08.00.05 УДК 364
РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© 2020
Наталья Александровна Бухалова, к.с.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки» Ольга Анатольевна Павлова, к.и.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки» Владимир Ильич Литвинчук, к.п.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки» ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», Княгинино (Россия)
Аннотация
Введение: в статье обосновывается необходимость оптимизации имеющейся системы социального обслуживания, а также расширения сектора, предоставляющего социальные услуги. В основу научного анализа положены данные Министерства социальной политики Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики и научные труды российских исследователей в сфере социального сервиса. Материалы и методы: используются методы анализа, синтеза, метод статистики, математические методы. Работа содержит теоретический анализ понятия «социальная услуга». Проанализированы юридический аспект и научно-исследовательские подходы феномена «социальная услуга».
Результаты: представлены результаты авторского исследования рынка социальных услуг Нижегородской области. На основе реестра поставщиков социальных услуг Нижегородской области определены критерии дифференциации социальных услуг, специфика их оказания, целевая аудитория потребителей социальных услуг. Выявлены проблемы эффективности функционирования организаций сферы социального сервиса. Требующими решения в первую очередь являются: превышение спроса социальных услуг над предложением, консервативность государственных организаций в данной сфере, низкая степень вовлеченности частных предпринимателей в сферу социального сервиса Нижегородской области.
Обсуждение: предложены пути решения проблем, в частности, представлен опыт работы Государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», на базе которого была открыта и успешно функционирует площадка «Образовательная и консультативная поддержка муниципальных районов Нижегородской области при переходе на цифровую экономику». Целью площадки является повышение доступности всех видов социальных услуг и совершенствование системы социального обслуживания в соответствии с потребностями населения.
Заключение: в статье делается вывод о необходимости развития рынка платных социальных услуг на основе расширения социального предпринимательства. Для этого имеются необходимые предпосылки в виде принятой законодательной базы, сформированной профессиональной когорты и возрастающей социальной активности населения.
Ключевые слова: поставщики социальных услуг, потребители социальных услуг, реестр поставщиков социальных услуг, рынок социальных услуг, социальная работа, социальная услуга, социально незащищенные слои населения, социальное предпринимательство, сфера социального сервиса.
Для цитирования: Бухалова Н. А., Павлова О. А., Литвинчук В. И. Рынок социальных услуг: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2020. № 3 (106). С. 112-121.
SOCIAL SERVICES MARKET: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
© 2020
Natalya Aleksandrovna Bukhalova, Ph. D. (Sociology), associate professor of the department «Humanities» Olga Anatolyevna Pavlova, Ph. D. (History), Associate Professor of the Department of Humanities Vladimir Ilyich Litvinchuk, Ph. D. (Politic), associate professor of the department «Humanities»
Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract
Introduction: the article substantiates the need to optimize the existing system of social services, as well as expanding the sector providing social services. The scientific analysis is based on data from the Ministry of Social Policy of the Nizhny Novgorod Region, the Federal State Statistics Service and the scientific works of Russian researchers in the field of social service.
Materials and methods: methods of analysis, synthesis, statistics method, mathematical methods are used. The work contains a theoretical analysis of the concept of «Social Service». The legal aspect and research approaches of the phenomenon of «social service» are analyzed.
Results: the results of the author's study of the social services market of the Nizhny Novgorod region are presented. On the basis of the register of social services providers of the Nizhny Novgorod Region, the criteria for differentiation of social services, the specifics of their provision, and the target audience of social services consumers are determined. The problems of the effectiveness of the functioning of organizations in the field of social service are identified. The decisions that need to be addressed in the first place are: the excess of the demand for social services over the supply, the conservatism of state organizations in this area, the low degree of involvement of private entrepreneurs in the social services of the Nizhny Novgorod region.
Discussion: ways to solve problems are proposed, in particular, the experience of the State Budgetary Educational Institution «Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University» on the basis of which the platform «Educational and advisory support of municipal areas of the Nizhny Novgorod region in the transition to the digital economy» was opened and successfully functions. The purpose of the site is to increase the accessibility of all types of social services and improve the social service system in accordance with the needs of the population. Conclusion: the article concludes that it is necessary to develop a market for paid social services, based on the expansion of social entrepreneurship. There are necessary prerequisites for this in the form of an adopted legislative framework, an established professional cohort and increasing social activity of the population.
