экономические науки
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, Быканова Ольга Алексеевна, Малахова Любовь Игоревна РЫНОК ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА: НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ...
УДК 336.225
РЫНОК ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА: НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ НДС
© 2017
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета и налогообложения» Быканова Ольга Алексеевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшей математики» Малахова Любовь Игоревна, студентка 4 курса факультета «Математической экономики, статистики и информатики» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: выявить фактический размер процентной ставки по НДС, взимаемого с иностранных и российских IT-компаний при предоставлении услуг в сфере цифрового контента, с учетом влияния фактора рентабельности продаж. Методы: использован способ дифференциального исчисления зависимости величины начисленного к уплате НДС от изменения уровня рентабельности IT-компаний. Рассмотренная закономерность влияет на фактическую ставку НДС для российских IT-компаний, поскольку они применяют налоговые вычеты при исчислении налоговой базы. Результаты: На основе экономического определения эластичности, можно утверждать, что увеличение величины рентабельности на 1 % влечет за собой уменьшение начисленной к уплате в бюджет величины НДС на 0,1525 %. Научная новизна: основной целью изменения действующего налогового законодательства в России по налогу на добавленную стоимость с 2017 года является обеспечение равной конкуренции между российскими IT-компаниями и иностранными, которые ранее не являлись плательщиками налога в бюджет. При этом до внесения изменений в нормативные акты иностранные организации, реализующие свои услуги на территории России, в отличие от отечественных, уплачивали НДС в бюджет страны, резидентами которой они являлись. Следовательно, установление обязанности для иностранных компаний по исчислению и уплате НДС при продаже электронного контента на территории РФ, в большей степени, является целесообразным. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении теории и практики взимания косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Ключевые слова: косвенное налогообложение, НДС, IT-компании, цифровой контент, электронные услуги, налоговая реформа, доход, инвестиции, рентабельность, бюджет, налоговый контроль, налоговая база, налоговый вычет по НДС, экономика, финансы.
DIGITAL CONTENT MARKET: NEW RULES OF PAYMENT FOR THE VAT
© 2017
Akhmadeev Ravil Gabdullaevich, candidate of economical science, associate professor of the chair «Accounting and Taxation» Bykanova Olga Alekseevna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the chair «Mathematics» Malakhova Liubov Igorevna, 4 year student of The Faculty «Mathematical Economics, Statistics and Informatics» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36 e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: The objective of this paper is to compare the real rate of vAt which is paid by Russian and foreign IT-companies operating in the sphere of digital services on the territory of Russia. The authors consider sales profitability changes in these companies as the main factor of the real VAT rate dynamics. Methods: Using methods of differential calculus the authors performed the analysis of dependence of VAT accrued amount from the level of profitability. This correlation causes the real VAT rate changes for Russian IT-companies, which use tax deductions. Results: Basing on the economic definition of elasticity the authors come to the following conclusion: increasing in profitability by 1% leads to reduction of VAT amount charged to the budget by 0,1525%. This result confirms advantages for Russian IT-companies in comparison with foreign ones in the process of VAT calculation and payment when they sell electronic content on the territory of Russia. Scientific novelty: In 2017 the main objective of change of current VAT legislation in Russia is to provide competition between Russian IT-companies and foreign ones which have not paid VAT to the Russian Federation budget before. But before conduction of the VAT-reform, foreign companies which provided their digital services on the territory of Russia paid VAT to the budget of the country where they were tax residents in contrast with Russian IT-companies. Therefore, establishing the responsibility of foreign companies to calculate and pay VAT in the process of sales of electronic content on the territory of Russia is mainly supposed to be expedient. This assumption is proved with the method of differential calculus. Practical relevance: The main provisions and conclusions of this paper can be used in scientific and pedagogical activity during the research of indirect taxation theory and practice.
