РЫНОК ПОЛИМЕРНО-МОДИФИЦИРОВАННЫХ БИТУМОВ: ФИНАНСОВО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Обсуждены основные организационно-экономические и управленческие аспекты развития рынка полимерно-модифицированных битумов в России. Выделены предпосылки и направления совершенствования механизмов управления развитием рынка с учетом спроса на инновационные материалы в дорожной индустрии. Систематизированы механизмы финансового и организационного стимулирования внедрения полимерно-битумных материалов на основе развития форм государственно-частного партнерства и межотраслевого взаимодействия участников рынка. Ключевые слова: рынок полимерно-модифицированных битумов, финансовые и управленческие механизмы, государственно-частное партнерство.
MARKET OF POLYMER MODIFIED BITUMENS: FINANCIAL AND MANAGERIAL ASPECTS OF DEVELOPMENT
Annotation. There are discussed main economical and managerial aspects of polymer-bitumen markets in Russia. The directions of market development are described. The above analysis is performed considering the demand for innovative materials in road building industry. Financial and organizational mechanisms of development of polymer-bitumen materials are systematized. This systematization is done on the basis of private-state partnership and cross-industrial communication of market members
Keywords: polymer-bitumen market, financial and organizational mechanisms, private-state partnership.
Реализация стратегических целей развития российской полимерно-битумной отрасли требует совершенствования системы организации и управления процессом внедрения научно-технических достижений в битумной индустрии, направленной на повышение эффективности научно-технологической цепочки, связывающей создание и реализацию инноваций в отрасли.
Развитие рынка полимерно-модифицированных битумов (ПМБ) играет определяющую роль в формировании инновационной дорожной отрасли. Ожидается, что потребление полимерно-модифицированных битумных материалов для дорожного строительства к 2025 г. достигнет 30 % от общего объема прогнозируемого спроса. Политика развития рынка инновационных ПМБ в контексте системообразующих факторов формирования спроса на инновационные битумные материалы, по мнению авторов, должна опираться на механизмы синхронизации инновационной политики в нефте-газоперерабатывающей промышленности, полимерной индустрии и производстве полимерно-модифицированных битумов, учитывающие векторы научно-технологического развития и политику государственного стимулирования развития рынков инновационных битумных материалов и их использования в дорожной индустрии [5].
Дорожная сфера является одной из наиболее капиталоемких отраслей экономики и имеет потенциально емкий рынок для инноваций. При этом спрос на полимерно-модифицированные битумы, влияющий на объемы его производства и ценообразование, связан в первую очередь с увеличением финансирования дорожного строительства.
Оптимизация финансово-экономических механизмов развития дорожного строительства является необходимой предпосылкой и условием формирования инновационного спроса и ключевым фактором развития производства инновационных полимерно-модифицированных битумов в России.
Организационно-управленческие механизмы, ориентированные на развитие рынка инноваци-
© Зиньковская Н.В., Аленкина А.А., 2015
УДК 339.13:665.775 Н.В. Зиньковская А.А. Аленкина
Natalia Zinkowskaya, Anna Alenkina
онных полимерно-модифицированных битумов, предполагают решение ряда стратегических задач, в том числе:
- повышение эффективности кооперации и межотраслевого сотрудничества при разработке, апробации и широкомасштабном производстве инновационных полимерных материалов для дорожного строительства;
- развитие конкуренции и привлечения в отрасль малого и среднего бизнеса, в том числе путем совершенствования конкурсных технологий, механизмов выбора подрядчиков и заключения контрактов;
совершенствование механизмов софинансирования инновационных капиталоемких дорожных проектов и расширение практики государственно-частного партнерства.
Эффективность дорожного строительства становится принципиальным фактором государственной политики в данной сфере. Объем ассигнований из федерального бюджета на дорожное хозяйство, находящееся в сфере ведения Росавтодора, в 2014 г. составил 430,2 млрд руб., из которых на строительство и реконструкцию федеральных дорог направлялись 148,7 млрд руб., на ремонт и содержание федеральных дорог - 208,9 млрд руб., на предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации - 60,5 млрд руб. [4]. Объем Федерального дорожного фонда составляет в 2015 г. 670 млрд руб.