Key words: social service providers, social service consumers, register of social service providers, social services market, social work, social service, socially vulnerable layers of the population, social entrepreneurship, social service sphere.
For citation: Bukhalova N. A., Pavlova O. A., Litvinchuk V. I. Social services market: problems and prospects for development // Bulletin NGIEI. 2020. № 3 (106). P. 112-121.
Введение
Результаты
Переход к рыночной экономической системе оказал существенные изменения на развитие всех сфер российского общества. Кардинальной модернизации подверглась и социальная сфера. В советский период социальные проблемы были приоритетом государства. В настоящее время государство не всегда способно быстро и эффективно реагировать на вновь возникающие социальные проблемы. Современные реалии диктуют необходимость оптимизации имеющейся системы социального обслуживания, а также расширения сектора, предоставляющего социальные услуги. Более того, в условиях становления социального государства возрастает социальная активность человека, проявляющаяся в сознательном желании участия в социальной жизни и возможностью изменения социальной среды.
В современной России потребность в социальных услугах у населения значительно превышает предложение. Государственная система социальной поддержки и помощи не удовлетворяет в полной мере запросы населения. В связи с этим существует объективная необходимость привлечения новых поставщиков социальных услуг.
Материалы и методы
В 2013 г. был принят Федеральный закон № 442-ФЗ, где на законодательном уровне впервые прописывалось, что поставщиком социальных услуг может быть и индивидуальный предприниматель [1]. В 2016 году был утвержден план мероприятий «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», направленный на расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере [2].
В статье представлен теоретический анализ научных работ современных отечественных ученых в области социального обслуживания. Осуществлен анализ рынка социальных услуг Нижегородской области с использованием официальных данных Министерства социальной политики Нижегородской области и Федеральной службы государственной статистики. Используются методы анализа, синтеза, статистические методы, метод математического анализа.
Соответственно, законодательно закреплено, что поставщиками социальных услуг могут быть как государственные организации, так и негосударственные - частные. Можно констатировать, что в настоящее время в России складывается институт социального предпринимательства, который способен взять на себя решение части социальных проблем общества.
Участие негосударственных организаций в социальной сфере способствует появлению здоро-
вой конкурентной среды, доступности социальных услуг путем расширения их спектра, возможностей внедрения инноваций, учет региональной специфики и, как следствие, улучшение качества социального обслуживания.
За последнее время вышло значительное количества работ, посвященных проблемам социального обслуживания населения в нашей стране [3; 4; 5; 6].
Понятие социального предпринимательства получило теоретическое обоснование в трудах зарубежных исследователей [7; 8; 9] еще во второй половине XX века. Среди отечественных ученых следует отметить публикации по теме социального предпринимательства [10; 11; 12].
Основной задачей государственных и частных организаций сферы социального сервиса является предоставление социальных услуг. Закон трактует социальную услугу как действие или действия в
сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [13].
В научном сообществе нет единого мнения о феномене «социальная услуга». К примеру А. И. Тюбеев, Ф. М. Куршаева определяют социальную услугу, как предмет обмена и потребления, но в отличие от вещных благ социальная услуга обладает свойством неосязаемости, невозможностью сохранения и накопления, неоднородностью или изменчивостью качества, а также ее производство по времени совпадает с потреблением [14; 15; 16].
В первом случае понятие социальной услуги соответствует ее пониманию в широком смысле слова - это все услуги, направленные на решение каких-либо проблем человека, групп, общества в целом.
