Эльвира ЖИЛКИНА РЫНОК
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ
УСЛУГ
(на примере
г. Набережные Челны)
Жилкина Эльвира Евдокимовна,
к. э. н., доцент кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского Государственного Технического Университета им. А.Н. Туполева elvirа [email protected]
В настоящий момент потребительский рынок России достиг того уровня развития, когда конкуренция между производителями различных товаров и услуг ведется на маркетинговом поле. Адекватная маркетинговая оценка потребительского спроса является залогом успеха компании.
Телекоммуникационный рынок — один из самых быстрорастущих в современном экономическом пространстве России. За последние три года прирост составил 20—30% ежегодно и продолжает расти. Такие темпы развития обусловлены увеличивающимися потребностями человека и бизнеса в коммуникации. Потребительский спрос является основной движущей силой
экономического развития телекоммуникационного рынка. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности.
Выведение на рынок новых товаров и услуг невозможно без эффективной маркетинговой стратегии, которая базируется на планомерных глубоких маркетинговых исследованиях.
Предметом настоящего исследования является потребительский спрос на телекоммуникационные услуги, объектом исследования стал российский телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком» на примере рабо-
ты его филиала в г. Набережные Челны.
Цель исследования — выявить тенденции развития телекоммуникационного рынка с помощью проведения маркетинговых исследований потребительского спроса.
Российский телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком» — первая федеральная компания, специализирующаяся на оказании широкого спектра телекоммуникационных услуг корпоративным и частным клиентам, получившая импульс развития из региона.
Компания «ЭР-Телеком» разработала и реализовала технологию start-up, которая позволяет быстро и эффективно разворачивать деятельность в каждом новом городе проекта.
Холдинг создает в городах России одноименные мульти-сервисные кабельные сети масштаба города как платформу для оказания телекоммуникационных услуг. Холдинг имеет уникальный опыт интеграции телекоммуникационных сетей с системами жизнеобеспечения города и предоставляет новые возможности для муниципальных и региональных администраций по реализации на базе сети общественно значимых проектов, связанных с безопасностью, медицинским обслуживанием населения, с работой систем ЖКХ, внедрением инфо-коммуникационных технологий в различные сферы общественной жизни.
«ЭР-Телеком» — первый оператор, оказывающий в регионах
все возможные услуги связи на основе технологии «оптика до дома». Ключевые услуги: телекоммуникационные услуги для бизнеса, кабельное телевидение «Диван-ТВ», цифровое кабельное телевидение «Диван-ТВ плюс», Интернет «ДОМ.RU», телефония «ГОРСВЯЗЬ».
Всего в структуру предприятия входят 18 городов России: Казань, Йошкар-Ола, Киров, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Тюмень, Нижнекамск, Пенза, Чебоксары, Волгоград, Волжский, Самара, Оренбург, Омск, Новосибирск, Челябинск, Нижний Новгород. На долю компаний холдинга в указанных городах приходится от 30 до 60% рынка телекоммуникационных услуг.
Основные управляющие функции выполняет Управляющая компания, которая находится в г. Перми. Она же разрабатывает стратегию развития предприятия в целом и рассылает директивы в филиалы. Филиалы компании «ЭР-Телеком» в городах адаптируют стратегию развития компании, предложенную управляющей компанией, в соответствии с национально-региональными компонентами и экономическими задачами на местах.
Сеть компании «ЭР-Телеком» является мультисервисной, то есть позволяет предоставлять одновременно сразу несколько услуг: кабельное телевидение, доступ в Интернет, телефония и др.
Подлинным двигателем этого процесса роста значимости кабельных сетей в России станет
проект «Электронный город», на примере которого будут отработаны масштабные технические, организационные и некоторые нормативные и правовые аспекты создания и эксплуатации мультисервисной сети кабельного телевидения (КТВ).
Существуют объективные причины, тормозящие процесс создания современных мультисер-висных сетей в России.
Во-первых, отсутствие государственной поддержки. Анализ зарубежного опыта показывает, что сети КТВ успешно развиваются в тех странах, где на государственном уровне оказывается серьезная поддержка этому процессу, которая может быть выражена в предоставлении различного рода льгот компаниям, упрощению процедур получения разрешительных документов и т. д.
Во-вторых, слабое развитие производства отечественного оборудования и компонентов для сетей кабельного телевидения.
В-третьих, современный рынок отечественных технологий и услуг пока невелик, поэтому в большинстве российских сетей КТВ используется зарубежное оборудование и технологии.
Российский рынок телекоммуникационного и телерадиовещательного оборудования проходит определенные стадии формирования. Отечественной науке и технике предстоит еще найти свою новую нишу в мировом разделении труда и закрепиться в своем секторе рынка. Присутствие на нем перспектив-
ных зарубежных технологий позволяет создавать нормальную конкурентную среду, которая для отечественных производителей важна с точки зрения оценки собственных достижений и определения планируемого уровня производства. Но в то же время операторам, готовым оказывать современные услуги, необходимо иметь соответствующий выбор технологий по наилучшим критериям и параметрам. К тому же не меньшее значение имеет возможность приобретения соответствующего оборудования сегодня, а не в какой-то далекой перспективе. В связи с этим приобретает большое значение развитие российских предприятий, выпускающих это оборудование, тем более что отечественная продукция дешевле и почти не уступает по качеству зарубежным аналогам.
