Научная статья на тему 'Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста'

Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЦА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / «ПРОДАВЕЦ» МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / «ПОТРЕБИТЕЛЬ» МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / HEALTH / MEDICAL SERVICE / SELF-PRESERVING BEHAVIOR / ELDERLY PEOPLE / "SELLER" OF MEDICAL SERVICES / "CONSUMER" OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лещенко Любовь Александровна

В статье анализируется одна из социальных проблем современности, которая является результатом реформирования системы здравоохранения и ее перехода к рыночным отношениям. Проведенное автором социологическое исследование позволило, во-первых, оценить эффективность медицинских услуг на Волгоградском рынке с позиции «потребителя» (пациента) (в нашем случае ими выступили лица пожилого возраста), а во-вторых, рассмотреть значимость медицинских центров в процессе сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц старше 60 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лещенко Л. А. Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/183021.htm.

ART 183021 УДК 316.354.2

Лещенко Любовь Александровна,

аспирант Волгоградского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Волгоград [email protected]

Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения

и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста

Аннотация. В статье анализируется одна из социальных проблем современности, которая является результатом реформирования системы здравоохранения и ее перехода к рыночным отношениям. Проведенное автором социологическое исследование позволило, во-первых, оценить эффективность медицинских услуг на Волгоградском рынке с позиции «(потребителя» (пациента) (в нашем случае ими выступили лица пожилого возраста), а во-вторых, рассмотреть значимость медицинских центров в процессе сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц старше 60 лет.

Ключевые слова: здоровье, самосохранительное поведение, лица пожилого возраста, медицинская услуга, «(продавец» медицинских услуг, «(потребитель» медицинских услуг.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Тема, касающаяся сохранения и поддержания здоровья индивидов, начиная с трудов западных социологов второй половины XIX в. и до настоящего времени не теряет своей актуальности. В рамках позитивистской и понимающей социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера социальный феномен здоровья рассматривается как развитие жизненных сил индивидов, способствующих успешной адаптации в обществе, при этом формирование социальных практик в отношении здоровья происходит под воздействием сложившихся в обществе традиций [1, 2]. В то же время проведенные во второй половине XX в. социально-экономические преобразования способствовали актуализации научных исследований, посвященных сохранению и поддержанию здоровья населения. Так, одно из первых социологических исследований, направленных на изучение состояния здоровья населения, проведено в период 1980-1986 гг. под руководством А. И. Антонова. В его ходе были выявлены гендерные разногласия в оценивании здоровья россиян [3]. На современном этапе научно-теоретической мысли для изучения сущности социальных факторов, оказывающих влияние на выбор модели поведения индивида в процессе сохранения здоровья, а также объяснения социально-демографических показателей смертности и заболеваемости, причин их увеличения, ученые в области социологии и демографии используют термин «самосохранительное поведение». Так, И. В. Журавлева в своей работе, посвященной изучению отношения индивидов к сохранению здоровья, интерпретирует самосохрани-тельное поведение как систему действий и установок личности, направленных на сохранение и продление жизненного долголетия индивидов [4].

Как уже было отмечено, проведённая серия социально-экономических преобразований во второй половине XX в. существенным образом отразилась на здоровье населения, при этом в наибольшей зоне риска оказались лица, достигшие пожилого возраста (от 60 лет и старше). Проблема сохранения и поддержания здоровья в ста-

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Лещенко Л. А. Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/183021.htm.

рости приобретает в современных реалиях стратегическое значение и во многом зависит от соблюдения элементов здорового образа жизни (правильное питание, умеренные физические нагрузки, участие органов здравоохранения в процессе сохранения и поддержания здоровья и др.). Несмотря на всю значимость и роль указанных элементов здорового образа жизни, наша исследовательская задача заключалась в рассмотрении медицинских учреждений как агентов, участвующих в процессе сохранения и продления жизненного долголетия лиц пожилого возраста. Для этого в период с декабря 2016 по август 2017 г. автором на территории г. Волгограда было проведено социологическое исследование, которое состояло из двух этапов. На первом этапе (декабрь 2016 - март 2017 г.) был проведен анкетный опрос с использованием многоступенчатой выборки (первый этап включал в себя метод квотирования респондентов по полу, возрасту и району проживания, на втором этапе опроса использовался метод доступного случая), по результатам которого было опрошено 500 респондентов, достигших пожилого возраста, из них 38,2% мужчин и 61,8% женщин. Распределение респондентов по возрасту выглядит следующим образом: 24,6% - от 60 до 65 лет; 32% - от 66 до 71 года; 27% - от 72 до 77 лет; 10,2% - от 78 до 83 лет и 6,2% - более 83 лет. На втором этапе (март - август 2017 г.) была проведена серия глубинных интервью с использованием метода «снежного кома» (п = 20 человек).