е
от (ч S
ем н S
о н
I &
ид
се ир
S3 1
ны н
оь ц
и
л е
§
с е
tn
e
ale g
gl le ial
cd *сЗ
er g
di ni
iv id
ro idv
po
er e
sn le ial erp
ce o er
иии рлн
s £ § ;
¡н' К Ц '
^л 3 у
О g п ,
й
с
^ а
у. о
s -е-
нй ьо
бс o
о w
<D ТЗ
h я
сз о зи
С gj
га р
о
о н
ьлн mr
иа rof о al
ос g
<U <D
s t
e
в
т ес d
ще dar
^ ад
O <D О ^
Социальные услуги I Social Services
В широком смысле - все услуги, направленные на решение каких-либо проблем человека, групп, общества в целом / In a broad sense - all services aimed at solving any problems of a person, groups, society as a whole
В узком смысле - оказание поддержки социально незащищенным слоям общества / In the narrow sense - providing support to socially vulnerable layers of society
Виды социальных услуг / Types of Social Services:
- социально-бытовые / social;
- социально-медицинские услуги для выявления отклонений в состоянии их здоровья / socio-medical services to detect abnormalities in their health;
- социально-психологические / socio-psychological;
- социально-педагогические / socio-pedagogical;
- социально-трудовые / social labor;
- социально-правовые / socialandlegal;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг / services to enhance the communication potential of recipients of social services;
- срочные социальные услуги / urgent social services
Рис. 1. Социальные услуги Fig. 1. Social Services Источник: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
я с
и гу щ ул
у г i
н
а н
з и
« 2 ыя рл ов та от кс ко
н и н
а
с
у
х ы н
аж
иц ул
ос сб
ио
л е
ети б е
Во втором определении мы находим характеристику социальной услуги в ее узком понимании, т. е. оказание поддержки социально незащищенным слоям общества (пенсионеры, малоимущие, инвалиды и т. д.) и в этом случае оказание социальных услуг сводится к понятию «социальная работа».
Детальный анализ понятия «Социальная услуга» представлен на схеме (рис. 1).
В своем исследовании мы будем придерживаться понятия социальной услуги в узком значении слова.
Для анализа рынка социальных услуг Нижегородской области была сформирована выборка
районов: Ардатовский, Арзамасский - южные районы; Ветлужский и Тоншаевский - северные районы; Большемурашкинский и Княгининский - центральные районы; Спасский и Лысковский районы -восточные районы; Балахнинский и Чкаловск - западные. Выбор районов сделан с учетом географических показателей.
Количество организаций, предоставляющих социальные услуги в исследуемых районах, представлены в таблице. Таблица составлена на основе реестра поставщиков социальных услуг Нижегородской области [17].
Таблица 1. Организации предоставляющие социальные услуги Table 1. Organizations providing social services
Количество организаций, предоставляющих социальные услуги / Number of organizations providing social services
Количество граждан, состоящих на обслуживании в отделениях социальной защиты / Number of citizens serving in social welfare departments
Южные районы / Ардатовский / Ardatov 2 323
Southern areas Арзамасский / Arzamas 5 2 527
Северные районы / Ветлужский / Vetluga 5 666
Northern areas Тоншаевский / Tonshaevsk 2 363
Центральные районы / Central areas Большемурашкинский / Bolshomurashkinsky district Княгининский / Knyaginino 4 2 253 240
Восточные районы / Спасский / Spasskoe 2 510
Eastern areas Лысковский / Lyskovo 3 1 286
Западные / Western Балахнинский / Balakhna Чкаловск / Chkalovsk 4 3 1 065 711
Всего / Total 32 7 944
Источник: Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области
Из представленных организаций 26 являются государственно-бюджетными учреждениями, 6 -государственно-казенные учреждения. Одна региональная общественная организация «Инклюзивный центр семьи и детства «Умка» городского округа Чкаловск. В реестре отсутствуют данные о наличии организаций социального предпринимательства в исследуемых районах. Следует отметить, что регистрация организаций, оказывающих социальные услуги, в реестре не обязательна, это добровольная процедура. Но тогда организация лишается налоговых льгот (с 1 января 2015 года организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан,
вправе временно применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций), компенсаций за социальные услуги, которые оказываются гражданам по индивидуальных программ [18].
Анализируя возможности учреждений в удовлетворении потребностей населения в социальных услугах, следует отметить, чточисленность населения в районах составляет - 242 279 человек. В частности, по районам: Ардатовский - 22 869; Арзамасский - 40 890; Ветлужский - 14 488; Тоншаевский -18 572; Большемурашкинский - 9 490; Княгининский - 11 350; Спасский - 9 225; Лысковский районы -37 849; Балахнинский - 75 851, Чкаловск - 19 695.
Рис. 2. Диаграмма численности населения по районам Fig. 2. District population chart Источник: составлено авторами на основе: Федеральной службы государственной статистики.
