Научная статья на тему 'С. П. Колошин: предчувствие реформ'

С. П. Колошин: предчувствие реформ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
С.П. КОЛОШИН / РОССИЯ / ИСТОРИЯ / НАРОД / ПУБЛИЦИСТ / РЕФОРМЫ / S.P. KOLOSHIN / RUSSIA / HISTORY / RUSSIAN PEOPLE / POLITICAL WRITER / REFORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бойко Надежда Анатольевна

Статья посвящена публицистической и издательской деятельности С.П. Колошина, которая была социально значимой для просветительской деятельности российского общества середины и второй половины ХIХ в. Его работа показала, что все русское общество волнуют социальные и общественные проблемы предреформенного времени. Колошин получал много откликов от читателей: они с ним спорили, предлагали, обсуждали различные проблемы. Своей работой в журналах российский писатель влиял на формирование общественного мнения. По оценке автора статьи, Колошину удалось заинтересовать и побудить читателя к осмыслению и обсуждению серьезных и важных проблем. На примерах обычных историй обычных людей он показал настроения в обществе в ожидании грядущих больших перемен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the journalistic and publishing activity of S.P. Koloshin that was socially significant to Russian society of the middle the second half of the 19 th century. His work showed that all Russian society worried about social and public problems of the pre-reform time. Koloshin received a lot of feedback from the readers: they argued with him, offered and discussed the problems. Trough his work in magazines the Russian writer influenced on formation of public opinion. As the author shows, Koloshin enticed his readers to reflect upon and discuss about serious and important issues. Using the examples of the ordinary stories of the ordinary people, he showed the mood of society in anticipation of future large changes.

Текст научной работы на тему «С. П. Колошин: предчувствие реформ»

БОЙКО Надежда Анатольевна —

аспирант Московского гуманитарного университета 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. [email protected]

С.П. КОЛОШИН: ПРЕДЧУВСТВИЕ РЕФОРМ S.P. KOLOSHIN: THE PREMONITION OF REFORMS

Статья посвящена публицистической и издательской деятельности С.П. Колошина, которая была социально значимой для просветительства в российском обществе середины и второй половины ХХ в. Его работа показала, что все русское общество волнуют социальные и общественные проблемы предреформенного времени. Колошин получал много откликов от читателей: они с ним спорили, предлагали, обсуждали различные проблемы. Своей работой в журналах российский писатель влиял на формирование общественного мнения. По оценке автора статьи, Колошину удалось заинтересовать и побудить читателя к осмыслению и обсуждению серьезных и важных проблем. На примерах обычных историй обычных людей он показал настроения в обществе в ожидании грядущих больших перемен.

Ключевые слова: С.П. Колошин, Россия, история, народ, публицист, реформы

The article is devoted to the journalistic and publishing activity of S.P. Koloshin that was socially significant to Russian society of the middle the second half of the 19th century. His work showed that all Russian society worried about social and public problems of the pre-reform time. Koloshin received a lot of feedback from the readers: they argued with him, offered and discussed the problems. By dint of his work in magazines he influenced on formation of public opinion. As the author shows, Koloshin enticed his readers to reflect upon and discuss serious and important issues. Using the examples of the ordinary stories of the ordinary people, he showed the mood of society in anticipation of future large changes.

Keywords: S.P. Koloshin, Russia, history, Russian people, political writer, reforms

Сергей Павлович Колошин -московский писатель, публицист середины Х1Х в. Сегодня только специалистам известна эта фамилия, однако среди современников он был популярен, причем не только в России, но и в Европе. Творческая деятельность С.П. Колошина началась в 1850-х гг: сначала это были короткие художественные произведения, потом небольшие статьи в журналах. Однако наибольшую популярность ему принесли фельетоны, которые он начал публиковать в 1859 г. в журнале «Развлечение». Колошин вел постоянную рубрику «Городская хроника “Развлечения”», подписанную псевдонимом «Не Я». Он сообщал читателям, что будет освещать все происходящие московские события.

