Раздел V. История
УДК 929.7.036 ББК 63.3.(0)4
О. В. Мансков
РЫЦАРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДОБРОДЕТЕЛИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу генезиса рыцарских добродетелей в Средние века. Центральное место уделяется комплексу представлений о том, каким должен быть истинный рыцарь.
Ключевые слова: рыцарство, идеалы, добродетели.
O. V. Manskov CHIVALROUS IDEALS AND VIRTUES
Abstract. This paper deals with the analysis of the chivalrous virtues genesis in the Middle Ages. The main focus is on the set of the notions about the nature of true knight.
Key words: knighthood, ideals, virtues.
Рыцарство представляло собой общественный институт, появившийся в феодальной системе примерно в 1000 году. В строгом смысле слова, рыцарь - это любой мужчина, владеющий оружием и прошедший церемонию специального посвящения. Но быть лишь посвященным - недостаточно для истинного рыцаря; необходимо еще следовать определенным правилам и вести особый образ жизни. Таким образом, рыцари - это не юридический класс, а специфическая социальная категория или, выражаясь современным языком, сообщество «профессионалов» конного боя (единственного эффективного способа военных действий вплоть до конца XIII века), умевших вести ту особую жизнь, каковой представала жизнь рыцаря.
Теоретически рыцарство считалось доступным каждому получившему крещение: любой рыцарь имел право сделать рыцарем того, кого он считал достойным им быть, вне зависимости от происхождения и социального положения. Эпические песни, так называемые «жесты», изобилуют примерами простолюдинов (крестьян, лесников, свинопасов, торговцев, жонглеров, поваров, привратников и т.д.), посвященных в рыцари в награду за оказанные герою услуги. Иногда упоминаются даже простые сервы. Так, в песне «Ами и Амиль» двое из них получают рыцарство из рук своего сеньора, которому они остались верны, несмотря на то, что тот заболел проказой [1].
Однако в реальности дело обстояло иначе. С середины XII века рыцари пополняли свои ряды почти исключительно за счет сыновей рыцарей и, таким образом, образовывали наследственную касту. Посвящения в рыцари простолюдинов, если не исчезли совсем, то стали событием -почти уникальным. Можно назвать две причины этого явления. Первая из них заключалась в том, что процесс принятия новых членов неизбежно приводил к присвоению одним классом - земельной аристократией - привилегии на образование рыцарства, не подчинявшейся никаким правовым нормам. Вторая, возможно, более важная, связана с социально-экономическими требованиями: лошадь, военное снаряжение, церемония и празднества по случаю посвящения в рыцари стоили дорого; да и сам образ жизни рыцаря, состоявшей из удовольствий и праздности, предполагал наличие некоторого богатства, которое в ту эпоху основывалось только на обладании землей. Рыцарское звание действительно приносило честь и славу; но при этом следовало жить или за счет щедрости богатого и могущественного покровителя (что удавалось еще достаточно легко в начале XII века, но уже гораздо труднее спустя столетие), или на доходы от патримония. Многие, впрочем, придворным щедростям сеньора предпочитали получение пусть даже самого маленького феода.
К 1200 году рыцари - это уже в основном сеньоры или сыновья сеньоров. Во Франции данный феномен принимает особо выраженный характер в течение XIII века, так что рыцарское звание уже практически не рассматривается как личностное, а становится наследственным качеством, доступным лишь высшим слоям аристократии. С этого времени и начинается процесс слияния рыцарства и аристократии.
Понятие рыцарства прежде всего связывалось с определенным образом жизни. Он требовал специальной подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у обычных людей, деятельности. Эпическая и куртуазная литература дает нам об этом довольно подробное представление.
Жизнь будущего рыцаря начиналась с долгого и непростого обучения сначала в родительском доме, а затем, с десяти или двенадцати лет, у богатого крестного или могущественного покровителя. Цель начального, семейного и личного образования - научить элементарным навыкам верховой езды, охоты и владения оружием. Следующий этап, более длительный и более сложный, уже представлял собой настоящее профессиональное и эзотерическое посвящение. Он проходил в группе. На каждой ступени феодальной пирамиды сеньора окружало нечто вроде «рыцарской школы», где сыновья его вассалов, его протеже и, в некоторых случаях, его менее состоятельные родственники обучались военному мастерству и рыцарским добродетелям. Чем влиятельнее был сеньор, тем больше набиралось у него учеников.
