Научная статья на тему 'С облегченьицем вас, «Приличные люди»'

С облегченьицем вас, «Приличные люди» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С облегченьицем вас, «Приличные люди»»

Клуб дядюшки Лю

жжурс Ш

С точки зрения Чорана, «смерть безнравственна: умирая, мы тянем за собой в могилу весь мир». Но, к счастью, существует «животная вера», которая, согласно Сантаяне, сопротивля-

ется солипсизму смерти. «Да, мы умрем, в этом нет и не должно быть никакого сомнения, как несомненно и то, что мир обойдется и без нас».

С ОБЛЕГЧЕНЬИЦЕМ ВАС, ВМ рУ™ков

«ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ»

'" ^ а Василий Матвеевич

||

Известно, что у всякого приличного человека должна быть хоть парочка врагов. Пусть не ядреных, отпетых, а хотя бы так - заваля-щеньких.

Золотое правило! Если бы не эта чертова по-литкорректность и треклятущая толерантность. Из-за них-то вся и морока. Ну как, скажите на милость, в этом вселенском доме терпимости (сиречь толерантности) отличить приличного человека от неприличного? То-то и оно.

А тут еще эти археологи с их находками: открывают, понимаете, пыльный египетский папирус периода Древнего Царства и нате вам, читаем - «Настали теперь тяжелые времена, никто не почитает старших и всякая зараза норовит написать книгу». Вот как. Одно утешает, что лозунг «А кому сейчас легко?», оказывается, был всегда актуален.

И все же, оглядевшись немного по сторонам, мы с облегчением можем обнаружить, что дело не вовсе пропащее.

Есть, есть, оказывается, еще один, хотя бы один враг, которого всякий «приличный» человек (особенно писатель книг, скажем, или сочинитель газетных статей) с совершенно спокойной совестью (извиняемся за неполиткорректное выражение) может зачислить в свой список врагов.

Кто не догадался с первого раза? Ну конечно

- это Карл Маркс. И ведь чем он столь чудовищно удобен: если поскрести по дыроватым сусекам скудного образования нынешнего «приличного» человека, то можно даже обнаружить, что их было целых два! Карл Маркс-Фридрих Энгельс! А наиболее продвинутые юзеры всевозможных «политпорталов» (особенно таких сочно звучащих сегодня, как всякие около-, про-и просто правительственные, - они так и называются gov.ru - ей-ей, это не мы придумали, нам слабо!), сразу же подскажут, что их вообще-то было целых три. Маркс-Энгельс-Ленин.

Вот оно, не было ни копейки, да вдруг алтын! И что еще здесь удобно: в приступе облегченья у «приличного» человека мгновенно проходят спазмы политкорректности и потуги толерантности. Только услышал слово «Маркс» и сразу припечатал им, как ругательством. Так ведь верно и обратное: чуть какой бандитизм-кретинизм приключился, - одним словом, мракс-с, господа,

- так мы сразу крепким словцом «Маркс!». Можно даже, как народ любит, трехэтажно так, с наворотом: «Эк, Маркс-Энгельс-Ленин, твою!». И снова: облегчение-то какое!

О благотворности мата для облегчения психики современного человека сегодня только ленивые академики не пишут. А если, скажем, женщины и дети где-то рядом и какие-никакие неудобства для облегчения создать могут, то тут-то как раз и годится это: «Ать, Маркс-Энгельс-Ленин, в качель!». И порядок.

О-о, как легко задышал сегодня «приличный» человек, не то, что давеча. Теперь он готов к любой ситуации.

- Почему-то непрерывно разворовываемая и мордуемая псевдореформами страна никак не может уже в течение жизни целого поколения приподняться хотя бы на корячки, ясное дело: Маркс-Энгельс-Ленин, растак их, довели...

170

Discourse 8 (GEO).mdd 170 19.05.2009 19:13:42

Эссе

- Почему-то тоже не в пансионах благородных девиц выросшая элита многих стран, прежде считавшихся патологически отсталыми, за те же двадцать лет сделались то «азиатскими тиграми», то экономические чудеса у себя сотворили, так, что заваливают нас дешевыми компьютерами и автомобилями: ну разве не Маркс-Энгельс-Ленин, так их и так, виноваты?!

А то кто же! Сегодня редкий украшенный благородными сединами степенями-званиями - всякими там «академик АН СССР», «народный артист СССР», «Герой Социалистического Труда» и т.п. - не рассказывает истории про то, как его в детстве этим самым марксизмом-ленинизмом травили, рассудка лишали. Голливудские блокбастеры-ужастики и рядом не валялись.

Кровь в жилах стынет, волос дыбом. Одно утешает, господь спас, не попустил: абсолютно ничего он вымолвить не может из того, чем его, сердешного, уродовали, - «и одно только слово твердит «Лимпопо-Лимпопо» и молвит:

—Так-растак Маркс-Энгельс-Ленин!

Все облегченье...

А тут еще напасть - Дэн Браун со своим «Кодом Да Винчи», прости господи, приключился: чтоб ему, - в креста, Христа и деву Марию, - богохульник! Всех достал! Да слава всевышнему, вспомнили: не иначе, как Маркс его рукой водил! А уж голливудский сценарий они точно все вчетвером ваяли: Эк их, Карл Маркс-Фридрих Энгельс-Владимир Ильич Ленин-Дэн Браун, так его и так, и. Уффф!

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МИФОЛОГИИ ТЕРРОРА В ВАЖНЕЙШЕМ ИЗ ИСКУССТВ

B.C. Мартьянов

Мартьянов Виктор Сергеевич

кандидат политических наук, ученый секретарь Института философии и права УрО РАН, член-корреспондент МАДИ E-mail: [email protected]

закладываются официальным политическим дискурсом в кинопродукцию, посвященную производству смыслов в области теории и практики борьбы современных государств с террором.

Политическая символика в массовом искусстве.

Борьба с экстремизмом выполняет две важнейшие функции. Во-первых, она обосновывает и проявляет на конкретных примерах «борьбы» моральность действующего государства, политического режима, социально-экономической системы и всех тех, кто действует от их имени. Во-вторых, она проводит основополагающие границы: нормального/патологического, легального/нелегального, закона/насилия, морального/аморального. То есть легитимирует действующий политический проект, одновременно позволяя методами монополии на классификацию политического поля выводить за его пределы все то, что угрожает его дальнейшему существованию. Рассмотрим, какие смыслы

Известно, что кино согласно Ленину «является важнейшим из искусств». Правда мало кто знает, что в контексте фразы звучало «в эпоху всеобщей безграмотности масс». В современном потребительском обществе, кино сохранило и упрочило свое символическое влияние на общество, что, наверное, такое обществе не красит. Тем более, что из визуальных и дискурсивных алгоритмов кино рождаются современные «электронные искусства», прежде всего, телевидение. Поэтому было бы ошибкой пройти мимо идеологических и символический функций современной фабрики грез, которая продолжает оказывать серьезное влияние на функционирующие в обществе потребления цели, ценности и смыслы. Мало кто знает, что

171

Discourse 8 (GEO).indd 171 19.05.2009 19:13:43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.