С эскизов на производство,
или Поиск
образа БУДУЩЕГО
В условиях растущей конкуренции и постоянно усиливающейся борьбы за покупателя именно промышленный дизайн является эффективным инструментом, благодаря которому продукция становится привлекательной для потребителей и выгодной для производителей. Специалисты в этой области стремятся сделать товары недорогими в изготовлении, а также удобными и безопасными при использовании. Прошедший в Минске конкурс дизайн-проектов «Карьерные самосвалы 2020-2030», инициаторами которого выступили журнал «Наука и инновации», Центр карьерной техники Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, Ассоциация правообладателей интеллектуальной собственности, лишний раз подтвердил, насколько тесно в промышленном дизайне сплелись элементы искусства, маркетинга и технологий.
Организаторы конкурса поставили перед участниками задачу - найти концептуальное дизайнерское решение и развить конструкцию перспективного карьерного самосвала «БелАЗ» грузоподъемностью 30-36 тонн на 2020-2030 гг. Им необходимо было, опираясь на представленный прототип, которым стал самосвал «БелАЗ-75440», создать новый запоминающийся образ. Эта машина предназначена для перевозки горной массы и других сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых в различных климатических условиях. Конкурсанты должны были, учитывая специфику работы карьерных самосвалов, нарисовать эскиз и создать трехмерную модель.
К поиску образа будущего автомобиля были приглашены профессиональные промышленные дизайнеры и студенты профильных учебных заведений. Всего в конкурсе участвовало 42 проекта из Беларуси, России, Украины, Армении и Казахстана. В жюри входили члены Президиума научно-технического совета «БелАЗ-Холдинг». Участники, работы которых вызвали наибольший интерес с их стороны, были приглашены для очной презентации своих проектов. Композиционное и стилевое решение, функциональность конструкции, ее безопасность и технологичность, качество построения трехмерной модели - те критерии, по которым оценивались работы.
Проект
Кирилла Гаврилина, Тула
Работа
Дмитрия Желтка, Минск
Работа Владимира Чепуштанова, Екатеринбург
Работа Александра Бабича, Харьков
При подведении итогов конкурса в Минске 17-18 апреля были определены его победители. В приветственном слове от имени оргкомитета Жанна Комарова, главный редактор журнала «Наука и инновации», поблагодарила руководство Белорусского автомобильного завода и особенно службу генерального конструктора за проявленный интерес к проведению конкурса, подобного которому в нашей стране еще не было. Она обратила внимание на то, что это мероприятие может стать основой для формирования планов развития отечественного большегрузного машиностроения, что весьма актуально в условиях жесткой конкуренции в этом плотном и узком сегменте рынка. Понимание важности комплексных дизайн-решений особенно необходимо компаниям, ориентированным на экспорт.
Александр Егоров, генеральный конструктор - начальник научно-технического центра «БелАЗ-Холдинг», отметил, что сегодня в условиях борьбы за покупателя карьерный самосвал, кроме сугубо функциональных свойств, обязан обладать еще и дизайнерским образом, отличным от других.
Призовой фонд в 20 млн руб. разделили между собой три лучших дизайнерских решения. Первое место жюри присудило Кириллу Гаврилину из Тулы, Дмитрий Желток из Минска занял второе место, а екатеринбуржец Владимир Чепуштанов - третье. Их проекты были наиболее жизнеспособными, учитывали специфику работы карьерных самосвалов и больше остальных отвечали возможностям ОАО «БелАЗ». Также Объединенным институтом машиностроения была отмечена самая креативная работа, автор которой - Александр Бабич из Харькова. Участница конкурса Екатерина Томашова получила подарочный сертификат от образовательного и кадрового центра «Новое Завтра».
«Я старался сделать такой проект, который будет возможно реализовать на практике с учетом оборудования и особенностей производства на Белорусском автомобильном заводе. Поэтому моя работа не концептуальная и, скорее, касается больше стилизации. Я хотел придать образу динамичность», - отметил Кирилл Гаврилин. При создании своего БелАЗа дизайнер черпал вдохновение у природы. Его проект получил название «Шмель», потому что сам процесс работы карьерного самосвала у автора «ассоциируется с этим насекомым».
