УДК 631.14:636.294
00!: 10.24411/2587-6740-2019-12028
РЫНОК ПАНТОВОГО ОЛЕНЕВОДСТВА: АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ
С.И. Межов1, А.Ю. Тарасова1, Е.В. Рудой2, Т.А. Афанасьева2, Д.М. Слобожанин2
1ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул
2ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», г. Новосибирск, Россия
Статья посвящена одной из наиболее уникальных отраслей сельского хозяйства в Российской Федерации — пантовому оленеводству (мараловодству). В России занимаются оленеводством, северным оленеводством и мараловодством около 20 регионов. В последнем десятилетии лидерами в стране по развитию мараловодства устойчиво являются Республика Алтай и Алтайский край, где сосредоточено более 90% поголовья маралов. Потенциальный объем отечественного рынка пантовой продукции равен 1,4 млрд руб., однако и 355 т ежегодно воспроизводимого биологически активного сырья животного происхождения могут стать сырьевой основой для производства 12 млн условных флаконов готовых препаратов и продуктов. Сегодня пантовое оленеводство и переработка его сырья являются важным и значимым направлением в развитии региональной экономики Республики Алтай и Алтайского края. Абсолютным лидером по количеству маралов в мире является Новая Зеландия, Россия занимает шестое место по количеству маралов и на развитие мировой отрасли особого значения не оказывает. Почти 90% маралов потребляют страны Европы и Северной Америки. Очевидно, что по производству оленины российское мараловодство не способно конкурировать на внешнем рынке, ему необходимо определить свою особую нишу на внутреннем рынке и активно развивать изготовление из мяса маралов специальной продукции с высокими оздоровительными свойствами. Основные страны-производители пантов активно стремятся расширять рынки сбыта, создают для каждого рынка наиболее приемлемые формы препаратов из пантов, осваивают внутренние рынки сбыта. В мараловодстве России почти ничего в этом направлении не делается. Конкурентные возможности отдельных ферм и отрасли в целом постоянно снижаются, и нужны общеотраслевые решительные меры по исправлению положения. В настоящее время отечественные панты на 95% остаются экспортным товаром, необходимы кардинальные изменения для формирования и развития отрасли и рынка продукции оленеводства (мараловодства).
Ключевые слова: отрасль пантового оленеводства, поголовье маралов, мировой рынок, отечественный рынок, производители, цены.
Пантовое оленеводство (мараловодство) — одна из наиболее уникальных отраслей сельского хозяйства в Российской Федерации. В России занимаются оленеводством, северным оленеводством и мараловодством около 20 регионов. В последнем десятилетии лидерами в стране по развитию мараловодства устойчиво являются: Республика Алтай — около 70% маралов, Алтайский край — более 25%, Красноярский край — 3%.
Первые мараловодческие совхозы на Алтае появились в 1928-1930 гг. и насчитывали около 3 тыс. маралов, в 1936 г.—уже свыше 4 тыс., а к 1942 г. их поголовье превысило 6300 маралов. За 2013-2018 гг. доля пантовых оленей на Алтае возросла с 85 до 95% от всего поголовья оленей в стране, но в абсолютном выражении их количество снизилось на 4000 головы и достигло количества 103400 животных.
Оленеводы Алтая в 2018 г. получили 44750 кг консервированных пантов. Это меньше, чем в 2013 г., но выручка в рублях за счет резкого повышения курса доллара США заметно возросла, и финансовое положение оленеводческих компаний улучшилось. Еще очевиднее стала выгодность именно экспорта пантов, который в обозримом будущем не будет снижаться [1-3].
Сегодня пантовое оленеводство и переработка его сырья являются важным и значимым направлением в развитии региональной экономики Республики Алтай и Алтайского края.
У отечественных предприятий-переработчиков нет пока конкурентных преимуществ, чтобы претендовать на панты как на сырье для отечественного рынка. С учетом этого потенциальный объем пантового сырья для отече-
ственного рынка выглядит меньше, но, тем не менее, остается значительным (табл. 1).
