Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2012
ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА
Г. РАХМАТУЛИНА кандидат экономических наук, старший аналитик ТОО «Агентство по исследованию рентабельности инвестиций»
РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье дается характеристика современного состояния рынка нефтепродуктов Республики Казахстан. Автор анализирует перспективы развития данного национального рынка в рамках Таможенного союза. Подробно рассматриваются особенности юрисдикции нефтяного сектора и обозначены ориентиры его модернизации на ближайшие годы.
Ключевые слова; рынок нефтепродуктов Республики Казахстан, нефтеперерабатывающие заводы, инвестиции в нефтегазовый сектор, законодательство Республики Казахстан, цены на нефтепродукты.
Развитие рынка нефтепродуктов, повышение его конкурентоспособности являются важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана. В частности, в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг., утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. №958, отмечается, что одной из главных задач нефтегазового сектора республики является обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. На повестке дня стоят проблемы увеличения глубины переработки нефти до 87-90% и доведения качества отечественных нефтепродуктов до международных стандартов («Евро-3» - «Евро-5»).
Несмотря на высокую суммарную мощность и комплексность переработки нефти, текущая загрузка казахстанских производств значительно отстает от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий. Основными причинами дефицита перерабатывающих мощностей наряду с экономическим ростом и увеличением потребления нефтепродуктов являются высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, продолжительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований.
С вступлением Казахстана в Таможенный союз (ТС) создаются условия для эффективного решения указанных проблем, активизации инвестиционного сотрудничества государств-участников в нефтеперерабатывающем секторе экономики. Кроме того, важное значение приобретают проблемы проведения странами ТС согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в нефтегазовой сфере.
Рынок нефтепродуктов в Казахстане
В настоящее время в Республике Казахстан действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода: Атырауский нефтеперерабатыва-
ющий завод (АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и Шымкентский нефтеперерабатывающий завод («ПетроКазахстан Ойл Продактс», ПКОП). Деятельность указанных предприятий имеет важное значение для экономики республики и покрытия потребностей потребителей в нефтепродуктах.
За период с 2001 по 2010 г. на НПЗ Казахстана наблюдается положительная динамика объемов производства нефтепродуктов. Так, совокупный объем переработки нефти увеличился за это время почти на 80% и достиг 13700 тыс. т (см. рис. 1). При этом объем переработки нефти на АНПЗ и ПКОП в 2010 г. вырос по сравнению с 2001 г. на 97% и 35,6% соответственно. Объем переработки на ПНХЗ возрос более чем в 2 раза.
□ АНПЗ
□ ПКОП
■ ПНХЗ
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: Отчеты Национальной компании «КазМунайГаз».
Рис. 1. Переработка нефти на НПЗ Республики Казахстан (тыс. т)
В настоящее время правительством принимаются меры по достижению сбалансированности внутреннего рынка нефтепродуктов и модернизации нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана. Постановлением Правительства РК от 14 мая 2009 г. утвержден Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 гг. Основной его целью является обеспечение энергетической безопасности страны в части полного удовлетворения внутренней потребности в основных видах нефтепродуктов - бензине, авиа- и дизельном топливе.
Реализация данного документа позволит к 2015 г. в полном объеме обеспечить внутренний рынок Казахстана качественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям «Евро-4».
Модернизация Атырауского НПЗ предполагает реализацию 4 проектов. Первый - реконструкция установок замедленного коксования и первичной переработки нефти. Источником финансирования данного проекта являются собственные средства компании «КазМунайГаз». Общая сумма инвестиций составляет около 120 млн долл. Завершение проекта было намечено на декабрь 2010 г. В результате его реализации планируется уменьшить производство мазута на 600 тыс. тонн и на 150 тыс. т увеличить производство светлых нефтепродуктов, имеющих высокую добавленную стоимость. Кроме того, увеличиваются производственные мощности завода (с 4,3 до 5- 5,5 млн т перерабатываемой нефти в год).
Второй проект - строительство комплекса производства ароматических углеводородов. Реализация данного проекта будет способствовать увеличению производства нефтепродуктов, соответствующих нормам стандарта «Евро-4». Извлеченные ароматические углеводороды станут сырьем для производства нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Завершение проекта намечено на начало второго квартала 2013 г.
Третий проект - строительство комплекса глубокой переработки нефти. В настоящее время завершено технико-экономическое обоснование проекта и началась разработка проектно-сметной документации. Ожидается, что проект будет завершен в конце 2014 - начале 2015 г.
Последний проект - строительство объездного железнодорожного пути, который позволит, минуя город, выходить напрямую на магистральные линии КТЖ.
