Научная статья на тему 'Рынок цветных металлов: проблемы производства и формирования системы распределения продукции'

Рынок цветных металлов: проблемы производства и формирования системы распределения продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1710
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирмаров Александр Викторович

В статье анализируются проблемы производства и распределения цветных металлов в условиях развития рыночных отношений в экономике России. Рассматриваются особенности рынка цветных металлов России и Свердловской области. Даются рекомендации по организации системы распределения цветных металлов на региональном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок цветных металлов: проблемы производства и формирования системы распределения продукции»

Александр Викторович Кирмаров

Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и маркетинга Уральского

государственного

экономического

РЫНОК ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ:

ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ

Формирование в российской экономике рыночных отношений положило начало процессу образования рынков различных видов товаров. Развитие внутренних рынков в первую очередь зависит от экономической ситуации в государстве. Влияние внешних рынков на развитие внутренних зависит от степени интеграции страны в мировую экономику.

Огромное значение для нормального функционирования государства имеют формирующиеся рынки продукции производственно-технического назначения (ППТН). Основными потребителями данной продукции являются отрасли производственной сферы, наибольшую долю в которых занимает промышленность, обеспечивающая в последние годы 63-65% от общего производства товаров [1. С. 18]. Кроме того, промышленность является и основным производителем ППТН.

Быстрое развитие экономических отношений нового типа в России сопровождалось падением фактических объемов промышленного производства (несмотря на рост объемов в денежном выражении), а также снижением уровня рентабельности продукции. Падение объемов производства меньше всего коснулось сырьевых и значительно больше обрабатывающих отраслей. В результате неравномерного спада производства и различной динамики цен на продукцию в разных отраслях изменилась структура промышленного производства: в 3-4 раза возросла доля

электроэнергетики и топливной промышленности, почти в 2 раза снизилась доля машиностроения и металлообработки и цветной металлургии, в 6 раз снизилась доля легкой промышленности. Ежегодный рейтинг 200 крупнейших компаний России, публикуемый журналом «Эксперт», показывает, что в 1994-1999 гг. 18 из 20 занимающих первые места в этом рейтинге компаний России по объемам реализации продукции принадлежали к сырьевым отраслям (ТЭК и металлургия). При этом на долю сырьевиков и энергетиков приходилось 79-83% совокупной реализации. Первые 20 предприятий страны на протяжении 1994-1999 гг. обеспечивали около 50% общего объема промышленной продукции, произведенного в России; на них работало около 15-20% всех занятых в промышленности.

Особенностью формирования рыночной экономики в России является то, что этот процесс начался одновременно с политической реформой,

изменившей существовавший строй, и происходил на фоне

непрекращающегося спада производства. Основными факторами,

вызвавшими спад промышленного производства и мешающими нормальному развитию рынков ППТН, являются:

1. Распад единого государства, приведший к потере традиционных рынков сбыта и поставщиков сырья и полуфабрикатов, к появлению на пути товарных потоков дополнительных ограничений.

2. Сокращение государственного оборонного заказа более чем в 5 раз.

3. Разрушение системы государственного регулирования экономики,

без создания новой системы рыночного регулирования, особенно

необходимой в условиях трансформационной экономики.

4. Либерализация цен при отсутствии действенного контроля над ценообразованием.

5. Технологическая отсталость промышленности и структурное несоответствие имеющихся производственных мощностей изменившимся общественным потребностям.

Особое значение для социально-экономического развития страны имеют внеэкономические факторы, особая роль которых исторически обусловлена годами существовавшим диктатом идеологии, власти и государства над экономикой. Устранение государства от управления большинством хозяйственных процессов привело к прогрессирующей потере управления всеми звеньями народного хозяйства, что не только вызвало разрушение производительных сил и кризис всей общественной системы, но и поставило под вопрос существование России как единого государства. Существующая фискальная система налогообложения не только не стимулирует производительную деятельность рыночных структур, но и дает стимул криминализации экономики и уходу экономической деятельности «в тень», провоцирует «бегство» капитала за пределы России, не создает условий для внутренних и внешних инвестиций.

