сервиса в целом являются аналогами предложений Google, поэтому в настоящей статье более подробно будет рассмотрен только пятый.
Средство Lotus Forms предназначено для создания и обработки электронных форм в формате XFDL (Extensible Forms Description Language — язык описания расширенных форм). Данный формат был опубликован в 1998 г. как способ универсального описания данных для их использования в сети Интернет. Он активно продвигается и поддерживается консорциумом веб-разработчиков World Wide Web Consortium (W3C), поскольку на его основе можно создавать различные веб-приложения, включая конвертацию данных в форматы XML, HTML, XHTML.
№ 1 (25) 2010
Основная идея формата XFDL заключается в объединении универсального языка определения форм — Universal Forms Definition Language (UFDL) и расширенного языка разметки — Extensible Markup Language (XML), который в настоящее время широко применяется для организации обмена данными между приложениями, использующими различные форматы хранения информации. С подробным описанием формата XFDL можно ознакомиться на сайте W3C [2].
В своей разработке Lotus Forms IBM пошла еще дальше и предложила пользователям визуальный инструментарий создания бизнес-приложений, включающий следующие основные сервисы [3]:
1. Lotus Forms Designer — среда разработки, позволяющая создавать формы путем переноса графических элементов на холст с помощью курсора мыши. Кроме того, посредством Designer опытные пользователи могут создавать формы с бизнес-логикой и функциями моделирования данных, дополняющие сложные потоки операций.
2. Lotus Forms Server (API) — набор инструментов программирования, предназначенных для разработки приложений, взаимодействующих с формами XFDL. Поддерживаются среды программирования: C, Java, COM. С помощью API можно разрабатывать приложения, обрабатывающие формы XFDL, в том числе модели данных XForm, входящие в состав форм XFDL, а также создавать приложения для анализа, маршрутизации, проверки, создания электронных форм и управления ими.
¡I 3. Lotus Forms Server (Forms Services || Platform) — средство интеграции и доработ-I ки IBM Lotus Forms с целью взаимодействия ^ с другими системами и расширения функ-¡1 ций существующих приложений. g 4. Lotus Forms Server (Webform Server) от-« вечает за преобразование документов XFDL ig в документы HTML/JavaScript. В результате || пользователи могут просматривать, запол-ьо нять, подписывать и передавать документы <2 XFDL, используя только браузер.
5. Lotus Forms Turbo предназначен для управления полным жизненным циклом форм с помощью одного, простого в работе веб-приложения. Turbo позволяет оперативно получить информацию, необходимую для принятия обоснованных бизнес-решений, путем создания и рассылки форм.
6. Lotus Forms Viewer — это клиент, позволяющий открывать, заполнять, отправлять и сохранять формы XFDL. Просматривать их можно с помощью отдельного приложения или веб-браузера.
Набор сервисов Lotus Forms призван сократить до минимума или полностью исключить бумажный документооборот организации, обеспечив полную интеграцию электронных форм документов с корпоративными данными, средствами совместной работы и информацией, которую вносят непосредственно клиенты, например, при оформлении заказа через веб-представительство. Соответствующую электронную форму, используя Lotus Forms, легко может создать и разместить на сайте любой пользователь.
Microsoft
Корпорация Microsoft последовательно продвигает идею интеграции SaaS и SAAP, что нашло свое отражение в концепции S+S (Software + Service — Программное обеспечение + Сервисы). «Облачные» сервисы, согласно этой концепции, призваны не заменить, а дополнить и расширить возможности офисного программного обеспечения.
Из-за экономического кризиса и стремления компаний сократить издержки на содержание IT-инфраструктуры Microsoft активно продвигает экономичные решения, совмещающие «традиционное» программное обеспечение и «облачные» сервисы, причем не только на уровне приложений, но и на уровне операционных систем. Такие решения призваны сократить затраты путем оптимизации энергопотребления, переноса части вычислений и обработки данных в «облако», а также динамического распределения ресурсов.
№ 1 (25) 2010
Доступ с любого компьютера
Возможность работы со знакомыми приложениями
Хранение в Интернете с возможностью общего доступа
! «
Рис. 3. Возможности Microsoft Office Live Workspace4
Весьма интересны перспективы развития операционных систем. В Microsoft Windows 8 предполагается реализация динамически выделяемого пула ресурсов. В экспериментальной операционной системе Microsoft Singularity основой является динамическое «микрооблако» — мобильная структура, в которую устройства и ресурсы включаются по мере необходимости, а отключаются тогда, когда такая необходимость отпадает. Singularity автоматически определяет устройства, работающие через Wi-Fi, Bluetooth, и включает их в «облако», в зависимости от изменения вычислительной нагрузки автоматически включает или отключает микропроцессоры, а также использует внешние по отношению к данному компьютеру ресурсы, т. е. производительные мощности «облака».
Учитывая доминирующее положение на рынке офисных приложений и операционных систем для IBM совместимых ПК, возможности динамичного распределения ресурсов являются весьма привлекательными. Одним из основных аргументов Microsoft является то, что пользователь работает с привычными приложениями, практически не ощущая границы между собственным компьютером и «облаком». В целях продви-
жения данных сервисов большинство «облачных» надстроек к традиционным продуктам в настоящее время предлагаются бесплатно.
Аналог и конкурент Google Docs & Spreadsheets и IBM Lotus Quicker — Microsoft Office Live Workspace, представляющий три основных сервиса (рис. 3):
1. хранение документов общим объемом до 5 Гб;
2. возможность работы в Microsoft Office Word, Excel и PowerPoint;
3. просмотр, редактирование и совместное использование документов, защищенных паролем, что обеспечивает просмотр и редактирование с любого компьютера.
