Научная статья на тему 'Рынок продукции мясной переработки Приморского края, основные тенденции его развития'

Рынок продукции мясной переработки Приморского края, основные тенденции его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ПРОДУКЦИЯ / PRODUCTS / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / MEAT PROCESSING INDUSTRY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPETITIVENESS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SAFETY / ЕМКОСТЬ РЫНКА / MARKET CAPACITY / ИМПОРТ / IMPORT / ЭКСПОРТ / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Александра Игоревна

В настоящее время практически все участники бизнеса решают задачу обеспечения устойчивой конкурентоспособности своему делу. «Конкурентоспособность предприятия» достаточно емкая категория, состоящая из множества факторов внутренней и внешней среды. При этом, следует учитывать, что если факторами внутренней среды предприятие может управлять, то к внешним факторам ему придется адаптироваться. В этой связи автор считает тему статьи достаточно своевременной, поскольку любое предприятие ведет свою деятельность не в экономическом вакууме, а в уже сложившихся рыночных условиях, к которым ему придется в худшем случае приспособиться, а в лучшем случае занять желаемую рыночную позицию. Исследование регионального рынка продукции мясной переработки достаточно актуальная проблема, поскольку выдвинутые против России санкции заставляют задуматься об обеспечении населения нашей страны отечественными качественными продуктами питания в достаточном количестве. Для того, чтобы угроза продовольственной безопасности не стала суровой реальностью для нашей страны, необходимо вывести уровень производства жизненно важных продуктов питания (хлеб, мясо, в том числе продукты мясной переработки, молоко) на уровень потребления, соответствующий нормам питания, рекомендуемым Институтом питания Российской Федерации. В целях успешной реализации данной задачи необходимо, во-первых, оценить экономическую ситуацию на рынке, где собираетесь осуществлять производственно-хозяйственную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF MEAT PRODUCTS OF PRIMORSKY KRAI, THE MAIN TRENDS OF ITS DEVELOPMENT

At present almost all participants of the business sector face to the challenge of sustainable competitiveness of their business. "Competitive capacity of enterprises" is a capacious category, consisting of a number of factors of internal and external environment. It should be taken into account that if the company can control the factors of the internal environment, the external factors will have to adapt to it. In this regard, the author considers that the topic becomes quite timely, as any company operates not in an economic vacuum but in already existing market conditions, to which he will have to adjust at worst, and at best he will have to take the desired market position. A study of the regional market of processed meat products is quite an urgent problem, as put forward sanctions against Russia are forced to think about providing the population of our country with the high-quality domestic food in sufficient quantities. It is necessary to bring the level of production of essential foods (bread, meat, including products processed meat, milk) on the level of consumption corresponding to nutritional standards recommended by the Institute of Nutrition of the Russian Federation in order the threat of food safety not became a harsh reality for our country. In order to successfully implement this task it is necessary, first of all, to assess the economic situation in the market where you are going to carry out production and business activities.

Текст научной работы на тему «Рынок продукции мясной переработки Приморского края, основные тенденции его развития»

А.И. Бондаренко

РЫНОК ПРОДУКЦИИ МЯСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ .

УДК 338.12.07

РЫНОК ПРОДУКЦИИ МЯСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

© 2015

А.И. Бондаренко, доцент кафедры «Бухгалтерского учета и финансов»

Приморская ГСХА, Уссурийск (Россия)

Аннотация. В настоящее время практически все участники бизнеса решают задачу обеспечения устойчивой конкурентоспособности своему делу. «Конкурентоспособность предприятия» - достаточно емкая категория, состоящая из множества факторов внутренней и внешней среды. При этом, следует учитывать, что если факторами внутренней среды предприятие может управлять, то к внешним факторам ему придется адаптироваться. В этой связи автор считает тему статьи достаточно своевременной, поскольку любое предприятие ведет свою деятельность не в экономическом вакууме, а в уже сложившихся рыночных условиях, к которым ему придется в худшем случае приспособиться, а в лучшем случае - занять желаемую рыночную позицию. Исследование регионального рынка продукции мясной переработки - достаточно актуальная проблема, поскольку выдвинутые против России санкции заставляют задуматься об обеспечении населения нашей страны отечественными качественными продуктами питания в достаточном количестве. Для того, чтобы угроза продовольственной безопасности не стала суровой реальностью для нашей страны, необходимо вывести уровень производства жизненно важных продуктов питания (хлеб, мясо, в том числе продукты мясной переработки, молоко) на уровень потребления, соответствующий нормам питания, рекомендуемым Институтом питания Российской Федерации. В целях успешной реализации данной задачи необходимо, во-первых, оценить экономическую ситуацию на рынке, где собираетесь осуществлять производственно-хозяйственную деятельность.