Составной частью российского рынка ППТН является рынок цветных металлов, ситуация на котором тесно связана с положением в российской промышленности. Отметим, что рынок цветных металлов - один из важнейших для нормального функционирования промышленности и, соответственно, экономики государства в целом.

Вследствие распада СССР большая часть сырьевой базы цветной металлургии России осталась за ее рубежами, из-за чего наблюдается дефицит целого ряда руд. Кризис экономики и неэффективная налоговая система привели к тому, что добыча минеральных ресурсов не компенсируется новыми разведанными запасами. Российская сырьевая база достаточно велика, но по сравнению с зарубежной, отличается низким качеством руд, сложными горно-геологическими условиями их разработки и суровым климатом районов освоения.

Спад промышленного производства в России привел к сокращению внутреннего рынка цветных металлов. В 1997-1998 гг. внутренний спрос на цветные металлы составлял: по алюминию - около 30%; меди - 40; никелю -

35; цинку - 65; свинцу - 55; олову - 35% от уровня 1992 г. [2. Ч. 1. С. XV]. Падение внутреннего спроса вместе с другими факторами, рассмотренными выше, привело к снижению производства продукции цветной металлургии в России. Спад в основном затронул производство продукции глубокой переработки (проката) и в меньшей степени - производство сырья. Это связано с тем, что снижение внутреннего спроса на сырье было частично компенсировано экспортными поставками, тогда как прокат оказался недостаточно конкурентоспособным на мировом рынке, кроме того, производители проката стали испытывать дефицит сырья, значительная часть которого стала уходить за рубеж.

Потеря многими предприятиями оборотных средств в результате высокой инфляции вместе с проблемами, возникшими из-за недостатка металлургического сырья, обусловили необходимость использования многими производителями взаимозачетов (доля продукции, реализуемой по взаимозачетам, выросла с 45,9% в 1994 г. до 60-70% в 1996 г. [3. С. 42]), бартера, схемы «финансы - сырье - товар» и толлинга.

Наиболее широкое распространение в цветной металлургии получил толлинг - работа предприятий на «давальческом» импортном сырье. Впервые он был введен в алюминиевой промышленности в 1992-1993 гг. как вынужденная временная мера для предотвращения остановки заводов, лишившихся после развала СССР традиционных источников глинозема, а затем распространился и на другие подотрасли. За счет временных льгот (освобождение от НДС и таможенных пошлин) заводы должны были, укрепив собственные ресурсы, перейти на прямые закупки сырья и экспорт металла, что удалось сделать немногим. Эффективность толлинга зависит от политики посредников-толлингеров, которые часто и контролируют переработчиков. В

1997 г. удельный вес толлинга в общем объеме производства свинца составлял 52,4%; первичного алюминия - 48,3; цинка - 52,8; олова - 67,3; никеля - 33; кобальта - 32,4; рафинированной меди - 14,4% [4. С. 50]. В 1998-1998 гг. толлинг в алюминиевой промышленности России оценивался в 58-63% от общего объема производства [5. С. 8].

Необходимо отметить, что такие схемы работы, как «финансы - сырье - товар» и толлинг снимают с предприятия заботу о сбыте продукции.

Объем экспорта цветных металлов с 1990 г. увеличился примерно в 3 раза и составил около 80% объема производства (в 1990 г. - 23%); доля России в мировом экспорте возросла с 7% в 1990 г. до 19% в 1996 г. [2. Ч. 1. С. II]. Алюминий дает около 50% выручки от экспорта цветных металлов, медь - около 17%; никель - около 11%. По всем цветным металлам удельный вес в экспорте продукции повышенной технологической готовности не превышает 10%. Так, в экспорте меди в 1997 и 1998 гг. доля сырья составляла соответственно 67 и 62%; алюминия - 86 и 82; никеля - по 96% [6. С. 27]. Снижение внутреннего спроса вызвало выход на внешний рынок металлов, которые ранее импортировались или полностью потреблялись внутри страны: олово, титан, магний, вольфрам. Экспорт позволяет загрузить производственные мощности, обеспечить работой персонал, улучшить финансовое положение предприятий.

