С опорой на опыт
Заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси академик Александр Цыганов связан с Белорусской государственной сельскохозяйственной академией самыми тесными узами. Здесь работали и работают его ближайшие родственники: дедушка Яков Литвинов заведовал кафедрой химии, мать Наталья Седлухо была доцентом кафедры почвоведения, отец Римма Цыганов — заведующий кафедрой гидравлики, тесть Алексей Богомолов был заведующим кафедрой селекции и семеноводства, проректором по НИР, заслуженный агроном БССР, почетный профессор БГСХА, дочь Анна Цыганова — доцент кафедры сельскохозяйственной экологии и биотехнологии. Сам Александр Риммович 13 лет — с 1995 по 2008 г. — был первым и пока единственным в пространном списке руководителей вуза ректором — уроженцем города Горки. Мы попросили его рассказать об этом периоде жизни академии.
— Белорусская государственная сельскохозяйственная академия — колыбель аграрной науки и образования. За многолетнюю историю существования она пережила разные времена — и подъемы, и спады. Последние во многом сопряжены с историческими событиями: в 1863 г. учреждение было закрыто за участие студентов и преподавателей в восстании Тадеуша Костюшко, не работало оно и во время первой и второй мировых войн. Все это негативным образом сказалось на судьбе академии. Но после Великой Отечественной в ее развитие были вложены большие средства, для укрепления кадрового потенциала направлены выпускники аспирантуры московских вузов, Санкт-Петербурга, создана материально-техническая база. Это положило начало новому витку в жизни академии и способствовало тому, что она стала крупнейшим вузом аграрного профиля СССР.
— Но беззаботная советская жизнь закончилась с приобретением республикой суверенитета. Период конца 80-х — начала 90-х гг. ознаменовался перестройкой не только государственной и политической системы, но и образования.
— Да, реорганизация коснулась тогда буквально всех отраслей народного хозяйства. Где-то эти преобразования увенчались успехами, где-то провалами. Что же касается высшей школы, то здесь, к сожалению, реформы чаще всего слепо копировались с Запада и без адаптации к нашим условиям приносили скорее вред, чем пользу. В результате «модных» нововведений многие вузы переживали стагнацию,
в том числе и Белорусская сельхозакадемия. Были объединены, а точнее сказать, уничтожены некоторые факультеты, в частности, не стало старейшего — землеустроительного, он был присоединен к мелиоративному, перестал существовать факультет агрохимии и почвоведения, произошло слияние ряда кафедр, уменьшен набор студентов... Именно на этот период пришлось мое ректорство.
— Скажем прямо: время нелегкое. И естественно, что оно диктовало новые кадровые запросы.
— Здесь мы столкнулись с огромной проблемой. для аграрного комплекса нашей страны требовался ряд специалистов, подготовка которых у нас не велась. Понадобились новые учебные программы не только по классической агрономии и зоотехнии, но и по таким их подотраслям, как птицеводство, сельскохозяйственное рыбоводство. Мы выпускали традиционных экономистов-организаторов для села, а в мире давно уже были известны специалисты по коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг — менеджеры, маркетологи и т.д. У нас же таких профессий попросту не было. И своей первой задачей ректора я видел именно ликвидацию этого пробела — открытие новых специальностей и специализаций, востребованных реальным сектором экономики.
— И каких успехов вам удалось достичь на этом поприще?