Ключевые слова: рынок, продукция, тенденции развития, региональная экономика, мясоперерабатывающая промышленность, конкурентоспособность предприятия, продовольственная безопасность, емкость рынка, импорт, экспорт.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вступление Российской Федерации в ВТО диктует настоятельную необходимость разработки и осуществления мероприятий, направленных на повышение конкурентного статуса отечественных производителей продукции мясной переработки ввиду открытости российских рынков для зарубежных продуктов и либерализации условий импорта готовых мясных изделий. Поддержание конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий нашей страны на уровне основных зарубежных производителей - поставщиков продуктов мясной переработки на российский рынок является насущной необходимостью не только с позиции обеспечения коммерческой результативности деятельности предприятий отрасли, но и с позиций обеспечения ее продовольственной безопасности.

В свете вышесказанного следует отметить, что отечественная мясоперерабатывающая промышленность должна постоянно стремиться к такому уровню своего развития, который удовлетворял бы потребности страны в мясной продукции и исключал бы возможность возникновения угрозы её продовольственной безопасности [1,2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы отдельных предприятий - производителей продукции мясной переработки нашей страны, как правило, характерны для всех представителей данной отрасли. К ним можно, прежде всего, отнести:

- значительную зависимость от импортного сырья;

- слабую техническую и технологическую оснащенность;

- недостаток высококвалифицированных специалистов не только в области технологий мясопереработки, но и в сфере экономики, менеджмента и маркетинга;

- дефицит современного оборудования, в том числе такого важного для данного вида деятельности вида оборудования, как низкотемпературные склады;

- отсутствие эффективного взаимодействия с ритей-лом по причине явно недостаточной разработанности необходимых современных стандартов реализации и хранения продукции;

- слабое применение в деятельности производителей на рынке продукции мясопереработки коммуникацион-

ных маркетинговых технологий, особенно в области построения и продвижения их позитивных имиджа и деловой репутации [5,6,7,8,9].

Существенным сдерживающим фактором развития мясоперерабатывающей отрасли нашей страны и Дальнего Востока, в частности, является отсутствие навыков и практического опыта у подавляющего большинства руководителей и менеджмента предприятий мясной переработки в области ведения борьбы за свое достойное место на конкурентном рынке. Данная проблема в известной степени усугубляется практическим отсутствием адекватного условиям современности научно-методического инструментария управления конкурентоспособностью предприятия, учитывающего специфику деятельности предприятий отрасли мясной переработки [1,2,10,11,12].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель написания данной статьи - в результате изучения теоретических источников и практики хозяйствования охарактеризовать основные тенденции развития рынка продукции мясной переработки Приморского края.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время в Приморском крае работает несколько десятков малых, средних и крупных мясоперерабатывающих предприятий, которые стабильно наполняют рынок колбасами, полуфабрикатами, консервами, копченостями и другой продукцией. Параллельно они развивают собственную торговую сеть на Дальнем Востоке.

Новые технологии таких ведущих предприятий мясной переработки, как ООО «Ратимир» (г. Владивосток), ОАО «Мясокомбинат «Находкинский»» (г. Находка), ООО «Хладокомбинат «Полюс»» (г. Владивосток), ООО «Мясокомбинат «Лесозаводский»» (г. Лесозаводск) и других компаний, позволили выпускать продукцию, срок реализации которой может доходить до нескольких месяцев.

Продукты мясной гастрономии приморских мясо-переработчиков известны далеко за пределами края, а ООО «Ратимир» (г. Владивосток) создал «родственные» компании в Сибири («Ярск») и в Москве («Дымов») [13].