Официальный сайт
Чкаловск Спасский Ардатовский р-н 8 % 3 % 9 %
Арзамасский р-н 16 %
Ветлужский р-н 6 %
Тоншаевсий р-н 7 %
Княгининский р-н 4 %
Большемурашкински й р-н 4 %
Возможности учреждений для оказания социальных услуг составляют - 7 944 места. Таким образом организации, оказывающие социальные услуги, охватывают только 3,3 процентов населения от его общего числа в исследуемых районах. В то время как по данным Росстата Нижегородской области количество только пенсионеров в районах 52 632 человека, что составляет 22 % от общей численности населения [19].
Следовательно, количество потенциальных клиентов организаций социального сервиса значительно превышает объем предоставляемых услуг.
Организации сферы социального сервиса специализируются на оказании услуг различным категориям населения: престарелые и инвалиды - 14 организаций, дети и несовершеннолетние - 11, психоневрологические центры - 2, центры комплексного обслуживания населения - 5. В процентном соотношении данные представлены в диаграмме.
центры комплексного обслуживания населения 16 %
психоневрологические центры 6 %
центры, оказывающие услуги
детям и несовершеннолетним
34 %
центры, оказывающие услуги престарелым и инвалидам 44 %
Рис. 3. Диаграмма «Специализация организаций сферы социального сервиса» Fig. 3. Diagram Specialisation of organisations in the field of social service Источник: составлено авторами на основе Реестра поставщиков социальных услуг Нижегородской области
Наибольшее количество социальных организаций оказывают услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам - 44 %. Это связано с тем, что каждый пятый житель Нижегородской области -представитель старшей возрастной когорты. В связи со старением населения доля пожилых людей в обществе увеличивается, и потребность в организациях данного профиля будет расти.
Центры, оказывающие услуги детям и несовершеннолетним, составляют 34 % от общей доли организаций. Услуги предоставляются стационарно и полустационарно. Дети, как социально незащищенные слои населения, требуют особого внимания и поддержки со стороны государства, что оправдывает наличие подобных центров в каждом из районов Нижегородской области.
Анализ реестра поставщиков социальных услуг Нижегородской области показал, что государство является монополистом в сфере социального сервиса. Потребители социальных услуг лишены выбора. Они вынуждены обращаться к государственным учреждениям помощи и поддержки, где строго регламентирован перечень предоставляемых услуг и процедура их оказания. Реалии времени требуют серьёзной модернизации системы социальной помощи. Государственные организации в сфере социального сервиса ориентированы в основном на оказание социально-медицинских и бытовых услуг, но интеграция человека с ограниченными возможностями в современной жизни требует адаптивных способностей, развития стрессоустойчивости, высоких коммуникативных навыков, цифровой грамотности и т. д. Сфера социального сервиса предполагает работу со специфической категорией потребителей и не может быть унифицирована. Значительная часть проанализированных нами организаций представляет собой комплексные центры обслуживания. Охватывая максимально широкую категорию населения, они не обладают ресурсами для оказания узкоспециализированных услуг.
Частные организации по оказанию социальных услуг населению могли бы занять данную нишу.
Обсуждение
Анализ рынка социальных услуг Нижегородской области показал, что деятельность организаций сферы социального сервиса в настоящее время осуществляется во всех районах области. Однако социальная сфера не справляется с запросами современного общества, нуждается в расширении, оптимизации и квалифицированных кадрах. К тому же количество потребителей социальных услуг на протяжении последних лет остается примерно одинаковым, т. е. не учитывается динамика социально-
демографической структуры населения, в этом проявляется консервативность государственной системы социальной поддержки населения, неспособность трансформации в современных реалиях.
Одной из особенностей сферы социального сервиса является низкая степень участия в предоставлении социальных услуг коммерческих организаций. Законодательно условия для привлечения коммерческих структур в сферу социального сервиса были созданы еще пять лет назад в поправках к Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ [13]. Данная законодательная инициатива не нашла широкой поддержки. Возможными причинами этого, на наш взгляд, могут быть значительные капиталовложения на начальном этапе деятельности, долгий срок и низкая степень окупаемости, серьезная конкуренция со стороны государственных организаций и низкая платежеспособность потребителей социальных услуг [20].