— Судите сами. Если до моего прихода на этот пост в академии насчитывалось 7 специальностей и 11 специализаций, то за время ректорства их стало
ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ
более 30. раньше набор на первый курс стационара был 700 человек, в мою бытность он увеличился до полутора тысяч — на бюджетной форме обучалось 1020 студентов и на платной 500. расширилось и заочное отделение: к 410 бюджетным местам добавилось около тысячи платных. разрослась академия и территориально, открылись 2 ее филиала в Пинске и Калинковичах. Начала работу Высшая школа агробизнеса, которая предоставила возможность на базе первого приобрести второе высшее образование и присовокупить, например, к диплому зооин-женера диплом экономиста, бухгалтера или управленца. Была проделана работа по распространению так называемой интегрированной формы обучения, позволившей выпускникам техникумов (ныне колледжей) поступать сразу на 2—3-й курс и заниматься по ускоренным учебным планам. Кроме того, наш вуз — единственный на пространстве СНГ — дважды прошел аккредитацию Министерства образования российской Федерации. Сделано это было для того, чтобы, с одной стороны, сверить стрелки, в правильном ли направлении мы движемся, а с другой — чтобы иметь право выдавать дипломы и белорусского, и российского образца.
— Известно, что реформы можно проводить, варясь в собственном соку, а можно опираться на накопленные наработки успешных учебных организаций. По какому пути пошли вы?
— Мы сделали упор на расширение международного сотрудничества, знакомство с мировой практикой и совершенствование на этой базе своей деятельности. К примеру, сегодня все вузы проходят сертификацию качества, а мы начинали работать в этом направлении в конце 90-х гг., когда переняли опыт лучших зарубежных университетов. Такую возможность мы получили, приняв участие в крупнейшем образо-
вательном международном конкурсе, проводившемся в Брюсселе. Кстати, БГСХА единственная тогда представляла отечественные вузы. И наш проект по совершенствованию высшего аграрного образования в республике беларусь победил. В нем мы показали, что академия имеет крепкие устоявшиеся традиции, это вуз, который обеспечивает приоритетную подготовку кадров аграрного профиля для страны, представили свои учебные планы и программы. В результате выиграли грант на 2 млн экю, благодаря чему оснастили современным оборудованием лаборатории и получили возможность изучить имеющийся опыт. Почти все управленческое звено академии — проректоры, деканы, замдеканы, специалисты учебной части — прошли стажировку за рубежом, в ведущих вузах Великобритании, Франции и т.д. реализован ряд региональных проектов, в формате которых почти 2 тыс. студентов прошли практику в дальнем зарубежье. После окончания этой программы эксперты Евросоюза дали положительное заключение о состоянии учебного процесса и подготовки кадров для АПК страны.
Налажены были тесные связи с Израилем. Наши специалисты посетили эту страну с тем, чтобы изучить секреты лучшего в мире молочного животноводства. Их профессора тоже приезжали к нам — читали лекции, проводили семинары. обмен опытом был поистине бесценен, и думаю, для обеих сторон. Кстати, был в академии с визитом тогдашний посол этой страны элигу Ваалк, и когда я отвез его в наш Ботанический сад, то он сказал, что есть два рая на земле — государство Израиль и дендрологические парки академии. Их у нас два — старый и новый, и хотя по своему составу они значительно отличаются один от другого, но оба действительно очень красивы и колоритны. Здесь содержится вторая по величине после Центрального ботанического сада НАН беларуси коллекция древес-
ных пород в нашей стране. Их возраст достигает 120—130 лет.
— Чувствовали ли вы поддержку коллектива, на чье плечо могли опереться?
— В этом плане мне очень повезло. я последний ректор в беларуси, который был не только избран на эту должность ученым советом вуза, но и получил официальное назначение. отрадно, что меня поддержала элита академии — известные профессора анвар латыпов, выпускник знаменитой московской Тимирязевки, один из создателей белорусской школы генетики, Николай Протасов — выдающийся специалист по защите растений, анна Горбылева — крупный ученый в области почвоведения и агрохимии, Григорий Тарануха — известный селекционер с мировым именем. Надо сказать, что они с пониманием относились к проводимым в БГСХА мероприятиям и в большинстве случаев были с ними согласны. Коллектив одобрил мою инициативу по возрождению студенческих олимпиад по зоотехнии, агрономии, химии, которые проводились во времена Советского Союза. они живы до сих пор, и сейчас в них принимают участие студенты российских, украинских и отечественных вузов.
— Есть известное выражение: жизнь — это не те дни, что прожиты, а те, что запомнились. Какое самое яркое впечатление осталось в вашей памяти о том времени?