В 2014 году мясоперерабатывающие предприятия Приморского края произвели 47,9 тыс. тонн колбас, копченостей и полуфабрикатов, снизив объем их производства в 1,8 раза по сравнению с 2012 годом. Общая сумма доходов отрасли мясной переработки края в 2014 году составила 6,2 млрд. рублей (таблица 1).

А.И. Бондаренко

РЫНОК ПРОДУКЦИИ МЯСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ...

Таблица 1 - Динамика производства мясопродуктов и денежные доходы отрасли мясной переработки Приморского края в период с 2008 по 2014гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г.

Производство мясопродуктов, тонн 81 601 72 973 87 231 89 452 87 169 47 897

Доходы отрасли мясной переработки, млн. руб. 7 568 7 649 8 559 8 798 9 284 б 188

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

Следует отметить, что в условиях экономического кризиса мелкие предприятия мясной переработки перестали осуществлять деятельность, крупные и средние -уменьшили объемы производства, несмотря на то, что спрос на продукты мясной переработки в 2014 году не только не сократился по сравнению с 2012 годом, но и возрос (таблица 3).

Одной из основных причин сокращения выпуска продукции мясной гастрономии в 2014 году по сравнению с 2012 годом послужила устойчивая тенденция снижения численности населения Приморского края.

Несмотря на то, что Приморский край является самой густо населенной территориальной единицей ДВФО, за исследуемый период население края сократилось на 36,3 тыс. человек (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика численности населения в ДВФО в период с 2008 по 2014 гг., (человек)

СубъекшДВ ФО 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г.

Республика Саха (Якутия) 958056 958338 958258 955859 955580 956900

Камчатский край 325179 323165 321659 320156 320549 317300

Приморский край 1969602 1965178 1953545 1950483 1947263 1933300

Хабаровский край 1351123 1349230 1342887 1342475 1342083 1338300

Амурская область 838869 834905 828660 821573 816910 809900

Магаданская область 160940 159002 156534 154485 152358 148100

Сахалинская область 504896 501279 496739 495402 493302 488400

Еврейская АО 178148 177500 176304 174412 172671 168400

Чукотский АО 52138 51179 50346 50988 50780 50500

Субъекты ДВ ФО 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г.

Республика Саха (Якутия) 85 86 88 88 89 89

Камчатский край 69 69 71 73 75 77

Приморский край 63 64 67 70 75 83

Хабаровский край 76 77 77 79 81 83

Амурская область 56 57 57 61 63 65

Магаданская область 73 70 71 75 76 76

Сахалинская область 88 88 87 88 91 93

Еврейская АО 51 51 51 52 55 57

Чукотский АО 48 48 53 49 51 53

в свою очередь, вследствие роста денежных доходов жителей Приморского края в период с 2008 года по 2014 год в 2,2 раза, которые, вместе с тем, остаются практически самыми низкими в ДВФО. По уровню доходов в период с 2008 года по 2011 год и в 2014 году Приморский край оставил позади Амурскую область и Еврейскую АО, а в 2012 году - Еврейскую АО (таблица 4).

Таблица 4 - Денежные доходы населения в месяц в ДВФО в 2008-2014 гг., рублей

Субъекты ДВ ФО 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г.

Республика Саха (Якутия) 18586.4 21161,7 23022,7 25616.9 27966.0 34063

Камчатский край 20116,1 24051,1 27010,3 28964.9 30485.1 36971

Приморский край 12927,3 15485.6 17297,8 19159,7 21299,7 28277

Хабаровский край 16283,5 19928,4 22478,9 23766.2 25853,5 31997

Амурская область 12297,4 13196,4 14323,4 17789,7 21575,4 26699

Магаданская область 19937,2 24753,9 27800.7 30452.1 35995.9 46281

Сахалинская область 25007,3 28348,7 30727,0 32268.2 33355.1 45000

Еврейская АО 11306,3 13646.2 15347.8 16525,3 18158.1 21340

Чукотский АО 30554,3 33607,0 38146.9 43049.4 43161,7 47472

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

Потребление мяса и мясопродуктов в Приморском крае за рассматриваемый период времени в целом возросло на 32%, в 2014 году по сравнению с 2012 годом - на 11 % (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика потребления мяса и мясопродуктов на душу населения в ДВФО в 2008-2014гг. на душу населения в год; килограммов

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

Соотношение динамики размера денежного дохода на душу населения в крае (2014 г. к 2012 г. составило 132,8 %) и динамики индексов потребительских цен с на продукцию мясной переработки свидетельствует о том, что рост денежных доходов опережает рост цен, несмотря на то, что в 2014 году рост цен на данную продукцию был одним из самых высоких и составил 128,3 % (таблица 5).

