Рынок посреднических услуг в сфере высокотехнологических продуктов переработки зерна как институциональный элемент макроэкономики
Шер Марина Леонидовна Кандидат экономических наук, доцент Институт экономики, права и гуманитарных специальностей
E-mail: [email protected] Sher Marina Leonidovna
Аннотация: статья посвящена исследованию сущности рынка
посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна с позиции институционального подхода.
Abstract: This paper investigates the essence of the market intermediary services in the field of high-tech products of grain processing from the perspective of the institutional approach.
Ключевые слова: инновационный фактор, высокотехнологичные продукты, рынок посреднических услуг, доконтрактные издержки, качество, институционализм.
Keywords: innovation factor, high-tech products, market intermediation, dokontraktnye costs, quality, institutionalism.
В основе новой парадигмы развития в России - инновационное развитие экономики, поскольку наибольший национальный доход и наибольшие доходы населения будут не в той стране, где дешевле всего производить продукцию, а в той, где будут быстрее создавать востребованный рынком товар, внедрять наиболее эффективные схемы его промышленного производства, организовывать его продвижение, в том числе с участием посредников, и защиту от фальсификаций.
Главным критерием эффективности государственной политики является создание стимулов для частных компаний к постоянному инвестированию средств в осуществление инновационной деятельности - в
создание (приобретение), совершенствование новой продукции (или способов производства), освоение или расширение рынков и к обратной связи между рынком и совершенствованием технологии, а также стимулирование и контролирование рынка посреднических услуг.
В современной экономике России процесс рыночных преобразований накладывается и переплетается с процессом вхождения в систему мирового хозяйства. В национальной экономике складываются рынки посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов. Природа и экономическое содержание последних могут быть раскрыты лишь в рамках качественно новой парадигмы континуального (постмодернистского) социальноэкономического развития.
Для указанной выше парадигмы характерны:
- превращение постоянной изменчивости в ведущей принцип развития системы социально-экономических отношений;
- интеграция процессов воспроизводства и инновации - инновации воспроизводятся в расширенном масштабе, а воспроизводство становится процессом генерации все новых и новых продуктов;
- смена экстенсивного типа развития, ориентированного на освоение периферийного хозяйственного пространства, интенсивным типом развития, ориентированным на контакт и интеграцию ресурсов различных локальных центров хозяйственного пространства, на извлечение синергетического макроэкономического эффекта;
- неуклонное «возвышение» технологической основы производства, переплетение процессов движения капитала и производства знаний;
- развитие вертикальных связей взаимодействия институциональных единиц как основа появления новых методов продвижения высокотехнологичных продуктов.
Высокотехнологичные продукты возникают в условиях континуального социально-экономического развития. Их экономическое
содержание складывается на основе активизации комплекса макроэкономических факторов, включающего:
- инновационный фактор, причем инновация трансформируется, становится глобальным явлением, пронизывая все фазы воспроизводственного процесса. В таком инновационном воспроизводстве формируются все новые и новые комбинации макроэкономических структур, генерируются новые импульсы развития;
- инвестиционный фактор, переплетающийся с инновационным. Потоки инвестиций ориентированы на точки концентрации инноваций. В итоге традиционный для индустриальных макроэкономических процессов расширенный тип воспроизводства преобразуется в генерирующий тип, обеспечивающий производство, распределение, обмен и потребление импульсов обновления социально-экономической системы;
- инфраструктурный фактор, обеспечивающий прочную техникотехнологическую и организационную несущую конструкцию для функционирования и развития сложных макроэкономических процессов. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу обозначает ряд инфраструктурных элементов, становящихся своеобразными институциональными матрицами новых макроэкономических процессов. К таким элементам следует отнести различного рода технологические сети, национальные системы образования, охраны здоровья, защиты природной среды и др.;
- доходный фактор, формирующий основы платежеспособного спроса на продукты высокотехнологичных производств. Достаточность доходной базы домохозяйств и других экономических субъектов становится необходимым условием развития производства высокотехнологичных продуктов. В диссертации дается оценка доходной базы домохозяйств в условиях рыночной трансформации экономики России и обосновывается вывод о наличии специфической институциональной доходной ловушки, препятствующей развитию производства высокотехнологичных продуктов;
- бюджетно-налоговый фактор, обеспечивающий оптимизацию взаимосвязи между налоговым бременем, ложащимся на бизнес в области высоких технологий и инвестиционной поддержки производства высокотехнологичных продуктов, осуществляемой за счет средств государственного бюджета (в части бюджетного развития).
