4 См.: Veblen T. The Beginning of Ownership // McMaster University Archive for the History of Economic Thought. URL: http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugcm/3ll3/ (дата обращения: 10.05.2014).
5 См.: ВебленТ. Указ. соч. С. 106-115.
6 Там же. С. 120-140.
7 Там же. С. 184-195.
8 Там же. С. 150-175.
9 Там же. С. 177-178.
удк 316.344.24
рынок труда и сфера образования проблема взаимодействия
н. н. Труфанова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассматривается взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования г. Саратова. Эмпирическим материалом послужили результаты авторского социологического исследования методом анкетирования и контент-анализа публикаций Сми. Ключевые слова: рынок труда, образование, студенчество, трудоустройство.
Labour Market and Education: the Problem of Interaction N. N. Trufanova
In the article discusses the interaction between labour market and education, in Saratov. The article presents the results of social opimon poll and content analysis of mass media publications. Key words: labour market, education, students, employment.
Одними из основных и приоритетных задач каждого государства являются подготовка высококвалифицированных специалистов и развитие человеческих ресурсов, реализация которых несет в себе залог стабильного экономического развития страны, а также ее интеграции в мировое экономическое пространство. Современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к качеству трудового ресурса, которые на сегодняшний день достаточно сложно обеспечить в полном объеме на одну единицу рабочей силы: это высокая мобильность, наличие высшего образования, соответствующего специализации, достаточный уровень профессионализма, квалификационный потенциал, психоэмоциональная устойчивость, способность к быстрой адаптации и т. д. Следствием этого становятся проблемы эффективного обеспечения экономической ниши страны полноценными кадрами, рассогласования сферы образования, готовящей рабочий потенциал, рынка труда, обеспечивающего его функционирование.
Сфера образования в России имеет свои характерные особенности: с одной стороны, со-
10 Там же. С. 190-195.
11 См.: Veblen T. Op. cit.
12 См.: Веблен Т. Указ. соч. С. 355.
13 Там же. С. 218.
14 Там же. С. 200-214.
15 См.: Парадокс Веблена. URL: http://www.economicportal. ru/ponyatiya-all/veblen_paradox.html (дата обращения: 10.05.2014).
ветская система образования считалась одной из самых фундаментальных в мире, готовящей полноценно развитую личность с большим мировоззренческим базисом, с другой стороны, в последнее время отмечается ее некоторая автономность, оторванность от рынка труда, что, несомненно, сказывается на ее эффективности. Данная разно-направленность потребностей и интересов двух сфер, их рассогласованность ведет к несоответствию структуры, количества и качества предложения рабочей силы (в первую очередь, выпускников высших учебных заведений и вторично занятых студентов) действительному спросу на рынке труда. Одной из причин возникновения данной проблемы является ориентирование системы профессионального образования не на организации, предлагающие рабочие квоты, а на потребителей и одновременно заказчиков образовательных услуг - абитуриентов и их родителей, следствием чего становится отставание системы образования от потребностей экономики страны. Приоритетная ориентация учебных заведений на существующую конъюнктуру профессий и специальностей способствует возникновению избытка выпускников по некоторым из них, в то время как по другим профессиям ощущается дефицит работников.
Изучению данного вопроса было посвящено авторское социологическое исследование, проведенное в 2013 г. - контент-анализ публикаций СМИ, цель которого заключалась в выявлении особенностей освещения темы вторичной занятости студентов на страницах трех популярных газет - «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Студенческий меридиан». Объектом анализа являются печатные издания, распространяющиеся на территории Саратовской области за период 2011-2013 гг.