Таблица 5 - Динамика индексов потребительских цен на продукцию мясной переработки в Приморском крае в период с 2008 по 2014 гг. ( в процентах; декабрь к декабрю предыдущего года)

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

Емкость рынка - это важнейшая категория, на которой базируются практически все экономические расчеты, поскольку не имея представления об инвестиционной перспективе того или иного рынка невозможно планировать ожидаемый от него доход. В рамках данной статьи уместно определение Круглова М. И.: «Емкость рынка - это величина того или иного продукта, которую он может «съесть» за единицу времени» [16].

Для того, чтобы вычислить приблизительную емкость рынка, необходимо соотнести уровень спроса с уровнем фактического предложения.

Для определения уровня спроса (в год) можно воспользоваться формулой:

А = Гап хИ„

(1)

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

Стоит заострить внимание на том, что, начиная с 2012 года, потребление этого важнейшего продукта питания в Приморском крае соответствует нормам питания, рекомендуемым Институтом питания Российской Федерации - 75 кг, в предыдущие годы потребление мяса и мясопродуктов отставало от рациональной нормы. В разрезе субъектов ДВФО потребление мяса и мясопродуктов в Приморском крае находится на среднем уровне. Наибольшее количество данных продуктов потребляет Сахалинская область, наименьшее - Чукотский АО. Стоит также отметить, что в нашей стране уровень потребления мяса на душу населения все еще существенно ниже, чем в экономически развитых странах.

Рост потребления мясных продуктов в крае, в первую очередь, обусловлен ростом покупательной способности населения, которая в период с 2008 года по 2012 год возросла на 23,1%. По сравнению с 2011 годом ее рост составил 2,6 % [15].

Покупательная способность населения увеличилась,

где

Кр N

Д-

спрос; число покупателей;

р— число покупок.

В данной статье примем за число покупателей численность населения Приморского края, за число покупок - потребление мяса и мясопродуктов на душу населения.

Уровень фактического предложения (в год) - это прямая характеристика перспективности данного рынка, складывающаяся из предложения аналогичных (или замещающих) товаров, производимых на данной территории, скорректированного на экспорт, импорт и остатки товаров на начало отчетного периода и может быть определена по формуле:

г = п +1 + ррг1 - Е

где £ - предложение;

п

- производство:

(2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Бондаренко экономические

РЫНОК ПРОДУКЦИИ МЯСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ... науки

3 ■ - - импорт;

- - экспорт.

Следовательно, остаточную емкость рынка (запас) для определенной товарной группы можно вычислить по формуле:

(3)

где Т^ - остаточная емкость рынка (запас); - спрос;

£ - предложение.

Если в результате вычисления остаточной емкости рынка какого-либо товара за определенный период получается отрицательная величина, то на данном рынке имеет место запас данного товара на начало нового периода.

Расчет емкости рынка продукции мясной переработки Приморского края представлен в таблице 6.

Таблица 6 - Определение емкости рынка продукции мясной переработки Приморского края за 2008-2014 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2014 г.

Численность, человек 1969602 1965178 1953545 1950483 1947263 1933300

Потребление мясаи мясопродуктов на дужу населения, килограмм 63 64 67 70 75 83

Производство мясопродуктов, тыс. тонн 81,6 72,9 87,2 89,5 87,2 47,9

Запасы на начало года. тыс. тонн 4,1 5 10.4 9.6 18 16

Импорт, тыс. тонн 38 47,4 58,8 78,6 95,4 135

Ввоз из других регионов России, тыс. 5,8 11=2 9,7 9,3 14,8 14.1

Экспорт, тыс. тонн од 0,2 -

Вывоз в другие регионы Рос сии. тыс. тонн 25 31.4 43,3 41.4

Спрос, тыс. тонн 124.1 125.8 131,3 136,5 146.1 160.4

Предложение, тыс. тонн 129,4 136.3 141,1 155,6 172,1 171.6

Запасы продукции мясной переработки на конец года. тыс. тонн 5,3 10,5 9,8 19,1 26 1U