В целях нашего исследования рассмотрим рынок посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов с позиции институционального подхода. Институциональная теория исследования макроэкономических проблем, по нашему мнению, должна удовлетворять следующим требованиям:
- учет всей совокупности субъектов, чьи действия способны вызвать долгосрочный рост. Фигура предпринимателя - одна среди целого ряда субъектов развития: государства. Фирмы, домашнего хозяйства и т.д.
- учет институциональных условий, в которых действуют субъекты долгосрочного развития. Анализ тех случаев, когда институциональные условия ограничивают деятельность новаторов, а когда, стимулируют.
В рамках раннего институционализма трактовка социальноэкономических явлений исходит из роли коллективной психологии, а не индивидуальной. Коллективная психология предполагает образование институтов на основе обычаев, инстинктов и традиций биосоциального человека. При этом институты рассматриваются как социальнопсихологические феномены. Один из теоретиков институционализма Ч. Гамильтон предложил следующее определение: «Институты - это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы и превратился для народа в обычай...[1] Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную жизнь институтов». Фактически в данной
трактовке институт рассматривается как закрепление обычаев и порядков в виде норм и учреждений.
Представитель социально-правового институционализма, Д. Коммонс, подчеркивал, что в границах институтов существует вероятность возникновения конфликтов. Обосновывая этот тезис, Д. Коммонс разработал теорию сделок, т. е. «теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и действий» [3]. Понятие сделки включает в себя три элемента:
1) конфликт, то есть столкновение интересов участников сделки;
2) взаимозависимость или взаимообусловленность интересов участников конфликта;
3) порядок - завершение конфликта и заключение сделки.
Следовательно, с целью улаживания конфликтов и достижения социального согласия неизбежно использование юридических процедур или норм.
В новой институциональной теории институты рассматриваются как социально-функциональные феномены, нетождественные обычаям и привычкам. Так А. Шоттер подчеркивает, что «социальный институт - это закономерность общественного поведения, которая признана всеми членами общества, обуславливает поведение в определенных повторяющихся ситуациях и либо самоконтролируется, либо контролируется некоторой внешней властью» [2]. Данный подход трактует институты как устойчивый комплекс правовых и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих экономическое поведение индивидов и организаций. Последнее предполагает интеграцию индивидов, обладающих конкретной целью, для упорядочивания экономических интересов и размещения ресурсов.
Т. Парсонс подверг концептуальному переосмыслению исходный пункт анализа - институт, представив последний в виде системы. По
мнению, Т. Парсонса каждая система должна удовлетворять четыре потребности [4]:
1. Адаптация, т.е. приспособление к своему окружению.
2. Целеполагание, т.е. мобилизация ресурсов для достижения целей.
3. Интеграция, т.е. поддержание единства.
4. Латентность, т.е. стремление к состоянию равновесия.
В решении институционального исследования макроэкономических проблем, по нашему мнению, необходимо сохранить следующую ориентацию:
а) грамотное определение институций, прежде всего, в самой экономике;
б) установление структурных институций в государственном механизме, способных руководить социально-экономическими процессами;
в) наличие функциональных механизмов регулирования отношений в экономической сфере - система государственно-правовых рычагов управления процессами, экономическими отношениями, структурами.
В рамках данной теории институты объединены в систему, которая обеспечивает бесконфликтность процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. Следовательно, институты не привносятся в экономическую систему извне, а формируются внутри нее, из ее собственных ресурсов.