Модернизация Атырауского НПЗ осуществляется НК «КазМунайГаз» совместно с китайской компанией Sinopec Engineering, с которой в октябре
2009 г. был подписан договор о реализации проекта «под ключ».
Стоимость реконструкции Шъмкентского НПЗ составляет около 1 млрд долл. Финансирование данного проекта будет осуществляться «Китайской национальной нефтяной корпорацией» (CNPC) и НК «КазМу-найГаз». В 2009 г. на этом предприятии были проведены работы в рамках программы модернизации, в частности, выполнены маркетинговые исследования по нефти и рынку нефтепродуктов. В результате модернизации
на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе планируется увеличить глубину переработки нефти, улучшить качество производимой продукции с доведением его до требований стандарта «Евро-3» (предусмотрена реконструкция действующих установок и строительство новых), расширить ассортимент продукции за счет высокоценных продуктов нефтехимии (полипропилен и бензол), увеличить мощности по переработке нефти и снизить влияние переработки на экологию Южно-Казахстанской области.
Модернизация Павлодарского завода предполагает проведение работ по реконструкции оборудования, что будет способствовать увеличению выработки высокооктанового бензина, авиа- и дизтоплива и сокращению производства мазута. По оценкам экспертов, вследствие проведения модернизации Павлодарского НПЗ глубина переработки нефти может составить 85-90%. Производимое топливо будет соответствовать стандарту «Евро-4».
После завершения модернизации общая мощность трех НПЗ республики составит около 17 млн т. Внутренний рынок Казахстана будет полностью обеспечен качественными нефтепродуктами. Вместе с тем современное состояние нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана пока не удовлетворяет потребности внутреннего рынка республики в нефтепродуктах.
Главной проблемой на сегодня является низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств. Нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане, построенные еще в советское время, не отвечают современным стандартам. Отсутствие высокотехнологичных производств получения нефтехимических продуктов за счет глубокой очистки углеводородного сырья не позволяет наладить выпуск достаточных объемов качественной товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана значительно отстает от развитых стран мира по глубине переработки нефти. По оценкам экспертов, уровень переработки нефти на республиканских НПЗ составляет около 45-50%. Для сравнения, в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86-92%. На казахстанских нефтеперерабатывающих предприятиях весьма высок объем производства мазута, значительная часть которого вместо дальнейшей глубокой переработки сжигается в топках электро- и теплостанций. Между тем мазут может стать основным видом сырья для производства широкого ассортимента топлива, масел и других важнейших синтетических нефтехимических продуктов.
Весьма низким остается уровень выхода высокооктанового бензина при переработке нефти на отечественных НПЗ. Так, на Павлодарском нефтехимическом заводе уровень выхода высокооктанового бензина в 2009 г. составлял 21,37%, на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе - 11,45%, на Атырауском НПЗ выход бензина марки АИ-92 состав-
лял всего 3,88%. Следует подчеркнуть, что на АНПЗ более высокие марки бензина пока вообще не производятся.
Такая ситуация является причиной высокой зависимости Казахстана от импорта высокооктанового бензина и авиационного топлива. К примеру, импорт высокооктанового бензина в республику в 2009 г. составил 38,1% от внутреннего потребления, авиакеросина соответственно 18,1% (см. рис. 2, 3).
■ Производство СИ Экспорт I Импорт
Источник: Отчеты Национальной компании «КазМунайГаз».
Рис. 2. Доля производства, экспорта и импорта высокооктанового бензина в общем объеме внутреннего потребления в Казахстане в 2009 г. (%)
■ Производство □ Экспорт ■ Импорт
Источник: Отчеты Национальной компании «КазМунайГаз».
Рис. З. Доля производства, экспорта и импорта авиакеросина в общем объеме внутреннего потребления в Казахстане в 2009 г. (%)
Высокий уровень зависимости внутреннего рынка нефтепродуктов Казахстана от импорта представляет определенную угрозу для энергетической безопасности республики и является одним из факторов развития инфляционных процессов в экономике страны. Совершенно очевидно, что через импорт нефтепродуктов осуществляется «импорт инфляции», т.е. рост потребительских цен.
Проблема недостаточной конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана усугубляется низкими темпами модернизации отечественных заводов. В частности, реконструкция Шымкентского НПЗ до сих пор находится на стадии разработки технико-экономического обоснования. Причем при разработке в 2009 г. первоначального ТЭО были допущены серьезные ошибки и использовались неактуальные данные. В связи с этим руководством ФНБ «Самрук-Казына» в 2010 г. было дано поручение пересмотреть ТЭО и подготовить обновленный вариант с учетом новых трендов рынка нефтепродуктов и применения передового мирового опыта в этой области.
