К читателю
«С чего начинается Родина?. краеведение как путь развития истинного патриотизма
Roots of the Motherland: Local Studies as a Way of Development of True Patriotism
Аннотация. Вводная статья в номер журнала поясняет логику построения материалов вокруг темы краеведения как пути развития истинного патриотизма — эмоциональной и деятельностной причастности к своей родине, месту своего рождения. «Краефест» стал центральным событием 2021 года, которое задавало новые векторы развития краеведческих объединений школьников. Поясняется, почему этому событию уделяется значительное внимание в номере журнала и как оно соотносится с материалами по истории школьного краеведения и описаниями других практик в этой сфере деятельностного образования. Ключевые слова: краеведение, патриотизм, топос, «Краефест»
Abstract. The introductory article of the issue explains the logic of structuring materials around the topic of local studies as a way of development of true patriotism - emotional and active involvement in one's homeland, where he or she was born. The Kraefest festival became the core event of 2021, which has set new development paths for local history associations of school students. The article illustrates the reason of such a considerable attention given to the event in this issue and how it correlates with materials on the history of school local studies and descriptions of other practices in this field of active education.
Keywords: local studies, patriotism, topos, Kraefest
Известную песню «С чего начинается Родина?» на музыку В. Баснера и слова М. Матусовского мы хорошо знаем в исполнении Марка Бернеса. Уверен, многие, особенно краеведы, и сейчас разделяют смысл этих строк. Большая родина начинается с малого, как взрослый человек — с маленького ребенка. Внимание к деталям, способность заметить необычное в привычном, сопереживание ближнему, вчувствование в ритм окружающего мира, обустройство жизни вокруг себя — это настоящий патриотизм, а не напускной. Именно развитие патриотизма «снизу», а не «сверху» создает настоящее гражданское общество.
Обухов
Алексей Сергеевич,
главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ e-mail: [email protected]
Alexey
Obukhov,
Editor-in-Chief of the Researcher journal, Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Leading Expert of the A. Pinsky Center of General and Supplementary Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow
9
На тоонто. Фото А. Обухова из экспедиции в с. Мыла Закаменского р-на Республики Бурятия (2015 год)
Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина, отечество) может рассматриваться как глубинное личностное образование, универсальное для человека [Рунг 2013]. В различных культурах хорошо известен патриотизм, отраженный в знаковых и обрядовых формах. Например, для бурятов одно из ключевых понятий — «тоонто» — место, где был зарыт послед ребенка [Буряты 2004]. На это место, уже став взрослым, каждый бурят должен ежегодно приходить (приезжать, а сейчас, порой, и прилетать) в день своего рождения (или когда возникает потребность в этом) — так проявляется любовь к своей родине. Этот обряд совершается для восстановления жизненных сил. В русской культуре любовь к родине связана во многом с родовой исторической памятью: «Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам» [Пушкин 1948]. Во многих культурах принято, чтобы люди, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть место рождения (уйти на войну, отправиться в путешествие, уехать учиться или работать), брали с собой горсть своей земли или иной материальный предмет, олицетворяющий родину. Этот предмет, по представлениям людей, должен был оберегать их и в странствиях, и на новом месте.
Родина — это не только место рождения, это еще и язык, то есть мировоззрение, воплощенное в знаковой форме; это социальное и этническое пространство, внутри которого формировалась личность человека; это и привычный уклад жизни, который человек считает правильным и нормальным; и культурно-историческое наследие, хранителем которого становится человек...
Патриотизм — это чувство, отдельные особенности проявления которого формируются в конкретных социокультурных и природных условиях. Патриотизм в этом отношении — не обязанность человека перед государством, а личностно присвоенная любовь к Отечеству.
Отрыв от места, от рода влечет за собой изменение в системе отношений и в ответственности за окружающий мир и себя. Долгое время в нашей стране происходили непрерывные миграции, инициированные скорее «сверху» или же вызванные вынужденными обстоятельствами, но не собственным выбором человека. Это во многом стало причиной ослабления патриотизма по отношению к «своей» — малой — родине, а также причиной развития крайних форм компенсации потери истинного патриотизма, через развитие ложного — в форме национализма, местечкового сознания, психологии «временщика» и т. п.
При потере (временном разрыве или ослаблении) связей с местом и родом важно искать пути возрождения, восстановления, возобновления этих связей. Эффективное средство такого
«С чего начинается Родина?»:
краеведение как путь развития истинного патриотизма
Обухов Алексей Сергеевич
восстановления — вовлечение детей, подростков, молодежи в исследовательскую и созидательную деятельность, а также различные формы социокультурного взаимодействия (когда «свое» предъявляется «другим» или при познании «других» ты лучше начинаешь понимать «свое»).
Природа разнообразна, а духовная культура многогранна. Всегда есть что-то, что уникально для конкретной локации, конкретного топоса [Алексеев 2019]. А есть что-то, что интересно сопоставлять и сравнивать с другими местами, регионами.