Анонсируется, что данные надстройки будут включены в пакет Office 2010 WebApps. Таким образом, пользователь сразу получит и офисное приложение, и «облачные» сервисы, что не может не беспокоить конкурентов Microsoft.
Также Microsoft предлагает законченное бизнес-решение Microsoft Dynamics CRM 4.0. Это полнофункциональная система управления взаимоотношениями с клиентами, сочетающая функции операционного, колла-
4 Иллюстрация с сайта http://www.microsoft.ru
№ 1 (25) 2010
борационного и аналитического CRM. Как видно на рис. 4, Microsoft Dynamics CRM 4.0 является классической CRM, возможности которой значительно расширены за счет использования «облачных» сервисов (консолидация данных территориально удаленных пользователей, возможность доступа и работы через мобильные устройства, интеграция клиента в систему управления и т. д.). Более подробно ознакомиться с системой можно на сайте компании «Би Смарт» [6], осуществляющей внедрение и техническую поддержку Microsoft Dynamics CRM 4.0.
Рис. 4. Возможности Microsoft Dynamics CRM 4.05
Заключение
Стремление лидеров IT-индустрии закрепиться на рынке SaaS является признаком грядущих структурных изменений в сфере разработки, внедрения и эксплуатации программного обеспечения. Обсуждению этих вопросов посвящен ряд публикаций, среди которых наиболее основательной представляется статья А. Колесова [1]. В этой связи отмечаются две основные тенденции.
1. Слияние офисного программного обеспечения с его «облачным» продолжением. Эту концепцию продвигают разработчики «традиционных» решений. Такой подход Microsoft называет S+S (Software + Service — Программное обеспечение + Сервисы), IBM — «Click to Cloud» (Перейди в «облако» одним щелчком).
2. Полный переход на использование SaaS. Такое развитие событий выгодно прежде всего интернет-ориентированным компаниям, таким как Google, Amazon, Sales-
si force.
II Допустим, некая российская компания
I решила полностью отказаться от собствен-
Ь ной IT-службы и перевести все бизнес-про-
¡1 цессы в «облака». Сразу возникает ряд су-
g щественных вопросов: « 1. кто будет заниматься поддержанием
ig работоспособности компьютерного парка
I (для доступа к «облачным» сервисам в лю-
CÓ _
<0
os 5 Иллюстрация с сайта http://www.bee-smart.ru
бом случае нужны рабочие станции, каналы доступа, серверы и т. д.);
2. к кому обращаться в случае возникновения трудностей (понятно, что рядовой сотрудник, не являющийся IT-специали-стом, вряд ли сможет грамотно сформулировать вопрос для поставщика услуги, например, для Google, к тому же на английском языке);
3. как оплачивать SaaS (на данный момент все поставщики SaaS не являются российскими компаниями, что вызывает серьезные затруднения при оплате их услуг);
4. как обеспечить соответствие такой информационной системы Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 27 декабря 2009 г.);
5. кто будет заниматься непосредственно переводом программного обеспечения, а главное — накопленных данных в «облако».
Список вопросов можно продолжить, однако, и без того становится ясно, что в ближайшие 3-5 лет ни одна российская, пусть даже небольшая, компания не сможет полностью перейти на SaaS. На сегодняшний день существенным ограничением этого процесса является отсутствие эффективных SaaS-решений в области бухгалтерского, кадрового и налогового учетов, отвечающих требованиям российского законодательства. Тем не менее такие решения появляют-
№ 1 (25) 2010
Безопасность
• Защита почты
• Защита сайтов
• Веб-безопасность
• Комлексная защита
Портал
» Instant Business Network » ВебСтолица
«
о ! s
- Аналитика
• Borna Analytic Online
Связь
• Traffic Counter X 2
Офисный пакет
• Google Apps
<P
iSB
. _ Управление бизнесом
Мегаплан TeamWox Axxerion
S10 Документооборот
Складские программы
• МойСклад
Бухгалтерия
• АУБИ. Интернет-бухгалтерия
Рис. 5. SaaS-решения, поддерживаемые компанией Softline6
ся (например, АУБИ. Интернет-бухгалтерия), появятся также компании, специализирующиеся на локализации и поддержке SaaS «на местах».
Первым шагом в этом направлении можно считать создание в компании Softline отдела корпоративных интернет-решений, призванного стать посредником между поставщиками SaaS и отечественными потребителями данных сервисов. Основная задача этого отдела состоит в том, чтобы обеспечить компании-клиенту успешное решение указанных выше вопросов, т. е. реализацию 1Т-аутсорсинга в области SaaS.
На рис. 5 представлен перечень SaaS-решений, поддержку которых осуществляет компания Softline [4].
Для пользователя удобство заключается в том, что при переходе на «облачные» сервисы он может получить исчерпывающую информацию о каждом из представленных продуктов, сделать обоснованный выбор,
6 Иллюстрация с сайта http://www.softcloud.ru
а также оказать содействие при внедрении и эксплуатации решения.
Сотрудниками отдела корпоративных интернет-решений также ведется работа по систематизации опыта внедрения SaaS, обобщению успешных решений и выработке общей стратегии автоматизации компании, использующей «облачные» сервисы. Можно предположить, что накопленные опыт и знания будут применены в процессе стандартизации и унификации SaaS с целью обеспечения совместимости сервисов разных разработчиков на базе единой платформы.
Список литературы
1. Колесов А. В преддверии SaaS // PC Magazine/ Russian Edition. 2009. № 9 (219). Сентябрь.
2. Extensible Forms Description Language (XFDL) 4.0, W3C Note, September 2, 1998. URL: http://www.w3.org/TR/NOTE-XFDL
3. http://www.ibm.com
4. http://www.softcloud.ru
5. http://www.saasrussia.org
6. http://www.bee-smart.ru