Джавахиди И. А.
РЫНОК МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
6.2. РЫНОК МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Джавахиди Ираклий Александрович, аспирант
Место учебы: Российский Университет Дружбы Народов
Аннотация: Проведен анализ исторического пути формирования рынка меховых изделий. Определено, что меховой промысел является важной составляющей отечественного народнохозяйственного комплекса. Это обуславливает необходимость формирования эффективного правового поля регулирования отношений в данной сфере.
Исследование российского законодательства в сфере регулирования отношений по производству и обороту меховых изделий демонстрирует факт, что его развитие происходило под влиянием советского законодательства. Вместе с тем современные рыночные условия функционирования данной отрасли требуют от отечественного законодателя формирования качественно новых правовых механизмов регулирования отношений различных участников рынка меховых изделий. В статье также проведен анализ правового регулирования хозяйственной деятельности в сфере добычи меха, производства и торговли меховыми изделиями. Определены проблемы и перспективы дальнейшего развития российского законодательства в данной сфере
Ключевые слова: рынок меховых изделий, мех, международные меховые аукционы, розничная торговля меховыми изделиями, правовое регулирование
MARKET OF FUR PRODUCTS: ECONOMICAL AND LEGAL ASPECT
Dzhavakhidi Irakli A., Postgraduate
Study place: Russian University of Friendship of People
Annotation: The analysis of a historical way of the fur market formatting was carried out. It is defined that fur trade is an important component of an economic complex of Russia Federation. It causes need of formation of an effective legal framework of regulating the relations in this sphere. The analysis of the Russian legislation in the sphere of regulating the relations on production and a turn of fur products shows that its development happened under the influence of the Soviet legislation. At the same time modern market operating conditions of this branch are demand from the domestic legislator the formation of qualitatively new legal mechanisms of regulating the relations of various participants of the fur products market. In article the analysis of legal regulation of economic activity in the sphere of production of fur, production and trade in fur products were determined. Problems and prospects of further development of the Russian legislation in this sphere were defined.
Keywords: fur products market, fur, international fur auctions, retail trade in fur products, legal adjusting
Актуальность темы. Современные экономические отношения охватывают практически все сферы общественной деятельности. При этом традиции, сложившиеся в народном хозяйстве любого государства являются той направляющей, по которой развивается его экономическая подсистема. Россия в данном смысле уникальное государство, поскольку имея в своем распоряжении практически все запасы полезных ископаемых и минералов, а также доступ к любым источникам энергии, отечественный промышленный сектор во многом сложился благодаря культурным и историческим детерминантам субъектов федерации.
Речь идет, прежде всего, о таких нетрадиционных в международной экономике отраслях хозяйствования как пушной промысел. Меховая промышленность современ-
ной России является самодостаточной и прибыльной отраслью, поскольку конкурентоспособность отечественного производителя обусловлена специфическими природными условиями, благоприятствующими для получения меховой продукции высокого качества. В таких условиях, важным элементом развития отрасли является государственное регулирование, направленное не только на упорядочивании отношений в сфере оборота меха и пушнины на территории России, но во многом на предотвращение контрабандных и иных противозаконных проявлений. Кроме того, отечественный законодатель создает условия не только для развития данного вида хозяйственной деятельности, но и для охраны окружающей природы, так как многие из пушных зверей признаны редкими и исчезающими видами.
Современный этап развития рынка меховых изделий демонстрирует попытки государства упорядочить экономические отношения в данной отрасли путем создания необходимых условий для функционирования всех без исключения его основных участников. Более того, практики формирования отношений в сфере оборота пушнины в России демонстрирует попытки условий добычи сырья и его купли-продажи, в том числе при участии субъектов хозяйствования нерезидентов.
Основываясь на результатах исследований М.Д. Куш-наревой можно сделать вывод, что процесс освоения торговым капиталом пушного промысла на территории Российской Федерации начался с северо-восточной Сибири еще во времена Российской Империи, а именно со 11-й половины Х1Х-начала XX вв. Речь идет, прежде всего, о взаимодействии традиционного и капиталистического укладов освоения пушного промысла. Организация пушного промысла крупными компаниями обусловила процесс втягивания коренных жителей северо-восточной Сибири в товарно-денежные отношения, а также во многом определила зависимость народнохозяйственного комплекса данного региона от рыночных механизмов. Этот опыт требует осмысления в современных условиях, когда дискутируется вопрос о роли торгового капитала в экономическом освоении северо-восточной Сибири, о стимулах и возможностях развития традиционного комплексного хозяйства коренного населения края на основе рационального использования пушных ресурсов [0, с. 17].