Большинство предприятий цветной металлургии находятся в тяжелом финансово-экономическом положении. Средний уровень их рентабельности сократился с 52,3% в 1992 г. до 11,4% в 1997 г. [7. С. 189]. Имеет место дефицит финансовых средств для проведения реструктуризации производства и сбыта предприятий, для осуществления инвестиций в новые технологии и сырьевую базу.

В условиях трансформации экономики страны значительную роль играет экономическое развитие регионов, на уровне которых и формируются первые ростки нового. Специфика регионов определяется такими факторами, влияющими на формирующиеся в них рынки, как географическое положение, природно-ресурсный, трудовой и промышленный потенциал, местное законодательство, демографические и культурные особенности.

В каждом регионе могут существовать несколько относительно обособленных экономических подсистем, сконцентрированных на ограниченной территории. Для какого-либо укрупненного вида продукции (как, например, цветные металлы) внутрирегиональные особенности, на наш взгляд, целесообразнее рассматривать на уровне хозяйственных подсистем наиболее высокого таксономического ранга, таких как локальный территориально-произ-водственный комплекс (ЛТПК). Состав ЛТПК и связанный с их исследованием концептуальный подход были предложены в трудах профессоров

Е.Г. Анимицы и М.Д. Шарыгина.

Для оценки развития промышленности Свердловской области нами были рассчитаны индексы физического объема производства по отраслям промышленности в динамике с 1991 по 1999 г. Анализ показал, что наиболее резкий спад производства наблюдался с 1992 по 1994 г., после чего темпы спада снизились. В 1998-1999 гг. наметился рост объемов производства в цветной металлургии (в 1999 г. он составил 22,9%). В 1999 г. на 4-24% выросли объемы производства в пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, химической промышленности, машиностроении и черной металлургии.

К 2000 г. наибольший удельный вес в общем объеме промышленной продукции Свердловской области имели цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика. Сравнение общероссийской и областной структуры промышленного производства показывает более высокую долю в областной структуре цветной и черной металлургии и меньшую долю топливной, химической, легкой и пищевой промышленности.

Производство продукции цветной металлургии в Свердловской области достаточно развито. В 1999 г. ее доля в общем объеме промышленного производства области составила 32,2% (в 1998 г. - 24,6%) [8. С. 6]. Производство сосредоточено в Свердловском, Нижнетагильском и Серово-Ивдельском ЛТПК, в других ЛТПК оно отсутствует. Ряд предприятий включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих по отдельным товарным группам долю более 35% на товарном рынке Российской Федерации.

Анализ структуры производства (в стоимостном выражении) показал, что ведущее место в ней занимает продукция алюминиевого комплекса (более 60%) и медной подотрасли (более 16%). Исследование номенклатуры производимой в области продукции цветной металлургии показало, что производство большинства видов продукции сосредоточено на единственном предприятии (за исключением предприятий по производству алюминия, черновой меди и добывающих предприятий, хотя концентрация производства на них также велика).

Анализ деятельности основных производителей продукции цветной металлургии в Свердловской области показал, что в 1993-1999 гг. имел место значительный спад производства по всей номенклатуре продукции, обусловленный падением внутреннего спроса на нее. Пик пришелся на 19941995 гг.; в последние же годы на ряде предприятий был отмечен рост производства. Практически по всем видам продукции цветной металлургии наблюдалось снижение объемов реализации, в меньшей степени затронувшее первичный алюминий и в большей - никель и все виды проката, кроме алюминиевого.