— я никогда не забуду вопрос, который задали мне журналисты после избрания меня ректором: какие чувства вы испытываете в этот момент? И навсегда в памяти ощущение колоссальной ответственности перед людьми, которые работали здесь раньше, перед заведением, которое я возглавил, а также за свою фамилию, корни которой прочно уходят в историю академии.
Ирина ЕМЕльяноВИч
64
наука и инновации №9(91)_2010
Разработки БГСХА
ЛАЗЕРНО-ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЫБОВОДСТВЕ
Во многих странах мира традиционный рыбный промысел стал уступать аквакультуре, то есть искусственному разведению и выращиванию рыб. Это сложный технологический процесс, требующий не только высокой квалификации рыбоводов, но и наличия комплекса биометодик, улучшающих иммунитет личинок рыб, а также уничтожающих патогенную микрофлору и многие другие угрозы для их жизни. При этом затраты на биологические препараты снижают экономическую эффективность данного направления. Ученые Белорусской государственной сельскохозяйственной академии и Института физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси предложили действенное средство — лазерно-оптические технологии, которые еще на раннем этапе развития эмбриона рыбки позволяют избежать описанных выше проблем. При воздействии лазерного излучения на эмбрионы осетровых рыб на 15—20% увеличивается их выживаемость, на 70—90% — размерно-весовые показатели и более чем в 2 раза — устойчивость к экстремальный факторам водной среды, что способствует повышению качества рыбопосадочного материала, используемого как для дальнейшего товарного выращивания, так и для зарыбления естественных водоемов.
СУШКА ЗЕРНА С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА
Идея использования соломы в качестве альтернативного энергоносителя находит все большее признание в мире. По подсчетам специалистов, из 1 т соломы получается 300 кг бутанола.
Ученые БГСХА совместно со специалистами предприятия «Могилевагрокомплект» в 2006 г. создали воздухонагреватель
ВНС-1,5, работающий на соломе, адаптированный к теплообменнику сушилки М-819. Опытный образец теплогенератора прошел испытания в совхозе «Первомайский» Дрибинского района Могилевской области, где им было переработано 2075,7 т зерна озимых и яровых культур на семена и фураж со снятием влажности с 16—35% до 13—14%, при этом израсходовано 100 т соломы озимой ржи. Экономия дизельного топлива составила 33 т. В 2009 г. в ЗАО «Горы» Горецкого района на модернизированной сушилке М-819 с теплогенератором ВНС-1,5 было высушено около 3500 т зерна, а в кооперативе «Вихра» Мстиславского района — более 4500 т.
Использование 48 теплогенераторов на сушке зерна в хозяйствах Могилевской области в 2008 — 2009 гг. обеспечило экономию свыше 1300 т дизельного топлива, а экономический эффект составил 1,316 млрд руб. В целом затраты на сушку зерна снижаются в 3—8 раз, ведь стоимость 1 кг соломы колеблется от 8 до 25 руб., а традиционного мазута — более 20 тыс. руб.
ПРИРОДНАЯ МИНЕРАЛЬНАЯ ДОБАВКА «ТРЕПЕЛ»
Местное население деревень, окружающих урочище Стальное, с давних пор круглый год использует в кормлении животных и птицы глину — так в обиходе называют трепел. В 70-е гг. прошлого столетия были обследованы площади залегания трепела и установлено, что этот природный минерал включает фосфор, кальций, магний, медь, марганец, железо, цинк и натрий и может служить биологически активной добавкой для кормления животных. Однако до сих пор он не нашел широкого применения на фермах и комплексах республики.
Ученые БГСХА провели исследования по обогащению рационов молодняка крупного рогатого скота трепелом, которые показали, что ввод его в корм в дозах 20—25 г на голову в сутки способствует приросту массы на 8—10%, улучшает переваримость корма, гематологическую картину крови и резистентность организма животных.
Жанна КОМАРОВА