С.П. Колошин родился в Москве и признавался в искренней любви к родному городу: «Много жизненных задатков таится в нем, многое еще определено осуществить ему прежде, нежели он отбудет всю свою истори-

ческую судьбу»1. Псевдоним «Не Я» был придуман только для фельетонов. Когда С.П. Колошин публиковал в журнале художественные рассказы, он подписывался своим настоящим именем, четко разделяя свои серьезные литературные работы и фельетоны, от которых автор пытался как бы откреститься, подписываясь псевдонимом. Фельетоны для него - забава, игра, к тому же некая анонимность, нужная автору, который показывал свою независимость по отношению к обществу. Он постоянно оговаривался, что в фельетонном жанре не претендует на серьезность, что это не научная работа, однако его публикации неизменно пользовались повышенным читательским спросом. Как правило, «Городская хроника» журнала посвящалась событиям, мероприятиям, происшедшим на минувшей неделе: сообщалось о новых постановках в театрах, о культурных и массовых развлечениях в саду «Эрмитаж» и

1 Развлечение. 1859. № 35. С. 118.

«Эльдорадо», о приезде известных людей в Москву, проводился обзор новых книг, статей из различных журналов и газет - словом, отражались все важнейшие текущие культурные события. По свидетельству издателей, «Колошин С.П. хорошо знал общественную жизнь, изучил ее особенности и мастерски умел схватить их в карикатурном виде»1. Как правило, его статьи заканчивались анекдотами, некоторые из которых автор называл «достоверно историческими».

Предыдущий писательский опыт позволял С.П. Колошину писать не просто развлекательные смешные статьи - в них ставились серьезные социальные и общественные проблемы, которые волновали не только автора, но и все общество. Писатель и публицист особенно интересовался духовным развитием общества. При помощи фельетонов он в легкой развлекательной форме освещал современные ему события, высказывал свои впечатления о них. В статье «Отчего нет русского фельетона» он подробно объяснял, что такое фельетон и почему этот жанр не может существовать в России. По его мнению, причина подобного явления заключалась в том, что нет такого фельетониста, который не оглядывался бы на чужое мнение, не поддаваясь влиянию общества. В России нет независимого фельетониста - он должен говорить о том, что от него хотят услышать, он не может критиковать людей, от которых зависит его карьера, вынужден учитывать реакцию приятелей, которые могут на него обидеться. В Санкт-Петербурге нет фельетона, потому что в столице господствуют только чиновники и бюрократия, а петербургские журналы подчиняются этой атмосфере. Петербург - это чиновник, а чиновником и фельетонистом быть невозможно. Московский же фельетонист лишен пищи для размышлений, основанных на живой и бойкой жизни. Маскарады, гулянья, литературные общества - все это не жизнь, а «караван- сарай»2.

Другой причиной, почему не может

быть фельетона, по Колошину, являлось то, что российская публика не понимала критики, воспринимая ее как личное оскорбление. Это в Париже человек расхохотался бы, прочитав о себе смешную статью в журнале. В России же «по дикости, по азиатскому неразумению у нас юмора и сатиры» оскорблялись порой так сильно, что в лучшем случае писали в ответ письмо, оскорбляющее автора, в худшем, если было задето самолюбие какого-нибудь мелкого чиновника, он нередко мог повлиять на увольнение автора или вообще закрытие журнала.

Любитель светской жизни, С.П. Колошин не пропускал ни одного мероприятия, проходящего в Москве. Обо всех событиях и своих впечатлениях он рассказывал на страницах журнала. Как-то один известный писатель увидел Колошина, отдыхающего с друзьями в Подмосковье. Пожав ему руку, спросил: «Наблюдаете?» - «Точно так, Ваше превосходительство», - отвечаю я, встаю и почтительно кланяюсь3, писал Колошин. Наблюдения над обычными людьми на улице и в общественных местах составляют содержание его «Хроники», благодаря которой Колошин стал популярным в широких кругах, а собранным материалам даже не хватало места в журнале. Они были напечатаны отдельной книгой под названием «Наша деревня изо дня в день. Дневник фельетониста “Развлечения”, вышедший в Москве в 1860 г.». Этой книгой С.П. Колошин надеялся принести пользу будущим историкам, т.к., описывая современный ему мир, он стремился выразить духовное состояние своего времени.