В основе формирования нормативно-правовой базы организации пушной торговли и промысла коренного населения северо-восточной Сибири в нач. ХХ в. находилась политика государства, сущностью которой было сохранение, прежде всего, соболиных ресурсов и ограничение проникновения частного капитала в хозяйство коренного населения, занятого в пушном промысле. Стремление государства монополизировать торговлю соболем выразилось в принятии в 1912 г. Закона «Об установлении ограничительных по охоте на соболя мер». Закон устанавливал трехгодичный срок запрета охоты на соболя. Кроме того, в законе регламентировались вопросы контроля над исполнением правил торговли соболиными шкурками. В торговле устанавливались определенные нормы, при продаже шкурок сверх нормы, купцы подвергались штрафу. Российское правительство, с одной стороны, во 11-й половине Х1Х-начале XX вв. пыталось «оградить» промысловое население северовосточной Сибири от «притеснений» со стороны скупщиков пушнины. С другой стороны, государство было заинтересовано в повышении эффективности и доходности пушной торговли и промысла, развитие которых в усло-
виях запретительной системы было не возможно. Данная государственная позиция предопределила формирование двойственного характера законодательного регулирования торговой деятельности [0, с. 18].
Сохранение натурального хозяйства аборигенов, занятых в пушном промысле на постоянной и профессиональной основе порождало заключение сделок с пушниной в кредит в форме мены на этапе разъездной торговли. Однако в XX в. происходит поглощение мелких и средних фирм, крупными. Сохранившиеся торговые предприятия с мелким капиталом постепенно попали в экономическую зависимость от фирм, осуществлявших их кредитование. Крупное дело со значительным капиталом было более конкурентоспособным и позволяло избегать убытков, связанных с падением цен на пушнину на центральных ярмарках, ждать повышения цен, продолжая скупку на местах по низким ценам. Наличие налаженных торговых связей, собственного штата наемных агентов, транспортных средств позволяло Торговым Домам увеличивать скорость оборота капитала в условиях северной пушной торговли. Частный капитал в пушной торговле способствовал укреплению экономических связей местных ярмарок с центральными рынками [0, с. 20].
Во времена господства правовой доктрины СССР пушной промысел полностью был подконтролен государству. Государство не просто создало монополию на производство и добычу пушнины, но и на ее обработку, а также пошив меховых изделий. Тотальный контроль со стороны государства можно продемонстрировать посредством Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О запрещении содержания гражданами плотоядных пушных зверей» от 19 ноября 1982 года, в соответствии с которым в целях улучшения санитарного состояния городов и других населенных пунктов, а также предотвращения скупки пищевых продуктов для скармливания плотоядным пушным зверям Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет запретить на территории РСФСР с 1 января 1983 года содержание гражданами лисиц, песцов, норок и других плотоядных пушных зверей, а также продажу, скупку или обмен гражданами шкурок этих животных. Кроме того, было установлено, что за нарушение требований данного Указа граждане подлежат административной ответственности в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти рублей с конфискацией плотоядных зверей и их шкурок [0].
Следует обратить внимание на тот, факт, что данный Указ не утратил силу до сих и пор и является действующим на территории Российской Федерации. Его правовую силу и значение на современном этапе развития рыночных отношений, в том числе и в пушной отрасли, сложно оценить однозначно, однако сам факт его пересмотра в 2001 году демонстрирует желание государства и в дальнейшем сохранить контроль за пушной отраслью.
Следует отметить, что говоря о рынке меховых изделий, мы, прежде всего, имеем в виду отношения в сфере оборота собственно меховых изделий. Однако экономическая природа данного рынка предусматривает наличие отношений и в сфере добычи пушнины, как способом разведения, так и путем охоты на пушных зверей. Особенность меха, как товара, заключается в том, что до 95% меха реализуется на аукционах. Высокий уровень организации биржевой торговли делает мех крайне привлекательным для сторонних инвесторов. В меховой промышленности используются шкуры более 100 видов животных. Поэтому судьба многих видов, имеющих красивый мех, крайне драматична. Некоторые навсегда ис-
чезли с лица земли, а иные находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу. Именно поэтому звероводство или разведение пушных зверей, на сегодняшний день является достаточно перспективным направлением в контексте стимулирования развития отечественного рынка меховых изделий.
