МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
Лидером среди них является компания Roche. Наибольший прирост как в натуральном, так и в денежном выражении продемонстрировала компания Baxter INT (+206% и 134% соответственно).
Значительно снизились объемы продаж по программе ОНЛС таких компаний, как Novo Nordisk и Johnson& Johnson.
Суммарная доля десятки лидеров увеличилась на 1,5 п.п. в упаковках, в денежном выражении рост составил 0,7 п.п.
В рейтинге ведущих торговых наименований в сегменте ОНЛС по итогам I полугодия 2011 г. (табл. 2) лидирует препарат Гливек.
Наибольший рост объемов поставок относительно прошлого года наблюдался у препарата Лантус СолоСтар. Сокращение продаж наблюдалось у препарата Велкейд.
Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила всего 2% в упаковках, в то время как в стоимостном вы-
таблицаВедущие корпорации рынка СИЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2011/I п/г 2010, %
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011 упак. руб.
ROCHE 0,9 0,9 13,2 13,6 5,5 6,0
NOVARTIS 1,3 1,3 13,5 12,4 4,4 -6,1
JOHNSON&JOHNSON 0,6 0,5 11,4 9,3 -6,5 -15,9
TEVA 2,7 3,8 6,2 6,7 45,7 11,3
BAXTERINT 0,3 0,8 2,2 5,0 205,8 134,0
SANOFI-AVENTIS 3,8 3,6 3,7 3,8 -3,7 7,1
ASTRAZENECA 1,1 1,2 2,8 3,2 13,8 18,3
NOVO NORDISK 2,6 2,7 4,6 3,1 9,0 -31,6
MERCK SHARP &DOHME 0,3 0,3 2,0 2,3 -10,9 16,7
LEKKO 0,1 0,1 1,3 2,2 23,3 72,1
Итого 13,5 15,0 60,9 61,6
Источник: IMS Health
рисунок і Рынок ОНЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Общий объем продаж, млрд. упак. Общий объем продаж, млрд. руб.
Источник: IMS Health
Рынок ОНЛС РФ
ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2011 Г.
Согласно данным IMS Health, по итогам I полугодия 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов по программе обеспечения необходимыми ЛС (включая подпрограмму «7 нозологий», далее ОНЛС) РФ (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 54,4 млн. упаковок. В денежном выражении рынок ОНЛС вырос на 2,7% и достиг 53 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 973,1 руб. в оптовых ценах.
В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля поставок по ОНЛС в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента «> 500 руб.», которая увеличилась по сравнению с прошлым годом на +0,1 п.п. При этом в натуральном выражении основная часть поставок приходилась на препараты «среднеценового» сегмента («100—300
руб./» за упаковку). В структуре поставок по федеральным округам (рис. 3) по итогам I полугодия 2011 г. лидируют Центр и Приволжье, меньше всего продаж приходится на Дальний Восток и С.-Петербург.
Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в сегменте ДЛО в денежном выражении представлена зарубежными компаниями (табл. 1).
РЫНОК ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2011 Г.
ремщццм 37
таблица 2 Ведущие торговые наименования рынка ОНЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2011/ I п/г 2010, %
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011 упак. руб.
GLIVEC 0,1 0,1 7,8 8,4 13,7 10,9
VELCADE 0,1 0,1 8,8 7,6 3,0 -11,7
MABTHERA 0,1 0,2 6,6 7,3 14,0 12,7
COPAXONE TEVA 0,1 0,2 5,1 5,3 20,0 6,3
HEMOFIL M 0,0 0,5 0,3 2,9 937,7 767,4
COAGIL-VII 0,0 0,0 1,3 2,2 121,5 73,8
GENFAXON 0,2 1,7
PULMOZYME 0,2 0,2 1,5 1,6 16,6 11,2
LANTUS SOLOSTAR 0,0 0,5 0,1 1,6 1 243,2 1 207,4
RONBETAL 0,0 0,1 0,8 1,5 148,1 101,9
Итого 0,8 2,0 32,3 40,0
Источник: IMS Health
ражении суммарная доля достигла 40%, увеличившись по сравнению с прошлым годом на +7,7 п.п.
В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3.) лидируют препараты группы Ь01 [Противоопухолевые препараты]. Значительный рост поставок наблюдался также у таких групп препаратов, как Ь03 [Иммуностимуляторы], L04 [Иммунодепрессанты], B02 [Гемостатики], R03 [Препараты для лечения обст-руктивных заболеваний дыхательных путей].
Суммарная доля десятки групп препаратов увеличилась как в натуральном, так и в денежном выражении, составив по итогам I полугодия 2011 г. 37,4 и 81,2% соответственно.
РИСУНОК о Структура продаж рынка ДЛО РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам I полугодия 2011 г.