Помимо экономических барьеров, при организации предпринимательской деятельности в сфере социального сервиса немаловажную роль играют социальные факторы:
- особая группа потребителей данного вида
услуг;
- высокие профессиональные требования к квалификации работников;
- особые требования к коммуникативным навыкам специалистов социального сервиса;
- риски профессионального выгорания.
Следует отметить, что коммерческим организациям в сфере социального сервиса предоставляются льготы, к примеру, налоговые послабления, государственная поддержка в виде субсидий, государственное софинансирование на строительство и др. Но воспользоваться этими мерами поддержки могут лишь коммерческие организации по оказанию социальных услуг, состоящие в реестре поставщиков социальных услуг. К организации и предоставлению услуг в социальной сфере предъявляются особые требования. Включение организации в реестр поставщиков социальных услуг является гарантом качества их предоставления.
Предлагаемый нами подход трансформации традиционной системы социальной работы направлен на расширение компонента поставщиков социальных услуг за счет развития социального предпринимательства.
В Нижегородской области уже сделаны первые шаги в данном направлении. В частности, с 2019 г. на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государ-
ственный инженерно-экономический университет» была открыта площадка «Образовательная и консультативная поддержка муниципальных районов Нижегородской области при переходе на цифровую экономику». Цель площадки - повышение доступности всех видов социальных услуг и совершенствование системы социального обслуживания в соответствии с потребностями населения. В рамках данной площадки регулярно организуются панельные дискуссии, форумы, конкурсы социальных проектов с привлечением представителей власти и частных организаций для совместного решения актуальных социальных проблем в регионе. Анализ структуры рынка социальных услуг Нижегородской области, а также опыт работы инновационной площадки показал, что для модернизации структуры социальной поддержки необходимы:
- увеличение числа частных предпринимателей в сфере социальных услуг;
- организация регулярных консультаций по организационно-правовым аспектам деятельности социального предпринимательства;
- агитация социальных предпринимателей по включению их в реестр поставщиков социальных услуг региона;
- возможности включения социального предпринимательства в программы государственного софинансирования.
Недостаток социального предпринимательства в области компенсируется динамично развивающимся волонтерским движением. В частности, на базе ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» функционирует студенческое волонтерское движение. В Княгининском районе были реализованы несколько социальных проектов: «Адресная помощь ветерану», «Связь поколений», «Цифровая грамотность», серия досуговых и образовательных мероприятий для детей, оставшихся без попечения родителей. Силами студенческого актива решаются многие проблемы: хозяйственно-бытовые, досуговые, коммуникативные. Но из-за отсутствия профессиональной квалификации им не под силу решение всех проблем.
Заключение
В работе представлен анализ рынка социальных услуг Нижегородской области. Выявлено проблемное поле, предложены пути решения. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости развития рынка платных социальных услуг на основе расширения социального предпринимательства. Для этого имеются необходимые предпосылки в виде принятой законодательной базы, сформированной профессиональной когорты и возрастающей социальной активности населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации: федеральный закон от 1.01.2015 № 442-ФЗ // Консультант: справочная система. М., 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения: 21.01.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144 [Электронный ресурс]. Режим доступа: рhttp://government.ru/docs/23445/(дата обращения: 10.02.2020).
3. Атякшева М. А. Социальные услуги: определение, виды, условия предоставления // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13 (24) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24).pdf (дата обращения: 22.01.20).
4. Бугаева А. А. Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль // Вестник науки и образования. 2018. № 5 (41) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-sozdaniya-i-razvitiya-negosudarstvennogo-sektora-predostavleniya-sotsialnyh-uslug-i-ego-rol (дата обращения: 22.01.20).
5. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый. 2018. № 38. С. 173-175.
6. Слиткова А. Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 3 (55) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnoe-obsluzhivanie-v-rossii-zakonodatelnye-novatsii (дата обращения: 22.01.20)
7. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М. : Аль-пина Паблишер, 2010. 307 с.
8. Мартин Р. Л., Осберг С. Социальное предпринимательство - определение понятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_76 (дата обращения: 08.01.20).
9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. 180 с.
10. Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Вестник ТГЭУ. 2015. № 1 (73) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-suschnost-i-ponyatie (дата обращения: 23.01.2020).
11. Полтавская М. Б. Развитие социального предпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 4696-4700.