Keywords: indirect taxation, VAT, IT-companies, digital content, electronic services, tax reform, income, investments, profitability, budget, tax control, tax base, tax deduction, economics, finance
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Рынок мировой интернет-торговли является одним из наиболее качественно развивающихся как по причине глобального расширения мобильного и фиксированного доступа, так и за счет роста объема розничной интернет-торговли, особенно в постиндустриальных странах, входящих в Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом глобализация интернет-торговли служит стимулом социально-экономического роста ведущих мировых стран и в тоже время становится специфичной формой осуществления ритейла в виртуальном пространстве, что значительно снижает прозрачность регламентирования сферы нало-
гообложения нормами юрисдикции конкретной страны.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; определение неразрешенных раньше аспектов общей проблемы. В сложившихся макроэкономических условиях отечественной экономики по причине выравнивания налоговой нагрузки в сфере продаж электронного контента и оказании услуг в электронной форме с 01 января 2017 г. правила обложения НДС были скорректированы в пользу российских 1Т - налогоплательщиков. Новый порядок взимания и уплаты налога на добавленную стоимость установлен при оказании физическим лицам услуг в электронной
Akhmadeev Ravil Gabdullaevich, Bykanova Olga Alekseevna, Malakhova Liubov Igorevna economic
DIGITAL CONTENT MARKET: NEW RULES OF PAYMENT ... sceinces
форме на территории РФ для:
а) иностранных организаций, за исключением оказания услуг через созданное обособленное подразделение на территории РФ;
б) посредников иностранных организаций (налоговых агентов), осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании договоров поручения (комиссии, агентских соглашений и т.д.).
Изменения в порядке налогообложения затронули круг ключевых иностранных налогоплательщиков, подлежащих обязательной постановке на налоговый учет в территориальных органах ФНС России, в частности, «Google LLC.», «Apple Inc.», «Microsoft Corporation», специализирующиеся на организации интернет-магазинов «eBay Inc.» и «AliExpress», а также интернет-площадка по продаже компьютерных игр «Steam» и т.д. Вместе с тем объектом налогообложения для таких налогоплательщиков является закрытый перечень видов оказываемых на территории РФ услуг при реализации электронного контента в виде:
а) программ, игр, приложений и баз данных, в том числе их обновлений, а также прав на электронные книги, графические изображения, музыкальные произведения и т.д. («digital goods»);
б) при проведении интернет-аукционов, оказании услуг хостинга, хранения баз данных, обеспечения доступа к поисковым системам в сети интернет, регистрации доменных имен, администрировании информационных систем и сайтов в сети и т.д.
Следует отметить, что обязанность иностранной компании по уплате НДС возникает только тогда, когда местом реализации электронного продукта является территория Российской Федерации, а покупателем - физические лица. В том случае, если иностранная компания реализует электронный контент или оказывает услуги в электронной форме российским организациям или индивидуальным предпринимателям, то иностранный продавец имеет право не вставать на учет в ФНС РФ, а обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет возлагается на налогового агента (российские организации или индивидуальные предприниматели) [1,2]. В свою очередь, при покупке электронного контента за пределами территории РФ такая обязанность возлагается для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем основной целью изменения действующего налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость является обеспечение конкуренции между российскими IT-компаниями и иностранными [3, 4], которые ранее не являлись плательщиками налога в бюджет [5,6]. В частности, до внесения изменений в нормативные акты, иностранные организации, реализующие свои услуги на территории РФ, в отличие от отечественных, уплачивали налог в бюджет страны, резидентами которой они являлись.