Сравнительная характеристика диаграмм (рис. 1, 2) показывает, что прибыль на абонента стремительно увеличивается, особенно это заметно на развитии продукта Интернет. В 2006 году этот показатель был 2 428,5 рублей в год на одного абонента, а к концу 2009 году увеличился до 5 578,8 рублей в год, что на 60% больше чем в 2006 году.
Рынок кабельного телевидения прочно делят между собой два крупных кабельных оператора: «ЭР-Телеком» и «ТВТ» и оператор спутникового телевидения «НТВ+». В 2007 году кабельный оператор «ТВТ» увеличил долю своего присутствия
Э. Жилкина. Рынок телекоммуникационных услуг (на примере г. Набережные Челны)
на рынке до 26,9% за счет постоянно действующих программ демпинга на подключение и абонентскую плату за просмотр кабельного телевидения. Также данный оператор владеет сетью коллективных антенн, которыми еще в недавнем прошлом пользовались все жители города, имеющие телевизор. Для такого рода потенциальных абонентов «ТВТ» разработала ряд льготных условий. Но нужно заметить, что такого рода увеличение абонентской базы ведет к существенной потере прибыли. Компания «ЭР-Телеком», не желая терять прибыль, пошла другим путем и наращивала абонентскую базу за счет высокого уровня сервиса.
Несмотря на одинаковое предложение, компания «ЭР-Телеком» отличается высоким гарантированным уровнем сервиса.
Рынок широкополосного доступа в Интернет в этом году может увеличиться примерно на 60%. Самый динамичный сегмент челнинского телекоммуникационного рынка — Интернет — в 2007 году увеличил количество пользователей в два раза, примерно до 28 тыс. человек. В лидерах компания «Таттелеком», предоставляющая доступ в Интернет посредством Dial-Up и ADSL-технологии 11 тысяч абонентов, затем «ЭР-Телеком» — 10 тысяч и «ТВТ», прямой конкурент «ЭР-Телеком» по технологии доступа «оптоволокно» — 7 тысяч абонентов. В 2007 году объем этого рынка составил около 70 млн рублей. Проникновение широкополосного
доступа для физических лиц в городе на середину 2009 оценивался в 28% . Прогноз развития рынка на 2011 год представлен на диаграммах (рис. 3 — 6).
Рынок высокоскоростного Интернета для частных пользователей вырастет примерно на 60%. Рынок КТВ также будет стремительно расти и достигнет
500 400 300
о.
| 200 100 0
400
180 311
эв^,,....
36 68 110
2006
2007 2008
годы
2011
Рис. 1. Общий объем рынка телекоммуникационных услуг г. Набережные Челны
200
180
160
в 140
о
т н 120
ен о 100
б
а 80
л т 60
40
20
0
30
71,7
_28_
14
X
□ 2006
□ 2007
□ 2008 □ 2011
кол-во абонентов КТА кол-во абонентов Интернета
Рис. 2. Рынок телекоммуникационных услуг г. Набережные Челны
прочие
3,7%
ТВТ 34,5%"
ЭР-Телеком
57,3%
Рис. 3. Доли рынка телекоммуникационных компаний, 2011 г., КТВ
180
63
44,8
Связьинвест прочие
Рис. 4. Доли рынка телекоммуникационных компаний, 2011 г., Интернет
180 млн рублей. Бум подключений к высокоскоростным сетям в Набережных Челнах в самом разгаре. У людей, которые раньше заходили во всемирную паутину только на работе и учебе, а дома их удовлетворял dial-up, растет потребность в высокоскоростном Интернете. Объем рынка в деньгах вырастет на 40% до 98 млн рублей и большая доля выручки осядет в кармане компании с наилучшим сервисом — «ЭР-Телеком». Кроме частных пользователей, большая часть прибыли придется на корпоративных клиентов, так как строительство частного сектора подходит к концу и основным направлением развития станут промышленные районы с большой концентрацией крупных потребителей трафика. К 2011 году рынок КТВ и Интернета как минимум удвоится.
«ЭР-Телеком Холдинг» планирует выйти на IPO, оценочная стоимость компании составляет 500 млн долларов. Выход на IPO позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие компании. Фаза плановой убыточности компании «ЭР-Телеком» пройдена, она была связана с активным инвестированием в развитие и реконструкцию сетей. Ожидается, что в 2010 году операционная рентабельность по чистой прибыли составит 19%.
*
37""
2007 0.6 2011 годы
Рис. 5. Динамика роста рынка телекоммуникационных услуг. КТВ
% 60 50 40 30 20 10 0
—ф—
—■— —ТВТ
- -А- ■ Таттелеком
- -X- -Связьинвест
- -Ж- ■ прочие
2007
2011
Рис. 6. Динамика роста рынка телекоммуникационных услуг. Интернет
Таким образом, развитие телекоммуникационной компании «ЭР-Телеком» в ближайшем будущем будет зависеть от выбранной стратегии маркетингового управления в системе телекоммуникационных услуг. На примере ЗАО «Компании «ЭР-Телеком» мы видим, что чем более маркетингоориентирована компания, тем удачнее она позиционируется на рынке товаров и услуг и тем более конкурентоспособна.
В современном быстроразви-вающемся мире товаров и услуг все большая роль отводится стратегическому маркетинговому планированию. Изучение рынка, спроса потребителей на новые виды товаров и услуг является главным фактором в развитии компании, ее конкурентоспособности. Новейшие технологии в области телекоммуникаций обостряют конкуренцию на этом рынке.