В статьях тематика вторичной занятости студенческой молодежи занимает значительное
© Труфанова Н. Н., 2015
место. Ее рассмотрение целесообразно изучить сквозь призму проблем, существующих на рынке труда относительно данной социально-демографической группы. В ходе исследования были выявлены достаточно шаткие позиции вторично занятых студентов по отношению к другим категориям населения. Чаще всего в газетах отмечается нестабильность рынка труда, которая в первую очередь отражается на самых социально незащищенных слоях общества (22%). Помимо этого, данный факт отражает приближение очередного экономического кризиса в стране, который станет катализатором проблем в этой сфере. Также одной из трех главных трудностей на рынке труда относительно работающих студентов был отмечен низкий уровень заработной платы (22%). Перенасыщенность кадрами отмечается в 16% случаев, не соблюдаются все положения Трудового кодекса в отношении молодежи в 11% случаев. Остальные трудности, связанные с положением студентов на рынке труда, такие как обман работодателями и нехватка одного высшего образования для высокой конкурентоспособности, отмечаются в 5% статей. Но, однако, были выявлены не только проблемы, но и положительные тенденции: происходит постепенная стабилизация экономики России (5%) и увеличение уровня среднемесячной заработной платы (5%). Таким образом, данные подчеркивают нестабильность положения вторично занятых студентов на рынке труда, они по-прежнему остаются одной из самых социально незащищенных групп населения.
Выбор профессии является одним из основных вопросов в жизни каждого человека. От нее будет зависеть уровень, удовлетворенность и качество жизни. Часто основным критерием выбора профессии выступает престижность, так как с ее помощью можно поднять авторитет человека, его самооценку, и, безусловно, она высокооплачиваема, что порой становится основополагающим фактором выбора. Однако престиж той или иной профессии рано или поздно приводит к перенасыщению рынка труда специалистами данного направления, что приводит к их трудоустройству на работе иного профиля, не имея при этом специального образования, что негативно сказывается на качестве оказываемых услуг, а иногда и переучиванию и одновременной потере квалификации. Следует помнить, что престижность профессии не основывается на ее востребованности на рынке труда. Ее критериями выступают отсутствие тяжелых условий труда, достойная заработная плата, а также мода. Среди студенческой молодежи города Саратова наиболее престижными считаются экономические специальности, именно на данное направление стремятся поступать абитуриенты в последние годы. При этом почти в каждой статье отмечалась перенасыщенность рынка труда экономистами, но молодежь мотивирована поступать именно туда, несмотря на труд-
нодоступность в будущем профессии по специальности. Также очень часто в прессе пишется о том, что на рынке труда не хватает специалистов с техническим образованием, хотя велик процент обучающихся по данному профилю. Возможно, это говорит о том, что специалисты-«технари» после окончания обучения идут работать не по своей специальности, отсюда и свободная ниша на рынке труда.
Реальная ситуация с занятостью студентов далека от идеальной. Работает студенческая молодежь на непрестижных низкооплачиваемых должностях: в студенческих трудовых отрядах (15%), вожатыми в детских лагерях (7%), продавцами-консультантами (9%), официантами (4%), барменами (4%) и т. д. Минимален процент тех, кто действительно имеет достойную работу. Этот факт еще раз подчеркивает достаточно тяжелое положение студенческой молодежи.
Явный диссонанс между сферами образования и рынка труда был выявлен при составлении рейтинга профессий, которые работодатели предлагают для трудоустройства. Ежегодно вузы выпускают сотни и тысячи молодых специалистов. При этом многие профессии настолько популярны, что их обладатели рискуют не найти себе подходящего места работы после окончания учебного заведения. Так, во многих странах, в которых сформировалась необходимость в специалистах определенного профиля, существует система государственного заказа, которая заключается в выделении бюджетных средств на обучение по данному направлению. Однако данные специальности нередко являются непопулярными для абитуриентов. Система государственного заказа реализуется лишь в государственных некоммерческих вузах, в то время как частные учебные заведения ориентируются при выборе направлений подготовки на рейтинг профессий, а также на желания абитуриентов - спрос рождает предложение. Следовательно, проблема нехватки специалистов по тем или иным профессиям остается нерешенной.
В ходе проведения контент-анализа публикаций СМИ был составлен список профессий, имеющих свободную нишу на рынке труда. На сегодняшний день требуются слесари, токари, грузчики, сварщики, разнорабочие (41%). Много свободных рабочих мест на ставки менеджера (18%), врача, медсестры (9%). Также студентам можно устроиться, согласно прессе, квалифицированным специалистом, торговым агентом, продавцом, официантом, в различные профильные фирмы, на кафедры, а также в сферу информационных технологий (по 4% соответственно). Можно сделать вывод, что на рынке труда есть свободные вакансии либо в профессии с применением тяжелого физического труда (которая сейчас не пользуется популярностью среди молодежи), либо на работе, где отмечается большая текучесть кадров.