Развитие полимерно-битумного производства напрямую зависит от реализации федеральных целевых программ. Деятельность по реализации стоящих перед дорожным хозяйством стратегических инновационных задач осуществлялась в 2014 г. в рамках шести государственных программ и шести федеральных целевых программ; в 2015-2017 гг. планируется реализовывать меры, представленные в пяти государственных программах Российской Федерации и пяти федеральных целевых программах. Вступление в силу федеральной программы по строительству и ремонту дорог, предусматривающей большие объемы строительства и капиталовложений отрасль, будет способствовать росту битумного рынка (по прогнозам - не менее 10 % ежегодно). Потребление полимерных битумных материалов для дорожного строительства в России к 2025 г. увеличится, благодаря реализации инновационных целевых программ, более чем в три раза.
В рамках разработки политики инноватизации производства и стимулирования спроса на полимерно-модифицированные битумы особое значение имеет развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в реализации инвестиционных дорожных проектов.
Институциональное развитие ГЧП в России, согласно исследованию Центра развития государственно-частного партнерства, в настоящее время можно охарактеризовать как прошедшее стадию апробации и требующее дальнейшего стимулирования и нормативного закрепления со стороны государства. К началу 2015 г. на территории Российской Федерации в различных стадиях реализации находился 131 ГЧП-проект. Общая стоимость проектов составляет более 1 трлн руб., а оцениваемый объем инвестиций со стороны частного партнера - 913 млрд руб. [7]. Региональные законы о государственно-частном партнерстве приняты в 65 субъектах РФ. По формам реализации преобладают (более 53 %) концессионные соглашения, 35 % проектов реализуется на основе регионального законодательства; на основе форм, близких к ГЧП, реализуется 12 %; контракты жизненного цикла пока составляют незначительную часть - 3,8 %.
Дорожная отрасль является одним из лидеров развития института ГЧП в нашей стране. Положительную практику имеет, в частности, государственная компания «Автодор», осуществляющая строительство автомобильных дорог в условиях государственно-частного партнерства. Вместе с тем, на региональном уровне ГЧП-проекты в дорожной отрасли пока еще не получили широкого распространения (главным образом, из-за отсутствия финансирования и квалифицированных кадров).
Согласно инвестиционной декларации Минтранса России, определяющей особенности реализации проектов развития транспортной отрасли с инвесторами на принципах государственно-частного партнерства, планируется поэтапный переход к осуществлению проектирования в отрасли в рамках концессионных и долгосрочных инвестиционных соглашений.
При подготовке проектов развития производства полимерно-модифицированных битумов в рамках государственно-частного партнерства следует учитывать, что успешная инвестиционная политика определяется совокупностью факторов - наличием опыта реализации ГЧП-проектов, инвестиционной привлекательностью региона, а также развитостью институциональной среды, которая является наиболее важным компонентом для привлечения инвестиций в проекты ГЧП в настоящее время.
Развитие механизмов инвестиционного софинансирования из государственного бюджета в сфере дорожного строительства предполагается в перспективе осуществлять в следующих формах: регулярные платежи по инвестиционным соглашениям; прямая субсидия концессионеру; государственные гарантии в обеспечение облигаций и кредитов. До 2020 г. субсидии из федерального бюджета предусмотрены в объеме более 1 трлн руб., привлечение частных инвестиций определено в объеме более 400 млрд руб. с помощью широкого спектра организационно-правовых и финансовых инструментов.
Применение новых технологий, материалов и конструкций в дорожном строительстве при существующей системе разработки и экспертизы проектов проходит в настоящее время с большим трудом. Базисно-индексный и ресурсный подходы к оценке проектов, широко применяемые в отрасли в настоящее время, применимы, по мнению экспертов, только к небольшим объемам дорожного строительства и капитальному ремонту.
Для масштабного развития рынка инновационных полимерных битумных материалов необходим переход на «контракты жизненного цикла», когда основным критерием проекта является эффективность проектных решений с учетом затрат на период жизненного цикла проекта.
Финансовой особенностью инвестиционных и концессионных соглашений, реализуемых по схеме «контракта жизненного цикла», должен стать методологический переход к новому платежному механизму, основанному на оценке качества предоставляемой инфраструктурной услуги в привязке к устанавливаемой системе транспортно-эксплуатационных показателей объекта соглашения. Новая финансовая модель будет полностью соответствовать сложившимся в международной практике подходам к оплате эксплуатационных работ в рамках реализации долгосрочных контрактов.