Потенциальный объем отечественного рынка пантовой продукции равен 1,4 млрд руб., что в 3 раза меньше, чем несколькими годами ранее, однако и 355 т ежегодно воспроизводимого биологически активного сырья животного происхождения могут стать сырьевой основой для производства 12 млн условных флаконов готовых препаратов и продуктов.
Оленей и маралов на Алтае содержат в условиях дикой природы, огораживая большие территории пастбищ. Такое содержание позволяет получать панты с более высокими биологическими свойствами, что ценится зарубежными потребителями. Но для мараловодов это большие затраты на строительство и ремонт заграждений, которые сказываются на себестоимости пантовой продукции. К тому же из-за изменения законодательства в Алтайском крае возникли проблемы с содержанием маральников на землях лесного фонда, а в Рес-
публике Алтай — на паевых земельных участках, что тормозит развитие отрасли в регионах и стране в целом.
Земельный вопрос является сдерживающим фактором и для повышения продуктивности имеющегося стада. Сегодня алтайские маралы дают в среднем 4-5 кг пантов в год, однако при хороших условиях возможно увеличение этого показателя в 2 раза. Для повышения продуктивности необходимы гармонизация питания животных, обновление кормовой базы и селекция. Решение этих задач невозможно без урегулирования земельного вопроса.
Хорошим стимулом для наращивания производства продукции мараловодства могло бы стать развитие внутреннего рынка переработки сырья и потребления пантовой продукции. Для стимулирования этих процессов в Алтайском крае действовала региональная программа развития комплексной переработки продуктов пантового оленеводства, реализация которой завершилась в 2015 г.
Таблица 1
Потенциальный объем переработки пантового сырья на Алтае
Объем не переработанного пантового сырья, т Потенциальный объем переработки
Наименование пантового сырья субстанция из пантового сырья, т пантовые препараты, млн условных флаконов объем реализации, млн руб.
Панты консервированные 5 4 0,5 100
Кровь оленя-самца (донорская) 40 8 8 750
Кровь самки-оленя (донорская) 10 2 2 150
Мясо пантового оленя 300 30 1,5 400
Итого 355 44 12 1400
fN,-HljDfNfN IJD О ГО VO fflfflfrtfflffl ooooo
fNfNfNfNfN
^ r-C^O С* Я
Н. ЗЕЛАНДИЯ
ïï^fNfNfO
еог^гог^оо,
fN COLOOO 00
ooooo
fNfNfNfNfN
■ ■■II Hill II II
OOOOO
Ю. КОРЕЯ
АВСТРАЛИЯ СЕВ. АМЕРИКА
IjDrHfNljDCft fN IjO LO VO OOOOO (N(N(\(N(N
11111
ПРОЧИЕ СТРАНЫ
КНР
РФ
■ 2014 ■ 2015 ■ 2016 ■ 2017 ■ 2018
Рис. 1. Численность маралов по странам в 2014-2018 гг., тыс. голов
По данным краевых властей, за 5 лет (с 2011 по 2015 гг.) объемы переработки пантов в регионе увеличились в 2,5 раза: если в 2011 г. в крае перерабатывали только около 5% сырья, то сегодня уже более 13%. Но в сравнении с экспортом объем внутреннего рынка по-прежнему очень мал и не может существенно влиять на ситуацию в отрасли.
Объемы выпуска пантовой продукции растут очень медленно. Наращивание производства ограничено слабым спросом в связи с неразвитостью культуры потребления продуктов пантового оленеводства в стране. На это нужны годы, быстро такие задачи не решаются. Например, в Китае, Южной Корее традиции потребления пантовой продукции формировалась тысячелетиями.