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

По итогам вычислений можно судить о том, что предприятия мясоперерабатывающей промышленности работают «с запасом», то есть предложение на рынке продукции мясной переработки Приморского края на протяжении всего исследуемого периода превышает спрос. В 2014 году, несмотря на снижение объемов производства мясопродуктов в 1,8 раза по сравнению с 2012 годом, «запас» получился из-за увеличения доли импорта продуктов мясной переработки на 42 % по сравнению с 2012 годом. Сложившаяся ситуация на исследуемом рынке свидетельствует о том, что отрасль мясной переработки не привлекательна для инвестиций, все рыночные ниши распределены, предприятия используют свои производственные мощности в среднем на 67 % (таблица 7), следовательно, конкурентная борьба между игроками рынка будет усиливаться и смогут «выжить» только сильнейшие компании.

Таблица 7 - Использование среднегодовой производственной мощности мясоперерабатывающими предприятиями Приморского края в период с 2008 по 2014 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г.

Использование среднегодовой производственной мощности для производства мясопродуктов, % 73,3 71,1 70 70,05 68 52

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

По официальным данным, доля импортного мяса в Приморском крае в 2010, 2011 годах превысила 50 %, в 2014 году составила около 60 %. Основными странами - экспортерами мясосырья в Приморский край до экономических санкций являлись: Австралия (баранина), Бразилия (свинина, говядина, птица), Испания (свинина), Канада (свинина), Китай (свинина), США (птица). После продуктового эмбарго США и Австралия были заменены Чили, Индией и Китаем (табл.8).

Таблица 8 - Динамика производства и импорта мяса всех видов в Приморском крае в период 2008 - 2014гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г.

Производство мяса всех видов, тонн 22 882 23 795 28 277 29 214 30618 56 000

Импорт мяса всех видов, тонн 49 148 40 338 52 512 52316 47 429 54 000

Источник: составлено автором по данным ТОФСГС

[14].

При этом периодически возникающие ограничения поставок со стороны органов государственной власти в рамках программы поддержки отечественных производителей влекут за собой перебои в работе российских мясокомбинатов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итоги, отметим что, рынок продукции мясной переработки Приморского края - это сформировавшийся сегмент, в котором все участники заняли свои позиции, кроме того, мясоперерабатывающие предприятия ежегодно в течение исследуемого периода производят больше продукции, чем рынок может «съесть», следовательно, отрасль не интересна с точки зрения инвестиций [17].

Специфика рынка продукции мясной переработки, во-первых, в том, что мясные изделия - это продукт скоропортящийся; во-вторых, в том, что потребители отдают предпочтение продукции местных производителей

[5].

Проблемы в отрасли мясной переработки Приморского края одинаковы для всех участников рынка: это зависимость от импорта мясосырья, нехватка квалифицированных кадров, дефицит низкотемпературных складов. Все это негативно отражается на имидже компаний-производителей, затрудняет развитие рынка. Кроме того, много проблем доставляют так называемые «производители-однодневки», которые зачастую просто подделывают продукцию хорошо зарекомендовавшего себя производителя с целью быстрой наживы. В таких случаях страдает имидж торговой марки, а заработать его на данном рынке весьма сложно [1,2].

Сделанное автором обобщение особенностей, тенденций и проблем рынка продукции мясной переработки Приморского края позволяет признать, что решение комплексной задачи, связанной с бесперебойной работой оборудования, поставками качественного мясного сырья, наличием на производстве квалифицированных специалистов, слаженной работой логистической системы в совокупности позволит не только своевременно обновлять и расширять ассортимент конкурентоспособной продукции, но и повысить конкурентный статус приморских мясоперерабатывающих предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондаренко А.И. Управление конкурентоспособностью предприятий мясоперерабатывающей промышленности (на примере Приморского края): автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05. Хабаровск, 2015. 24 с.