Формирование целей статьи (постановка задания). выявить фактический размер процентной ставки по НДС, взимаемого с иностранных и российских IT-компаний при предоставлении услуг в сфере цифрового контента, с учетом влияния фактора рентабельности продаж. Методы: использован способ дифференциального исчисления зависимости величины начисленного к уплате НДС от изменения уровня рентабельности IT-компаний.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Налог на добавленную стоимость, относящийся к косвенным, является налогом на конечное потребление и уплачивается на каждом этапе производства и распределения, следовательно, каждый производитель или дистрибьютор уплачивает его при реализации товаров (работ, услуг). При этом в мировой практике взимания и уплаты НДС данный налог не искажает производственный процесс и не влияет на выбор компанией 44
своей организационно-правовой формы [7,8]. Принцип нейтральности по НДС предполагает, что каждый предприниматель имеет право получить вычет по налогу при приобретении товаров (работ, услуг) вне зависимости от вида и специфики объекта налогообложения [9,10], а также от источника финансирования и юридической формы отношений [11]. Таким образом, один и тот же субъект должен получить идентичное по сумме право на вычет по НДС.
Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве для иностранных IT-компаний, при осуществлении продаж электронного контента на территории РФ, отсутствует право на применение налогового вычета по НДС. При исчислении налоговой базы за календарный квартал такие организации уплачивают налог по ставке 15,25% [12,13]. В свою очередь, российские IT-компании имеют право на налоговый вычет, следовательно, уменьшают налоговую базу, уплачивая НДС по основной ставке 18% или льготный в размере 10% [14,15]. Поскольку при введении новых правил для иностранных IT-компаний с 2017 г. преследовалась цель уравнять их в налоговых правах с российскими налогоплательщиками, для последних общий порядок исчисления и уплаты НДС можно представить в виде следующего соотношения:
VAT = (18/118) *ТВ* (1- г), (1) Где TB - налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, включая НДС по основной ставке в размере 18%,
r - рентабельность продаж IT-компаний, VAT - начисленная сумма НДС, подлежащая к уплате в бюджет.
На основе ежегодного общероссийского исследования отечественного рынка высоких технологий «Экономика Рунета 2015-2016» ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) был проведен анализ влияния уровня рентабельности по IT-компаниям с учетом соотношения (1) на изменение фактической ставки НДС, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Влияние уровня рентабельности IT-компаний на изменение фактической ставки НДС
Показатели Иностранные IT-компании Российские IT-компании
2014г. 2015г. 2014г. 2015г.
Налоговая база, млрд. руб.* 240,0 300,0 235,0 260,0
Начисленная сумма НДС к уплате в бюджет, млрд. руб. 36,6 45,75 32,01 34,47
Фактическая ставка налога, % 15,25 15,25 13,62 13,26
*составлено согласно статистическим данным, представленным в отчете исследований Ассоциации электронных коммуникаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://files.runet-id.com/2016/presentation-
research/presentations/EconomicaRunetaItogy2016.pdf
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Изменение фактической ставки по НДС, с учетом применения налоговых вычетов российскими налогоплательщиками взаимосвязано с уровнем рентабельности, входящим в соотношение (1) и принимающим различные значения: в 2014 году на уровне среднего размера 10,7%, в 2015 году -13,1% соответственно [16, 17]. При этом, увеличение уровня рентабельности приводит к уменьшению сумм начисленного к уплате налога (VA), следовательно, к уменьшению фактической ставки, с учетом применения налоговых вычетов российскими IT-компаниями. В свою очередь, функционально связь между показателем рентабельности r и величиной начисленного НДС, подлежащего к уплате в бюджет, характеризуется следующим соотношением вида:
VA = (18/118) * (1 - г), (2)
Следовательно, применение дифференциального исчисления в анализе экономических показателей IT-
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, Быканова Ольга Алексеевна, Малахова Любовь Игоревна РЫНОК ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА: НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ...