Однако, прежде чем перейти к анализу эмпирических данных, на наш взгляд, следует отметить, что в современных условиях российского общества здравоохранение начинает входить в сектор услуг, основная задача которого направлена на удовлетворение потребностей индивидов. Рассматривая систему здравоохранения в аспекте рыночных отношений, видим, что, как правило, на рынке предоставления и потребления услуг взаимодействуют два актора: «продавец» и «потребитель». В качестве «продавца» в данном случае выступает медицинское учреждение (врачи, медицинские работники и др.), а «потребителя» - конкретный член общества, испытывающий потребность в сохранении собственного здоровья. Медицинская услуга как продукт производства, по мнению В. В. Янова, Е. Н. Лесниченко, обладает рядом характеристик: неосязаемостью, неразрывностью процессов предоставления и потребления услуг, неоднозначной оценкой качества, эффективностью и стоимостью [5]. В то же время результаты авторского социологического исследования зафиксировали, что лица пожилого возраста, в силу возрастных изменений, являются наиболее активными «потребителями» медицинских услуг. Так, при ответе на вопрос «Обращаетесь ли Вы за квалифицированной помощью в медицинские центры (поликлиники, больницы)?» 89,9% дали положительный ответ и только 10,1% ответили, что не посещают медицинские центры. Данный факт позволил рассмотреть деятельность медицинских учреждений, с одной стороны, как социальных агентов, участвующих в процессе сохранения и поддержания жизненного долголетия индивидов, а с другой - как услуги. Однако большая часть респондентов, принимавшая участие в опросе, не обладала определенным набором знаний, компетенций в области медицины, поэтому их ответы могли носить субъективный характер. Во избежание данного фактора нами были выделены показатели, которые позволили оценить деятельность медицинских учреждений с позиции «потребителя» (пациента): во-первых, качество предоставления услуги, включающей в себя «вежливость и внимательность медицинского персонала», «компетентность медицинского персонала», «результативность», и, во-вторых, показатель доступности услуги («платность»). Охарактеризуем указанные компоненты наиболее подробно:

- «вежливость и внимательность медицинского персонала» отражает потребительские ожидания клиента в отношении получения услуги;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лещенко Л. А. Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/183021.htm.

- «компетентность медицинского персонала» касается уровня потребительских ожиданий клиента относительно профессионализма медицинского персонала в вопросах лечения, консультирования;

- «(результативность» - нормализация жизнедеятельности пациента посредством посещения медицинских учреждений;

- «(платность» - финансовые затраты клиента, направленные на получение медицинских услуг (консультация врача, плата за процедуры и т. д.).

Так, при оценивании респондентами качества предоставляемых медицинских услуг в г. Волгограде по пятибалльной шкале, где 1 - полностью удовлетворён, 5 - полностью не удовлетворен, было установлено, что показатель «вежливость и внимательность медицинского персонала» был оценен пациентами удовлетворительно (от 1 до 2 баллов). В свою очередь, показатель, связанный с результативностью услуги (например, назначенное лечение позволило мне быстро восстановиться), по пятибалльной шкале чаще всего оценивался от 3 до 4 баллов, что свидетельствует о неудовлетворенности пациентов качеством предоставляемых медицинских услуг (см. таблицу).

Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы последним визитом

к врачу?» (%)

Критерий Полностью удовлетворён Скорее удовлетворен Скорее не удовлетворён Полностью не удовлетворен Затрудняюсь ответить Всего

Вежливость и внимательность врача 23,2 26 30,1 11,3 9,4 100

Врачом были быстро выявлены причины изменения состояния здоровья 20,5 21,1 31 14,3 13,1 100

Врачом были подробно объяснены результаты медицинских исследований. Назначено комплексное лечение 20,7 23 27,6 15,8 12,9 100

Назначенное лечение позволило быстро восстановиться 14,7 22,8 31,7 14,9 15,9 100

Указанные в таблице статистические данные подтверждаются и выводами, сделанными на основании проведённых глубинных интервью. Так, лицам пожилого возраста было предложено оценить деятельность здравоохранения по десятибалльной шкале (1 - низший бал, 10 - высший). Как показал анализ проведённых интервью, оценки информантов варьировались от 1 до 6 баллов, для подтверждения данного факта обратимся к следующим фрагментам:

«(...где-то может быть 5, как-то давно, сейчас, конечно, это уже не является показателем, мне попался врач, у меня был острый бронхит, а он мне сказал, что у меня в легких все чисто...» (женщина, 61 год);

«(Один - это самая подходящая оценка для нашей медицины. Наша медицина вообще распалась, теперь даже к врачу никакому не попадёшь. Врачей вообще нет в поликлинике» (женщина, 78 лет);

«(Ну, где-то 5-6 баллов, отношение к пациентам ужасное, то врачи анализы теряют, там бардак...» (мужчина, 63 года).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лещенко Л. А. Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183021.htm.

Анализируя показатель, связанный с доступностью услуги «платность», мы обратили внимание на тот факт, что в Конституции РФ сектор здравоохранения рассматривается через призму понятия «медицинская помощь», которая направлена на «избежание боли и других тяжёлых проявлений заболеваний пациента» и при этом не предполагает материального вознаграждения за предоставленную пациенту помощь [6]. Несмотря на действующее положение Конституции РФ, расходы населения на медицинские услуги в г. Волгограде за период с 2010 по 2014 г. увеличились на 1,6% [7]. Следует подчеркнуть, что лица пожилого возраста для поддержания удовлетворительного состояния здоровья вынуждены быть потребителями коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в индустрии здоровья (например, аптечный сектор). Так, при ответе на вопрос «Сколько приблизительно в месяц Вы тратите на приобретение лекарственных препаратов?» 36,3% указали сумму от 500 до 1500 руб. в месяц, 21,5% - от 1500 до 2000 руб. в месяц (рис. 1). При этом только 7% респондентов отметили, что получают лекарственные препараты по льготным программам, 93% дали отрицательный ответ.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Ряд1

менее от 500 от 1500 от 2000 от 2500 более 500 до 1500 до 2000 до 2500 до 3000 3000 рублей в тыс. тыс. тыс. тыс. тыс. месяц рублей в рублей в рублей в рублей в рублей в месяц месяц месяц месяц месяц

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Сколько приблизительно в месяц Вы тратите на приобретение лекарственных препаратов?» (%)

Введение в сектор здравоохранения платных медицинских услуг способствовало частичному отказу лиц пожилого возраста от роли «потребителя» (пациента), участвующего в секторе услуг. Для подтверждения данного аргумента обратимся к результатам проведённого социологического исследования.

Во-первых, лица пожилого возраста оценивают уровень своего дохода в подавляющем большинстве случаев как средний или ниже среднего (см. рис. 2).

Во-вторых, в силу невысокого оценивания финансовых ресурсов лица пожилого возраста полностью или частично отказываются от платных медицинских услуг: «Когда человек на пенсии, он вряд ли себе это может позволить, да и другие люди получают не такую большую зарплату. У них, конечно, хорошее оборудование, в "Афине", "Сове", в муниципальных больницах такого нет. Частные клиники могут себе это позволить, у них один прием стоит от 850 рублей, анализ 700 рублей...» (женщина, 73 года); «...я заплатила 600 рублей, чтобы врач только посмотрел результаты анализов... Платные услуги - это очень дорого для нас...» (женщина, 80 лет).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лещенко Л. А. Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183021.htm.

19,7 ■ высокий

■ выше среднего

38,5 средний

■ ниже среднего

■ низкий

38,3 ■ затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете уровень Ваших доходов?» (%)

Как показывает практика, проведённый в российском обществе комплекс социально-экономических мероприятий в системе здравоохранения отразился на качестве медицинского обслуживания населения, но, несмотря на существующие проблемы, которые требуют незамедлительного решения, медицинские учреждения (поликлиники, больницы) призваны сохранять и поддерживать жизненное долголетие населения независимо от половой и возрастной принадлежности посредством сбалансированного лечения, проведения комплексного медицинского осмотра и т. д. Несмотря на то что результаты социологического исследования демонстрируют неудовлетворённость респондентов качеством медицинского обслуживания, лица пожилого возраста в процессе лечения или подбора лекарственных препаратов чаще всего обращаются за консультацией в медицинские учреждения, оставшийся же процент опрошенных прибегает к методам самолечения (см. рис. 3, 4).