Время было предреформенное: русское общество находилось в ожидании отмены крепостного права и других больших преобразований в стране, в т.ч. и духовных перемен. В этой связи следует отметить следующее обстоятельство, связанное с историческим контекстом того времени: период с 1844 по 1851 г. характеризуется как начало второго цикла развития экономической жизни капиталистического общества, причем на этапе повышательной волны. Именно

1 Голос. 1869. № 63. С. 58.

2 Развлечение. 1859. № 45. С. 234.

3 Там же. 1860. С. 37.

в самом начале цикла, как правило, наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества, в т.ч. глубокие социальные потрясения [Васильев 2012: 19, 20, 21]. Поэтому, несмотря на развлекательный характер журнала, С.П. Колошин не мог обойти стороной острые проблемы повседневности.

Он приветствовал грядущее освобождение крепостных крестьян. Однако представители экономической элиты - «олигархического мракобесия», как он их называл, считали, по оценке Колошина, что предстоящая эмансипация крепостного сословия и все будущие изменения направлены против их личного спокойствия и благосостояния. Другие помещики боялись освобождения, представляя, что им самим придется пасти свиней, а барыням - месить тесто. Однако сравнительно редкие примеры применения некоторыми помещиками наемного труда показывали, что вольный наем выгодней и прибыльней для хозяина. Размышляя на эту тему, Колошин ссылался на статью в «Московских ведомостях» под названием «Опыт приложения вольнонаемного труда к сельскому хозяйству»1. Он советовал ее прочитать представителям всех социальных сословий. Предостережение российского публициста оказалось пророческим: экономическое развитие пореформенного времени имело однобокий характер, его последствия стали не такими, как ожидалось. Трансформация сельской экономики не являлась органическим процессом общей модернизации [Васильев 2006: 66, 67].

Духовное закрепощение бесправных людей показывалось Колошиным на следующем примере. В Париже его знакомый был очень удивлен и возмущен, когда к нему в дом пришел цирюльник и сел в кресло, не спросив разрешения у хозяина. «Разве у нас такое возможно?» - восклицал Колошин2. Он считал, что освобождение крестьян неминуемо приближается. В поздравлении читателей с Новым 1860-м годом он, обращаясь к

мещанам и крестьянам, говорил, что они имеют такие же права, как и все люди, и «над их бытом уже работают»3. Осознавая необходимость проведения реформ, Колошин выступал против крестьянских бунтов и революций. По его мнению, крестьяне, конечно, должны быть свободными и иметь свои гражданские права, но не настолько, чтобы самим решать, какие реформы нужно проводить.

В преддверии «великих реформ» обозначился тот же вопрос, который стоит перед российским обществом и сегодня. Начиная реальную модернизацию не на словах, а на деле, необходимо ответить на ключевые вопросы: какая общественная модель приемлема для России, каковы ее ценности, какова роль государства в данном процессе? [Васильев 2011: 5]. С.П. Колошин возражал против позиции известного российского историка М.П. Погодина, который утверждал, что все, у кого есть предложения по преобразованию русского общества, могут написать об этом. Колошин назвал это «злой шуткой». Он считал, что каждый должен быть компетентен в своем деле, а реформами должны заниматься люди, понимающие в этом толк. Но реформаторы тоже не должны сидеть и сочинять программы реформы в своих кабинетах, а выходить на улицу, чтобы увидеть и познать реальную крестьянскую жизнь своими глазами. Оттого-то Колошин признавался, что любит разговаривать с «ваньками», среди которых он часто находил довольно неглупых и порядочных людей, но отягощенных бесправием и рабской душой.

С.П. Колошин выявлял и высмеивал недостатки и социальные проблемы в обществе, он надеялся на их исправление, изменение. Пользуясь возможностью публикаций в журнале, он обращался к местным властям. Например, в Москве и других городах каждое лето происходили пожары. Он предлагал ответственным лицам на страницах журнала объяснить причины происходящих пожаров. Колошин не раз затрагивал тему состояния мостовых в Москве, предполагая, что разбитые

1 Развлечение. 1859. № 39-40. С. 176.