В связи с наличием в области развитой цветной металлургии от решения проблемы сбыта продукции, производимой отраслью, зависят не только экономические показатели производителей, но и социальное положение региона. Удовлетворение существующего и будущего спроса на продукцию цветной металлургии возможно при решении проблем технического перево-оружения и структурной перестройки производства, внедрения современных, экологически безопасных технологий и освоения новых видов продукции.

В условиях значительного спада внутреннего спроса, развитие производства во многом будет определяться ростом экспорта и мерами по развитию внутреннего рынка цветных металлов, включая организацию рациональной системы распределительной логистики.

В условиях формирования рыночных отношений в России особую значимость приобрела проблема организации адекватной новой экономике сферы обращения материальных и производственных ресурсов, так как в самом начале реформ прежняя система материально-технического снабжения (МТС) была ликвидирована, а замены ей предложено не было.

Одним из инструментов реализации движущей силы рыночного механизма является логистика, охватывающая целый комплекс отношений в сфере организации и управления движением материальных потоков. Она помогает рыночным субъектам формировать эффективную стратегию обеспечения конкурентного преимущества за счет повышения эффективности процесса товародвижения и связанных с ним услуг, что позволяет полнее удовлетворять запросы потребителя.

Дореформенный период российской экономики характеризовался жестким распределением материальных ресурсов в порядке фондирования и имитирования. Основной функцией существовавшей системы органов МТС являлось централизованное распределение фондов материальных ресурсов для государственных предприятий, работавших во внерыночной среде. Поэтому система оказалась совершенно не готовой к работе в новых

экономических условиях. Мировой опыт показывает, что для эффективной работы в условиях рыночной экономики нужна развитая инфраструктура товарного рынка, призванная содействовать «встрече» продавца и покупателя, обеспечивать выполнение логистических операций по хранению, транспортированию и доставке продукции, предоставлять информацию о спросе и предложении товаров, их цене, условиях продажи и т.п. Задача инфраструктуры - способствовать формированию эффективной

конкурентной среды, создавая условия для сокращения времени реализации товара и ускорения оборота капитала, для снижения издержек обращения и поддержания оптимального уровня спроса и предложения на рынке.

Таким образом, построение новой рыночной системы распределения материальных ресурсов во многом зависит от формирования рыночных механизмов, обеспечивающих саморегуляцию рынка, от развития инфраструктуры рынка, нормативно-правовой базы его функционирования и использования передового научного инструментария логистики и

маркетинга.

Особенности построения логистической системы реализации цветных металлов обусловлены существующими условиями производства,

транспортирования и хранения продукции цветной металлургии, а также маркетинговыми особенностями ее реализации. На рынке цветных металлов обращаются не только сами металлы, но и их руды и концентраты и материалы, используемые в производстве (флюсы, присадки и т.п.).

На формирование системы распределительной логистики на рынке цветных металлов (как на национальном, так и на региональном уровне) влияют следующие производственные особенности.

1. Производство ряда товаров связано с побочным производством товарной продукции других отраслей, реализуемой на их же товарных рынках.

2. При производстве ряда металлов получают сопутствующие металлы, зачастую драгоценные или редкоземельные. Большая часть продукции, производимой в отрасли, является сырьем для других предприятий этой же отрасли, в результате чего формируются длинные производственные цепочки получения конечного продукта, используемого другими отраслями.

3. При производстве продукции цветной металлургии выделяются вещества, загрязняющие окружающую среду. Экологический фактор должен учитываться при размещении производств и планировании объемов выпуска. Мероприятия по снижению загрязняющих воздействий прямо влияют на цену продукции и, соответственно, на ее сбыт.

4. Цветная металлургия относится к отраслям так называемых технологических монополий, деятельность которых ориентирована на федеральный рынок. В результате производство различных видов продукции сосредоточено на ограниченном числе предприятий, а иногда - на единственном.