Подводя общий итог, следует отметить, что для лиц пожилого возраста медицинские учреждения выступают социальной платформой, которая обеспечивает поддержание жизненного долголетия и здоровья. В результате перехода российского общества к модели рыночных отношений сектор здравоохранения начинает рассматриваться как сектор услуг, призванный удовлетворять потребности «потребителя» (пациента) в отношении здоровья. Хотя сектору здравоохранения и был присвоен статус оказывающего услуги, качество медицинского обслуживания, по мнению респондентов, ухудшилось, но, несмотря на ухудшение показателя «результативность», лица пожилого возраста чаще всего обращаются за квалифицированной помощью в медицинские центры.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лещенко Л. А. Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183021.htm.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «К какому источнику Вы чаще всего обращаетесь

в случае заболевания?» (%)

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Кто делает Вам назначение на приобретение лекарственных средств?» (%)

Ссылки на источники

1. Дюркгейм Э. Социология и теория познания: хрестоматия по истории психологии. - М., 1989. - С. 218.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. -С.602-643.

3. Антонов А. И. Опыт исследования установок на здоровье и продление жизни. - М., 1989. - С. 44-45.

4. Журавлева И.В. Самосохранительное поведение и здоровье // Проблемы демографического развития СССР, 1998. - С. 111-112.

5. Янова В. В., Лесниченко Е. Н. Сущность медицинской услуги как социально-экономической категории // Terra economicus (Экономический вестник Ростовского государственного университета). -2009. - Т. 7. - № 2. - С. 35.

6. Извлечения из Конституции РФ (ст. 41) и ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». - URL: http://protivkart.org/documents/1463-1-izvlecheniya-iz-konstitucii-rf-st-41-i-fz-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rf.html.

7. Статистический ежегодник Волгоградской области 2014. - URL: http://istmat.info/files/uploads/53876/statisticheskiy_ezhegodnik_volgogradskaya_oblast_2014.pdf.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лещенко Л. А. Рынок медицинских услуг и его влияние на процесс сохранения и поддержания жизненного долголетия лиц пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183021.htm.

Lyubov Leschenko,

Postgraduate Student, Volgograd Institute of Management branch of Russian Academy of Economics and Public Administration under the President of the Russian Federation, Volgograd LLA24011 @yandex.ru

The market of medical services and its influence on the process of preservation and maintenance of elderly people longevity

Abstract. The article analyzes one of the social problems of our time, which is the result of reforming the health care system and its transition to market relations. The sociological research conducted by the author made it possible, first, to evaluate the effectiveness of medical services in the market of Volgograd region from the position of the "consumer" (the patient) (in our case they were the elderly persons), and second, to consider the importance of medical centers in the process of maintaining life longevity of persons over 60 years of age. Key words: health, self-preserving behavior, elderly people, medical service, "seller" of medical services, "consumer" of medical services. References

1. Dyurkgejm, E. (1989). Sociologiya i teoriya poznaniya: hrestomatiya po istorii psihologii, Moscow, p. 218 (in Russian).

2. Veber, M. (1990). "Osnovnye sociologicheskie ponyatiya", Izbrannye proizvedeniya, Progress, Moscow, pp. 602-643 (in Russian).

3. Antonov, A. I. (1989). Opyt issledovaniya ustanovok na zdorov'e iprodlenie zhizni, Moscow, pp. 44-45.

4. Zhuravleva, I. V. (1998). "Samosohranitel'noe povedenie i zdorov'e", Problemy demograficheskogo razvitiya SSSR, pp. 111-112 (in Russian).

5. Yanova, V. V. & Lesnichenko, E. N. (2009). "Sushchnost' medicinskoj uslugi kak social'no-ekonomich-eskoj kategorii", Terra economicus (Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universi-teta), t. 7, № 2, p. 35 (in Russian).

6. Izvlecheniya iz Konstitucii RF (st. 41) i FZ ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ "Ob osnovah ohrany zdo-rov'ya grazhdan v RF". Available at: http://protivkart.org/documents/1463-1-izvlecheniya-iz-konstitucii-rf-st-41-i-fz-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rf.html (in Russian).

7. Statisticheskij ezhegodnik Volgogradskoj oblasti 2014. Available at: http://istmat.info/files/up-loads/53876/statisticheskiy_ezhegodnik_volgogradskaya_oblast_2014.pdf (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 26.02.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.03.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.03.18 Опубликована Published 31.05.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Лещенко Л. А., 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.