В 20 странах мира сейчас насчитывается около 4 млн маралов, однако наиболее активно эта отрасль мирового сельского хозяйства развивается только в 6 странах мира (рис. 1) [4-8].
Абсолютным лидером по количеству маралов в мире является Новая Зеландия, Россия же занимает шестое место и на развитие мировой отрасли особого влияния не оказывает. Заинтересованность Южной Кореи в продукции российского мараловодства держится на уникальности природных ресурсов Горного Алтая и на оптимальной технологии содержания маралов в естественной среде обитания. Это позволяет получать самую луч-
шую в мире пантовую продукцию по биологической активности.
Мировое мараловодство способно обеспечить человека следующими видами продукции [4-7]: мясо, панты, кровь, шкуры, туристические услуги мараловодческих хозяйств, в том числе охота на коммерческой основе. Почти 90% маралов потребляют страны Европы и Северной Америки. В Европе благодаря позиции партии «зеленых» у оленей не срезают панты, но направления производства мяса маралов и коммерческой охоты развиваются достаточно активно.
В Новой Зеландии на мясо «выбраковывают» каждый год от 300 до 350 тыс. маралов. С каждого марала в среднем получают около 55 кг диетического мяса. Ежегодно Новая Зеландия экспортирует маралятины (оленины) более 17 тыс. маралов.
Фермеры Новой Зеландии, Австралии, Америки, Канады получают 60% объема своей выручки от продажи маралов (оленины). Мировой возрастающий интерес к мясу маралов, как к мясу с низким содержанием жира, холестерина и калорий, обусловлен, прежде всего, стремлением населения к здоровому питанию. Начинают отдавать должное оленине и те потребители, кто любит красное мясо, но стараются избегать продуктов с высоким содержанием холестерина и жира.
Новой Зеландии принадлежат самые высокие темпы развития мараловодства в мире,
Таблица 2
Потребление различных видов мясной продукции в Канаде в 2018 г.
Продукция Общее потребление, тыс. т Потребление на душу населения, кг
Говядина 929,34 31,4
Свинина 819,75 27,7
Курятина 777,4 26,4
Индейка 125,6 4,2
Баранина/молодая баранина 23,43 0,8
Телятина 40,31 1,4
Оленина 0,15 0,006
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (368) / 2019
что определено государственной поддержкой и предпринимательским интересом. В стране насчитывается более 4500 мараловодческих хозяйств, объединенных в 2 очень крупные ассоциации [5].
Производство оленины активно развивается в Канаде и США. Канада является одновременно ее импортером и экспортером. Примерно 58% оленины Канада экспортирует в Японию и 31% в США. Одновременно 95% импорта оленины в Канаду поступает из Новой Зеландии [4-8].
На примере канадского рынка можно видеть, что рынок маралов еще только начинает формироваться (табл. 2). Однако он очень быстро растет. Так, потребление оленины в США и Канаде с 1992 по 2008 гг. возросло в 2 раза [4-7].
Около 80% потребляемой в США оленины ввозят из Новой Зеландии. Американские специалисты полагают, что в будущем оленина может захватить до 3,5% рынка говядины и уровень ее потребления возрастет в 8 раз. В настоящее время основным мировым потребителем маралов (89% экспорта Новой Зеландии — около 16 тыс. т в год) является Европа, в первую очередь Германия и Скандинавия.
Россия ежегодно выбраковывает на мясо более 7 тыс. маралов (около 500 т в тушах), но реализует оленину по цене говядины. В 2018 г. цены на мясо марала в тушах составили примерно 75 руб./кг, что соответствовало 1,8 долл. США/кг (курс на конец 2018 г.: 1 долл. = 69,47 руб.). Цены на мясо алтайского марала в несколько раз ниже мировых, и при этом мараловодческие фермы часто испытывают сложности со сбытом оленины, так как она не имеет пока своей рыночной ниши.