На основе данных Свердловского областного комитета государственной статистики о потреблении и производственных запасах цветных металлов в области за 1990-1995 гг. и экспертных оценок проведен анализ спроса на продукцию цветной металлургии. Он показал, что в нашей

области потребляется широкий спектр продукции цветной металлургии. В связи со спадом объемов промышленного производства произошло снижение потребления и по всем видам продукции цветной металлургии.

Большую часть в структуре потребления продукции цветной металлургии занимает сырье цветных металлов (около 90% в натуральном и 80% в денежном выражении), остальное приходится на прокат цветных металлов. Наибольший удельный вес в структурах потребления и производственных запасов сырья имеет первичный алюминий, проката -алюминиевый прокат. Наибольшая доля потребления цветных металлов приходится на промышленность, основными потребителями в которой являются черная и цветная металлургия и машиностроение.

Изучение внутрирегиональной структуры потребления продукции цветной металлургии показало, что наибольшие объемы потребления и запасов приходятся на Свердловский, Нижнетагильский и в меньшей степени на Серово-Ивдельский ЛТПК, тогда как в других ЛТПК потребление минимально или отсутствует. Такое распределение потребления связано с концентрацией в указанных ЛТПК предприятий, принадлежащих к основным отраслям, потребляющим продукцию цветной металлургии.

Анализ концентрации спроса по отдельным потребителям выявил высокий ее уровень, что свидетельствует о наличии на рынке крупных потребителей. Концентрация потребления продукции более высокого передела (проката) ниже, чем по сырью.

В результате спада объемов производства произошло значительное снижение запасов продукции цветной металлургии у потребителей. Вместе с тем на ряде предприятий уровень запасов возрос и даже превысил годовые объемы ее потребления.

Заметно изменилась территориальная структура реализации большинства наименований цветных металлов. Увеличилась доля их реализации в России и Свердловской области. За пределы области вывозится от 10 до 97% производимого сырья и от 5 до 95% проката цветных металлов (в зависимости от вида). Увеличился экспорт двух наиболее конкурентоспособных продуктов, производимых в области, - алюминия первичного и титанового проката, по остальной продукции доля экспортных поставок сократилась (из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР и недостаточной конкурентоспособности производимой продукции).

Начало реформ в России связано с развитием отдельных элементов рыночной инфраструктуры. Это происходило как путем преобразования ранее действовавших структур, так и путем создания новых. Если организации, занимающиеся закупкой и хранением товаров для государственных нужд, существовали и в условиях централизованной экономики, то такие структуры, как товарные биржи, ярмарки и аукционы, отсутствовали или не были достаточно развиты.

Анализ места и роли инфраструктуры товарного рынка в формировании системы распределительной логистики рынка цветных металлов в Свердловской области показал, что значение большинства ее элементов в организации рыночного обращения невелико. Наибольшее

влияние на процесс формирования оказывают оптово-посреднические предприятия и предприятия, предлагающие логистические услуги. Они не только обеспечивают эффективное продвижение товаров от производителя к потребителю, но и предоставляют на рынок дополнительные услуги.

Оптовые предприятия, занимающиеся торговлей цветными металлами, неравномерно размещены на территории Свердловской области. Основная их часть сконцентрирована в центральном Свердловском ЛТПК. За период 1990-

1998 гг. значительно снизились объемы реализации продукции цветной металлургии оптовыми предприятиями и количество потребителей (за счет прекращения связей за пределами Свердловской области и спада производства), сократились объемы закупаемых партий металла, увеличилась звенность товародвижения в процессе распределения цветных металлов, снизилась рентабельность деятельности оптовых предприятий (из-за стабилизации цен на продукцию и роста в логистических издержках доли условно постоянных расходов на фоне снижения натуральных объемов реализации).

