В статье проведено исследование рынка высшего образования Нижегородской области, выявлены тенденции, характерные для высшей школы региона. За период 1995-2006 гг. проведен анализ основных показателей системы высшего образования, выполнен их прогноз до 2012 г.
Рынок высшего образования Нижегородской области
А. П. ЕГОРШИН,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, О. Г. ПОНОМАРЕВА,
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Рынок высшего образования в посткризисный период
Экономический кризис, охвативший Россию в конце ХХ века, отрицательно сказался на развитии системы высшего образования. Так, численность студентов высших учебных заведений Нижегородской области в 1985-1992 гг. уменьшилась на 5,2 тыс. чел., или на 8,4%. За 1985-1993 гг. прием в вузы снизился на 17% - с 12,6 тыс. чел. до 10,6 тыс. чел. в год. Число студентов на 10000 чел. населения на конец 1994 г. составляло 148 чел. (в среднем по России - 171). Ситуация начала медленно меняться к лучшему с 1995 г. (табл. 1).
В настоящее время на территории Нижегородской области действуют 18 государственных высших учебных заведений, 30 филиалов нижегородских и иногородних государственных вузов, 20 филиалов негосударственных вузов и два негосударственных вуза (Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, Нижегородская правовая академия).
За 1995-2006 гг. общая численность студентов в области выросла в 3,2 раза, в государственных вузах - в 2,7 раза. Доля студентов негосударственных вузов в общей численности увеличилась с 2% в 1998 г. до 15% в 2006 г.
© ЭКО 2008 г.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 93
Показатели системы высшего профессионального образования Нижегородской области в 1995—2006 гг., тыс. чел.
Показатель 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Общая численность студентов В том числе: государственных вузов негосударственных вузов 58,4 78 109,1 131,1 149,7 165 175,3 182,2 186,9
58,4 76,6 97,5 113,6 124,3 139,3 150,4 153,7 158,8
0 1,4 11,6 17,5 25,4 25,7 25 28,5 28,1
Приём в вузы В том числе: в государственные в негосударственные 13,1 22,7 27,7 34,4 43,6 43,5 45,2 42,8 47,1
13,1 20,7 21,7 27,6 35,6 37,4 39,0 36,1 40,3
0 2,0 6,0 6,8 8,0 6,1 6,2 6,7 6,8
Численность выпускников вузов В том числе: государственных негосударственных 9 10,5 13,9 16,2 21,0 23,3 25,2 29,6 30,8
9 10,4 13,6 15,7 20 22 23,3 25,2 26
0 0,1 0,3 0,5 1 1,3 1,9 4,4 4,8
Источник: Нижегородстат, Департамент образования Нижегородской области.
Значительно увеличилось количество студентов, обучающихся на внебюджетной основе. Если в 2001 г. на условиях полного возмещения затрат в государственных и негосударственных вузах обучалось 69,7 тыс. чел. (53% от общего их числа), то в 2006 г. их количество выросло в 1,8 раза и достигло 125,1 тыс. чел. (67%). Особенно быстро растет контингент «платных» студентов в государственных вузах при практически стабильной численности «бюджетников»: в 2001 г. на платной основе обучалось 52,2 тыс. чел., в 2006 г. - 97 тыс. чел. (рис. 1).
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Рис. 1. Динамика численности студентов государственных вузов Нижегородской области в 2000-2006 гг., тыс. чел.
Таким образом, высшее образование перестает быть бесплатным для большей части обучающихся в вузах области. Больший объем платных услуг оказывается государственными вузами, вопреки распространенному мнению, что их в основном оказывают негосударственные вузы.
В 2006 г. в вузы Нижегородской области поступило 47,1 тыс. чел., что в 3,6 раза больше, чем в 1995 г. (табл. 2). Прием в государственные вузы увеличился в три раза и составил в 2006 г. 85,6% от общего набора. Прием в негосударственные вузы после резкого роста, вызванного открытием большого количества филиалов в 1990-х годах, стабилизировался с 2000 г., и его рост за последующий период незначителен. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли поступивших на обучение с полным возмещением затрат.