Использование в качестве главного критерия отбора дорожных проектов их стоимости реализации с учетом дальнейших эксплуатационных качеств покрытий повысит заинтересованность бизнеса в привлечении научных и проектных институтов для разработки и внедрения инноваций, а также позволит более объективно оценивать конкурирующие проекты дорожного строительства.
Особую значимость переход на модель жизненного цикла дорожного проекта имеет при строительстве крупных объектов, где апробируются современные материалы, технологии и новые конструктивные решения.
Переход на контракты жизненного цикла обеспечит также более объективную оценку альтернативных отраслевых технологий, в частности, применение дорожных технологий на основе цементобетона. В мировой практике доля цементобетонных покрытий составляет 40-60 %, тогда как в России - не более 5 %. Между тем, опыт строительства бетонных дорог на трассе «Байкал», показал, что построенные 25 лет назад дороги исправно служат без капремонта и находятся в хорошем состоянии.
Привлечению средств инвесторов на реализацию инновационных проектов, в том числе по производству полимерно-модифицированных битумов, способствует вступление в силу с 1 февраля 2015 г. новых положений Федерального закона «О концессионных соглашениях». В рамках данного
закона возможно предоставление субсидии из федерального дорожного фонда в размере 30 % от затрат на проекты, одобренные Министерством транспорта Российской Федерации, что позволит повысить привлекательность отрасли для инвесторов.
Важным инструментом привлечения внебюджетных средств в дорожное строительство является также выпуск облигаций специальных проектных компаний, обеспеченных государственными гарантиями. В настоящее время такие гарантии выданы, в частности, по проектам «Москва - Санкт-Петербург» и «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в объеме 43 млрд руб. (Облигации выкуплены долгосрочными инвесторами - компаниями, управляющими пенсионными средствами). Создание ЗСД является приоритетным проектом Санкт-Петербурга, реализуемым на условиях государственно-частного партнерства на основе соглашения, подписанного в июне 2015 г. консорциумом «Магистраль северной столицы» и нефтегазовой корпорацией «Газпром нефть» [1]. Больше половины новой магистрали пройдет по искусственным сооружениям (эстакадам, мостам, путепроводам, тоннелю, а центральный участок будет располагаться над акваторией Финского залива), что предусматривает масштабное применение при строительстве инновационных полимерно-битумных и композиционных материалов.
Политика и финансово-управленческие механизмы развития рынка инновационных полимерно-битумных материалов должны быть ориентированы на активизацию и развитие современных форм межотраслевого сотрудничества организаций дорожной отрасли и нефтегазовых корпораций, в том числе и с зарубежными компаниями. Определяющую роль в модернизации полимерно-битумной индустрии имеет создание новых мощностей по выпуску инновационной полимерно-битумной продукции на ведущих нефтегазохимических предприятиях страны, снабжающих российскую дорожную отрасль основными полимерными материалами для дорожного строительства.
Примером сотрудничества с иностранными компаниями является совместное предприятие -ООО «Газпромнефть-Тоталь ПМБ», созданное на паритетных началах концерном Total и корпорацией «Газпром нефть» для производства полимерно-модифицированных битумов и битумных эмульсий, а также их реализации на российском рынке. В задачи совместного предприятия входит производство ПМБ по лицензированной технологии «Total», дополнительно адаптированной к российским климатическим условиям (для нового продукта создан специальный совместный бренд - G-Way Styrelf).
Опытно-промышленная эксплуатация первой в России установки по производству полимерно-модифицированных битумов нового поколения под брендом G-Way Styrelf началась в сентябре 2014 г. [2]. Мощность производственной линии, размещенной на площадке Московского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) «Газпром нефти», составляет 60 тыс. т полимерно-модифицированных битумов и 7 тыс. т битумных эмульсий в год. Сырье поставляется с битумной установки Московского НПЗ, которая была полностью реконструирована в 2012 г., в результате чего производительность выросла до 1,7 млн т битумов в год, а выбросы в атмосферу снизились на 90 %. В процессе модификации в сырье добавляется специальный связующий реагент (PAXL), который способствует образованию дополнительных химических связей на молекулярном уровне. В 2014 г. было выпущено свыше 2 тыс. т продукции; в 2015 г. планируется произвести и реализовать более 30 тыс. т полимерно-модифицированных битумов классов «Стандарт» и «Премиум».