До шестнадцати-двадцатитрехлетнего возраста эти юноши выполняли роль домашнего слуги или оруженосца своего покровителя. Прислуживая ему за столом, сопровождая на охоте, участвуя в увеселениях, они приобретали опыт светского человека. А занимаясь его лошадьми, поддерживая в порядке его оружие и, позже, следуя за ним на турнирах и полях сражений, они накапливали знания, необходимые военному человеку. С первого дня выполнения этих обязанностей и до момента посвящения в рыцари они носили звание оруженосца. Те из них, кому не удавалось стать рыцарями из-за отсутствия состояния, заслуг или подходящего случая, сохраняли это звание на всю жизнь, ведь называться рыцарем можно было только после посвящения.
В исследуемый период ритуал посвящения в рыцари еще не закрепился окончательно, и эта церемония могла проходить по вкусам участников, как в реальной жизни, так и в литературных произведениях. Разница обряда посвящения в рыцари, прежде всего, зависела от того, когда проводилась церемония - в военное или в мирное время. В первом случае церемония происходила на поле боя до начала сражения или после победы, и тогда она была овеяна славой, хотя все произносили традиционные слова и производили те же самые ритуальные жесты. Церемония обычно состояла из возложения меча и символического «удара по шее» (colee). Посвящение в мирное время связывалось с большими религиозными праздниками (Пасха, Пятидесятница, Вознесение) или с важными гражданскими событиями (рождение или свадьба правителя, примирение двух суверенов). Это почти литургическое действо могло состояться во дворе замка, в церковном притворе, на общественной площади или на травке какого-нибудь луга. Будущему рыцарю требовалась особая сакраментальная подготовка (исповедь, причастие) и ночь размышлений в церкви или часовне. За церемонией посвящения следовали дни пиршеств, турниров и увеселений.
Сакральный характер носило и само проведение церемонии. Она начиналась с освящения оружия, которое затем «крестный отец» посвящаемого в рыцари вручал своему «крестнику»: сначала меч и шпоры, потом кольчугу и шлем, и, наконец, копье и щит. Бывший оруженосец облачался в них, прочитывая при этом несколько молитв, и произносил клятву соблюдать правила и обязанности рыцарства. Церемонию завершал тот же символический жест «удар по шее», его происхождение и значение остаются спорными по сей день. Существовали разные способы «удара по шее»: чаще всего тот, кто совершал церемонию, стоя сильно ударял посвящаемого ладонью по плечу или затылку. В некоторых английских графствах и областях Западной Франции этот жест сводился к простому объятию или крепкому рукопожатию. В XVI веке «удар по шее» совершали уже не рукой, а посредством лезвия меча и сопровождали ритуальными словами: «Именем Бога, Святого Михаила и Святого Георгия я посвящаю тебя в рыцари». Несмотря на существование различных объяснений, сегодня в этой практике историки более склонны видеть пережитки германского обычая, по которому ветеран передавал свою доблесть и свой опыт молодому воину.
Однако посвящение, главный этап в карьере рыцаря, нисколько не изменяло его повседневной жизни. Она по-прежнему состояла из верховой езды, сражений, охоты и турниров. Сеньоры, обладавшие обширными владениями, играли в ней главную роль, а вассалам с феодами победней приходилось довольствоваться крупицами славы, удовольствий и добычи.
Имея равные права, в действительности рыцари не были равны. Среди них встречалось немало и таких, кто составлял нечто вроде «рыцарского пролетариата»; они получали средства для жизни, лошадей и даже оружие от сильных мира сего (королей, графов, баронов), за чей счет вынуждены были жить. Эти неимущие рыцари, богатые тщеславными надеждами, но бедные землей, - как правило, молодые люди, которые ожидали отцовского наследства или, не обладая ничем, состояли на службе у какого-нибудь покровителя. Зачастую они объединялись в лихие компании под предводительством княжеского или графского сынка и искали приключений, предлагали свои услуги от турнира к турниру, от поместья к поместью. Они первыми отправлялись в Крестовые походы или далекие экспедиции, манящие своей неопределенностью. Как и Уильям Маршал, они стремились обольстить богатую наследницу, способную принести им то состояние, которое не могли обеспечить ни их подвиги, ни происхождение. Этим объясняется позднее вступление в брак.