За 1998-2006 гг. количество студентов, поступивших на бюджетные места, оставалось стабильным по численности, но их доля в общем приеме снизилась вдвое, а студентов, поступивших на платное обучение, - увеличилось в 3,3 раза и достигло 35 тыс. чел. (74,3% от общего приема). Это еще раз подтверждает, что основной объем платных услуг оказывается государственными вузами, что вполне объяснимо наличием материально-технической базы и постоянного профессорско-преподавательского состава.
Основной вклад в развитие платного обучения вносит заочная форма, так как получение второго высшего образования,
□ Бюджетное □Платное
43,7
55,8
62,2
62,1
63,1
86,1
64,3
92,2
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
97
76,2
52,2
61,4
в том числе по сокращенным программам на базе среднего профессионального образования, возможно только на платной основе. Прием в государственные вузы Нижегородской области по заочной форме обучения вырос в 2000-2006 гг. с 6,6 тыс. чел. до 19,9 тыс. чел., то есть в три раза, при уменьшении приема на бюджетные места. Так, прием на бюджетное заочное обучение снизился с 2,8 до 2,6 тыс. чел., а на платное - вырос с 3,8 до 17,3 тыс. чел., то есть в 4,6 раза. В негосударственных вузах из принятых в 2006 г. 6,8 тыс. студентов 5,3 тыс. чел. (78%) зачислены на заочную форму обучения.
Таблица 2
Количество зачисленных в высшие учебные заведения Нижегородской области в 1995—2006 гг., тыс. чел.
Число зачисленных в вузы 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего 13,1 22,7 27,7 34,4 43,6 43,5 45,2 42,8 47,1
В том числе на бюджет % к общему приему 11,3 12,0 12,5 13,2 13,4 13,2 13,3 12,6 12,1
86,3 52,9 45,1 38,3 30,7 30,3 29,4 29,4 25,7
Из них негосударственные вузы % к общему приему - 2,0 6,0 6,8 8,0 6,1 6,2 6,7 6,8
- 8,8 21,6 19,8 18,3 14,0 13,7 15,6 14,4
С полным возмещением затрат % к общему приему 1,8 10,7 15,2 21,2 30,2 30,3 31,9 30,2 35,0
13,7 47,1 54,9 61,7 69,3 69,7 70,6 70,6 74,3
Обращает на себя внимание резкое увеличение численности принятых на заочную форму обучения в районах области на базе открываемых представительств вузов. Очевидно, что вузы, расширяющие сегодня свое присутствие в районах, способны в дальнейшем во многом нейтрализовать последствия демографического спада.
Динамика численности выпускников Нижегородской области представлена на рис. 2. Если в 1995 г. было выпущено всего
9 тыс. чел., то в 2006 г. - 30,8 тыс. чел., то есть рост составил 3,4 раза. В значительной степени он обеспечивается за счет выпуска специалистов в государственных вузах. За указанный период их количество увеличилось в 2,9 раза и составило 84% от общего выпуска. Выпуск бакалавров и специалистов в негосударственных вузах значительно меньше: в 2006 г. он составил всего 4,8 тыс. чел., или 16% от общего выпуска специалистов.
35 30 25 20 15
10 5 0
□ Число выпускников высших учебных заведений: □ государственных щ негосударственных
Рис. 2. Выпуск студентов вузов Нижегородской области в 1995-2006 гг., тыс. чел.
Прогноз развития высшего образования
Проведённый STEP-анализ факторов социального и экономического состояния Нижегородской области, рынка трудовых ресурсов и системы образования позволяет утверждать, что развитие экономики региона на ближайшие пять лет пойдет по реалистическому сценарию. Это позволяет разработать реалистичный прогноз развития системы высшего образования (рис. 3).
Построенный путем экстраполяции данных о численности, приеме и выпуске студентов за период 1995-2006 гг. прогноз основных показателей системы высшего образования Нижегородской области на период до 2012г. показал следующее. Предполагаемая численность студентов вузов достигнет в 2012 г. 277,7 тыс. чел. Прием и выпуск студентов увеличатся и составят 71,1 и 42,4 тыс. чел. соответственно.