1 — Rest of Central FO, 13,6%
2 — Privolzhski FO, 15,5%
3 — Moscow city, 21,7%
4 — Sibirian FO, 16,1%
5 — South FO, 8,3%
6 — Uralski FO, 9,7%
7 — Rest of North-West FO, 8,4%
8 — St. Petersburg city, 3,3%
9 — Far-East FO, 3,3%
1 — Rest of Central FO, 20,0%
2 — Privolzhski FO, 18,8%
3 — Moscow city, 14,4%
4 — Sibirian FO, 12,5%
5 — South FO, 11,1%
6 — Uralski FO, 7,9%
7 — Rest of North-West FO, 7,2%
8 — St. Petersburg city, 4,3%
9 — Far-East FO, 3,8%
Источник: IMS Health
38 ”1; рщЩцим
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
таблиц^Ф Ведущие EphMRA группы 2-го уровня рынка ОНЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам I полугодия 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2011/ I п/г 2010, %
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011 Упак. Руб.
L01 [ANTINEOPLASTICS] 1,0 1,0 28,9 28,7 7,8 2,0
GLIVEC 11,6 12,2 26,8 29,2 13,7 10,9
VELCADE 14,2 13,6 30,3 26,3 3,0 -11,7
MABTHERA 14,б 15,4 23,0 25,4 14,0 12,7
L03 [IMMUNOSTIMULATING AGENTS] 0,7 0,8 12,0 12,3 25,6 5,2
COPAXONE TEVA 19,0 18,1 42,б 43,1 20,0 6,3
GENFAXON 20,6 14,1
RONBETAL 4,7 9,3 б,4 12,3 148,1 101,9
B02 [BLOOD COAG SYST OTH PROD] 1,4 1,7 12,1 12,0 29,4 2,3
HEMOFIL M 3,б 29,2 2,8 24,1 937,7 767,4
COAGIL-VII 1,4 2,3 10,б 18,1 121,5 73,8
BERIATE 7,3 14,2 5,8 12,1 152,8 112,3
A10 [DRUGS USED IN DIABETES] 11,5 12,1 9,6 9,3 9,3 -0,9
LANTUS SOLOSTAR 0,3 3,7 1,3 16,9 1243,2 1207,4
LANTUS 4,б 1,3 19,1 6,8 -67,7 -64,7
LEVEMIR FLEXPEN 2,1 2,3 7,0 6,7 20,4 -5,6
R03 [ANTI-ASTHMA & COPD PROD] 4,8 5,1 3,8 4,3 11,1 17,0
SERETIDE 8,4 6,9 25,9 20,4 -9,2 -7,7
SYMBICORT TURBUHAL 9,5 10,7 15,1 19,1 25,0 48,2
SPIRIVA 4,0 4,5 12,0 12,7 26,6 23,4
L04 [IMMUNOSUPPRESSANTS] 0,5 0,6 4,1 4,1 19,5 4,7
REMICADE 4,7 5,4 25,0 33,0 38,0 38,1
MYFORTIC 11,4 10,2 20,б 18,8 7,0 -4,3
PROGRAF 20,б 28,0 19,0 17,6 62,5 -2,9
L02 [CYTOSTATIC HORMONE THERAP] 0,6 0,7 2,8 2,9 6,4 6,0
ZOLADEX 7,5 8,1 18,5 20,6 14,5 17,9
ARIMIDEX 12,8 12,1 21,0 19,9 0,6 0,3
CASODEX 5,9 6,0 9,5 8,6 8,8 -4,1
B03 [ANTIANAEMICS] 0,7 0,7 3,1 2,8 10,3 -5,2
EPREX 8,8 6,5 34,8 23,9 -18,3 -35,0
RECORMON 17,0 13,1 28,9 22,6 -14,9 -25,8
ERALFON 8,1 7,1 11,6 15,5 -3,5 26,6
A16 [OTHER METABOLIC PRODUCTS] 0,2 0,3 1,8 2,6 27,6 48,1
CEREZYME 5,9 7,4 48,6 55,0 59,0 67,6
KETOSTERYL 93,3 91,4 35,7 26,9 24,9 11,6
ELAPRASE 0,3 0,3 11,2 8,5 13,0 12,7
C09 [RENIN-ANGIOTEN SYST AGENT] 14,7 14,5 2,0 2,1 2,2 7,6
PRESTARIUM A 7,1 7,1 22,2 21,5 1,1 3,8
LISINOPRIL 1б,0 17,9 11,8 10,1 14,3 -7,3
DIOVAN 0,5 1,0 4,2 7,1 88,8 82,9
Итого 3б,0 37,4 80,2 81,2 3,9 2,7
Источник: IMS Health
Материал подготовлен аналитической группой компании «Ремедиум», ведущий аналитик Юлия УВАРОВА. ф