Дорожные покрытия, построенные с применением битумов G-Way Styrelf, намного более устойчивы к образованию трещин при повышенных транспортных нагрузках в широком диапазоне температур, ввиду чего срок эксплуатации таких дорог увеличивается более чем в 2 раза по сравнению с покрытиями, выполненными на основе традиционных дорожных битумов.
Разработка новых и усовершенствование имеющихся технологий производства полимерно-модифицированных битумов должны сопровождаться не только необходимым финансированием, но
также и использованием новых стандартов, что позволит увеличить производство инновационной продукции и существенно изменить структуру российского битумного рынка.
Разработкой нормативно-технических документов по использованию битумов в дорожном хозяйстве занимается Федеральное дорожное агентство. В стратегии развития инновационной деятельности агентства (на период 2012-2015 гг.) сформирован план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), важнейшей целью которого является проведение научно-исследовательских работ для решения актуальных задач совершенствования нормативной базы внедрения новых материалов и технологий в сфере дорожного хозяйства.
Предварительные национальные стандарты на дорожные битумы (ПНСТ) были разработаны в конце 2012 г. В настоящее время существует множество стандартов - СТО Автодор, ПНСТ, межгосударственный стандарт на дорожные битумы, система оценки качества битумных материалов и подбора асфальтобетонных смесей Superpave (в основе которой лежит американский стандарт на дорожные битумы), - однако все они различаются по техническим параметрам и методикам оценки качества, что осложняет деятельность производителей полимерно-модифицированных битумов.
Одной из проблем развития рынка полимерно-модифицированных битумов является отсутствие в стандартах четких критериев определения пределов (границ) применения чистых битумов и полимер-битумных вяжущих (ПБВ). Как известно, чистый битум и полимерно-модифицированные битумы не являются конечными продуктами потребления, это всего лишь компоненты асфальтобетона. В связи с этим в нормативных документах необходимо разработать конкретные рекомендации по пределам применения чистого битума и полимер-битумных вяжущих, учитывая, что ПБВ целесообразно использовать только в тех случаях, когда чистые битумы неэффективны.
Одним из существенных факторов совершенствования нормативной базы на инновационные битумные материалы является также регионализация стандартов с учетом специфики климата и дорожных условий, а также синхронизация и гармонизация государственных стандартов на битумы и асфальтобетоны [3]. При этом требования к качеству вяжущего и асфальтобетона должны быть унифицированы вне зависимости от того, какое вяжущее используется (чистый битум или ПБВ), а методы определения качества вяжущего должны быть привязаны к условиям эксплуатации асфальтобетона.
Формирование стратегии развития российского рынка полимерно-модифицированных битумов и освоения инноваций в области дорожного строительства требует создания комплексной инновационной структуры, включающей систему экспертизы, систему сертификации и продвижения разработок, а также систему информационного обеспечения инновационного процесса. Активизацию усилий в этом направлении подтверждает динамика согласований стандартов организаций: если в 2014 г. Росавтодором были согласованы 36 инноваций, то только в первом квартале 2015 г. согласовано 21 проектное решение.
Положительную роль в стимулировании инновационной деятельности может сыграть также реализация комплекса рекомендаций, выработанных участниками Межотраслевого совещания по актуальным вопросам импортозамещения и обеспечения качества полимерных материалов в дорожном строительстве, которое состоялось в марте 2015 г. В рамках совместной работы крупнейшие нефтяные компании, производящие модифицированный битум, а также ведущие проектные и строительные организации дорожной отрасли намерены осуществить модернизацию существующего государственного стандарта, регулирующего применение полимерных материалов в дорожном строительстве. Предполагаемое включение в новый отраслевой документ норм применения полимеров в дорожном строительстве позволит дополнительно увеличить функциональность и эффективность использования инновационной продукции.
В числе мер, направленных на стимулирование инновационных процессов в битумной отрасли, целесообразно также возобновление биржевой торговли битумными материалами. Биржевая реализация нефтепродуктов в России в ежедневном формате составляет в настоящее время порядка 2,0 -2.5 млрд руб., однако битумов в биржевом списке нет, тогда как в период 2008-2009 гг., битумы являлись биржевым товаром. Затем производители предпочли сформировать собственные подразделения по продаже битумных материалов.