Именно изучение ближайшего пространства (края, города, села, леса, оврага, реки, озера, парка, двора, дома, а также семьи и рода) содействует в большей степени развитию патриотизма, интереса к природе, к культуре и истории своей страны. Изучение прошлого и настоящего дает возможность созидать будущее. Конкретные, узкотематические исследования наиболее интересны самим учащимся и продуктивны в образовательном смысле. А если их результаты востребованы и значимы для других, если они становятся основанием для проектов, имеющих ценность пусть даже для малого круга людей, то образовательная ситуация преобразуется в созидательную, что дает максимальный развивающий эффект для всех: авторов, руководителей, ближнего социума [Обухов и др. 2020].
Пока человек не обратится к себе, своей семье, своему краю, не полюбит все это и не станет бережно к этому относиться, он не начнет любить и ценить свою страну, ее культуру, природу, людей, окружающих его.
Исследование — процесс активного, деятельного познания окружающей действительности, в ходе которого формируется особое, ценностное отношение субъекта к изучаемому объекту. Значимо использовать этот потенциал исследования, обращая его на реальность, окружающую учащихся. И чем конкретнее тема исследования, чем ближе к повседневной жизни ученика, тем выше потенциал соотнесения уже освоенного с более широкими контекстами. История страны с большей заинтересованностью познается через историю своей семьи. Культура народа присваивается через приобщение к культурным нормам конкретной общности. Любовь и бережное отношение к природе формируется через эмоциональную привязанность к конкретным ландшафтам и природным объектам. Конкретный предмет исследования создает причастность ученика к чему-то большему.
В этом контексте не случайно ключевым лозунгом «Краефеста» стал тезис «Думай глобально, действуй локально!» Уникальна и ценна именно встреча команд, которые уже увлеченно изучают, ведают свой край, свою малую родину, встречаясь и взаимодействуя при создании чего-то нового. Встречаясь, они познают не понаслышке многообразие нашей Родины, которая бесконечна для познания. И когда мы начинаем улучшать мир вокруг себя — мир в целом становится лучше!
Гремячая башня. Фото учащейся 7 класса Школы №1553 имени В.И. Вернадского Таисии Геништа из образовательного путешествия в Псков
Храм Покрова на Нерли. Фото ученика 9 класса Школы №1553 имени В.И. Вернадского Артемия Новикова из образовательного путешествия во Владимир
9
Главное — вовлечь в это больше искренне увлеченных краеведением людей. И «Краефест» нацелен на это.
Темой номера этого журнала и стал «Краефест» — Всероссийский фестиваль краеведческих объединений, который прошел в несколько этапов в 2021 году в России. «Краефест» был задуман не как очередной конкурс, а как многообразие событийностей, которые вовлекают в различные форматы продуктивной деятельности, развивают команды, организуют взаимодействие команд друг с другом, создают пространство взаимного обогащения. В номере отражена только небольшая часть тех практик, событий, наработок, которые были рождены в рамках первого «Краефеста», включая примеры исследовательских командных работ участников «Краефеста». Мы уверены, что в 2022 году второй «Краефест» пройдет иначе, неповторимо, не менее содержательно и ярко, чем первый. Но первый раз — это всегда начало, задающее вектор последующему движению. И первый «Краефест» дал мощный импульс новому этапу развития краеведческого движения школьников, детско-взрослых сообществ неравнодушных людей, изучающих и созидающих свой край.
В номере также представлены обзоры развития подобных практик в ХХ веке и в разных странах, созданные проектной группой «Школьная краеведческая лаборатория» Института образования НИУ ВШЭ, которая появилась также благодаря федеральному проекту «Топос. Краеведение». Представлены статьи с Конкурса методических разработок «Педагог-Исследователь», проводимого Кировским региональным отделением МОД «Исследователь», и материалы краеведческих экспедиций.
В разделе «Практика исследовательского обучения» описаны модели, практики и разработки, направленные на вовлечение и сопровождение детей и подростков в исследовательскую деятельность в различных предметных областях. Материалы этого номера посвящены физике, биологии и экологии, как и примеры исследовательских работ учащихся с XXVIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского 2021 года. Ш
Литература:
Алексеев 2019 - Алексеев А. В. Ускользающий «топос»: К вопросу о содержании понятия и пределах его применимости // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр перспект. методологий социал. и гуманит. исслед.; Ред. кол.: М. В. Ильин (гл. ред.) и др. М.: ИНИОН РАН, 2019. С. 98-113.
Буряты 2004 - Буряты / Отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2004. 633 с.
Обухов и др. 2020 - Обухов А. С., Проценко Л. М., Глазунова О. В., Кожаринов М. Ю. Концепция программы «Топос. Исследовательское краеведение» // Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 46-87.
Пушкин 1948 - Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: в 17 т. [М.-Л.,] 1948 Т. 3 Кн.1. С. 242. Рунг 2013 - РунгЭ. В. Понятие «патриотизм» и его древнегреческие коннотации // Проблема истории, филологии, культуры. 2013. №2. С. 304-314.