Так, развитие звероводства позволило не только спасти отдельные виды животных от вымирания, но и создало возможность выращивать для меховой индустрии большое количество зверей с ценным мехом в клетках. Звероводство - важнейшая отрасль меховой промышленности, удачно сочетает охрану окружающей среды с прибыльным бизнесом. В 2000 г. в мире было произведено 27,1 млн. шкурок норки и 4,0 млн. шкурок лисицы и песца - основных видов звероводческой пушнины. В 2013 году этот показатель увеличился практически на 70%. Сейчас общий объем мировой торговли звероводческой пушниной в сырье оценивается приблизительно в $ 1,7 миллиард [0].
В данном контексте приведенный выше Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О запрещении содержания гражданами плотоядных пушных зверей» от 19.11.1982 года с изменениями от 30.12.2001 можно рассматривать как инструмент стимулирования легальной предпринимательской деятельности в сфере разведения пушного зверя, и как отельный защитный механизм, используемый государством для обеспечения более-менее стабильного функционирования промышленного звероводства.
Подобные защитные меры ранее содержались и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях утвержденного ВС РСФСР 20.06.1984 и действовавшего вплоть до 2002 года. Так, ст. 176 Кодекса предусматривала ответственность за содержание гражданами лисиц, песцов, норок и других плотоядных пушных зверей, а также за продажу, скупку или обмен гражданами шкурок этих животных в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти рублей с конфискацией плотоядных зверей и их шкурок [0].
Сейчас подобная норма отменена, что положительным образом сказывается на возможности коренного населения Сибири и районов Крайнего Севера возродить традиционный для них вид промысла.
Вместе с тем, не урегулирован должным образом порядок добычи, сдачи и закупок шкурок наиболее ценных пушных зверей, а также вопрос о их лимитировании. До 29.01.2013 на территории Российской Федерации действовала Инструкция о порядке добычи, сдачи и закупок шкурок лицензионных видов пушных зверей на территории РСФСР, утвержденная еще Приказом Главохоты РСФСР от 15 февраля 1979 г. № 75. Однако Минприроды России приказом № 30 от 29.01.2013, признала данный нормативный акт недействующим.
Следует заметить, что кроме разведения пушного зверя есть еще один источник получения необходимого для производства меховых изделий сырья - охота.
В данном контексте ключевое значение имеет Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в частности определяет порядок осуществления промысловой охоты на пушных зверей. В соответствии со ст. 11 данного закона к пушным животным относятся среди прочих: волк, лисица, корсак, песец, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, норки, выдра, бобры, белки. Ст. 15 данного закона опре-
Джавахиди И. А.
РЫНОК МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
деляет, что промысловая охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Охотничьи ресурсы, в отношении которых осуществляется промысловая охота, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Юридические лица, индивидуальные предприниматели наряду с промысловой охотой осуществляют деятельность по заготовке охотничьих ресурсов и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства. Важным элементом регулирования порядка добычи пушного зверя является предусмотренное в ст. 14 Закона лимитирование и квотирование добычи охотничьих ресурсов, и в частности соболя [0].
Обращаясь к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, мы приходим к выводу, что в сфере добычи сырья для производства меховых изделий, собственно их производства и оборота отечественный законодатель предусматривает возможность ведения следующих видов хозяйственной деятельности [0]:
- разведение кроликов и пушных зверей в условиях фермы. Эта группировка включает производство пушно-мехового сырья, но не включает производство шкур и кож, получаемых в результате охоты или ловли животных (код 01.25.2);
- охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (код 01.50);
- выделка и крашение меха, производство меховых изделий (код 18.3);
- услуги по оптовой торговле мехом (код 5131400);
- услуги по оптовой торговле изделиями из меха (код 5131410).
Акцентируя внимание на том, что в сфере торговли изделиями из меха и торговли самим мехом предоставляются именно услуги, отметим, что рынок меха является достаточно уникальным в своем роде, поскольку торговля на нем организуется в форме аукционов.