Достаточно быстрое развитие сферы бизнеса, а также в целом экономики нашей страны в настоящий момент привело к ужесточению требований, которые работодатель предъявляет к своим работникам. Если раньше обязательным считалось получение высшего профессионального образования как фактора развития культурного базиса работника, то сейчас на первый план выходит его компетентность и профессиональная состоятельность. Однако общество до сих пор считает диплом о высшем образовании единственным счастливым билетом в успешную профессиональную жизнь.
Современный рынок образовательных услуг сформирован таким образом, что работодателю достаточно сложно удовлетворить свои потребности в кадрах. Возможно, последние нововведения в системе высшего образования помогут приблизить компетенции студента и выпускника к требованиям работодателя. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наличие диплома о высшем профессиональном образовании не является окончательным вердиктом при приеме на работу, работодатель оценивает каждого работника по совокупности факторов.
Как показало наше исследование, наиболее важные навыки, требуемые для успешной работы, - профессиональные, которые заключаются в знании своего дела, своих компетенций и способа организации трудовой деятельности (26%). Также важны коммуникативные способности будущего работника, они отмечаются в 20% печатных изданий. В связи с современными реалиями сегодняшнего общества от работающего студента также требуется знание персонального компьютера, определенный уровень образования и стрессоустойчивость (по 13% соответственно). Психологические и экономические (знание программы 1С, ведение бухгалтерского учета) навыки и личностные качества отмечаются в 6% статей. Таким образом, главным фактором трудоустройства является наличие профессиональных компетенций, обладая которыми, можно с большей вероятностью устроиться на хорошую высокооплачиваемую должность, а диплом о высшем профессиональном образовании теряет свои позиции как гаранта получения профессии.
В настоящее время в мире существует более пятидесяти тысяч профессий, и сегодняшней молодежи достаточно сложно сделать правильный выбор в пользу одной из них. По данным исследований, профессиональное самоопределение этой социально-демографической группы проходит стихийно, что влечет за собой множество проблем в будущем для всего рынка труда в целом. Это, в первую очередь, текучесть кадров в организациях, незаинтересованность своим делом, невозможность вникнуть в суть своих обязанностей, а также, как следствие, психологическая неудовлетворенность работника своей
жизнью в общем. Поэтому важно изучить мотивы выбора профессии современным студентом.
Результаты контент-анализа публикаций СМИ оказались идентичными данным всероссийских исследований: большинство представителей студенческой молодежи поступали в высшее учебное заведение по указанию родителей, значимых близких, не опираясь на собственные желания. Это говорит либо об инфантильности данной социальной группы, нежелании принимать важные решения в своей жизни, либо о плохой работе организаций, отвечающих за профессиональное просвещение старшеклассников и абитуриентов. Небольшая часть молодежи (17%) все же сама принимает решения о выборе профессии и специальности для обучения в вузе, их критериями выбора являются востребованность на рынке труда и высокая заработная плата. Выбор профессии как реализация детской мечты отмечен у 17% респондентов.
В 2012 г. в городе Саратове было проведено социологическое исследование методом анкетирования, целью которого было изучение профессиональных стратегий студенческой молодежи (общий объем выборки составил 200 респондентов в соответствии с квотно-стратификационной выборкой по 4 ведущим вузам города). В ходе опроса были выявлены мотивы поиска работы. В социологической литературе приведено группирование мотивов в две основные категории:
1) тактические мотивы - установки на получение дополнительных денег на карманные расходы или средств к существованию, необходимость оплачивать обучение или участвовать в семейном бизнесе;
2) стратегические мотивы - стремление приобрести репутацию, стаж и опыт работы. Иными словами, речь идет о накоплении социального капитала как индивидуального атрибута, дающего серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, доступе информа-ции1.