Очевидно, что по производству оленины российское мараловодство не способно конкурировать на внешнем рынке, ему необходимо определить свою особую нишу на внутреннем рынке и активно развивать изготовление из мяса маралов специальной продукции с высокими оздоровительными свойствами.
www.mshj.ru
I Новая Зеландия ■ Китай ■ Южная Корея ■ Россия ■ США ■ Канада ■Австралия
Рис. 2. Объемы производства пантов (сырых) по основным странам-производителям, т
Панты (неокостеневшие рога маралов) являются важным товаром в мировом мараловодстве, в меньшей степени востребованы антлеры (окостеневшие рога).
Панты для человека считаются в высшей степени сбалансированной пищевой добавкой, восстанавливающей природные силы организма для предотвращения болезней и хронических состояний. Точные цифры мирового производства пантов назвать практически невозможно по причине закрытости этого рынка.
В Южной Корее, например, только 50% пантов продают официально, остальные — неофициально. Из разрозненных источников в Интернете, коммерческой информации продавцов пантов и мараловодческих ассоциаций можно предположить, что близкими к истине являются следующие объемы производства пантов (сырых) по основным странам-производителям (рис. 2) [4-8].
Помимо этого, на мировом рынке активно продают окостеневшие и сброшенные рога маралов, оленей и даже рога лосей. Цены на подобную продукцию в 10-20 раз ниже, чем на панты, но достаточно выгодны, чтобы ежегодно продавать около 500 т таких рогов.
Как уже говорилось, Новая Зеландия выступает главным производителем и продавцом пантов марала, на мировом рынке ее доля составляет 80%. Экспорт Новой Зеландии составляет более 90% производимых в стране пантов. Китай также является крупным производителем пантов, но он же и потребляет большую часть всех выращенных пантов. Россия практически полностью экспортирует панты в Южную Корею. Все более активно продвигают на мировой рынок свою пантовую продукцию США, Канада, Австралия [4-7].
Анализируя рынки сбыта Новой Зеландии, можно проследить и основных потребителей пантовой продукции. Из данных таблицы 3 видно, что Южная Корея и Гонконг экспортируют примерно равное количество пантов, однако существенную часть экспорта Гонконг по серым схемам переправляет в Южную Корею, которая, в итоге, импортирует около 80% мирового производства пантов. Из таблицы 3 также следует, что Корея отдает предпочтение крупным и дорогим пантам, а Гонконг, Китай и другие страны — мелким и более дешевым.
Важным для понимания тенденций мирового рынка пантов является анализ экспорта
Новой Зеландии по видам переработки пантов. Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что Новая Зеландия — основная страна-производитель пантов в мире — уже в 2018 г. продавала панты в пяти различных видах в 10 стран мира [4, 6].
В настоящее время усиливается мировая тенденция производства продукции пантового оленеводства с более глубокой переработкой сырья.
Во-первых, при глубокой переработке резко возрастает коммерческий результат. Очевидно, что продукция с высокой добавленной ценностью более эффективна и коммерчески выгодна для предприятий мараловодства. Для сравнения: 1 кг сырых пантов стоит около 3 тыс. руб., а 1 кг консервированных сухих пантов — 7-8 тыс. руб. и выше, аналогично, 1 кг обычного пантового порошка стоит около 3 тыс. руб., а 1 кг порошка в капсулах — порядка 6 тыс. руб.
Во-вторых, в странах Юго-Востока со сменой поколений проявляется тенденция употребления пантов во все более удобных формах.
В-третьих, стабильно растет потребление пантов в таких странах, как США, Канада, Австралия, которые изначально употребляют их в капсулах, таблетках, напитках как диетическое питание.
На рост потребления продукции из пантов активно влияют растущие рынки этнического населения других частей мира, включая
Таблица 3
Объем экспорта новозеландских пантов в страны, потребляющие панты (2018 г.)