Серьезной проблемой казахстанской нефтепереработки является постоянная недозагруженность нефтеперерабатывающих мощностей Казахстана. Данная проблема связана, во-первых, с низким уровнем глубины переработки нефти. Как было отмечено выше, поступающее на переработку сырье используется по своему прямому назначению лишь на 50%. Остальная часть представляет собой тяжелый остаток, который сжигается для получения тепла и электроэнергии.
Во-вторых, сохраняется высокий уровень зависимости от поставок сырья из России. Как известно, Павлодарский нефтехимический завод полностью работает на западносибирской нефти. Шымкентский нефтеперерабатывающий завод на 30% зависит от поставок нефти из России. При этом сохраняют свою остроту проблемы недопоставок российской нефти на НПЗ республики. В частности, производственные мощности Павлодарского нефтехимического завода позволяют перерабатывать около 7 млн т сырой нефти в год, однако на ПНХЗ ежегодно поставляется лишь около 2 млн т российской нефти. Производительность Шымкентского нефтеперерабатывающего завода составляет 6,5 млн т сырой нефти в год, но ежегодные поставки сырья на ПКОП не превышают 4,2 млн т.
Наличие указанных факторов приводит к недозагруженности мощностей, что в конечном итоге негативно отражается на объемах производства нефтепродуктов. Кроме того, низкая загруженность казахстанских заводов увеличивает удельные затраты на переработку. По оценкам экспертов, стоимость переработки нефти достигает 30% от стоимости конечного продукта (в развитых странах эти затраты вдвое меньше).
Проблемным моментом развития казахстанской нефтеперерабатывающей промышленности является отсутствие эффективного механизма государственного регулирования топливно-энергетического рынка республики. Проводимая в отраслях ТЭК налоговая политика ориентировала нефтегазовые компании в основном на широкомасштабный экспорт сырой нефти, сохранение низкого уровня конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий страны.
Несмотря на значительный приток инвестиционных ресурсов в нефтегазовый сектор, все они были использованы в основном на проведение геологоразведочных работ, разработку нефтегазовых месторождений, но не на развитие нефтеперерабатывающей промышленности. И это стало основной причиной технико-технологического отставания отрасли и сохранения низкой глубины переработки нефти.
Сдерживающим фактором в покрытии потребностей внутреннего рынка республики стала неразвитость сферы перевозок нефтепродуктов, соответствующих логистических систем. Серьезной проблемой является обеспечение товаропроизводителей подвижным составом. Имеет место постоянный дефицит вагонов и цистерн. Поэтому актуальное значение приобретают вопросы взаимодействия Министерства нефти и газа, НК «КазМунайГаз» с транспортными ведомствами республики (Министерством транспорта и коммуникаций, НК «КазахстанТемирЖолы») в части обеспечения подвижным составом, сокращения непроизводительных простоев. Это будет способствовать беспрепятственным поставкам нефтепродуктов внутри страны, насыщению внутреннего рынка качественной продукцией.
Важное значение имеет создание современных транспортно-логистических систем, включающих склады для хранения продукции, терминалы. В этой связи представляется целесообразным создание общего транспортно-логистического блока с участием НК «Казмортрансфлот», что будет способствовать оптимизации транспортных процессов, увеличению экспортных поставок казахстанской продукции, обеспечению присутствия отечественных товаропроизводителей на рынках Черного моря.
Следует также отметить низкую долю участия государства в обеспечении потребностей рынка нефтепродуктов. Как известно, государство владеет 100% Атырауского нефтеперерабатывающего завода, 100% Павлодарского нефтехимического завода, 50% Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Вместе с тем в обеспечении потребностей рынка нефтепродуктами доля государства гораздо меньше. В частности, по итогам 2009 г. АО «Торговый дом «КазМунайГаз» смог удовлетворить только 21% потребностей рынка в нефтепродуктах, включая поставки мазута и топлива для сельхозтоваропроизводителей. При этом в обеспечении бензином марки АИ-92 и АИ-95 доля ТД КМГ составила 6 и 5% соответственно. Причиной столь слабого участия национальной компа-
нии в обеспечении внутреннего рынка является то, что из почти 4 тысяч АЗС собственностью АО ТД «КазМунайГаз» являются только 280. Низкая доля государства на розничном рынке нефтепродуктов в определенной степени является сдерживающим фактором в обеспечении его потребностей, в увеличении поставок высококачественных продуктов, в повышении качества предоставляемых услуг.