Возможно, именно этому сообществу молодых рыцарей, жадных до любовных и военных подвигов, и адресовались рыцарские романы и куртуазная литература. В ней они находили изображение общества, не существовавшего на деле, но того самого, какое, несомненно, пришлось бы
им по вкусу. Общества, где качества, деятельность и стремления рыцарского класса почитались единственно возможными и истинными идеалами.
Рыцарство предполагало не только определенный образ жизни, но и определенный этикет. Даже если считать исторически неопровержимым моральное обязательство, принимаемое молодым воином в день посвящения, тем не менее? нужно признать, что о существовании настоящего рыцарского кодекса свидетельствует только литература. А всем известна дистанция между литературным образцом и повседневной действительностью. Да и, наконец, правила этого кодекса не одинаковы в разных произведениях, и их дух существенно изменяется в течение всего века. Идеалы Кретьена де Труа - это уже не идеалы «Песни о Роланде».
В общем виде рыцарский кодекс базируется на трех основных принципах: верность данному слову, порядочность в отношениях с людьми; великодушие; помощь Церкви и защита ее добра.
В XIII веке образцом совершенного рыцаря стал Персеваль, и, конечно же, Галахэд в том виде, в каком они оба появились в 1220 году в «Поисках Святого Грааля». По сути, они оба воины -крестоносцы. Однако до XIV образцом для подражания не был Ланселот, ставший неопровержимым идеалом в дальнейшем (и видимо уже навсегда), чьи любовные приключения с королевой Геньеврой имеют некоторые черты, несовместимые с рыцарскими добродетелями. «Солнцем всего рыцарства» до XI в. считался Гавейн, племянник короля Артура, один из участников Круглого стола, обладавший всеми необходимыми для рыцаря качествами.
Каким же должен быть идеальный рыцарь? Прежде всего, он должен быть искренен, добр и благороден; кроме того, должен обладать набожностью и умеренностью; отвагой и физической силой; презрением к усталости, страданию и смерти; сознанием собственного достоинства; гордостью за свою принадлежность к благородному роду; искренним служением сеньору, соблюдением обещанной верности; и, наконец, истинно рыцарскими добродетелями, по-старофранцузски называемыми «largesse» (условно «широта души») и «courtoisie» («куртуазность, изысканность, деликатность, утонченность»). В список добродетелей попадали также мужество (pronesse), верность (loyauté), благоразумие (le sens, в смысле умеренности), чувство чести (honneur), вольность (franchisse).
В полной мере это все равно не сможет передать ни один термин современного языка.
Понятие «largesse» включало в себя щедрость, великодушие и расточительность одновременно. Оно предполагало богатство. Противоположность этого качества - скупость и поиск выгоды, характерные черты торговцев и мещан, которых Кретьен неизменно представляет в смешном свете. В обществе, где большинство рыцарей жили весьма бедно и именно на те средства, что благоволили пожаловать их покровители, литература, естественно, восхваляла подарки, расходы, расточительность и проявление роскоши.
Понятие «courtoisie» еще труднее поддается определению. Оно включает все вышеперечисленные качества, но прибавляет к ним физическую красоту, изящество и желание нравиться; доброту и нестареющую душу, утонченность сердца и манер; чувство юмора, ум, изысканную вежливость, одним словом, по выражению французского медеевиста М. Пастуро - некоторый снобизм [2].
Кроме всего прочего, оно предполагает молодость, жажду сражений и удовольствий, приключений и праздности. Этим качествам противоположны «низость, подлость, мужиковатость» (vilainie) - недостаток, присущий вилланам, мужланам, людям низкого происхождения и особенно дурно воспитанным.
Вот как описывает Т. Мэлори в своей книге «Смерть Артура» идеального рыцаря: «А покуда так они беседовали меж собою, вошли вдруг туда двенадцать монахинь и ввели с собою Га-лахада, а был он лицом столь прекрасен и статен телом, что едва ли можно было в мире сыскать ему равного. И все женщины шли и плакали.
- Сэр, - сказали они все разом, - мы привели вам этого отрока, которого мы вырастили, и просим вас посвятить его в рыцари, ибо от руки более достойной не мог бы он получить посвящение в Рыцарский Орден.