Объем экспорта, %
Страна в натуральных объемах в стоимостном выражении
Южная Корея 40,2 49,7
Гонконг 46,5 38,5
США 8,3 7,3
Япония 1,3 1,5
Китай 0,8 0,2
Тайвань 0,8 0,2
Австралия 1,0 1,2
Канада 0,9 1,3
Другие 0,2 0,1
Экспорт новозеландских пантов (переработанных) в 2018 г., кг
Таблица 4
Страна Антлеры Панты (замороженные) Панты (консервированные сухие) Порошок Остальные Всего
Австралия 608,1 16,1 1188 85,1 316,2 2214
Северная Америка 608,2 16,2 2931 318,2 316,3 4189
КНР 0,1 0,1 1921 0,01 0,1 1921
Гонконг 4958,1 34420 67323 113,7 854,7 107670
Япония 0,01 0,01 3037 0,1 0,01 3037
Республика Кения 0,01 0,01 206,8 0,1 0,01 206,8
Республика Корея 4107 3650 83335 671,5 511,2 92275
Сингапур 0,2 0,2 144,3 0,2 0,2 144,3
КНР (Тайвань) 0,001 0,01 1872 0,02 2 1873
Всего 10281 38102 161960 1188 1998 213531
Западную Европу, США, Индонезию, Таиланд и Новую Зеландию. Этнические меньшинства населения США и Европы (китайцы, корейцы и др.) послужили катализатором интереса европейцев к использованию средств китайской народной медицины и оленьих пантов в частности. Спрос на последнюю группу быстро растет, и во многих странах легко можно найти разнообразную продукцию из пантов оленя. Разработка новых продуктов, учитывающих европейский вкус, и растущая осведомленность общественности об их пользе способствуют расширению этого рынка. Традиционно такая торговля осуществляется маленькими группами торговцев, которые контролируют ввоз и распределение через огромные открытые рынки, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения [5].
В целом объемы производства пантов и цена на них колеблются в зависимости от покупательной способности, в первую очередь, внутреннего рынка Южной Кореи. Южнокорейский экономический кризис 2008 г. резко повлиял на объемы производства, экспорта и цену пантов, которые составили в сравнении с 2007 г. соответственно 89,5, 50,9 и 57,7% [6-7].
Очередное падение цены в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на новозеландские консервированные панты произошло со 180 до 140 долл. США (22%).
Российские панты продаются более стабильно, но цена на них также постоянно снижается. В 1995 г. 1 кг российских сухих пантов стоил около 550 долл. США, а в 2004 г. уже около 200 долл. США. Обвальное снижение цен на панты произошло в 1996 г. Российские панты также подешевели на 30%, но в это же время в России в 4 раза упал курс рубля к доллару, и это спасло российское мараловодство от банкротства.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что мировой рынок потребления пантов достиг высокой степени насыщения. Дальнейшее увеличение объемов производства пантов будет неизбежно сопровождаться снижением цены. Как основной производитель пантов Новая Зеландия стремится осваивать помимо корейского и другие рынки сбыта (китайский, тайваньский, рынок США и др.), при этом новозеландские производители пантов активно расширяют их переработку, как в порошок, так и в капсулы либо другие готовые формы [4-6].
Китай как второй производитель пантов в мире активно осваивает и расширяет внутренний рынок потребления пантов, перерабатывая их в капсулы и жидкие формы готовых препаратов. Через сетевой маркетинг и другие формы продаж китайские компании проникают с этими препаратами на корейский, тайваньский, российский рынки, а также на рынки Гонконга и США.
Производители российских консервированных пантов за последние 20 лет реализуют свою продукцию только на рынок Южной Кореи. Слабо освоен внутренний рынок Российской Федерации, и практически не используется переработка пантов в готовые формы препаратов, кроме разработанного в 1930 г. пантокрина. За последние 25 лет мараловод-
56 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (368
ство России стало еще более ориентированным на продажу сырья и зависимым от корейского рынка потребления.