Кирилл придал модели мощный, целеустремленный вид оригинальной формой капота в виде трапеции. Решетка радиатора наподобие пчелиных сот представляет собой распашные двери для доступа к двигателю и агрегатам, боковые
illll ii
ФОРУМ ДЕЙСТВИИ
i
«жабры» служат для отвода горячего воздуха. Выразительная линия наклона капота органично переходит в подоконную линию кабины, создавая игру света и тени и подчеркивая динамичность и эмоциональность кабины. На крыше автомобиля расположены светодиодные фары, также самосвал, по замыслу дизайнера, оборудован видеокамерами панорамного обзора.
Студент Белорусской государственной академии искусств Дмитрий Желток, отталкиваясь от серийной модели БелАЗа-75440, внес изменения почти по всей фронтальной части автомобиля, которые помогут увеличить эффективность этой техники при работе в карьере. Он много внимания уделил расположению органов управления самосвала, облегчил доступ к его основным агрегатам и узлам, увеличил обзор водителя за счет большего остекления. Помимо приза за второе место проект Дмитрия в скором времени получит патентную защиту, обеспечение которой возьмет на себя ООО «ТРИИН». Евгений Пак, директор по развитию Ассоциации правообладателей интеллектуальной собственности, вручил ему свидетельство на проведение патентования.
Владимир Чепуштанов, студент Уральского федерального университета, при работе над своим проектом ориентировался на модели БелАЗов 1970-х годов, в которых простые геометрические формы создают гармонию и в то же время прибавляют автомобилю мощи. Глядя на его работу, создается впечатление, что Владимир пошел по пути Микеланджело Буонарроти. Как-то великий итальянский мастер на вопрос о том, как он создает свои скульптуры, ответил: «Я беру камень и отсекаю от него все лишнее». Особое внимание конкурсант уделил безопасности водителя.
«Очень хотелось сделать качественный дизайн, который, с одной стороны, сочетал бы в себе уже известные нам конструкторские плюсы прошлых лет и мои небольшие полезные технические новшества, а также способствовал бы формированию запоминающегося эстетического образа. Ведь красота имеет место и в карьере», -сказал Владимир Чепуштанов.
Проект Александра Бабича действительно оказался самым креативным. «Перед тем как создать БелАЗ 2030 года, я решил, что нужно представить себе это время, пофантазировать, каким будет мир», - с этих слов дизайнер начал представление своей работы. Его самосвал обладает «космическим» дизайном: автор добавил больше круглых форм и все прямоугольные части решил заменить на цилиндры.
т,
li* " *
vili
Фото Дениса МОРОЗА
«BELAZ COSMO», так Александр назвал свою модель, состоит из двух модулей, способных функционировать как единым механизмом, так и каждый сам по себе. Это самосвал и его кабина, которая вполне может стать мини-автомобилем, движущимся как по дороге, так и по карьеру. Она способна находиться на самой машине, возле нее или даже на большом расстоянии, при этом изображение с видеокамер самосвала транслируется на панорамное стекло кабины. «BELAZ COSMO» также может работать и в режиме колонны, когда ведущий самосвал управляет следом идущими беспилотными машинами.
В свою очередь Александр Егоров прокомментировал, что беспилотные БелАЗы - не такое далекое будущее, и если завод получит заказ на такие самосвалы, то выполнит его в течение года, технология уже отработана. Вручая Александру специальный приз, Андрей Дюжев, директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, пожелал конкурсантам успеха и пригласил молодых дизайнеров на работу в институт.
В завершение конкурса была организована поездка в Жодино на Белорусский автомобильный завод. Памятным останется то, что экскурсию по музею предприятия проводил Герой Беларуси, один из самых ярких представителей «БелАЗа», а с 1992 по 2007 г. его генеральный директор, Павел Мариев. Рассказ Павла Лукья-новича о каждом созданном на заводе самосвале - это рассказ о его жизни, ведь свой трудовой путь на предприятии он начал еще в 1959 г. в должности техника-технолога.
Закончилось мероприятие тест-драйвом. Дизайнеры смогли воочию увидеть знаменитый белорусский промышленный гигант, прокатиться на карьерном самосвале, ставшем прототипом их работ, и получили надежду на то, что их идеи в скором времени перейдут с эскизных набросков в область практической реализации.
Денис МОРОЗ
Участники конкурса и члены жюри. Минск, 2014 г.
II