12. Бугаева А. А. Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль // Вестник науки и образования. 2018. № 5 (41) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-sozdaniya-i-razvitiya-negosudarstvennogo-sektora-predostavleniya-sotsialnyh-uslug-i-ego-rol (дата обращения: 22.05.2019).
13. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_156558/ (дата обращения 2.02.2020).
14. Тюбеев А. И., Куршаева Ф. М. Региональная специфика предоставления социальных услуг населению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 3. С. 58-70.
15. Романычев И. С. Теория практик в исследованиях социальных служб // Идеи и идеалы. 2014. № 1 (19) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-praktik-v-issledovaniyah-sotsialnyh-sluzhb (дата обращения: 10.02.2020).
16. Романычев И. С. Механизмы и критерии оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания // Приволжский научный вестник. 2012. № 3. С. 64.
17. Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minsocium.ru/index.php/sotsialnoe-obsluzhivanie/reestr (дата обращения 18.02.20).
18. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 18.02.2020).
19. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nizhstat.gks.ru/search (дата обращения 18.02.2020).
20. Селезнева Е. И. Организация социальной защиты населения в регионах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://readera.org/organizacija-socialnoj-zashhity-naselenija-v-regionah-rossiiosnovnye-problemy-i-14330042 (дата обращения 18.02.2020).
Дата поступления статьи в редакцию 25.12.2019, принята к публикации 20.01.2020.
Информация об авторах: Бухалова Наталья Александровна, к.с.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки» Адрес: ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет 606340 Россия, г. Княгиниино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 1363-8300
Павлова Ольга Анатольевна, к.и.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки»
Адрес: ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
606340 Россия, г. Княгиниино, ул. Октябрьская, 22а
E-mail: [email protected]
Spin-код: 8203-5062
Литвинчук Владимир Ильич, к.п.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки» Адрес: ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет 606340 Россия, г. Княгиниино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов: Бухалова Наталья Александровна: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Павлова Ольга Анатольевна: подготовка текста статьи, сбор и обработка материалов. Литвинчук Владимир Ильич: осуществление критического анализа и доработка текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
119
REFERENCES
1. Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan Rossijskoj Federacii: federal'nyjzakonot 1.01.2015 No. 442-FZ [On the basics of social services for citizens of the Russian Federation: Federal law No. 442-FZ of 1.01.2015]. Konsul'tant: spravochnaya sistema. Moscow, 2015 [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558 (access 21.01.2020).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8 iyunya 2016 g. No. 1144 [Electronic resource]. Available at: rhttp://government.ru/docs/23445/ (access 10.02.2020).
3. Atyaksheva M. A. Social'nye uslugi: opredelenie, vidy, usloviya predostavleniya [Social services: definition, types, conditions of provision], Nauchnoe soobshchestvo studentov: mezhdisciplinarnye issledovaniya: sb. st. po mat. XXIV mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Scientific community of students: interdisciplinary research: sat. St. on Mat. XXIV international. student science-practical conference], No. 13 (24). [Electronic resource]. Available at: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24).pdf (access 22.01.20).
4. Bugaeva A. A. Predposylki sozdaniya i razvitiya negosudarstvennogo sektora predostavleniya social'nyh uslugi ego rol' [Prerequisites for the creation and development of the non-state sector of social services and its role], Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education], 2018, No. 5 (41). [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-sozdaniya-i-razvitiya-negosudarstvennogo-sektora-predostavleniya-sotsialnyh-uslug-i-ego-rol (access 22.01.20).
5. Myasishcheva Yu. N. Sovremennaya sistema social'nogo obsluzhivaniya naseleniya [Modern system of social services for the population], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2018, No. 38, pp. 173-175.
6. Slitkova A. N. Social'noe obsluzhivanie v Rossii: zakonodatel'nye novacii [Social services in Russia: legislative innovations], Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences], 2016, No. 3 (55) [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sot-sialnoe-obsluzhivanie-v-rossii-zakonodatelnye-novatsii (access 22.01.20).
7. Yunus M., Zholi A. Sozdavaya mir bez bednosti: Social'nyj biznes i budushchee kapitalizma [Creating a world without poverty: Social business and the future of capitalism], Moscow: Al'pina Pablisher, 2010. 307 p.