2. Бондаренко А.И. Управление конкурентоспособностью предприятий мясоперерабатывающей промышленности (на примере Приморского края): дис. .канд. экон. наук: 08.00.05. Уссурийск, 2014. 157 с.

3. Бондаренко А.И. Конкурентоспособность как важнейшая рыночная характеристика // Аграрный вестник Урала. 2012. № 1 (93). С. 80-83.

4. Мухина Д.В. Теоретические и методические аспекты повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий (на примере Приморского края): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Владивосток, 2005. 21 с.

5. Бондаренко А.И. Специфика, рыночные тенденции и проблемы предприятий мясоперерабатывающей промышленности // Молодые ученые - агропромышленному комплексу Дальнего Востока : материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов, молодых ученых и специалистов, 30-31 октября 2009

А.И. Бондаренко

РЫНОК ПРОДУКЦИИ МЯСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ...

года. - Уссурийск : ФГБОУ ВПО ПГСХА, 2010. С. 133144.

6. Мундриевская Е. Сибирская аграрная группа» планирует региональную экспансию [Электронный ресурс] // Мясные технологии. - Режим доступа: http://www. meatbranch.com (03.11.2009).

7. Федорова И. Мясная промышленность: особенности формирования себестоимости [Электронный ресурс] // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. № 11. СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 20.10.2015.

8. Шальк Г. Логистика в виде интегрированного процесса // Мясные технологии. 2010. №7. С.24-25.

9. Яремчук Н.В. Для тревоги есть основания // Мясные технологии. 2010. №7. С.60-61.

10. Бондаренко А.И. Организация управления конкурентоспособностью предприятия на рынке продукции мясной переработки // Аграрный вестник Урала. 2013. № 11 (117). С. 73-76.

11. Бондаренко А.И., Король А.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий мясоперерабатывающей промышленности // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 3 (34). С. 157166.

12. Попова Е.В. Система управления конкурентоспособностью организации [Электронный ресурс] //

Камская государственная инженерно-экономическая академия (КамПИ). - Режим доступа: http://sets.ru/ base/ 16nomer /popova /1/stat1.htm (09.06.2013).

13. Катернюк А.В. О рекламной конкуренции в мясоперерабатывающей отрасли // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 11(73). С.98-103.

14. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. primstat.ru (11.10.2015).

15. Производство и потребление основных продуктов питания в Приморском крае. 2013: сборник с аналитической запиской / под ред. Шаповалова В.Ф. Владивосток: Приморск. стат., 2014. 52 с.

16. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: учебник для Вузов М.: Русская Деловая литература, 1998. 768 с.

17. Бондаренко А.И. Экономическое прогнозирование конкурентной ситуации на региональном рынке мясной переработки Приморского края // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза : РИО ПГСХА, 2012. С. 29-32.

THE MARKET OF MEAT PRODUCTS OF PRIMORSKY KRAI, THE MAIN TRENDS OF ITS DEVELOPMENT

© 2015

A.I. Bondarenko, Associate Professor of the Chair Accounting and Finance

Primorskaya SAA, Ussuriisk (Russia)

Abstract. At present almost all participants of the business sector face to the challenge of sustainable competitiveness of their business. "Competitive capacity of enterprises" is a capacious category, consisting of a number of factors of internal and external environment. It should be taken into account that if the company can control the factors of the internal environment, the external factors will have to adapt to it. In this regard, the author considers that the topic becomes quite timely, as any company operates not in an economic vacuum but in already existing market conditions, to which he will have to adjust at worst, and at best he will have to take the desired market position. A study of the regional market of processed meat products is quite an urgent problem, as put forward sanctions against Russia are forced to think about providing the population of our country with the high-quality domestic food in sufficient quantities. It is necessary to bring the level of production of essential foods (bread, meat, including products processed meat, milk) on the level of consumption corresponding to nutritional standards recommended by the Institute of Nutrition of the Russian Federation in order the threat of food safety not became a harsh reality for our country. In order to successfully implement this task it is necessary, first of all, to assess the economic situation in the market where you are going to carry out production and business activities.

Keywords: market, products, development trends, regional economy, meat processing industry, competitiveness, food safety, market capacity, import, export.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.