2 Развлечение. 1860. № 15. С. 182.

3 Там же. 1860. № 1. С. 4.

мостовые выгодны только каретникам, которые никогда не остаются без работы. Он возмущался тем, что домовладельцы не убирают около своего дома снег, ведь из-за этой «азиатской беззаботности» весной, когда начнется оттепель, наводнение отразится на других владениях. Все эти и другие городские проблемы настолько волновали Колошина, что он поднимал их вновь через несколько лет, но уже в своем журнале «Зритель общественной жизни, литературы и спорта». В этом журнале появлялись статьи о причинах пожаров и о том, как правильно их тушить, проекты, как правильно строить мостовые. На страницах собственного журнала издатель стремился к реальному решению многих социальных и городских проблем.

Важную просветительскую роль в духовной жизни общества Колошин отводил театрам. Понимая огромное значение театра в воспитании человека, он не пропускал ни одной новой постановки, чтобы потом написать об этом в своей «Хронике». Его огорчало, что репертуар театров наполнен иностранными пьесами, а русскому публицисту хотелось увидеть русского мужика или барина. К тому же многие пьесы были очень плохо переведены. Так, Колошин признавался, что Шекспир - его страсть. Но однажды, посмотрев «Гамлета», он рассмеялся: актеры не подходили героям по возрасту и плохо играли. Колошин спрашивал: для чего у нас ставят Шекспира? «Если вы мне скажете: для того, чтобы приохотить к нему или ознакомить с ним тех, кто его не знает, я отвечу, что вы смеетесь надо мной. Если дают у нас Шекспира, чтобы оттолкнуть от него тех, кто знаком с ним, все натуги будут напрасны, как в этом смысле напрасен будет даже труд г. Кетчера...»1 Н.Х. Кетчер в то время был известным

1 Развлечение. 1859. № 37. С. 144.

переводчиком Шекспира, Колошин часто его критиковал в журнале. Правда, позднее, увидев переводы других авторов, он признался, что переводы Кетчера выглядят еще терпимо. В другой раз Колошин был разочарован после просмотра постановки «Короля Лира» в переводе своего приятеля А.В. Дружинина. Зал был почти пуст, а актер играл, завернувшись в простыню. Колошин с нескрываемым огорчением написал: «До смерти хотелось бы мне, чтобы кто-нибудь перевел его на русский язык по-человечески, и чтобы его, хоть какой-нибудь частицей, дали у нас на сцене не на смех»2. И только А.Н. Островского признавали лучшим автором как Колошин, так и зрители. «Свои люди - сочтемся», «Гроза» -эти пьесы облетели всю Россию, и Колошин предсказывал, что их не забудут и в будущем.

Литературная работа принесла С.П. Колошину славу и популярность. Он поднимал важные социальные и общественные вопросы, которые побудили многих задуматься. Деятельность Колошина показала, что все русское общество волнуют социальные и общественные проблемы предреформенного времени. Он получал много откликов от читателей: они с ним спорили, предлагали, обсуждали различные проблемы. Своей работой в журналах Колошин влиял на формирование общественного мнения. Ему удалось заинтересовать и побудить читателя к осмыслению и обсуждению серьезных и важных проблем. На примерах обычных историй обычных людей он показал настроения в обществе в ожидании больших перемен. Работа публициста и литератора была социально значимой для просветительской деятельности российского общества середины и второй половины XIX в.

2 Там же. 1859. № 50. С. 299.

Литература

Васильев Ю.А. 2006. Модернизация под красным флагом. М.: Современные тетради, 343 с.

Васильев Ю.А. 2012. О факторах риска в условиях капиталистической модернизации в России: цикличность кризисов. - Власть, № 10. С. 18-22.

Васильев Ю.А. 2011. Очень странный российский капитализм. - Власть, № 9. С. 4-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.