8. Martin R. L., Osberg S. Social'noe predprinimatel'stvo - opredelenie ponyatiya [Social entrepreneurship-definition of the concept] [Electronic resource]. Available at: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_76 (access 08.01.20).
9. Nort D. Instituty, institucional'nye izmeneniya i funkcionirovanie ekonomiki [Institutions, institutional changes and the functioning of the economy], Moscow, 1997. 180 p.
10. Zhohova V. V. Social'noe predprinimatel'stvo: sushchnost' iponyatie [Social enterprise: the essence of the concept], Vestnik TGEU [Vestnik of TGEU], 2015, No. 1 (73). [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-suschnost-i-ponyatie (access 23.01.2020).
11. Poltavskaya M. B. Razvitie social'nogo predprinimatel'stva v Rossii: problem opredeleniya i osnovnye harakteristiki [Development of social entrepreneurship in Russia: problems of definition and main characteristics], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic magazine «Concept»], 2014, Vol. 20, pp. 4696-4700.
12. Bugaeva A. A. Predposylki sozdaniya i razvitiya negosudarstvennogo sektora predostavleniya social'nyh uslugi ego rol' [Prerequisites for the creation and development of the non-state sector of social services and its role], Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education], 2018, No. 5 (41). [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-sozdaniya-i-razvitiya-negosudarstvennogo-sektora-predostavleniya-sotsialnyh-uslug-i-ego-rol (access 22.05.2019).
13. Federal'nyj zakon «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 28.12.2013 No. 442-FZ [Federal law № 442-FZ of 28.12.2013 «On the basics of social services for citizens in the Russian Federation»] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (access 2.02.2020).
14. Tyubeev A. I., Kurshaeva F. M. Regional'naya specifika predostavleniya social'nyh uslug naseleniyu [Regional specifics of providing social services to the population], Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International journal of applied and fundamental research], 2009, No. 3, pp. 58-70.
15. Romanychev I. S. Teoriya praktik v issledovaniyah social'nyh sluzhb [Theory of practices in social services research], Idei i idealy [Ideas and ideals], 2014, No. 1 (19). [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-praktik-v-issledovaniyah-sotsialnyh-sluzhb (access 10.02.2020).
16. Romanychev I. S. Mekhanizmy i kriterii ocenki effektivnosti deyatel'nosti uchrezhdenij social'nogo obslu-zhivaniya [Mechanisms and criteria for evaluating the effectiveness of social service institutions], Privolzhskij nauch-nyj vestnik [Privolzhsky scientific Bulletin], 2012, No. 3, pp. 64.
17. Reestr postavshchikov social'nyh uslug Nizhegorodskoj oblasti [Electronic resource]. Available at: https://minsocium.ru/index.php/sotsialnoe-obsluzhivanie/reestr (access 18.02.20).
18. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2013 goda No. 442-FZ «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Federal law № 442-FZ of December 28, 2013 «On the basics of social services for citizens in the Russian Federation»] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156558/ (access 18.02.2020).
19. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'nyj sajt [Electronic resource]. Available at: https://nizhstat.gks.ru/search (access 18.02.2020).
20. Selezneva E. I. Organizaciya social'noj zashchity naseleniya v regionah Rossii [Organization of social protection of the population in the regions of Russia] [Electronic resource]. Available at: https://readera.org/organizacija-socialnoj-zashhity-naselenija-v-regionah-rossiiosnovnye-problemy-i-14330042 (access 18.02.2020).
Submitted 25.12.2019; revised 20.01.2020.
About the authors:
Natalia A. Buhalova, Ph. D. (Sociology), associate Professor of the Department of Humanities Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russian Federation, Nizhny Novgorod Region, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected] Spin-code: 1363-8300
Olga A. Pavlova, Ph. D. (History), associate Professor of the Department of Humanities Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russian Federation, Nizhny Novgorod Region, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected] Spin-code: 8203-5062
Vladimir I. Litvinchuk, Ph. D. (Politic), associate Professor of the Department of Humanities Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russian Federation, Nizhny Novgorod Region, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected]
Contribution of the authors: Natalia A. Buhalova: managed the research project, analyzing and supplementing the text. Olga A. Pavlova: writing of the draft, collection and processing of materials Vladimir I. Litvinchuk: critical analysis and revision of the text
All authors have read and approved the final manuscript.