29,6
30,8
21
20
25,2
23,3 23,3
22
-1-6,-2
13,9 13,6
15,7
-----1"0;5---
9 9 10,4
1,3
1,9
25,2
4,4
1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
26
4,8
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
4 ЭКО №8, 2008
СО
00
150 -
О» *
О
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007* 200!
—ф—Численность студентов вузов —щ—Приём в вузы —Выпуске
Прогноз
Рис. 3. Показатели системы высшего образования Нижегородской области до 2012 г., тыс. чел.
Структура специальностей
В 1995-2006 гг. произошли изменения в структуре специальностей высшего образования Нижегородской области в связи с переходом на многоуровневую систему подготовки и требованиями рынка трудовых ресурсов. В 1995 г. подготовка велась по 145 специальностям, из которых 50% были технического профиля, 22% - гуманитарного, 12% - естественно-научного, 5% -экономико-управленческого. В настоящее время высшее образование в области представлено более чем 170 специальностями и направлениями подготовки, из которых 60% относится к техническому профилю, 13% - гуманитарному, 12% - экономико-управленческому, 8% - естественно-научному.
Обращает на себя внимание рост численности студентов по группе специальностей «Экономика и управление», причем его темпы в негосударственных вузах в несколько раз выше, чем в государственных. Количество обучающихся по этим специальностям в государственных вузах в 2000-2006 гг. увеличилось на 42,7 тыс. чел., или в 2,7 раза. Их доля в общей численности студентов в 2000 г. составляла 22%, в 2006 г. - 35%. Значительный рост объясняется открытием в технических вузах широкого спектра непрофильных экономических и гуманитарных специальностей в соответствии с потребностями рынка. Количество студентов, получающих экономическое образование в негосударственных вузах, только за 2002-2006 гг. увеличилось в 4,4 раза и в 2006 г. составило 14 тыс. чел. Их доля в общем количестве студентов негосударственных вузов выросла с 12,6% в 2002 г. до 50% в 2006 г.
Более высокие темпы роста числа студентов в негосударственных вузах объясняются тем, что последние изначально при открытии ориентировались на обучение по экономическим и гуманитарным специальностям, так как это не требует значительных материальных вложений. Негосударственные вузы быстрее адаптируются к изменяющимся рыночным условиям, реагируя на спрос открытием новых специальностей, востребованных на рынке труда.
В 2006 г. студенты Нижегородской области распределились по группам специальностей следующим образом: «Экономика
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
4*
и управление» - 42%, технические науки - 25, гуманитарно-социальные - 20, образование, педагогика, здравоохранение и культура - 10, сельское хозяйство - 3%.
Результаты приема абитуриентов 2006 г. показали, что интерес к гуманитарно-экономическим специальностям продолжает расти. На специальности «Экономика и управление» поступило 49% от общего набора, на гуманитарно-социальные -24%. В целом гуманитарно-экономические сферы предпочли более 70% всех поступивших, естественные науки - 4% абитуриентов, технические - 16%.
Выявленные тенденции характерны и для российского рынка образования. Так, в 2000 г. в Нижегородской области по ним обучалось, как и в среднем по России, 25% студентов, в 2003 г. по России - 30%, в Нижегородской области - 33%.
Таким образом, нарушены разумные пропорции рынков высшего образования и трудовых ресурсов. Дисбаланс в ближайшей перспективе приведёт к дефициту специальностей в отраслях материального производства и к проблемам в трудоустройстве специалистов экономико-управленческого и гуманитарно-социального профиля.
«ЭКО»-информ
В 2007 г. государственными высшими и средними специальными учебными заведениями Новосибирской области было выпущено 14,8 тыс. специалистов, обучавшихся по очной форме обучения за счет бюджетных средств (104% к уровню 2006 г.), в том числе высшее образование получили 9,1 тыс. человек, среднее специальное - 5,7 тыс. человек.
Из выпускников высших учебных заведений имели направление на работу 45,2%, а средних специальных - 32,5%.
В настоящее время в государственных высших и средних специальных учебных заведениях Новосибирской области обучаются 201,3 тыс. человек (97,9% к уровню 2006 учебного года), в том числе по очной форме обучения - 111,8 тыс. человек (97,5%).
Источник: Новосибирскстат. E-mail: [email protected]