компаний, а именно дифференцирование соотношения (2) по r, позволяет определить скорость изменения начисленной величины НДС к уплате в бюджет (VA) относительно скорости изменения рентабельности продаж (r). Используя экономическое определение эластичности, можно утверждать следующее: увеличение величины рентабельности (r) на 1 % влечет за собой уменьшение начисленной величины НДС к уплате в бюджет (VA) на 0,1525 %. Таким образом, установление обязанности для иностранных компаний по исчислению и уплате НДС при продаже электронного контента на территории РФ с 2017г., в большей степени, является целесообразным. Вместе с тем следует выделить отрицательные стороны введения нового порядка уплаты налога [18, 20]. Поскольку НДС является косвенным налогом, непосредственная уплата осуществляется конечными потребителями товаров (услуг, работ). В частности, компания «Google LLC.» переложила нагрузку по уплате НДС на конечного потребителя своей электронной продукции и увеличила конечные цены в магазине приложений «Google Play» [21,22], что, несомненно, повлияет на спрос данной продукции. В свою очередь, «Apple Inc.» решила возложить это бремя на разработчиков приложений для «iTunes Store», что уменьшит прибыль последних, а также поставщиков контента, оставив при этом цены на приложения для конечного потребителя неизменными.
Другой отрицательной стороной введения нового порядка может являться препятствие для развития российских разработок электронного контента, поскольку на сегодняшний день большинство отечественных разработчиков реализуют созданные различные мобильные приложения, компьютерные игры через интернет-магазины «AppStore», «Google Play» и «Steam», поскольку не существует аналогичных отечественных платформ, имеющих схожее число пользователей. В данном случае переложение налоговой нагрузки по налогу на посреднические компании приведет к снижению доходности российских разработок и, как следствие, к потере интереса разработчиков в данной сфере. Следует отметить, что странах ЕС с 2006 г. директивой 2006/112/EC установлен порядок взимания НДС при реализации электронных услуг, в том числе для не резидентов [19, 23]. В этой связи новые правила гармонизируют российское налоговое право и практику налогообложения по НДС к зарубежным.
По данным ФНС России за период январь-октябрь 2017г. при взимании НДС с иностранных IT-компаний осуществляющих реализацию электронного контента на территории РФ в абсолютных показателях составило 7 млрд. руб. налоговых поступлений в бюджет [24]. При этом, в отношении крупных компаний, таких как «Google LLC.», «Apple Inc.», «AliExpress» не было выявлено попыток по отклонению от уплаты НДС. Более того, руководство таких компаний определяет проводимую ими налоговую политику как «очень прозрачную». С другой стороны, такие прецеденты были отмечены в отношении не столь крупных компаний [25]. Вместе с тем полученные результаты являются ожидаемыми. Во-первых, международные IT-компании в течение длительного времени функционируют на рынке цифровой продукции (услуг) как в странах ЕС, так и ряда стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанский бассейн, в условиях необходимости исчисления и уплаты НДС при реализации электронного контента на данных рынках в бюджеты соответствующих государств. В этой связи установление аналогичной обязанности в России на первом этапе не повлияло серьезным образом на деятельность компаний на отечественном рынке. Однако установление новых правил по НДС, несмотря на дополнительное увеличение налоговых доходов федерального бюджета, в долгосрочной перспективе может привести к монополизации российского рынка цифровой продукции, а также к установлению барьеров для отечественных разра-
ботчиков. В этой связи одним из способов по минимизации риска стагнации российских IT-разработок является установление системы субсидирования для российских разработчиков программ, игр и приложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Морсков И.Н., Шинкарев В.В. IT-технологии для повышения эффективности администрирования НДС // Налоговая политика и практика. 2011. № 4. С. 17-23
2. Цокова В.А. Взаимодействие налоговой базы и налоговой ставки НДС и налога на прибыль при определении реальной налоговой нагрузки // Теоретическая и прикладная экономика. 2014. № 4. С. 39-57
3. Эриашвили Н.Д., Миронов А.Н., Григорьев А.И. Проблемные вопросы зачета налога. Как избежать налоговой ответственности // Вестник Московского университета МВД России, 2017. № 1. С.177-178
4. Бачурин Д.Г. Теоретико-методологические основы совершенствования правовогорегулирования налогообложения добавленной стоимости // Вопросы экономики и права. 2015.№ 89. С. 35-38
5. Власов Д.А., Синчуков А.В. Новые технологии WolframAlpha при изучении количественных методов студентами бакалавриата//Вестник РУДН (серия «Информатизация образования»). 2013. №4.