Законодательство Республики Казахстан
в сфере нефтепродуктов
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими рынок нефтепродуктов Республики Казахстан, являются следующие:
■ Налоговый Кодекс Республики Казахстан;
■ Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 г. №291-1У «О недрах и недропользовании»;
■ Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2003 г. №402-11 «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»;
■ Постановление Правительства Республики Казахстан №1172 «О некоторых вопросах стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов»;
■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 г. №487 «О введении временного запрета на вывоз бензина моторного, керосина и газойлей»;
■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2010 г. «О введении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты»;
■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 г. №1139 «О введении временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина и газойлей»;
■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 г. №1445 «О внесении изменений в постановление Правительства РК от 15 октября 2005 г. №1036 «О вывозных таможенных пошлинах на сырую нефть и товары, выработанные из нефти».
В Налоговом Кодексе РК определены ставки корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Налогового Кодекса РК ставка корпоративного подоходного налога составляет 15%, НДС - 12% (пункт 1 статьи 268 Налогового Кодекса РК).
Статья 279 Налогового Кодекса РК определяет перечень подакцизных товаров, в который также входят бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо. Ставки акцизов на 1 тонну указанных товаров представлены в табл. 1.
Таблица 1
Ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо
Ставки акцизов на 1 тонну (в тенге)
№ п/п Бензин (за исключением авиационного) (код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2710 11410 0-2710 11590 0) Дизельное топливо (код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2710 19 3100-2710 19 490 0)
1 Оптовая реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива собственного производства 4500 540
2 Оптовая реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива 0 0
3 Розничная реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды 5000 600
4 Розничная реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды 500 60
5 Импорт 4500 540
Источник: Налоговый Кодекс Республики Казахстан.
В Налоговом Кодексе также определен размер лицензионного сбора за лицензирование нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств. Так, в соответствии со ст. 471 указанного документа лицензионный сбор за эксплуатацию нефтегазоперерабатывающих производств составляет 500 месячных рачетных показателей (МРП), а за проектирование и эксплуатацию нефтехимических производств - 10 МРП. Справочно: 1МРП в 2011 г. был равен 1512 тенге (289,1 руб.; 1 руб. = 5, 23 тенге).
Важное значение в регулировании рынка нефтепродуктов республики имеет Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 г. №291-1У «О недрах
и недропользовании». В данном документе отражены основные направления государственной политики в нефтяной сфере. В частности, в соответствии с п. 17 ст. 18 Закона «О недрах и недропользовании» уполномоченный орган в области нефти и газа определяет для недропользователей объемы поставок нефти на внутренний рынок. Данная правовая норма направлена на стабилизацию отечественного рынка нефтепродуктов и регулирование поставок сырья на нефтеперерабатывающие предприятия республики. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 91 Закона «О недрах и недропользовании» нефть, поставляемая для переработки нефтеперерабатывающим заводам, должна соответствовать нормам безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан.
В связи с необходимостью проведения государством адекватной политики в сфере развития рынка нефтепродуктов в 2003 г. был принят Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Данный документ определяет компетенцию Правительства в области функционирования рынка нефтепродуктов. В частности, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого Закона Правительство «устанавливает ограничения и запреты на ввоз в Республику Казахстан и на вывоз из Республики Казахстан нефтепродуктов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан», а также «осуществляет регулирование поставок сырой нефти и (или) газового конденсата на внутренний рынок Республики Казахстан». Уполномоченный орган, в свою очередь, «осуществляет мониторинг деятельности производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти и лиц, осуществляющих реализацию с баз нефтепродуктов и устанавливает минимальные объемы производства нефтепродуктов, утверждает объемы поставки сырой нефти и (или) газового конденсата нефте- и (или) газодобывающими организациями и другими источниками сырья» (Ст. 5 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 6 данного Закона уполномоченный орган по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет контроль за соответствием нефтепродуктов требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации. П. 2 ст. 6 определяет компетенцию уполномоченного органа в области регулирования торговой деятельности в части обоснования ставок таможенных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
В Законе также определены условия реализации нефтепродуктов. В соответствии со ст. 12 реализация нефтепродуктов допускается:
- при условии сертификации деятельности производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти, а также лиц, осуществляющих реализацию с автозаправочных станций и баз нефтепродуктов;
- при наличии компьютерной системы учета с передачей уполномоченному органу информации об объемах приобретения и реализации нефтепродуктов.