Очень важное и малоизвестное в России направление разведения маралов — это их выращивание для коммерческой охоты. Традиции коммерческой охоты особенно сильны в Северной Америке, Европе и Африке. Наиболее продуктивные системы и комплексное управление охотой разработаны в континентальной Европе. В Европе ежегодно во время охоты добыча составляет: более 2 млн косуль, 250 тыс. маралов, 270 тыс. лосей и 20 тыс. ланей. В США только в 2013 г. на спортивную охоту, в том числе на оленей, было затрачено около 1 млрд долл. В этой стране ежегодно охотничьей добычей становятся многие тысячи белохвостых и чернохвостых оленей, оленей вапити, более 60 тыс. лосей и 50 тыс. северных оленей.
В последние десятилетия резко усилилась активность защитников окружающей среды, выступающих за бережное отношение к живой природе, но при этом в тех же Соединенных Штатах Америки от 7 до 8% жителей принимают участие в охоте. Очевидно, что выращивание оленей для спортивной охоты остается очень перспективным видом деятельности человека и будет активно развиваться.
Мараловодческие фермы России практически не оказывают услуги по охоте на коммерческой основе и поэтому полностью проигрывают в этом секторе рынка американским и европейским мараловодам.
Из крови животных мировое мараловодство производит всевозможные оздоровительные препараты, в том числе в сочетаниях с женьшенем, травами, различными кореньями, отдельными видами грибов и т.п.
Мараловодческие хозяйства, как правило, оказывают туристические услуги, а также организуют посещения хозяйств, наблюдение за животными. Стоимость данных услуг, как правило, высокая. Например, выпить 100 мл свежей крови оленя на южнокорейской ферме посетителю может стоить до 45 долл. США [7].
В мировой практике используются также хвосты, шкуры и другие части маралов. Дорогие сорта кожи получают из шкур оленей, маралов.
Мараловодческие хозяйства в Республике Алтай и Алтайском крае подобных услуг практически не оказывают. Работы по созданию препаратов из крови животных ведутся около 10 лет несколькими небольшими частными фирмами и широкого распространения пока не получили.
Таким образом, анализ развития пантового оленеводства (мараловодства) позволяет сделать следующие выводы.
За последние 50 лет поголовье маралов в мире резко возросло и повлекло быстрое насыщение рынка различными видами мараловодческой продукции. Основная страна маралов — Новая Зеландия — в дальнейшем будет сдерживать рост поголовья через выбраковку части животных и увеличение объемов продаж маралов. Тем не менее рост поголовья маралов в России сопровождается снижением степени влияния на дальнейшее развитие
2019
мараловодческой отрасли и постоянным сокращением ее доли в мировой мараловодческой отрасли. Возможности производства оленины, исходя из численности пантовых оленей в России, незначительны, они могут быть ориентированы только на внутренний рынок, и при этом продажи оленины могут быть высокорентабельными в узкоограниченных экономических, технологических и маркетинговых условиях, которые необходимо определить безошибочно.
Мировой рынок пантов достиг высокой степени насыщенности, что неизбежно влечет постоянное снижение мировой цены на них. Основные страны-производители пантов активно стремятся расширять рынки сбыта, создают для каждого рынка наиболее приемлемые формы препаратов из пантов, осваивают внутренние рынки сбыта. В мараловодстве России почти ничего в этом направлении не делается. Конкурентные возможности отдельных ферм и отрасли в целом постоянно снижаются, и нужны общеотраслевые решительные меры по исправлению положения дел.
Мировая практика показывает, что мараловодство с выгодой для себя все больше предлагает услуги по коммерческой охоте, переработке крови и органов оленей в оздоровительные препараты, продает шкуры оленей и многое другое.