В год проводится около 150 международных пушных аукционов. Такой способ реализации меха признан наиболее выгодным и эффективным. Самыми авторитетными считаются 5 центров: аукционы Нью-Йорка, Сиэтла, Копенгагена, Хельсинки и Санкт-Петербурга. На них продаются меха соболя, норки, песца, лисы, енота, шиншиллы, каракуля, нерпы и т. п. Несмотря на большой ассортимент, каждый аукцион ориентируется на какой-то конкретный мех. Например, Санкт-Петербургский называют соболиным. Хотя основными товарами там считаются также белка, песец и норка. Техника проведения пушных аукционов практически та же, что и у остальных аукционных товаров. Подготовка длится несколько месяцев. Качество меха оценивается по многим параметрам. Дело в том, что нет жесткой или обобщенной классификации меха. Шкурки, в первую очередь, различаются по видам животных. Далее учитывается окрас шкурки, размер, наличие бракованных мест, их количество и расположение. Эти параметры являются основой для первоначальной стоимости на аукционе. Все остальное решит соотношение спрос-предложение. Чем ценнее мех, тем меньше шкурок в лоте. Дней за 10 до аукциона товар начинает осматривать потенциальный покупатель. Это очень важно, так как по правилам аукционов претензии к качеству товара (кроме скрытых дефектов) не принимаются. Большое значение для покупателей и продавцов
имеет организация оформления аукционных сделок и сдача товара потребителю [0].
Широкий набор услуг для работы на аукционах с мехом предлагают пушные брокеры. В частности, они активно используют возможности Интернета. Пушной брокер не только предложит вам услуги непосредственно при покупке мехов на аукционах, но и предоставит подробные каталоги аукционов, даст советы по ценам и качеству меха. Он также обеспечит транспортировку, страхование и таможенную очистку товара, поможет с открытием кредита для покупки мехов и перечислением средств по льготным тарифам. Кроме того, брокер может организовать выделку, покраску и другие виды обработки меха, и пошив из него готовых изделий в разных странах. Правовое регулирование деятельности меховых брокеров в России осуществляется таким же образом, как и деятельность так называемых классических биржевых брокеров.
Что касается розничной продажи меховых изделий, то она регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О Защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, а также техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» от 09.12.2011 г. № 876.
Особое место необходимо уделить нарушениям в продаже, обмене, скупке шкурок пушных зверей. Совершением этого преступления создаётся опасность хищнического нарушения правил охоты на ценных и редких пушных зверей, сокращаются поступления в доход государства ценной пушнины. Кроме того, незаконные сделки с ценными мехами являются средством незаконной наживы как для охотников, хищнически истребляющих ценных пушных зверей и уклоняющихся от обязательной сдачи их шкурок государству, так и лиц, наживающихся путём скупки, переработки и перепродажи ценных мехов.
Предметом преступления являются не имеющие специального штампа (так называемого государственного клейма) шкурки пушных ценных зверей, добытые охотой и подлежащие обязательной сдаче государственным организациям. Шкурки могут быть как невыделанными, так и выделанными, но при этом не имеющими клейма (штампа) государственной или кооперативной организации, обладающей правом на обработку и переработку пушнины, любого мехового сырья, шкур диких животных.
Перечень видов пушных ценных зверей, сдача шкурок которых обязательна, приводится в профильных постановлениях уполномоченных органов. Перечень постоянно изменяется, исходя из численности животных в конкретный период. В 1973 году к числу зверей, подпадающих под закон «О дополнительных мерах по усилению борьбы с нарушениями правил охоты» включили: соболей, выдр, норок, куниц, песцов, колонков, горностаев, белок, ондатр, бобров. Позже в перечень «регулируемых» животных добавили росомаху, рысь, красную лисицу. То есть, лицензионная охота на данные виды не запрещена, но запрещен незаконный оборот их шкурок:
- продажа неклеймёных шкурок, т.е. их незаконный сбыт за деньги частным лицам или представителям общественных, кооперативных, даже государственных организаций. Продажу, как правило, производят сами охотники, добывшие пушного зверя, но могут осуществлять и другие лица (например, получившие их в подарок или выкравшие из чужого капкана). Перепродажа шкурок лицом, скупившим их с целью наживы, образует совокупность спекуляции и преступления, предусмотренного законом;
- скупка неклеймёных шкурок, производимая частными или должностными лицами, в том числе заготовителями организаций, осуществляющих заготовку продукции охоты. Должностные лица таких заготовительных организаций, скупающие меха у охотников с нарушением установленных правил и порядка, могут понести ответственность;
- обмен неклеймёных шкурок ценных пушных зверей, т.е. обмен их с получением соответствующего имущественного эквивалента на другие товары, изделия или продукты питания.
Незаконные действия по любому из трёх пунктов могут привести к административным и уголовным санкциям.