6. Akhmadeev R.G., Kosov M.E., Bykanova O.A., Frumina S.V., Melnichuk M.V. Taxation of end consumption: effect on country economies and its characteristics //American Journal of Applied Sciences. 2017. Т. 14. № 3. С. 381-391.
7. Алиева Э.Б. Европейский путь развития НДС: сравнительный анализ // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 38. С. 153-159
8. Иволгина Н. В., Воронкова Е. К. и др. Результаты оперативного мониторинга социально-экономического развития России и субъектов РФ//Ситуационный центр социального экономического развития регионов. Москва. -2016. Сер. Аналитические записки. -Том Выпуск 8. -IV квартал 2015.
9. Бровкин С.В. Актуальные вопросы налогообложения // Банковский бизнес. 2016. № 4. С. 40-42
10. Шинкарев В.В. Получение необоснованной налоговой выгоды: как доказать? // Налоговая политика и практика. 2012. №5. С. 73-75
11. Vashchekina I.V., Vashchekin A.N. Social responsibility policy of Russian credit organizations in a recession// European Journal of Natural History. 2016. № 3. С. 106 -110.
12. Глебова О.П. Исполнение обязанностей налогового агента по уплате НДС за иностранное лицо // Налоговая политика и практика. 2012 № 9. С. 70-75
13. Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Восстановление НДС: справедлив ли механизм? // Налоговая политика и практика. 2017. № 8. С. 68-71
14. Малахова Л.И. Исчисление и уплата НДС в странах ОЭСР и России // Бухгалтерский учет и налогообложение в современных условиях: сборник науч. трудов по материалам Междун. научно-практич. студ. конф. / Под общ. ред. О.Н. Васильевой. - Белгород: АПНИ, 2017. -252 с. - стр. 115-120.
15. Пансков В.Г. К вопросу о путях реформирования российской налоговой системы // Вестник АКСОР. 2017. № 1. С. 6-14
16. Кононова Н.В., Золотарева Г.И. Изменения налогового законодательства налога на добавленную стоимость: новый шаг к увеличению собираемости налоговых поступлений // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. 2016. №17. С. 83-88
17. Савина О.Н., Савина Е.О. Актуальные вопросы совершенствования нормативно-правовой базы в целях стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 725-739
18. Косов М.Е., Иванова Я.Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономи-
Akhmadeev Ravil Gabdullaevich, Bykanova Olga Alekseevna, Malakhova Liubov Igorevna
DIGITAL CONTENT MARKET: NEW RULES OF PAYMENT ...
economic sceinces
ческих условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85-3). С. 32-38.
19. COUNCIL DIRECTIVE 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax (OJ L 347, 11.12.2006, p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/cmsdata/59899/att _20131029ATT73588-9004630677125003904.pdf
20. «Налог на Google» принес российскому бюджету около 7 млрд руб. Информационное агентство «РБК». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. rbc.ru/technology_and_media/21/11/2017/5a12ca8f9a7947 b4bb621e25
21. Борисичев А.А. «Налог на Google»: спорные вопросы практики // Налоговед. С. 2017. № 6. С. 38-47
22. Пансков В.Г. Налоговая политика в условиях финансового кризиса - средство оперативного реагирования // Налоговая политика и практика. 2009. № 6. С. 4-9
23. Мусаева Х.М., Сиражудинова С.И. К вопросу о сущности дефиниций «Налоговый контроль» и оценке резервов роста налоговых доходов // Финансы и кредит. 2013. № 8.С. 72-78
24. Пирога И.С., Пирога С.С. Концептуальные недостатки законодательства о налоге на добавленную стоимость и способы их устранения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2017. Т. 8. № 3, С. 297-305
25. Рукина С.Н., Денисова И.П. Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2017. №20. С. 1213-1222
Статья поступила в редакцию 11.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017
46
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)