Способность государства влиять на экономические процессы требует наличия соответствующих структур власти. Ветви власти при должной согласованности действий, т.е. при наличии стратегии реформ и политики по каждому направлению экономического развития способны оказать соответствующее воздействие на ход экономических преобразований
Данный тезис, верный в своей основе, нуждается на наш взгляд, в уточнении. По нашему мнению, рынок посреднических услуг в сфере высокотехнологических продуктов представляет собой институциональный элемент экономики с ограниченными рамками, который организует
взаимоотношения между участниками, а также включает систему мер, обеспечивающих их выполнение.
В силу императивного характера деятельности государства рынок посреднических услуг формируется с учетом возможности институционально ограничить ресурсную базу процесса воспроизводства собственности в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти, не подрывая при этом основы воспроизводства собственности. Следовательно, на рынке посреднических услуг специфическим образом отображается взаимодействие власти и собственности (рис. 1).
Институт власти как участник рынка посреднических услуг формализует ограничения путем повышения их отдачи и снижения издержек через систему единых стандартов. Права собственности реализуются посредством системы стимулов в наборе различных альтернатив. Выбирая разные направления действий, экономические агенты заключают контракт. В этой связи, контроль за соблюдением контрактов может быть формальным и неформальным. В первом случае доминируют родственные связи, а во втором - представление полной информации позволяет использовать различные санкции.
Рис. 1. Взаимодействие института власти и института собственности в процессе формирования рынка посреднических услуг.
Рассмотрим систему взаимоотношений при заключении сделки на рынке посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов (рис.2).
В предложенной пятиуровненвой системе резюмируется сложная система отношений между участниками рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологических продуктов. При чем сплошные стрелки соответствуют основным направлениям взаимодействия, а пунктирные -вторичным взаимодействиям. Следует отметить, что институт власти непосредственно не участвует в процессах заключения сделок (за исключением ситуации, когда потребитель выступает в лице государства), но разрабатывает различные нормы контроля за ними.
Рис. 2. Взаимодействия на рынке посреднических услуг
В рыночной экономике существуют альтернативные и конкурирующие варианты сделок, так как на прямую удовлетворить интересы участников
рынка не возможно, поэтому на рынке возникают посредники. Каждый вариант сделки зависит, в том числе и от величины трансакционных издержек, однако, институциональная среда рынка выступает детерминантой выбора. Трансакционные издержки связаны, в первую очередь, с подготовкой и реализацией контракта. Поэтому эти издержки можно разделить на доконтрактные и издержки подписания контракта.
В целях нашего исследования выделим основные черты доконтрактных издержек с позиции посредника:
- исследование характеристик новых высокотехнологичных продуктов;
- поиск заинтересованного партнера, как потребителя, так и производителя;
- наличие гарантий при заключении контракта;
- определение условий осуществления трансакций с учетом неопределенности.
Издержки подписания контракта с позиции посредника связаны:
- с наличием дополнительных ресурсов для заключения сделки;
- судебные издержки в случае неблагоприятного течения сделки;
- издержки с перезаключением контракта.
Очевидно, что любая система организации взаимодействий между участниками рынка посреднических услуг требует дополнительных ресурсов, которые проявляются через ценовой механизм. Рост разнообразия сделок запускает механизм деперсонификации взаимоотношений и как результат -повышение трансакционных издержек. Поэтому в условиях децентрализованной экономики России расширение рынка посреднических услуг приводит к увеличению ценовых стимулов, экспансии соглашений и диверсификации ценовых решений. Фирмы- посредники снижают трансакционные издержки за счет поиска новых партнеров и замещения контрактов.
Важный аспект, который надо учитывать при исследовании рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологических продуктов - это
качество товаров. Только идентифицировав товар соответствующего качества, на рынке посреднических услуг может быть достигнуто равновесие.
Библиографический список:
1. Агапова И.И. История экономических учений: Учеб. пособие / И.И. Агапова. - М.: Экономистъ, 2010. - 285 с.
2. Западная социология / И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А. Семенов. -Спб.:Изд-во «Ольга», 1997. с. 235.
3. История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А. Г. Худоркомова. - М.: ИНФРА-М, 1998. с. 69.
4. Шаститко А. Новая институциональная теория. М.: ТЕИС, 2002, Третье издание, с. 75-87.