В России среди основных направлений развития отрасли пантового оленеводства и переработки сырья пантового оленеводства можно отметить:
• сохранение существующих и разработка новых мер государственной поддержки пантового оленеводства и переработки сырья пантового оленеводства в Российской Федерации для обеспечения их успешного развития, а именно:
- рассмотреть возможность увеличения ставки субсидирования за одну голову марала до 14 тыс. руб.;
- вынести на обсуждение создание федеральной концепции развития пантового оленеводства;
- внедрение современных методов воспроизводства стада маралов, улучшение кормовой базы предприятий, занимающихся пантовым оленеводством, с целью повышения эффективности ведения отрасли;
• объединение предприятий, занимающихся пантовым оленеводством, в кооперативные объединения с целью создания современных перерабатывающих производственных мощностей, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции;
• внедрение современных биотехнологических методов в переработку сырья пантового оленеводства;
• информирование населения о результатах и перспективах применения продукции на основе сырья пантового оленеводства с целью оздоровления.
В настоящее время отечественные панты на 95% остаются экспортным товаром, необходимы кардинальные изменения для формирования и развития рынка продукции мараловодства.
www.mshj.ru
Литература
1. Глотко А.В., Ершова Л.В. Состояние и перспективы развития пантового мараловодства в Республике Алтай // Экономика Профессия Бизнес. 2018. № 3. С. 58-63
2. Афанасьева Т.А. Развитие мараловодства в Республике Алтай // Современный взгляд на будущее управленческой науки: сборник трудов IV научно-практической конференции студентов и магистрантов факультета экономики и управления (отделения управления), посвященный 15-летию Кафедры кадровой политики и управления персоналом, 2018. С. 14-15.
3. Слобожанин Д.М. Развитие мараловодства и оленеводства в Республике Алтай // Аграрная на-
ука — сельскохозяйственному производству Сибири, Казахстана, Монголии, Беларуси и Болгарии: сборник научных докладов XX Международной научно-практической конференции, 2017. С. 288-289.
4. Боговиз А.В., Тарасова А.Ю. Прикладные исследования стратегического развития отрасли агропромышленного комплекса // Экономика Профессия Бизнес. 2015. № 2. С. 86-93.
5. Луницын В.Г. Мировой рынок пантовой продукции // Проблемы пантового оленеводства: сборник научных трудов. Барнаул, 2005. С. 5-14.
6. Межов С.И., Черных А.А., Тарасова А.Ю. Прикладные исследования стратегического развития пантового оленеводства // Конкурентоспособность в
глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 3. С. 154-160.
7. Попов А.П., Тарасова А.Ю. Роль инноваций в развитии отрасли пантового оленеводства Республики Алтай // Аграрно-экономическая наука о проблемах инновационного развития агропромышленного производства: материалы I Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2007. Ч. II. С. 73-76.
8. Анализ рынка оленины в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. Режим доступа: Ьйрз:// businesstat.ru/catalog/id10017/
Об авторах:
Межов Степан Игоревич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6394-221X, megoff@mail.ru
Тарасова Александра Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1551-0877, Scopus ID: 57201336238, alexa_tarasova@mail.ru
Рудой Евгений Владимирович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3311-9991, 1402rudoy@gmail.ru
Афанасьева Татьяна Алексеевна, аспирант, ассистент кафедры государственного, муниципального и экономического управления, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4955-3410, t-afanasieva@mail.ru
Слобожанин Дмитрий Михайлович, аспирант, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5672-2406, slobozhanindm@gmail.com
THE MARKET OF VELVET ANTLER INDUSTRY: ANALYSIS AND TENDENCIES
S.I. Mezhov1, A.Yu. Tarasova1, E.V. Rudoy2, T.A. Afanasieva2, D.M. Slobozhanin2
'Altai state university, Barnaul
Novosibirsk state agrarian university, Novosibirsk, Russia
The paper Is devoted to red deer farming seen as one of the most unique Industries of agriculture In Russia. There are 20 regions In Russia which deal with deer farming, north deer farming and red deer farming. The Republic of Altai and Altai Territory became the leaders in red deer farming in the last decade, as more than 90% of red deer inhabit there. The national market capacities of red deer farming production are equal to 1.4 million RUB. Otherwise, even 355 ton of annually reproduced bioactive raw materials of animal origin can become the basis for producing 12 million of conventional bottles of specimens and products. Red deer farming and processing of its products is seen as relevant direction in the regional economy of the Republic of Altai and Altai Territory. New Zealand is the hands-down leader in breeding the number of red deer whereas Russia takes the 6th place and doesn't influence significantly the development of world market. The EU countries and North America consume almost 90% of red deer. It is evident that red deer farming is not competitive in the world market in terms of venison producing. That is why it is important to specify the position at the domestic market and develop venison production with high sanitary properties. The countries leading in producing antlers aim at the market expansion and create the most appropriate antler products for each market. Nothing is done in this way in red deer farming in Russia. Competitive capacities of specific red deer farms and the branch as a whole are reducing. This requires specific measures in order to change the situation in the industry. Domestic antlers are export product (95%) and require structural changes in red deer farming industry development.
