«кубик» для системы
рынок новшеств - элемент
промышленно-инновационного кластера
_Аннотация
В настоящее время активно создаются промышленно-инновацион-ные кластеры. Автор сообщает о том, что актуальной проблемой является включение в состав таких кластеров рынков новшеств, являющих стимулирующей средой эффективной инновационной деятельности и конкурентоспособности, выделяет функции таких рынков, участников. Связь с элементами промышленно-инновацион-них кластеров осуществляется при помощи инновационно-технологического центра. _
Ключевые слова: промышленно-инновационные кластеры, рынок новшеств, объекты промышленной собственности, инновационная деятельность, интеллектуальная собственность
Опыт рыночных преобразований последнего десятилетия в России доказал, что смена формы собственности не означает автоматического повышения эффективности и конкурентоспособности промышленных предприятий. Отечественной экономике нужны интегрированные промышленные комплексы (кластеры), использующие все преимущества концентрации, специализации и кооперации, имеющие реальные стимулы к инновационному развитию [1]. Промышленно-инновационные кластеры (ПИК) создаются в пределах географически ограниченных территорий и включают в себя промышленные предприятия, малые фирмы, учреждения образования и науки, структуры власти, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы [2]. В настоящее время актуальной проблемой стало включение в состав ПИК таких элементов, как «рынки новшеств», являющихся коммерческой средой для инновационной деятельности. Так как сегодня «новшество» становится товаром,
Трифонов В.А.
доцент
Юргинского
технологического
института
Томского
политехнического
университета
промышленные класте1
связь между
участниками
.рынка новшеств,
_а также
_координацию
_осуществляют
_инновационно-
технологические
_центры,
шзнес-инкубаторы _и т.п.
1К
необходим рынок, на котором возможно осуществление процессов их купли-продажи. Новшествами, или результатами инновационной деятельности, как известно, являются [3]:
1) объекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, свидетельства на программный продукт и т.п.).
2) комплекты документов на промышленную продукцию, оформленных по единой системе конструкторской документации, единой системе технологической документации и единой системе программной документации (конст-рукторско-технологической документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию и т.п.).
При этом рынок новшеств в кластерах выполняет очень важные функции:
1. Формирует научно-технические требования к разработкам, пользующимся рыночным спросом.
2. Является проводником научно-технической политики и дает возможность детально обос-
ывать организацию инвестиционного процесса, направленного на коммерциализацию инноваций.
Является «навигатором» для государственных органов в деле развития инновационных коммуникаций.
Поскольку участниками рынка новшеств являются государственные и частные финансовые организации, промышленные предприятия и инновационные организации, академические, отраслевые научно-исследовательские институты, специальные конструкторские бюро, научные подразделения образовательных учреждений (университетов, институтов и др.) необходима связь между участниками рынка новшеств. Эту связь, а также координацию осуществляют инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п., которые имеют подразделения, непосредственно работающие в области маркетинга, анализирующие информацию и составляющие банк новшеств. Они не разрабатывают объекты интеллектуальной и промышленной собственности,
вная экономика, 2010, № 2
Рис.1. Связь промышленно-инновационного кластера с рынком новшеств
но и обеспечивают их правовую защиту. На рис.1 графически показаны связующие и координирующие элементы промышленно-инно-вационного кластера с рынком новшеств.
Выводы
1. Включение в состав промышленно-иннова-ционных кластеров «рынков новшеств», стимулирующих эффективную инновационную деятельность и конкурентоспособность в регионах и устанавливающих связи элементов ПИК с рынком новшеств при помощи специально создаваемого инновационно-технологического центра является актуальной задачей в деле коммерциализации инноваций в современных условиях развития промышленных регионов России.
2. Инновационно-технологические центры должны иметь функциональные подразделения, соответствующие задачам рынка новшеств (прежде всего, отделы маркетинга и интеллектуальной собственности). Их цель - обес-
инновационно-
технологический
центр является
главной связующей
и координирующей
подсистемой
инфраструктуры
промышленно-
инновационного
кластера
промышленные кластеры
печивать связь и создавать условия для функционирования рынка новшеств. Они должны стать главной связующей и координирующей подсистемой инфраструктуры промышленно-инновационных кластеров.
Литература
1. Дворяшина М.М., Ферова И.С. Промышленные кластеры: организация, эффективность, эволюция. - Красноярск : КрасГУ, 2004. - 128 с.
2. Трифонов В.А. Формирование и развитие Юргинского промышленно-инновацион-ного кластера / Труды VI Всеросс. (с международ. участием) науч.-практ. конф. студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций «Импульс - 2009». В З-х томах. Т. II / Под ред. С.Л. Ереминой; Том. политех. ун-тет. - Томск : Изд-во ТПУ, 2009 г. - 192 с. - С. 171.
3. Борисова Н.М., Осипов О.Ю. Этапы коммерциализации новшеств научно-технической и промышленной сфер / Повышение качества высшего профессионального образования: матер. Всероссийской науч.-метод. конф.: в 2
4. Ч. 2; науч. ред. В.И. Колмаков; отв. за вып. С.А. Подлесный. - Красноярск : СФУ. 2008. - 355 с. -С. 150-151.
Trifonov V.A.
Associate professor, Yurga Institute of Technology, Tomsk Polytechnic University
Market innovations - an element of industrial innovation cluster
_Abstract
There are now actively created innovative industrial clusters. The author states that the actual problem is the inclusion of such clusters markets innovations, which are effective enabling environment of innovation and competitiveness, identifies the functions of such markets participants. Communication with elements of industrial and innovation clusters carried out by means of innovation and technological center.
Keywords: Industrial innovative clusters, innovation market, business incubator, industrial property, innovative activity, intellectual property