Выводы. Подводя итоги, отметим, что меховая индустрия - это естественная для России отрасль хозяйства. Правильная государственная и продуманная маркетинговая политика, координация деятельности всей цепочки - от производителей, заготовителей, продавцов меха до дизайнеров - должны поднять престиж и цену российских мехов. Но главное - это эффективное действенное правовое поле, стимулирующий и природоохранный эффект от которого, будет способствовать всестороннему развитию рынка меховых изделий в России.
В частности определено, что законодательное регулирование функционирования рынка меховых изделий охватывает не только непосредственные отношения в сфере торговли ими, но также отношения в сфере получения сырья и производства меховых изделий. Определено, что торговля меховыми изделиями по качеству правового регулирования существенно превосходит сферу производства. Это объясняется уникальной формой организации торговых отношений в форме международных меховых аукционов.
Вместе с тем, следует отметить, что правовое обеспечение процесса функционирования рынка меховых изделий в России требует существенной трансформации в сторону повышения эффективности механизмов регулирования отношений его участников. В частности, речь идет о защите прав потребителей, а также о защите конкуренции на данном рынке, что предусматривает ужесточение мер борьбы с контрабандой меха и меховых изделий. Список литературы:
1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: кодекс от 20.06.1984 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30941/7frame =21
2. О запрещении содержания гражданами плотоядных пушных зверей: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года (с изменениями внесенными Федеральным законом № 196-ФЗ от 30.12.2001) //Российская газета. - № 256. -2001 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr3204.htm
3. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169788/
4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144138/7fram e=1#p214
5. Бобрик Л. Мягкое золото // Валютный спекулянт. - № 7. -2014
6. Кушнарева М.Д. Пушная торговля как фактор организации пушного промысла коренного населения северо-восточной Сибири во II половине XIX - начале XX вв. /М.Д. Кушнарева: ареф. дисс. к.и.н. ; специальность 07.00.02. - Иркутск, 2005. -25с.
Reference list:
1. Kodeks RSFSR ob administrativnyih pravonarusheniyah: kodeks ot 20.06.1984 [Electronic resource], Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30941/7frame =21
2. O zapreschenii soderzhaniya grazhdanami plotoyadnyih push-nyih zverey: Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 19 noyabrya 1982 goda (s izmeneniyami vnesennyimi Federalnyim zakonom № 196-FZ ot 30.12.2001) //Rossiyskaya gazeta. - № 256. - 2001 [Electronic resource], Access mode: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr3204.htm
3. Ob ohote i o sohranenii ohotnichih resursov i o vnesenii iz-meneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii: Federalnyiy zakon ot 24.07.2009 № 209-FZ [Electronic resource], Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169788/
4. Obscherossiyskiy klassifikator vidov ekonomicheskoy deyatelnosti: utverzhdennyiy Prikazom Rostehregulirovaniya ot 22.11.2007 № 329-st [Electronic resource], Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_144138/?fram e=1#p214
5. Bobrik L. Myagkoe zoloto // Valyutnyiy spekulyant. - № 7. - 2014
6. Kushnareva M.D. Pushnaya torgovlya kak faktor organizatsii pushnogo promyisla korennogo naseleniya severo-vostochnoy Sibiri vo II polovine XIX - nachale XX vv. /M.D. Kushnareva: aref. diss. k.i.n. ; spetsialnost 07.00.02. - Irkutsk, 2005. - 25 р.
ОТЗЫВ
на статью Джавахиди Ираклия Александровича аспиранта Российского Университета Дружбы Народов «Рынок меховых
изделий: экономико-правовой аспект» Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной, и при этом, еще не достаточно разработанной теме. Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования торговли меховыми изделиями в условиях современного этапа развития этого рынка.
Следует отметить, что автор статьи, рассматривая проблему рынка меховых изделий, не ограничился оборотом собственно меховых изделий. А достаточно глубоко исследовал наличие отношений и в сфере добычи пушнины, показав взаимозависимость данного рынка от способов разведения и охоты на пушных зверей. В этом несомненная заслуга автора статьи. Особое место он уделил нарушениям в продаже, обмене, скупке шкурок пушных зверей, указал на требования законов и последствия их нарушения, что соответственно, имеет практическое значение для всех участников рынка пушных товаров.
По итогам исследования автор указал на необходимость повышения эффективности механизмов регулирования отношений участников рынка. Прежде всего, в вопросах защиты прав потребителей, защите конкуренции и ужесточении мер борьбы с контрабандой меха и меховых изделий.
Статья носит характер поиска и постановки новых проблем, изложена простым, доступным для понимания языком, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и рекомендуется к печати.
Рецензент: к.ю.н.
Ивановская Н.В.