В феврале 2010 г. были внесены дополнения в упомянутый Закон, в соответствии с которыми устанавливается предельный уровень цен на «социально-чувствительные» нефтепродукты (низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина марок АИ-92 и АИ-93, дизельное топливо), что должно обеспечить стабильность рынка ГСМ. Внесение указанных дополнений осуществлялось в рамках реализации поручений Президента Н.А. Назарбаева по стабилизации цен на рынке нефтепродуктов, направленных Правительству РК 13 ноября 2009 г. В связи с этим была создана Рабочая группа по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов и механизму ценообразования на ГСМ с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, акиматов, а также основных ресурсодержателей нефтепродуктов. Данной Рабочей группой установлено, что на внутреннем рынке розничная цена на бензин марок АИ-92/93 составит не более 82 тенге за 1 литр (15,7 руб.), АИ-80 - не более 62 тенге (11,8 руб.), на дизельное топливо (межсезонное) - не более 67 тенге (12,8 руб.), а на дизтопливо у конечного потребителя для сельхозтоваропроизводителей - 62 тенге (11,8 руб.).
В связи с повышением цен на нефть на мировом рынке и в приграничных государствах протоколом совещания Рабочей группы от 19 апреля 2010 г. цены на нефтепродукты, предварительно согласованные с Агентством РК по защите конкуренции и Агентством РК по регулированию естественных монополий, в мае были установлены на уровне не выше 84 тенге за 1 литр на бензин марок АИ-92/93, 64 тенге - на Аи-80, 69 тенге -на дизельное топливо (межсезонное), и 62 тенге - на дизтопливо у конечного потребителя для сельхозтоваропроизводителей. Внесение указанных дополнений в Закон должно способствовать стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов РК.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 г. №487 «О введении временного запрета на вывоз бензина моторного, керосина и газойлей» введен запрет на экспорт ГСМ с целью стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и покрытия потребностей потребителей в горюче-смазочных материалах. Данное положение действовало до 1 июля 2011 г.
13 июля 2010 г. Правительство Казахстана приняло постановление о введении экспортной таможенной пошлины на нефть, а также повысило пошлины на нефтепродукты. Принятие данного постановления было обусловлено, во-первых, стабилизацией мировых цен на сырьевые товары и, во-вторых, унификацией правовых норм в сфере недропользования. Данное постановление существенно сужает сферу исключений из общих правил для тех недропользователей, которые по тем или иным причинам были освобождены от уплаты экспортных пошлин. Согласно принятому документу пошлина в расчете за одну тонну на светлые нефтепродукты составит 99,71 долл., на темные нефтепродукты - 66,47 долл., на сырую нефть - 20 долл.
В декабре 2010 г. Правительство Казахстана утвердило новые ставки таможенных пошлин на экспорт светлых нефтепродуктов - 98,13 долл. за тонну и темных нефтепродуктов - 65,42 долл. за тонну. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря
2010 г. №1445 экспортная таможенная пошлина на нефть в Казахстане с 1 января 2011 г. составила 40 долл. за тонну, что вдвое больше, чем в 2010 г. По оценке Министерства финансов, Казахстан должен получить от введения экспортной таможенной пошлины на нефть в 2011 г. около 421,4 млрд тенге.
Проведенный анализ указанных выше законодательных актов в сфере нефтепродуктов позволил сделать вывод о несовершенстве нормативноправовой базы в данной отрасли. Так, несмотря на принятие ряда постановлений Правительства республики и Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в отрасли сохранялась хроническая недозагруженность производственных мощностей, что, в свою очередь, приводило к дефициту ГСМ на внутреннем рынке. Постоянной проблемой являлся рост цен на нефтепродукты. Несмотря на снижение мировых цен на нефть, уровень внутри-республиканских цен на бензин и другие виды ГСМ оставался довольно высоким, что свидетельствует о несовершенстве самого механизма регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в Казахстане.
В связи с этим Министерство нефти и газа республики инициировало разработку Закона о внесении дополнений в Закон о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, в соответствии с которыми государством устанавливается предельный уровень розничных цен на «социально чувствительные» виды нефтепродуктов - низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина (АИ-92 и АИ-93) и дизельное топливо. Внесение указанных дополнений в определенной степени будет способствовать обеспечению стабильной ценовой ситуации на рынке ГСМ. Вместе с тем при формировании механизма функционирования отечественного рынка нефтепродуктов необходимо учитывать вступление Казахстана в Таможенный союз и актуальность проведения с другими его государствами-участни-ками, Россией и Беларусью, согласованной политики в отраслях топливно-энергетического комплекса.