Keywords: reindeer antler industry, red deer stock, world market, national market, producers, prices.
References
1. GlotkoAV., Ershova L.V. The state and prospects for the development of antler maral breeding in the Altai Republic. Ekonomika Professiya Biznes = Economics Profession Business. 2018. No. 3. Pp. 58-63.
2. Afanaseva T.A. Development of maral breeding in the Altai Republic. A modern view on the future of management science: proceeding of IV science and practical conference students and undergraduates of the faculty of economics and management (department of management), dedicated to the 15th anniversary of the Department of personnel policy and personnel management, 2018. Pp. 14-15.
3. Slobozhanin D.M. The development of the maral breeding and reindeer breeding in the Altai Republic.
About the authors:
Agricultural science-agricultural production of Siberia, Kazakhstan, Mongolia, Belarus and Bulgaria: proceeding of XX International science and practical conference, 2017. Pp. 288-289.
4. Bogoviz A.V., Tarasova A.Yu. Applied research of strategic development of agro-industrial complex. Ekonomika Professiya Biznes = Economics Profession Business. 2015. No. 2. Pp. 86-93.
5. Lunicyn V.G. World market of antler products. Problems of antler reindeer breeding: proceeding of science papers. Barnaul, 2005. Pp. 5-14.
6. Mezhov S.I., Chernykh A.A., Tarasova A.Yu. Applied research of strategic development of antler reindeer herding. Konkurentosposobnost v globalnom mire: eko-
nomika, nauka, tekhnologii = Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2016. No. 3. Pp. 154-160.
7. Popov A.P., Tarasova A.Yu. The role of innovation in the development of antler reindeer breeding in the Altai Republic. Agrarian-economic science about the problems of innovative development of agro-industrial production: proceeding of I International science and practical conference, the second part. Omsk: Publishing house of OmGAU, 2007. Ch. II. Pp. 73-76.
8. Analysis of the venison market in Russia in 20142018, the forecast for 2019-2023. Access mode: https:// businesstat.ru/catalog/id10017/
Stepan I. Mezhov, doctor of economic sciences, associate professor, professor of the department of finance and credit, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6394-221X, megoff@mail.ru,
Alexandra Yu. Tarasova, candidate of economic sciences, associate professor of the department of finance and credit, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1551-0877, Scopus ID: 57201336238, alexa_tarasova@mail.ru
Eugene V. Rudoy, doctor of economic sciences, professor, professor of the department of economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3311-9991, 1402rudoy@gmail.ru Tatiana A. Afanasieva, graduate student, assistant of the department of state, municipal and economic management, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4955-3410, t-afanasieva@mail.ru
Dmitry M. Slobozhanin, graduate student, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5672-2406, slobozhanindm@gmail.com
slobozhanindm@gmail.com
з7