Поглядел сэр Ланселот на юного пажа и увидел, что он хорош собою и кроток, как голубица, и исполнен достоинства, и подумалось сэру Ланселоту, что среди сверстников не попадался ему ни один столь совершенный обликом. И сказал тогда сэр Ланселот:
- От него ли самого исходит это желание?
И отрок и все они отвечали: «Да!»
- Тогда, - сказал сэр Ланселот, - он получит посвящение в Рыцарский Орден в славный день великого праздника.
И устроили Ланселота на ночлег со всем радушием. А наутро при первых лучах зари он по желанию Галахада посвятил его в рыцари и сказал:
- Бог да сделает тебя хорошим человеком, ибо красотой ты не уступишь никому на этом свете» [3].
Как видим мы из этого текста, решающими стали кротость, красивая внешность и достоинство. Ну и разумеется желание юного Галахада. Кроме того, для того, чтобы обрести эти качества и, следовательно, стать истинным рыцарем, одного благородного происхождения считалось недостаточно - природные данные следовало облагораживать специальным воспитанием и совершенствовать себя повседневной практикой при дворе влиятельного сеньора. В этом отношении двор короля Артура представлялся образцовым. Именно там находились самые красивые дамы, самые доблестные рыцари, царили самые куртуазные манеры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Le chanson d'Ami et d'Amile. Edition P. Dembrowski. - Paris, 1969, vers 3264-3267.
2. Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола [Электронный ресурс]: пер. с фр. М. О. Гончар / М. Пастуро; науч. ред., коммент. и послесл. Т. Д. Сергеевой. - М.: Мол. гвардия, 2001. - 239 с. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/middle_ages/pasturo/glava2.htm
3. Мэлори, Т. Смерть Артура [Электронный ресурс] / Т. Мэлори. - М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. - Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/MELORY/arthur_death.txt.
УДК 930 ББК 60.542.5
Н. В. Селюнина
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ ВОЙНЫ НА ЮГЕ РОССИИ В 1941-1945 гг.
Аннотация. В статье представлен опыт руководителей страны в массовой поддержке населения. Как известно, правительства, опирающиеся на большинство народа, способны решать задачи огромной важности и сложности. Такой задачей являлась мобилизация всех сил и средств страны для достижения победы над фашистской Германией и ее союзниками в ходе Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: нации, политика, мобилизация, союзники, управленческая система, государственная собственность, правящая партия.
N. V. Selunina
THE SOCIAL HELP TO THE WAR-DISABLED PERSONS ON THE SOUTH OF RUSSIA IN 1941-1945
Abstract. In the article was presented the experience of leaders of the country in the mass support of the people. As know, the governments which were supported by the most people could solve the problems of great importance and complicity. Such problem was the mobilization all powers and means of the country for achievement the victory over fascist Germany and its allies during the Great Domestic War.
Key words: nations, policy, mobilization, allies, management structures, State property, ruling
party.
Массовая поддержка населением правительства своей страны всегда определяется степенью его социальной ориентированности. Руководители страны быстро теряют популярность у большинства нации, если их политика направлена на защиту интересов только отдельных малочисленных социальных групп. Как известно, правительства, опирающиеся на большинство народа, способны решать исторические задачи огромной важности и сложности. Такой задачей являлась мобилизация всех сил и средств страны для достижения победы над фашистской Германией и её союзниками в ходе Великой Отечественной войны. Исторический опыт предыдущих поколений свидетельствует, что управленческая система военной модели проводила реальную социальную политику всесторонней поддержки военнослужащих и их семей во всех регионах СССР, в том числе и на Юге России. Экономической основой этой политики являлась государственная собственность на средства производства, позволяющая правящей партии добиваться от правительства выделения соответствующих бюджетных ассигнований. В 1941-1943 гг. дефицит государственного бюджета составил около 38 млрд. рублей, а каждый день войны обходился обществу на сумму около 400 млн. рублей. Тем не менее, правительство стремилось использовать любые возможности для реализации социальных проблем.
Каждый день кровопролитной и продолжительной войны наносил огромный урон советским воинским частям и гражданскому населению. В районах ожесточённых боёв росло количество убитых и раненых, многие бойцы и командиры становились инвалидами, часто нетрудоспособ-