По данным авторского исследования было выявлено, что тактические мотивы существенно преобладают над стратегическими: 56,2% студентов хотят трудоустроиться ради получения дополнительных денежных средств на собственные нужды, 19% респондентов необходимо обеспечивать себе средства для существования и только для 14% опрошенных работа является основным способом реализации себя как личности. Для 9,9% работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем. А 0,8% студентов приходится материально поддерживать родителей. Таким образом, работа современными студентами рассматривается как средство получения денежных средств либо в качестве необходимой меры по обеспечению своего существования, либо на карманные расходы. О возможности построения карьеры думает лишь одна пятая часть респон-
48
Научный отдел
дентов. Возможно, именно поэтому рынок труда предоставляет студентам лишь профессии, характеризующиеся сезонностью работы, временными заработками, высокой текучестью кадров, и, как следствие, низкооплачиваемые: каков спрос - таково и предложение.
При этом среди студентов, которые смогли трудоустроиться по специальности, большинство тех, у кого техническая направленность факультета: сервис транспортных машин, организация перевозок на транспорте, подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины, архитектура. Студенты же, обучающиеся на факультетах, имеющих гуманитарную направленность (социологи, экономисты, психологи, юристы, менеджеры, педагоги и др.), все работают не по своей специальности. Данный факт подчеркивает приоритет технических профессий над профессиями гуманитарного цикла, именно они создают свободную нишу на рынке труда, где можно трудоустроиться, обладая определенным набором умений и навыков, при этом имея более-менее достойный заработок, так как он лежит в основе выбора студентами профессии. Трудоустроиться же по профессии гуманитарной направленности, по мнению самих студентов, практически невозможно, по крайней мере, имея неоконченное высшее образование. И даже если устроиться на работу все-таки получится, заработная плата будет минимальной.
Однако студентов это не останавливает, при выборе специальности для обучения в высшем учебном заведении они ориентируются в большей степени на свой собственный интерес и подсказку родителей и значимых близких, нежели на рынок труда. Это доказывает тот факт, что большинство респондентов обучается в сфере социально-гуманитарных наук (32,5%), несмотря на перенасыщенность кадрами данного профиля. На втором месте факультеты, имеющие агротехническую и геологическую направленность (29,1%). Поступают на экономический факультет 21,1% респондентов. Технические факультеты пользуются наименьшей популярностью среди абитуриентов - на них поступили лишь 19% от общего числа опрошенных.
В течение всей своей жизни человек может менять свое отношение к тем или иным ценностям, но, как правило, базовое ценностное ядро остается сравнительно устойчивым и влияет на все сферы его жизнедеятельности. Ценность -это любой материальный или идеальный «объект», имеющий высокое значение для субъекта. Работа занимает определенное место в системе ценностных ориентаций студентов. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового кол-
лектива), тем самым подчиняя свое поведение предписаниям данного предприятия.
Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. Образование на протяжении всего периода времени занимало важное место в системе ценностных ориентаций общества, так как оно дает возможность развития человека как личности, с одной стороны, и перехода на новую ступень в карьерной лестнице, т. е. выполняет функцию «социального лифта», с другой. Однако в последнее время в связи с новыми реформами, проведенными в системе образования, появилось двойственное отношение к образованию как ценности, что особенно заметно в отношении такой социальной группы, как молодежь. Образование уже не занимает лидирующих позиций в плане профессионального становления и самоопределения: 40,7% респондентов рассматривают образование как необходимое, но не главное условие успеха, для них важнее полезные связи, поддержка родителей, друзей, удача. Хорошее образование как главное условие успеха в жизни рассматривают 32,8% опрошенных. Что образование желательное, но не обязательное условие успеха, считают 21,2% студентов, добиться успеха можно, не имея образования. Образование мешает добиваться успеха 2,6% респондентов: успех приходит к тем, кто забывает о полученном образовании. 0,5% от общего числа опрошенных считают, что хорошее образование нужно, но чтобы добиться успеха, необходима дополнительная инициатива. 2,1% студентов затруднились ответить.