Процесс создания сервисных распределительных металлоцентров, занимающих значительное место в распределении металлопродукции за рубежом, в России только начинается. Их создание осложняется как несогласованностью действий субъектов рынка, так и недостаточно высоким спросом на услуги таких центров из-за неэффективной структуры производства и малой его загрузки. Спрос на складские услуги по ППТН нестабилен. На рынок редко предлагается целый комплекс услуг по хранению (складирование, погрузка-разгрузка с использованием различных видов транспорта, информационное обеспечение процесса).

Функционирование в регионе хозяйствующих субъектов напрямую зависит как от экономического развития самого региона и страны в целом, так и от основных тенденций в мировой экономике. Поэтому перспективность регионального рынка цветных металлов в значительной мере определяется государственной политикой по развитию рыночных отношений и конкретных товарных рынков. На современном этапе необходимо активное воздействие государства на экономические процессы, способствующее созданию свободной конкуренции и мобилизующее ресурсы общества на обеспечение процессов экономического развития. В части стимулирования рынков ППТН государственные меры должны направляться на преодоление факторов, вызвавших спад внутреннего спроса на данную продукцию, для чего необходимы выработка и реализация государственной промышленной политики, разработка мер налогового стимулирования процессов реструктуризации и реконструкции старых и создания новых производств.

В качестве рекомендаций по формированию системы распределительной логистики рынка цветных металлов в Свердловской области можно предложить оптимизацию размещения оптовопосреднических фирм в регионе. В результате проведенного анализа и расчетов нами сделан вывод о целесообразности размещения мощностей оптовых предприятий, реализующих продукцию цветной металлургии, в районах концентрации потребления: Свердловском, Нижнетагильском и

Серово-Ивдельском ЛТПК. Такой вариант организации складского товародвижения позволит в рамках системы распределительной логистики областного рынка цветных металлов ежегодно экономить около 4,5 млн р. на транспортных расходах. Основной проблемой, которую необходимо решить для осуществления предложенного варианта, является нахождение межфирменных компромиссов между участниками логистической системы.

С развитием российской промышленности, в условиях высокой загрузки производства целесообразна передача основных функций, связанных с доставкой, комплектацией, упаковкой, складированием и подготовкой к производству продукции цветной металлургии, специализированным логистическим посредникам, выполняющим функции сервисных распределительных металлоцентров.

Для формирования более эффективной системы распределения ППТН (в том числе продукции цветной металлургии) в регионе возможно создание региональной некоммерческой ассоциации логистики с участием заинтересованных предприятий и организаций, научных организаций и Правительства области. Задачами такой ассоциации должны быть: координация усилий участников логистических систем по формированию и реализации их политики организации товародвижения; разработка рекомендаций по организации и совершенствованию логистической деятельности; обмен передовым опытом организации сбыта; информационная поддержка участников рынка; выработка предложений и пожеланий по совершенствованию нормативно-правового обеспечения логистической деятельности; выработка рекомендаций по совершенствованию развития отраслей промышленности и отдельных рынков.

В условиях рыночной экономики оптимальное развитие системы распределительной логистики отдельных рынков возможно только при нахождении межфирменных компромиссов и координированном распределении сбытовых функций между различными субъектами рынка. Особую роль в организации товародвижения металлопродукции должны играть оптово-пос-реднические предприятия (сервисные распределительные металлоцентры), предлагающие достаточно широкий спектр логистических и производственных услуг.

Литература

1. Торговля в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998.

2. Российская металлургия: Информ.-аналит. справ.: В 2 ч. М.: Эксперт, 1997. Ч. 1.

3. Шкурский А. Экспортеры поневоле // Экономика и жизнь. 1997. № 1.

4. Социально-экономическое положение России / Госкомстат России. М., 1997.

5. Иванов Н., Жук Р. Толлинг будет жить // КоммерсантЪ. 1999. 1 дек.

6. Степанова Е. Металлургия: структура невыгодная, конъюнктура - не та // Экономика и жизнь. 1999. № 25.

7. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999.

8. Итоги социально-экономического развития Свердловской области в

1999 г. Екатеринбург: Министерство экономики и труда Свердловской области, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.