Необходимость создания объективного индикатора цены на битумы, как свидетельствует анализ дискуссий о перспективах развития отрасли, осознана в настоящее время всеми участниками рынка. Выведение битумов на биржу позволит заключать договоры с привязкой не к конкретной цене, а к индексу, формируемому на основе торгов, что позволит более объективно оценивать экономику контрактов на долгосрочный период.
В контексте перспектив развития рынка полимерно-модифицированных битумов особую актуальность приобретает вопрос обеспечения сырьем битумных производств за счет строительства мини-производств и вовлечения в производство полимерно-модифицированных битумов нефтешла-мов и тяжелых остатков нефтепереработки региональных мини-НПЗ. Это связано с реализацией ведущими российскими нефтегазовыми корпорациями программ по инновационной модернизации нефтеперерабатывающих комплексов, следствием которых является не только увеличение глубины переработки нефти, но и сокращение выпуска темных нефтепродуктов, являющихся ресурсной базой битумной отрасли (выход мазута на 1 т перерабатываемого сырья снизился в 2014 г. до 27,1 %, против 28,6 % в 2011 г. [6].
Проектирование и строительство малотоннажных региональных установок по производству ПМБ, позволяющих повысить равномерность размещения производств по территории страны, приблизить производство к потребителям, снизить транспортно-логистические издержки и общую стоимость производства, будет способствовать развитию сектора малых предприятий в отрасли, повышению конкурентности и эффективности рынка полимерно-модифицированных битумов в России.
Разработка новых подходов, моделей и технологий управления развитием рынка полимерно-битумных материалов должна базироваться на методологии стратегического проектного управления.
В настоящее время в рамках стратегического плана развития дорожной отрасли, реализуемого Росавтодором, проводится разработка 13 тем научных исследований по проблематике органических вяжущих. Для повышения эффективности научно-исследовательской работы в области производства инновационных полимерно-модифицированных битумов, учитывая межотраслевой характер научно-практических проблем, целесообразно обеспечить привлечение к исследованиям широкого круга экспертов, в том числе специалистов нефтеперерабатывающей и полимерной отрасли.
Для масштабной инноватизации производства и стимулирования развития отечественного рынка полимерно-модифицированных битумов необходимо выполнение комплексных межотраслевых исследований и разработок по проблемам улучшения качества битумных материалов, оптимизации технологий и управления производством инновационных битумных материалов, проектирования и строительства установок по производству инновационных полимерно-модифицированные битумов в местах интенсивного дорожного строительства.
В этой связи актуальным является вопрос о разработке концепции и модели кластеризации развития полимерно-битумной индустрии.
Разработка кластерной политики в отрасли должна быть ориентирована на формирование институциональной среды и инновационной инфраструктуры, способствующих развитию потенциала интеграционных и кооперационных процессов в производстве полимерно-модифицированных битумов (в том числе на межгосударственном и трансграничном уровнях) на основе учета особенностей научно-технологического прогресса в отрасли, специфики производственно-технологической и эко-
номико-организационной модели бизнеса, прогрессивности нормативно-правового регулирования рынка, а также эволюции конъюнктурных и геополитических факторов формирования спроса на инновации в данной отрасли промышленности.
Библиографический список
1. «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» заключила соглашение о сотрудничестве в сфере производства и поставок битумов нового поколения для крупнейшего дорожного проекта в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1108215/ (дата обращения : 11.07.2015).
2. «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» и TOTAL завершили строительство установки для выпуска инновационных битумов G-WAY STYRELF [электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1103087/ (дата обращения : 11.07. 2015)
3. Доклад министра А. В. Новака на «Правительственном часе» в Государственной Думе РФ. [электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.minenergo.gov.ru/press/doklady/2676.html?print=y (дата обращения : 11.07.2015).
4. Доклад руководителя Федерального дорожного агентства Р. В. Старовойта на Всероссийской научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2014 года, задачи и перспективы 2015 - 2017 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rosavtodor.ru/press/reports/14539.html (дата обращения : 11.07.2015).
5. Зиньковская, Н. В., Политика формирования спроса на рынке полимерно-модифицированных битумов / Н. В. Зиньковская, А. А. Аленкина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 11. - С. 106-112.
6. Новак, А. В. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2014 году. Задачи на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс] / А. В. Новак - Режим доступа : http://www.minenergo.gov.ru/upload/iblock/36e/prezentatsiya-itogovoy-kollegii.pdf (дата обращения : 11.07.2015)
7. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf (дата обращения : 11.07. 2015).