Для экономики современной России характерно наличие ряда проблем: безработица и незанятое трудом население, новые требования со стороны работодателей к профессиональному образованию и переподготовке кадров, несоответствие кадровых потребностей работодателей и профессиональных возможностей лиц, претендующих на работу. Все это является следствием рассогласования одних из основных сфер современного общества - рынка труда и образования. В стране предпринимаются разнообразные меры по уменьшению негативных явлений в данном контексте, однако эти тенденции сохраняются. Как видно из результатов исследований, студенты при выборе специальности для обучения не ориентируются на желания и предложения работодателей, для них важна престижность профессии, которая в данном случае практически не дает гарантий будущего трудоустройства. Работодатели предъявляют определенный список требований для будущего сотрудника организации, которым современный студент не соответствует. Но, как показывают данные, студенты и не стремятся им соответствовать, их интересуют легкие временные заработки, не требующие спе-
циальной подготовки. Образование как ценность у современных студентов начинает терять главенствующие позиции, важнее иметь полезные связи, которые в большей степени будут гарантировать удачное трудоустройство. И пока данные тенденции будут сохраняться - рынок труда и 1 сфера образования не смогут взаимодействовать
удк 316.485.26
исследование эволюции понятий «террор» и «терроризм» в истории отечественной социологии
и. В. Воронин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению исторического развития таких понятий, как «террор» и «терроризм», в российской социологии. внимание уделяется описанию сущности этих двух понятий, их общим характерным признакам. освещены различные точки зрения исследователей на понимание обоих терминов. особое внимание уделено наличию взаимосвязи и различий между двумя понятиями.
Ключевые слова: террор, терроризм, насилие, страх, государство, власть, оппозиция.
Research of Evolution of the Concepts «Terror» and «terrorism» in the History of Domestic sociology
I. V. Voronin
Article is devoted to studying of historical development of such concepts as «terror» and «terrorism» in the Russian sociology. The attention is paid to the description of essence of these two concepts, their general characteristic signs. Various points of view of researchers on understanding of both terms are covered. The special attention is paid to existence of interrelation and distinctions between two concepts. Key words: terror, terrorism, violence, fear, state, power, opposition.
Необходимость определения понятия «терроризм» является наиболее актуальной задачей высокой сложности в исследовании данного явления. Для достаточного понимания и изучения объекта исследования необходимо выяснить и чётко определить: что же всё-таки необходимо исследовать, что является объектом в принципе. В связи с объявленной многими политическими лидерами разных стран (в основном Запада) войны международному терроризму опасно, в первую очередь для объявивших её, вести войну с невидимым врагом, неизученным феноменом. Ведь согласно современным научным представлениям, в том случае, если борьба с терроризмом осуществляется без достаточного понимания, чем он на самом деле является, она может приводить к более серьёзным последствиям, проблемам для общества, чем если бы такая борьба
друг с другом в полной мере с минимальными потерями.
Примечания
1 См.: Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социс. 2008. № 8. С. 139.
оставалась неосуществлённой в принципе1. Также это опасно для осуществления правоприменительной практики в различных государствах. Не исключением здесь является и Россия.
Обратимся для начала к различным подходам к пониманию двух терминов, составляющих объект исследования: «террор» и «терроризм».
При исследовании терроризма эти два понятия являются ключевыми, причём существуют различные точки зрения на их соотношение. Приверженцы первой точки зрения утверждают, что «террор» является составляющей частью более широкого понятия «терроризм».
Вторая точка зрения отражает мнение, что данные понятия не могут быть заменены одно другим и являться частью другого, дополнять его. То есть террор не является методом терроризма, так как подобное утверждение понижает значение и сводит к второстепенной роли центральный термин всей системы знаний об этих двух понятиях - само слово и понятие «террор». Если мы согласимся с тем предположением, что терроризм является методом террора, то в подобном случае понятие «терроризм», которое развилось с течением времени и содержит в себе уже нечто новое, становится вспомогательным. Это может не соответствовать правилам диалектической и формальной логики2.
У представителей социально-гуманитарных наук, как следует из изучения материалов исследований по данной теме, существуют расхождение в определении слова «террор» и некоторая несогласованность в отношении характера политического проявления данного преступления.
В материалах различных исследований термины «террор» и «терроризм» используются для определения явлений разного порядка, которые имеют единый критерий - это использование насилия в отношении к социальным стратам и отдельным личностям. Толковый словарь С. И. Ожегова определяет террор как устранение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтоже-
© Воронин И. В., 2015